Модерн что это: Стиль Модерн или Ар Нуво
Стиль Модерн или Ар Нуво
Термином «Ар Нуво» обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья «историзма», когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых «викторианских» гостиных. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.
Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины «модерн» (современный) и «Ар Нуво» ( в переводе с французского «l’art nouveau» буквально «новое искусство»). Во Франции также использовались термины «метро», «стиль Гимара» — по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также «стилем Орта», по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво. Использовались также термины «стиль 1900 года», «стиль линий», «стиль волн», «студио» и даже такие насмешливые названия как «вермишель», «угорь» и др. В Германии этот был «Югендстиль», в Италии — «цветочный стиль» или «Либерти», от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин «сецессион», по названию группы Sezession, созданной в 1897 году в Вене.
Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза — ключевого понятий нового стиля — стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский ремесленник, художник, поэт и социалист. Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, который, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоя
10 особенностей стиля модерн в интерьере
Роскошный, шикарный, дорогой — именно так можно охарактеризовать вернувшийся в моду стиль модерн. Зародился этот уникальный стиль еще в конце 19 века. В нем обустраивались дома господ и вельмож, царские покои, дорогие здания титулованных особ. Он чем-то схож с современным контемпорари, но имеет более глубокую историю и подходит далеко не для каждого помещения. Выигрышнее всего модерн смотрится в квартирах-студиях, а также в загородных резиденциях и частных коттеджах и особняках.
Он представляет собой дизайн, в котором на первом месте экологически чистые фактуры натурального происхождения, аккуратные, мягкие черты и классические, естественные расцветки. Часто встречаются растительные мотивы, которые подчеркивают “натуральность” и живость созданного образа.
Десять ключевых деталей интерьера в стиле модерн
- Преобладание элементов из натуральной, дорогой древесины. Это облицовка для полов и потолков, дверей и самой мебели. Оформление с использованием дерева также применяется к осветительным приборам;
- Стремление к плавным, округленным линиям, отсутствие симметричности и некоторая хаотичность предметов. Черты плавно перетекают одна в одну, символизируя естественный, растительный рост;
- Обязательное использование животных мотивов и элементов, связанных с цветами и зеленью. Это может быть декоративная, настенная мозаика, разукрашенное витражное стекло, роскошная картина или же живые, комнатные растения;
- Украшение стеклянным декором. Например, стоит отказаться от глухих межкомнатных дверей в пользу вариантов со вставками из разноцветных стекол;
- А вот текстильные принадлежности здесь неуместны. Их стоит использовать исключительно по функциональному назначению. Необходимый минимум — оконные занавески диванные подушки, обивка мягких мебельных изделий. От остальных тканевых изделий лучше отказаться.
- Металлические детали хороши в меру. Никаких стульев и барных стоек из грубого металла — только небольшие предметы декора вроде тематических статуэток или фамильных ценностей;
- Оконные проемы должны быть достаточно широкими, и гармонично вписываться в общую концепцию помещения. Интересным решением станут окна в форме арки, которые подчеркивают некоторую старинность интерьера. Для декорирования можно использовать уже описанную выше мозаику;
- Можно полностью отказаться от использования обоев. Отделка стен деревянными панелями — лучшее решение. Если же все-таки нужно остановиться на обоях, лучше выбирать максимально простые варианты;
- Цветовая гамма модерна — мягкая, спокойная, выполненная преимущественно в пастельных тонах. Самыми популярными и удачными вариантами считаются персиковые, песочные, сливочные, бежевые, кремовые оттенки, которые гармонично оттеняют темную древесину;
- Сочетание функциональных приборов для освещения и вариантов для декора. К первым относятся напольные торшеры, стильные люстры. А вот декоративными считаются лампы нестандартной формы, выполненные в виде фигурок животных, растений и не только.
Модернизм тяготеет к торжественности и вычурной дороговизне. С ним вы сможете сделать из своей квартиры настоящее произведение искусства.
Материалы
Для стиля модерн в интерьере характерна некоторая ретроспективность. В то время, когда появился этот стиль, не было такого обилия легкого пластика, которое окружает нас сейчас – и именно за счет его отсутствия интерьеры модерн выглядят так роскошно и даже немного монументально.
Такой характер стиля диктует свои правила – в интерьере следует использовать только натуральные материалы. Сочетание ценных пород дерева, стекла, керамики, изящных кованых элементов создает уникальное по своей изысканности пространство. Да, это далеко не бюджетный вариант, качественная реализация интерьеров в стиле модерн требует значительных вложений. Но результат того стоит – дом приобретает особый лоск и очень благородный вид.
Не стоит пытаться заменить качественные, дорогие материалы более простыми, современными аналогами. Суть модерна именно в том, чтобы все предметы были ценными, а не только выглядели такими на первый взгляд. При внимательном рассмотрении происхождение и качество каждого элемента все равно будет заметно, поэтому на материалы нужно обращать внимание в первую очередь.
описание и фото – Rehouz
Стиль модерн в интерьерном дизайне – один из самых любопытных и относительно сложных для реализации. Зародившись в последних десятилетиях XIX века, он «продержался» на пике популярности всего лишь три десятилетия… Первая мировая война поставила точку на развитии стиля. Ставшего, впрочем, к 1914 году уже вполне определенным и имеющим ярко выраженные особенности.
Стиль модерн в интерьере гостиной≡ Содержание:
Стиль отрицания классики
Появление стиля модерн было предопределено самой историей развития европейской цивилизации. Конец XIX века – расцвет технической революции и политико-экономических изменений практически во всех странах Европы. По материку бродит «призрак коммунизма», в умах укореняются идеи главенства науки над религией, желание отринуть патриархальное и создать новое технологичное общество…
Изначально интерьеры в стиле модерн, как и все новое, считались даже не писком моды – это был дурной вкус пополам с извращением…, однако переворот в мировоззрении, затронувший тогда практически всех причислявших себя к цивилизованному обществу людей, сделал свое дело – и стиль модерн хоть и ненадолго, но все же стал массовым.
Суть стиля модерн – противопоставление классическим интерьерам того времени. Прямые, четкие линии мебели и пространства много веков не выходили из моды – модерн же сделал главными в интерьере извилистые, скрывающие переход от одного элемента обстановки к другому линии. Характерная особенность стиля – округлость комнат, плавность (никаких четко выраженных углов), «гибкость» и пластичность мебели.
