Литература эпохи классицизма: Литература и искусство эпохи классицизма

Литература и искусство эпохи классицизма

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Литература и искусство эпохи классицизма

Классицизм был сложным и неоднозначным по своему социальному и политическому содержанию явлением. Возникший в XVII в., в период становления абсолютизма (абсолютизм — форма феодального государства, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации), классицизм пережил глубокие перемены и наполнился в XVIII в. новым содержанием, хотя и сохранил некоторые свои стилистические особенности. Даже самый «классический» французский классицизм XVII в. предстает перед нами сложным и противоречивым творческим методом, в котором переплелись идейно-художественные принципы, соответствовавшие переходной эпохе, когда утверждавшийся абсолютизм искал опору не только в среде дворянства, но и в широких народных массах.

Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественно-го устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, идеал которого они искали в античности, античном классическом искусстве (отсюда — термин «классицизм»).

Классицизм — новое «возрождение» античности, но внутренне он от нее весьма далек, еще более далек чем Возрождение. Если гуманисты Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то основоположникам классицизма страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Продолжая некоторые традиции Возрождения: преклонения перед древними, веру в разум, идеал гармонии и меры — классицизм складывался и развивался в борьбе с идейно-художественной системой барокко. В определенном смысле классицизм был антиподом барокко.

Официальная эстетика классицизма получила в определенной степени законченное выражение в философии Р. Декарта, в драматургии П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, поэтике Н. Буало. Классическая доктрина культивировала возвышенное и героическое, понимаемое как торжество чувства долга над остальными человеческими чувствами. Она определяла взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное по незыблемым правилам, почерпнутым из античности.

Идея долга в классицизме не случайно соседствует с понятиями «правильности» и «разумности». Стремясь контролировать художественно-эстетическую жизнь общества, абсолютизм создает, начиная с 1634 г., академии литературы, живописи и скульптуры, архитектуры, а в 1666 г. учреждает Академию наук. В них господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства, признававшийся властями как единственно «правильный».

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров

, которые делятся на ведущие («высокие») и второстепенные («низкие»). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки. Не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. К ведущим жанрам в литературе относились трагедия, эпопея, ода; в живописи — исторические, мифологические, библейские сюжеты. Героями этих жанров были монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники. Второстепенными жанрами в литературе считались комедия, сатира, басня; в живописи — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Однако реалии не укладывались в эти правила. Такие большие художники слова, как П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ж. де Лафонтен, мастера живописи и скульптуры, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Э. Фальконе, Б. Гудон, Ж. Жирардон и другие наполняли дыханием жизни строгую схему этого метода.

В архитектуре классицизм внес в творчество создателей крупных ансамблей не столько конкретные «правила», сколько принцип рациональности в расположении отдельных сооружений, логической обоснованности художественных решений, гармоничной соразмерности деталей. Версальский дворец с парком и множеством входящих в ансамбль сооружений стал классическим образцом классицистской архитектуры, не избежав при этом влияния барокко в пышности, помпезности отделки внутренних интерьеров. Версаль стал символом новой дворянской культуры, здесь во второй половине XVII в. «королем-солнцем» Людовиком XIV вершились судьбы Франции. Двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию стал привлекать к себе выдающихся писателей и художников. Это время было названо Вольтером «великим» — за пышность церемониала. Дух строгой регламентации, дисциплины становились руководящими принципами эстетики классицизма.

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

13. Литература эпохи классицизма. Сказки ш. Перро.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра IЛомоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку.

Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков,И. И. Хемницер), ода (ЛомоносовГ. Р. Державин). Основные требования классицизма в литературе

1. Герои — “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин. Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен. И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование простонародного языка. Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия . Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. Единство места в нем вам следует блюсти. Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры. “Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Шарль Перро — известный французский писатель-сказочник, поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».

Имя  Шарля Перро — одно из самых популярных в России имен сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм, Гофмана.

По сути, сказки Матушки Гусыни стали первой в мире книгой, написанной  для детей. До этого книг для детей никто специально не писал. Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный. В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен). На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями».

1. Волшебница (Подарки феи) 2. Замарашка 3. Золушка 4. Кот в сапогах 5. Красная шапочка 6.  Мальчик–с-пальчик 7. Ослиная шкура 8. Пряничный домик 9. Синяя борода 10. Спящая красавица 11. Хохлик (Рике с хохолком)

Как читать самые длинные классические книги

Балансировка книг. Изображение: Стюарт Симпсон / Penguin

Самый длинный роман в Penguin Classics и Penguin Modern Classics — « В поисках утраченного времени » Марселя Пруста. Этот модернистский шедевр состоит из шести объемных томов и в общей сложности 3616 страниц. Предполагая темп одна страница в минуту, В поисках утраченного времени займет у вас два полных дня, 12 часов и 16 минут, чтобы прочитать, то есть, если вы не будете прерываться, чтобы поспать, съесть мадлен или преследовать непроизвольный поезд мысли назад к вашему детству и вашей больной тете Леони.

Большие книги, такие как В поисках утраченного времени , представляют парадокс. Они отталкивающе, непривлекательно длинны, и тем не менее сам факт того, что они широко читаются, несмотря на их огромный размер, подразумевает, что их вознаграждение соответственно огромно, и это делает их еще более привлекательными. Они представляют собой вызов. Читатели, бродящие по предгорьям литературы, подобно гонщикам, тянущимся к все более и более высоким горам, знают, что вдалеке, закутанные облаками и покрытые снегом, дразнящие вершины именуются 9.0003 Моби-Дик (720 страниц), Граф Монте-Кристо (1312 страниц) и История камня (2576 страниц). Мы хотим прочитать их, потому что они есть.

