Конструктивное искусство это – Конструкция (искусство) — это… Что такое Конструкция (искусство)?

Содержание

Конструкция (искусство) - это... Что такое Конструкция (искусство)?

Эта статья о конструкции в области искусства. Статьи о других значениях этого термина можно посмотреть здесь.

Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — термин, в произведениях искусства обозначающий построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения.

Краткая характеристика

Термин конструкция происходит от лат. constructio, что в дословном переводе означает: лат. conвместе (или воедино) и лат. structioсоставлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям под понятием конструкция подразумевается весь комплекс внутренних взаимосвязей между отдельными частями и элементами художественного целого в прямой зависимости от их общей и местной функции (или назначения).[1]

Всё сущее имеет конструкцию, в противном случае оно не могло бы существовать. Именно по этой причине термин конструкция примерно равным образом имеет отношение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и заканчивая прикладными, а также музыкой и танцем. Каждое из упомянутых искусств в свою очередь имеет — свою вполне определённую конструкцию. Однако для каждого из искусств назначение конструкции имеет свою специфику и конкретные особенности построения: от предельно конкретных технологичных расчётов и дисциплин (как например, это имеет место в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи или музыке).

Безусловно, самым «конструктивным» из искусств (в силу своей утилитарности) является архитектура. Именно в ней комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого в зависимости от их общей и местной функции имеет предельно конкретное, а временами — и вполне прикладное (и даже бытовое) значение.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче конструкцию.[1] В архитектуре это прежде всего — строительная конструкция, имеющая своей целью обеспечить прочность и долговечность здания, а также его удобство для конкретного использования. Однако, кроме строительной конструкции каждое здание несёт (и внутри, и на поверхности) также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, совершенно отдельную от технической.

Конструкция в живописи, графике или скульптуре — это комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается образная целостность, а также некая «зримая прочность» (единство) предмета или изображения. Конструкция в зрительных видах искусства прежде всего прочего обеспечивает — связность и равновесие произведения.[1]

Конструкция в музыке и танце — это умозрительный (или спекулятивный) способ построения звуковой (или пластической) ткани, принятый (или новаторский) в данное время в определённой профессиональной среде. Таким же образом конструкция служит и подчинена цели создания целостного и сбалансированного по внутренним соотношениям (так или иначе, «гармоничного» в рамках отдельно взятой эстетики) произведения.

В литературе, будь то художественная, научная или популярная, конструкция проявляет себя также в полной мере: от схематической формы целого произведения (или даже творчества данного автора) — и до «конструирования» стилистики языка и отдельных фраз. Отдельным образом понятие конструкции существует в лингвистике, обозначая языковые и словесные конструкции, характерные для отдельно взятого индивидуума, случая, языка или языковой группы.

В каждом из упомянутых искусств конструкция так или иначе существует в виде отдельной формализованной дисциплины и преподаётся под тем или иным названием (в каждом случае оно может быть различным).

Понятие конструкции в искусстве не следует путать с композицией, которая имеет более глубокие цели, устанавливая смысловые (и художественно-образные) связи тех же самых элементов внутри произведения. Именно поэтому композиция является значительно более высоким и более содержательным уровнем организации художественного произведения, чем конструкция. Однако, любая композиция в любом случае включает в себя конструкцию, как технический и функциональный способ формообразования и организации материала — в художественное целое.[1]

Взаимосвязь между конструкцией и композицией неоднократно рассматривал в своих в своих теоретических трудах и лекциях Владимир Фаворский (отчасти, полемизируя с современными ему деятелями конструктивизма).

[2] При этом Фаворский почти буквально исходил из основных тезисов философии Павла Флоренского, однако всякий раз ограничивая себя рамками обсуждения вопросов сугубо художественных, профессиональных. В результате, «…культурно-исторический аспект разрабатываемых вопросов пространственно-временны́х начал композиции никогда не вытеснялся у Фаворского какими-либо внеизобразительными построениями»[3].

«Конструкция — говорил Фаворский, — это организация пространства во времени через движение. Архитектура, особенно функциональная, не может обойтись без такой организации движения, это первейшая её задача», …а архитектуру он считал изобразительным искусством. Если модерн Фаворский отрицал за его неорганичность, то конструктивизм он не принимал за игнорирование важнейшего тезиса о синтезе искусств.[3].