Цветовая гамма и материалы
Цветовая гамма может быть разнообразной – но неприемлемы никакие яркие цвета; они допустимы лишь в качестве небольших вкраплений.
Общий цветовой тон поддерживается приглушенным – классическими считаются красные, коричневые, серо-зеленые тона. При этом крайне желательно использовать в оформлении какие-либо цветочные мотивы.
Основной материал, применяемый при оформлении интерьера в стиле модерн – дерево в любых его вариантах. Причем насыщенных или даже темных тонов, вроде бука или мореного дуба.
Окраска не приветствуется – приветствуется прозрачная, подчеркивающая фактуру древесины отделка.
Идеальный вариант напольного покрытия – паркет; на стенах не лишними будут барельефы.
Еще один практически обязательный элемент стиля модерн – витраж. Сделанный, естественно, по старой (ну, или хотя бы «под старую») технологии – когда в создающую необходимый узор металлическую «сетку» вставлены цветные стекла. Крайне желательно сделать искусственную акцентную подсветку витража – современные LED-светильники позволяют сделать это без особых затруднений.
Стиль модерн в интерьере залаНеобязательные, но крайне желательные материалы, применяющиеся при оформлении интерьера в стиле модерн – это текстиль и металл. Кованые элементы декора с растительными мотивами придают обстановке завершенность, текстиль же применяется в самых минимальных объемах, только там, где без него никак не обойтись: портьеры, шторы, мебельная обивка.
Цветовая гамма не должна привлекать к себе внимания – она должна уравновешивать цвет деревянной мебели.
Стилевая мебель
Мебель в интерьерах стиля модерн должна соответствовать двум на первый взгляд взаимоисключающим требованиям: быть максимально непохожей на изделия классических форм, но при этом и не быть уж слишком футуристичной. Мало того, она должна быть компактной, но одновременно и функциональной…, впрочем, в современных дизайнах компактная мебель зачастую дополняется какими-либо массивными интерьерными объектами – это позволяет создать более фактурный, более «цепляющий» образ.
Стиль модерн в интерьере гостиной комнатыКамин в стиле модерн
Детали и декор
Мелкие элементы декора и аксессуары используются в небольшом количестве и являются лишь завершающим звеном для создания целостности общей картинки. Различные кованные изделия, статуэтки, красивые деревянные шкатулки, стеклянные вазы и светильники причудливой формы, картины подчеркивающие общую стилистику — выгодно дополнят стиль.
Модерн в интерьере — фото
***
В конечном итоге, идея стиля модерн сводится к тому, что все вроде бы близкие к классическим детали интерьера, должны создавать некую оптическую иллюзию. Например, непропорционально вытянутые в высоту массивные шкафы, столы или стулья на визуально тонких ножках, но с массивной столешницей или сидением…
Дизайн интерьера в стиле модерн — видео:
+ Похожие стили:
0 0 голос
Рейтинг статьи
МОДЕРН — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
МОДЕ́РН (франц. moderne – новый, новейший, современный) — стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусствах конца XIX — начала XX веков.
Другие названия: ар нуво и «современный стиль» (англ. modern style) в Великобритании и Франции [во Франции также «стиль метро» (style Métro), «стиль Гимара» (см. Гимар Э.), «стиль 1900 года», «искусство конца века» (art fin de siècle) и др.]; «стиль Глазго» (Glasgow style) в Шотландии; югендстиль в Германии; сецессион в Австрии, Чехословакии, Польше; «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884 году) и др. в Бельгии; либерти («стиль Либерти»), «цветочный стиль» (stile floreale), или «новый стиль» (stile nuovo) в Италии; «модерниста» (modernista), «модернисмо» (modernismo, каталонский Модерн) или «молодое искусство» (arte joven) в Испании; «новое искусство» (nieuwe kunst) в Нидерландах; «стиль Тиффани» (см.
Модерн возник как один из видов неоромантического протеста против господства позитивизма и прагматизма. Эстетика Модерна развивала идеи символизма и эстетизма, философии жизни (Ф. Ницше). Модерн, по мысли ряда его теоретиков (Х.К. ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии У. Морриса), должен был создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов, а также современных материалов и конструкций.
Самым ярким проявлением «предмодерна» в Великобритании (и в Европе в целом) принято считать оформление англо-американского художника Дж. Уистлером «Павлиньей комнаты» (1877 году; ныне — в галерее Фрир в Вашингтоне): оно включает многие признаки будущего стиля Модерна — использование плоскостных живописных панно на стенах, прерванных резными деревянными панелями прихотливого рисунка, гнутых линий контуров, сочетание графического начала с декоративностью.
Наиболее последовательно принципы Модерна осуществились в сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Так, мастера круга У. Морриса обновили тип индивидуального жилого дома (архитекторы Ч. Войзи, У.Р. Летаби, Ч. Р. Эшби, М.Х.Б. Скотт и др.), ориентированного на традиции народного зодчества Англии. Но в духе Модерн, стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома, рестораны и т. д. Модерн пытался преодолеть характерное для культуры XIX века противоречие между художественным и утилитарным началом, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого.
Модерн противопоставил эклектизму XIX века единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение которой — одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления Модерна — рубеж XIX-XX веков — отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средне-вековью и народному искусству.
Для этого этапа характерно возникновение художественно-ремесленных объединений, часто противопоставлявших себя индустриальному производству: «Искусства и ремёсла» в Великобритании, «Объединённые художествено-ремесленные мастерские» (1897 год) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899 год) в Германии, «Венские мастерские» (1903 год) в Австрии, и др.
Для Модерна характерны черты интернационального стиля, основанного на применении принципиально новых художественных форм, взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства, а также отсутствие эволюции. Орнамент Модерна, во всех видах искусства структурно организующий плоскость, и своеобразный ритм его гибких линий прежде всего сложились в графике, что способствовало быстрому распространению Модерна в 1890-х годов.
