Конспект классицизм: Опорный конспект по классицизму
Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма
Сегодня на уроке мы:
· поговорим об истории классицизма;
· познакомимся с его главными принципами;
· определим особенности классицизма в русской литературе.
Классицизм – одно из главных направлений в искусстве XVII–XVII веков.
История классицизма началась во Франции в конце XVI века, а закончилась в XIX веке.
Тогда ему на смену пришли сентиментализм и романтизм.
Само слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый. Интересно, что придумал этот термин итальянский критик Висконти только в 1818 году. Поначалу классицизмом поэты-романтики насмешливо называли устаревшую эстэтику в своих спорах об искусстве.
XVII век во Франции – это время расцвета театрального искусства, появления новых философских течений, развития точных наук и укрепления абсолютной монархии.
Как же всё это повлияло на искусство? Давайте выясним.
В эпоху абсолютной монархии человек считается слугой государства, для него самое важное – долг перед обществом. Поэтому главным конфликтом классицизма становится борьба долга и чувства, разума и страстей. При этом долг всегда побеждает.
Бурное развитие точных наук в семнадцатом веке повлияло и на философию. Например, математик и философ Рене Декарт говорил:
«Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм».
Принципы математики переносились и в творчество. Искусство должно стать стройной системой, которая работает по строгим законам и подчиняется логике.
Образцом для классицизма стала античность.
Французские классики изучали устройство античного театра и философию Аристотеля, чтобы построить каноны нового искусства. Они взяли идею Аристотеля о том, что творчество – это подражание природе.
Но подражать следовало не дикой природе, а идеальной. В классицизме мир показывается таким, каким он должен быть.Основоположниками классицизма в литературе считают французских драматургов Мольера, Корнеля и Расина.
В 1674 году поэт Никола Буало написал поэму-трактат «Поэтическое искусство». В ней Буало изложил основные принципы классицизма.
Кроме того, он хвалил и критиковал поэтов-современников и давал советы, как следует писать:
«Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна».
В классицизме принято делить жанры на «низкие» и «высокие».
Произведения «высоких» жанров рассказывали о крупных исторических событиях. Часто сюжет брали из греческой мифологии или Библии.
Тема «высоких жанров» – гражданский долг и служение государству. В таких произведениях запрещалось использовать разговорную речь, писать их следовало только высоким стилем.
К «высоким» жанрам относятся трагедия, эпопея, ода.
«Низкие жанры» описывали жизнь низшего дворянства, мещан, слуг и крестьян. И если «высокие жанры» прославляли монархию и идею гражданского служения, то в «низких» высмеивались человеческие недостатки.
К «низким» жанрам относятся комедия, сатира, басня.
Разделение на «низкие» и «высокие» жанры было очень строгим, смешанных жанров в классицизме существовать не могло. Но при этом для знаменитого французского драматурга Жана Батиста Мольера сделали исключение: его лучшие комедии приписали к «высоким» жанрам.
Развитие театрального искусства в эпоху классицизма повлияло на литературу.
Драматурги писали пьесы для театра, поэтому строго соблюдался ещё один закон античного театра – закон трёх единств.
Буало об этом писал:
«Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечёт;
Лишь в этом случае оно нас увлечёт».
Единство времени ограничивало длительность пьесы – действие должно продолжаться не более суток.
Единство места запрещало драматургу переносить действие в разные точки, всё должно было происходить в одном месте.
Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десятка, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.
К этим трём единствам можно добавить и четвёртое – единство характера персонажа. Это единство тоже пришло из античного театра. Вот что советует Буало:
«Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.
Вы новое лицо ведёте на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остаётся он всегда самим собой».
Все герои в произведениях эпохи классицизма жёстко разделены на положительных и отрицательных. Их характер не меняется, а убеждения остаются прежними.
Как и в античности, драматурги использовали героев-масок: у каждого персонажа была основная черта, которой он подчинялся.
Например, А. С. Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
Персонаж классицизма – не личность, а маска, набор общих черт.
Существовала система амплуа.
Например, типичная комедия строилась вокруг сватовства. И из комедии в комедию кочевали одни и те же маски.
Положительными героями были добродетельная девушка на выданье, её ловкая подружка-служанка, избранник девушки и так называемый герой-резонёр. Он был образцом добродетели, появлялся в конце и разрешал конфликт в пользу влюблённых. Кроме того, в своих речах он выражал позицию автора.
Отрицательными становились глупый отец невесты и ещё два-три жениха со своими помощниками.
Драматургам предписывалось сохранять чёткую логичную композицию. В пьесе должно быть пять актов: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
В финале обязательно порок наказывается, а добродетель торжествует.
