Модернизм кратко: что это такое, в живописи, архитектуре, литературе, искусстве, представители модерна, художники модернисты, модернистские течения

Модернизм в литературе

Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Данное направление пришло на смену реализму и стало предшественником постмодернизма, завершающий этап его развития датируется 30-ми годами ХХ века.

Главной особенностью данного направления является полная смена классического восприятия картины мира: авторы больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а напротив демонстрируют их относительность. Линейность повествования исчезает, сменяясь хаотичным, обрывочным, раздробленным на части и эпизоды сюжетом, часто подаваемым от лица сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на происходящие события.

Направления модернизма в литературе

Модернизм в свою очередь разветвлялся на несколько направлений, таких как:

Символизм


(Сомов Константин Андреевич «Две дамы в парке»)

Возник во Франции в 70-80-х годах 19 века и достиг пика своего развития в начале ХХ века, был наиболее распространен во Франции. Бельгии и России. Авторы-символисты воплощали основные идеи произведений, используя многоликую и многозначную ассоциативную эстетику символов и образов, зачастую они были полны таинственности, загадочности и недосказанности. Яркие представители данного направления: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция), Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия), Валерий Брюсов, Александр Блок, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт (Россия)… подробнее

Акмеизм


(Александр Богомазов «Разносчики муки»)

Возник как отдельное течение модернизма в начале ХХ века в России, авторы-акмеисты в противопоставление символистам настаивали на четкой материальности и предметности описываемых тем и образов, отстаивали использование точных и ясных слов, выступали за отчетливые и определенные образы. Центральные фигуры российского акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий… подробнее

Футуризм


(Фортунато Деперо «Я и моя жена»)

Авангардистское направление, возникшее в 10-20 годах ХХ века, получившее развитие на территории России и Италии. Главная особенность авторов-футурологов: интерес не столько к содержанию произведений, а больше к форме стихосложения. Для этого придумывались новые словоформы, пользовались вульгарной, простонародной лексикой, профессиональным жаргоном, языком документов, плакатов и афиш. Основоположником футуризма считается итальянский поэт Филиппо Маринетти, сочинивший поэму «Красный сахар», его сподвижники Балла, Боччони, Карра, Северини и другие. Российские футуристы: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак… подробнее

Имажинизм


(Георгий Богданович Якулов — эскиз декорации к оперетте Ж. Оффенбаха  «Прекрасная Елена»)

Возник как литературное направлении русской поэзии в 1918 году, его основоположниками были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Целью творчества имажинистов было создание образов, а главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы. .. подробнее

Экспрессионизм


(Эрих Хеккель «Уличная сцена у моста»)

Течение модернизма, получившее развитие в Германии и Австрии в первом десятилетии ХХ века, как болезненная реакция общества на ужасы происходящих событий (революции, Первая мировая война). Данное направление стремилось не столько воспроизводить действительность, сколько передать эмоциональное состояние автора, в произведениях очень распространены изображения болевых ощущений и криков. В стиле экспрессионизма работали: Альфред Деблин, Готфрид Бенн, Иван Голль, Альберт Эренштейн (Германия), Франц Кафка, Пауль Адлер (Чехия), Т. Мичинский (Польша), Л.Андреев (Россия)… подробнее

Сюрреализм


(Сальвадор Дали «Постоянство памяти»)

Возник как направление в литературе и искусстве в 20-х годах ХХ века. Сюрреалистические произведения отличает применение аллюзий (стилистических фигур, дающих намек или указание на конкретные исторические или мифологические культовые события) и парадоксальное сочетание различных форм. Основоположник сюрреализма — французский писатель и поэт Андре Бретон, известные литераторы данного направления — Поль Элюар и Луи Арагон… подробнее

Модернизм в русской литературе ХХ века

Последнее десятилетие 19 века ознаменовалось появлением в русской литературе новых направлений, задачей которых было полное переосмысление старых средств выражения и возрождение поэтического искусства. Данный период (1982-1922 гг.) вошел в историю литературы под названием «Серебряный век» русской поэзии. Писатели и поэты объединялись в различные модернистские группы и направления, игравшие в художественной культуре того времени огромную роль.


(Кандинский Василий Васильевич «Зимний пейзаж»)

Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века, его основоположниками были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, позже к ним присоединились Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Они выпускают художественный и публицистический орган символистов — журнал «Весы (1904-1909 гг.

), поддерживают идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем завете и пришествии Вечной женственности. Произведения поэтов-символистов наполнены сложными, мистическими образами и ассоциациями, таинственностью и недосказанностью, абстрактностью и иррациональностью.

