Модерн в искусстве это: Art Nouveau | Arthive

Стиль модерн в искусстве 20 века

В переводе с французского языка слово «модерн» означает «современный». В американском и европейском изобразительном искусстве это направление зародилось в период кризиса культуры конца XIX — начала XX в. Конкретизировать время зарождения нового течения не представляется возможным. Никто точно не знает, где и когда оно зародилось, когда перестало существовать и перестало ли?

Модерн представляет собой искусственно созданный художественный стиль, призванный подчеркнуть индивидуальность автора и отличающийся своей декоративностью и театральностью. В разных странах это направление получило свои названия. Например, в Испании его ласково называют модерниссимо, в Италии — либерти, в Польше — сецессией, а в Австрии — Сецессионом. Немцы именовали его молодым стилем (югендстиль), а французы — ар нуво.

Основные идеи «современного» направления

Основной идеей модерна можно считать объединение всех видов искусств. Инициаторы этого стиля считали, что только так можно спасти мир. Красота как самоцель — вот что отличает приверженцев этого направления. Причем понятие красоты здесь проявляется в сложных асимметричных переплетениях четких контурных линий и практически монохромных плоскостей. Во всех элементах композиции прослеживается единый орнаментальный стилизованный ритм, свободная планировка.

Противопоставление личности обществу, отрицание рационализма, неприятие окружающей действительности и состояние безысходности стали основой для формирования таких направлений модернизма, как авангардизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и т. д. Все эти формы выходили за пределы традиционного понимания живописи. Модернисты возвышали изобразительное искусство над реальностью, провозглашая иррационализм. По сей день идеи модерна пользуются большим успехом у художников, эпатирующих окружающих своей неповторимой индивидуальностью и свободолюбием.

Широко известны такие художники-модернисты, как В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, В. А. Серов, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, С. В. Малютин, П. Гоген, П, Боннар, Г. Климт, У. Моррис, М. Дени и Э. Мунк.

Творчество русских художников-модернистов

Ярчайший представитель русского изобразительного искусства этого периода — Виктор Михайлович Васнецов (1848— 1926 гг.) — знаменит своими монументально-эпическими полотнами, картинами на темы русских сказок и былин.

Свое художественное образование Васнецов получал параллельно с обучением в духовной семинарии. С 1867 по 1868 г. он учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Академическое образование получил в Петербургской академии художеств. Его наставниками и учителями стали Э. Андриоли, И. Н. Крамской, П. В. Басин, В. П. Верещагин и П. П. Чистяков.

Впервые имя Васнецова зазвучало в 1874 г., когда на выставке в Петербурге был показан целый ряд его жанровых картин, наполненных характерным пониманием и остротой выражения чаяний жителей России.

Самым знаменитым произведением Виктора Васнецова, бесспорно, является полотно «Богатыри», написанное в 1881—1898 гг.

и передающее силу и крепкую уверенность русского народа. Эта картина имеет огромную художественную ценность. Декоративное оформление цветовых сочетаний, орнаментальные мотивы и прекрасное чувство формы позволили художнику придать своим произведениям поистине народный характер.

Владимирский собор в Киеве, расписанный Васнецовым в 1885—1896 гг., по сей день является памятником изобразительного искусства мирового значения.

Художник и путешественник, археолог и писатель Николай Константинович Рерих (Рерих) (1874—1947 гг.), живший во многих странах мира с 1874 по 1947 г., очень красочно и декоративно передавал природу и историю в своих прекрасных картинах, полных таинственности и мистицизма. Картины живописца отличаются контрастностью, контурным рисунком и весьма напряженной эмоциональностью.

Н. К. Рерих известен не только как художник и путешественник, но и как общественный деятель. Например, в 1954 г. по его инициативе в Гааге был заключен Международный пакт по охране культурных ценностей.

Таким образом, Рерих внес огромный вклад не только в мировую сокровищницу, но и в историю развития искусства.

