Модернистские течения: Литературные течения поэзии русского модернизма

Модернизм в литературе. Какие течения есть внутри модернизма

Внутри литературы модернизма есть много направлений. В этой части урока узнаем о них больше и познакомимся с исследователями модернизма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Симаков

Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Начнем с короткого разговора о Вирджинии Вулф. Важность ее творчества в том, что оно полно психологических процессов.

👁 Передать реальность для Вирджинии Вулф — это передать мир чувств, заставить читателя проникнуться настроениями героя, заставить его увидеть игру света, ощутить дуновение ветра, услышать звуки.

При всем внимании к чувствам, Вулф убеждена в непознаваемости внутреннего мира человека: он остается для нее иррациональным.

📙 Хотя ее имя в истории литературы стоит рядом с именем Джойса, она — полная ему противоположность. Питер Гэй тонко подметил своей книге «Модернизм. Соблазн ереси: от Бодлера до Беккета»:

🗣 «Он горяч — она холодна; он многословен — она лаконична; его мир широк, густонаселен и безбрежен, ее — крайне сконцентрирован… Если первый поражает цель беспорядочными пулеметными очередями, то вторая делает это одним выстрелом снайперской винтовки».

➡️ Важнейшие романы ВирджинииВулф:

«Миссис Деллоуэй» (1925),
«На маяк» (1927),
«Орландо» (1928).

Давайте разберемся в основных чертах ее творчества.

🕶 Вулф пристально наблюдает за частной жизнью, чувствами, эмоциями, комплексами, рефлексией героев.

💔 Во всех героях, во всех семьях, во всех отношениях в романах Вулф скрывается какая-то червоточина. Человека терзают противоречия и воспоминания из прошлого. Чувства чаще всего нестабильны, а люди некоммуникабельны.

🌱 Поток сознания в ее романах выглядит хрупким, более традиционным и относительно простым по форме: он лишен и обстоятельности Пруста, и зубодробительной языковой сложности Джойса. В отличие от своего кумира Пруста, она старается быть краткой и немногословной.

🤓 Она очень внимательна к языку, который у нее то ломаный, то изысканный, то полный неологизмов, из-за которых ее весьма непросто переводить (получаются слова вроде «легкопружинистый»).

А вот что Вирджиния Вулф говорила о литературе👇

✒️ Она считала, что писатель имеет возможность быть ближе к реальности, чем остальные люди.

Его задача заключается в том, чтобы открывать ее, суммировать и доносить до нас. Чтение книг она сравнивает с операцией, очищающей наши чувства. После нее начинаешь видеть все более отчетливо: как будто мир освободился от скрывавшей его пелены и обрел жизнь.

🗝 Вулф призывала отказаться от традиционных форм построения романа: сюжета, интриги, создания комических и трагических ситуаций, и обратиться к форме психологического романа. Именно психологизм, по мнению писательницы, становится главной чертой современной литературы, а изучение психологии составляет основную задачу писателей 20 века.

Вирджиния Вулф (1882 — 1941)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

От авторов перейдем к исследователям модернизма.
Важный документ эпохи, который позволяет понять модернизм, — книга испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925).

🎯 Ортега-и-Гассет пристально вглядывается в современное искусство и литературу и предпринимает попытку исследования феномена нового искусства. Он условно разделил искусство на старое старое и новое, провозгласив, что работают они по-разному.

🗣 «Произведения искусства действуют подобно социальной силе, которая создает две антагонистические группы, разделяет бесформенную массу на два различных стана людей».

1️⃣ Старое (реалистическое и сатирическое) было напрямую связано с окружающей действительностью. Его трудно отделить от реальности, оно создает «иллюзию жизненности». Это, как считает Ортега, искусство «для большинства».

➡️ Чтобы наслаждаться такими произведениями искусства, «вовсе не обязательно быть чувствительным к неочевидному и прозрачному миру, что подразумевает художественная восприимчивость». Поскольку в старом искусстве искусство и жизнь нераздельны, «большинство» не может отдаться чистому созерцанию предмета искусства. Любой объект, не соотносящийся с жизнью, читатель не одобряет.

2️⃣ Новое искусство более субъективно. Ортега говорит, что оно «идеалистичное», «условное», «чисто художественное». Поскольку это искусство менее понятно, это искусство «для меньшинства».

➡️ Не настроив свою оптику особым образом, трудно понять новое искусство. Это напоминает созерцание сада через окно. Можно созерцать сад, не обращая внимание на призму (так действует старое искусство), а можно обратить внимание на окно, понять неполноту восприятия сада, почувствовать окно как отдельный объект познания.

⛔️ Сейчас некоторые размышления Ортеги (например, о большинстве и меньшинстве) опровергнуты самой читательской практикой: Кафка, Булгаков, Хемингуэй, Гарсиа Маркес и многие другие авторы вошли в число самых читаемых. Так же как Пикассо, Шагал, Матисс, Магритт, Дали вошли в число самых любимых публикой художников.

⏰ Однако его проницательные замечания о природе нового искусства и новой литературы по-прежнему могут объяснить очень многое как в модернизме, так и в более современном искусстве. Ортега смог зафиксировать глобальный слом в самих принципах восприятия искусства.

👉 Почитать его труд «Дегуманизация искусства» можно здесь. Но будьте готовы к таким терминам как «супрареализм» и «инфрарелизм», а также повороту рассуждений на 180 градусов 😉

Хосе Ортега-и-Гассет (1883 — 1955)

Внутри литературы модернизма существует много направлений. Все они в той или иной степени считаются модернистскими. Расскажем про основные признаки, перечислим предшественников, представителей и крупные тексты 👇

Абсурдизм. Нарушение логики, игра с языком, разрушение привычного облика явлений.

➡️ Предшественники:

Льюис Кэрролл, Эдвард Лир, Альфред Жарри, Франц Кафка.

Представители:

Эжен Ионеско. «Лысая певица», «Носорог».

Сэмюэль Беккет. «В ожидании Годо».

Витольд Гомбрович. «Ивонна, принцесса Бургундская».

