Модернистические течения: Основные направления модернизма в русской литературе.

Содержание

Основные направления модернизма в русской литературе.

Когда говорят о русской литературе конца XIX начала XX века, то в первую очередь вспоминают о трёх течениях, которые были самыми яркими: о  символизме, акмеизме и футуризме. Объединяет их то, что они относились к модернизму. Модернистские течения возникли как противопоставление традиционному искусству, идеологи этих течений отрицали классическое наследие, противопоставляли свои направления реализму и провозглашали поиски новых способов изображения действительности. В этих поисках каждое из направлений шло своим путём.

Символизм

Символисты считали своей целью искусство интуитивного постижения мирового единства через символы. Само название течения происходит от греческого Symbolon, что переводится как условный знак. Духовная жизнь не может быть осмыслена рациональным путём, только искусство может проникнуть в её сферу. Поэтому символисты понимали творческий процесс как подсознательное, интуитивное проникновение в тайные смыслы, которое под силу только художнику-творцу.

И передать эти тайные смыслы можно не прямо, а только с помощью символа, потому что тайна бытия не может быть передана обычным словом.

Теоретической основой русского символизма принято считать статью Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В русском символизме обычно выделяют два этапа: творчество старших и младших символистов.

  • Старшие символисты пришли в литературу в 1890-е годы. Это В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др.
    В. Брюсов и Д. Мережковский возглавили течение и воспринимали его как литературную школу. Основные темы их произведений – несовершенство мира, одиночество и избранность поэта.
  • В творчестве младших символистов, пришедших в литературу в 1900-е годы, доминирует идея слияния искусства с жизнью, преобразование мира по законам красоты. Самыми яркими представителями «младосимволизма» были А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.
      

Символизм обогатил русскую литературу множеством художественных открытий. Поэтическое слово получило яркие смысловые оттенки, стало необычайно многозначным. «Младосимволисты» были убеждены в том, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт – «демиург», творец мира. Эта утопия не могла сбыться, поэтому в 1910-х годах наступил кризис символизма, распад его как системы.

Акмеизм

Такое направление модернизма в литературе, как акмеизм, возникло в противовес символизму и провозгласило стремление к ясности взгляда на мир, который ценен сам по себе. Они декларировали возврат к изначальному слову, а не символический его смысл. Рождение акмеизма связывают с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», руководителями которого были Н. Гумилёв и С. Городецкий. А теоретической основой этого течения стала статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм».  Название течения происходит от греческого слова acme – высшая степень, расцвет, вершина. По мнению теоретиков акмеизма, главная задача поэзии – поэтическое осмысление многообразного и яркого земного мира.

  Ее приверженцы придерживались определенных принципов:

  • придать слову точность и определенность;
  • отказаться от мистических значений и прийти к ясности слова;
  • четкость образов и отточенные детали предметов;
  • перекличка с минувшими эпохами. Многие считают поэзию акмеистов – возрождением «золотого века» Баратынского и Пушкина.

Более подробно об акмеизме можете прочитать тут.

Самыми значительными поэтами этого течения были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуризм

В переводе с латинского futurum означает будущее. Появление русского футуризма принято считать с 1910 г., когда был напечатан первый футуристический сборник «Садок Судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуристы мечтали о появлении сверхискусства, которое в корне изменит мир. Это авангардное течение отличалось категоричным отрицанием предшествующего и современного искусства, смелыми экспериментами в области формы, эпатажным поведением его представителей.

Футуризм, как и другие течения модернизма, был неоднороден и включал в себя несколько группировок, которые вели между собой яростную полемику.

  • Кубофутуристы (или «Гилея») также называли себя «будетляне»– наиболее влиятельная из группировок. Они создатели скандального манифеста «Пощечина общественному вкусу», а также благодаря их высокому словотворчеству была создана теория «заумного языка» — зауми. Сюда входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных.
  • Эгофутуристы, входящие в кружок «Ego». Провозглашали человека эгоистом, дробью Бога. Поддерживали эгоистичные взгляды, из-за которых не смогли существовать как группа, и течение быстро закончило свое существование. Самыми яркими представителями эгофутуристов являются: И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.
  • «Мезонин поэзии» — объединение, организованное несколькими эгофутуристами во главе с В. Шершневичем. За свое короткое существование (около года) авторы выпустили три альманаха: «Крематорий здравомыслия», «Пир во время чумы» и «Вернисаж», и несколько сборников стихов. Кроме В. Шершневича в объединение входили  Р. Ивнев, С. Третьяков, Л.Зак и др.
  • «Центрифуга» — литературная группа, которая образовалась в  начале 1914 года. Ее организатором был С. Бобров. Первое издание – сборник «Руконог». Активными участниками группы с первых дней ее существования были Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич. Позже к ним присоединились некоторые эгофутуристы (Олимпов, Крючков, Широков), а также Третьяков, Ивнев и Большаков, участники распавшегося на тот момент «Мезонина поэзии».

Модернизм в русской литературе дал миру целую плеяду великих поэтов: А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака.

Лекция Модернистские течения в литературе рубежа XIX-XX веков (11 класс)

Тема: Модернистские течения в литературе рубежа XIX-XX веков (обзор).

Цель занятия:

сформировать у обучающихся представление о литературном процессе в России на рубеже веков (т.

н. «серебряном веке» русской литературы), дать основные понятия модернистских течений (символизма, акмеизма, футуризма) и имена представителей либо названия литературных группировок, раскрыть суть творческой идеи персоналии, обосновать значение творчества отдельного художника для литературного процесса.

Задачи:

а) образовательная – раскрыть основные термины, соотнести литературное течение с именем автора лирики или прозы, разграничить художественные и философские идеи соответственно творческому методу;

б) развивающая – дать студенту обобщить полученные знания и применить их в ходе выполнения заданий разного уровня;

в) воспитательная – направить студента к развитию художественного вкуса, объективному оцениванию полученной информации и грамотному, корректному изложению собственной точки зрения.

В результате проведения занятия студент должен:

знать: основные положения и направления в области литературы рубежа веков, филологического анализа текста, иметь представление о литературном процессе;

уметь: применять полученные знания в собственной профессиональной деятельности; сформулировать индивидуальное отношение к художественному тексту;

владеть: основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации, приемами смыслового анализа текста; навыками литературного анализа текста, навыками работы со справочной литературой.

Норма времени: пара (2 часа).

Тип занятия: лекция.

п/п

Этапы

Содержание учебного материала

Время

1.

Введение

1. Модернизм, его течения. Синтез различных видов искусства.

2. Возникновение и развитие символизма. «Старшие символисты» и «младосимволисты».

3. Акмеизм и «Цех поэтов».

4. Футуризм: «пощечина общественному вкусу». Эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга».

5 мин

2.

Основная часть

1. Модернизм, его течения. Синтез различных видов искусства.

2. Возникновение и развитие символизма. «Старшие символисты» и «младосимволисты».

3. Акмеизм и «Цех поэтов».

4. Футуризм: «пощечина общественному вкусу». Эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга».

1. Заметное место в литературном процессе конца XIX — начала XX вв. занимало творчество писателей модернистских течений — символизма, акмеизма и футуризма. Хотя сами они себя модернистами не называли, а современная им критика чаще использовала расплывчатое определение «новые течения», позднее историко-литературная наука идентифицировала это направление именно как модернизм. В дальнейших главах будет показано многообразие художественных поисков представителей данного направления, но не менее важно выделить и то общее, что их объединяло (схема, таблица).