Однако найти 60 часов на чтение Пруста непросто. Чтение и перечитывание страницы или двух, когда вы засыпаете каждую ночь, не поможет. Бродяге нужны разные техники, если он хочет взобраться на гору, и то же самое относится к решению больших книг. Вот мой совет, как добраться до литературного базового лагеря и попытаться подняться на вершину самых больших книг.

4. Оставьте книгу в живых

Все готово. Просто следуйте своему плану, не отставайте от своих фрагментов, при необходимости опирайтесь на своего собеседника и упорно дочитайте до последней страницы. Кроме того, это не всегда так просто. Все мы знаем, что гораздо легче начать книгу, чем закончить ее. Особенно с большой книгой легко отвлечься и потерять темп. Кислород иссякает по мере того, как номера страниц растут. Некоторые люди благословлены самомотивацией, чтобы продолжать работать, но иногда вам нужна небольшая помощь.

Я собираюсь предложить пару приемов, которые лично я нахожу интересными и полезными для поддержания жизни сложной книги. Они подойдут не всем, но вам могут понравиться.

Я надеюсь, что некоторые из этих идей помогут вам насладиться самыми длинными и величайшими литературными произведениями в мире. Вот список из 10 самых длинных романов Penguin Classics и Penguin Modern Classics, чтобы подогреть ваш аппетит…

 

1.          В поисках утраченного времени , Марсель Пруст (3408 страниц, 6 томов)

2.          История камня , Цао Сюэцинь (2576 страниц, 5 томов)

3.          Les Misé рублей , Виктор Гюго (1456 страниц)

4 .           Война и мир , Лев Толстой (1440 страниц)

5.         Тайны Парижа , Эжен Сю (1392 страницы)

6.          Кларисса , Сэмюэл Ричардсон (1356 страниц)

7.          Граф Монте-Кристо , Александр Дюма (1312 страниц)

8.         Повесть о Гэндзи , Мурасаки Сикибу (1216 страниц)

9.          Атлас расправил плечи , Айн Рэнд (1184 страницы)

10. Холодный дом , Чарльз Диккенс (1088 страниц)

21 лучшая книга классической литературы всех времен

Перейти к содержанию

Вот мой список 21 лучшей книги классической литературы всех времен, в произвольном порядке.

  1. «Война и мир» Льва Толстого. Часто называют лучшим когда-либо написанным романом. Десятки персонажей, от московских крестьян до самого Наполеона. Современный эпос.
  2. «Анна Каренина» Льва Толстого. Опередив свое время на сто лет, толстовское исследование молчаливой, удушающей жизни женщин является великим на все времена.
  3. «Мадам Бовари» Гюстава Флобера – классика реализма XIX века. Поучительная история о романтизме.
  4. «Илиада» Гомера — классический греческий эпос и, возможно, древнейшая история западной цивилизации.
  5. Одиссея Гомера – Самеси.
  6. Преступление и наказание Федора Достоевского — исследование характера человека, доведенного до убийства без разумных причин и последствий. Русские романисты склонны к психологизму, и это, возможно, самый психологический из всех русских классиков.
  7. «Братья Карамазовы» Федора Достоевского. Грандиозный и прекрасный портрет измученной семьи — трех братьев, изо всех сил пытающихся понять и принять друг друга.
  8. «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса. Считается первым когда-либо написанным романом. Классическая история Сервантеса повествует о человеке, который воображает себя ночью, героически защищающим землю.
  9. «Большие надежды» Чарльза Диккенса. Один из самых популярных англоязычных романов, почитаемый до сих пор.
  10. «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса — самый продаваемый англоязычный роман всех времен и историческая фантастика об английском докторе, оказавшемся втянутым во Французскую революцию и Царство террора.
  11. «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Совершеннолетие молодой женщины. Это считается первой книгой, в которой рассказывается о психологическом и духовном росте одного человека на протяжении всей его жизни от первого лица.
  12. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин — Вечная классика о любви, романтике, деньгах, классе и семье. Актуальна как никогда.
  13. «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Шокирующе мрачная и извращенная книга, критикующая удушающие нравы Англии 19 века. Опубликованная посмертно, книга в то время подверглась резкой критике, но сейчас считается пророческой.
  14. В поисках утраченного времени Марселя Пруста. Самый длинный роман из когда-либо написанных, насчитывающий поразительные 4200 страниц. Вы действительно будете искать потерянное время, если пройдёте через всё это.
  15. «Гекльберри Финн» Марка Твена. Еще один кандидат на роль «Великого американского романа», Гек Финн рассказывает о бездомном мальчике, который подружился со сбежавшим рабом. Возникает странная, но сильная дружба.
  16. «На маяк» Вирджинии Вулф. Роман, который бросил вызов и сломал все традиционные формы и представления о том, каким должен быть роман. Отчасти философские размышления, отчасти эмоциональные блуждания, отчасти история, книга определила свой собственный стиль.
  17. «Превращение» Франца Кафки – Исследование абсурда. Однажды утром мужчина просыпается и обнаруживает, что превратился в гигантского жука. Его семья… не поддерживает.
  18. «Кандид» Вольтера. Классическая сатира о богатом молодом человеке, воспитанном в наивном и оптимистичном отношении к миру, который неоднократно сталкивается с суровой правдой за суровой правдой.
  19. «Отверженные» Виктора Гюго. До того, как Хью Джекман танцевал вокруг, напевая эту песню, классика Хьюго была задумчивым исследованием природы закона, общества, любви и семьи.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*