Категории и понятия, до некоторой степени противоположные конструкции — это деструкция в искусстве и деконструкция в философии и эстетике. Однако данный вопрос является строго полемическим и имеет ряд различных, но равно правомерных решений (в рамках психологии и философии).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 4 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 109.
  2. В. А. Фаворский: «Анализ зрения. Изобразительная плоскость. Определение конструкции и композиции», «О перспективе и возможности композиции при перспективном изображении», методические записки к «Курсу композиции» и др. (1921—1926)
  3. 1 2 Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — Владимир Андреевич Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. Москва: изд.Советский художник. 1988.

dic.academic.ru

Конструкция (искусство) — Википедия

Эта статья о конструкции в области искусства. Статьи о других значениях этого термина можно посмотреть здесь.

Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — мультидисциплинарный термин, обозначающий в произведениях искусства системное построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения.

Краткая характеристика

Термин конструкция происходит от лат. constructio, что в дословном переводе означает: лат. con — вместе (или воедино) и лат. structio — составлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям под понятием конструкция подразумевается полный комплекс внутренних взаимосвязей между отдельными частями и элементами художественного целого в прямой зависимости от их общей и местной функции (или назначения).[1]

Всё сущее, так или иначе, имеет свою конструкцию, в противном случае оно попросту не смогло бы существовать. Именно по этой причине термин конструкция примерно равным образом имеет отношение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и заканчивая прикладными, а также музыкой и танцем. Каждое из упомянутых искусств в свою очередь имеет — свою вполне определённую конструкцию. Однако для каждого из искусств назначение конструкции имеет свою специфику и конкретные особенности построения: от предельно конкретных технологичных расчётов и дисциплин (как например, это имеет место в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи или музыке).

Безусловно, самым «конструктивным» из искусств (в силу своей утилитарности) является архитектура. Именно в ней комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого в зависимости от их общей и местной функции имеет предельно конкретное, а временами — и вполне прикладное (и даже бытовое) значение.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче конструкцию.[1] В архитектуре это прежде всего — строительная конструкция, имеющая своей целью обеспечить прочность и долговечность здания, а также его удобство для конкретного использования. Однако, кроме строительной конструкции каждое здание несёт (и внутри, и на поверхности) также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, совершенно отдельную от технической.

Конструкция в живописи, графике или скульптуре — это комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается образная целостность, а также некая «зримая прочность» (единство) предмета или изображения. Конструкция в зрительных видах искусства прежде всего прочего обеспечивает — связность и равновесие произведения.[1]

Конструкция в музыке и танце — это сугубо умозрительный (или спекулятивный) способ построения звуковой (или пластической) ткани, принятый (или новаторский) в данное время в определённой профессиональной среде. Таким же образом конструкция служит и подчинена цели создания целостного и сбалансированного по внутренним соотношениям (так или иначе, «гармоничного» в рамках отдельно взятой эстетики) произведения.

В литературе, будь то художественная, научная или популярная, конструкция проявляет себя также в полной мере: от схематической формы целого произведения (или даже творчества данного автора) — и до «конструирования» стилистики языка и отдельных фраз. Отдельным образом понятие конструкции существует в лингвистике, обозначая языковые и словесные конструкции, характерные для отдельно взятого индивидуума, случая, языка или языковой группы.

В каждом из упомянутых искусств конструкция так или иначе существует в виде отдельной формализованной дисциплины и преподаётся под тем или иным названием (в каждом случае оно может быть различным).

Понятие конструкции в искусстве не следует путать с композицией, которая по природе своей имеет более глубокие цели, устанавливая смысловые (и художественно-образные) связи тех же самых элементов внутри произведения. Именно поэтому композиция является значительно более высоким и более содержательным уровнем организации художественного произведения, чем конструкция. Однако, любая композиция в любом случае включает в себя конструкцию, как технический и функциональный способ формообразования и организации материала — в художественное целое.[1]

Взаимосвязь между конструкцией и композицией неоднократно рассматривал в своих в своих теоретических трудах и лекциях Владимир Фаворский (отчасти, полемизируя с современными ему деятелями конструктивизма).[2] При этом Фаворский почти буквально исходил из основных тезисов философии Павла Флоренского, однако всякий раз ограничивая себя рамками обсуждения вопросов сугубо художественных, профессиональных. В результате,

«…культурно-исторический аспект разрабатываемых вопросов пространственно-временны́х начал композиции никогда не вытеснялся у Фаворского какими-либо внеизобразительными построениями»[3].