Значительную роль сыграла прежде всего печатная графика (наиболее демократическая): театральные афиши и программы (Ж. Шере, Э. Грассе, чешский художник А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек во Франции; Х.К. ван де Велде в Бельгии; У. Брэдли в США, и др.), рекламные плакаты (Я. Тороп в Нидерландах, Муха и др.), календари, книжные и журнальные иллюстрации [художники берлинских журналов «Pan» и «Die Insel» (Г. Фогелер и др.), мюнхенских журналов «Jugend» и «Simplicissimus» (О. Экман, Ю. Диц, Т.Т. Хейне, О. Гульбрансон, Б. Пауль), парижского журнала «La Revue Blanche» (преимущественно мастера группы «Наби»), лондонских журналов «Hobby Horse» (А. Макмердо, С. Имейдж), «The Savoy», «The Yellow Book» и «The Studio» (О. Бёрдсли и др.), венского журнала «Ver Sacrum»]; станковые графические произведения Т. Стейнлена, Ф. Брэнгвина и др.
В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отдельных деталей исторических и национальных стилей, Модерн стремился возродить дух стилевого единства всех составляющих художественного организма, общность и взаимовлияние всех видов искусства. Это предопределило появление нового типа художника — универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей (дизайнера) и часто теоретика.
Идея синтетического, цельного произведения искусства (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличаются ритмической согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно или витражами.
В 1895 году Х.К. ван де Велде создал проект отделки парижской галереи С. Бинга «Ар нуво», название которой (уже использованное в бельгийский журнал«L’Art Moderne» в 1880-е годы) стало одним из наименований нового стиля; для его творчества характерны осознание первостепенной значимости архитектуры, подчиняющей себе другие искусства, и ориентация на наследие средне-векового и народного искусства. Влиянием идей Э. Виолле-ле-Дюка, апологета готики, отмечено творчество ряда крупнейших мастеров Модерна в разных странах — В. Ортa, ван де Велде, Э. Гимара, А. Гауди, Х.П. Берлаге.
Архитектура Модерн в поисках единства конструктивного и художественного начал вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строительные и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы Модерна восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органиченными природным явлениям (работы А. Гауди, В. Орта, Э. Гимара; А. Энделя, Б. Панкока, Р. Риммершмидта, Б. Пауля в Германии; Дж. Соммаруги, К. Бугатти, А. Кампанини в Италии, и др.), неприятием геометризма («прямая линия мертва», по выражению Х.К. ван де Велде), существовала и тенденция «рационального» Модерна.
Тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек Ч.Р. Макинтоша и др.), получило теоретическое обоснование в книге «Современная архитектура» (1895 год) О. Вагнера. Идеи Вагнера получили своеобразное развитие в творчестве его учеников — Й. Хофмана и Й. Ольбриха в Австрии, М. Фабиани в Австрии и Словении, Я. Котеры в Чехии, Й. Плечника в Словении, а также О. Перре и Г. Перре во Франции, Г. Мутезиуса, А. Месселя, Г. Тессенова и П. Беренса в Германии и др.
Некоторые архитекторы начала XX века предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд сооружений Вагнера, Беренса и др.). Важное место в Модерне занимало стилевое направление, развивавшееся в русле национального романтизма; среди его образцов — архитектура так называемого северного Модерна (Элиель Сааринен, Г. Гезеллиус, А.Э. Линдгрен, Л. Сонк в Финляндии; К. Вестман, Р. Эстберг в Швеции; М. Нюроп в Дании; Э.Э. Лехнер в Венгрии).
Основным выразительным средством в стиле Модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры покрывают стены, полы и потолки, концентрируются в местах их сопряжения, объединяя архитектурные плоскости и активизируя пространство. В бесконечно текущих, чувственно-сочных линиях декора сокрыт символический смысл, в них сочетается изобразительное с отвлечённым, одухотворённое с вещным.
У мастеров венского Модерна (Й. Хофмана, Й. Ольбриха), в работах шотландских группы «Четверо» во главе с Ч.Р. Макинтошем строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашённый отказ от подражания историческим стилям, мастера Модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованную орнаментику мавританского искусства (преимущественно зодчие Каталонии — А. Гауди, Л. Доменек-и-Монтанер и Дж. Пуч-и-Кадафальк), растительные узоры эгейского искусства и готики, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира.
Развитие Модерна в живописи, скульптуре и сценографии во многом предопределили установки литературного символизма, тяготевшего к мифотворчеству и повлиявшего на иконографию Модерн.Среди крупнейших живописцев и скульпторов конца XIX — начала XX веков нет ни одного, творчество которого полностью вмещалось бы в рамки эстетических и типовых особенностей Модерна.
Картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, его пространственной и эмоциональной организации. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи Модерн. Характерно часто встречающееся в ней парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых» фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт в Австрии, Ф. Кнопф в Бельгии и др.).
Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии), тонко нюансированной монохромией. Поэтика символизма обусловила интерес к символике линии и цвета, к темам мировой скорби, смерти, эротики, к миру тайны, сна, легенды, сказки. В разной степени с Модерн соприкасается творчество многих других живописцев символистского направления: поздний А. Бёклин, Ф. Ходлер и Ф. Валлоттон (Швейцария), М. Клингер, Ф. фон Штук (Германия), П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, О. Редон и художники группы «Наби» (Франция), Г. Кини (Италия), Я. Тороп (Нидерланды), А. Галлен-Каллела (Финляндия), Я. Прейслер, С. Выспяньский, В. Войткевич, Э. Окунь (Польша), Й. Риппль- Ронаи и А. Кёрёшфой-Криш (Венгрия) и др.; некоторые из них занимались монументальной живописью в содружестве с зодчими Модерна.
В области скульптуры несомненное влияние модерна испытали О. Роден, П. Рош, А. Майоль (Франция), М. Клингер, В. Лембрук, Г. Кольбе, Г. Обрист (Германия), Ж. Минне (Бельгия), М. Россо (Италия). В искусстве витража работали Э. Грассе (Франция), А. Муха (Чехия) и др.
Динамика и текучесть формы и силуэта характерны как для скульптуры, так и для произведений декоративно-прикладного искусства модерн, уподобляющихся феноменам природы с их органиченными внутренними силами: керамические и железные изделия А. Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле и Л. Тиффани, бытовые предметы французских мастеров Р.Ф. Ларша, А. Шарпантье, Э. Грассе; ювелирные украшения и другие изделия Р. Лалика и фирмы Картье; дизайн мебели Галле, Гимара, Л. Мажореля, Ж. Хёнтшеля во Франции, также Х.К. ван де Велде, А. Гауди, Ч. Войзи, Ч.Р. Макинтоша, П. Беренса, Й. Хофмана, Ф. Брэнгвина и др.