2. Символизм как литературно-художественное направление не исчерпывался только поэзией: символистские идеи проникали в философские, религиозные, научные, биографические, литературно-критические работы. Хотя в русской прозе начала XX в. сильны были традиции реализма, художественная практика символистов оказала заметное воздействие и на эту сферу литературного творчества. Нередко теоретические статьи символистов становились импульсом к их поэтическим поискам или, напротив, прямым продолжением этих поисков, а прозаический текст оказывался своего рода промежуточной стадией перевода поэтических символов на язык эстетики либо, наоборот, философских интуиции — в сферу лирического творчества.

Между поэзией того или иного символиста и его прозаическими сочинениями, как правило, возникали множественные мотивно-тематические переклички, устанавливалась система «зеркальных» отражений, так что эти две сферы творчества становились по отношению друг к другу своего рода «сиамскими близнецами», а формула их генетического родства обнажалась в литературно-критических статьях и эстетических декларациях. Собственно, с теоретической статьи и берет начало история русского символизма: в 1892 г. Д. С. Мережковский выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В названии лекции, опубликованной в 1893 г., содержалась недвусмысленная оценка состояния литературы, надежда на возрождение которой возлагалась автором на «новые течения». Новому писательскому поколению, по мнению автора, предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Мережковский называл «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
В числе ближайших предтеч символизма автор видел крупнейших русских прозаиков второй половины XIX в. — И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, усматривая в их творчестве те начала «нового идеализма», которые надлежало развить новому поколению писателей.

3. В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из «туманов символизма», возникает кружок «Цех поэтов» (1911), во главе которого становятся Н. Гумилев и С. Городецкий. Членами «Цеха» были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус, М. Зенкевич, Г. Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут, П. Радимов. Собрания «Цеха» посещали Н. Клюев и В. Хлебников. «Цех» начал издавать сборники стихов и небольшой ежемесячный поэтический журнал «Гиперборей».

В 1912 г. на одном из собраний «Цеха» был решен вопрос об акмеизме как о новой поэтической школе. Названием этого течения подчеркивалась устремленность его приверженцев к новым вершинам искусства. Основным органом акмеистов стал журнал «Аполлон» (ред. С. Маковский), в котором публиковались литературные манифесты, теоретические статьи и стихи участников «Цеха».

Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, еще более неоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, – поиски выхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такой задачи. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчеркивали глубокие внутренние связи акмеизма с символизмом.

Стремясь рассеять атмосферу иррационального, освободить поэзию от «мистического тумана», акмеисты принимали весь мир – видимый, звучащий, слышимый. Но этот «безоговорочно» принимаемый мир оказывался лишенным позитивного содержания. Новизна эстетических установок акмеизма была ограниченной и в критике того времени явно преувеличена. Отталкиваясь от символизма, поэтику нового течения Гумилев определял крайне туманно. Поэтому под флагом акмеизма выступили многие поэты, не объединяемые ни мировоззренчески, ни стилевым единством, которые вскоре отошли от программ акмеизма в поисках своего, индивидуального творческого пути. Более того, крупнейшие поэты вступали в явное противоречие с узостью поэтической теории течения.

4. Одновременно с акмеизмом в 1910-е годы возникает множество групп литературного (и живописного) авангарда: эгофутуризм, футуристические группы «Гилея», «Мезону поэзии», «Центрифуга».

Первая из них – эгофутуризм – по своим идейно-художественным программам заняла некую срединную позицию между акмеизмом и собственно футуризмом. Эклектика эстетических деклараций и поэтической практики стала отличительной чертой этого поэтического течения.

В 1910-е годы возникает и собственно футуризм. Это течение представлено прежде всего группой «Гилея» – кубофутуристов, или «будетлян», как они себя называли. В нее входили Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, Е. Гуро, В. Маяковский. Были и две другие группы: «Мезонин поэзии» во главе с В. Шершеневичем (ставшим впоследствии зачинателем имажинизма) и «Центрифуга», в которую входили С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак. Для последней, теоретиком которой был С. Бобров, характерно стремление сочетать достижения символистского стиха со стихом кубофутуристическим.

Литературный футуризм был тесно связан с возникшими тогда же футуристическими течениями в живописи: «кубистов», «лучистое», «беспредметников», группой художников общества «Бубновый валет», начало которому было положено одноименной выставкой в 1910 г. Организаторами «Бубнового валета» были братья Д. и Н. Бурлюки, вошли в него М. Ларионов. П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Лентулов, Н. Гончарова и др. Теория и практика этого течения оказали значительное влияние на литературный футуризм. Футуристы-поэты часто и сами выступали как живописцы (Бурлюки, Каменский, Маяковский), участвовали в художественных выставках. Кубисты иллюстрировали издания «Гилеи». Русский кубофутуризм первоначально и возник как школа в живописи.

Границы художественных групп были расплывчаты и неопределенны. Но как в живописи, так и в литературе их объединяла эстетическая антиреалистическая тенденция. Русский литературный футуризм испытал влияние и живописного русского футуризма, и европейских футуристических литературных течений, прежде всего итальянского футуризма (Ф. Т. Маринетти и др.), культивировавшего современный индустриализм, технику, отрицавшего культуру. Но в целом ряде социальных установок русский футуризм решительно отличался от итальянского, ему не были свойственны милитаристские устремления Маринетти, проповедь насилия, агрессии, варварства. Русские футуристы не были сторонниками капиталистической техники, глашатаями империализма, «железной энергии» войн.

Первое программное выступление литературного кубофутуризма относится к 1912 г. , когда появился сборник «Пощечина общественному вкусу». В предисловии-манифесте, подписанном Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым, провозглашалась революция формы, независимой от содержания («важно не что, а как«), субъективная воля художника, абсолютная свобода поэтического слова, отказ от всех традиций («Прошлое тесно. Академия и Пушкин – непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и пр. и пр. с Парохода Современности…»). Футуризм стал своеобразной школой модернистской литературы, выделяясь резко анархическим характером общественных и эстетических установок.

65 мин

3.

Заключение. Закрепление изученного материала

Формулировка вопросов по содержанию, ответ преподавателя на вопросы студентов по материалу лекции

10 мин

Подведение итогов занятия

Определение результативности занятия в соответствии с поставленной целью (повторение основных терминов и выводов)

8 мин

Определение задания для самостоятельной работы обучающихся

Перечень заданий, определение формы выполнения

2 мин

Оборудование: доска, портреты персоналий, схемы, проектор, презентация (фрагменты учебного фильма).

Литература

  1. основная:

Городецкий С. Мой путь // Советские писатели. Автобиографии. М., 1959. Т. 1. С. 325

Евгеньев Η. Н. Модернистские течения и поэзия межреволюционного десятилетия // Русская литература конца XIX – начала XX в. (1908-1917).

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX века. М., 1975.

Тагер Е. Б. Модернистские течения и поэзия межреволюционного десятилетия // Русская литература конца XIX – начала XX века (1908– 1917). М., 1972. С. 293.

  1. дополнительная:

Манн Т. Собр. соч.: в 10 т. М., 1961.

