Mendini: Герои итальянского дизайна: Алессандро Мендини

Содержание

Миланец Алессандро Мендини • Интерьер+Дизайн

Алессандро Мендини (Alessandro Mendini, р. 16.08.1931 – 18. 02. 2019) — архитектор, дизайнер, идеолог дизайна. Постмодернист и мастер цвета. Cегодня, когда мода на ритм и калейдоскопы 1980-х вернулась, выставки, презентации и ретроспективы сопутствовали ему все последнее время.

Шезлонг Alex, Atelier Mendini, Ecopixel. 2017. Переработанный пластик ecopixel®, может быть подвержен дальнейшему ресайклингу.

«И архитектура, и вещи должны разговаривать с людьми», — говорил Алессандро Мендини. Он всю жизнь любил дизайн и, как до конца дней боролся с банальностью. Раскрашивает мажорными цветами все подряд: музеи, диваны, вазы, чайники. Смело называл свой стиль китчем. Настоящий архитектор-постмодернист, Мендини много цитировал, умел смешивать культурные контексты и всегда давал вещам имена.

Кресло Proust. Алессандро Мендини. Studio Alchimia. 1978. Экспонат Музея дизайна Vitra. Кресло Proust Geometrica.
Cappellini. 1993. Кресло Proust. Magis. 2011. Пластик. Кресло Proust. Robot City. 2014. Мрамор.

В 1978 году для группы «Алхимия» он придумал кресло Proust, которое стало иконой дизайна. «Я взял кресло XVIII века, а для обивки использовал пейзаж Поля Синьяка «Луг». В 1993-м оно было переиздано под маркой Cappellini в двух расцветках (сине-желтой и зелено-красной) и с геометрическим рисунком обивки, в 2005-м вышел новый ремейк: выросшее до гигантских размеров (3х3х3 м) кресло украшала мозаика Bisazza, в 2011 году Magis выпустил коллекцию пластиковых прустов для дома и луга: белых, черных, оранжевых, красных, синих, зеленых, фиолетовых. А в 2014-м компания Robot City представила очередную версию «Пруста» из цельного куска белого каррарского мрамора.

Отель Byblos. Фрагмент интерьера.

Мендини любил искусство (выделяя китайское) и читал философов (особенно французских). Коллекция Mendinismi: крупные вазы и тарелки красивых оттенков носят названия «Дидро», «Руссо», «Хунан».

В  78 лет дизайнер выпустил серию мебели и орнаментов в стиле арт-отеля Byblos — проект Byblos Casa. Сначала маэстро оформил дизайнерский отель Byblos в Вероне. Интерьер получился настолько эффектным, что предметы мебели издали как отдельную серию. Высокохудожественные имена прилагаются: «Фрагонар», «Канова», «Энгр», «Тернер», есть даже пуфик «Хокусаи».

Diesis e Bemolle, дизайн Atelier Mendini, Caimi Brevetti. 2015.

Миланец, Мендини не пропускал ни одну неделю дизайна, и все последние годы ему сопутствовали удачные проекты на площадках Триеннале, в галереях, музеях,  шоу-румах и на самой выставке iSaloni. В 2015 он поражал всех проектом для Caimi Brevetti — драпировками Diesis e Bemolle из мягких полиэфирных волокон с ионами серебра, поглощающими звук. 

Рабочая куртка Supreme от Алессандро Мендини. 2016.

В год 85-летнего юбилея он порадовал молодежь рабочими куртками с радужными наганами для Supreme. Головокружительная комната Мендини сделана на тему «Оптическое бессознательное» — работы Розалинды Краусс, аналитика современного искусства. А компания Gufram, среди акций своего пятидесятилетнего юбилея, перевыпустила лимитированным тиражом монументальное кресло Mендини Poltrona.

Кресло Poltrona. Gufram. 2016. Лимитированный тираж.