«Конструкция — говорил Фаворский, — это организация пространства во времени через движение. Архитектура, особенно функциональная, не может обойтись без такой организации движения, это первейшая её задача», …а архитектуру он считал изобразительным искусством. Если модерн Фаворский отрицал за его неорганичность, то конструктивизм он не принимал за игнорирование важнейшего тезиса о синтезе искусств.[3].

Категории и понятия, до некоторой степени противоположные конструкции — это деструкция в искусстве и деконструкция в философии и эстетике. Однако данный вопрос является строго полемическим и имеет ряд различных, но равно правомерных решений (в рамках психологии и философии).

Примечания

  1. 1 2 3 4 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.
    : Икар, 1993. — С. 109.
  2. ↑ В. А. Фаворский: «Анализ зрения. Изобразительная плоскость. Определение конструкции и композиции», «О перспективе и возможности композиции при перспективном изображении», методические записки к «Курсу композиции» и др. (1921—1926)
  3. 1 2 Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — Владимир Андреевич Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. Москва: изд.Советский художник. 1988.

См. также

Ссылки

wikipedia.green

Конструкция (искусство) — Википедия. Что такое Конструкция (искусство)

Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — мультидисциплинарный термин, обозначающий в произведениях искусства системное построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения.

Краткая характеристика

Термин конструкция происходит от лат. constructio, что в дословном переводе означает: лат. con — вместе (или воедино) и лат. structio — составлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям под понятием конструкция подразумевается полный комплекс внутренних взаимосвязей между отдельными частями и элементами художественного целого в прямой зависимости от их общей и местной функции (или назначения).[1]

Всё сущее, так или иначе, имеет свою конструкцию, в противном случае оно попросту не смогло бы существовать. Именно по этой причине термин конструкция примерно равным образом имеет отношение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и заканчивая прикладными, а также музыкой и танцем. Каждое из упомянутых искусств в свою очередь имеет — свою вполне определённую конструкцию. Однако для каждого из искусств назначение конструкции имеет свою специфику и конкретные особенности построения: от предельно конкретных технологичных расчётов и дисциплин (как например, это имеет место в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи или музыке).

Безусловно, самым «конструктивным» из искусств (в силу своей утилитарности) является архитектура. Именно в ней комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого в зависимости от их общей и местной функции имеет предельно конкретное, а временами — и вполне прикладное (и даже бытовое) значение.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче конструкцию.[1] В архитектуре это прежде всего — строительная конструкция, имеющая своей целью обеспечить прочность и долговечность здания, а также его удобство для конкретного использования. Однако, кроме строительной конструкции каждое здание несёт (и внутри, и на поверхности) также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, совершенно отдельную от технической.

Конструкция в живописи, графике или скульптуре — это комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается образная целостность, а также некая «зримая прочность» (единство) предмета или изображения. Конструкция в зрительных видах искусства прежде всего прочего обеспечивает — связность и равновесие произведения.[1]

Конструкция в музыке и танце — это сугубо умозрительный (или спекулятивный) способ построения звуковой (или пластической) ткани, принятый (или новаторский) в данное время в определённой профессиональной среде. Таким же образом конструкция служит и подчинена цели создания целостного и сбалансированного по внутренним соотношениям (так или иначе, «гармоничного» в рамках отдельно взятой эстетики) произведения.

В литературе, будь то художественная, научная или популярная, конструкция проявляет себя также в полной мере: от схематической формы целого произведения (или даже творчества данного автора) — и до «конструирования» стилистики языка и отдельных фраз. Отдельным образом понятие конструкции существует в лингвистике, обозначая языковые и словесные конструкции, характерные для отдельно взятого индивидуума, случая, языка или языковой группы.

В каждом из упомянутых искусств конструкция так или иначе существует в виде отдельной формализованной дисциплины и преподаётся под тем или иным названием (в каждом случае оно может быть различным).

