Lina bo bardi: Архитектор-журналист Лина Бо Барди • Интерьер+Дизайн

Архитектор-журналист Лина Бо Барди • Интерьер+Дизайн

Лина Бо Барди (5.12.1914 — 20.03.1992) — один из самых заметных представителей бразильского модернизма. Архитектор, она также занималась сценическими костюмами, живописью, мебельным и графическим дизайном, ювелирным искусством, была блестящей журналисткой и активистом.


«Архитектура создается, «изобретается заново» каждым кто совершает попытку построить, каждым, кто бродит по ее пространству, поднимается по лестнице, опирается на балюстраду, поднимает голову, чтобы посмотреть, открыть, закрыть дверь, — писала Лина Бо Барди. — Кто садится, встает и тесно контактирует с формой […] Этот близкий, горячий контакт, воспринятый человеком вначале истории, сегодня предан забвению. Будничные общественные места заставили человека забыть о естественной красоте «перемещения в пространстве», его осознанном движении и пространстве маленьких жестов…»

Лина Бо Барди и стулья, спроектированные для MASP, 1948
Фото Diário de São Paulo, IB Archives Courtesy Nilufar Gallery & Instituto Bardi / Casa de Vidro

Ачилина Бо родилась в Италии, училась в Римском университете. Став дипломированным архитектором (1939), работала с Джо Понти. В 1943 году ее миланский офис был разрушен в результате авианалета и она полностью переключилась на журналистику, став заместителем главного редактора журнала Domus (1944) и членом Коммунистической партии. Она задокументировала разрушенные войной здания в Италии, писала яркие статьи и даже пыталась создать собственное независимое медиа.

Лино Бо Барди в гостиной. Стеклянный дом в Сан-Паулу. 1952. © Instituto Lina Bo e P.M. Bardi, São Paulo. Photo: Francisco Albuquerque.

В 1946 году Лина Бо вышла замуж за Пьетро Мария Барди, галериста, дилера и арт-критика. Вскоре пара переехала в Бразилию, куда ее муж был приглашен медиа-магнатом Ассисом Шатобрианом для помощи в создании и руководстве Художественным музеем Сан-Паулу (Museu de Arte de São Paulo; MASP), первым музеем в Бразилии, который должен был выставлять современное искусство. Для дебютного варианта этого эпохального для страны учреждения, которое открылось в 1947 году в части здания, Бо Барди разработала музейный интерьер с инновационной системой развески картин.

Стеклянный дом в Сан-Паулу. Фото Iñigo Bujedo Aguirre

В 1950 году вместе с мужем она основала журнал Habitat, организовав первый в Бразилии курс по промышленному дизайну в Институте современного искусства, а в 1951 году спроектировала свой знаменитый Glass House — семейный дом в Морумби, районе Сан-Паулу. Стеклянная вилла считается одним из хрестоматийных образцов рационализма. Она построена на холме, а со временем стала полностью интегрированным в ландшафт строением. Главная комната дома вытянута по склону, она словно парит, поддерживаясь тонкими опорами.

Лина Бо Барди. Кресло Bowl. 1951. коллекция Moma.

В 1951 Лина Бо Барди спроектировала свой самый известный предмет мебели — кресло Bowl в форме регулируемой полусферической чаши, опирающейся на стальную раму. В 1958 она начала работу над новым корпусом MASP (завершено в 1968). Знаменитое здание из стекла и бетона, расположенное в центре Сан-Паулу на проспекте Паулиста, было поднято на 8 метров над землей и установлено на массивных красных столбах. Пространство на уровне земли стало общественной площадью — универсальным местом для концертов и манифестаций. Символическими можно назвать и другие ее проекты — в том числе Chame-Chame House (1964), Sesc Pompéia (1977), Teatro Oficina (1984).

Художественный музеей Сан-Паулу (Museu de Arte de São Paulo; MASP)

В конце 1950-х начался длительный период жизни и работы в Сальвадоре, обедневшем, но культурно богатом городе, а в 1959 году ее пригласили руководить Музеем современного искусства Байи (Museu de Arte Moderna da Bahia). Барди решила разместить музей в Solar do Unhão, бывшей соляной мельнице и части сети исторических приморских зданий, которые она восстановила в 1963 году.

Ladera de la Misericordia. 1987. Сальвадор.

Опыт в Байи изменил ее политическую и эстетическую философию. Бо Барди взяла на себя обязательство создавать уникальную бразильскую архитектуру, разработанную проще и сделанную из местных материалов. Она ввела термин Arquitetura Povera (по аналогии с are povera — «бедная, простая» архитектура). Большая часть ее работы заключалась в перепрофилировании существующих сооружений, а также восстановлении и сохранении исторических зданий.

Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.

В течение 1980-х годов Бо Барди руководила проектами по консервации и реставрации). Ее крупным архитектурным проектом был SESC Pompéia (построенный поэтапно, в 1977–1986) — развлекательный и культурный центр в Сан-Паулу, спонсируемый некоммерческой службой Serviço Social do Comércio. Бо Барди превратила старый завод по производству стальных барабанов в центр спорта, театра и досуга.

Лина Бо Барди. Imagem cortesia de Instituto Lina Bo e P.M. Bardi. © Bob Wolfenson

Бо Барди признана, хотя и с некоторым запозданием, одним из самых плодовитых женщин-архитекторов XX-го века. В 2012 году у столетию со дня рождения были организованы первые, посвященные ее творчеству, международные выставки, вышли монографии о ней, а ее мебель стала атрибутом коллекционного дизайна.

Итальянка в Бразилии. Лина Бо Барди

15 февраля 2018 г.

«Бразильцы – модернисты!» – этот тезис одним из первых приходит на ум, как только пытаешься вспомнить что-нибудь об архитектуре и дизайне единственной португалоязычной страны на американском континенте.

В последние годы бразильская архитектура становится всё более открытой для мирового сообщества, и кроме притцкеровских лауреатов Нимейера и Мендеса да Роши на первый план выходят и другие важные фигуры – в их числе Лина Бо Барди.

Итальянка Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi) за свою долгую жизнь успела реализовать несколько крупных проектов в Бразилии, сформулировать ясную позицию о роли архитектуры, а перед этим потерять свой итальянский офис в результате бомбардировки.

Ачилина Бо

Анчилина Бо родилась в Риме в 1914 году. Окончив факультет архитектуры в Римском университете, она переехала в Милан, где работала в мастерской Джо Понти – архитектора и основателя легендарного итальянского журнала Domus. Вторую мировую войну Лина встретила уже как руководитель небольшой архитектурной практики: правда, во время войны она в основном писала для архитектурных и дизайнерских журналов, а также выступала в них как иллюстратор. В 1943 году, во время крупного авианалёта на Милан, офис Лины Бо был разрушен. Архитектор вступила в подпольную коммунистическую партию – апартаменты, доставшиеся ей в наследство, превратились в место встреч итальянских интеллектуалов, участвующих в политическом движении.

После войны Лина Бо объехала всю Италию, чтобы описать регионы, разрушенные в результате военных конфликтов, а затем основала в Риме еженедельный журнал «Культура жизни» (A Cultura della Vita) и вошла в национальный конгресс по реконструкции разрушенных зданий.    

В 1946 году архитектор вышла замуж за Пьетро Марио Барди – итальянского журналиста и критика. В том же году они вместе эмигрировали в Бразилию, где Пьетро Барди вместе с Ассисом Шатобрианом в течение года основали музей искусства в Сан-Паулу (MASP), который получил собственное здание только спустя двадцать лет, в 1968 году.

Семейная чета Барди по прибытии в Сан-Паулу, 1947

В Бразилии Лина Бо Барди вела активную проектную деятельность, и в основном занималась строительством социального жилья и частных резиденций. При этом она экспериментировала и с общественными проектами, и с объектами промышленного дизайна.

Лино Бо Барди и Альбер Камю, 1949

В 1951 году Лина Бо Барди получила бразильское гражданство и убеждённо писала о том, что Бразилия – её вторая родина, которую она выбрала самостоятельно.

Музей на побережье, проект: фотомонтаж. 1951 год

В том же году завершилось строительство «Стеклянного дома» (Casa de Vidro) – собственной резиденции Барди, расположенной в тропическом лесу в окрестностях Сан-Паулу.

  

Лина Бо Барди в собственном доме, 1952

Бетонный дом с панорамным остеклением поднят над землёй в лучших традициях модернизма – его площадь около 7000 кв. м. Правда, здесь нет привычного бетонного основания, которое служит приватно-публичной частью здания, соединяющей его с улицей – поднятое перекрытие позволяет сохранить старый бразильский лес с редкими растениями. В центре дома располагается открытый двор, в котором сохранены высокие деревья.

Casa de Vidro, 1951

Разрез Casa de Vidro

Панорамное остекление дома делает сад частью жилища, но при этом здесь нет террас или балконов, на которые человек может выйти: остекление служит тонкой, но непреодолимой границей.

Лина Бо Барди на лестнице Casa de Vidro

Интерьеры Casa de Vidro

Виды на сад

Специально для дома были разработаны многие элементы интерьера, в том числе дверная ручка, которую недавно британский бренд Izé, занимающийся изготовлением фурнитуры, запустил в серийное производство.

Ручка Izé (сверху) и оригинальная ручка из Casa de Vidro (внизу)

Тогда же Бо Барди разработала для своего дома кресло Bowl chair, название которого можно перевести как «чаша» или «миска». Кожаное сиденье помещено в металлическую раму: оно не закреплено жёстко, и его положение в раме можно регулировать, чтобы изменить уровень наклона спинки и тем самым – строгость самого стула. Кресло было изготовлено в двух вариантах: из чёрной кожи и прозрачного пластика.