На смену символизму приходит акмеизм, появившийся в русской литературе в 1910 году, зачинатели направления: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, также в эту группу поэтов вошли О. Мандельштам, М. Зенкевич, М. Кузьмин, М. Волошин. Акмеисты в отличие от символистов провозглашали культ реальной земной жизни, ясный и уверенный взгляд на реальность, утверждение эстетико-гедонистической функции искусства, без затрагивания социальных проблем. Поэтический сборник «Гиперборей», выпущенный в 1912 году, заявил о появлении нового литературного направления под названием акмеизм (от «акме» – высшая степень чего-либо, пора расцвета). Акмеисты пытались сделать образы конкретными и предметными, избавиться от мистической запутанности, присущей движению символистов.


(Владимир Маяковский «Рулетка»)

Футуризм в русской литературе возник одновременное с акмеизмом в 1910-1912 годах, как и другие литературные направления в модернизме он был полон внутренних противоречий. В одну из самых значительных футуристических группировок под названием кубофутуристы входили такие выдающиеся поэты Серебряного века как В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, А. Крученых, В. Каменский и др. Футуристы провозглашали революцию форм, абсолютно независимых от содержания, свободу поэтического слова и отказ от старых литературных традиций. Проводились интересные эксперименты в области слова, создавались новые формы и обличались устаревшие литературные нормы и правила. Первый сборник поэтов-футуристов «Пощечина общественному вкусу» декларировал основные понятия футуризма и утверждал его как единственного правдивого выразителя своей эпохи.


(Казимир Малевич «Дама на остановке трамвая»)

В начале 20-х годов ХХ века на основе футуризма формируется новое модернистское направление — имажинизм. Его основоположниками были поэты С. Есенин, А.Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев. В 1919 году они провели первый вечер имажинистов и создали декларацию, в которой провозглашались главные принципы имажинизма: главенство образа «как такового», поэтическое выражение посредством использования метафор и эпитетов, стихотворное произведение должно представлять собой «каталог образов», читающийся одинаково как с начала, так и с конца. Творческие разногласия между имажинистами привели к разделению направления на левое и правое крыло, после выхода из его рядов Сергея Есенина в 1924 году группа постепенно распалась.

Модернизм в зарубежной литературе ХХ века


(Джино Северини «Натюрморт»)

Модернизм как литературное направление поваляется в конце 19 начале 19 века накануне Первой мировой войны, его расцвет приходится на 20-30 годы 20 века, развивается он практически одновременно в странах Европы и Америки и представляет собой интернациональное явление, состоящее из различных литературных течений, таких как имажизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и т. д.

Возник модернизм во Франции, его яркими представителями, относившиеся к движению символистов были поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Символизм быстро стал популярен и в других странах Европы, в Англии его представлял Оскар Уайльд, в Германии — Стефан Георге, в Бельгии — Эмиль Верхарн и Морис Меттерлинк, в Норвегии — Генрик Ибсен.


(Умберто Боччони «Улица входит в дом»)

К числу экспрессионистов принадлежали Г. Тракль и Ф. Кафка в Бельгии, французская школа — А. Франс, немецкая — И. Бехер. Основателями такого модернистского направления в литературе как имажизм, существовавшего с начала 20 века в англоязычных европейских странах, были английские поэты Томас Хьюм и Эзра Паунд, к ним позже присоединились американская поэтесса Эми Лоуелл, молодой английский поэт Герберт Рид, американец Джон Флетчер.

Самыми знаменитыми писателями модернистами начала ХХ века считаются ирландский писатель-прозаик Джеймс Джойс, создавший бессмертный роман в стиле «поток сознания» «Улисс» (1922), французский автор семитомного романа-эпопеи «В поисках утраченного времени» Марсель Пруст, и немецкоязычный мэтр модернизма Франц Кафка, написавший повесть «Превращение» (1912), ставшая классикой абсурда всей мировой литературы.

Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века

Несмотря на то, что модернизм разделяется на большое количество течений, их общей чертой является поиск новых форм и определение места человека в мире. Литература модернизма, возникшая на стыке двух эпох и между двумя мировыми войнами, в обществе, уставшем и истощенным от старых идей, отличается космополитизмом и выражает чувства авторов, потерянных в постоянно развивающейся, растущей урбанистической среде.