В России в этому направлению относятся Даниил Хармс и ранний Николай Заболоцкий — они входили в абсурдистскую группу ОБЭРИу.

Во Франции сформировалась отдельная школа театра абсурда.

🔱 Акмеизм. Течение в русской поэзии, его черты — материальность, предметность образов, точность слова, конкретность.

Представители:

Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, ранний Николай Тихонов.

🧩 Дадаизм. Писатели последовательно разрушают каноны эстетики, создают иррациональные произведения, проявляют цинизм, разочарованность и бессистемность.

Представители:

Тристан Тцара, Хуго Баль, Поль Элюар.

🎨 Имажизм в английской и американской поэзии. Основные черты: эмоциональ­ная сдер­жан­ность лирики, пред­мет­ная кон­крет­ность об­раза, ла­ко­низм в со­че­та­нии с подтек­стом, ис­поль­зо­ва­ние древ­них и эк­зо­тических по­этических форм.

Представители:

Эзра Паунд, Томас Эрнест Хьюм, Томас Стернз Элиот, Ричард Олдингтон.

🎶 Имажинизм в русской поэзии. Цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов — метафора и метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

Представители:

Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Николай Клюев, Рюрик Ивнев.

⚡️Магический реализм. Совмещение реальности с магией и снами, которые вводятся в реальность на правах естественной ее составляющей. Важнейшим регионом развития магического реализма считается Латинская Америка.

➡️ Предшественники:

Николай Гоголь, Вашингтон Ирвинг, Михаил Коцюбинский.

Представители:

Мигель Анхель Астуриас. «Маисовые люди».

Хуан Рульфо. «Педро Парамо».

Алехо Карпентьер. «Царство земное».

Габриель Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

Чингиз Айтматов. «Белый пароход».

Салман Рушди. «Дети полуночи».

Милорад Павич. «Хазарский словарь».

Горан Петрович. «Атлас, составленный небом».

📘 Новый роман. Группа французских романистов, которые (вслед за Прустом, Джойсом и Вулф) продолжали радикальное обновление жанра романа, а вместе с ним и других жанров, в плане формы и содержания.

Представители:

Жорж Перек,Ален Роб-Грийе, Натали Саррот, Мишель Бютор, Маргерит Дюрас.

🌀 Символизм. Это создание образов-символов, туманных, не имеющих четкой расшифровки. Связь символизма с модернизмом — спорная, хотя бы потому что символизм возник еще в середине 19 века (в «Цветах зла» Шарля Бодлера). Несомненно, что многие символистские произведения — одновременно модернистские.

✅ Представители

Артюр Рембо. «Пьяный корабль».

Стефан Малларме. «Бросок костей никогда не исключает случайность»

Райнер Мария Рильке. «Записки Мальты Лауридса Бригге»

Федор Сологуб. «Мелкий бес».

Александр Блок. «Двенадцать».

Андрей Белый. «Петербург».

Соцреализм. Это течение, объявленное в 1934 году в Советском Союзе единственно возможным, странно видеть в этом списке. Однако явная придуманность, сконструированность мира соцреалистических произведения давно уже позволяет историкам литературы рассматривать это направление как модернистское.

Представители:

Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина».

Федор Гладков. «Цемент».

Константин Федин. «Города и годы».

Николай Островский. «Как закалялась сталь».

Юрий Олеша. «Альдебаран», «Строгий юноша».

Александр Фадеев. «Молодая гвардия».

К соцреализму относят и некоторых западных писателей — друзей Советского Союза: Луи Арагона («Коммунисты»), Анри Барбюса («Огонь»).

🤹‍♂️ Сюрреализм. Совмещение сна и реальности, фрейдизм и внимание к подсознательному, иррациональность.

Представители:

Гийом Аполлинер («Груди Терезия»), Поль Элюар, Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали («Сокрытие лица»).

🚀 Футуризм. Течение в итальянской и русской поэзии. Отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм, урбанизм. В итальянском футуризме очень важна тема поклонения техническому прогрессу.

Представители:

Филиппо Томмазо Маринетти, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский.

🔥 Экспрессионизм. Искусство как яркое, красочное выражение мыслей и эмоций.

➡️ Предшественники:

Георг Бюхнер («Войцек»), Артюр Рембо.

Представители:

Георг Тракль, Георг Гейм, Франк Ведекинд (пьесы о Лулу), Леонид Андреев («Красный смех»), Исаак Бабель («Конармия»).

Задание

Возвращаемся к текстам. Давайте почитаем и обсудим один из русских модернистских рассказов — «Вишневую косточку» Юрия Олеши.

Время чтения 〰️ 8 минут.

Что вам понравилось, а что — нет?

курс Level One

Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽ 2400₽

подробнее о курсе

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Модернизм

Модернизм  (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью стиля.

Причины возникновения

Новой России нужна новая литература, нужно новаторство и перемены в устоявшемся слое старой, изжившей себя литературы.

Основные различия между модернизмом и реализмом

Реализм

Модернизм

  • Создание своей реальности
  • Идеалистическая установка — первично сознание, агностическая – не важно, что первично
  • Интертекст
  • Описание существующей реальности
  • Реальность первична
  • Текст

Особенности модернизма

• представление идей, а не вещей;

• отход от предметности;

• непрерывный поиск формальной и содержательной новизны;

• свобода творчества;

• спонтанность творчества;

• замещение формальной глубины интуитивной глубиной;

• ведущая роль цвета и линии в конструировании художественного пространства;

• активное участие искусства в преобразовании жизни;

• автономия искусства;

• элитарность искусства, ясная граница между высоким и массовым искусством;

• обилие манифестов, деклараций и комментариев.

Направления модернизма

Символизм – литературное направление, характеризующееся использованием символов и аллегорий. Представители: А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.

Акмеизм – литературное направление, характеризующееся субъективным восприятием ситуации, личностным отношением к происходящему. Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев.

Футуризм – литературное направление, характеризующееся новаторством в литературе, нарушением обыденного и привычного стихосложения, использованием метафор и ярких, запоминающихся и броских фраз. Представители: В.В. Маяковский, О. Брик.