Bowl chair, 1951

В 2014 году итальянская мебельная компания Arper представила лимитированный выпуск кресел, изготовленных по авторским чертежам.

Сверху – обновлённый вариант от Arper, внизу – оригинальные стулья из Casa de Vidro

Правда, вместо чёрной кожи использовались многоцветные ткани. Кроме того, и сам технологический процесс был существенно изменён: чаша кресла, которая в исходном варианте изготавливалась из железа ручной ковки, стала производиться из пластика, чтобы уменьшить вес кресла и упростить его серийное производство.

Обновлённый процесс производства

Кресло Bowl chair от Arper

В 1968 году завершилось строительство нового здания для музея искусств MASP на Авенида Паулиста – одной из самых оживлённых магистралей Сан-Паулу. Лина Бо Барди, спроектировавшая здание, очень активно курировала строительство этого важного городского проекта на всех этапах.

Лина Бо Барди на стройке MASP

Сохранить панорамные виды на окружающие здания было обязательным условием проекта: в ответ на это требование архитектор предложила поднять музей над землёй на несколько этажей.

Внимание пешехода намеренно заостряется на мощных железобетонных пилонах и преднапряжённых балках, удерживающих здание. Под музеем образуется ровная прогулочная эспланада, возвышающаяся над оживлёнными транспортными развязками.

Эспланада под зданием

Форма здания сложнее, чем кажется на первый взгляд: пластина с панорамным остеклением, расположенная вдоль Авенида Паулиста, оказывается лишь частью большого комплекса, который можно увидеть целиком лишь с другой стороны: под эспланадой оказывается ещё несколько музейных этажей. В пластине располагаются основные выставочные и административные помещения музея, соотносящиеся с бетонной эспланадой внизу с помощью лифтов, расположенных в пилонах. Неочевидные части здания в основном служат для хранения экспонатов.

Обратный фасад MASP

Строительство MASP

В целом это архитектурное решения Бо Барди сложно назвать новаторским – несмотря на сложную пространственную структуру и изобретательную конструктивную систему, оно органично существуют внутри своего времени: бетонный каркас, плоская кровля и панорамное остекление без отклонений следуют модернистским идеалам – крупные формы и грубые поверхности без деталировки делают это здание мощным, но далеко не самым выразительным образцом бруталистской архитектуры.

Вид окружающее пространство MASP (сверху) и чертежи здания (внизу)

Однако особую ценность здесь представляют решения архитектора внутри музея: кроме эффектного интерьера фойе, большую ценность имеет нелинейный принцип экспонирования, придуманный Бо Барди.

Идея демонстрировать художественные полотна так, чтобы была видна не только лицевая часть холста, но и его изнанка, по-настоящему великолепна, ведь вместо привычной шпалерной развески возникает множество самостоятельных объектов, свободно расположенных в огромном зале: их можно обойти по кругу.

Холл MASP

Стеклянные кофры для экспонатов, закреплённые в бетонных кубах (современные конструкции)

Принцип устройства кофра для экспонирования

Этот приём резко отличается от привычных зрительских ожиданий: отношения с высокими образцами искусства десакрализуются, становятся более непринуждёнными. Музей отказался от стеклянных конструкций для экспонатов в 1996 году, уже после смерти автора (Бо Барди скончалась в Бразилии в 1992), однако в 2015 снова вернулся к ним.  

Стеклянные кофры для экспонатов, закреплённые в бетонных кубах (аутентичные конструкции)

В середине 1980-х году на карте Сан-Паулу появилась ещё одна достопримечательность: реконструированная фабрика SESC Pompéia, реализованная по проекту Лины Бо Барди. Бо Барди, которая почти десять лет не могла выполнять крупные городские проекты из-за разногласий с политическим режимом, была приглашена для работы некоммерческой организацией – и привлекла двух молодых архитекторов, Андре Вайнера и Марсело Ферраза.

Андре Вайнер, Лина Бо Барди и Марсело Ферраз на фоне фабрики SESC Pompéia, 1986

Работа над проектом велась с 1977 года: первая часть комплекса была открыта для города в 1982 году, вторая – в 1986. В начале работы на территории нашлось едва ли не первое в Сан-Паулу железобетонное здание, и архитекторы приняли решение усилить характер, сущность места. Так появилась идея о трёх новых башнях.

Довольно традиционный комплекс зданий из красного кирпича, построенный в 1920-х как фабрика по производству барабанов, был дополнен тремя железобетонными башнями с разными по размеру основаниями. И сами башни с необработанными бетонными поверхностями, и соединяющие их надземные переходы – этакие массивные мостки – выглядят как будоражащий привет из постапокалиптического будущего.

SESC Pompéia, 1986

SESC Pompéia, детали

Проект произвёл эффект разорвавшейся бомбы: для Бразилии, переживавшей в этот момент закат двадцатилетней военной диктатуры и всё ещё толком не осмыслившей своё модернистское наследие, странный, ни на что не похожий язык этой постройки был по-настоящему шокирующим.  

Кроме того, открытие любого центра SESC (Serviço Social do Comércio – Business Social Service) в Бразилии существенно влияет на городскую среду: такой деловой и общественный центр финансируется негосударственной организацией, связанной с национальной федерацией бизнеса, созданной в 1940-х годах для обеспечения сотрудников медицинскими услугами, а также для спортивной и культурной поддержки населения.

Молодые коллеги Бо Барди вспоминают, что она категорически отказалась от жёсткого деления комплекса на функциональные части, стремясь создать среду, которая могла бы отвечать на разные запросы.  

SESC Pompéia, интерьер одного из зданий

В середине 1980-х Бо Барди вместе с архитектором Эдсоном Элито работала ещё над одним заметным городским проектом: зданием для новаторского театра – Teatro Oficina. Существовавшее историческое здание частично сгорело, и архитекторы приняли решение почти полностью построить новые части театра, служащие сценой и зрительным залом, из окрашенных строительных лесов, которые крепятся к сохранившимся стенам. Также в здании появились панорамные окна и наклонная крыша с шедовыми фонарями.

Teatro Oficina

Внутри возникли сложные, многокомпонентные видовые точки: это совсем не похоже на обычный театр, ведь положение зрительских мест здесь может меняться в зависимости от надобностей спектакля. Всё это усиливает неординарный характер идущих здесь постановок.

Teatro Oficina во время спектакля

Лина Бо Барди всегда была человеком – и архитектором – с активной позицией, и самые крупные её проекты несут в себе мощный социальный подтекст.

Коллеги и ученики Лины Бо Барди, с которыми она работала над фабрикой SESC Pompéia – Андре Вайнера и Марсело Ферраза, – создали исследовательскую лабораторию Instituto Lina Bo and P.M. Bardi, посвящённую наследию четы Барди: они проводят экскурсии по стеклянному дому, ведут активную просветительскую работу и сотрудничают с производителями из разных стран, чтобы находки Лины Бо Барди, сделанные для отдельных проектов, могли превратиться в серийные дизайн-продукты.

Лина Бо Барди и Марио Барди в собственном доме

Выставка Lina Bo Bardi от Британского Совета и марки Arper.

10 сентября в новой выставочной галерее Британского Совета открылась выставка, посвященная творчеству Лины Бо Барди. Так Лондонский фестиваль дизайна отдает дань уважения итальянской звезде бразильской архитектуры.

Она родилась в Италии в Первую Мировую. Начинала свою карьеру в студии легендарного итальянского архитектора Джо Понти во время Второй Мировой. А самый плодотворный период творчества начался в Бразилии, куда она уехала из разоренной Европы вместе с мужем журналистом и арт-критиком Пьетро Барди в 1946 году. В историю современной архитектуры она вошла как автор «Стеклянного Дома» (Glass House), где впервые были отработаны принципы построения пространства, «открытого внешнему миру». Кроме того, Лина проектировала мебель, делала иллюстрации, рисовала декорации для кинофильмов.

На фото:

Специально к выставке компания Arper впервые выпустила кресло Bowl, придуманное Линой еще в 1951 году, но так и не запущенное в производство. Новый Bowl вышел ограниченным тиражом. Первые 100 кресел будут переданы в Институт имени Лины Бо и Пьетро Марии Барди (Instituto Lina Bo e P.M. Bardi) в Сан-Паулу.

На фото:

Основу экспозиции выставки Lina Bo Bardi: Together составляют объекты, близкие по духу творчеству Лины Бо Барди: работы художницы Маделон Вризендорп (Madelon Vriesendorp), видеоинсталляция архитектора и режиссера Тапио Снеллмана (Tapio Snellman) и др.

Сроки проведения выставки:
10 сентября – 30 ноября 2012 года

Эскизы кресла Bowl.

«Стеклянный Дом», спроектированный Линой Бо Барди.

Фрагменты видеоинсталляции Тапио Снеллмана.

Здание Общественного центра SESC Pompéia в Сан-Паулу, спроектированное Линой Бо Барди.

Лина Бо Барди | Бразильский архитектор и промышленный дизайнер

Лина Бо Барди , полное имя Ахиллина Бо , (родился 5 декабря 1914 года, Рим, Италия — умер 29 марта 1992 года, Сан-Паулу, Бразилия), бразильский модернист итальянского происхождения архитектор, промышленный дизайнер, историк, журналист и активист, чьи работы не поддаются традиционной категоризации. Она разработала смелые идиосинкразические структуры, в которых модернизм сочетается с популизмом.

Британская викторина

63 вопроса из самых популярных викторин по визуальному искусству «Британника»

Что вы знаете о изобразительном искусстве? Вам нужно будет отличить свой Моне от своего Мане — и многое другое — чтобы ответить на эти вопросы из самых популярных викторин Британики.