Минский Н. При свете совести. СПб., 1890. С. 1.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1901

Модернизм (ССИС, 2001) | Понятия и категории

МОДЕРНИЗМ, -а, м. (кон. XIX — нач. XX вв.). Общее название разных направлений в литературе и искусстве конца XIX — начала XX вв., провозгласившее разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Классический модернизм. Образец модернизма. Модернизм — ведущее направление в архитектуре XX в., возникшее на основе технических достижений XIX в. течения модернизма. «Таким термином мог бы явиться «модернизм «, несмотря на то, что этим термином мы должны были бы назвать десятки разного рода художественных стилей, возникших и возникающих теперь уже в течение целого столетия. В узком смысле слова под «модернизмом» нужно понимать поэтику и эстетику последних десятилетий » (А. Лосев).

—           Франц. modernisme — модернизм, от moderne — новый, современный < лат. modernus — новый.

МОДЕРНИСТ, -а, м. 1. (кон. XIX в.). Приверженец новых идей модернизма. Скульптор-модернист. 2. (нач. XX в.). Представитель направления модерн. «Лосев приводит несколько примеров из сочинений авторов-модернистов» (журн.). «В конце концов всех этих поэтов можно назвать и импрессионистами …и модернистами» (журн.).

Модернистка, -и, ж.

—           Франц. modernist — модернист, от moderne — новый. 

МОДЕРНИСТСКИЙ, -ая, -ое (нач. XX в.). Относящийся к модерну, к новому, современному; проникнутый модернизмом. Модернистский стиль. Модернистская поэзия. Модернистское направление. Модернистские течения. «Произведения модернистского стиля поражают своей пестротой» (журн.).

Модернистический, -ая, -ое. Модернистические приёмы.

—           Франц. moderne — модернистский, букв, новый, но-вейший, современный < вульг.-лат. modernus — новый.

Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вячеслова, Р.С. Кимягарова, Е.М. Сендровиц. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М., 2001, с. 539-541.

Модернистские течения в художественной культуре

Модернистские течения в художественной культуре: кубизм, сюрреализм.

Кубизм (Cubism), модернистское течение в живописи (и в меньшей степени в скульптуре) 1-й четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо «Авиньонские девицы», на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака — конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого «сезанновского» (1907-1909 гг.), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо «Три женщины», 1909 г.). Следующий период (1910-1912 гг.) называют «аналитическим»: предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак «В честь И. С. Баха», 1912 г.). В последнем, известном как «синтетический» Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо «Харчевня», 1913-1914 гг.), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. 1-я мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм. Художники кубизма: Пикассо, Брак, Хуан Грис. Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм). Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных. В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод «свободных ассоциаций» для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, «правдоподобием», выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, «отключив» разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира. Художники Сюрреализма: Жан Миро, Сальвадор Дали.

 

Модернистские течения в искусстве, стр.2

Модернистские течения в искусстве

Хотя по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20-30 лет), влияние его в то время на все виды художественной деятельности огромно. Следы модерна можно найти во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки – все это носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы, дизайнеры модерна. Им было дело до всего. Для них не существовало ничего низкого, что не смогли бы они с помощью своей неуемной фантазии превратить в произведение искусства. Все к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.

Каждая национальная школа придавала лицу модерна разное выражение, поскольку нет европейской страны, где не было бы своего собственного стиля модерн. И в то же время есть нечто общее, что объединяет все эти «модерны» и делает их почти неразличимыми, что позволяет говорить об общеевропейском художественном направлении.

Этим «общим» является ряд черт, которые и сделали его столь привлекательным. Условно это черты следующие: эклектизм, романтизм, чувственность, декоративность. Первые три признака унаследованы в основном от Европы, последний – из Азии.

Абстракционимзм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшие в 1910—1912 гг. «лучизм», и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.

Абстрактный экспрессионизм (abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Начальная фаза движения — абстрактный сюрреализм (abstract surrealism) появилась в 1940-е, под влиянием идей Андре Бретона, её основными приверженцами были американские художники Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.

Дадаизм или дада (Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тзара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения») — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.

Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современного граффити), псевдочертежах неимеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке. Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизма — мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент — на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

Кубизм

(фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques).

Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом».

Модерн (от фр. moderne — современный) или Арт-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л.К. Тиффани (англ.)) в США, «арт-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

Постимпрессионизм

Возникает в 80-х годах 19 века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек.

Символизм

(фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Сюрреализм

(фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается подчёркнуто концептуальным подходом к искусству, использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Подзаголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. В 1917 году Гийом Аполлинер придумал термин «Лексикон» в программе с описанием «балет Парад», которая была совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом альянсе до сих пор устанавливаются костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, фиктивных облигаций не происходит. В „параде“, как в виде сверхреализма, я вижу начальную точку для ряда проявлений этого нового духа („дух нового“)».

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е года он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Gedicht aus den Calligrammes

Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу

«Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги. Хотя Бретон восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они остаются периферийными.

Наука и художественная культура. Модернистские течения



стр. 60 Вопросы и задания

1. Перечислите выдающихся отечественных ученых конца XIX — начала XX в. Какой вклад они внесли в мировую науку? Запомните имена первых российских лауреатов Нобелевской премии.

Ученый-энциклопедист, естествоиспытатель В.И. Вернадский;

К.Э. Циолковский – один из основоположников современной теории космонавтики; глава первой русской научной школы физиков П. Н. Лебедев; Павлов И.П., И. И. Мечников – лауреаты Нобелевской премии; изобретатель угольного противогаза Н. Д. Зелинский; академики А. А. Марков, В. А. Стеклов занимались математической физикой; адмирал С. О. Макаров – командующий арктической экспедиции.

2. Назовите имена представителей реалистического и модернистского направлений в российской художественной культуре. Используйте знания, полученные при изучении русской литературы.

Продолжателями реалистического направления, господствовавшего в XIX в. , в художественной литературе были Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, М. Горький, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, в живописи И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. В. Верещагин, в театральном искусстве В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский.

Представители модернистской ориентации принадлежали к самым разным течениям художественной культуры, которых объединяло одно – поиски новых современных средств и форм выражения в искусстве, будь то слово, цвет и линия, звуковая гамма. Одним из ранних модернистских течений стал символизм. Символисты – художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, И. Я. Билибин и др.

Другим течением модернистского искусства был футуризм. Футуристами были поэты Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Игорь Северянин.

Близки к футуризму были группировки молодых художников под довольно вызывающими названиями «Бубновый валет» (Петр Кончаловский, Роберт Фальк и др.) и «Ослиный хвост» (Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич).

3. В чем заключаются особенности модернистских художественных течений?

Представители модернистской ориентации принадлежали к самым разным течениям художественной культуры, которых объединяло одно – поиски новых современных средств и форм выражения в искусстве, будь то слово, цвет и линия, звуковая гамма. Реалисты и модернисты взаимно обогащали друг друга. Модернизм оказал несомненное влияние на писателей и художников реалистического направления в их поисках новых художественных форм и средств.

4. Какие шедевры литературы, живописи, музыки начала XX в. вам известны? Кто их авторы? Обратите внимание на репродукции картин, помещенные на цветной вклейке учебника. К каким художественным течениям их можно отнести?

Малевич «Черный квадрат на белом фоне»; картины о Древней Руси Н. К. Рериха «Славяне на Днепре», «Поход Владимира на Корсунь»; историко-батальная панорама Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва»; Н. А. Римский-Корсаков создал оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок»; пьесы А. П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» и пр.

Интеллектуальных течений — Энциклопедия модернизма Рутледж

Обзор

Интеллектуальные течения Пекора, Винсент П.