Следующий, не менее известный живописец этого периода — Валентин Александрович Серов (1865— 1911 гг.) — родился и вырос в интеллигентной семье. Первыми учителями этого «художника от Бога» (как его называли позднее) стали корифеи русского изобразительного искусства И. Е. Репин и П. П. Чистяков.

Произведения В. А. Серова раннего периода отличаются богатством колори та и композиционном свежестью. Впоследствии в его работах можно наблюдать гораздо больший лаконизм и «подчеркнутую остроту характеристик».

Наиболее известна одна из ранних работ Валентина Серова — «Девочка с персиками», написанная в 1887 г. На ее примере можно увидеть, как с помощью окружающего интерьера художник старается передать черты характера человека, изображаемого им на портрете. В тот период В. А. Серову было только 23 года, но звание истинного мастера он уже тогда носил по праву.

Весь творческий путь Валентина Александровича представляет собой поиск новых путей выражения художественного образа. Он создает целый ряд портретов артистов и музыкантов, писателей, художников и аристократов, пишет карикатуры на Николая И, изображает пейзажи, основной темой которых стала русская деревня.

Графические иллюстрации Серова к басням И. А. Крылова считаются высшим до стижением анималистики XIX в. В своих несколько юмористических рисунках художник очень тонко подмечает те человеческие качества, которые высмеивает в баснях Крылов.

Особое отношение у Серова к великой Петровской эпохе. В 1907 г. он написал небольшую, но очень значительную картину .«Петр Исполненная в свинцовосерых тонах, она поражает зрителей своей строгостью и динамичностью.

Еще один замечательный живописец Лев Самойлович Бакст (настоящая фамилия Розенберг) (1868 — 1924 гг.) — известен своими стилизованными античными и восточными картинами, графическими работами, и театральными декорациями. Лев  Самойлович был одним из организаторов объединения художников под названием «Мир искусства», Кроме того, огромную славу ему принесла работа по созданию декораций к балетам «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал» и многим другими.

Выдающимся художником конца XIX начала XX вв. по праву считается и Александр Яковлевич Головин (1863—1 1930 гг.), чье творческое наследие характеризуется декоративным богатством, тонкостью стилистики и, по словам В. Э. Мейерхольда, «чистой театральностью». Большую значимость имеют театральные портреты, пейзажи и натюрморты живописца. Он является одним из лучших оформителей спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, поставленного в Александрийском театре в 1917 г.

В театральной труппе С. П. Дягилева Головина считали одним из ведущих художников. С 1900 г. он работал в Большом театре, а вскоре стал главным декоратором императорских театров. Случилось это после того, как Головин великолепно выполнил декорации к спектаклям «Ледяной дом» и «Псковитянка».

Александр Яковлевич Головин входил в состав объединения «Мир искусства», был действительным членом Академии художеств.

Известным живописцем, графиком и портретистом по праву считается Сергей Васильевич Малютин (1859— |1937 гг. ). Он создал целую галерею портретов деятелей русской культуры, иллюстрации к книгам и жанровые сцены («По этапу», 1890 г.). Самыми крупными его достижениями являются иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поэме «Руслан и Людмила» и другим произведениям Александра Сергеевича Пушкина.

Работы зарубежных художников-модернистов

Знаменитым представителем модерна во Франции считается Пьер Боннар. Основным мотивом его декоративно лирических работ стали пейзажи и бытовые сцены.

Не менее известен и другой французский художник — Морис Дени — один из основателей группы французских живописцев «Наби». Этот представитель модерна и символизма прославился своими плоскостными стилизованными картинами и иллюстрациями.

Австрийский художник Густав Климт знаменит своими плоскостными орнаментами, пейзажами и портретами, выполненными в мозаичной манере.