Бо Барди получила степень в области архитектуры в 1939 году в Римском университете, где она училась у таких архитекторов, как Марчелло Пьячентини и Густаво Джованнони. После окончания учебы она переехала в Милан, где начала работать с архитектором Карло Пагани и начала свою карьеру в дизайнерской журналистике. Она также работала с архитектором и дизайнером Джио Понти и сотрудничала с ним в журнале Lo Stile , а также участвовала в нескольких других итальянских дизайнерских публикациях.В 1944 году она стала заместителем директора Domus — журнала, основанного Понти в 1928 году — и занимала эту должность до 1945 года. В 1945 году Domus поручила Бо Барди, Пагани и фотографу Федерико Пателлани путешествовать по Италии, документируя опустошение мира. Вторая война. Позже в том же году она сотрудничала с Пагани и искусствоведом Бруно Зеви в недолговечном журнале A — Attualità, Architettura, Abitazione, Arte , в котором публиковались их открытия и обсуждались идеи реконструкции в послевоенной Италии.

В 1946 году она вышла замуж за Пьетро Мария Барди, директора художественной галереи, дилера и критика. Вскоре после этого пара переехала в Бразилию, где ее муж был приглашен журналистом и медиамагнатом Ассисом Шатобрианом для создания и управления Художественным музеем Сан-Паулу (Museu de Arte de São Paulo; MASP), первым музеем в Бразилии, который собирал и выставить современное искусство. Для первой итерации заведения, открывшегося в 1947 году в части здания, в котором размещался бизнес Шатобриана, Бо Барди спроектировал интерьер и оборудование музея.Она разработала инновационную систему для подвешивания картин подальше от стены. (Ее дизайн был сорван в 1990-х годах и заменен на обычную настенную систему.) Она также разработала складные штабелируемые стулья из бразильского дерева и кожи жакаранды, которые использовались во время лекций и мероприятий. Позже она была куратором выставки в MASP по истории дизайна стульев.

В 1950 году Бо Барди вместе со своим мужем основала журнал Habitat и была его редактором до 1953 года.В то время это был самый влиятельный архитектурный журнал Бразилии. Она стала гражданином Бразилии (1951 г.), основала первые в этой стране курсы промышленного дизайна в Институте современного искусства (часть расширенного MASP) и спроектировала для себя и своего мужа модернистский дом Ле Корбюзье в стиле Casa de Vidro (или Glass House), в районе Морумби Сан-Паулу. Стеклянный дом был построен на холме и со временем полностью вписался в ландшафт. Передняя, ​​главная комната дома выходила на склон холма, возвышалась и поддерживалась на тонких сваях.В 1951 году она также разработала свой самый известный предмет мебели, чашу Барди, стул в форме регулируемой полусферической чаши, покоящейся в стальной люльке.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

К середине 1950-х годов стало ясно, что MASP перерос свое первоначальное здание с не только галереями, но и специальными помещениями для обучения искусству. В 1958 г. приступила к работе над новым зданием (завершено в 1968 г.). Знаменитое здание из стекла и бетона Бо Барди, расположенное в центре Сан-Паулу на авеню Паулиста, возвышается на 8 метров (26.2 фута) над землей на массивных красных столбах. Пространство на первом этаже служило универсальным местом для концертов, протестов, общения и тому подобного.

В конце 1950-х годов Бо Барди начал продолжительный период жизни и работы в Сальвадоре, бедном, но культурно богатом городе на северо-востоке штата Баия. В 1958 году она прочитала ряд лекций в Школе изящных искусств Университета Баии, а в 1959 году ее пригласили основать и руководить Музеем современного искусства Баии (Museu de Arte Moderna da Bahia).Она решила разместить музей в Solar do Unhão, бывшей соляной мельнице и части сети исторических приморских зданий, которые она восстановила в 1963 году. Бо Барди добавила музей народного искусства и художественную школу к Музею современного искусства и разместил их всех в Унхао.

Однако политические потрясения заставили ее покинуть Баию в 1964 году. Ее последующее возвращение в Сан-Паулу ознаменовало начало длительного периода угнетения Бразилии во время военной диктатуры, которая длилась до 1985 года. В течение этого периода Бо Барди курировал выставки и работал в театрах. разработка декораций и костюмов для нескольких постановок, в частности постановки 1969 года « Im Dickicht der Städte » ( В джунглях городов ), ранней пьесы Бертольда Брехта.

Опыт Бо Барди в Баии изменил ее политическую и эстетическую философию. Примеры местной и исторической архитектуры в регионе привели к процессу проектирования, который все больше руководствуется социальными и этическими обязанностями и вдохновляется верностью принятой ею стране и ее местным эстетическим традициям. Бо Барди взяла на себя обязательство создавать уникальную бразильскую архитектуру, спроектированную более просто и сделанную из местных материалов, то, что она назвала «Arquitetura Povera» («бедная» или «простая» архитектура).Большая часть ее работы с момента ее первоначального опыта в Сальвадоре включала перепрофилирование существующих структур, а также восстановление и сохранение исторических зданий. На протяжении 1980-х годов Бо Барди руководил проектами по сохранению и реставрации исторического центра Сальвадора, включая Дом Бенина, в котором есть коллекция произведений искусства и выставочное пространство, и холм Мизерикордия, чрезвычайно крутая историческая улица (оба в 1987 году). Следующим ее крупным архитектурным проектом стал SESC Pompéia (построенный поэтапно, 1977–1986), развлекательный и культурный центр в Сан-Паулу, спонсируемый некоммерческой социальной службой торговли (Serviço Social do Comércio).Бо Барди превратил старую фабрику по производству стальных барабанов в объект для занятий спортом, театра и других видов досуга.

Бо Барди признана, хотя и с некоторым опозданием, одной из самых плодовитых женщин-архитекторов ХХ века. В середине 1980-х, работая с архитекторами Андре Вайнером и Марсело Карвалью Феррасом, она спроектировала пристройку к Стеклянному дому, которая служила Институтом Лины Бо и П.М. Барди (первоначально Институт квадранте), место для хранения архива Барди, посвященное изучению и выставке бразильского искусства и архитектуры. В 2012 году, к столетию со дня ее рождения, карьера Бо Барди была отмечена запуском ограниченной серии ее кресла-чаши, крупной передвижной ретроспективой, организованной Британским Советом в Лондоне, и публикацией научной монографии, охватывающей все ее области. дело жизни.

Лина Бо Барди и архитектура повседневной культуры


Лина Бо Барди, 1991 г. [Фото Хуана Эстевеса]

В апреле 1989 года архитектор Лина Бо Барди была удостоена первой выставки своих работ.Ей было 74 года. Университет Сан-Паулу — та же школа, которая три десятилетия назад лишила ее постоянной преподавательской должности — организовала шоу, посвященное ее предложению по возрождению исторического центра Сальвадора, первой колониальной столицы Бразилии. . Только недавно она начала получать признание за свою долгую и плодотворную карьеру дизайнера, которая началась с ее образования в Риме, где она родилась в 1914 году, и выросла в Бразилии, стране ее принятого гражданства, куда она переехала в 1946 году. и проработала до ее смерти в 1992 году.Венцом выставки в Сан-Паулу была ее последняя лекция, редкое публичное выступление, которое было первым разом, когда большинство молодых зрителей видели ее лично.

Бо Барди опоздал на мероприятие. В ярко освещенном зале нетерпеливо болтала большая толпа. Обузданная артритом, она медленно спустилась по трапу и вошла в лекционный зал через боковую дверь, с трудом поднявшись по ступеням на сцену. Там ее за стол приветствовали несколько гостей. Пока она говорила в микрофон своим хриплым португальским языком с итальянским акцентом, публика притихла.Хотя ее лекция была фрагментарной, она была откровенной и сложной. Она выразила озабоченность по поводу современного архитектурного образования и критики. Возможно, опровергая узкий формализм, из-за которого ее необычная работа не была полностью принята современными бразильскими архитекторами, она выступила против традиции, восходящей к эпохе Просвещения, — «набора классических правил, которые были систематизированы в книгах и трактатах для ученых». 1

«Я бы не сказала, что эти правила так опасны, как думала Гропиус, — предупредила она, — но они могут помешать творческому образованию архитекторов, если они не совсем понятны исторически.Вместо этого, предложила она, «необходимо рассматривать прошлое как историческое настоящее, все еще живое» и «выковать другое« истинное »настоящее», которое нельзя найти в книгах. Она дала такой совет молодым архитекторам: «Когда мы проектируем, даже будучи студентами, важно, чтобы здание служило цели и имело смысл использования. Необходимо, чтобы произведение не падало с неба на его обитателей, а выражало потребность ». В заключение она сказала: «Вы всегда должны искать идеальный, достойный объект, который также можно определить старым термином« красота ».’”

Бо Барди приветствовал выступление аудитории. Она несколько романтично отметила, что у нее не было офиса, она работала в тишине ночи и проводила дни на строительной площадке, «где сотрудничество всех профессионалов является полным». Когда ее спросили, как можно создать профессиональную педагогику, в которой архитекторы будут служить всем людям, а не только состоятельным классам, ее ответ был резким: «Вопрос красивый, но также немного наивный. Архитекторы, как и другие профессионалы … зависят от социально-экономической структуры страны.Чтобы измениться, нужно совершить революцию ». Тем не менее, признала она, идеализм «очень красив, достоин мужчины, настоящего человека». Затем она рассказала о своем личном опыте: «Я никогда не работала в богатых классах».

По мере продолжения диалога Бо Барди предложил синтез ее жизни, отражающий ее противоречивую политику. Отвечая на вопрос о решении дилемм демократии и авторитаризма, социализма и капитализма, а также частных и государственных инициатив, она сказала: «В Бразилии я всегда делала все, что хотела.Она добавила: «Я никогда не сталкивалась с какими-либо препятствиями, даже как женщина. Вот почему я говорю, что я сталинист и антифеминистка ». Она не объяснила эти провокационные утверждения, которые были опубликованы в газетах и ​​способствовали формированию ее личной мифологии. Не все понимали, что Бо Барди считала Сталина героем в освобождении Италии от фашизма или что она выступала против феминизма против женского освободительного движения, которое она считала буржуазным спором. Фактически, она восхищалась предыдущим поколением, которое боролось за равенство, и она отметила, что среди более бедных слоев женщины всегда боролись бок о бок с мужчинами.