DOI: 10.4324 / 9781135000356-REMO2-1

Опубликовано: 05.09.2016

Получено: 18 ноября 2021 г., из

https://www.rem.routledge.com/articles/overview/intellectual-currents-subject-overview


Обзор

Этот раздел посвящен историческому, социологическому, философскому, экономическому, политическому и научному контексту модернизма.Заявки касаются отдельных лиц, кружков, движений и событий. Основным критерием включения является значимость темы для производства или восприятия модернизма. Список не предназначен для того, чтобы быть энциклопедическим в терминах, которые отвечали бы потребностям изучающего философию, экономику, социологию и т. Д. Сегодня. Вместо этого, имея в виду изучающих различные модернистские искусства, этот раздел призван стать богатым, если обязательно неполным, обзором периода, в течение которого формировался модернизм.Хотя модернизм в значительной степени был европейским продуктом, статьи в этом разделе также пытаются отразить его глобальный контекст.

Это обычное дело, что период между франко-прусской войной и Второй мировой войной был исключительно жестоким, даже без учета глобальной катастрофы последней, и заманчиво позволить насилию определить интеллектуальный характер этого периода. . (Действительно, даже в пророческом видении будущего века Фридрихом Ницше подчеркивалось насилие.) Колониальные зверства, политическая революция, война настолько масштабная, что многие думали (или, возможно, надеялись), что она положит конец всем войнам, экономическая катастрофа настолько серьезна, что, казалось, знаменует конец либерального капитализма — все это способствовало возникновению чувства, зафиксированного в некоторых крупных работах модернистского искусства, что (по знаменитым словам У. Б. Йейтса) «центр не может удерживаться; / В мире навязывается простая анархия ». Даже если многие не разделяли Т. Последующий вердикт Элиота о том, что культура в двадцатом веке превратился в пустошь, его мнение о том, что этот период представляет собой полный распад, подробно аргументированный Освальдом Шпенглером в книге Освальда Шпенглера «Закат Запада» четырьмя годами ранее, не могли быть проигнорированы даже оптимистами.Европа была более резко разделена, чем когда-либо, между насилием тех, кто верил в обещание революционного пути к эгалитарной утопии, и насилием тех, кто хотел отменить уравновешивающие эффекты демократических реформ и восстановить порядок, построенный на старых иерархиях, утвержденных популярные обычаи, наследие и расы. Обе эти группы будут горько разочарованы к середине столетия, но очень важно отметить характер битвы по принципу «все или ничего», если мы вообще хотим понять модернизм.

Однако было бы ошибкой оставаться зацикленным на насилии, особенно когда многое из того, что было интеллектуально радикальным в ту эпоху, освещало и часто изменяло человеческое состояние к лучшему или, по крайней мере, было предназначено для этого. Половина европейского и американского населения — женщины — до двадцатого века практически не играли политической роли и на протяжении столетий были низведены (как заметила Вирджиния Вульф) до статуса второго сорта. Распространение франшизы на женщин стало началом социальных преобразований.Первая мировая война была настоящим ужасом, но она ознаменовала, пусть и проблематично, смерть привилегированных династических империй, правивших веками. Открытие микробной теории болезни — возможно, единственного наиболее значительного события в истории общественного здравоохранения — наконец сделало врачей более полезными, чем пагубными после 1900 года, в то время как Элиот зарегистрировал подъем анестезиологии, а Томас Манн — радиологии (хотя оба сделали это с большая ирония). За несколько десятилетий астрономия и физика радикально изменили восприятие пространства, времени, движения, материи и самой Вселенной.Растущий после Дарвина интерес к истокам цивилизации во многом касался человеческой склонности к насилию. Но он также продемонстрировал, что так называемые примитивные, ориентированные на мифы общества и современные, научные общества гораздо больше похожи, чем раньше склонны были себе представить европейцы. «День фавна») и «Весна священная» Арнольда Шенберга.

Теории Фрейда о человеческой психике также зависели от видения стойкости первичного опыта, будь то онтогенетический или филогенетический, у современных людей.Его разработка бессознательного и «говорящего лекарства» от психологического стресса переориентировала понимание эмоций. Экономические потрясения на свободном рынке были болезненными, но в конечном итоге они привели к более четкому пониманию роли государства (см. J.M. Keynes). Возможно, самое амбициозное интеллектуальное достижение того периода — «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера — преодолело разрыв между материалистической и моральной философиями и заложило основы самой социологии.Философия во многом последовала увещеванию Канта отказаться от метафизики и сосредоточиться на вопросе знания. Логика, язык и поведение — все возникло как основанное на правилах, сводимое к простым, хотя и повторяющимся, механическим операциям (тем самым обосновав будущие компьютерные технологии). Тем не менее, для многих сознание казалось гораздо более загадочным, чем когда-либо. Религия была подвергнута резкому разочарованию, а затем, как ни странно, в результате стала еще более увлекательной. Сэр Джеймс Фрэзер подробно проиллюстрировал эволюцию магии и мифа в современные религиозные верования, а затем в науку — точка зрения, подобная позиции Эмиля Дюркгейма, призванная заменить авторитет и откровение эмпирической наукой.Но хотя работа Фрейзера над мифом, как и работы других антропологов той эпохи, была встроена в имперское мировоззрение, она также исследовала удивительный диапазон человеческих способов существования, против которых все меньше и меньше казалось по-настоящему чуждым.

Тем не менее, действительно, освободительные достижения эпохи часто имели непредвиденные или неожиданные последствия. Достижения науки о половом воспроизводстве после Дарвина заложили основу современной генетики. Но одним из первых ответвлений этого нового знания была псевдонаука, называемая евгеникой, принятая во всем политическом спектре, которая была направлена ​​на подавление физически и социально «непригодных», чтобы породить новый золотой век.Предсказание Карла Маркса о том, что экономическое развитие через нарастающие кризисы неумолимо приведет к утопическому коммунизму, нашло своего рода испытательный полигон в царской России, но ленинско-сталинская общественная организация, несомненно, была одной из самых антиутопических в истории. Наконец, Ницше перевернул всю западную моральную традицию с ног на голову. Он не был первым, кто назвал христианское убеждение, что «кроткие наследуют землю», уловкой, которую священники разыгрывают с бессильными. Но Ницше был самым важным сторонником идеи, что этот трюк был фундаментальной ошибкой западной цивилизации.Его радикальное недоверие ко всему, что цивилизованное общество стало называть добром и злом, заново изобрело для модернизма романтическую идею прометеевского (или наполеоновского) индивида, героически достаточно умышленного, чтобы отказаться от комфорта цивилизованного стада ради рискованного, непредсказуемого, самоуверенного человека. создание и аморальная мифология нового человечества. Подобно Марксу, идеи Ницше пронизывают всю эпоху. И они обладали огромным потенциалом для нечестивого использования. Ницше связал ошибку христианства с духовной культурой евреев — и, как и в предыдущие эпохи, европейские общества, к сожалению, мало нуждались в поддержке, чтобы сделать вывод о том, что евреи виноваты в бедах цивилизации.Интеллектуальная культура начала двадцатого века была ничем иным, как иконоборческой, разбивая одного идола племени за другим в своем стремлении к подлинности. Как заметил Томас Манн в своей ретроспективной анатомии эпохи и ее искусствах, Doctor Faustus (1947), за это высокомерие пришлось заплатить высокую цену.