Одним из основоположников модерна считается знаменитый английский художник-самоучка Уильям Моррис, критикующий существующую социальную обстановку. В своем творчестве он противопоставлял себя окружающему миру, наполненному техникой. В 1881 г. вышла его статья «Несколько кратких советов по поводу составления узоров», послужившая толчком для развития нового течения в живописи.

Уильям Моррис — Прекрасная Изольда

С 1895 г. в Лондоне начал выходить журнал Морриса «The studio», пропагандировавший театрально-декоративную стилизацию и довольно быстро завоевавший огромную популярность. Кроме того, Уильям Моррис был превосходным писателем и теоретиком, изучающим каноны искусства. Наибольшую известность имеет его поэма «Земной рай», написанная в 1870 г.

  Метки: Модерн, Художник

Модерн | История искусства

Обри Бёрдслей.

В конце XIX века в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которые почти в течение полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. В противовес этой эклектике (смешение стилей) были предприняты попытки создать новый самобытный стиль. Эти попытки наиболее успешны были в области архитектуры, внутренней отделки помещений, в прикладном искусстве, в оформлении книги и искусстве плаката, в меньшей мере — в живописи и скульптуре. Первые шаги в создании нового стиля были сделаны в Англии. В разных странах этот стиль назывался по-разному, в русском он назывался «модерн», что значит «современный»

Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения использовались растительные мотивы, однако, очень преобразованные так, что трудно их узнать. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке и целыми пучками покрывали поверхности. Изогнутые стебли, извивающиеся водоросли, ирисы и всевозможные экзотические тропические цветы изображены словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещены грациозные женские фигуры, крылатые феи и другие существа.

Стиль модерн в архитектуре стремился отвечать практическим потребностям, хотя нередко этому препятствовало нагромождение характерных для модерна украшений. Если, скажем, архитекторы классицизма, проектируя здание, думали прежде всего о внешнем облике здания и лишь затем приступали к распространению внутренних помещений, то в эпоху модерна действовали противоположным образом — здание словно складывали из помещений различной формы и различного назначения. Например, в театральных зданиях пространство над сценой должно быть самым высоким, за ним следует по высоте пространство зрительного зала, а затем уже — прочие помещения. Поэтому театральные здания выглядели, как семейство грибов, столпившихся вокруг главного гриба — сценической коробки. Это сходство еще более увеличивали крыши — выпуклые, мягких очертаний, с их извилистыми краями. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые, изящные формы, плавные переходы.

В живописи признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчеркнутые контуры, четкие одноцветные поверхности. В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, все изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.

Мягкость и плавность форм модерна повлияли и на скульптуру. Однако, тут особых достижений не было. Зато гораздо более существенным было влияние принципов стиля модерн на графику. Это понятно: ведь и у графики, и у стиля модерн есть общее свойство — плавные линии. Особенно характерные образцы можно найти в оформлении книги и в плакате. Одним из интереснейших мастеров модерна был рано умерший англичанин Обри Бёрдслей (1872 — 1898)

Графика Обри Бёрдслея

Символизм

Разновидностью модерна является символизм. Художник изображает в своих произведениях два рода вещей: реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т.п., а также всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы. Эти вымышленные сюжеты художник черпает из литературных сказок, мифов, из истории, а больше всего — из собственной фантазии. Как раз в последние два десятилетия XIX века на рубеже веков такое искусство нашло особенно много сторонников. В этих произведениях много неопределенного, неуловимого, едва угадываемого, в них полно неясных намеков, иносказаний и символов — отсюда и название направления — символизм.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы. 

Очень интересным художником-символистом был француз Пьер Пюви де Шаванн.

Модернизм

Начало искусству «модернизм» положили еще постимпрессионисты. Это искусство не стремится к верной передаче природы, но ставит своей целью самовыражение художника, выражение его чувств и настроений. Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группировки художников с общими программами. В то же время встречались художники, которые на протяжении своей жизни принадлежали группировкам или создавали произведения в духе различных течений.