Понятие конструкции в искусстве не следует путать с композицией, которая по природе своей имеет более глубокие цели, устанавливая смысловые (и художественно-образные) связи тех же самых элементов внутри произведения. Именно поэтому композиция является значительно более высоким и более содержательным уровнем организации художественного произведения, чем конструкция. Однако, любая композиция в любом случае включает в себя конструкцию, как технический и функциональный способ формообразования и организации материала — в художественное целое.[1]

Взаимосвязь между конструкцией и композицией неоднократно рассматривал в своих в своих теоретических трудах и лекциях Владимир Фаворский (отчасти, полемизируя с современными ему деятелями конструктивизма).[2] При этом Фаворский почти буквально исходил из основных тезисов философии Павла Флоренского, однако всякий раз ограничивая себя рамками обсуждения вопросов сугубо художественных, профессиональных. В результате, «…культурно-исторический аспект разрабатываемых вопросов пространственно-временны́х начал композиции никогда не вытеснялся у Фаворского какими-либо внеизобразительными построениями»[3].

«Конструкция — говорил Фаворский, — это организация пространства во времени через движение. Архитектура, особенно функциональная, не может обойтись без такой организации движения, это первейшая её задача», …а архитектуру он считал изобразительным искусством. Если модерн Фаворский отрицал за его неорганичность, то конструктивизм он не принимал за игнорирование важнейшего тезиса о синтезе искусств.[3].

Категории и понятия, до некоторой степени противоположные конструкции — это деструкция в искусстве и деконструкция в философии и эстетике. Однако данный вопрос является строго полемическим и имеет ряд различных, но равно правомерных решений (в рамках психологии и философии).

Примечания

  1. 1 2 3 4 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 109.
  2. ↑ В. А. Фаворский: «Анализ зрения. Изобразительная плоскость. Определение конструкции и композиции», «О перспективе и возможности композиции при перспективном изображении», методические записки к «Курсу композиции» и др. (1921—1926)
  3. 1 2 Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — Владимир Андреевич Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. Москва: изд.Советский художник. 1988.

См. также

Ссылки

wiki.sc

Какие бывают виды искусства? | какиебывают.рф

Каждый человек понимает значение искусства по-разному: одни возвышают и превозносят, другие извергают в пучину эмоций. Без произведений искусства человек может обходиться в повседневной жизни, но эмоциональный голод нуждается в познании настоящего искусства, которое даёт ощущение счастья, радости и душевного спокойствия. Оно способно перенести человека в мир мечты и фантазий, которые каждый выражает в различных видах искусства. Ниже мы их рассмотрим.

Пластические или пространственные виды искусства

Изобразительное искусство

Этот вид творчества имеет целью воспроизведение окружающего мира и ощущение его визуально. Ради этого вида искусства многие художники бросали спокойную, сытую жизнь и сгорали на алтаре искусства. Работы мастеров становились причинами политических столкновений и воин. Коллекционеры готовы были навлечь на себя проклятие. Вот на что готовы люди ради искусства.

  • Живопись. Искусство изображать действительность красками. Она представляет собой предметы, изображённые разноцветной палитрой на поверхности. Художник может выражать свой внутренний мир и эмоции на холсте, мольберте и картоне. Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, монументальный, миниатюрный.
  • Графика. Искусство изображать предметы штрихами и линиями. С одной стороны, этим могут заниматься и взрослые, и дети, имея только лист бумаги, краски, карандаши. Но не всё так просто, и ошибаются те, кто считает, что графика общедоступна. Это сложный вид, которому нужно обучаться при желании стать мастерами этого дела. Художник наносит штрихи, линии и пятна на плоскости (дерево, металл, сооружения, картон и так далее), используя одну - две цветовые гаммы (в некоторых случаях, можно воспользоваться и большим количеством). Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, компьютерный, журнальный и газетный, книжный, прикладной и промышленный.
  • Скульптура. Художник выражает свои произведения из твёрдых и пластичных материалов, имеющих объёмную форму. Запечатлённые произведения в материалах способны передать жизненный облик предметов творения. Этот вид подразделяется на несколько видов: скульптура малых форм, монументальный, станковый, мелкая пластика и монументально - декоративный.

