Литература эпохи классицизма: Литература и искусство эпохи классицизма
Литература и искусство эпохи классицизма
Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Литература и искусство эпохи классицизмаКлассицизм был сложным и неоднозначным по своему социальному и политическому содержанию явлением. Возникший в XVII в., в период становления абсолютизма (абсолютизм — форма феодального государства, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации), классицизм пережил глубокие перемены и наполнился в XVIII в. новым содержанием, хотя и сохранил некоторые свои стилистические особенности. Даже самый «классический» французский классицизм XVII в. предстает перед нами сложным и противоречивым творческим методом, в котором переплелись идейно-художественные принципы, соответствовавшие переходной эпохе, когда утверждавшийся абсолютизм искал опору не только в среде дворянства, но и в широких народных массах.
Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественно-го устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, идеал которого они искали в античности, античном классическом искусстве (отсюда — термин «классицизм»).
Официальная эстетика классицизма получила в определенной степени законченное выражение в философии Р. Декарта, в драматургии П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, поэтике Н. Буало. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над остальными человеческими чувствами. Она определяла взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное по незыблемым правилам, почерпнутым из античности.
Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров
Однако реалии не укладывались в эти правила. Такие большие художники слова, как П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ж. де Лафонтен, мастера живописи и скульптуры, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Э. Фальконе, Б. Гудон, Ж. Жирардон и другие наполняли дыханием жизни строгую схему этого метода.
В архитектуре классицизм внес в творчество создателей крупных ансамблей не столько конкретные «правила», сколько принцип рациональности в расположении отдельных сооружений, логической обоснованности художественных решений, гармоничной соразмерности деталей. Версальский дворец с парком и множеством входящих в ансамбль сооружений стал классическим образцом классицистской архитектуры, не избежав при этом влияния барокко в пышности, помпезности отделки внутренних интерьеров. Версаль стал символом новой дворянской культуры, здесь во второй половине XVII в. «королем-солнцем» Людовиком XIV вершились судьбы Франции. Двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию стал привлекать к себе выдающихся писателей и художников.
Это время было названо Вольтером «великим» — за пышность церемониала. Дух строгой регламентации, дисциплины становились руководящими принципами эстетики классицизма.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
13. Литература эпохи классицизма. Сказки ш. Перро.
Основателем
поэтики классицизма считается
француз Франсуа
Малерб (1555—1628),
проведший реформу французского языка
и стиха и разработавший поэтические
каноны. Ведущими представителями
классицизма в драматургии стали
трагики Корнель и Расин (1639—1699),
основным предметом творчества которых
был конфликт между общественным долгом
и личными страстями. В России классицизм
зародился в XVIII веке, после преобразований Петра
I. Ломоносовым была
проведена реформа русского стиха,
разработана теория «трех
штилей»,
которая явилась по сути адаптацией
французских классических правил к
русскому языку.
1.
Герои — “образы без лиц”. Они не меняются,
являясь выразителями общих истин. Герою
своему искусно сохраните черты характера
среди любых событий. От недостойных
чувств пусть будет он свободен. И даже
в слабостях могуч и благороден!
Великие
дела он должен совершать.
2. Исключалось использование простонародного языка. Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия . Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. Единство места в нем вам следует блюсти. Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.
5. Строгое деление на жанры. “Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны
Шарль Перро — известный французский писатель-сказочник, поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».
Имя Шарля Перро — одно из самых популярных в России имен сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм, Гофмана.
По
сути, сказки Матушки Гусыни стали первой
в мире книгой, написанной для детей.
До этого книг для детей никто специально
не писал. Огромная заслуга Перро в
том, что он выбрал из массы
народных сказок несколько историй
и зафиксировал их сюжет, который еще не
стал окончательным. Он придал им тон,
климат, стиль, характерный для 17 века,
и тем не менее очень личный. В основе сказок
Перро – известные фольклорные сюжет,
которые он изложил с присущим ему
талантом и юмором, опустив некоторые
детали и добавив новые, «облагородив»
язык. Больше всего эти сказки подходили
детям. И именно Перро можно считать
родоначальником детской мировой
литературы и литературной педагогики.
«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен). На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями».
1. Волшебница
(Подарки феи) 2. Замарашка 3. Золушка 4. Кот
в сапогах 5. Красная
шапочка 6.
Мальчик–с-пальчик 7. Ослиная
шкура 8. Пряничный
домик 9. Синяя
борода 10. Спящая
красавица 11. Хохлик
(Рике с хохолком)
Как читать самые длинные классические книги
Балансировка книг. Изображение: Стюарт Симпсон / PenguinСамый длинный роман в Penguin Classics и Penguin Modern Classics — « В поисках утраченного времени » Марселя Пруста. Этот модернистский шедевр состоит из шести объемных томов и в общей сложности 3616 страниц. Предполагая темп одна страница в минуту, В поисках утраченного времени займет у вас два полных дня, 12 часов и 16 минут, чтобы прочитать, то есть, если вы не будете прерываться, чтобы поспать, съесть мадлен или преследовать непроизвольный поезд мысли назад к вашему детству и вашей больной тете Леони.
Большие книги, такие как В поисках утраченного времени , представляют парадокс. Они отталкивающе, непривлекательно длинны, и тем не менее сам факт того, что они широко читаются, несмотря на их огромный размер, подразумевает, что их вознаграждение соответственно огромно, и это делает их еще более привлекательными.
Они представляют собой вызов. Читатели, бродящие по предгорьям литературы, подобно гонщикам, тянущимся к все более и более высоким горам, знают, что вдалеке, закутанные облаками и покрытые снегом, дразнящие вершины именуются 9.0003 Моби-Дик (720 страниц), Граф Монте-Кристо (1312 страниц) и История камня (2576 страниц). Мы хотим прочитать их, потому что они есть.
Однако найти 60 часов на чтение Пруста непросто. Чтение и перечитывание страницы или двух, когда вы засыпаете каждую ночь, не поможет. Бродяге нужны разные техники, если он хочет взобраться на гору, и то же самое относится к решению больших книг. Вот мой совет, как добраться до литературного базового лагеря и попытаться подняться на вершину самых больших книг.
4. Оставьте книгу в живых
Все готово. Просто следуйте своему плану, не отставайте от своих фрагментов, при необходимости опирайтесь на своего собеседника и упорно дочитайте до последней страницы. Кроме того, это не всегда так просто.
Все мы знаем, что гораздо легче начать книгу, чем закончить ее. Особенно с большой книгой легко отвлечься и потерять темп. Кислород иссякает по мере того, как номера страниц растут. Некоторые люди благословлены самомотивацией, чтобы продолжать работать, но иногда вам нужна небольшая помощь.
Я собираюсь предложить пару приемов, которые лично я нахожу интересными и полезными для поддержания жизни сложной книги. Они подойдут не всем, но вам могут понравиться.
Я надеюсь, что некоторые из этих идей помогут вам насладиться самыми длинными и величайшими литературными произведениями в мире. Вот список из 10 самых длинных романов Penguin Classics и Penguin Modern Classics, чтобы подогреть ваш аппетит…
1. В поисках утраченного времени , Марсель Пруст (3408 страниц, 6 томов)
2. История камня , Цао Сюэцинь (2576 страниц, 5 томов)
3. Les Misé рублей , Виктор Гюго (1456 страниц)
4 .
Война и мир , Лев Толстой (1440 страниц)
5. Тайны Парижа , Эжен Сю (1392 страницы)
6. Кларисса , Сэмюэл Ричардсон (1356 страниц)
7. Граф Монте-Кристо , Александр Дюма (1312 страниц)
8. Повесть о Гэндзи , Мурасаки Сикибу (1216 страниц)
9. Атлас расправил плечи , Айн Рэнд (1184 страницы)
10. Холодный дом , Чарльз Диккенс (1088 страниц)
21 лучшая книга классической литературы всех времен
Перейти к содержаниюВот мой список 21 лучшей книги классической литературы всех времен, в произвольном порядке.
- «Война и мир» Льва Толстого. Часто называют лучшим когда-либо написанным романом. Десятки персонажей, от московских крестьян до самого Наполеона. Современный эпос.
- «Анна Каренина» Льва Толстого. Опередив свое время на сто лет, толстовское исследование молчаливой, удушающей жизни женщин является великим на все времена.