Когда разговор закончился, гости на сцене встали и аплодировали, как и публика. Бо Барди остался сидеть. Аплодисменты заполнили пространство и эхом разошлись в бетонных стенах зала. Она скрестила руки и прижала их к груди, положив локти на стопку листов бумаги на столе. Это была та же позиция, которую она заняла несколько лет назад, когда представила городским властям свои предложения по историческому району Пелоуринью Сальвадора.На этом собрании она сидела, скрестив руки, прикрывая подготовленные ею рисунки, и молча слушала политические выступления официальных лиц. Когда они закончили, Бо Барди встала, сказала им, что их архитектурный подход ошибочен, и подтолкнула свои красочные наброски к центру стола, утверждая, что так и должно быть. 2 Теперь, на последней лекции, она молчала.


Студия Бо Барди в Морумби, Сан-Паулу, 1986 г. [Фото Зеулера Р.Лима]

В конце концов публика покинула аудиторию, чтобы посетить выставку в зале наверху, которая раскрыла методы дизайнера, который имел всеобъемлющий взгляд на архитектуру и соответственно практиковал ее, вторгаясь в различные области. Бо Барди связывал архитектурную практику с повседневной культурой, а ее опыт — с театром жизни. Она была против идеи, что образование в области архитектуры и дизайна помогает решать проблемы. Она считала, что архитекторам не нужно знать, как все решать.Им нужно было уметь новаторски мыслить о том, где искать решения. Прежде всего, она считала, что архитекторы должны использовать свой выбор в поисках коллективной свободы и солидарности, а не в конкуренции.

Выставка в Сан-Паулу дала лишь представление об обширном и оригинальном массиве работ, которые возникли в результате плодотворного, но прерывистого и окольного пути Бо Барди как архитектора, дизайнера, иллюстратора, писателя, редактора и куратора — сначала в Риме и Милане, а затем в Сан-Паулу, Сальвадор и Рио-де-Жанейро.Более чем два десятилетия спустя ее наследие можно увидеть более ясно. Это слайд-шоу представляет широкий выбор ее архитектурных работ, от ее первого построенного проекта, ее собственного дома (1952 г.), до ее последнего, адаптивного проекта повторного использования для мэрии Сан-Паулу (1992 г.). 3

На протяжении своей карьеры Бо Барди стала свидетелем значительных культурных и экономических преобразований, отмеченных политической напряженностью и неравными социальными реалиями. Когда она окончила архитектурную школу в 1939 году, итальянская современная архитектура переживала кризис, и страна собиралась вступить во Вторую мировую войну.Она покинула Рим и последовала за своим миланским одноклассником и парнем Карло Пагани на более прогрессивный север. Вдали от того, что она описывала как устаревшая среда столицы, она получила второе образование в Милане, где она работала редактором и дизайнером-фрилансером, изо всех сил пытаясь создать конструктивные альтернативы и очеловечить дизайн в условиях огромного физического, социального и морального разрушения. В 1946 году она довольно импульсивно решила выйти замуж за влиятельного арт-дилера и журналиста Пьетро Мария Барди и присоединиться к нему в коммерческом предприятии по продаже его коллекции произведений искусства в Южной Америке.Она не собиралась покидать Италию навсегда, но в новом мире она нашла новую среду, богатую возможностями, и она сотрудничала со своим мужем в создании Museu de Arte de São Paulo (MASP), который стал центром энергии. для обновления и распространения современной культуры в Бразилии.

Ее первое десятилетие в Сан-Паулу стало трамплином для независимой карьеры, которая особенно созрела после того, как она вышла из тени своего мужа и стала директором музея в Сальвадоре-де-Баия в 1958 году. Она привнесла свои новаторские идеи о культуре, дизайне и образовании в Нордесте, почти мифический регион страны, к которому у нее сложилась глубокая культурная и интеллектуальная близость. Возможности для культурного обновления, с которыми столкнулась Бо Барди в этом отдаленном и архаичном регионе, создали стимулирующий контекст и новые партнерские отношения для материализации ее давних поисков подлинного выражения дизайна и архитектуры. Однако личные и политические конфликты не позволили ей работать в Сальвадоре после государственного переворота 1964 года, установившего военный режим, просуществовавший два десятилетия.


MASP, Сан-Паулу, 1957–68. [Фото Нельсона Кона]

Вернувшись в Сан-Паулу, разочарованный и рассерженный, Бо Барди искал альтернативную работу. Сначала она занималась новым зданием MASP, которое было завершено в 1968 году. В последующие годы, самые суровые в новейшей истории Бразилии, ее политические и эстетические позиции стали более радикальными, что изменило ее отношение к архитектуре. В середине 1970-х, когда ей было чуть за 60, Бо Барди занялась радикальными театральными постановками и социально-экспериментальными проектами, что привело к дальнейшему значительному вкладу в дизайн.Этот интерес длился до конца ее жизни, в то время как бразильская и международная архитектура боролась с глубокими концептуальными кризисами, которые не были разрешены после окончания Второй мировой войны. «Несмотря на то, что великие годы прошли, — заявила она во время своей выставки в Сан-Паулу, — я продолжаю работать». 4

Сочинения и разнообразные проекты Бо Барди проницательны и увлекательны, но в то же время амбивалентны и своеобразны, и их нелегко объединить в одну структуру.Она искала сильные концепции дизайна и полагалась на простой формальный словарь, но ее результаты не были систематическими. Хотя было построено менее 20 ее архитектурных проектов, их социальное и концептуальное значение глубокое, широкое и находится в прямой связи со многими другими типами дизайна, которые она разработала. Ее работа была основана на экспериментах и ​​кропотливом процессе разработки и реализации программ, которые питали коллективную жизнь, а не на желании создать согласованное профессиональное портфолио.Она пригласила тех, кто прочитал ее статьи, посетил ее лекции или испытал пространство, которое она спроектировала, чтобы рассматривать «архитектуру не как построенное произведение, а как возможное средство, чтобы быть и противостоять [различным] ситуациям». 5 Она стремилась создавать работы, которые отражали бы образ жизни людей.

Бо Барди был более верен эмансипирующей концепции современности, чем абстрактному формальному языку современной архитектуры. Ее мышление и практика находились на пересечении различных мировоззрений: север и юг, город и внутренние районы, привилегии и лишения, модернизм и традиции, прошлое и настоящее, абстракция и социальный реализм.Она прошла путь от сомнительной, но амбициозной карьеры в Италии до профессиональной и интеллектуальной зрелости в Бразилии, особенно в Нордесте, где она «узнала, что красота, пропорции — все эти вещи не важны». 6 Траектория ее жизни не объясняет ее работу, но делает ее возможной. На протяжении всей своей выдающейся карьеры она оставалась верной процессу самообновления, несмотря на (или, возможно, из-за) прерывистые средства, которые она использовала, необычные пути, которые она следовала, и широкое сотрудничество, которое она приняла.Как она заявила журналисту, который брал у нее интервью в 1989 году, «я не оставалась одна. Мне любопытно, и это качество расширяет мой кругозор ». Не долго думая, она добавила: «Я какая-то особенная». 7

Посмотреть слайд-шоу

  • Дом Лины Бо и П. М. Барди в Морумби, Сан-Паулу, 1949–1952 гг., Вид с северо-восточной стороны, показывающий основной застекленный объем. [Фото Нельсона Кона]

  • Дом Лины Бо и П. М. Барди в Морумби, Сан-Паулу, 1949–1952 гг., Вид изнутри со столовой и внутренним двориком на переднем плане. [Фото Нельсона Кона]

  • Усадьба Уньяо (МАМБ и Музей народного искусства), Сальвадор, 1963 год, общий вид добавленной лестницы. [Фото Нельсона Кона]

  • МАСП, Сан-Паулу, 1957–1968 гг., Вид с юго-запада на авеню Паулиста. [Фото Нельсона Кона]

  • MASP, Сан-Паулу, 1957–1968 гг., Внутренний вид полузатопленного Гражданского зала с наклонными лестницами на заднем плане. [Фото Нельсона Кона]

  • MASP, Сан-Паулу, 1957–1968 гг., Внутренний вид главного вестибюля в увеличенном объеме.[Фото Нельсона Кона]

  • MASP, Сан-Паулу, 1957–1968 гг., Вид внутреннего коридора под предварительно напряженной бетонной балкой, удерживающей стальные стержни в приподнятом объеме. [Фото Нельсона Кона]

  • MASP, Сан-Паулу, 1957–1968 гг., Вид на главный зал с плиссированными бетонными стенами. [Фото Нельсона Кона]

  • MASP, Сан-Паулу, 1957–1968 гг., Южный вид на террасу Трианон с главной лестницы. [Фото Нельсона Кона]

  • Церковь Серрадо, Уберландия, Минас-Жерайс, 1976–1982 гг., Внутренний вид общественного зала.[Фото Цойлера Р. Лимы]

  • Часовня ангелов, Варжем Гранде Паулиста, Сан-Паулу, 1978 год, внешний вид. [Фото Нельсона Кона]

  • Часовня ангелов, Варжем Гранде Паулиста, Сан-Паулу, 1978 год, внутренний вид и алтарь. [Фото Нельсона Кона]

  • Развлекательный центр SESC Pompeia, Сан-Паулу, 1977–1986 годы, общий вид с западной стороны на спортивные башни и променад над ручьем Агуас-Претас. [Фото Нельсона Кона]