Искусство модернизма отбросило старые привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. У этих новых течений были и пламенные защитники, и ожесточенные противники.

Одно из главных стремлений художников модернизма сводится к подчеркнутому выражению своей индивидуальности.

Наибольшие изменения на протяжении Xx века пережила живопись.

Направления модернизма сменяются с необычайной быстротой.

Фовизм

Первым в нашем столетии течением модернистского искусства считают фовизм. Группа молодых художников во главе с Анри Матиссом стала употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть «фовистами» (от французского слова «хищник»). Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу. Они хотели сделать видимыми для глаза такие вещи, которых на самом деле увидеть нельзя, например, те чувства и настроения, которые возникают у художника при созерцании природы. Главным средством выражения они изобрели цвет. Вождем группировки фовистов был Анри Матисс.

Экспрессионизм

Экспрессионизмом называют искусство, которое ставит своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Хотя слово «экспрессион» французское и означает «выражение», впервые название этого течения было употреблено в Германии, где экспрессионизм получил наиболее чистое воплощение.

Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т.е. тогда, когда во Франции начинался фовизм. Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте и на некоторых зрителей их творчество оказывало угнетающее впечатление. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Но в то же время их самих не удовлетворяли существующие в Германии порядки, поэтому у них было постоянное состояние удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособности увидеть в мире ничего, кроме зла и уродства. Это, конечно, нашло отражение в их искусстве.

Для выражения своих чувств экспрессионисты использовали либо кричаще яркие краски, либо, наоборот, мрачные, грязноватые тона, резкие и упрощенные формы, сознательное их искажение.

После первой мировой войны художники критиковали в картинах ужасы войны, напуганных людей, раненых, калек, нищих.

Иногда, однако, складывалось впечатление, что экспрессионисты буквально ненавидят людей — такими уродливыми, опустившимися, даже ублюдочными, изображают они своих персонажей.  

Наиболее известны немецкие художники-экспрессионисты — Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1938), Эмиль Нольде (1867 — 1956), Отто Дикс (1891 — 1969).

С экспрессионизмом, как художественным течением, покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 году нацисты.

Кубизм

В первом десятилетии XX века зародился кубизм — одно из самобытных течений модернизма. Создателями течения были испанец Пабло Пикассо (1881 — 1973) и француз Жорж Брак (1882 — 1963). 

Отчасти примером для них послужила привезенная тогда в Европу негритянская скульптура, важное значение имело также творчество постимпрессиониста Поля Сезанна, у которого они заимствовали идею упрощения предметов до геометрических форм — шара, куба, цилиндра, призмы. Поэтому их творчество в насмешку называли «искусством кубиков». Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и угловатым. 

Главным принципом Пикассо и Брака было то, что художник не должен следовать видимой реальности, но должен сам творить новую реальность, которая подчиняется законам красоты, а не жизни. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части и затем укладывали эти части по-другому. Они пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно. Например, человек на портрете мог быть представлен сразу в анфас и в профиль.

Кубисты предпочитали бледные коричневые и серые тона, к которым добавлялись кое-где зеленоватые и тускло-голубые. 

Главным выразительным средством для кубистов были линии и плоскости — часто треугольные. Круг изображаемых предметов был весьма узок: портреты, здания, натюрморты. Если напрячь фантазию, то в изломах линий и пересекающихся плоскостей можно разглядеть столы, вазы, музыкальные инструменты, чаще всего — скрипки и гитары, а также другие предметы четкой геометрической формы.

В поисках новых изобразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей и т.п. Такие произведения получили название «коллаж», что по-французски означает «наклеивание».

Футуризм

В Италии у кубизма появилось родственное направление — «футуризм» (от итальянского «будущее»). Группа молодых художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое, «искусство будущего», как они говорили. Они призывали отвергнуть достижения прошлого и возвеличивать технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, океанские пароходы, удивительные «летательные аппараты», стальные мосты, огромные города, кишащие автомобилями. Однако во всем этом их привлекали илшь внешний облик. 