Конструктивное искусство

Мастер выражает своё творчество в воспроизведении художественных построек, организующих пространственно-предметную окружающую нас среду, при этом ничего не изображая. Подразделяется на два жанра:

  • Архитектура. Основывается на жизни, взглядах и идеологии общества и легко приспосабливается к перемене стиля в различные исторические периоды жизни. Этот жанр подразделяется на несколько видов: градостроительство, ландшафтная и архитектура объёмных сооружений.
  • Дизайн. Это эстетический символ современного мира. Создавая шедевры, проектировщик закрепляет своим творчеством стиль эпохи. Он подразделяется на несколько жанров: выставочный, предметный, ландшафтный, дизайн интерьера, одежды и книг.

Декоративно-прикладное творчество

Творческие произведения данного искусства имеют практическое употребление в повседневной жизни. Основой этого искусства являются различные отрасли творческой деятельности, направленные на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Подразделяется на несколько видов:

  • керамика;
  • ковка;
  • стекло;
  • гобелен;
  • глиняная игрушка;
  • шитьё;
  • аппликация;
  • стеганые изделия;
  • художественная обработка кожи;
  • ткачество;
  • витраж и многое другое.

Временные виды искусства

Музыка

Композитор выражает свою душевную красоту и картину мира с помощью звуковых тонов и ритмов, осмысленных и организованных упорядоченным образом. Это духовный язык материального мира, воспроизводимый с помощью музыкальных инструментов (их основой является резонатор), неосознанно схватываемый слухом. Виды музыки можно распределять по разным критериям, например, по характеру исполнения она делится на такие виды, как вокальный, инструментальный, камерный, сольный, электронный, вокально-инструментальный, хоровой и фортепианный. По среде обитания - военный, церковный, религиозный, танцевальный и театральный. Но в основном она делится на два вида:

  • вокальный;
  • инструментальный.

Литература

Чаще всего под этим видом искусства подразумевают лишь художественную литературу, но не всё так просто. Помимо этого, сюда входят научные, философские и прочие произведения, отражающие взгляды людей. Здесь произведения создаются с помощью слов и письма. Они отражают совокупность отраслей знаний отдельной науки или специальности. Литература подразделяется на такие виды, как учебная, техническая, научная, художественная, справочная, мемуарная и документальная проза. Создаётся в нескольких жанрах:

  • фольклор;
  • проза;
  • поэзия.

Пространственно-временные виды искусства

Театр

Это совокупность нескольких видов искусства, таких как литература, хореография, музыка, поэзия и так далее. Театр имеет свои виды и взгляды на отображение действительности и выполняет это с помощью драматических действий. Это искусство коллективное, выражающее свои идеи с помощью актёров, режиссеров, сценаристов, постановщиков, композиторов, костюмеров и гримёров. Состоит из нескольких видов, таких как драматический театр, кукольный, оперный, балетный и пантомимный.

Кино

Вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении в сопровождении звука. Существует несколько видов этого искусства - это игровое кино, документальное и короткометражное.

Танец

Выражение эмоций и внутренних переживаний с помощью телодвижений, выстраиваемых в определённое произведение, в сопровождении музыки. Люди имеют возможность выразить свои чувства, темы, идеи при содействии пантомимы, декорации и костюма. Имеет свои направления и стили: бальный танец, исторический, ритуальный, народный, акробатический, эстрадный и клубный.

xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai

Конструкция (искусство) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья о конструкции в области искусства. Статьи о других значениях этого термина можно посмотреть здесь.

Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — мультидисциплинарный термин, в произведениях искусства обозначающий системное построение художественного целого, способ связей его отдельных частей между собой, а также взаимосвязь образных и образующих элементов в зависимости от их функции и назначения.

Краткая характеристика

Термин конструкция происходит от лат. constructio, что в дословном переводе означает: лат. conвместе (или воедино) и лат. structioсоставлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям под понятием конструкция подразумевается весь комплекс внутренних взаимосвязей между отдельными частями и элементами художественного целого в прямой зависимости от их общей и местной функции (или назначения).[1]

Всё сущее имеет конструкцию, в противном случае оно не могло бы существовать. Именно по этой причине термин конструкция примерно равным образом имеет отношение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и заканчивая прикладными, а также музыкой и танцем. Каждое из упомянутых искусств в свою очередь имеет — свою вполне определённую конструкцию. Однако для каждого из искусств назначение конструкции имеет свою специфику и конкретные особенности построения: от предельно конкретных технологичных расчётов и дисциплин (как например, это имеет место в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи или музыке).