  • Развлекательный центр SESC Pompeia, Сан-Паулу, 1977–1986 гг., «Момент изумления», описанный Линой Бо Барди по поводу пространства между спортивными вышками.[Фото Цойлера Р. Лимы]

  • Развлекательный центр SESC Pompeia, Сан-Паулу, 1977–86, фойе театра с выходом в галереи и гримерные на переднем плане. [Фото Цойлера Р. Лимы]

  • Развлекательный центр SESC Pompeia, Сан-Паулу, 1977–86, лаунж-зона с отражающим бассейном, дань уважения реке Сан-Франциско. [Фото Нельсона Кона]

  • Развлекательный центр SESC Помпея, Сан-Паулу, 1977–1986 годы, библиотечные отсеки в бетонном корпусе вставлены в структуру отремонтированных заводских сараев с холлом на переднем плане.[Фото Нельсона Кона]

  • Развлекательный центр SESC Pompeia, Сан-Паулу, 1977–1986, художественные мастерские, разделенные стенами из шлакоблоков. [Фото Нельсона Кона]

  • Развлекательный центр SESC Pompeia, Сан-Паулу, 1977–1986 годы, спортивная площадка внутри большой башни с вафельными плитами и окнами с отверстиями. [Фото Нельсона Кона]

  • Развлекательный центр SESC Помпея, Сан-Паулу, 1977–1986 годы, театр с центральной сценой и сиденьями напротив друг друга. [Фото Нельсона Кона]

  • Театр Официна, Сан-Паулу, 1982–1993 годы, внутренний вид уличной сцены с лесами и входной дверью на заднем плане.[Фото Нельсона Кона]

  • Театр Грегорио де Матос, Сальвадор, 1986–1987 годы, внутренний вид приподнятого этажа театра со складными стульями, окном-отверстием и баром на заднем плане. [Фото Нельсона Кона]

  • Театр Грегорио де Матос, Сальвадор, 1986–87, внутренний вид на барную зону театра с окном-отверстием на заднем плане. [Фото Цойлера Р. Лимы]

  • Жилой и коммерческий комплекс Ладейра да Мизерикордия, Сальвадор, 1987–88 годы, вид на городской ансамбль с северо-запада.[Фото Нельсона Кона]

  • Жилой и коммерческий комплекс Ладейра-да-Мизерикордия, Сальвадор, 1987–1988 годы, вид с севера на ресторан Coati, окружающий манговое дерево, со склоном Мизерикордия на переднем плане. [Фото Цойлера Р. Лимы]

  • Жилой и коммерческий комплекс Ладейра-да-Мизерикордия, Сальвадор, 1987–88 годы, вид изнутри ресторана Coati, окружающего манговое дерево. [Фото Нельсона Кона]

  • Casa do Olodum, Сальвадор, 1988–89, внутренний вид общественного зала на верхнем этаже.[Фото Нельсона Кона]

  • Развлекательный центр LBA, Кананея, 1988–1990 годы, вид изнутри первоначального общежития. [Фото Нельсона Кона]

  • Мэрия Сан-Паулу, Сан-Паулу, восстановление промышленного павильона, 1990–92, вид изнутри офисов персонала. [Фото Нельсона Кона]

  • Мэрия Сан-Паулу, Сан-Паулу, восстановление промышленного павильона, 1990–92, внутренний вид церемониального зала. [Фото Нельсона Кона]

Ретроспектива

: Лина Бо Барди — Архитектурное обозрение

Идеи Лины Бо Барди о живом наследии и историческом настоящем продолжают жить в произведенных ею преобразованиях, даже несмотря на то, что некоторые из ее зданий были оставлены в руинах

Итальянка, пережившая войну, Лина Бо Барди имела представление о наследии и реконструкции, которое пронизывало ее творчество на протяжении всей ее жизни.За десятилетия до того, как в 1964 году была разработана Венецианская хартия, она изучала реабилитацию и консервацию под руководством Густаво Джованнони на первом курсе университета — предмет, который она позже продолжила, не видя «разницы между историческим и современным». В 1945 году, всего через несколько дней после подписания перемирия, она объехала всю Италию с журналистом и фотографом, собирая данные, составляя карту разрушений и документируя останки. «Мы чувствовали, что должны что-то делать, чтобы вытащить архитектуру из грязи», — писала она позже.В том же году, живя в Милане и предвкушая планы на годы восстановления, которые последуют за окончанием конфликта, она вместе с Карло Пагани и Бруно Зеви основала журнал A (обозначающий Attualità, Architettura, Abitazione , Arte ), «посвященная представлению вопросов реконструкции неспециализированной аудитории»

02 плитка лина бо барди архитектурное обозрение редактировать

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

Бо Барди бережно ухаживает за существующей тканью Solar do Unhão

Из ее собственных работ очевидно, что она сформировала четкое представление о том, как следует относиться к наследию в начале своей карьеры, и как оно соотносится с намерениями и философской позицией архитектора. Реконструкция — это не то же самое, что консервация, и работа Бо Барди в Бразилии на протяжении более 40 лет не имела ничего общего с войной. Но она рассматривала сохранение как действие, которое оценивает и учитывает нынешнее состояние зданий, а также их прошлое. «Совершенно очевидно, что мы [архитекторы] очень уважаем антикварные предметы, подлинные, и мы также храним их дома, как реликвии, которые храним в наших шкафах», — написала она. «Но нарушить эпоху, забальзамировав ее гипсом, — значит игнорировать утомительный и болезненный процесс человечества.’

«В ее глазах наследие не ограничивалось классическими итальянскими церквями или многовековыми палладианскими зданиями; она определила, что фабрика стоит сохранить из-за ее функциональной красоты »

Архитектор впервые смогла реализовать свой подход к реабилитации на своей избранной родине в Сальвадоре-да-Баия в 1960-х годах. Приглашенный руководить Museu de Arte Moderno da Bahia (MAMB), который еще не был открыт, Бо Барди должен был изменить дизайн вестибюля частично разрушенного театра Кастро Алвес, заброшенного после пожара, чтобы это учреждение можно было временно разместить. там.Музей открылся в январе 1960 года. Цойлер Лима описывает, как дизайн был основан на использовании легких и трансформируемых материалов, таких как «шторы от пола до потолка вокруг застекленного выставочного зала и раздвижные шторы для создания отдельных комнат» и «регулируемый металл». стержни для крепления плоских панелей и модульных фанерных стоек ». Помимо застекленного вестибюля, музей занимал пандус, ведущий к заброшенному театру, где был устроен зрительный зал. Бо Барди сделал дизайн сцены и сидений из дерева.

03 фотография руины лина бо барди архитектурное обозрение

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

04 журнал лина бо барди архитектурное обозрение

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

До того, как Бо Барди пришла к архитектурной скороварке в Бразилии, Бо Барди начала формулировать идеи, представленные в журнале A , в разгар великого перенасыщения итальянской старины, вопрос о ее лечении стал еще более актуальным из-за разрушений, которые она испытала. в турне 1945 года

За годы, прошедшие между открытием музея и началом диктатуры в марте 1964 года, растущий разрыв между архитектором и местными деятелями и все возрастающая враждебность к ее авангарду и взглядам против истеблишмента не помешали Бо Барди продвигаться вперед. ее видение МАМБ как культурного центра.Это была откровенно политическая позиция: она хотела, чтобы он стал центром, который одновременно привлекал бы и распространял популярную бразильскую культуру, противопоставляя ее европоцентрической столичной эстетике, а также популизму и коммодификации местной культуры.

Solar do Unhão стал доступен в 1962 году: небольшое колониальное поместье на берегу моря, в нескольких кварталах от театра, в то время занятое скваттерами. Бо Барди координировал тщательную реконструкцию его структур, в том числе знаменитый оригинальный дизайн центральной деревянной лестницы главного здания.

06 солнечная до унхао лина бо барди архитектурный обзор редактировать

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

Винтовая лестница в Solar do Unhão

Вернувшись в Сан-Паулу в 1964 году, Бо Барди посвятила большую часть своего времени руководству проектированием и строительством Музея искусств Сан-Паулу (MASP), построенного с нуля на Авенида Паулиста и открытого в 1968 году. прошлое и настоящее воплотились в новаторском способе демонстрации искусства, который она выбрала.Размещая рядом друг с другом на стеклянных мольбертах картины на разные темы и из разных эпох, она бросила вызов канонизированным стандартам западного мира искусства и раскрыла свои бесстрашные принципы подхода к истории с чрезвычайно творческим умом.

Культурный пропагандист и активист, а также архитектор, нелинейный взгляд итальянской эмигрантки на историю повлиял на ее суждение, когда она была заказана для нового центра Serviço Social do Comércio (SESC) в Помпее, отказываясь видеть снос старого завода по производству нефтяных бочек. : «Он был не только крайне редким, но и в хорошем состоянии, не требовал особых работ на объекте.Мы снесли перегородки, чтобы освободить для общины большие поэтические пространства ».

13 sesc pompeia lina bo bardi архитектурный обзор

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

SESC Pompéia открыла свои двери в 1982 году. Здесь был размещен набор нестандартной мебели, использовавшийся при реконструкции здания фабрики

.

11 sesc pompeia lina bo bardi архитектурный обзор

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro / Sérgio Gicovate

Плотный набор дерева и его щедрые соединения напоминают лестницу в МАМБ и характерны для большей части столярных изделий Бо Барди, предлагая чувство искренности и тепла.