(Альфредо Гауро Амбрози «Аэропортрет дуче»)

Писатели и поэты, работавшие в данном направлении, постоянно экспериментировали с новыми словами, формами, приемами и техниками, для того чтобы создать новое, свежее звучание, хотя темы оставались по-прежнему старыми и вечными. Обычно это была тема об одиночестве человека в огромном и пестром мире, о несовпадении ритмов его жизни с окружающей реальностью.

Модернизм это своеобразная литературная революция, в ней участвовали писатели и поэты, объявившие о своем полном отрицании реалистического правдоподобия и всех культурно-литературных традиций в целом. Им выпало жить и творить в непростое время, когда ценности традиционной гуманистической культуры устарели, когда понятие свободы в разных странах имело весьма неоднозначное значение, когда кровь и ужасы Первой мировой войны обесценили человеческую жизнь, и окружающий мир предстал перед человеком во всей своей жестокости и холодности. Ранний модернизм символизировал время, когда разрушилась вера в силу разума, настало время торжества иррациональности, мистицизма и абсурдности всего существования.

Понятие модернизма и постмодернизма — Студопедия

Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») – направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.


В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм – «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового. То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, – как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий.

Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, – по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.


Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», – русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно. Последующий за модернизмом стиль – постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей, к элементам иррационального. Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это – Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

Классические примеры модернизма в архитектуре:

Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;

Вилла Саввой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;

Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;

Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;

Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.

Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;

Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;

Жилой комплекс «Хебитет» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.

Модернистские течения в искусстве

· Абстрактное искусство

· Абстрактный экспрессионизм

· Дадаизм

· Импрессионизм

· Кубизм

· Модерн

· Постимпрессионизм

· Символизм

· Сюрреализм

· Фовизм

· Футуризм

· Экспрессионизм

Постмодернизм (лат. post – «после», фр. moderne – «новейший», «современный»), постмодерн – термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.

Постмодернизм явился результатом отрицания. Термин этот появляется в период Первой мировой войны. Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на примате в ней создания эстетизированного артефакта.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала ХХ века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.

Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.

Возникнувший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Нагляднее всего продемонстрировать различия на примере литературы.

Архитектурный модернизм

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

— использование самых современных строительных материалов и конструкций,

— рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),

— отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

— их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн , сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм , развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм , основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Музыкальный модернизм XX века. — Реферат Рефератович

Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

  • > ГЛАВНАЯ
  • > Биография
    • > Андреев Л. Н.
    • > Анненский И. Ф.
    • > Ахматова А. А.
    • > Барто А. Л.
    • > Батюшков К. Н.
    • > Бек А. А.
    • > Белинский В. Г.
    • > Бенедиктов В. Г.
    • > Бестужев А. А.
    • > Блок А. А.
    • > Боратынский Е. А.
    • > Брюсов В. Я.
    • > Бунин И. А.
    • > Введенский А. И.
    • > Веневитинов Д. В.
    • > Вересаев В. В.
    • > Высоцкий В. С.
    • > Вяземский П. А.
    • > Герцен А. И.
    • > Глинка Ф. Н.
    • > Гнедич Н. И.
    • > Гоголь Н. В.
    • > Гончаров И. А.
    • > Грибоедов А. С.
    • > Григорович Д. В.
    • > Гумилев Н. С.
    • > Давыдов Д. В.
    • > Даль В. И.
    • > Дельвиг А. А.
    • > Достоевский Ф. М.
    • > Ершов П. П.
    • > Есенин С. А.
    • > Жуковский В. А.
    • > Карамзин Н. М.
    • > Катенин П. А.
    • > Ключевский В. О.
    • > Короленко В. Г.
    • > Крылов И. А.
    • > Куприн А. И.
    • > Кюхельбекер В. К.
    • > Лажечников И. И.
    • > Лермонтов М. Ю.
    • > Лесков Н. С.
    • > Маяковский В. В.
    • > Михалков С. В.
    • > Надеждин Н. И.
    • > Некрасов Н. А.
    • > Носов Н. Н.
    • > Огарев Н. П.
    • > Одоевский В. Ф.
    • > Островский А. Н.
    • > Пастернак Б. Л.
    • > Пестель П. И.
    • > Полежаев А. И.
    • > Пришвин М. М.
    • > Пушкин А. С.
    • > Рылеев К. Ф.
    • > Салтыков-Щедрин М. Е.
    • > Солженицын А. И.
    • > Соллогуб В. А.
    • > Толстой Л. Н.
    • > Тредиаковский В. К.
    • > Тургенев И. С.
    • > Тютчев Ф. И.
    • > Успенский Г. И.
    • > Фет А. А.
    • > Хармс Д. И.
    • > Ходасевич В. Ф.
    • > Хомяков А. С.
    • > Цветаева М. И.
    • > Чаадаев П. Я.
    • > Чернышевский Н. Г.
    • > Чехов А. П.
    • > Шевырев С. П.
    • > Шмелев И. С.
    • > Языков Н. М.
  • > Нумизматика
    • > Банкноты
      • > Российская империя.
      • > Денежные знаки временного правительства.
      • > Денежные знаки времен гражданской войны.
      • > Билеты банка РСФСР и СССР.
      • > Российская Федерация.
      • > Арабская республика Египет.
      • > Республика Македония.
      • > Королевство Греция.
      • > Республика Греция (1964-1973).
      • > Республика Греция (1975-1980).
      • > Республика Греция (1985-1990).
      • > Республика Израиль (1952 — 1963).
      • > Республика Израиль (1963 — 1973).
      • > Республика Израиль (1973 — 1978).
      • > Республика Израиль (1978 — 1983).
      • > Королевство Италия (1900-1946).
      • > Республика Италия (1971 — 1978).
      • > Республика Италия (1978 — 1985).
      • > Республика Италия (1985 — 1992).
      • > Германская империя.
      • > Веймарская республика.
      • > Третий Рейх.
      • > Третья Республика Франция.
      • > Пятая республика Франция.
      • > Королевство Испания.
      • > Вторая Испанская республика.
      • > Королевство Испания (1939 — 1975).
      • > Республика Турция (1982 — 1989).
    • > Монеты
  • > Рефераты
    • > История мира
      • > Египет. Раннее царство.
      • > Египет в период древнего царства.
      • > Египет в период среднего царства.
      • > Египет. Новое царство.
      • > Египет в период позднего царства.
      • > История Египта. Греко-римский период.
      • > Древняя Македония 8–2 века до н. э.
      • > Древняя Греция в крито-микенский период.
      • > Древняя Греция в период XI-I вв. до н. э.
      • > Греция в составе Римской империи.
      • > Древний Рим 753–510 гг. до н. э.
      • > Республиканский Рим 510–30 гг. до н. э.
      • > Римская империя с 30 г. до н. э. по 476 г. н. э.
      • > История Италии в период V–X вв.
      • > Средневековая Италия с X века по XII век.
      • > Средневековая Италия с XIII века по XV век.
      • > Династия Трастамара в Италии.
      • > Итальянские войны.
      • > История Италии в период XVI – XVII вв.
      • > История Италии в XVIII веке.
      • > История Италии с 1792 года по 1861 год.
      • > Королевство Италия в XIX веке.
      • > История Италии XX век. Первая мировая война.
      • > История Италии. Правление Бенито Муссолини.
      • > История Византийской империи.
      • > Византийская империя 1261–1453 гг.
      • > Османская империя 1299–1402 гг.
      • > Османская империя в период с 1402 года по 1720 год.
      • > Османская империя в XVIII веке.
      • > Османская империя. Первая половина XIX века.
      • > Османская империя. Вторая половина XIX века.
      • > История Турции. Мустафа Кемаль Ататюрк.
      • > Турция и Вторая мировая война.
      • > Персидская империя до завоевания Александром Македонским в 330 г.
      • > Парфянское царство.
      • > Государство Сасанидов.
      • > Арабский халифат в период 632-661 гг.
      • > Омейядский халифат.
      • > Аббасидский халифат 750–1258 гг.
      • > Армения до завоевания Римской империей.
      • > История Армении с 330 г. до н. э. до середины IX века.
      • > История конфликта между Арменией и Азербайджаном.
      • > Древняя Франция.
      • > Франция с конца V века до IX века.
      • > Средневековая Франция.
      • > История Франции 1789–1814 гг.
      • > История Франции XIX век.
      • > История Франции с 1871 года по 1920 год.
      • > История Франции с 1920 года по 1939 год.
      • > Роль Франции во Второй мировой войне.
      • > Французская республика 1946–1969 годов.
      • > Древняя Испания.
      • > Христианская Испания.
      • > Испанская империя.
      • > Габсбургская Испания XVI–XVII вв.
      • > История Испании. Правление Филиппа V.
      • > История Испании. Вторая половина XVIII века.
      • > Гражданские войны в Испании XIX век.
      • > Испания в период с 1874 года по 1931 год.
      • > Великая испанская революция 1931–1939 гг.
      • > Роль Испании во Второй мировой войне.
      • > История Израиля. Начало пути.
      • > История Израиля. Византийский, арабский периоды.
      • > Османская империя и Палестина.
      • > Образование государства Израиль.
      • > История Германии. Германские племена.
      • > Священная римская империя.
      • > Священная Римская империя германской нации.
      • > История Германии XIX век.
      • > История Германии XX век. Третий Рейх.