Футуристы хотели передать в своих произведениях примету нового времени — возросший темп жизни, — располагая на длинном холсте рядом друг с другом, наподобие киноленты, последовательные моменты движения. Футуристы также пытались «изобразить» на картине всевозможные звуки, уличные шумы: для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн. 

Известными художниками-футуристами были Джакоммо Белла (1871-1958) и Джино Северини (1883-1966).

Футуризм был явлением кратковременным, он просуществовал лишь несколько лет, предшествовавших первой мировой войне.

Сюрреализм

Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского «сверхреальное», «сверхестественное»). Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях, и поэтому возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла — все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большой мере было связано с распространенной в начале XX века в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Поэтому некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника — так, чтобы произведение возникло как бы само собой, без контроля разума. Предшественницей сюрреализма была группировка «Дада» из Швейцарии. Художники, входившие в эту группировку, решительно отвергали старое классическое искусство и пытались сокрушить все, существовавшие до сих пор, законы живописи. Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т.е. склеиванием разных материалов, и включали в картины случайные предметы.

С сюрреализмом был связан известный художник, который начал писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Это живший во Франции, выходец из Беларуси Марк Шагал (1887 — 1985). 

Окончательно сюрреализм сложился к началу 1920-х годов. Многие художники продолжали сочинять дадаистские нелепицы, они выставляли всевозможные готовые предметы, склеивая свои произведения из самых неожиданных материалов, например, из тряпок, окурков и т.п.

Одним из самых известных сюрреалистов был каталонец Сальвадор Дали (1904 — 1989), а также другой выходец из Каталонии — Хоан Миро (р. в 1893 —           ).

Сюрреализм с его склонностью к абсурду был отражением некоторых сторон своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами.

Абстракционизм

Одним из самых сложных, самых спорных направлений в свременном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Абстрактная живопись не пытается передать существующее — людей, предметы, пейзажи, события,  хотя для ее создания используются привычные средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. Сочетаниям пятен, линий, цветов они пытаются придать особое значение, отвечающее настроениям и чувствам художника, передающее его отношение к миру. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, — что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения. О таком воздействии говорит и то, что мы считаем одни цвета, например, теплыми, а другие — холодными, одни — радостными, другие — мрачными, одни — нежными, другие — грубыми и т. д.

Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. К абстракционизму почти одновременно пришли художники в Мюнхене, Амстердаме и Москве, это произошло уже в 1910-х годах. Широкое распространение это направление получило в 1930-х годах в Париже, Нью-Йорке, куда эмигрировали, спасаясь от фашизма, многие европейские художники.

Отцом абстракционизма считают русского художника Василия Кандинского (1866-1944).  К некоторым ответвлениям абстракционизма относится творчество русского художника Казимира Малевича (1878-1935). К числу основателей абстракционизма принадлежит также голландец Пит Мондриан (1872-1944).

Абстрактное искусство всегда было непонятно большинству зрителей, поэтому ему на смену пришли направления, которые стремились к большей доступности.

Поп — арт

Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее. Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Художники стремились сделать искусство понятным широкому зрителю, сделать его популярным — отсюда сокращение «поп» в названии. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Картины изображают консервные банкия, бутылки «Кока-колы», рекламные плакаты, увеличенные картинки и т.п.

«Классики» поп-арта — сплошь американцы, самые известные из них —  Роберт Раушенберг и Энди Уорхол (1930-1987).

Наивное искусство

В XX веке все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вообще. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо. Большая часть наивистов — это люди, живущие в захолустных городках, деревнях, лишенные возможности учиться живописи, но полные желания творить. Они просто сердечно изображают свои повседневные труды, народные праздники, семейные события, свой родной край, природу, зверей. Даже в технике беспомощных работ наивистов сохранена та свежесть, к которой стремится и высокое искусство.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Женщины-писательницы Англии (в основном) Викторина

6 картин, которые стоит увидеть в Канаде

Почему Карл I похоронен с Генрихом VIII и Джейн Сеймур?