Своеобразной реакцией на декоративизм модерна стало творчество таких значительных мастеров эпохи (испытавших в начале творческого пути влияние Л.Г. Салливена), как А. Лоз (Австрия) и один из основоположников органической архитектуры Ф.Л. Райт (США). В 1907 году в Мюнхене был основан «Немецкий Веркбунд» — объединение архитекторов, художников декоративного искусства и промышленников; оно как бы утверждало преемственность по отношению к «рациональному» Модерну зодчества и искусства Новейшего времени: в деятельности этого объединения, помимо мастеров модерна (Х.К. ван де Велде, Г. Мутезиус, Р. Риммершмидт, П. Беренс, Й. Хофман и др.), участвовали В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ.
В футуристических проектах А. Сант-Элиа и сооружениях архитектурного экспрессионизма первой половины XX века можно видеть влияние органичности форм модерна. Но по своей сути модерн является завершающей стадией «исторического» развития архитектуры, осваивавшей опыт зодчества прошлого (в отличие от пришедшей ему на смену «внеисторической» архитектуры модернизма), и его наследие отражено в «традиционной» линии архитектуры XX века — неоклассицизме, ар деко, постмодернизме и др.
В России картина развития модерна отличается многоликостью. Здесь также получили широкое распространение национально-романтические варианты модерна, его интернациональные «современные» разновидности в версиях, родственных франко-бельгийскому, шотландско-австрийскому и скандинавскому модерну, а также самобытный вариант «рационального» модерна, полностью свободный от исторических аллюзий либо отмеченный использованием элементов классицизма.
Предшественником этого направления стал кирпичный стиль, применявшийся чаще всего в утилитарном строительстве (фабрично-заводские сооружения, земские больницы и т. п.). «Рациональный» вариант модерна смыкается с одновременно развивавшимся неоклассицизмом, представленным в России в силу ряда причин много полнее, чем в древне европейских странах. Ещё одна особенность, отличающая Россию, состояла в том, что стилевые поиски были сосредоточены в первую очередь в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге.
Зарождение русского модерна связано с деятельностью мастеров Абрамцевского художественного кружка (В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, В.А. Серов, В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин и др.; также наиболее универсальный из мастеров этого круга — М.А. Врубель), мастерских Талашкино (Н.К. Рерих, С.В. Малютин и др.), позднее — художественные объединения «Мир искусства».
Мастера «Мира искусства», помимо одноименного журнала, организовали две выставки в Санкт-Петербурге и Москве: «Современное искусство» и «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля» (обе 1902-1903 годы).
Национально-романтическая версия модерна в зодчестве, прикладном иск-ве и живописи (монументальной и станковой) известна под названием неорусского стиля. «Рациональный» модерн и «классические» традиции проявились в деловых и конторских сооружениях, зданиях банков, доходных домов в обеих столицах. Построенный по проекту Ф.О. Шехтеля Ярославский вокзал в Москве (1902-1904 годы) — одно из ярких гражданских сооружений неорусского стиля, в то время как его интерьеры, лишённые исторической реминисценций, отличаются последовательно рациональной трактовкой форм. Спроектированные им доходные дома с равным основанием можно отнести к «рациональному» модерну и неоклассицизму, также и к «средневековому», романтическому направлению.
Среди других архитекторов модерна — работавшие в Москве Л.Н. Кекушев, И.С. Кузнецов, И.А. Иванов-Шиц, Г.И. Макаев, И.А. Фомин, английский архитектор В.Ф. Валькот; петербургского мастера Ф.И. Лидваль, Н.В. Васильев, А.Ф. Бубырь, М.С. Лялевич, Р.Ф. Мельцер. Своеобразным явлением русской архитектуры следует считать появление архитекторов, занятых преимущественно проектированием церковных зданий: И.Е. Бондаренко, В.А. Покровский, А.В. Щусев (автор проекта Марфо-Мариинской обители) и др.
Среди мастеров российского изобразительного искусства и сценографии, сближавшихся с модерном, — М.А. Врубель, художники-«мирискусники», В.Э. Борисов-Мусатов, скульпторы П.П. Трубецкой, А.С. Голубкина, модельер Н.П. Ламанова.
Дополнительная литература:
Schmalenbach F. Jugendstil. Ein Beitrag zu Theorie und Geschichte der Flächenkunst. Würzburg, 1935. Bern, 1981;
Schmutzler R. Art Nouveau – Jugendstil. Stuttg., 1962;
Hofstätter H.H. Geschichte der europäischen Jugendstilmalerei. K ̈oln, 1963;
Guerrand R.H. Art Nouveau en Europe. P., 1965;
Barilli R. Il Liberty. Mil., 1966;
Pevsner N. The sources of modern architecture and design. L., 1969;
Борисова Е.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX – начала XX в. М., 1971;
Bossaglia R. Le mobilier Art Nouveau. P., 1972;
Hamann R., Hermand J. Stilkunst um 1900. 2. Aufl. Münch., 1975;
Турчин В.С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник МГУ. Сер. 5. История. 1977. № 6;
Johnson D. American Art Nouveau. N. Y., 1979;
Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. М., 1979;
Ahlers-Hestermann F. Stilwende. Aufbruch der Jugend um 1900. Fr./M., 1981;
Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910-х гг. 2-е изд. М., 1982;
Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986;
Wallis M. Jugendstil. Dresden, 1982;
Sterner G. Art Nouveau, an art of transition. Woodbury, 1982;
Levy M. Liberty style. N. Y., 1986;
Берсенева А.А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991;
Берсенева А.А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992;
Calloway S. Liberty of London: masters of style & decoration. Boston, 1992;
Борисова Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. 2-е изд. М., 1994;
Горюнов В.С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1994;
Duncan A. Art Nouveau. N. Y., 1994;
Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза // Художественные модели мироздания. М., 1997. Кн. 1;
Masini L.V. Art Nouveau. Firenze, 2000;
Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000;
Нащокина М.В. Московский модерн. 2-е изд. М., 2005;
Escritt S. Art Nouveau. L., 2000;
Art Nouveau / Ed. J. Miller a. o. L.; N. Y., 2000;
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001;
Tschudi-Madsen S. Art Nouveau style. Mineola, 2002.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Модерн в архитектуре: 30 примеров
Модерн в архитектуре и модернизм часто путают. На примерах из разных стран разберёмся в деталях и особенностях стиля. Выясним, что называют модерном.