12 sesc pompeia мебель lina bo bardi архитектурное обозрение edit

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

«Здание SESC датируется началом века и не указано в списке, но должно быть», — заявила она.В ее глазах наследие не ограничивалось классическими итальянскими церквями или многовековыми палладианскими зданиями; она определила, что фабрика стоит сохранить из-за ее функциональной красоты. Сегодня это понятие нам более знакомо, потому что мы познакомились со многими разрушающимися промышленными комплексами, преобразованными в культурные центры или музеи современного искусства (DIA Beacon, Hangar Bicocca, Fondazione Prada), но в 1978 году, когда Бо Барди впервые прошел по этому месту. , заявляя, что «мы хотим именно поддерживать и расширять то, что мы здесь нашли, не более того», адаптивное повторное использование не было часто обсуждаемой идеей на практике или в теории.

05 сальвадор да бахиа лина бо барди архитектурный обзор редактировать

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

Бо Барди сделал Сальвадора да Байя своим приемным домом, став директором МАМБ в 1960 г.

Переработка или преобразование зданий казалась Бо Барди естественной, вдохновленной использованием и повторным использованием основных материалов в популярном бразильском производстве предметов, и он ценил изобретательность, связанную с преобразованием отходов в полезные предметы.В первом выпуске Habitat , вышедшем в 1950 году, она опубликовала фотографию багги, сделанную из упаковки для пищевых продуктов, сделанную на севере Бразилии. Это зрелище, должно быть, напомнило ей о днях работы в итальянском женском журнале Grazia , когда бедная мать отправила письмо с вопросом, как ей получить детскую кроватку без денег, и архитектор ответил с инструкциями о том, как сделать кроватку из ящика с фруктами. Бо Барди считал материальную импровизацию такой же неотъемлемой частью бразильской культуры, как и любые местные, досовременные практики.«Если традиционные методы имели глубокие корни в популярной культуре, переработка открывала способность адаптироваться к новым требованиям», — писала она. Работая с предметами повседневного обихода, сделанными из материальных отходов, в 1963 году она курировала Nordeste , первую выставку Музея народного искусства Сальвадора да Баия, также расположенного в Solar do Unhão.

Хотя Бо Барди жила в Сан-Паулу, она чувствовала себя как дома в Сальвадоре-да-Баия, и она вернулась в 1986 году, добившись более широкого признания после завершения SESC Pompéia.По заказу мэра Марио Кертеса художник и ее команда работали над чертежами для Специальной программы восстановления исторических памятников (Специальная программа восстановления исторических мест) под руководством антрополога Роберто Пиньо и включала ремонт нескольких зданий в Пелуринью в исторический центр Сальвадора.

08 солнечная до унхао лина бо барди архитектурный обзор

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

Новым объектом

MAMB стал Solar do Unhão, который Бо Барди восстановил из взлохмаченного состояния в 1962 году.

07 солнечная до унхао лина бо барди архитектурный обзор

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro / Армин Гутманн

Цойлер Лима изучила личные записи и документы, написанные во время проекта, и обнаружила, что Бо Барди считала то, что она назвала «социальной проблемой», «возможно, более важным, чем архитектурная реставрация».Намерения архитектора совпадали с намерениями Пиньо и Кертеша: восстановление должно касаться не только построенных структур, но также социальной ткани и экономической устойчивости сообщества. Она заявила, что это «не туристический проект», что они не должны «превращать район Пелоуринью в город-мороженое». Реабилитация должна была быть социально инклюзивной, и архитекторы настаивали на «внимании к мужчинам, а не только к памятникам».

Из подробного и всеобъемлющего генерального плана были реализованы только некоторые меры.Teatro Gregório de Matos был построен на месте ночного клуба, конструктивно укреплен из бетона (включая добавление новой системы колонн и балок для поддержки новых видов деятельности), изменен материал и планировка интерьера, а также размещена очень скульптурная, винтовая лестница. Она разработала стул Frei Egídio для этого проекта — проектирование мебели имело отношение к более широкому пониманию дизайна интерьера как ключевого элемента реабилитации (она также разработала целый набор нестандартной мебели для SESC Pompéia, стул Girafa для Casa do Benin и Сиденья для зрительного зала МАМБ).

10 выставка дизайн лина бо барди архитектурное обозрение редактировать

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

09 masp выставка лина бо барди архитектурное обозрение

Источник: MASP

Вовлеченные в идею о том, что с древностью следует свободно и активно сталкиваться, а не бальзамировать на тяжелых статичных стенах музея и замораживать до смерти, парящие мольберты выставочного дизайна Бо Барди в MASP были в конечном итоге заброшены в 1996 году, прежде чем их бросили. воссоздан Metro Arquitetos в 2015 году

В другом проекте в Сальвадоре, разработанном совместно с Жоау Филгейрасом Лимой (Леле), Бо Барди предложил комплексное вмешательство в комплекс домов, известных как Ladeira da Misericórdia, которое включало структурное усиление разрушенных колониальных зданий и новые конструкции из гофрированного ферроцемента. например, тот, в котором разместился ресторан Coati, спроектированный вокруг большого уже существующего мангового дерева.Новая программная организация (дешевое жилье на верхних этажах, торговля на первых этажах) гарантирует жизнеспособность и устойчивость проекта.

«Нарушить эпоху, забальзамировав ее гипсом, — значит игнорировать утомительный и болезненный процесс человечества»

Рядом, Casa do Benin, спроектированный в 1987 году и состоящий из трех ранее существовавших зданий, является культурным центром, призванным поддерживать партнерство между Бразилией и африканской страной Бенин — усилия по признанию роли наследия страны в культурном формировании Баия и Сальвадор, учитывая, что большинство порабощенных людей, вывезенных в Бразилию, прибыли именно оттуда.

16 casa do benin lina bo bardi архитектурный обзор редактировать

Источник: Нельсон Кон

21 casa do benin lina bo bardi архитектурный обзор

Источник: Нельсон Кон

Дизайн Casa do Olodum (тип бразильской музыки в африканском стиле) был последним, который был выполнен для Сальвадора до того, как крупномасштабный план центральной площади был официально отменен. В здании бывшей усадьбы на первом этаже располагались коммерческие помещения, а на верхних этажах — мастерские и репетиционные помещения.Более крупный, верхний этаж был облицован теми же ферроцементными панелями, что и другие конструкции, и команда архитекторов спроектировала пирамидальный световой люк, который дополнял черепичную крышу.

В период с 1980 по 1991 год Бо Барди работал в Театро Официна в Сан-Паулу. Отношения с весьма противоречивой и откровенно политической драматической труппой во главе с Хосе Сельсо Мартинесом Корреа были бурными, но в результате узкий зал для представлений, уходящий вглубь участка, помещенный внутри здания, урезанного до внешних стен, был удивительно сплоченным и сплоченным. экспериментальный.Архитектор и ее команда остановились на проходе, похожем на улицу, который пересекал здание в продольном направлении, между ярко-синими платформами, построенными на строительных лесах, и большой застекленной частью стены, выходящей на пустой участок рядом с ним.

23 театра офичина лина бо барди архитектурное обозрение

Источник: Нельсон Кон

После более чем 10 лет работы Teatro Oficina был завершен в 1991 году и присоединился к наследию модернизированных театров, спроектированных Бо Барди

22 театр официина лина бо барди архитектурное обозрение

Источник: Нельсон Кон

Несмотря на простоту конструкции строительных лесов Официны, легких складных стульев Театра Грегорио де Матос или подвесных стульев в зрительном зале Театра Кастро Алвес, эти тонкие движения составляют как суть, так и дух ее выступления.

24 teatro oficina lina bo bardi архитектурное обозрение

За два года до своей смерти в 1992 году Бо Барди была приглашена для разработки проекта повторного использования деактивированной станции Гуанабара в Кампинасе.Государственный университет Кампинаса получил комплекс от муниципалитета, и Бо Барди предложил снести более замысловатый терминал, построенный из кирпича, заменив его новым зданием. Она также предложила возобновить работу железнодорожных путей и выразила пожелание, чтобы мобильный выставочный поезд покидал Кампинас, чтобы путешествовать между городами.

После смерти архитектора ее построенные работы быстро пострадали от «непрерывного процесса ухудшения и неправильного обращения», не из-за естественного старения, но в результате вмешательств, которые «не только физически разрушают [ed] работы, но и концептуально противоречат [ред. ] стратегии Лины Бо Барди как дизайнера », — отмечает Оливия де Оливейра.В 1996 году стеклянные мольберты MASP были сняты и заменены перегородками из гипсокартона — только в 2015 году мольберты были воссозданы и возвращены для реставрации, проводимой местной практикой Metro Arquitetos. Ее дом в Морумби, Casa de Vidro, страдал от многолетнего забвения между смертью пары и объединением Instituto Bardi — теперь он открыт для публики. Участок Ладейра-да-Мизерикордия проекта Сальвадора был заброшен — с тех пор он был занят скваттерами и обезображен.

18 коати лина бо барди архитектурный обзор

Источник: Zeuler Lima

Ресторан Коати

20 коати лина бо барди архитектурный обзор

Источник: Мануэль Са

Здание огибает существующую растительность, обвиваясь вокруг мангового дерева в его центре

По мере того, как в последние годы работы Бо Барди получили все большее признание, возросла поддержка надлежащего сохранения ее зданий.Современная задача сохранения ее наследия недавно получила поддержку Фонда Гетти в рамках программы «Сохранение современного состояния» по разработке Плана управления сохранением (CMP) как для Casa de Vidro, так и для MASP. Casa de Vidro, в частности, является примером пристального внимания пары Бо Барди к сохранению благодаря их усилиям, которые привели, когда они были еще живы в свои более поздние годы, к включению в список культурного наследия (1987) и созданию некоммерческой культурной ассоциации Instituto Bardi (1990), со штаб-квартирой внутри самого дома.Спонсируя разработку тщательного CMP для Casa de Vidro и окружающих его построек, грант Getty позволил Instituto Bardi провести беспрецедентное исследование, которое позволило глубже понять дом, от его истории до нынешних условий, от архитектурных структуры для ландшафта, охватывающие аспекты институционального управления и использования. Устанавливая набор четких руководящих принципов, начиная от срочных и заканчивая долгосрочными действиями, CMP способствует сохранению дома и будущему Instituto Bardi как уникального культурного учреждения, как и предполагали его создатели.