Что такое модерн? | Artsy

23 ноября 2016 г. 16:33

Если вы были в Париже или видели его на фотографиях, вы узнаете закрученные, похожие на растения ворота с характерными буквами, которые служат входами в городское метро. system, или metro , как это там известно. Из многих терминов, обозначающих ар-нуво во Франции, Стиль Metro остается одним из самых стойких благодаря прочному дизайну входов Эктора Гимара. Представленный во время Всемирной выставки в Париже в 1900 году, дизайн стал символом движения в стиле модерн.

Но это началось много лет назад. С 1880-х годов до Первой мировой войны произведения искусства, объекты дизайна и архитектуры в Западной Европе и Соединенных Штатах прорастали извилистыми, непослушными линиями. Взяв за основу изгибы рококо, кельтские графические мотивы, работы японских мастеров Андо Хиросигэ и Кацусика Хокусай, а также 9 работ Уильяма Блейка0141 Songs of Innocence (1789), художники в стиле модерн брали формы растений, которые они видели в природе, а затем сглаживали и абстрагировали их в элегантные, органичные мотивы.

Истоки движения


Термин модерн впервые появился в бельгийском художественном журнале L’Art Moderne в 1884 году для описания творчества Les Vingt, общества 20 прогрессивных художников, в которое входил Джеймс Энсор. Эти художники откликнулись на ведущие теории французского архитектора Эжена-Эммануэля Виолле-ле-Дюка и британского критика Джона Раскина, которые выступали за единство всех искусств. В декабре 189 г.5 марта арт-дилер немецкого происхождения Зигфрид Бинг открыл в Париже галерею под названием «Maison l’Art Nouveau». Начав с японской керамики и гравюр укиё-э, благодаря которым он стал известен, Бинг продвигал это «новое искусство» в галерее, продавая мебель, ткани, обои и предмет искусства . (1) 834-1896)

Клубничный вор (узор с цветами и птицами) , 1884

Музей Виктории и Альберта, Лондон

 

Реклама

Поощрение органических форм и узоров в стиле модерн переходить от одного объекта к другому, теоретики движения выступали за большую координацию искусства и дизайна. Продолжая демократические идеи британского движения искусств и ремесел, этот импульс был как политическим, так и эстетическим. Философский отец движения, английский дизайнер и бизнесмен Уильям Моррис, определил его основные цели: «Доставлять людям удовольствие от вещей, которые они должны использовать поневоле, — это одно из величайших украшений; доставлять людям удовольствие от вещей, которые они должны делать поневоле, — вот еще одно его применение». Моррис презирал условия труда, созданные промышленной революцией, и ненавидел низкокачественные безделушки, созданные фабриками и накапливавшиеся в домах той эпохи.

Он настаивал на том, чтобы функциональный дизайн был включен в предметы повседневной жизни, и его сочетание эстетики и этики отвергало тяжелые декоративные качества 19 века, особенно громоздкие, почти удушающие излишества викторианского периода. В его идеях проявилось множество различных национальных колоритов. В Шотландии был прямолинейный стиль Глазго; в Италии Arte Nuova или Stile Liberty , в честь лондонской фирмы Liberty & Co.; Стиль нуй («лапша») или coup de fouet («кнут») в Бельгии; Jugendstil («молодой стиль») в Германии и Австрии; Стиль Тиффани в США; а во Франции — Style Metro , fin-de-siècle , и Belle Époque . Для некоторых модерн был последним единым стилем; для других это был не один стиль, а множество. Как и во всех художественных движениях до конца 20 века, в нем доминировали мужчины.