Экспрессионизм – направление, характеризующееся открытостью, диалогом между автором и читателем.

Сюрреализм – направление, характеризующееся фантастическим, необычным, непривычным восприятием мира. Может считаться частью символизма.

Символизм

Символизм (от  греч.  simbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х, характеризующееся использованием символов и аллегорий.

Я думаю, я верю, я знаю, что символизм и есть поэзия, и только он; как вне православной кафолической церкви несть спасения, так нет поэзии вне символизма…

В. Брюсов

Особенности поэтики символизма

  • передача тончайших движений души;
  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;
  • изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
  • поэтика намёка и иносказания;
  • знаковое наполнение обыденных слов;
  • отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
  • недосказанность, утаённость смысла;
  • стремление создать картину идеального мира;
  • эстетизация смерти как бытийного начала;
  • элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

Начало русского символизма

Старшие символисты

Старшие символисты пришли в литературу в 1890-е годы. Это В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др.

В. Брюсов и Д. Мережковский возглавили течение и воспринимали его как литературную школу.

Основные темы их произведений — несовершенство мира, одиночество и избранность поэта.

Главный принцип нового направления — стремление вернуть русской поэзии жизненную силу.

Старшие символисты

К. Бальмонт

Д. Мережковский

В. Брюсов

Ф. Сологуб

Н. М. Минский

З. Гиппиус

Школы символизма

Д. С. Мережковский

В. Я. Брюсов

Представители петербургской школы основывались на религиозно-мистических поисках. Их интересовал поиск связей между религией и творчеством, церковью и интеллигенцией, что привело к утверждению «нового религиозного сознания», основанного на уничтожении разрыва между верой и жизнью .

Московская школа, возглавляемая В. Я. Брюсовым, популяризировала традиции европейского символизма в русской поэзии. Москвичи утверждали необходимость формального совершенствования стихосложения, создание энергичных, жизнеутверждающих произведений.

Творческий акт приближает поэта к Творцу, деятельность художника не может быть работой, это таинство, волшебство.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертания вдали…

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор…

К. Д. Бальмонт

Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: “Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…”. В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…” , как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным, поэтому автор так и стремится постичь эту истину, познать ее.

Младосимволизм

В творчестве младших символистов, пришедших в литературу в 1900-е годы, доминирует идея слияния искусства с жизнью, преобразование мира по законам красоты.

Яркие представители «младосимволизма»: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.

Философская основа

В основу их литературной платформы легла идеалистическая философия В. С. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. Понимание высшей задачи искусства как создания не просто художественного произведения, а некого «вселенского духовного организма» укрепило связь символизма с мистикой.

Тема вечной женственности

Отворяются двери — там мерцанья, И за ярким окошком — виденья. Не знаю — и не скрою незнанья, Но усну — и потекут сновиденья. В тихом воздухе — тающее, знающее… Там что-то притаилось и смеется. Что смеется? Мое ли, вздыхающее, Мое ли сердце радостно бьется? Весна ли за окнами — розовая, сонная? Или это Ясная мне улыбается? Или только мое сердце влюбленное? Или только кажется? Или все узнается?

А. Блок

Наиболее ярко идеи «младосимволистов» выразил  А. Блок . В творчестве Блока много стихов, явно ориентированных на традиции В. Соловьева. «Современная поэзия вообще ушла в мистику, и одним из наиболее ярких мистических созвездий выкатывалась на синие глубины неба поэзии — Вечная Женственность», — писал Блок, считавший Соловьева своим учителем. Мифология в творчестве раннего Блока открыла ему путь к духовным медитациям, приоткрыла завесу над образом «Вечной Женственности»:

младосимволизм

Андрей Белый , теоретик «младосимволистов», в статье «О религиозных переживаниях» (1903)  утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии» , стремление «приблизиться к Мировой душе».

Поэт – творец мира

«Младосимволисты» были убеждены в том, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт – «демиург», творец мира.

Эта утопия не могла сбыться, поэтому в 1910-х годах наступил кризис символизма, распад его как системы.

Футуризм

Футуризм (от лат. «futurum» — будущее) — литературное направление, приверженцев которого больше интересовало не содержание произведений, а их форма. Футуризм — «искусство будущего».

О. Брик

В. Хлебников

В.В. Маяковский

Появление футуризма

Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский).

«Пощёчина общественному вкусу»

«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности»

«С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

1912 г.

группировки

Петербургские эгофутуристы — Игорь Северянин, Иван Игнатьев и другие;

Кубофутуризм , к которому и относились члены «Гилеи» — Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и другие;

Московское поэтическое объединение «Мезонин поэзии» , созданное эгофутуристами, в которое входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие;

Футуристическая группа «Центрифуга» , в которую входили Сергей Бобров, Николай Асеев и Борис Пастернак.

Основные признаки футуризма

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; 
  • культ техники, индустриальных городов;
  • пафос эпатажа.

Цель футуристов

Ближайшей целью футуристического творчества было побуждение к действию . Вот почему в их практике акцент смещался с конечного результата на сам бесконечный процесс творчества.

Особенности языка

Заумный язык (заумь) — литературный приём; замещение элементов естественного языка на аналогичные звуковые комплексы или словосочетания.

Футуристы отрицали необходимость логических и синтаксических связей в текстах своих произведений. Ими часто использовался язык афиш и объявлений, вульгарные обороты речи и профессиональный жаргон. Многие футуристы изобретали авторские неологизмы.

В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь: любую самочку шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю, сказав — тубо — собакам озверевшей страсти…

В. Маяковский

визуальная поэзия

Стихотворные строки, написанные в стиле визуальной поэзии, представляют собой декоративные или символические фигуры и знаки.

Минералов Ю.

Значение футуризма

Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве.

Важный вывод из футуристических экспериментов — осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве — не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.

Само приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого.

Значение модернизма

Новая литература как ни что другое смогла воплотить перемены в буквах, фразах и строчках, отразить действительность и те перемены, которые происходили в России на тот период.

В модернизме впервые поднимаются такие важные темы, как тема войны, тема потерянного поколения, разрушенных жизней людей и сломленных судеб.