Безусловно, самым «конструктивным» из искусств (в силу своей утилитарности) является архитектура. Именно в ней комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого в зависимости от их общей и местной функции имеет предельно конкретное, а временами — и вполне прикладное (и даже бытовое) значение.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче конструкцию.[1] В архитектуре это прежде всего — строительная конструкция, имеющая своей целью обеспечить прочность и долговечность здания, а также его удобство для конкретного использования. Однако, кроме строительной конструкции каждое здание несёт (и внутри, и на поверхности) также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, совершенно отдельную от технической.

Конструкция в живописи, графике или скульптуре — это комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается образная целостность, а также некая «зримая прочность» (единство) предмета или изображения. Конструкция в зрительных видах искусства прежде всего прочего обеспечивает — связность и равновесие произведения.[1]

Конструкция в музыке и танце — это умозрительный (или спекулятивный) способ построения звуковой (или пластической) ткани, принятый (или новаторский) в данное время в определённой профессиональной среде. Таким же образом конструкция служит и подчинена цели создания целостного и сбалансированного по внутренним соотношениям (так или иначе, «гармоничного» в рамках отдельно взятой эстетики) произведения.

В литературе, будь то художественная, научная или популярная, конструкция проявляет себя также в полной мере: от схематической формы целого произведения (или даже творчества данного автора) — и до «конструирования» стилистики языка и отдельных фраз. Отдельным образом понятие конструкции существует в лингвистике, обозначая языковые и словесные конструкции, характерные для отдельно взятого индивидуума, случая, языка или языковой группы.

В каждом из упомянутых искусств конструкция так или иначе существует в виде отдельной формализованной дисциплины и преподаётся под тем или иным названием (в каждом случае оно может быть различным).

Понятие конструкции в искусстве не следует путать с композицией, которая имеет более глубокие цели, устанавливая смысловые (и художественно-образные) связи тех же самых элементов внутри произведения. Именно поэтому композиция является значительно более высоким и более содержательным уровнем организации художественного произведения, чем конструкция. Однако, любая композиция в любом случае включает в себя конструкцию, как технический и функциональный способ формообразования и организации материала — в художественное целое.[1]

Взаимосвязь между конструкцией и композицией неоднократно рассматривал в своих в своих теоретических трудах и лекциях Владимир Фаворский (отчасти, полемизируя с современными ему деятелями конструктивизма).[2] При этом Фаворский почти буквально исходил из основных тезисов философии Павла Флоренского, однако всякий раз ограничивая себя рамками обсуждения вопросов сугубо художественных, профессиональных. В результате, «…культурно-исторический аспект разрабатываемых вопросов пространственно-временны́х начал композиции никогда не вытеснялся у Фаворского какими-либо внеизобразительными построениями»[3].

«Конструкция — говорил Фаворский, — это организация пространства во времени через движение. Архитектура, особенно функциональная, не может обойтись без такой организации движения, это первейшая её задача», …а архитектуру он считал изобразительным искусством. Если модерн Фаворский отрицал за его неорганичность, то конструктивизм он не принимал за игнорирование важнейшего тезиса о синтезе искусств.[3].

Категории и понятия, до некоторой степени противоположные конструкции — это деструкция в искусстве и деконструкция в философии и эстетике. Однако данный вопрос является строго полемическим и имеет ряд различных, но равно правомерных решений (в рамках психологии и философии).

См. также

Напишите отзыв о статье "Конструкция (искусство)"

Ссылки

  • [www.niv.ru/doc/aesthetic/adorno/138.htm Теодор Адорно «Эстетическая теория: конструкция; статика и динамика»]
  • [www.prosv.ru/EBOOKS/GORYAEVA_PRIKLADNOE_ISSKUSTVO/08.htm «Конструкция и декор предметов народного быта»]
  • [abc.vvsu.ru/Books/arhitektonika/page0012.asp «Кинетизм и кинетическое искусство: движение конструкций»]

Примечания

  1. 1 2 3 4 Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 109.
  2. В. А. Фаворский: «Анализ зрения. Изобразительная плоскость. Определение конструкции и композиции», «О перспективе и возможности композиции при перспективном изображении», методические записки к «Курсу композиции» и др. (1921—1926)
  3. 1 2 Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — Владимир Андреевич Фаворский. Литературно-теоретическое наследие. Москва: изд.Советский художник. 1988.