Один из основателей школы радикальной архитектуры и антидизайна Global Tools (1973), творческий лидер группы «Алхимия» (1979), Алессандро Мендини стал символом итальянского радикализма. Движения, яростно полемизирующего с модернистами и адептами «хорошего дизайна». Главный редактор Casabella, Modo, Domus, Ollo в 70-80-х — он был бескомпромиссен. Мендини никогда не умел делать коммерческий и благополучный журнал. Его издания наполнены молодым авангардом, а деятельность сопряжена с художественными перформансами, акциями и инсталляциями. Алессандро Мендини в течение двадцати лет находился в эпицентре и был непосредственным провокатором обновления итальянской и международной проектной культуры.

Плитка Filo, Ceramiche Refin. Atelier Mendini.

В 1989 году вместе с братом Франческо основал собственную студию Atelier Mendini. Среди построек студии Groninger Museum в Нидерландах (1989–1994), Башня Рая в Хиросиме (1989), Casa Della Felicita для Альберто Алеcси в Омегна (Италия, 1989). Работы студии находятся в постоянных экспозициях музеев MoMА, нью-йоркском «Метрополитене», парижском Центре Помпиду и многих других. Мендини выставляют на аукционы и в галереях, в том числе продает парижская галерея Kreo, постоянный участник выставок Design Miami/Basel и PAD.

Его гений коснулся многого: от здания музея до штопора. Но прежде всего за реализацию в качестве критика и культуролога Мендини вручена самая престижная награда итальянских архитекторов — премия Compasso d’Oro («Золотой циркуль», 1979 г.), а в 2015 году и Eвропейская премия по архитектуре. В приветственной речи жюри звучали такие слова: «После Фрэнка Ллойда Райта мир не знал архитектора более сильного в теории, чем Мендини, и который мыслил столь же глубоко. Мендини привнес в саму сердцевину дизайна, омраченную меркантильностью и функционализмом, истинно человеческие ценности и гуманизм мастеров Возрождения».

Алессандро Мендини: биография и главные проекты дизайнера

Комод Cetonia, дерево, роспись, лак, Zanotta, 1984.

Примерно в то же время Мендини начинает интересоваться архитектурой и открывает вместе со своим братом студию “Ателье Мендини”. Их самыми яркими проектами становятся музей Groninger в Нидерландах, мемориал “Башня Рая” в Хиросиме и Casa Della Felicita для Альберто Алеcси.

Готовый интерьер и предварительный эскиз отеля Villa Le Scalette, Виченца, 2005.

Мендини был талантлив во всех сферах, но все же выбрал дизайн. В 2014 году в интервью мы спросили его почему, и Алессандро ответил: “Художником я успею побыть в следующей жизни”.

Культовые работы Алессандро Мендини

Кресло Proust

1993 год

В 1978 году Алессандро придумал кресло Proust. За основу он взял модель XVIII века в стиле барокко, а для обивки использовал красочные мотивы картин импрессиониста Поля Синьяка. Несмотря на ироничный посыл, оно было воспринято серьезно и стало успешно продаваться. В 1993 году кресло было переиздано Cappellini в двух расцветках и с геометрическим рисунком, в 2011 году выпущено несколько пластиковых моделей компанией Magis, а в 2014-м брендом Robot City представлена версия из цельного куска мрамора.

Proust Chair, 1978.

Коллекция штопоров для Alessi

Один штопор был выполнен в виде изящной женской фигуры и получил название Anna G. в честь коллеги Мендини Анны Джили. Другой — стал воплощением самого дизайнера и был назван Alessandro M. Эта пара штопоров стала одной из самых узнаваемых в мире современного дизайна.

Штопоры Anna G. и Alessandro M., раскрашенные под супергероев и выпущенные лимитированной серией, Alessi, 2004.

Музей Groninger

1994 год

Проект художественного музея в городе Гронинген на севере Нидерландов Алессандро разрабатывал совместно с Филиппом Старком и фирмой Coop Himmelb(l)au. Современное постмодернистское здание состоит из трех основных павильонов, над которыми возвышается ярко-желтая башня.

Диван К2

Для бразильского бренда A Lot of Brasil Алессандро Мендини придумал диван К2. Это новая интерпретация ставшего классикой Kandissi Sofa, которую маэстро создал еще в 1979 году. Дизайнер немного изменил формы и пропорции и разнообразил цветовую гамму.