14 сальвадор да бахиа лина бо барди архитектурный обзор

Источник: Instituto Bardi / Casa de Vidro

В 1987 году Бо Барди продолжил работу в Сальвадоре-да-Баия вместе с Ладейрой да Мизерикордия. Осуществленный совместно с Lelé проект включал ремонт четырех заброшенных зданий

.

15 сальвадор да бахиа лина бо барди архитектурный обзор

Casa de Vidro — это проект на всю жизнь по сохранению ландшафта.Бо Барди не стремилась восстановить пейзаж Морумби 1951 года до состояния до заселения, но она спроектировала сад, окружающий дом, таким образом, чтобы повысить осведомленность о предыдущих видах, которые могли населять этот район. Она восстановила возможность естественного ландшафта. В случае MASP она намеревалась сохранить социальный ландшафт. «Я пытался (надеюсь, не напрасно) воссоздать« атмосферу »Трианона [парка напротив музея]. Хотелось бы, чтобы люди ходили туда на выставки под открытым небом, участвовали в дебатах, слушали музыку, смотрели фильмы.Я бы хотел, чтобы дети играли там на утреннем и послеобеденном солнце. И, честно говоря, должно быть место для выступлений на свежем воздухе и повседневной безвкусицы ». В ландшафте Каса-де-Видро и MASP сохранение не сводилось к вмешательству в физические структуры; Проекты Бо Барди воссоздают ткани как системы, от заброшенного здания до забытой флоры или социального ландшафта.

25 casa de video lina bo bardi архитектурный обзор

Источник: Нельсон Кон

Каса-де-Видро, дом Бо Барди в Сан-Паулу, после своей смерти много лет страдал от забвения.Получив статус внесенного в список в 1987 году и теперь отреставрированный и открытый для публики, дом остается живым памятником ее жизни и ее представлениям об архитектурном наследии: четыре месяца в году в нем проводятся выставки, основанные на архиве Бо Барди, и еще четыре. Здесь проходят современные выставки, а в последних четырех он показан таким, каким он был, когда там жили Бо Барди.

26 casa de video lina bo bardi архитектурный обзор

Собственные слова Бо Барди в конце ее карьеры резюмируют ее мысли о сохранении.Во время лекции в 1989 году в университете Сан-Паулу аудитория попросила ее описать ее идеи относительно сохранения исторических зданий, реставрационных работ и контрастов между старым и новым. Ее ответ записан в «Уроке архитектуры»: «Это то, о чем я говорил, когда говорил об историческом настоящем. В архитектурной практике прошлого нет. То, что все еще существует сегодня и не умерло, есть историческое настоящее. Вы должны спасти — или, скорее, не сохранить, а сохранить — это типичные черты и характеристики того времени, которое является частью нашего человеческого наследия ».Она продолжает: «Если бы люди думали, что все старое нужно сохранить, город скоро превратился бы в музей хлама. В проекте реставрации архитектуры вы должны проявить творческий подход и тщательно подойти к выбору того, что следует сохранить. Результат — то, что мы называем историческим настоящим ».

Ведущее изображение: в 1963 году Бо Барди курировал на этом месте выставку предметов, сделанных из повторно используемых материалов. Изображение любезно предоставлено Instituto Bardi / Casa de Vidro / Armin Guthmann

Это произведение представлено в выпуске AR за декабрь 2019 г. / январь 2020 г. на тему «Новое в старое» и «Сохранение» — нажмите здесь, чтобы купить копию сегодня

MCA — Выставки: Lina Bo Bardi: Habitat

Lina Bo Bardi: Habitat — первая крупная ретроспектива жизни и творчества многопрофильного архитектора Лины Бо Барди (бразильская, р.Италия, 1914–1992), который работал иллюстратором, дизайнером, редактором, куратором и педагогом. В нем представлены рисунки, фотографии, оригинальная мебель, проекты для дома и музейного экспоната, а также театральные проекты. Бо Барди получил международное признание за дизайн Музея искусств Сан-Паулу (MASP) и культурного центра SESC Pompéia в Бразилии.

Бо Барди, родившаяся в Италии, после Второй мировой войны переехала в Бразилию, где вместе со своим мужем Пьетро Мария Барди основала влиятельный журнал Habitat и разработала инновационный дизайн и архитектурную философию, сочетающую элементы модернизма с региональными формами и материалами из Бразилии. .Признавая, что западная модернистская точка зрения не находит применения в Бразилии, Бо Барди черпал вдохновение в местной среде обитания в стране, чтобы разработать социальный подход к архитектуре и дизайну, в центре которого находятся люди и природа.

Выставка разделена на три основных раздела: начало Бо Барди в Италии и прибытие в Бразилию, основание Habitat и переосмысление музеев, а также кульминационное исследование альтернативного модернизма, сочетающего элементы современного дизайна с органическими материалами и формами. Вдохновленный популярной культурой северо-востока Бразилии.

Здесь также представлена ​​подборка знаковых работ из коллекции произведений искусства MASP, установленных на воссозданной версии оригинальных стеклянных и бетонных мольбертов Бо Барди. Этот радикальный дизайн выставки снимает произведения искусства со стен и создает динамичный опыт просмотра, позволяющий посетителям перемещаться по различным временным периодам и историческим историческим произведениям искусства.

Кураторы выставки: Хульета Гонсалес, бывший художественный руководитель Museo Jumex; Хосе Эспарса Чонг Куй, бывший помощник куратора Памелы Альпер, Музей современного искусства Чикаго; и Томас Толедо, главный куратор MASP.Презентацию MCA организовывают Карла Асеведо-Йейтс, Мэрилин и куратор Ларри Филдс.

Lina Bo Bardi: Habitat спроектирован мексиканским архитектором Фридой Эскобедо и представлен в MCA в галереях современного искусства Griffin на четвертом этаже музея.

Стеклянный дом Лины Бо Барди и многочисленные миры, которые он содержит

Стеклянный дом Лины Бо Барди в Морумби, Сан-Паулу (все фотографии сделаны автором для Hyperallergic, если не указано иное)

SÃO PAULO — Подъезд к дому Лины Бо Барди Casa de Vidro , или Стеклянный дом, крутой. Этот дом, расположенный в богатом районе Морумби в Сан-Паулу, когда-то был окружен остатками Атлантического леса. Когда Бо Барди построила свой дом в 1950 году, он был практически единственным; броненосцы и дикие кошки все еще бродили по территории. Трудно было представить себе это, когда я приезжал, проходя мимо высоких закрытых домов, защищенных от окружающих трущоб — печально типичный сценарий для крупнейших городов Бразилии.

Лестница, ведущая в дом Лины Бо Барди. Наверху находится мозаика Де Кирико, выполненная Энрико Галасси.

И все же, достигнув вершины холма, я почувствовал себя отстраненным и окруженным зеленью. Бо Барди сохранил рельеф местности и построил дом на тонких голубых и элегантных пилонах, возвышающихся над домом и проходящих сквозь интерьер стеклянного дома. Внутри колонны сливаются со стволами деревьев, которые действуют как еще один занавес для внешнего мира. Бо Барди посадила эти теперь парящие деревья, что расстроило ее из-за того, что она не росла быстрее. В очерке о доме через три года после постройки она пишет:

Эта резиденция представляет собой попытку достичь общения между природой и естественным порядком вещей; Я стараюсь уважать этот естественный порядок с ясностью, и мне никогда не нравился закрытый дом, который отворачивается от грозы и дождя, пугающий всех людей.

Дом, возможно, был слишком уязвим для непогоды, так как Бо Барди и ее муж дрожали от холода и часто держали камин зажженным.

Вид на Стеклянный дом со стороны внутреннего двора

Родилась в Риме, Бо Барди сбежала из фашистской Италии в Бразилию в 1946 году, в возрасте 32 лет. Она приехала со своим мужем, искусствоведом и коллекционером Пьетро Мария Барди. Уже будучи практикующим архитектором, самым первым, что она построила за границей, был ее дом, в котором она и ее муж прожили 40 лет.

Часть радости от посещения дома художника — это видеть, как его видение проявляется в повседневной жизни. Я слышал об обширной и любопытной коллекции кувшинов, корзин, святых, ламп из оловянной фольги, шорно-седельных принадлежностей, ведер, кукол и глиняных фигурок Бо Барди, которые рассыпались по столам и шкафам или даже были аккуратно расставлены на полу и целенаправленно. Однако я был встревожен тем, что не увидел многих из этих предметов во время своего визита.

Гостиная Лины Бо Барди в 2010 году (фрагмент) (фото Летисии Вук Альмино)

По словам директора Лина Бо и П.Институт М. Барди, Ренато Анелли, когда Пьетро умер через семь лет после Лины, в 1999 году, наследники его первого брака потребовали свою долю наследства и заключили соглашение с институтом. «По этой причине многие произведения искусства, мебель и ковры ушли, а в гостиной осталась лишь часть декора», — сказал Анелли. Какое-то время объекты в доме были переконфигурированы, чтобы заполнить пробелы; моя сестра-архитектор навещала меня в это время, и когда я сравниваю свои фотографии с ее фотографиями (я включил несколько в эту статью), становится ясно, что гостиная с тех пор сильно опустела.«Я предпочитаю, чтобы мы допустили эту пустоту», — сказала Анелли. Хотя я понимаю это решение, я не могу не согласиться с ним. То, что из дома редко покидают, выдает характер Бо Барди как заядлого коллекционера, для которого пространство было столько же связано с его дизайном, сколько с тем, как он был заселен и принят. Однако еще более обескураживающим был выбор разместить административные помещения института в углу гостиной, где раньше стояли ряды высоких книжных полок.