Проект модернистских журналов | Токи электронной грамотности

Роберта Скоулза

1. MJP — это цифровой ресурс, предназначенный для помощи ученым и учителям модернизма и, в частности, для дополнения изучения основных литературных и художественных произведений, созданных в течение первых десятилетий двадцатого века, предоставляя окно в культура, из которой возникли эти произведения. Мы начали в Университете Брауна в 1995 году, пытаясь создать цифровое издание The New Age , еженедельного журнала, посвященного политике, литературе и искусству, который редактировал в Лондоне А.Р. Орейдж с 1907 по 1922 год. Мы выбрали формат PDF, что позволило бы нам представить изображения исходных страниц, подкрепленные текстом с возможностью поиска. И, я могу вам откровенно сказать, мы понятия не имели, во что мы ввязывались в то время.

Краткая история MJP

2. Мы думали, что сможем сканировать выпуски этого журнала на микрофильмах, подвергать их процессу распознавания текста и создавать наши PDF-файлы.Однако мы обнаружили, что копии микрофильмов не были достаточно четкими, чтобы производить сканирование, которое позволяло бы прилично работать с оптическим распознаванием символов, поэтому мы были вынуждены находить редкие оригинальные копии и сканировать их на примитивном планшетном сканере, прежде чем пропустить их через программное обеспечение Adobe Capture для получения наши PDF-файлы. Даже при этом мы обнаружили, что процесс распознавания текста является чрезвычайно трудным, часто исправляя более сотни ошибок на странице, а нам нужно было исправить более 15 000 страниц. На эту работу у нас ушли годы. А теперь мы делаем все по-другому, выполняя сканирование с помощью Киртаса и используя ABBYY FineReader для обработки OCR.

3. Но создание PDF-файлов с возможностью поиска — это еще не все, что мы делали. Чтобы сделать этот материал максимально полезным для учителей и студентов, мы подготовили вступления ко всем тридцати томам с информацией об истории того периода, а также эссе о ключевых фигурах и концепциях, и мы постарались предоставить информацию о каждом упомянутом художнике. на этих страницах со ссылками на эту информацию и изображениями типичных работ этого художника. Это тоже оказалось более трудоемким, чем мы ожидали.Сейчас у нас есть файлы о более чем 1000 художников, с типичными изображениями для большинства из них. И мы связали упоминания художников на страницах журнала с этой другой информацией. Для иллюстрации вот несколько строк из обзора Эзры Паунда, написанного под псевдонимом «Б. Х. Диас »в феврале 1918 г .:

Красные поля обозначают ссылки на страницы исполнителей. Например, щелчок по Philpot приведет к этой странице (здесь она значительно уменьшена в размере):

Эти эскизы, в свою очередь, позволяют увеличивать изображения.Как и следовало ожидать, работа над The New Age заняла годы и, наконец, была завершена с помощью Национального фонда гуманитарных наук в 2004 году.

4. В этот момент произошли две важные вещи. Университет Талсы, возглавляемый бывшим аспирантом Брауна Шоном Лэтэмом, присоединился к MJP в качестве партнера, что позволило нам взять на себя больше проектов, а новый технический директор Клиффорд Вулфман приехал в Браун, где он установил связь. в Центр цифровых инициатив библиотеки и работал над тем, чтобы обеспечить соответствие MJP TEI, что означало, среди прочего, возврат и создание метаданных для New Age Edition и их предоставление для всех последующих цифровых изданий. С этого момента Браун и Талса добавили полные тиражи или значительные сегменты тиражей еще десяти журналов: Blast , The Blue Review , Coterie , Dana , The English Review , The Owl , Le Petit Journal des Réfusées , Rhythm , The Tyro и Wheels , так что верхняя часть страницы наших журналов выглядит так:

Щелчок по этим изображениям обложек приводит к страницам, предлагающим информацию о журналах, ссылкам на конкретные выпуски и, в конечном итоге, к выбору просмотра среди эскизов, изображений страниц и полных PDF-файлов целых выпусков.

Переосмысление модернизма и MJP

5. Продолжая эту работу, мы сделали ряд важных открытий, три из которых заслуживают упоминания здесь:

  • Модернизм не ограничился маленькими журналами, но распространился на журналы с большим тиражом. Таким образом, понимание модернизма потребовало наличия этих журналов, а также тех, которые Эзра Паунд назвал «маленькими».
  • Все в маленьких журналах этого периода не было «модернистским».«Традиционные работы и даже специально антимодернистские работы и настроения часто присутствуют в маленьких журналах вместе со всевозможной рекламой.
  • Реклама была важным аспектом модернизма, и реклама была удалена с большинства экземпляров журналов в наших библиотеках. Они также обычно не включались в перепечатку небольших журналов, а также не включались в крупномасштабные цифровые репродукции массовых журналов.

6. Эти открытия побудили нас изменить то, что мы делали, по нескольким важным направлениям.Мы начали искать оригинальные выпуски крупнотиражных журналов для добавления в наш цифровой архив, так что с помощью Библиотеки Принстонского университета, которая собрала материалы, мы теперь (со вторым грантом NEH) работаем над выпуском из Scribner’s с 1910 по 1922 год. И, используя оригинальные выпуски из библиотеки Чикагского университета, дополненные выпусками Университета Висконсина / Мэдисона и Университета Талсы, мы работаем над изданием Poetry с момента основания в 1912–1922 годах, со всей рекламой и обложками.

7. Мы также решили, что ученые и студенты должны иметь возможность просматривать образцы выпусков широкого спектра журналов того периода. Чтобы придать этому проекту некоторую согласованность, мы искали оригинальные выпуски журналов, опубликованных в течение декабря 1910 года, когда, как утверждала Вирджиния Вульф, «человеческий характер изменился». Сейчас мы предлагаем отдельные выпуски более двадцати различных журналов, больших и малых, за этот период, чтобы учителя могли направлять студентов на этот ресурс для ознакомления с проектами и общей историей о мире, в котором зародился модернизм.Мы планируем со временем предложить аналогичный набор примерно с декабря 1920 года, чтобы были возможны проекты, сравнивающие культуру 1910 года с культурой 1920 года. В той мере, в какой модернизм развивался в течение этого десятилетия, он должен быть заметен в различном содержании, включая рекламу, журналов, издаваемых в начале и в конце десятилетия.

Выше, значительно уменьшенная по размеру, часть нашей страницы за декабрь 1910 года. Каждое из этих изображений ведет к полному выпуску одного из этих журналов в формате PDF.В настоящее время мы разрабатываем идеи для студенческих проектов с использованием этого нового ресурса.

Преподавание модернизма с помощью MJP

8. Это подводит меня к нашему последнему нововведению. Поскольку все больше преподавателей используют ресурсы MJP в курсах, мы приглашаем их делиться идеями на нашем сайте. В настоящее время у нас есть вклады от профессорско-преподавательского состава колледжей, от профессора до старшего ассистента преподавателя. В будущем мы надеемся добавить больше материалов от учителей этого уровня, а также от учителей средних школ.Вот изображение в верхней части нашей обучающей страницы.

9. Наши обучающие страницы только начинаются, но мы надеемся, что этот ресурс побудит учителей модернизма обмениваться педагогическими идеями, а также научной информацией и критикой. И мы планируем предлагать учителям летние семинары, которые помогут им разработать курсы или разделы в рамках курсов, в которых учащимся предлагается использовать эти ресурсы для индивидуальных проектов. Например, когда Поэзия будет добавлена ​​в наш архив в 2008 году, студенты смогут увидеть, как современные поэты, пишущие на английском языке, представляют свои стихи и обсуждают правильную форму и содержание модернистской поэзии.Они также увидят, как эти поэты знали о поэзии на других языках и как их стихи появлялись среди переводов стихов коренных американцев и даже стихов ковбоев. И они увидят известные стихотворения в их первозданном виде, например:

.