      • > Федеративная Республика Германия.
      • > Древняя Англия.
      • > Средневековая Англия IX–XI вв.
      • > Англия. Нормандское вторжение.
      • > История Англии XII век.
      • > Англия в 13 веке.
      • > Англия в XIV веке.
      • > Англия в XV веке. Династия Ланкастеров.
      • > История Англии в период с 1471 года по 1553 год.
      • > Англия в 16 веке. Елизавета I.
      • > История Англии, XVII век.
      • > История Англии. Вторая половина XVII века.
      • > История Великобритании. XVIII век.
      • > Англия в XIX веке. Война с Наполеоном.
      • > История Англии в период 1837–1936 гг.
      • > Колониальная Англия. Конец XIX в. – начало XX в.
      • > Великобритания и Вторая мировая война.
      • > Виндзорская династия. Наследие.
      • > История Америки до объявления о независимости.
      • > Война за независимость.
      • > История США. Вторая половина XIX века.
      • > История США. Начало XX века.
      • > История Америки. Вторая мировая война.
      • > История США. Послевоенный период.
      • > История США. Борьба за мировое господство.
      • > История США в период с 1981 года по 2001 год.
      • > Европейские колонии в Индии XVI–XX вв.
      • > История конфликта между Пакистаном и Индией.
      • > Образование Китайской республики в 1912 году.
      • > Китай и Вторая мировая война.
      • > Китай после Второй мировой войны.
    • > История России
      • > 1. Происхождение восточных славян.
      • > Восточные славяне в древности.
      • > 2. Образование Древнерусского государства.
      • > 3. Правление Владимира Святославича. Принятие Христианства на Руси.
      • > 4. Правление Ярослава Мудрого.
      • > 5. Эпоха Владимира Мономаха.
      • > 6. Феодальная раздробленность Руси.
      • > 7. Русская иконопись.
      • > 8. Татаро-монгольское иго.
      • > 9. Возвышение Москвы.
      • > 10. Куликовская битва.
      • > 11. Правление Ивана Грозного.
      • > 12. Правление Фёдора Иоанновича.
      • > 13. Смутное время на Руси.
      • > 14. Правление Михаила Федоровича Романова.
      • > 15. Время правления Алексея Михайловича Романова.
      • > 16. Эпоха правления царя Федора III Алексеевича.
      • > 17. Правление императора Петра I.
      • > Правление Петра I.
      • > Великая северная война.
      • > Полтавская битва.
      • > 18. Правление Екатерины I и Петра II.
      • > 19. Правление Анны Иоанновны и Ивана VI.
      • > 20. Правление Елизаветы Петровны и Петра III.
      • > 25. Эпоха правления Екатерины Великой.
      • > Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
      • > Русско-турецкая война 1787–1791 гг.
      • > 26. Правление Павла I.
      • > 27. Правление Александра I Павловича.
      • > 28. Правление Николая I.
      • > 29. Время правления Александра II.
      • > 30. Правление Александра III.
      • > 31. Правление Николая II.
      • > 32. Революция 1917 года.
      • > 33. Гражданская война с 1918 года по 1922 год.
      • > Гражданская война в России 1917-1922 гг.
      • > 34. СССР в 20-е годы 20 века.
      • > 35. СССР в 30-е годы 20 века.
      • > 36. СССР и Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.
      • > Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
      • > Советская армия в годы Великой Отечественной войны.
      • > 37. СССР после Второй мировой войны 1946-1953 гг.
      • > 38. Правление Хрущева Н. С. 1953-1964 гг.
      • > 39. Эпоха правления Брежнева Л. И. 1964-1982 гг.
      • > 40. Правление Андропова Ю. В. и Черненко К. У.
      • > 41. СССР в годы перестройки.
      • > 42. Время правления Ельцина Б. Н. 1991-1999 годов.
      • > Владивосток – город форпост.
      • > Северная Осетия – Владикавказ.
      • > Волгоград — город-герой.
      • > Екатеринбург – столица Свердловской области.
      • > Казань до завоевания Иваном Грозным.
      • > Казань после завоевания Иваном Грозным.
      • > Что говорят про Калининград.
      • > Москва – главный город страны.
      • > Москва сегодня.
      • > Нижний Новгород, или город Горький.
      • > Цемесская бухта – город Новороссийск.
      • > История Новороссийска XX век.
      • > Город Орёл – царское время.
      • > Ростов-на-Дону до 1920 года.
      • > Ростов-на-Дону. Советский период.
      • > Самара. Среднее Поволжье России.
      • > Санкт-Петербург – культурная столица России.
      • > Саранск. Республика Мордовия.
      • > Сочи – город-курорт.
      • > Первый президент Казахстана.
      • > Первый президент Армении.
      • > Армения в период правления Кочаряна Р. С.
      • > Первый президент Азербайджана.
    • > Психология
      • > 1. Основы психологии.
      • > Ощущение, восприятие, представление.
      • > Значение памяти, мышления и речи в жизни человека.
      • > Темперамент человека, его типы и характеристика.
      • > Типы темперамента и их описание.
      • > Мотивация. Роль мотивов в развитии человека.
      • > Творчество и самореализация. Особенности творческой личности.
      • > Конфликт. Виды и способы разрешения конфликтов.
      • > Внутриличностный конфликт.
      • > Эмоции и чувства.
      • > 2. Возрастная психология.
      • > Теории психического развития.
      • > Психическое развитие новорожденного.
      • > Раннее детство.
      • > Психическое развитие ребенка от 3 до 6-7 лет.
      • > Младший школьный возраст. Развитие психики ребенка в период с 6 до 11 лет.
      • > Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка.
      • > Юношество. Особенности развития личности в возрасте от 15-16 до 20 лет.
      • > Особенности психологии взрослого человека.
      • > 3. Психология личности.
      • > Основные направления в психологии личности.
      • > Личность в отечественной психологии XX века.
      • > Глубинная психология.
      • > Гуманистическая психология.
      • > Экзистенциальная психология.
      • > Когнитивизм и бихевиоризм.
      • > Шизофрения. Понятие, симптомы, формы и способы лечения.
      • > 4. Психология отношений между мужчиной и женщиной.
      • > Кризисы семейных отношений по годам.
      • > Конфликт детей и родителей.
    • > Культурология
      • > Культура и культурология. Определение, структура, виды.
      • >