Многоликий модерн
Модерн в архитектуре Испании. Архитектор Гауди. БарселонаМодерн в архитектуре проявился в 19 веке и находился на пике своей популярности с 1890 по 1910. В каждой стране он назывался по-разному:
- Art nouveau (Ар нуво) — во Франции и Великобритании, Бельгии (Виктор Орта)
- Макинтош — в Шотландии (Чарльз Ренни Макинтош),
- Венский Сцессион — в Австрии (Отто Вагнер),
- Югендстиль — в Германии, Латвии, Эстонии,
- Модернизм — в Испании (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди),
- Либерти — в Италии (Раймондо Д. Аронко),
- Тиффани — в США (Луис Тиффани),
- Модерн или Современный стиль — в России (Шехтель Ф.О., Клейн Р. И., Фомин И. В.).
Видео демонстрирует прекрасные образцы стиля Модерн в архитектуре:
Модерн в архитектуре Франции (Ар нуво)Rue-Eugene-Manuel-ParisИстоки стиля
Модерн черпает вдохновение из более старых форм искусства:
- кельтов,
- средневековья,
- Японские принты и др.
Возникновение стиля
Возникновение стиля произошло в Великобритании. Его родоначальником считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), основатель движения «Артс энд Крафт». Моррис изучал средневековую архитектуру в Оксфорде, но под влиянием художников пре-рафаэлитов Эдварда Бёрн-Джонса и Данте Габриэле Россетти, он обратился к живописи и письму. Именно его орнаментальные рисунки и манускрипты повлияли на возникновение стиля Модерн в архитектуре 20 века.
В 1861 году Моррис, Бёрн-Джонс и Россетти основали гильдию мастеров изобразительного искусства и начали производить мебель, гобелены, витражи, плитки, ткани и знаменитые обои Морриса. Охватывая широкий спектр декоративно-прикладного искусства, Модерн в интерьере полюбился публике и быстро распространился на архитектуру.
Основные характеристики
Несмотря на многочисленные названия, это легко узнаваемый стиль. Его основные характеристики:
- стремление к внешней декоративности и
- преобразованные растительные мотивы с текучими формами.
Богатый красивым декором, стиль модерн открыл новую эпоху, которую назвали Belle époque (Красивая эпоха).
Модерн в архитектуре Франции: rue Sédillot, ParisМодерн в архитектуре представляет собой здания с
- выступающими вперед или отступающими в глубину стенами,
- разноцветные материалы,
- декоративные колонны с вертикальными желобками,
- рельефы растений и всевозможные фантастические орнаменты,
- в декорациях частое присутствие женских силуэтов.
К этому добавились окна с текучими линиями рам, лестницы с элементами растительности из металла, обвивающими перила. Вытянутые изящные формы, плавные переходы создают затейливую игру света и тени.
Villa Ruggeri, Pesaro, Italy (арх. Giuseppe Brega)Модерн в архитектуре, пример Либерти (1902- 1907)Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов. Одновременно используются новые материалы для этого времени, такие как металл, бетон, железобетон и стекло. Повышается этажность зданий, увеличивается размер арок, окон, витрин.
Точкой отчёта появления модерна считается Эйфелева башня в Париже, «яркий харизматический пример» (1889 год), высота которой достигла 324 метров.
Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он был порождён индустриальным обществом и отвечал его запросам.
В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.
Модерн в интерьере: Tassel House, Brussels (арх. Виктор Орта)Северный Модерн в архитектуре
Архитектурный стиль модерн стремился отвечать практическим потребностям, но часто этому мешало нагромождение украшений. Напротив, Северный модерн (дат. Nationalromantik — национальный романтизм; Элиэль Сааринен) был более суровый, осмысленный и сдержанный, обращался к национальным истокам и абсолютно подчинялся функциональным требованиям.
В скандинавских странах присутствовали фантазии на тему викингов и элементы местного народного искусства.
Северный Модерн: Dalen Hotel, NorwayОсобую известность получил северный Модерн в Финляндии за свою чрезвычайную простоту и функциональность.
Центральный железнодорожный вокзал в Хельсинки, Финляндия (арх. Элиэль Сааринен)Модерн в архитектуре на примерах Санкт — Петербурга и Москвы
Северный модерн в Санкт-Петербурге потерпел влияние шведской и в особенности финской архитектуры, став основным течением в строительстве города в начале 20 века.
Такое название стиля используется исключительно искусствоведами России. Он возник вследствие развития связей с Финляндией и Швецией. Ведущими представителями Северного модерна в России можно назвать Николая Васильева, Фёдора (или Фридриха) Лидваля, Роберта Мельцера и других архитекторов, которые украсили город своими творениями.
Северный Модерн в Санкт — Петербурге: жилой домСправедливости ради отметим, что это направление позже было подвергнуто нелюбезной критике националистского характера. Почему-то настоящим национальным стилем Питера некоторыми деятелями был провозглашён Ампир, а Северный модерн назван «чухонским». Странно, не правда ли?
Самые яркие и типичные памятники модерна в Санкт-Петербурге
- Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. Интересно, что его считают градостроительной ошибкой за отсутствие связи с окружающим ансамблем. В то же время, дом служит примером удачной планировки в сложных стеснённых условиях (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор).
- Магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский).
- Гостиница «Астория» (Ф. И. Лидваль, 1913—1914).
- Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин). До настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова:
- парадной лестницы, фойе,
- приёмной, кабинета,
- холла, гостиной,
- малой и большой столовых,
- белого зала.
- Витебский вокзал (автор — С. А. Бржозовский).
Московский модерн
Москва не стала исключением. Московский Модерн узнаваем по деталям. Короткая эпоха расцвета стиля была очень продуктивна и оставила хорошо сохранившиеся шедевры на улицах города.
Модерн в архитектуре Москвы: особняк ДерожинскойОдна из основных работ модернового архитектора Фёдора Шехтеля, являющаяся памятником архитектуры — особняк Дерожинской А.И.. Им же была сделана пристройка нового фасада к старому зданию Ярославского вокзала с элементами Северного модерна, но решённого в Неорусском стиле.
Автор: Sergey Ashmarin — Yaroslavsky Train Terminal / Moscow, Russia, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Примеры зданий в стиле модерн в Москве
Выдающимися примерами являются
- Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель),
- ЦУМ (быв. «Мюр и Мерилиз»),
- гостиница «Метрополь» и многие другие.