Именно модернисты, поначалу воспевавшие новую власть и свершившуюся революцию, после стали указывать на недостатки новой системы.

Модернизм, как часть русской литературы, оказал большое влияние на ее структуру: была переосмыслена классическая, «буржуазная» литература, до этого считавшаяся основой и нерушимой нормой, реалистическая литература, считавшаяся одной из самых основных частей классицизма.

Благодаря модернизму возникли многие жанры и направления в литературе.

Благодаря модернизму в русской литературе определились новые течения и популярные жанры, которые отразили в полной мере все происходящее в России на тот период.

Использованные источники

  • http://literatura5.narod.ru/serbranogo-veka-poezia_uroki.html#urok2
  • https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/futurizm_v_russkoy_literature/
  • http://olgadyachenko. ru/napravleniya-modernizma.html
  • http://baget1.ru/style/Modernism/Modernism.php
  • http://literatura5.narod.ru/simvolizm.html
  • http://russlitxx.narod.ru/modernizm.html

Модернизм в Латинской Америке — Routledge Encyclopedia of Modernism

Обзор

Модернизм в Латинской Америке Оливер, Эми А.

. DOI: 10.4324/9781135000356-REMO13-1

0005

https://www.rem.routledge.com/ статьи/обзор/модернистские интеллектуальные течения в Латинской Америке


Обзор

В интеллектуальной истории Латинской Америки модернизм — это термин, который можно с пользой и точностью применить по крайней мере к двум различным интеллектуальным движениям: четко определяемому модернистскому движению в испаноязычной Латинской Америке (1880–1920 гг.) и другому в Бразилии (1922–1920 гг.). 45). Оба модернистских движения взорвались на соответствующих сценах и представляли собой культурные разрывы. Понятно, что эти два движения имеют несколько разное происхождение, контексты, последствия, траектории и группы мыслителей, а также разное наследие влияния и сообщества. Таким образом, в большинстве этих смыслов они в значительной степени не связаны между собой, но оба оставили прочное культурное наследие в своих регионах. Литература, мысль, искусство, архитектура, фотография и музыка являются основными областями, в которых модернизм оставил свой след.

Модернизм в Испанской Америке

Существует критическая традиция, связанная с Рубеном Дарио, ведущей фигурой модернизма, который эффективно открыл движение своим сборником стихов и рассказов Azul (1888 г.), радикальным отходом от предыдущих традиций. Его зрелая работа, Cantos de vida y esperanza (1905), включает в себя его повышенное внимание к мировым событиям. После распада Испанской империи в 1898 году Дарио отправился в Европу в качестве корреспондента La Nación , газета Буэнос-Айреса, и был знаком с континентальными взглядами на политические события. И испанцы, и латиноамериканцы стали остро обеспокоены призраком американского империализма после поражения Испании в испано-американской войне. По сути, латиноамериканцы столкнулись с идеей, что им придется занять определенную позицию по отношению к Соединенным Штатам, и стало ясно, что они не будут сочувствовать стране, которая прославится долларовой дипломатией, дипломатией большой палки и своим «добрым соседом». ‘ политика. Вместо этого американцы испанского происхождения решили подтвердить свое латиноамериканское и латинское наследие, полагаясь на греческих и римских классиков и испанских поэтов эпохи барокко, таких как Луис де Гонгора и Франсиско де Кеведо.

В своей поэме «Ода Рузвельту» Дарио поддерживает паниспанизм, презирая американский империализм и протестантизм. Теодор Рузвельт представлял американское вторжение в Латинскую Америку и, как президент, поддержал революцию в Панаме в 1903 году, которая привела к аннексии Соединенными Штатами территории Панамского канала. В 1904 году он объявил о следствии доктрины Монро, которое оправдывало использование вооруженных сил США для охраны Латинской Америки. Таким образом, модернизм изначально противопоставлял латиноамериканцев американцам, но быстро стал противопоставлять север внутри полушария.

Рубен Дарио сознательно распространял модернистское движение во время пребывания в Испании, Аргентине, Чили и на Кубе. Модернизм в этом латиноамериканском контексте был трансатлантическим по масштабу, потому что он включал в себя испанских поэтов и писателей полуострова, особенно членов испанского поколения 98-го, которые также пытались понять, что может означать его окончательный уход из Нового Света. Некоторыми ведущими испанскими модернистами были Розалия де Кастро, Рамон дель Валье Инклан, Антонио Мачадо и Хуан Рамон Хименес.

Существует некоторый консенсус в отношении того, что литература является средством, наиболее связанным с модернизмом в Испанской Америке, многонациональным, но самосознательным движением, к которому начали относиться серьезно, совпав с другими событиями, которые стали называть натурализмом и реализмом. Модернизм был первым литературным движением, сознательно и сознательно сосредоточившимся на Новом Свете. С самого начала он обычно был антибуржуазным и антиимпериалистическим и заявлял о себе через значительные разрывы с традиционными формами. В то время как модернизм получил влияние парнасизма и символизма и часто сознательно отвергал натурализм Эмиля Золя, его испано-американские практикующие часто стремились создать особый литературный стиль, демонстрирующий латиноамериканские реалии.

Для общего фона скажу, что Теофиль Готье оказал ключевое влияние на Парнас, продвигая идею «искусства ради искусства», возвышение формы и стиля над содержанием, а также вкус к азиатским декоративным искусствам и экзотическим пейзажам. Французские символисты, оказавшие влияние на испано-американских писателей, включают Стефана Малларме за его использование метафоры; Поль Верлен за его чувство ритма в метре; и Шарля Бодлера и Артюра Рембо за их использование синестезии, явления, при котором один вид ощущения вызывает вторичное субъективное ощущение (например, когда кто-то слышит определенную музыку, он думает об определенном цвете).