Настольная лампа “Космический амулет”

2013 год

Лампа состоит из трех колец, символизирующих единство Солнца, Луны и Земли. Тонкий ореол из светодиодов равномерно распределяет свет и таким образом защищает глаза. В конструкции нет проводов и пружин, что позволяет сосредоточиться на цвете и геометрии.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

главный шутник итальянского дизайна и его культовые проекты

Его называют радикальным авангардистом, реформатором и бунтарём. Дизайнер, архитектор, идеолог, теоретик и автор самых ироничных и парадоксальных объектов в истории дизайна. Всё это Алессандро Мендини.

В эпицентре постмодернизма

Шутник и радикал от мира итальянского дизайна родился и вырос в Милане, там же в 1959 году получил архитектурное образование и поступил на работу в дизайнерское бюро. Много времени, чтобы заявить о себе ему не потребовалось.

7 правил дизайнерского интерьера

Как научиться пользоваться приемами для создания гармоничных и выразительных интерьеров? Что такое синтез искусств в современном интерьере, и как его создать?

Талант Мендини выходит на сцену итальянского дизайна в начале 60-х. В то время модернизм, когда-то смотревший в будущее, становится вчерашним днём, освобождая дорогу молодым авангардным направлениям, которые кипят новыми идеями и стремятся переосмыслить саму задачу дизайна. Самыми заметными и влиятельными из них становятся антидизайн и радикальный дизайн, к которому примыкает Мендини.

Это время концептуальных и глобальных экспериментов. Эргономика, эстетика и функциональность обесцениваются в угоду протесту. Постмодернизм второй половины XX века выступает против продукта, ориентированного на потребителя.

Диван «Kandissi»

Мендини быстро находит единомышленников в авангардной среде. В 1973 году Мендини вместе с легендарным Этторе Соттсассом создают группу «Global Tools» — так называемую школу-лабораторию радикального дизайна, используя в качестве своего рупора журнал «Casabella», где Мендини пробует себя в роли редактора. 

Довольно скоро Мендини становится тесно в рамках одного направления. Охладев к радикальному авангарду к концу 70-х, он создает журнал «Modo», посвященный зарождающемуся «новому» дизайну, а в 1980 году успешно примеряет роль главного редактора  журнала «Domus», превращая когда-то вполне традиционное издание в глашатая нового авангарда.  

В 1979 году Мендини выступает уже в качестве идейного лидера группы «Studio Alchimia», работающей в жанре смешения по­пулярной культуры и радикального китча. 

10 лет спустя деятельный Мендини открывает собственную студию «Atelier Mendini». В этот период появляется один из самых заметных его проектов — здание музея «Groninger» в Нидерландах.

   Музей «Groninger»

Памятник сгоревшему стулу

Мендини начинал радикально, но с юмором. Пренебрежение эргономикой и функциональностью, свойственные постмодернизму, он стремился довести до абсурда, намеренно проектируя абсолютно бесполезные в быту предметы. 

Школа радикального дизайна «Global Tools» была намерена перевернуть с ног на голову заветы модернизма, освободив дизайн от бытовой и функциональной нагрузки.

Продуктом такого подхода стал деревянный стул «Lassu», на который невозможно было сесть. Но практическая функция у арт-объекта всё-таки нашлась: он отправился на растопку в печь.

Памятник сгоревшему стулу «Lassu» в Германии

Бесполезный, но концептуальный предмет, олицетворяющий эпоху, даже удостоился памятника, известного как «Памятник сгоревшему стулу».

Ре-дизайн и банальный дизайн

Пыл итальянского антимодернизма угасает уже к середине 80-х, а Мендини продолжает искать пути творческого самовыражения. Его авторству принадлежат такие понятия как ре-дизайн и банальный дизайн, в основе которых лежит идея преобразования.  

Главная задача ре-дизайна заложена в названии, он стремится переосмыслить классику и подарить легендарным объектам новую весёлую жизнь, иронизируя над понятием хорошего вкуса. Метаморфозы происходят с такими хитами предметного дизайна, как кресло «Superleggera» Джо Понти и венский стул «Tonet»: из традиционных предметов быта с лёгкой руки Мендини они превращаются в забавные арт-объекты.