Расстояние между группами слов говорит нам, как должно звучать стихотворение, придавая ему ритм, которого нет в большинстве антологизированных репринтов. И они будут читать его среди дебатов по верлибру и имажизму, а также перепечаткам китайских стихов, которые создают контекст для стихотворения Паунда.

10. Можно спросить: «Почему бы просто не отвести студентов в библиотеку и не посмотреть там журнал?» Ответ непростой. Но начинается с того, что в большинстве библиотек не будет оригинальных выпусков этого журнала с неповрежденными обложками и рекламой. Наше цифровое издание основано на произведениях из трех разных библиотек, создавая коллекцию, которая больше нигде не существует. И реклама важна. Важно увидеть книгу об искусстве стихосложения, выставленную на продажу в Poetry , и найти объявления, предлагающие собак для поэтов и шоколадный напиток, а также такие журналы, как Blast и The Egoist , которые были главными силами в подъеме модернизма.Наконец, студентам лучше почувствовать соблазн библиотеки: хотят, чтобы пошли туда, а не брать или отправлять их. Перенося библиотеку на их персональные компьютеры, мы приглашающе открываем для них двери. Но мы также предлагаем архив, с которым не может сравниться ни одна библиотека.

11. Еще одной особенностью цифрового архива модернистских журналов является возможность поиска в нем, что также является уникальной особенностью этого средства массовой информации. Возможность искать ключевые слова или выражения в текстах целого архива модернистских журналов облегчает исследовательские проекты, которые были бы намного сложнее без такого ресурса. Мы надеемся, что учителя, исследуя этот ресурс, будут создавать для своих учеников все больше и больше интересных проектов. Область модернистских периодических исследований только открывается, предлагая новые возможности для обучения и исследований для преподавателей и студентов. Учебные страницы MJP призваны помочь всем нам осознать потенциал этой области.

Будущее MJP

12. В настоящее время все наши цифровые ресурсы заканчиваются 1922 годом, потому что произведения, опубликованные в этом году, находятся в общественном достоянии в этой стране.Это также знаменательный год в истории модернизма, отмеченный публикациями Ulysses , Jacob’s Room, и The Waste Land . В этот момент, можно сказать, модернизм пришел в англоязычный мир, хотя он был далек от завершения. Но наш сайт посвящен этому подъему, и мы намерены вернуться к 1890 году или даже дальше, чтобы задокументировать его. С этой целью мы также предоставляем список из более чем 500 периодических изданий, представляющих литературный или художественный интерес, опубликованных за этот период. В конечном итоге мы надеемся добавить в этот список информацию о наличии оригинальных выпусков с полным содержанием.

Размышления о цифровых и физических архивах

13. Цифровые ресурсы не заменяют физические архивы, на которые они опираются. Они делают материалы в архивах широко доступными, снабжены редакционными рамками и ссылками на другие важные ресурсы. Но они также приведут ученых к самим архивам, как только мы описали эти ресурсы таким образом, чтобы отличать фонды в оригинальной форме от переплетенных копий, которые являются неполными, что в наших текущих каталогах библиотек, включая WorldCat, редко бывает.

О MJP можно сказать гораздо больше, но самое важное, что я могу сказать, это следующее: Пожалуйста, зайдите на www.modjourn.org и изучите этот ресурс самостоятельно.


Роберт Скоулз — нынешний директор проекта Modernist Journals Project и почетный профессор английского языка, сравнительной литературы, современной культуры и средств массовой информации (MCM) в Университете Брауна.

[email protected]

Project MUSE — Либидинальные течения: сексуальность и формирование модернизма (обзор)

Либидинальные течения: сексуальность и формирование модернизма .Джозеф Аллен Бун. Чикаго: Univ. Чикаго Пресс. 1998. xii, 513 с. $ 54.00.

В этом интенсивном сочетании интеллектуальных и очень близких прочтений модернистской литературы Джозеф Аллен Бун исследует, как меняющиеся представления о сексуальности и повествовании повлияли на эволюцию британской и американской современности, выраженной в литературе и культуре между 1853 и 1962 годами. Работая против представлений, которые Высокие модернистские художники создают согласованность, «суммируя хаос», — утверждает Бун, — утверждает Бун, что модернистские романисты больше заинтересованы в передаче «видения сложности и неразрешимости, которое больше напоминает определение Бахтина жанра как неизбежно неполного неопределенного артефакта» (6).Эта текучесть наиболее ярко освещена обширным повествованием авторов-модернистов о психосексуальных либидозных течениях, которые нестабильны и изменчивы и производят то, что он называет «поэтикой и политикой извращенного».

Подрывая тотальный анализ модернизма, Бун пытается примирить фрейдистский и фуковский подходы к викторианской и современной культуре и дает связное, а не разрозненное описание перехода от модернизма к постмодернизму.Исторически позиционируя сдвиги в повествовании, Бун подчеркивает их политическую ценность, особенно в отношении сексуальности. Рассматривая Villette Шарлотты Бронте (1852) как предшественник модернистской сексуальности, Бун помещает начало современного женского желания в «Пробуждение » Кейт Шопен (1899 г.), « Дора » (1901) Зигмунда Фрейда и «Девственница» Д. Г. Лоуренса. и Gypsy (1930). В особенно новаторском подходе он прослеживает сексуальность в том, что он называет «театром разума», одновременно с утверждением потока сознания в высокомодернистских текстах, таких как « Mrs.Дэллоуэя (1925) и Джеймса Джойса Ulysses (1922), а также на негативную реакцию на использование черными и гомосексуальными писателями внутренней сущности, как в «Дым, лилии и нефрит» Брюса Ньюджента и Паркер Тайлер «Молодые и злые». (1933). Наконец, он утверждает, что колониальные страхи, выраженные в таких текстах, как «Золотая тетрадь » Дорис Лессинг (1962) и «Александрийский квартет » (1957–60) Лоуренса Даррелла, являются проявлением сексуальной тревоги после Второй мировой войны. [End Page 873]

Хотя многие из текстов, которые исследует Бун, не являются американскими, его структура, включающая квир-теорию, расовые исследования и феминизм, а также исследующая литературу и искусство, является исключительной по своей концептуальной широте и глубине. анализ сюжета. В этот постмодернистский момент, утверждает Бун, существует «буквально. . . нет времени для продолжительного удовольствия от повествования ». Таким образом, его тщательно проработанные чтения представляют собой критику нынешней тенденции читать быстро и разнонаправленно.Его представление о том, что близкое прочтение зависит от «постепенного развертывания» и представляет собой форму сдачи для читателей, особенно актуально в контексте его аргумента о том, что сексуальные переживания, такие как блаженство и похоть, не могут быть зафиксированы в звуковых байтах. Это довольно убедительно, но не должно означать, что близкие чтения (или блаженство и похоть, если на то пошло) не должны иметь необходимых границ и заключений. Моменты кажущейся чрезмерной детализации Буна не умаляют необычайного размаха и изобретательности его чтений, а также важности этой книги как для британских, так и для американских ученых.