Отрывок, характеризующий Конструкция (искусство)

– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c'est le remord et la maladie. II n'est de bien que l'absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.

wiki-org.ru

Конструктивизм (искусство) - это... Что такое Конструктивизм (искусство)?

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Особенности стиля

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако, сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Конструктивизм в архитектуре

Основная статья: Конструктивизм (архитектура)

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 м на Страстной площади.

Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Моисей Гинзбург — «Стиль и эпоха»

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Деятельность ОСА

  • 1927 год — Первая выставка современной архитектуры;
  • 1928 год — Первая конференция ОСА
  • 1929 год — Первый съезд ОСА

Функциональный метод

Здание газеты «Известия»

Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров.

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.

Ленинградский конструктивизм

Ленинградские конструктивисты:

  • Абросимов, Павел Васильевич
  • Вакс, Иосиф Александрович
  • Гегелло, Александр Иванович
  • Демков, Николай Фёдорович
  • Зазерский, Алексей Иванович
  • Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
  • Кричевский, Давид Львович
  • Левинсон, Евгений Адольфович
  • Лялин, Олег Леонидович
  • Мендельсон, Эрих
  • Мунц, Владимир Оскарович
  • Никольский, Александр Сергеевич
  • Овсянников, Сергей Осипович
  • Оль, Андрей Андреевич
  • Претро, Ипполит Александрович
  • Симонов, Григорий Александрович
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Фомин, Игорь Иванович
  • Хряков, Александр Фёдорович
  • Чернихов, Яков Георгиевич
  • Явейн, Игорь Георгиевич

Харьковский конструктивизм

См. Госпром, дом "Слово"

Минский конструктивизм

Дом правительства в Минске

См. Дом правительства Республики Беларусь

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды[1][2].

Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик[3].

Конструктивизм в литературе

В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы». Они отстаивали своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова

Наиболее известны среди них ленинградский мастер Иван Фомин с его «красной дорикой» и московский архитектор Иван Жолтовский, поклонник Ренессанса.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. Как написал конструктивист М. Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства.

На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт — в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.

Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование (или даже оказались репрессированы).[4] Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели.

По мнению некоторых авторитетных учёных в СССР в 1932—1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов.

В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм.

Архитекторы

Примечания

Литература

  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М., 2001.
  • Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М., 1984.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Конструктивизм в искусстве

История появления Коструктивизма в искусстве:

Конструктивизм (от лат. Construction – построение) – художественное направление в советском искусстве 1920-х гг., возникшее в 1917 г. В рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн.

Начало массовому движению было положено в 1921 г. С созданием рабочей группы конструктивистов, развернувшей активную деятельность в различных сферах художественного творчества. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с авангардистскими течениями изобразительного искусства (супрематизм, футуризм).

Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в советском (главным образом представителями ОСТ) и западноевропейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве.

Грандиозные планы конструктивистов были связаны с архитектурой, где утверждались конструктивность, технологическая целесообразность архитектурной формы, на основе которой создавался функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, принципы планировки и переустройства городов и поселков. Многие сооружения конструктивизма получили широкое мировое признание: среди них – дом К.С.Мельникова в Москве (1927-1929), драматический театр в Ростове-на-Дону (1930-1935 арх. В.Щуко, В.Гельфрейх)

В 1930-х гг. конструктивизм уходит с художественной арены, уступая место официальному стилю, жестоко критикующему его за функциональность и сугубую утилитарность.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).

Характерные черты Конструктивизма:

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально- оформительскому искусству.

Мастера Конструктивизма:

Александр Родченко, Эль Лисицкий, Георгий Стенберг , Владимир Татлин,  Константин Медунецкий, Валентина Степанова, Владимир Стенберг,  Любовь Попова.

Несколько примеров работ в художественном направлении Конструктивизме:

Л. С. Попова. Чертёж сценической конструкции для спектакля «Великодушный рогоносец». 1922.

Л.С.Попова.Пространственно-силовая конструкция.1921.

Л.С.Попова.Живописная архитектоника.1918.

Г. Г. Клуцис. Спорт. Фотомонтаж. 1923.

Братья Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923.

А. Родченко.Эскиз рекламы для кафе в Моссельпроме. 1923.

А. Родченко. Плакат к фильму.Броненосец Потемкин. 1905г.

v.sokolovsky.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о