Московский модерн создали целый ряд архитекторов, в числе которых Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В..
- Особняк О. А. Листа — первое по времени модерновое здание. Построен в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым.
- Особняк Рябушинского (Ф. О. Шехтель).
- Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева.
- Доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в этом стиле.
Видео по теме
Разнообразие архитектурных стилей столь велико, что порой их сложно чётко классифицировать даже специалистам. Тем более, что в среде искусствоведов Запада и России нет единого взгляда на многие вещи.
Свою лепту в путаницу вносит перевод терминов. Например, для архитектуры Райта в англоязычных изданиях применяют термин «modern architecture», но относится она к модернизму. К архитектурным стилям модернизма относят направления, которые возникли в противовес романтике модерна.
Мы рассмотрели стиль модерна в архитектуре на примере разных стран, в том числе и Испании, где этот стиль называют модернизмом.
Постмодернизм и метамодернизм в искусстве и обществе
На чтение 11 мин. Просмотров 456 Опубликовано
Историю часто подразделяют на эпохи или периоды. Это деление базируется на многих факторах и происходит по-разному, однако основополагающим является направление художественного искусства и философские течения. Они обобщают все аспекты того или иного временного отрезка, так как искусство и философия отражают определяющие события своей эпохи и видоизменяются благодаря им.
Но в последнее время, начиная со второй половины двадцатого века, возникают спорные векторы общественного развития, к которым относят постмодернизм и пришедший ему на смену метамодернизм. Действительно ли они существуют или же являются культурологическим конструктом?
Что такое модерн: сущность модернизма
Постмодернизм пришёл на смену модернизма и следующих модернистских течений:
Название | Характеристика | Пример (живопись) |
Импрессионизм | Изображение красоты повседневности, конкретного момента; передача эмоций и впечатлений. | В. А. Серов «Девочка с персиками» |
Неоимпрессионизм | Изображение с помощью достижений в области оптики: краска наносится на холст точечно и чистым цветом, на определённом расстоянии должна дать нужный оттенок. | Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» |
Постимпрессионизм | Изображение закономерностей окружающего мира, основных черт | В. Ван Гог «Звёздная ночь» |
Модерн | Изображение построено на асимметрии, орнаментальности (украшение узором) и декоративности | Г. Климт «Поцелуй» |
- В. А. Серов «Девочка с персиками»
- Ж. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
- В. Ван Гог «Звёздная ночь»
- Г. Климт «Поцелуй»
В целом модернизм означает «другое искусство» — что-то новое, избавившееся от старых методов и принципов, основанное на свободе мысли и самовыражения. Это художественное направление охватывает временной промежуток конца XIX — начала XX века. Однако данная периодизация не удовлетворяет философскому течению модернизма.
С точки зрения философии модернизм является идеологическим течением, направленным на преобразование и изменение. Он противопоставлен традиционным устоям общества: то есть против доминирования традиций над нововведениями и его оплотом в виде религиозных учений.
Философия модернизма также зиждется на избавлении от старых принципов и в историческом контексте рассматривается вместе с процессом модернизации.
Модернизация — процесс перехода от аграрного (традиционного) общества к индустриальному (капиталистическому).
Так, в своей статье «Модернизация и культура» Федотова В.Г. отмечает:
«В модернистской культуре Запада преобладающее значение имеет рациональность, индивидуализм и профессионализм. Так, целерациональность западного человека в отличие от его прежней и присущей другим народам ценностной рациональности ориентировала его на то, чтобы смотреть на свою жизнь как на путешествие, которое он тщательно спланировал.
Человек воспринимал свою автономию и ответственность как схему своей деятельности, заданную модернистской культурой. Индивидуализм явился совершенно новой чертой, подчёркивающей нежелание человека жить в заранее и не им сконструированных рамках, не имея автономии и цели».
Однако это не значит, что можно отождествлять понятия модернизации и модернизма. Несомненно, социально-экономические факторы развития общества оказывали влияние на философию того времени, но приравнивать модернизацию к модернизму некорректно.
Есть и другой взгляд на философское течение модернизма — мировоззрение, направленное на отрицание традиционных принципов. Здесь определить хронологические рамки становится невозможно, так как по своей сути каждый период в той или иной мере стремится к чему-то новому, к прогрессу и развитию.
Если подытожить всё вышесказанное, то можно сказать, что модернизм олицетворяет новаторство и движение вперёд, отказываясь от базиса прошлого или же подвергая его переосмыслению. Он был попыткой преодолеть метафизические основы философии и мировоззрения человека в целом, опираясь на поиск столпов рационализма:
- Классовая идеология у Карла Маркса;
- Подсознание у Зигмунда Фрейда;
- Воля у Фридриха Ницше.
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», — писал Карл Маркс.
Постмодернизм и его сущность: переосмысление или разрушение?
На смену модернизма пришёл постмодернизм. В дословном переводе данное понятие означает «после материализма», «то, что пришло на смену материализма». Однако, несмотря на то, что постмодернизм многое унаследовал от своего предшественника, он пребывал в оппозиции в отношении него.
Картина Энди Уорхола «La Grande Passion» (1984). Типичный пример постмодернизма.Новая идеология зародилась в 60-70 годах XX века и была противопоставлена старой. Считалось, что модернизм был явлением элитарной культуры (то есть доступен лишь немногим), в то время как постмодернизм был в основе массовой культуры и понятен всем. Однако я совершенно не согласен с этим утверждением, и на то есть веские причины.
Критика постмодернизма
Во-первых, несмотря на то, что постмодернизм противопоставлен модернизму, якобы уникальную специфику он получил именно от своего предшественника. В том числе маргинальность:
Жан Дюбюффе. «Автопортрет». Типичный пример маргинального искусства.Маргинальное искусство — искусство, далекое от актуальных тем, художественных течений, направлений, идеологий. Зачастую под этим термином подразумевают деятельность дилетантов, полноправно считающих себя творцами и претендующих на получение официального статуса.
Во-вторых, как было упомянуто выше, постмодерн базируется на философии модернизма и не создает ничего нового, а лишь подвергает критике и отрицает старое. Об этом в своем труде «Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в.» высказался О.Ю. Цендровский:
«Содержание оформившегося постмодернистского мировоззрения является по преимуществу критическим и негативным, оно «не столько создаёт «новое знание», сколько сеет сомнения в правомочности «старого знания»…»
«Мыслители постструктуралисты, чья философия стала одновременно базой и выражением постмодернистского мировоззрения, постулируют невозможность объективного познания и отсутствие критериев достоверности; ими устанавливается «принцип «методологического сомнения» по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям».