Помимо Рубена Дарио, основными ранними литературными модернистами в испанской Америке были кубинцы Хосе Марти и Хулиан дель Касаль и мексиканец Мануэль Гутьерес Нахера. Среди модернистов второй волны были боливийский Рикардо Хаймес Фрейре, мексиканец Амадо Нерво, аргентинец Леопольдо Лугонес и уругваец Хулио Эррера-и-Рейссиг. Хотя поэзия и рассказ были их преобладающими жанрами, латиноамериканский роман, особенно региональный роман, позже также проявил модернистские черты. Одна из книг Марти, Versos Sencillos положена на музыку популярной кубинской песни Guantanamera, которая начинается так:

Искренний человек я

Из земли, где растут пальмы,

И хочу перед смертью

Душевные стихи подарить.

Испано-американские модернисты переняли парнасские тенденции к культу красоты, озабоченности историческими темами и сосредоточению внимания на более ранних периодах истории. Модернистские работы часто были пронизаны либеральным присутствием цветов (особенно драгоценных тонов), экзотических животных, одержимостью формой, антиклерикальными настроениями и либеральным использованием относительно малоизвестной лексики. Изящные лебеди, синий и белый цвета и холодный мрамор — образы, которые часто появлялись в испано-американской модернистской поэзии и рассказах. Входит в список 9 Дарио.0034 Azul — это «Смерть императрицы Китая», яркий пример модернистского рассказа. В качестве связанного измерения в Мексике начала публиковаться пара влиятельных модернистских журналов: La Revista Azul (1894–1896) и La Revista Moderna (1898–1911).

В философии модернизм выступил против позитивизма, предпочитая вместо него новую философию жизни, выдвинутую такими фигурами, как Анри Бергсон. Уругвайский мыслитель и эссеист Хосе Энрике Родо написал основополагающее модернистское произведение под названием «9».0034 Ariel (1900 г.), впоследствии изданный на разных языках более чем в 60 изданиях. С одной стороны, Ариэль выполнял политическую, просветительскую миссию на нескольких уровнях. Он был опубликован всего через два года после испано-американской войны, когда воспоминания о более ранних империалистических эпизодах, таких как мексикано-американская война и аннексия Техаса, еще не исчезли. В Латинской Америке существовало серьезное и глубокое беспокойство по поводу амбиций Колосса Севера; и все же не было малого количества обаяния с Соединенными Штатами. Родо знал, что с концом девятнадцатого века латиноамериканцам необходимо тщательно подумать о своем будущем. После 1900 г. латиноамериканские страны были вовлечены в восстановление своего континента, сбившегося с пути под влиянием экономической и политической политики, угрожавшей их суверенитету.

С другой стороны, эссе Родо отличалось элегантным стилем, художественной прозой, космополитическими отсылками и аллюзиями. Ариэль содержал аргумент в поддержку врожденной латиноамериканской эстетической чувствительности, связанной с высоким нравственным развитием, а также надежду на то, что латиноамериканская молодежь будет использовать свои эстетические и нравственные дарования для продвижения Латинской Америки по праву в центр культуры двадцатого века. Многие до сих пор актуальные темы в 9-м романе Родо.0034 Ариэль частично вытекают из исторического контекста его публикации.

В то же время Ариэль является своего рода антипозитивистским манифестом. Как и многие интеллектуалы его поколения, Родо был пропитан спенсерианским позитивизмом, который пронизывал латиноамериканские университеты в 1890-х годах, в том числе Университет Монтевидео, где Родо преподавал. Однако на рубеже веков он был готов мыслить по-новому, чтобы продемонстрировать недостатки позитивизма и ущерб, который он может нанести обществу. Чувство эстетики в Родо противоречит духу позитивизма, который считает, что реальное измеримо, и поэтому не допускает сложности, глубины, широты, гибкости, нюансов и широких ассоциаций эстетических явлений. Родо призвал латиноамериканцев регулярно исследовать эти последние измерения эстетики. Он хорошо читал греческих классиков и европейскую (особенно французскую) мысль, хотя его философские интересы были связаны с Латинской Америкой, а не с Европой или Грецией.

В фотографии Мануэль Альварес Браво из Мексики был еще одним образцом модернизма. Изучив кубизм и все возможности абстракции, он начал исследовать современную эстетику. Его захватывающие фотографии, как правило, связаны с обитаемым пространством, даже если явные жители не всегда присутствуют. Его эстетическое чувство соединилось с документальным и поэтическим, двигаясь к настойчивому этическому измерению в фотографии. Его работы вдохновили поколения превосходных фотографов в Мексике и других странах Латинской Америки.

Хорошо заметная мексиканская модернистская архитектура находится в зданиях и на территории Национального автономного университета Мексики в Мехико, спроектированного Карлосом Лазо, Энрике Дель Моралем и Марио Пани и построенного в начале 1950 года. Эта архитектура примечательна своей включение искусства известных мексиканских художников-монументалистов Диего Риверы и Давида Альфаро Сикейроса. Огромная мозаичная фреска архитектора Хуана О’Гормана из натурального камня, на которой изображена история мексиканской культуры, украшает фасад университетской библиотеки и служит знакомой достопримечательностью Мехико.

Луис Барраган, родившийся в Гвадалахаре, был одним из самых творческих архитекторов-модернистов в Мексике. Свет, вода, первичные геометрические формы и яркие цвета были его любимыми компонентами. Хотя Барраган познакомился с работами Ле Корбюзье и ландшафтной архитектурой Фердинанда Бака во время поездки на Выставку декоративно-прикладного искусства в Париже в 1925 году, он не развивал свой модернистский стиль до 1930-х годов, когда встретил и подружился с мексиканским художником-монументалистом. Хосе Клементе Ороско в поездке в Нью-Йорк, где последний жил в изгнании. Барраган переехал в Мехико, где было построено большинство его модернистских проектов. Его работы не привлекали большого международного внимания до тех пор, пока в конце его карьеры Музей современного искусства в Нью-Йорке не организовал его выставку в 1919 году.77. Луис Барраган получил Притцкеровскую премию в 1980 году. . Помимо регионалистского романа, многие авторы прозы «бума» 1960-х и 1970-х годов (известные Хорхе Луис Борхес и Габриэль Гарсиа Маркес) использовали хроматические образы, образы экзотических животных, сложные сюжетные развития и неортодоксальные формы. Хотя ведутся споры о том, были ли писатели «бума» модернистами или их следует классифицировать как-то иначе, дух модернизма поощрял принятие автохтонного, самоуверенное превознесение латиноамериканской культуры и открытие новых возможностей для художественного самовыражения.