Триша Роуз, Нью-Йоркский университет

Сексуальность и формирование модернизма (обзор)

Американская литература 73,4 (2001) 873-874 В этом интенсивном сочетании интеллектуальных и очень близких прочтений модернистской литературы Джозеф Аллен Бун исследует, как меняющиеся представления о сексуальности и повествовании повлияли на эволюцию британской и американской современности, выраженной в литературе и культуре между 1853 и 1962 годами. Художники создают согласованность, «суммируя хаос», — утверждает Бун, — утверждает Бун, что романисты-модернисты больше заинтересованы в передаче «видения сложности и нерешительности, которое больше напоминает определение жанра Бахтиным как неизбежно неполный неопределенный артефакт» (6). Эта текучесть наиболее ярко освещена обширным повествованием авторов-модернистов о психосексуальных либидозных течениях, которые нестабильны и изменчивы и производят то, что он называет «поэтикой и политикой извращенного». Подрывая тотальный анализ модернизма, Бун пытается примирить фрейдистский и фуковский подходы к викторианской и современной культуре и дает связное, а не разрозненное описание перехода от модернизма к постмодернизму. Исторически позиционируя сдвиги в повествовании, Бун подчеркивает их политическую ценность, особенно в отношении сексуальности.Рассматривая Виллетт Шарлотты Бронте (1852) как предшественник модернистской сексуальности, Бун помещает начало современного женского желания в «Пробуждение» Кейт Шопен (1899), «Дора» Зигмунда Фрейда (1901) и Д. Х. Лоуренса «Мадонна и цыганка» (1930). В особенно новаторском подходе он прослеживает сексуальность в том, что он называет «театром разума», как в утверждении потока сознания в высокомодернистских текстах, таких как «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф (1925) и «Улисс» Джеймса Джойса (1922). и негативной реакции на использование черными и гомосексуальными писателями внутренней сущности, как в «Дыме, лилиях и нефрите» Брюса Ньюджента и «Молодые и злые» Паркера Тайлера (1933).Наконец, он утверждает, что колониальные страхи, выраженные в таких текстах, как «Золотая тетрадь» Дорис Лессинг (1962) и «Александрийский квартет» Лоуренса Даррелла (1957–60), являются проявлением сексуальной тревожности после Второй мировой войны. Хотя многие из текстов, которые исследует Бун, не являются американскими, его структура, включающая в себя квир-теорию, расовые исследования и феминизм, и исследует как литературу, так и искусство, является исключительной по своей концептуальной широте и глубине анализа сюжета. В этот постмодернистский момент, утверждает Бун, существует «буквально.. . нет времени для продолжительного удовольствия от повествования ». Таким образом, его тщательно проработанные чтения представляют собой критику нынешней тенденции читать быстро и разнонаправленно. Его представление о том, что близкое прочтение зависит от «постепенного развертывания» и представляет собой форму сдачи для читателей, особенно актуально в контексте его аргумента о том, что сексуальные переживания, такие как блаженство и похоть, не могут быть зафиксированы в звуковых байтах. Это довольно убедительно, но не должно означать, что близкие чтения (или блаженство и похоть, если на то пошло) не должны иметь необходимых границ и заключений.Моменты кажущейся чрезмерной детализации Буна не умаляют необычайного размаха и изобретательности его чтений, а также важности этой книги как для британских, так и для американских ученых. Триша Роуз, Нью-Йоркский университет

Встречи немецкого и русского искусства, 1907-1917

Neue Galerie 14 мая — 31 августа 2015 г.


Эта выставка посвящена модернистским движениям в Германии и Русское искусство начала ХХ века.Их развитие было параллельны и часто пересекаются.

Это первая выставка в американском музее, посвященная исключительно о важных художественных связях между этими двумя странами, работы художников Натальи Гончаровой, Эриха Хекеля, Алексея фон Явленского, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер, Михаил Ларионов и Габриэле Мюнтер и другие. Шоу продлится до 31 августа. 2015. Neue Galerie — единственное место для проведения выставки.

Выставка организована русским искусствоведом Константином. Акинша, который также работает научным сотрудником в Germanisches Национальный музей, Нюрнберг, Германия.Выставка оформлена Петром. де Кимпе, чьи проекты отличаются яркими красками и театральностью. стиль.

На выставке представлено около 90 работ, в том числе картины и произведения. на бумаге. Шоу разделено на тематические группы и основные моменты. прямые связи и сотрудничество между русским и немецким искусством из периода: Городские пейзажи; Натюрморты; Пейзажи; Обнаженные; а также Портреты. Небольшая подвесная галерея посвящена развитию абстракция и включает работы Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Выставка знакомит с радикальными модернистскими движениями в Германии. и Россия в начале двадцатого века, сосредоточив внимание на деятельность немецких экспрессионистских групп Брюке (Мост) и Блауэ Райтер (Синий всадник) и их российские коллеги Джек оф. Бриллианты и ослиный хвост. Развитие этих групп было параллельны и часто пересекаются. Русские художники ездили в Германию, чтобы живи и учись. Точно так же немцы знали об авангардном искусстве. производятся в Москве и тоже там выставляют свои работы.

Российские и немецкие современные художники разделяли интерес к прямота и простота городских и сельских народных традиций. Общий сюжеты — крестьянские и городские сцены, в том числе кабаре и цирк, выполнен в неожиданно контрастных декоративных цветовых сочетаниях. Пока русские художники смотрели на Францию, особенно на искусство Поля Сезанна, Анри Матисса и Пабло Пикассо они также нашли источники вдохновение в формах местной массовой культуры, таких как русский лубок принты, игральные карты, рекламные вывески и граффити.Немецкие художники в качестве альтернативы искали своих неопримитивистских влияния, большая часть которых возникла в результате взаимодействия с этнографическими искусства.

Русский модернизм отображает русскую версию экспрессионизма и помещает его в контекст истории искусства ХХ века. русский Модернизм посвящен радикальным модернистским движениям в России и России. Немецкое искусство начала ХХ века. Их развитие шло параллельно и часто переплеталось. Художники, такие как Василий Кандинский или Алексей фон Явленский востребованы немцами, но остаются Русские художники для россиян.Братья Бурлуки, ставшие знаменитости радикальной арт-сцены России, участвовавшие в первом выставка Blauer Reiter. Русские художники побывали в Германии и жили там, в то время как их немецкие коллеги знали, что демонстрируется в выставочных залах Москвы. Разнообразное художественное движение «экспрессионизм» сформировался в Германии в начале 1910-х гг. и получил имя от критика Херварта Уолдена. Члены таких групп поскольку Die Brücke и Blauer Reiter изначально находились под влиянием Французское движение фовистов и их русские современники также пытались найти новую художественную истину в Париже, «Ла Виль Люмьер».Однако как в Германия и Россия новое французское влияние подверглось радикальному трансформация.

На выставке представлены ключевые работы из крупных частных коллекций, в том числе большое количество бизнесменов и филантропов Петра Авена, а также шедевры постоянной Новой Галереи. коллекция. Было собрано несколько чрезвычайных кредитов, таких как


М. Ларионова Автопортрет (1912), собрание Петра Авена
© 2015 Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / ADAGP, Париж

Картина Роберта Фалька «Человек в котелке» (1917), коллекция Петра Авена

Эрнст Людвиг Кирхнер «» Русская танцовщица Мела (1911),

«Молодой человек» Макса Пехштейна Женщина с красным веером (ок.1910), Neue Galerie New York. Эта работа является частью коллекции Estée. Lauder и был предоставлен благодаря щедрости Estée Lauder
© 2015 Artists Rights Society (ARS), New York / Pechstein Hamburg / Toekendorf / VG Bild-Kunst, Bonn

Победоносная битва Аристарха Лентулова (1914) и



Этюд для импровизации Василия Кандинского «» 8 (1909).