Вожди модерна

Возможно, человек, который лучше всего выразил крутую историческую дугу ар-нуво, как пламя, горящее ярко, но недолго, был молодой англичанин Обри Винсент Бердслей, чьи извращенные чувства сделали его самой противоречивой фигурой ар-нуво. Черпая вдохновение в агрессивных манерах американского эмигранта Джеймса Эббота Макнейла Уистлера и в японских плакатах Анри де Тулуз-Лотрека, Бердслей начал свою официальную художественную карьеру всего в 19 лет. Знаменитый художник-прерафаэлит сэр Эдвард Бёрн-Джонс приходил, чтобы осыпать похвалами рисунки неподготовленного Бердслея, когда он видел их в 189 году.1.

Иллюстрации тушью Бердслея к пьесе Оскара Уайльда Саломея установили многие основные идеалы ар-нуво. Их теневые образы, плоские декоративные узоры, резкий контраст и контролируемые, но парящие линии быстро снискали художнику международное признание. Изображая библейскую историю Ирода, обезглавившего святого Иоанна Крестителя по просьбе Саломеи, рисунок для «J’ai baisé ta bouche, Iokanaan» изобилует эротическими образами: складками ткани, струйками крови и завитками волос. В правом нижнем углу во тьме цветет цветок, а черный проход в левом верхнем углу, кажется, наполнен мрачными мыслями хмурой Саломеи. Благодаря своим формальным талантам — не говоря уже о его склонности к эротическим, а иногда и порнографическим сюжетам — Бердслей стал пробным камнем для некоторых из самых узнаваемых художников модерна, несмотря на его раннюю смерть от туберкулеза в 189 году.8.

Слева: Обри Бердслей, Кульминация , 1894 год. Изображение с Викисклада; Справа: фотография картины Густава Климта « «Медицина «» с Викисклада.

В то время как Бердслей был необученным вундеркиндом, Густав Климт учился в Венской школе искусств и ремесел (Kunstgewerbeschule) и начал свою карьеру в качестве вундеркинда. Ранние работы Климта, такие как его фрески для нового Бургтеатра на Рингштрассе в Вене, оправдали академические и буржуазные ожидания в отношении искусства с их натуралистическими изображениями исторических сцен.

Но не все работы Климта соответствуют таким ортодоксальным ограничениям. Атмосфера эротической любви и сексуальности, царившая в Вене около 1900 года, оказала на художника сильное влияние. Подобно философу Фридриху Ницше, Климт видел в художнике посланника истины, а не фантазии. В 1894 году он выполнил заказ на роспись актового зала Венского университета. Вместо того, чтобы представлять область медицины в логическом или санированном виде, как от него ожидали, Климт изобразил смятение и тьму, связав вместе обнаженные тела и сопоставив беременные желудки со скелетами под вуалью.

Последовавший скандал в конечном итоге положил конец академической карьере Климта, побудив его основать и стать первым президентом Sezession , радикальной группы в стиле модерн в Вене, которая объединила художников, дизайнеров и архитекторов. Они сотрудничали по принципу Gesamtkunstwerk, или «полного произведения искусства», целью которого было духовное возвышение за счет сочетания красоты и полезности. Дизайн Йозефа Хоффмана для столовой брюссельского Дворца Стокле, который включал спиральные древесные фрески Климта, иллюстрировал эту цель.

Однако именно его культовый портретный стиль принес ему место в историческом пантеоне искусства. «Поцелуй» (1907 г.), пожалуй, самая известная его работа, отображает основные, но революционные элементы его отличительной идиомы: уплощение формы и богатый дизайн расцветают в пятнах сусального золота, нанесенных на холст. Представляя любовь как выравнивание поверхностей, «Поцелуй» заключает центральные фигуры в концентрические формы, обвивая тела влюбленных, как драгоценности в золотом кольце. Они обнимаются, мерцающий покров окружает их, как мембрана, и стена цветов падает. Этот тревожный эротизм, которым известен Климт, пронизывал работы последующих художников, в том числе его протеже Эгона Шиле.