«Легитимность идеалов модерна, его авторитеты и святыни обличаются в их внутренней иррациональности, беспочвенности и разрушительности».
В-третьих, данное направление не является естественно созданным течением, как это было с модерном и идеологиями, существовавшими до него, а выступает в роли культурологического конструкта. Об этом писал всё тот же О.Ю. Цендровский:
«Знание представляет собой конструкт, продукт властных отношений, изменчивого культурного бессознательного, принимающий обманчивую видимость неоспоримой объективности. Этим объясняется тенденция к построению иррациональной концепции человека, истории и мира в целом (ибо рациональность постмодерна есть иррационализм в традиционном, модернистском понимании)».
В-четвертых, постмодернизм открыто заявляет, что существование самостоятельного индивида невозможно, а творчество не создаёт ничего нового — лишь зациклено на самоповторах.
В-пятых, данное направление отрицает понятие «истина», предпочитая идеологию плюрализма (множества мнений), что и в теории, и на практике делает невозможным достижение компромисса. Множество истин способствуют восприятию мира как хаоса, неупорядоченной системы с отсутствием каких-либо причинно-следственных связей и торжеством иррациональности.
определение современного по The Free Dictionary
Современная история теоретически отвергает оба этих принципа. Современное буржуазное общество, выросшее на руинах феодального общества, не покончило с противоречиями между конфликтами. Подозреваем, что это в основном результат определенных оптовых современных улучшений в положении современного искусства, которые потребовали улучшений и изменений в бизнесе торговли картинами.Это делает его в высшей степени современным поэтом — поэтом размышляющего над собой, прекрасно образованного современного мира, который, преодолев все прямые и чисто внешние переживания, обязательно должен обратиться для развлечения к миру внутри себя. : — Древняя дева, стоявшая на краю пристани возле современного Свейна, была услышана, когда репетировала слова: «Современное образование включает в себя мораль; поэтому современный ребенок ищет только развлечения в своих чудесных сказках и с радостью избавляется от всех неприятных инцидентов.Именно посредством своих снов я, современный человек, смотрю глазами Большезубого и вижу. Он сказал, что «Это были люди, чьим неутомимым рвением современные философы были обязаны большей частью основ своих знаний. Внутри беседки женщины в летних платьях ярко сияли, как бабочка, из мрака, окутывающего ее унылой современной одеждой мужчин. Два джентльмена, проводившие меня на остров, тискали своих частных лиц. дела, чтобы вернуться через три дня, которые я использовал, чтобы увидеть некоторых из современных умерших, которые за последние двести или триста лет сделали величайшую фигуру в нашей собственной и других странах Европы и всегда были большим поклонником в старых прославленных семьях, я хотел, чтобы губернатор созвал дюжину или двух королей с их предками на восемь или девять поколений.Другими словами, я изучал манеры, в старшем смысле этого слова, везде, где я мог найти их, в откровенной жизни окружающих меня людей и в такой итальянской литературе, которая была тогда современной. В этом поиске я сделал открытие, которое очень заинтересовало меня и которое специализировало мои исследования. Имя Робин Гуда, если его должным образом произнести в колдовстве, должно поднять дух, как и имя Роба Роя; и патриоты Англии заслуживают не меньшей известности в наших современных кругах, чем Брюсы и Уоллесы Каледонии.Наука и технологии
Технология — это
важная часть нашей жизни. Мы используем компьютеры и другие
электрооборудование на работе и в доме. Однако некоторые люди
полагаем, что мы слишком полагаемся на машины, и что чем больше
технологии улучшаются, люди становятся ленивее и слабее. Некоторые люди
говорят, что технические устройства приносят больше вреда, чем пользы. Тем не мение,
другие думают, что невозможно жить без компьютеров или
мобильные телефоны в наши дни. мобильный
телефоны стали очень популярными в наши дни. Однако некоторые
люди говорят, что их использование должно быть ограничено. Большинство людей
используются для отправки электронной почты и SMS-сообщений. Но другие по-прежнему
предпочитают традиционные бумажные письма или телефонные звонки. Интернет
произвела революцию в образе жизни и работы людей. Однако некоторые
люди думают, что у него больше недостатков, чем преимуществ. Интернет
знакомства становятся все более популярными. Однако многие люди
говорят, что знакомство с людьми в Интернете опасно. Разные социальные
сети вызвали большой интерес у пользователей Интернета.
Однако некоторые говорят, что у них много недостатков. Искусственный
разведка в настоящее время выполняет довольно много работы. Тем не мение,
многие люди беспокоятся о том, что компьютеры делают то же самое
что люди могут делать. человек имеют
иное отношение к клонированию. Некоторые из них думают, что клонирование
открывает новые возможности, а другие уверены, что это
морально неприемлемо. Большой
Адронный коллайдер (LHC), крупнейший в мире ускоритель частиц,
ожидается, что продвинет понимание человечеством самых глубоких
законы природы. Однако многие люди обеспокоены его
существование. Использование
Полиграф до сих пор остается спорным. Некоторые думают, что
этот прибор помогает обнаружить ложь, а другие уверены, что
Доказательства на полиграфе недостоверны. Некоторые люди
думаю, что наука играет самую важную роль в
развитие нашей цивилизации; другие считают, что наш мир
было бы невозможно без поэзии. Некоторые люди
думают, что наука не имеет ничего общего с религией, а
другие убеждены, что это не так. » . 150. « .. 2011. |
Спросите эксперта: в чем разница между модерном и постмодернистским искусством? | Искусство и культура
Все тенденции со временем проясняются.Глядя на искусство даже через 15 лет, «вы можете лучше увидеть узоры», — говорит Мелисса Хо, помощник куратора музея Хиршхорн. «Существуют более широкие и глубокие тенденции, связанные с тем, как мы живем в мире и как мы его переживаем».
Так что же такое современное искусство? На этот вопрос, по ее словам, ответить меньше, чем бесконечно обсуждать.