Также:

Василий Кандинский

Черная форма

1923 г.

Холст, масло
Neue Galerie Нью-Йорк.Эта работа является частью коллекции Estée. Lauder и стал доступен благодаря щедрости Estée Lauder
. © 2015 Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк

Эрнст Людвиг Кирхнер

Прогулка по канату

1910 г.

Холст, масло
Neue Galerie New York


К выставке прилагается полностью иллюстрированный каталог, опубликовано Prestel, в котором представлены работы ученых Константин Акинша, Вивиан Эндикотт Барнетт, Наталья Мюррей, Ирина Романова, Александра Шацких и Джейн Шарп.

Происхождение, характеристики и важнейшие токи

13 июл Искусство модернизма: происхождение, характеристики и важнейшие направления

Отправлено в 11:01 в искусстве Автор MartAdmin

Термин «искусство модернизма» сложно определить, потому что за ним скрываются очень разные течения, не только в области искусства (такие как символизм, футуризм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, имажинизм и вихрь и другие), но и литературы и философии.

В дополнение к вышесказанному и для дальнейшего усложнения определения искусства модернизма, многие из художников-модернистов — среди них некоторые из самых известных и важных — не принадлежат ни к одной из групп, указанных в предыдущих строках.

Однако есть ряд основных концепций эпохи модернизма, которые находят свое применение. Так или иначе, во всех движениях, художниках и писателях, которые с ним не связаны.

Зарождение искусства модернизма

На фоне форм, которые до этого считались классическими, модернистское искусство возникло в конце XIX века через серию художественных выражений, как мы можем наблюдать.Например, в великих отраслях искусства: скульптуре, живописи, литературе, фотографии, архитектуре или музыке. Если отправной точкой являются сумерки XIX века, то ученые-искусствоведы относят его конец и конец к 1970-м годам.

Целью современного искусства, в свою очередь, было полное разделение. И полный разрыв с традиционализмом того времени через поиск новаторских техник и художественных творений.

Исторический контекст

Модернистское искусство достигло своего апогея в первой половине 20 века; Однако его происхождение можно проследить до заката второй половины XIX века, когда оно ворвалось на арт-сцену в ответ на резкие и революционные последствия индустриализации.В области изобразительного искусства два движения послужили толчком к появлению модернистского движения: мы имеем в виду импрессионизм и символизм.

Эти стили стали обозначать первый отказ от условностей академического искусства, принятых до того времени в конце девятнадцатого века, что сильно потрясло мир изобразительного искусства. С началом нового века потрясения нового времени, которые принесли с собой мощную индустриализацию и технологические инновации, а также разрушительное наступление первого, начнут ощущаться во всех сферах жизни (экономика, общество, политика). , так далее.). Мировая война; и искусство и культура не остались бы позади: в последующие годы многие художники отошли от традиционных средств массовой информации, используемых до того времени, особенно в случае живописи, так что возникли различные авангардные движения, которые дали начало современному искусству. . Эти авангардные движения будут отвечать за разрыв с устоявшимися и забытыми моделями. И нормы литературных и художественных течений прошлого решили найти новые способы выражения своего искусства.

Основные художественные направления и направления современного искусства

Вот некоторые из авангардных движений, о которых мы говорим и которые возникли в эту беспокойную эпоху человечества:

  • Импрессионизм
  • Постимпрессионизм
  • Фовизм
  • Кубизм
  • Парижская школа
  • Новообразование
  • Экспрессионизм
  • Сюрреализм
  • Абстракционизм
  • Конкретизм
  • Футуризм
  • Поп-арт

Характеристика современного искусства

Если существует концепция, которая пересекает исполнение и способ понимания и жизни модернистского искусства трансверсальным образом, то это, без сомнения, свобода творчества без прежних связей жестких норм и моделей исполнения, которые продиктовали работу классических художников. художники.

На старом континенте европейские художники стремились полностью порвать с академическим искусством прошлых лет и пытались позволить своим внутренним процессам выражаться на основе сомнений, страхов, радостей, чувств и страстей: в результате возникла совокупность художественных тенденций. кто исследовал пределы творческой свободы и разрыв с прошлым.

Таким образом, путем синтеза можно выделить в качестве характеристик современного искусства следующие:

  • Освобождение эстетики
  • Убегайте и ломайте традиционные
  • Свобода для репетиций
  • Формальная свобода (свободные стихи, отказ от фиксированных форм, отсутствие знаков препинания и т. Д.)
  • Язык на основе юмора
  • Ценить каждый день

Наиболее важные авторы

Новые художественные формы, возникшие в результате современного искусства, породили серию великолепных художников, которые разработали свои методы создания и воспроизведения, позволив новому образу мышления о настоящем и системе, которая управляла этим настоящим, появиться из их души. Способ противостоять новым вызовам начала двадцатого века со всеми страданиями, странностями и, в определенных случаях, радостью, которые все это вовлекало, составлял ключи, которые привели к рождению модернистского искусства.

Искусство модернизма в литературе

Модернистская литература построена на центральной идее, которая проходит из стороны в сторону. Отказ от традиций девятнадцатого века. Таким образом, на модернистском этапе история литературы (которая шла с 1900 по начало 1940-х годов) начала отказываться от ясного, стереотипного и упорядоченного повествования, а его представители предпочли представление фрагментированных и страстных текстов, в которых они обратили своих демонов и свои страхи: яркое отражение огромных потрясений, пережитых старым континентом, охваченным Первой мировой войной.

Вы также можете прочитать, Как продвигать свой блог с помощью печати

Переписывая модернизм — Оксфордская стипендия

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать одну главу монографии в формате PDF в OSO для личного использования. дата: 18 ноября 2021 г.

Глава:
(стр.248) 5 Переписывая модернизм
Источник:
Критики Дебюсси
Автор (ы):

Александра Киффер

Издатель:
Oxford University Press

DOI: 10.1093 / oso / 9780190847241.003.0006

К 1910 году Дебюсси занимал совершенно иное положение в парижской музыкальной культуре по сравнению с тем, где он был на премьере Pelléas et Mélisande в 1902 году — теперь признанный патриарх современной французской музыки, а не ее музыкальной культуры. бесстрашный первопроходец. Работы Дебюсси в течение десятилетия после премьеры Pelléas , подчеркивающие важность слушания и переоценки взаимосвязи между музыкой и эмоциями, в значительной степени обязаны критическому дискурсу debussysme .В то же время, debussysme , даже для таких стойких приверженцев Дебюсси, как Жан Марнольд и Луи Лалой, терял свою актуальность после 1910 года, затмеваясь другими модернистскими течениями, которые тогда привлекали внимание критиков. Поскольку новая музыкальная эстетика, определяемая логическими универсалиями, переопределила значение музыки Дебюсси, работы Анри Бергсона и Альберта Базайяса вдохновили на новые интеллектуально-исторические отношения между практикой музыкальной критики и современной психологией бессознательного.

Ключевые слова: Клод Дебюсси, дебюссизм, дебюссизм, Жан Марнольд, Луи Лалой, Анри Бергсон, Альбер Базайяс, бессознательное, история психологии

Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для получения стипендии

Oxford Online требуется подписка или покупка. Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому заголовку, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста связаться с нами .

.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*