Гостиная Лины Бо Барди в 2010 году; Обстановка не является оригиналом Бо Барди, так как многие из предметов теперь находятся во владении семьи ее мужа после его смерти.(фото Летисии Вук Альмино)

Различные фигурки в гостиной Лины Бо Барди (2010 г.) (фото Летисии Вук Альмино)

В этом году институт действительно получил грант в размере 195 000 долларов от Фонда Гетти на сохранение современной архитектуры. Он будет поддерживать 18-месячную техническую оценку дома и его тропических окрестностей. Это будет включать в себя 3D-лазерное сканирование местности, проведенное лабораторией консервации Университета Феррары в Италии. Хотя дом, который в последний раз реставрировали в 1993 году, находится в приличном состоянии, время от времени стекло разбивается, а каменные пристройки и стены трескаются.В основном искусственный сад представляет собой, пожалуй, самые серьезные проблемы. «Он очень большой и агрессивен по отношению к дому», — сказала Анелли. «Иногда над студией падают деревья». В ходе оценки будет предпринята попытка определить идеальный размер растений, от которых следует избавиться.

Синие пилоны элегантно проходят через интерьер дома

Конечная цель института — превратить Стеклянный дом в музей. По словам Анелли, они все еще думают, стоит ли строить для этой цели пристройку.Импульс к расширению помещения является разумным, учитывая, что архив Бо Барди насчитывает 15 000 фотографий и 7 000 рисунков.

Барди привезли с собой свою обширную библиотеку и коллекцию произведений искусства из Италии, и, оказавшись в Бразилии, они продолжили собирать предметы, особенно популярные произведения искусства из северо-восточного штата Баия, где Лина Бо Барди жила и несколько лет работала директором. Музея современного искусства. На более ранних фотографиях дома видно эклектичное сочетание предметов: от блестящих ваз в стиле модерн и глиняных горшков с северо-востока Бразилии до пластиковой игрушечной машины и скульптуры ангела в стиле барокко.Музыкальные вкусы пары были одинаково разнообразны: были найдены виниловые пластинки герцога Эллингтона и бразильского музыканта самбы и босса-новы Доривала Каимми.

Бо Барди был глубоко увлечен бразильской культурой и даже был близок к ней. В то время как она унесла с собой свое европейское наследие, она натурализовалась в Бразилии и сказала: «Бразилия — это страна, которую я выбрал, и поэтому она вдвое больше моей страны. Я здесь не родился, я искал это место и решил здесь жить. Я выбрал свою страну .”

Кухня со стальными поверхностями, которые легко чистить

В прошлом году Художественный музей Сан-Паулу (MASP), который спроектировала Бо Барди и где ее муж служил директором, частично восстановил ее видение того, что составляет искусство, и его более гибкое представление. Спустя 20 лет музей перевесил картины в своей главной галерее, которые варьируются от европейского средневековья до сегодняшнего дня, как у Бо Барди: не на стенах, а в центре комнаты, закрепленные на листах стекла, которые крепятся к цементу. пьедесталы.Таким образом, кажется, что картины парят в невесомости, как и ее дом.

Инсталляционный вид на реконструкцию главной галереи Художественного музея Сан-Паулу (MASP) в том виде, в каком она изначально была у Лины Бо Барди (2016)

Инсталляция Рука бразильского народа в Художественном музее Сан-Паулу (MASP)

В музее также была обновлена ​​первая выставка 1969 года под куратором Бо Барди под названием «Рука бразильского народа» .Коллекция обыденных предметов мало чем отличается от собранных архитектором: ex-votos , деревянные ложки, игрушки, деревенские стулья и текстиль. Музей назвал выставку радикальным примером «деколонизации музейной практики», рассматривая ручной труд как вид искусства.

Мусорное ведро было подключено к желобу, по которому выброшенные предметы отправлялись под дом.

Даже в своей архитектуре подход Бо Барди был не только эстетическим, но и практичным. Это становится особенно очевидным на кухне в ее доме, где каждая деталь призвана снизить трудоемкость: стальные поверхности раковины легко чистятся; пол — черная плитка; мусор перемещался по желобу; была импортная посудомоечная машина; а дверной проем достаточно широкий, чтобы было легче переносить подносы с едой.

На дизайн Glass House несомненно повлияла открытая и лаконичная архитектура европейских модернистов Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ; Бо Барди хранила знаменитый черный шезлонг Ле Корбюзье в своей гостиной. Но ее архитектура кажется менее крутой и отстраненной, чем у ее сверстников-мужчин; крыша изящно изгибается, а номера приветствуются и приспосабливаются к телу.

Дом, на самом деле, был известным местом сбора художников и интеллектуалов, как местных, так и зарубежных, среди которых были Александр Колдер, Джон Кейдж и Роберто Росселлини.Бо Барди любил готовить, особенно блюда бразильской кухни, такие как мокека (типичное северо-восточное тушеное мясо рыбы) и карне де соль (сушеное соленое мясо). Я представляю их в заднем саду, у каменной печи с ярко-зеленой дверью, пьющих лимонные коктейли и, может быть, сидящих на одной из ступеней ручной лестницы под деревьями джекфрута. С этой стороны дома его архитектура потеряла всякое сходство со стеклянным модернизмом и имитирует бразильскую колониальную архитектуру с ее ставнями ручной работы.

Приборы для приготовления пищи в саду

Тыльная сторона Стеклянного дома

Архитектура и видение Бо Барди не укладывались в строгие рамки; она впитала в себя современные чувства своего времени, но не забывала прошлое и основные человеческие потребности в комфорте. Однажды она провозгласила необходимость «бороться с модернистским голосом, который гласит:« Старое больше не работает »», назвав это «опасным обобщением». Дизайн и техника в доме, безусловно, сложны и технологичны для своего времени, но есть и старые технологии, такие как индивидуально выполненная синяя плитка на полу в гостиной, и особое внимание к безделушкам прошлого.И хотя мы больше не можем точно представить, какими были внутренние комнаты дома Бо Барди, по крайней мере, с помощью нескольких фотографий и того, что осталось, мы можем представить человека за стеклом.

Пилоны Стеклянного дома гармонируют со стволами деревьев.

Лестница ручной работы в саду

Гостиная Лины Бо Барди в 2010 году (фрагмент) (фото Летисии Вук Альмино)

Стеклянный дом Лины Бо Барди, вид сбоку

Выставка под открытым небом предметов, собранных Барди, в том числе одного из придорожных стульев Лины Бо Барди

Спальня Бардиса

Посещение Casa de Vidro (Стеклянный дом) Лины Бо Барди (Rua General Almério de Moura, 200, Сан-Паулу, Бразилия) осуществляется только по предварительной записи.

Рука бразильского народа продолжается в Художественном музее Сан-Паулу (MASP) (авеню Паулиста, 1578 — Бела-Виста, Сан-Паулу, Бразилия) до 22 января 2017 г.

Поддержка гипераллергии

Поскольку художественные сообщества во всем мире переживают время испытаний и перемен, доступная и независимая отчетность об этих событиях важна как никогда.

Пожалуйста, подумайте о поддержке нашей журналистики и помогите сделать наши независимые репортажи бесплатными и доступными для всех.

Стать участником

Лина Бо Барди Вместе — Добро пожаловать всем Лина Бо Барди вместе

    • Контакт
    • Время и место проведения выставок
    • Пример страницы
    • Время и место проведения выставок
    • Контакт

    Пленка

    Художественная инсталляция

    Хронология

    Интимный мир Лины Бо Барди

    Около

    Статьи и цитаты

    Лекции и мероприятия

    Стул Барди

    Последние сообщения в блоге

    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки

    Блогролл

    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки
    • Используйте виджет для настройки

    Виджет обычного текста

      Это образец текста. Пожалуйста, используйте виджеты, чтобы настроить это.

    Виджет контактов

      Это образец текста. Пожалуйста, используйте виджеты, чтобы настроить это.


    • Английский
    • Португальский
    • Итальянский
    • Немецкий
    • Французский

    Стул Bardi’s Bowl | Биография

    «Когда человек рождается, он ничего не выбирает, он просто рождается.
    Я не здесь родился, но я выбрал эту страну, чтобы жить ».
    — Лина Бо Барди —

    Связь с Бразилией

    1946 Лина и Пьетро навсегда переезжают в Бразилию

    1947 Ассис Шатубриан, очень известный журналист и предприниматель, приглашает Пьетро Мария Барди основать и руководить MASP (Музей современного искусства Сан-Паулу). Лина спроектировала преобразование здания в музей: 2 октября на втором этаже главного здания Diarios Associados

    состоится торжественное открытие MASP.

    1948 Лина и Джанкарло Паланти основывают Studio d’Arte Palma, посвященную дизайну и дизайну интерьеров

    1950 Лина продолжает интенсивную редакционную деятельность также в Бразилии, она основывает Habitat-Revista des Artes no Brasil и редактирует первые 15 выпусков

    1951 Лина становится гражданином Бразилии.В то же время она проектирует и строит свой собственный дом, известный как «Casa de Vidro», модернистское здание, в котором сейчас располагается штаб-квартира Instituto Lina Bo e P.M. Барди, хранитель и популяризатор ее творчества.

    Лина разрабатывает дизайн кресла Bardi’s Bowl Chair.

    1957 Она начинает работу над второй штаб-квартирой MASP, которая будет открыта с визитом королевы Елизаветы II в 1968 году

    1958 Лина переезжает в Сан-Сальвадор в штате Баия, где проживет пять лет.

    Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*