Бразильский модернизм

Модернизм в Бразилии был прорывом, который бросил вызов тому, что думали бразильцы после начала Первой мировой войны. Бразильские модернисты восстали против европейских влияний, которые доминировали в искусстве Бразилии. Марио де Андраде, «папа» модернизма, рассматривал движение как мятежное и революционное состояние ума. Если испано-американский модернизм в первую очередь охватывал поэтические и литературные новшества в форме и латиноамериканских традициях, то модернизм в португалоязычной Латинской Америке был движением существенно другого типа. Он добавил новые традиции к старым, творчески смешанным местным и международным культурам и соединил массовую культуру с высокими культурами. Модернизм в Бразилии появился гораздо позже, чем в испаноязычной Латинской Америке. Возможно, первая модернистская фаза в Бразилии охватывает 19С 22 по 1930 год. Бразилия завоевала политическую независимость в 1822 году, а модернизм появился на сцене спустя столетие в концентрированном взрыве, когда авангардные интеллектуалы и художники отпраздновали Неделю современного искусства в феврале 1922 года в Муниципальном театре Сан-Паулу. Эта решающая неделя была организована в рамках трех фестивалей: живописи и скульптуры, литературы и поэзии и музыки. Многие бразильские модернисты адаптировали идеи и язык, которые они испытали в Париже в 1920-х годах, применяя темы европейского авангарда к своему собственному нативистскому искусству. На Неделе современного искусства были представлены картины Аниты Мальфатти и Тарсилы ду Амарал, поэтические чтения, включавшие преднамеренно экспериментальное, намеренно неграмотное использование португальского языка, чтения манифестов и концерты. Композитор-классик Эйтор Вила-Лобос добавил к традиционным произведениям перкуссию и народную музыку. Одним из кажущихся результатов фестиваля было изъятие искусства из академии и связанных с ней привилегированных учреждений и приближение его к большему количеству социальных групп, и все это более популярными и доступными способами.

Модернистская группа из пяти человек состояла из ключевых фигур, связанных с фестивалем и пытавшихся преодолеть предполагаемую пропасть между мегаполисом и заводью: Тарсила ду Амарал, Анита Малфатти, Менотти дель Пиккиа, Марио де Андраде и Освальд де Андраде. К другим влиятельным бразильским модернистам относятся поэты Мануэль Бандейра и Карлос Драммонд де Андраде, художники Эмилиано ди Кавальканти и Лазар Сегалл, а также эссеист Сержиу Буарке де Оланда, который был автором ключевых исследований по истории культуры Бразилии, таких как Raízes do Brasil (1936) и Caminhos e Fronteiras (1957).

Tarsila do Amaral представлял нативистское движение под названием Pau-Brasil (местное бразильское дерево с красноватой древесиной). Сюжеты ее картин, такие как EFCB и Morro da Favela 1924 года, сочетают в себе промышленно развитую современность Сан-Паулу (города с небольшим зеленым пространством) с живописной, пышной тропической средой пригородов и сельской местности Бразилии. Эмилиано ди Кавальканти эволюционировал от стиля ар-нуво к стилю кубизма, как видно из его Samba (1925 г.) и Cinco Moças de Guaratinguetá (1930 г.). Лазар Сегалл перешел от немецкого экспрессионизма к кубистическому стилю, как это видно в Banana Plantation (1927). В течение 1920-х годов национализм расширился в бразильском искусстве, и стиль Пау-Бразил Тарсилы ду Амарал перерос в движение Антропофагия, в котором художники ассимилировали иностранные влияния, яростно поддерживая независимую бразильскую позицию. Картины имели меньше общего с повседневностью По-Бразила и стали более онейрическими и мифическими. В 1930 декабря Великая депрессия опустошила бразильскую кофейную промышленность, а политическая революция Жетулио Варгаса изменила ее политический климат. Такие события повлияли на мир искусства и в совокупности положили конец первой фазе модернизма.

Вторая фаза модернизма в Бразилии, с 1931 по 1945 год, характеризовалась большим интересом к социальному искусству при сохранении модернистских стилистических приемов. Двумя основными группами художников в этот период были Grupo Santa Helena и Família Artística Paulista. Обе группы подчеркивали совершенство техники. Кандидо Портинари был самым известным художником этого периода. На его модернизм повлияли мексиканский мурализм и кубизм. Его картины рабочих включали в себя многие природные ресурсы Бразилии, такие как кофе, полезные ископаемые и хлопок. Бразильское правительство заказало ему фрески в общественных и правительственных зданиях. Портинари также рисовал фрески в латиноамериканском читальном зале Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, и в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. В июне 1931 января группа художников, которые были студентами Escola Nacional de Belas Artes в Рио-де-Жанейро, сформировала Núcleo Bernadelli, чтобы развивать свободное художественное самовыражение и отходить от академических традиций. Среди этих художников были Бруно Леховски, Маноэль Сантьяго, Хосе Панчетти, Квирино Кампофиорито, Бустаманте Са, Жоао Хосе Рескала и Милтон Дакоста. Хотя производство преимущественно модернистской живописи сократилось примерно в 1945 году, доступ к обзору движения только что стал возможен примерно в это время. Музеи современного искусства открылись для широкой публики после 1945, таких как Музей искусства Сан-Паулу, Музей современного искусства Сан-Паулу и Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро. Они объединили многие картины, находившиеся в частных коллекциях, и сделали их доступными для широких слоев населения. В 1950-х годах модернизм распространился по всей Бразилии, поскольку выставки проводились в других городах, таких как Сеара, Сальвадор и Ресифи. В свою очередь, были созданы более современные художественные центры.