постмодернизма | Определение, доктрины и факты

Постмодернизм и современная философия

Постмодернизм в значительной степени является реакцией на интеллектуальные предположения и ценности современного периода в истории западной философии (примерно с 17 по 19 века). Действительно, многие доктрины, характерно связанные с постмодернизмом, можно справедливо описать как прямое отрицание общих философских точек зрения, которые считались само собой разумеющимися в эпоху Просвещения 18-го века, хотя они и не были уникальными для того периода.Наиболее важные из этих точек зрения следующие.

1. Существует объективная естественная реальность, реальность, существование и свойства которой логически независимы от людей — от их разума, их обществ, их социальных практик или их исследовательских методов. Постмодернисты отвергают эту идею как своего рода наивный реализм. Существующая реальность, по мнению постмодернистов, является концептуальной конструкцией, артефактом научной практики и языка. Это также относится к исследованию прошлых событий историками и к описанию социальных институтов, структур или практик социологами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

2. Описательные и пояснительные утверждения ученых и историков в принципе могут быть объективно верными или ложными. Постмодернистское отрицание этой точки зрения — которое следует из отказа от объективной естественной реальности — иногда выражается утверждением, что истины не существует.

3. Посредством использования разума и логики, а также с помощью более специализированных инструментов, предоставляемых наукой и технологиями, люди могут изменить себя и свое общество к лучшему.Разумно ожидать, что будущие общества будут более гуманными, более справедливыми, более просвещенными и более процветающими, чем сейчас. Постмодернисты отрицают эту веру эпохи Просвещения в науку и технологии как инструменты человеческого прогресса. Действительно, многие постмодернисты считают, что ошибочное (или неуправляемое) стремление к научным и технологическим знаниям привело к развитию технологий массового убийства во время Второй мировой войны. Некоторые заходят так далеко, что говорят, что наука и технологии — и даже разум и логика — по своей сути деструктивны и угнетают, потому что они использовались злыми людьми, особенно в 20-м веке, для уничтожения и угнетения других.

4. Разум и логика универсальны, то есть их законы одинаковы или применимы в равной степени для любого мыслителя и любой области знания. Для постмодернистов разум и логика также являются просто концептуальными конструкциями и поэтому действительны только в рамках установленных интеллектуальных традиций, в которых они используются.