Декоративное искусство стало еще одним краеугольным камнем наследия стиля модерн. В то время как Франция была домом для многих известных деятелей, среди которых были Жорж де Фёр, Эдуард Колонна и Эжен Гайяр, по другую сторону Атлантики имя Луи Комфорта Тиффани стало больше всего ассоциироваться с движением ар-нуво в Соединенных Штатах.

Наследник серебряной империи Tiffany & Co., компании, основанной его отцом Чарльзом Льюисом Тиффани в 1837 году, Тиффани начал свою карьеру в качестве художника. После учебы у Джорджа Иннесса он начал заниматься декоративным искусством в 1870-х годах. При поддержке восторженных покровителей в Нью-Йорке он создал изысканные интерьеры и дополнительные металлические изделия, эмали, освещение и украшения.

Но Тиффани (как и его главный конкурент Джон ЛаФарж) был наиболее известен инновационным производством свинцового стекла, которое стало чисто американским явлением. К 1881 году его химические эксперименты привели к разработке стекла с опалесцирующим покрытием, которое давало мечтательный молочный свет. Сохранившиеся черты тщательно продуманного поместья Тиффани на Лонг-Айленде, Лорелтон-холл, раскрывают его работу в полном расцвете, с окнами, керамической плиткой и архитектурными элементами, сливающимися в нишу, похожую на сад. Окрашивая свое стекло в множество цветов и добавляя тонко окрашенные детали перед обжигом, Тиффани создал революционный вид, который имел огромный успех и позволил компании расшириться до империи декоративного искусства и ювелирных изделий, которая существует и сегодня.

Tiffany Studios

Настольная лампа Snowball , ок. 1904

Lillian Nassau LLC

 

ПЕЧЕНЬЕ ШАМПАНСКОЕ LÈFEVRE-UTILE , 1896

Christopher-Clark Fine Art

Объявление

Почему ар-нуво имеет значение?


Успех Тиффани и других художников-декораторов свидетельствует о стремлении модерна разрушить иерархию между искусствами. Подъем печатного и графического искусства также способствовал этому делу, и, в отличие от более редких творений Тиффани, их можно было воспроизвести, чтобы обогатить жизнь более широкой публики. Представления чешского художника Альфонса Мухи  la femme nouvelle  (смелая новая женщина) иллюстрируют зарождающееся средство графической рекламы, как и работы Жюля Шере, чей характерный дизайн Belle Époque привел к тому, что его считают отцом современного плаката. Даже такие талантливые художники, как Анри де Тулуз-Лотрек и Ян Тороп, прославились не только своими полотнами, но и своей графикой.

Следуя замыслу Эжена-Эммануэля Виолле-ле-Дюка, архитекторы использовали сталь и другие современные материалы для создания новых словарей с арочными и консольными формами. Захватывающий Дом Tassel, созданный Анри ван де Вельде и Виктором Орта, одаренным бельгийским учеником Морриса и Виолле-ле-Дюка, остается кульминацией этого динамичного архитектурного проекта. Другие выдающиеся примеры были получены от Чарльза Ренни Макинтош и Маргарет Макдональд из Шотландии; Отто Вагнер в Австрии; Луи Салливан в Соединенных Штатах; и неподражаемый Антонио Гауди, известный благодаря Casa Mila и Sagrada Familia в испанской Каталонии.

Слева: Антонио Гауди, Дом Мила . Фото deming131, через Flickr; Справа: Гектор Гимар, Style Metro . Фото zoetnet, через Flickr.

Стиль модерн заполнил существенный разрыв между эстетизмом 19-го века и дизайном 20-го века. Например, Василий Кандинский и Эрнст Людвиг Кирхнер, два знаковых современных художника, работали в стиле Jugendstil , прежде чем перейти к своим собственным стилям.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*