В бразильском контексте модернизм представляет собой разрыв с установками, ориентированными в первую очередь на Францию, а иногда и на Португалию в поисках культурной эстетики, и вместо этого часто включает сознательные решения «каннибализировать» те элементы европейской эстетики, которые можно было бы желательно адаптировать к бразильскому контексту. (например, французский кубизм и итальянский футуризм), а затем добавляя некоторые местные компоненты (например, африканские, коренные и сельские элементы страны), чтобы создать что-то новое и аутентичное для Бразилии. 9 поэта Освальда де Андраде.0034 Manifesto Antropófago (Cannibal Manifesto, 1928) разработал эту концепцию культурного каннибализма.

В этом новом направлении некоторые характерные черты бразильского модернизма отражены в признании коренных и черных элементов. В то время как расизм был широко распространен в бразильском обществе, одновременно существовало новое стремление к открытости для более «экзотических» слоев населения и признание того, что они представляют собой источник потенциального обогащения. В явном противоречии, наряду с признанием индейских и черных элементов, этот бразильский модернизм сохранил аристократические компоненты, в которых белые элиты предприняли осторожные и самосознательные шаги по присвоению и национализации модернизма, чтобы продолжать контролировать ход событий. культурные разработки.

Гибридность, или стирание различий между традицией и модернизмом, между национальным и космополитическим, была еще одной характеристикой модернизма. Бразильские модернисты стремились сохранить некоторые элементы колониального наследия страны, а также адаптировать некоторые европейские доктрины, не подчиняясь им, и прославлять местные, тропические, постколониальные инновации, не впадая в национализм. В литературе на первом этапе модернизма соперничали художественные и политические идеологии. Освальд де Андраде представлял левых. Бразильцы превзошли некоторые ограничивающие националистические тенденции, такие как verdamarelismo (зелено-желтый цвет, национальные цвета), практикуемый писателем и фашистским лидером Плинио Сальгадо и поэтом-историком Кассиано Рикардо. Визуальная поэзия последнего была частью конкретной поэзии, жанра, в котором типографское расположение слов в формах передает смысл так же, как и традиционные поэтические компоненты, такие как слова, ритм и рифма. Как лучше всего представить уникальность бразильского характера, было в центре национальных дебатов.

В то время как многие из ранних бразильских модернистов преуспели в поэзии и живописи, большинство модернистов второй волны были писателями и архитекторами. Региональные романисты продемонстрировали бразильские особенности, такие как тростниковые поля, джунгли, sertão , плантации какао и гаучо на юге. Хосе Линс де Рего, Ракель де Кейрос и Хосе Америко де Алмейда написали романы, в которых северо-восточная Бразилия изображалась в состоянии упадка из-за засухи, бандитизма, фальсификаций на выборах и других социальных проблем. Среди писателей, произведения которых доступны в переводе, — Грасилиано Рамос, Эрико Вериссимо и Хорхе Амадо. Амадо изобразил низшие классы Баии в более чем 20 романах, таких как Jubiabá (1935), The Violent Land 9.0035 (1943), Габриэла, Гвоздика , и Корица (1958), Дона Флор и два ее мужа (1966) и Палатка чудес (1969). Однако, пожалуй, самым уважаемым писателем того периода был Грасилиано Рамос, который был не столько писателем-регионалистом, сколько психологическим реалистом и стилистическим новатором, чьи романы происходят на засушливом северо-востоке. Многие из его лучших романов доступны в английском переводе, например, São Bernardo (1934), Муки (1936) и Бесплодные жизни (1938). Некоторые выдающиеся городские романисты включают Дионелио Мачадо, Лусио Кардосо и Эрико Вериссимо. Мачадо был психиатром, написавшим 11 романов, в том числе « Os Ratos » (1935), в которых рассказывается об одном дне из жизни главного героя из мелкой буржуазии. « Crônica da Casa Assassinada » Кардосо (1959) представляет собой психологическое изображение декаданса в влиятельной, богатой семье. Вериссимо написал 16 романов о мелкой буржуазии гаучо в Риу-Гранди-ду-Сул на юге Бразилии, например, четырехтомник «Время и ветер » (1949–61).

Из многих модернистских деятелей в Бразилии, как определил историк Ричард М. Морс, «Марио де Андраде, возможно, был не лидером модернизма. Но ближе, чем кто-либо другой, он был модернизмом, с его иконоборчеством и скрытой ностальгией, с его лиризмом и общественным сознанием» (Морс 1950: 449). Марио де Андраде так хорошо воплощал движение, потому что он практиковался во многих дисциплинах, связанных с модернизмом Сан-Паулу: он был поэтом, писателем, музыковедом, историком искусства и фотографом. Его информативное эссе «Модернистское движение» (de Andrade 2008 [1942]), был воспоминанием и анализом Недели модернистского искусства спустя 20 лет после этого события, примечательной своей оценкой культурного и расового разнообразия Бразилии (вклад сельских жителей, африканцев и индийцев).

Хотя Неделя модернистского искусства в 1922 году имела решающее значение для модернистского взрыва в литературе, музыке и живописи, она мало повлияла на архитектуру, которая пришла к модернизму более десяти лет спустя и была поддержана президентом Жетулио Варгасом, который продвигал «новое государство». В 1935 сентября Лусио Коста принял заказ на проектирование здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Коста присоединил к своей команде Оскара Нимейера и Аффонсо Эдуардо Рейди, а позже и Ле Корбюзье, который читал лекции в Рио в 1929 году и имел большой успех. Железобетон стал характерным материалом пышной бразильской модернистской архитектуры, отчасти из-за его эстетической ценности в скульптурной пластичности, низкой стоимости и возможности адаптации к тропическим условиям, но также и потому, что во время Второй мировой войны конструкционная сталь стала дефицитом.