5. Есть такая вещь, как человеческая природа; она состоит из способностей, способностей или предрасположенностей, которые в некотором смысле присутствуют в людях при рождении, а не усвоены или привиты через социальные силы.Постмодернисты настаивают на том, что все или почти все аспекты человеческой психологии полностью социально детерминированы.

6. Язык относится к внешней реальности и представляет ее. Согласно постмодернистам, язык не является таким «зеркалом природы», как американский философ-прагматик Ричард Рорти охарактеризовал точку зрения Просвещения. Вдохновленные работами швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, постмодернисты утверждают, что язык семантически самодостаточен или самореферентен: значение слова не является статичной вещью в мире или даже идеей в уме, а скорее является диапазон контрастов и различий со значениями других слов.Поскольку значения в этом смысле являются функциями других значений — которые сами являются функциями других значений и т. Д., — они никогда не полностью «присутствуют» для говорящего или слушающего, но бесконечно «откладываются». Самоотсылка характеризует не только естественные языки, но и более специализированные «дискурсы» определенных сообществ или традиций; такие дискурсы встроены в социальную практику и отражают концептуальные схемы, моральные и интеллектуальные ценности сообщества или традиции, в которых они используются.Постмодернистский взгляд на язык и дискурс во многом обусловлен французским философом и теоретиком литературы Жаком Деррида (1930–2004 гг.), Создателем и ведущим практиком деконструкции.

7. Люди могут получать знания о естественной реальности, и это знание может быть в конечном итоге оправдано на основе свидетельств или принципов, которые известны или могут быть известны немедленно, интуитивно или иным образом с достоверностью. Постмодернисты отвергают философский фундаментализм — попытку, возможно, лучше всего иллюстрируемую изречением французского философа 17-го века Рене Декарта, ergo sum («Я думаю, следовательно, я существую»), определить фундамент уверенности, на котором можно построить здание эмпирического (в том числе научные) знания.

8. Возможно, по крайней мере в принципе, построить общие теории, которые объясняют многие аспекты природного или социального мира в рамках данной области знания — например, общую теорию истории человечества, такую ​​как диалектический материализм. Более того, целью научных и исторических исследований должно быть построение таких теорий, даже если они никогда не могут быть полностью реализованы на практике. Постмодернисты отвергают это понятие как несбыточную мечту и даже как симптом нездоровой тенденции дискурсов Просвещения принимать «тотализирующие» системы мышления (как их назвал французский философ Эммануэль Левинас) или грандиозные «метанарративы» человеческого биологического, исторического и социального развитие (как утверждал французский философ Жан-Франсуа Лиотар).Эти теории пагубны не только потому, что они ложны, но и потому, что они эффективно навязывают соответствие другим точкам зрения или дискурсам, тем самым подавляя, маргинализируя или заставляя их замолчать. Сам Деррида отождествлял теоретическую тенденцию к тотальности с тоталитаризмом.

Каковы ключевые различия между модернизмом и постмодернизмом как художественными движениями?

Привет,

Если вы все еще ищете четкий ответ на свой вопрос, я думаю, что смогу ответить на него более четко, чем многие источники на веб-сайтах.

Модернизм начался в конце 19 века и находился под влиянием новых технологий и идеологий, которые пронизывали этот период (автомобиль, самолет, телефон, радио, телеграф, теория относительности, теория эволюции, марксизм и взгляды Фрейда на бессознательное). ). Результатом этих влияний стало то, что художники почувствовали, что им больше не нужно придерживаться строгих правил относительно того, что необходимо для создания картин, скульптур, архитектуры, музыки и т. Д.Другими словами, «традиция» больше не была священной коровой. В то время как традиционное искусство и все традиции, если на то пошло, подчеркивали важность преемственности, то есть одно поколение должно более или менее поддерживать те же стандарты и практики, что и предыдущие, модернизм предполагал, что искусство должно быть исследовательским, подобным новому. технологии и идеи были исследованиями, так что искусство и то, чем занимались художники, теперь могло быть значительно расширено — по сути, искусство стало тем, что вам сойдет с рук.’