Переосмысленный стул «Tonet»

Банальный дизайн тоже стремится преобразовывать привычное, взять за основу банальность и подчеркнуть её чем-то противоестественным, например цветом и орнаментом, который в традиционном представлении не сочетается с формой. Таким стало культовое кресло «Proust», в котором элитарное объединилось с китчем.

Кресло «Proust»

Мендини создает предметы, которые он называет «безмолвными друзьями», открывая их сакральную сущность и иронизируя над формой.

Кресло-стол «Zanbro» и штопор «Anna»

Ещё один известный пример небанального дизайна — популярная в 90-е серия «Anna», представляющая собой кухонные приспособления в виде фигурок с улыбающимся женским лицом.

Датский дизайн: герои и их стулья

Как датские дизайнеры создали стиль вне моды и времени, и почему весь мир полюбил их стулья?

Сегодня его работы стали лотами на аукционах, экспонатами мировых музеев и арт-галерей, а его проекты по-прежнему поражают воображение. Алессандро Мендини ушёл из жизни в 2019 году, до последних дней своей жизни занимаясь любимым делом — дизайном.

Alessandro Mendini

Архитектор Алессандро Мендини родился в Милане в 1931. Он был главным редактором журналов Casabella, Modo и Domus. Его работы и работы, выполненные совместно с его командой, были предметом многих монографий, изданных на разных языках. Вместе со своим братом Франческо он руководит Ателье дизайна в Милане. Он трижды получает премию дизайна Compasso d’Oro (Золотой Циркуль) . Во Франции награжден орденом искусств и литературы (Chevalier des Arts et des Lettres) . Его чествовала Архитектурная Лига Нью-Йорка. Он получил четыре почетных ученых степени от университетов в Милане, Париже, Вроцлаве (Польша) и Сеул (Южная Корея). Его работа можно найти в музеях и в частных коллекциях по всему миру. В Чикаго он получил европейский Приз 2014 года за Архитектуру. В Барселоне он — Mestre de Design de la Cataluña. В Кельне,только что получил награды Architektur Wohnen Архитектор 2017. Архитектор Франческо Мендини родился в Милане в 1939. Он начал свою карьеру с Nizzoli Associati, где он работал над проектами архитектуры включая районы, офисы и социальный центр Italsider в Таранто, Апулии и других комплексах в Европе и Северной Африке. В 1970-х он сконцентрировался на индустриализации и разработке строительства. Он — консультант различных институтов строительства исследования и Национального исследовательского совета Италии. В Ателье в Милане его основным видом деятельности является il responsabile generale dei -архитектурные проекты, проекты дизайна интерьера и проекты для выставочных площадей. Алессандро и Франческо Мендини в 1989 г открыли Ателье Mendini в Милане. Работа Ателье включает фабрику Алесси и офисы и Museo del Casalingo в Омегне, Пьемонт; Олимпийский бассейн в Триесте; восстановление Здания муниципалитета в Неаполе; офисы Trend Group в Виченце; реконструкция промышленной зоны со зданиями смешанного использования в Bovisa, Милан; башня в Хиросиме, Япония; Музей Groninger в Нидерландах; район в Лугано, Швейцария; офисное здание Madsack в Ганновере; коммерческое здание в Леррахе, Германия; дальневосточный Triennale, строящий в Инчхоне, Южном Сеуле, в настоящее время главный офис телевизионного канала; Posco жилые здания в Сеуле; Башня Обсерватории в Suncheon; и высокоскоростной железнодорожный терминал в Кванджу, Южная Корея. Ателье Mendini получило Золотую медаль в 2003 года итальянской Архитектуры в Triennale di Milano за дизайн станций метро в Неаполе. В 2006 г. награду Villegiature в Париже за Арт-отеля Byblos в Вероне в категории «Лучший отель Architecture и Дизайн интерьера в Европе”.

Marmoleum meets Mendini Harlekino | Forbo Flooring Systems

Marmoleum meets Mendini Harlekino | Forbo Flooring Systems

Выберите вашу страну

Изменить регион Изменить страну

  Перейти на сайт