Коста воспользовался редкой и уникальной возможностью для архитекторов, когда выиграл конкурс на проектирование новой столицы Бразилии, которая будет построена в Гоясе в интерьере. Президент Жуселино Кубичек объявил конкурс в 1955 году и безоговорочно поддержал проект Косты неограниченными средствами и широкой свободой дизайна. Нимейер, которому не нравились прямые углы и прямые линии традиционной архитектуры, спроектировал многие общественные и правительственные здания, полные изогнутых бетонных кривых, для столицы. Вместе Коста и Нимейер создали Бразилиа в форме креста (как «x», обозначающего точку на карте), который, как считалось, был похож на самолет, выложив два широких перпендикулярных проспекта, которые определяют город, которые были затем усыпаны модернистскими структурами, некоторые из которых более характерны, чем другие. Пожалуй, самым потрясающим является Кафедральный собор Богоматери Апаресиды, который состоит из 18 бетонных колонн в форме бумеранга с витражами между ними и выглядит как сноп пшеницы, собранный вместе. Посетители спускаются под землю, чтобы войти в собор, а затем поднимаются в святилище, что усиливает эффект света, проходящего через витражи, и привлекает взгляд вверх, создавая драматический эффект. Модернистская архитектура была сделана уникально бразильской, сочетая ее с тропиками. Характерными чертами были такие функционалистские компоненты, как бризоль и цельностеклянные стены. Футуристический город привлек международное внимание и стал самым известным архитектурным достижением Бразилии. Влияние Нимейера на последующие поколения архитекторов не ослабевало на протяжении всего XIX в.50-х и до 1960-х гг.

Модернистское движение внесло свой вклад в распространенное широко распространенное мнение о том, что Бразилия — это страна, где завтра никогда не наступит, страна, где все еще предстоит сделать. Современная Бразилия намеревалась построить свою цивилизацию из строительных блоков, которые она сочла подходящими и возможными для своего контекста, сохраняя при этом желаемые элементы своего колониального прошлого. В испанской Америке модернисты выступали за своего рода паниспанизм, который проложил путь латиноамериканцам к тому, чтобы они стали латиноамериканцами по-своему и на своих условиях. Первоначально испано-американские модернисты отказались от сознательного акцента на латиноамериканской идентичности и обратились к воображению и творчеству художников.

И бразильские, и испано-американские модернисты стремились сохранить ценные элементы наследия и традиций, в то же время создавая уникальный стиль, учитывающий автохтонные основы и определяющий эстетический путь в будущее.

Заимствуя у французских парнасцев и символистов в испанской Америке и, в случае Бразилии, «каннибализируя» европейский художественный вклад, как испано-американские, так и бразильские модернисты адаптировали эти международные влияния таким образом, который стал отчетливо латиноамериканским.

Дополнительная литература

Project MUSE — Либидинальные токи: сексуальность и формирование модернизма (обзор)

  • Возможны варианты покупки/аренды:
    • Аренда у DeepDyve

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Американская литература 73.4 (2001) 873-874



[Доступ к статье в формате PDF]

Либидинальные токи: сексуальность и формирование модернизма . Джозеф Аллен Бун. Чикаго: ун-т. из Чикаго Пресс. 1998. xii, 513 стр. 54 доллара.

В этой интенсивной смеси умного и очень внимательного прочтения модернистской литературы Джозеф Аллен Бун исследует, как меняющиеся представления о сексуальности и повествовании повлияли на эволюцию британской и американской современности, выраженную в литературе и культуре между 1853 и 1962 годами. Художники высокого модернизма создают связность, «тотализация хаоса», Бун утверждает, что модернистские романисты больше заинтересованы в передаче «видения сложности и нерешительности, которое больше напоминает бахтинское определение жанра как неизбежно неполного неопределенного артефакта» (6). Эта текучесть наиболее ярко проявляется в обширном повествовательном исследовании модернистскими писателями психосексуальных либидинозных течений, которые нестабильны и изменчивы и порождают то, что он называет «поэтикой и политикой перверсивного».

Подрывая тотальный анализ модернизма, Бун пытается примирить подходы Фрейда и Фуко к викторианской и современной культуре и дает целостное, а не разрозненное описание перехода между модернизмом и постмодернизмом. Исторически помещая нарративные сдвиги, Бун освещает их политическую ценность, особенно в отношении сексуальности. Считая « Villette » (1852) Шарлотты Бронте предшественником модернистской сексуальности, Бун помещает начало современного женского желания в «9» Кейт Шопен. 0034 «Пробуждение» (1899 г.), « Дора» Зигмунда Фрейда (1901 г.) и « Дева и цыганка» Д. Г. Лоуренса (1930 г.). В особенно новаторском движении он прослеживает сексуальность в том, что он называет «театром разума», как в утверждении потока сознания в высоких модернистских текстах, таких как « миссис Дэллоуэй » Вирджинии Вулф (1925) и « Улисс» Джеймса Джойса. (1922 г.), а также к негативной реакции на использование черными и гомосексуальными писателями внутреннего мира, как в «Дыме, лилиях и нефрите» Брюса Ньюджента и «9» Паркера Тайлера.0034 Молодые и злые (1933). Наконец, он утверждает, что колониальные страхи, выраженные в таких текстах, как « Золотая тетрадь » Дорис Лессинг (1962) и « Александрийский квартет » Лоуренса Даррелла (1957–60), являются проявлением сексуальной тревоги после Второй мировой войны. [End Page 873]

Хотя многие тексты, которые исследует Бун, не являются американскими, его концепция, которая включает квир-теорию, расовые исследования и феминизм, а также исследует как литературу, так и искусство, является исключительной по своей концептуальной широте и глубине. анализ сюжета. В этот постмодернистский момент, утверждает Бун, «буквально… . . нет времени для продолжительного удовольствия от повествования». Таким образом, его тщательно продуманные чтения представляют собой критику современной тенденции читать быстро и разнонаправленно. Его представление о том, что внимательное прочтение зависит от «постепенного развертывания» и представляет собой форму подчинения для читателей, особенно актуально в контексте его аргумента о том, что сексуальные переживания, такие как блаженство и похоть, не могут быть запечатлены в звуковых байтах. Это весьма убедительно, но не должно означать, что близкие толкования (или блаженство и вожделение, если уж на то пошло) не должны иметь необходимых границ и выводов. Моменты чрезмерной детализации Буна не умаляют необычайного размаха и изобретательности его чтений и важности этой книги как для британских, так и для американских ученых.

Триша Роуз, Нью-Йоркский университет

крах

В настоящее время вы не авторизованы.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*