Постмодернизм был ответом на десятилетия модернистского искусства. Постмодернизм утверждал (во второй половине 20-го века), что в искусстве нет новых идей или форм, поскольку 100 лет экспериментов было достаточно, чтобы исследовать новые формы, чтобы создать что-то «новое» или «современное». «было бы просто мягким и незначительным изменением того, что уже было исследовано или создано. Таким образом, постмодернистские критики утверждали, что новизна «исчерпана».Однако они утверждали, что следующим логическим шагом вперед в искусстве и деятельности художников будет заимствование, объединение, ссылка, имитация, комментарии и т. Д., Предыдущие произведения искусства. Таким образом, художники постмодерна больше не должны искать совершенно новые средства создания искусства, но теперь произведения искусства стали бы исследованием того, что уже было новым. Вторичная идея постмодернизма заключается / заключалась в том, что создателя или художника больше не следует рассматривать как «творца». естественный аспект бытия, так что художник, если он / она настроится на этот обширный пульс творчества, стал бы скорее средством передачи принципов искусства.

Во всяком случае, это короткая версия.

; <)

Модернизм и постмодернизм в бетоне

Мне кажется грустным, что так много статей о модернизме и постмодернизме в литературе скорее мистифицируют, чем демистифицируют эти термины. На просьбу объяснить, что такое постмодернизм, некоторые авторы вместо этого пытаются заглушить этот термин в академической терминологии, как если бы это было объяснением. Другие авторы хихикают: «Я не знаю, что это значит! Вы знаете, что это значит?» формулировки, подразумевающие, что термин не имеет никакого реального значения.

Мы можем поискать ответы в других полях. В архитектуре «модернизм» и «постмодернизм» прекрасно понимаются, и оказывается, что определения, применимые к этим терминам в области архитектуры, довольно хорошо подходят для области литературы.

Недавно гуляя возле L’Enfant Plaza в Вашингтоне, округ Колумбия, я заметил любопытное здание, национальную штаб-квартиру Министерства образования, которое служило прекрасным примером разницы между модернизмом и постмодернизмом.

Основное здание — образец классического модернизма — чистые линии, функциональные и доступные, лишенные декора. Подобные здания были в моде в середине 20-го века.

Но впереди есть «маленькая красная школа», очевидно, более поздняя пристройка, вероятно, призванная сделать этот центр политики в области образования менее суровым, холодным и бюрократическим. Маленькое красное здание школы — прекрасный образец постмодернизма. Он смягчает и очеловечивает суровую модернистскую чистоту стоящего за ним здания.Он полностью декоративный (не имеет функции) и откровенно ностальгический.

Важно подчеркнуть, что это маленькое здание на самом деле не маленькая красная школа. Если бы это было так, это не было бы постмодернистское здание — это было бы маленькое красное здание школы. Это здание не , это , это сообщение , . Постмодернизм всегда преднамерен.

Одна из причин, по которой сегодня иногда трудно говорить о постмодернизме, заключается в том, что модернизм — то, против чего восстает постмодернизм, — недостаточно изучен.Здесь тоже может помочь область архитектуры. Модернистское движение возникло в начале 20 века как смелая попытка вычистить человечество от его корней, заново изобрести знакомые формы в стилях, которые не имели отношения к прошлым традициям, этническим традициям или религиозным традициям. Следует отметить, что архитектурный модернизм и коммунизм (и коммунизм) часто шли рука об руку. Стиль модерн в архитектуре был также известен как «международный стиль».

Штаб-квартира ООН на Манхэттене — прямой блок, монолит — прекрасный образец модернистского здания.Джеймс Джойс — классический пример модернистского писателя, потому что он попытался следовать строгому методу в своем сочинении, лишить свои слова всей уловки, претензий и уловок, чтобы представить чистую мысль.

Модернизм сам по себе является реакцией, первичной реакцией против «природы», против консерватизма и традиционализма. Однако ясно, что однажды подвергнувшись суровой дисциплине модернизма, люди стремятся вернуть свои традиции. Вот почему постмодернистские архитекторы, такие как Филип Джонсон и Фрэнк Гери, смогли процветать после того, как мода на строгую модернистскую архитектуру начала исчезать во второй половине 20-го века.

То же самое и в литературе. Неприятные модернистские произведения Гертруды Стайн, Уильяма Фолкнера и Эзры Паунда уступили место более свежим, менее идеологичным и более откровенно традиционным прозам: болтливому тону Курта Воннегута, игривым лингвистическим играм Томаса Пинчона, кивкам Уильяма С. Берроуза в пользу криминальной фантастики и нуара. .

И в архитектуре, и в литературе постмодернизм — это попытка примирить интеллектуальную энергию модернизма с приятными и значительными атрибутами традиционализма.Постмодернистское прикосновение сводится к принятию знакомых человеческих чувств, от которых модернизм пытался избавиться.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*