- «Мадам Бовари» Гюстава Флобера – классика реализма XIX века. Поучительная история о романтизме.
- «Илиада» Гомера — классический греческий эпос и, возможно, древнейшая история западной цивилизации.
- Одиссея Гомера – Самеси.
- Преступление и наказание Федора Достоевского — исследование характера человека, доведенного до убийства без разумных причин и последствий. Русские романисты склонны к психологизму, и это, возможно, самый психологический из всех русских классиков.
- «Братья Карамазовы» Федора Достоевского. Грандиозный и прекрасный портрет измученной семьи — трех братьев, изо всех сил пытающихся понять и принять друг друга.
- «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса. Считается первым когда-либо написанным романом. Классическая история Сервантеса повествует о человеке, который воображает себя ночью, героически защищающим землю.
- «Большие надежды» Чарльза Диккенса. Один из самых популярных англоязычных романов, почитаемый до сих пор.

- «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса — самый продаваемый англоязычный роман всех времен и историческая фантастика об английском докторе, оказавшемся втянутым во Французскую революцию и Царство террора.
- «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Совершеннолетие молодой женщины. Это считается первой книгой, в которой рассказывается о психологическом и духовном росте одного человека на протяжении всей его жизни от первого лица.
- «Гордость и предубеждение» Джейн Остин — Вечная классика о любви, романтике, деньгах, классе и семье. Актуальна как никогда.
- «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Шокирующе мрачная и извращенная книга, критикующая удушающие нравы Англии 19 века. Опубликованная посмертно, книга в то время подверглась резкой критике, но сейчас считается пророческой.
- В поисках утраченного времени Марселя Пруста. Самый длинный роман из когда-либо написанных, насчитывающий поразительные 4200 страниц. Вы действительно будете искать потерянное время, если пройдёте через всё это.

- «Гекльберри Финн» Марка Твена. Еще один кандидат на роль «Великого американского романа», Гек Финн рассказывает о бездомном мальчике, который подружился со сбежавшим рабом. Возникает странная, но сильная дружба.
- «На маяк» Вирджинии Вулф. Роман, который бросил вызов и сломал все традиционные формы и представления о том, каким должен быть роман. Отчасти философские размышления, отчасти эмоциональные блуждания, отчасти история, книга определила свой собственный стиль.
- «Превращение» Франца Кафки – Исследование абсурда. Однажды утром мужчина просыпается и обнаруживает, что превратился в гигантского жука. Его семья… не поддерживает.
- «Кандид» Вольтера. Классическая сатира о богатом молодом человеке, воспитанном в наивном и оптимистичном отношении к миру, который неоднократно сталкивается с суровой правдой за суровой правдой.
- «Отверженные» Виктора Гюго. До того, как Хью Джекман танцевал вокруг, напевая эту песню, классика Хьюго была задумчивым исследованием природы закона, общества, любви и семьи.