Технически, говорит Хо, современное искусство — это «культурное выражение исторического момента современности.Но вопрос о том, как распечатать это заявление, оспаривается. Один из способов дать определение современному искусству или чему-то еще — описать то, чем оно не является. Традиционная академическая живопись и скульптура преобладали в 17, 18 и 19 веках. «Речь шла об идеальной, бесшовной технике и использовании этой безупречной бесшовной техники для выполнения очень хорошо известной темы», — говорит Хо. Существовала иерархия жанров, от исторических картин до портретов и натюрмортов и пейзажей, и очень строгие представления о красоте. «Отчасти триумф модернизма заключается в опрокидывании академических ценностей», — говорит она.
Являясь своего рода реакцией на традиционное академическое искусство, современное искусство — это личное самовыражение. Хотя исторически так было не всегда, объясняет Хо, «сейчас кажется почти естественным то, что вы думаете о произведениях искусства как о выражении индивидуального видения». Модернизм охватывает огромное количество художников и видов искусства. Но ценности, стоящие за предметами, во многом те же. «В современном искусстве новый акцент делается на ценности оригинальности и создания чего-то новаторского», — говорит Хо.
Эдуард Мане и импрессионисты считались современными отчасти потому, что они изображали сцены из современной жизни. Промышленная революция привела в города толпы людей, и в городской жизни возникли новые формы досуга. Внутри галерей Хиршхорна Хо указывает на картину Томаса Харта Бентона «Люди Чилмарка », на которой изображена масса запутавшихся мужчин и женщин, слегка напоминающая классический Микеланджело или знаменитый плот Медузы Теодора Жерико, за исключением того, что это — современная пляжная сцена, вдохновленная городком Массачусетса, где проводил лето Бентон. Ringside Seats , картина Джорджа Беллоуса, изображающая боксерский матч, и три картины Эдварда Хоппера, одна из которых называется First Row Orchestra , изображающих зрителей, ожидающих, пока задернут занавески.
В искусстве эпохи Возрождения большое внимание уделялось подражанию природе. «Тогда, как только это будет устранено, абстракции позволят процветать», — говорит Хо. Такие работы, как работы Бентона и Хоппера, представляют собой сочетание наблюдательности и изобретательности. В начале 1900-х кубисты начали играть с пространством и формой, что исказило традиционный живописный взгляд.
Историки искусства часто используют слово «автономное» для описания современного искусства. «Народный язык был бы« искусством ради искусства », — объясняет Хо. «Он не должен существовать ради какой-либо полезной ценности, кроме своей собственной экзистенциальной причины существования». Так что оценивать современное искусство — совсем другое дело. Вместо того, чтобы спрашивать, как в случае с исторической картиной, о повествовании: кто главный герой? И что это за действие? — оценка картины, скажем, Пита Мондриана, больше связана с композицией.«Речь идет о композиционном напряжении, — говорит Хо, — о формальном балансе между цветом, линией и объемом, с одной стороны, но также и о его чрезвычайной чистоте и строгости».
Согласно Хо, некоторые говорят, что модернизм достигает своего пика с абстрактным экспрессионизмом в Америке во время Второй мировой войны. Каждый художник движения пытался выразить свой индивидуальный гений и стиль, особенно через прикосновение. «Итак, вы получите Джексона Поллока с его каплями и брызгами краски», — говорит Хо.«Вы получаете Марка Ротко с его очень яркими, тонко закрашенными цветными полями». И, в отличие от невидимых мазков в сильно застекленных академических картинах, мазки на картинах Виллема де Кунинга рыхлые и иногда толстые. «Вы действительно можете почувствовать, как это было сделано», — говорит Хо.
Однако вскоре после Второй мировой войны идеи, лежащие в основе искусства, снова начали меняться. Постмодернизм отрывается от современного акцента на оригинальность, и работа сознательно безлична. «Вы видите много работ, в которых используются механические или квазимеханические средства или дескрипторы, — говорит Хо.Энди Уорхол, например, использует шелкографию, по сути устраняя его прямое прикосновение, и выбирает сюжеты, которые противоречат идее массового производства. В то время как современные художники, такие как Марк Ротко и Барнетт Ньюман, выбирали цвета, которые должны были эмоционально соединить со зрителем, постмодернистские художники, такие как Роберт Раушенберг, привносят в процесс шанс. Раушенбург, говорит Хо, как известно, покупал краску в банках без опознавательных знаков в строительном магазине.
«Постмодернизм связан с деконструкцией идеи:« Я художественный гений, и я нужен тебе », — говорит Хо.Такие художники, как Сол Левитт и Лоуренс Вайнер, работающие в Хиршхорне, еще больше уклоняются от авторства. Работа Вайнера под названием «РЕЗИНОВЫЙ ШАР, БРОШЕННЫЙ В МОРЕ, Cat. № 146 », например, отображается в музее большими синими буквами без засечек. Но Вайнер был открыт для воспроизведения семи слов в любом цвете, размере или шрифте. «Мы могли бы взять маркер и написать это на стене», — говорит Хо. Другими словами, Вайнер считал, что его роль художника больше связана с концепцией, чем с производством.Точно так же некоторые рисунки Левитта конца 1960-х годов — это в основном рисунки по инструкции. Он дает инструкции, но теоретически любой может их выполнить. «В этом послевоенном поколении наблюдается определенная тенденция к демократизации искусства», — говорит Хо. «Как и рисунок Сола Левитта, это мнение, что каждый может заниматься искусством».
Такие ярлыки, как «модерн» и «постмодерн», и попытки определить даты начала и окончания для каждого периода иногда раздражают искусствоведов и кураторов.«Я слышал всевозможные теории, — говорит Хо. «Я думаю, правда в том, что современность не наступила в определенное время. Именно эта постепенная трансформация произошла за пару сотен лет ». Конечно, по практическим соображениям даты необходимо устанавливать дважды, когда преподают курсы истории искусств и организуют музеи. По опыту Хо, современное искусство обычно начинается примерно в 1860-х годах, а период постмодерна берет свое начало в конце 1950-х годов.
Термин «современный» не привязан к историческому периоду, как модерн и постмодерн, а просто описывает искусство «нашего времени».«На данный момент, однако, работы, датируемые примерно 1970 годом, часто считаются современными. Неизбежная проблема заключается в том, что это приводит к постоянно расширяющейся совокупности современных работ, за которые несут ответственность профессора и кураторы. «Вам просто нужно следить за тем, как идут дела», — советует Хо. «Я думаю, что они будут пересмотрены».
.