В России классицизм появился в первой половине XVIII века. Создателем канонов русского классицизма стал Александр Петрович Сумароков.
В 1747 году он опубликовал «Эпистолу о стихотворстве» и «Эпистолу о русском языке». В них Сумароков изложил свои взгляды на поэзию. Но на самом деле, эти трактаты были переводом и адаптацией «Поэтического искусства» Буало.
Сумароков перенёс его идеи на русскую почву и определил главную тему русского классицизма. Эта тема – взаимодействие человека и общества.
История литературы XVIII века проходит четыре периода развития.
Первый период – это литература петровского времени. У неё переходный характер: религиозная древнерусская литература становится всё более светской, пока не уступает место современной русской литературе. В это время появляются первые предпосылки возникновения классицизма.
Во второй период с 1730 по 1750 годы начинается формирование русского классицизма. Меняется русский язык и правила стихосложения, появляются новые жанры.
Третий период – расцвет классицизма. Он продолжается с 1760 по 1770 год. В это же время появляются предпосылки возникновения сентиментализма.
Четвёртый период длится до конца XVIII века. В это время начинается кризис классицизма, развивается сентиментализм и намечается склонность к реализму в литературе.
Вместе с Сумароковым основателями русского классицизма считают Антиоха Кантемира, Василия Кирилловича Тредиаковского, Михаила Васильевича Ломоносова.
Сумароков написал двенадцать комедий и девять трагедий, его произведения стали основой репертуара русского театра.
Поэт Антиох Кантемир стал основоположником русской сатиры.
Василий Кириллович Тредиаковский написал первую русскую оду, дал жанровое определение оде, указал её отличительные признаки и разделил оды на два вида: хвалебные и нежные.
М. В. Ломоносов продолжил работать с жанром оды и довёл его до совершенства. Он разработал «теорию трёх штилей» и определил свой «штиль» для каждого жанра.
С эпохой расцвета русского классицизма связаны имена Дениса Ивановича Фонвизина, Гавриила Романовича Державина, Якова Борисовича Княжнина, Александра Николаевича Радищева.
В чем же особенность русского классицизма?
В России не было традиций светской литературы. Переход от религиозной древнерусской литературы к мирской русской в XVI веке был стремительным. По этой причине поэтам и драматургам пришлось осваивать новые жанры и переносить их на русскую почву.
Русские классицисты стремились обличать пороки общества. Кроме того, важнейшей темой для них было просвещение. Высмеивалось невежество и воспевалась наука.
Например, свою первую сатиру Кантемир посвятил защите образования и науки. Называлась эта сатира «К уму своему», в ней поэт жалуется на бедственное положение науки:
«Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы».
Почти все оды Ломоносова говорят о долге перед отечеством и пользе науки.
Материалом для творчества русских классицистов становится не античная мифология, а современная русская жизнь. Русский классицизм не обращён к прошлому, он откликается на процессы, которые происходят в обществе в данный момент.
Ещё одна отличительная черта классицизма – идея о равенстве людей.
В своей сатире «Филарет и Евгений» Кантемир говорит о том, что все люди произошли от Адама и были изначально простыми земледельцами:
«От них мы все сплошь пошли, иной поранее,
Оставя дудку, соху, другой попозднее».
А вот слова Сумарокова:
«От баб рождённым и от дам
Без исключения всем праотец Адам».
О бедственном положении крестьянства заговорит и Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Тяжёлая жизнь простого народа станет одной из главных тем русской литературы.
Русский классицизм проповедовал идею единства нации, просвещённой монархии и гражданской ответственности.
Писатели прославляли науки, искусство, военную мощь России, создавая возвышенный образ Родины.
Как литературное направление русский классицизм исчерпал себя к началу девятнадцатого века, но его лучшие идеи повлияли на развитие всей русской литературы.
О предназначении писателя-классициста Александр Николаевич Радищев сказал:
«Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель».
Французский классицизм | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Загрузка…
Тема: Эпоха Просвещения
Раздел: Западная Европа в 18 веке
Символом культуры Франции в 17-18 веках стал новый художественный стиль — классицизм (лат. — образцовый). Точнее это название означает — «основанный на классике», то есть на произведениях, признанных вершиной совершенства. Такими для творцов классицизма были памятники античности и искусства Возрождения. Идеалом, достойным подражания, они прежде всего считали сюжеты из античной мифологии и истории. Классицизм утвердился во Франции в середине XVII в., когда абсолютная монархия достигла расцвета. Искусство тогда ценилось очень высоко, государство поощряло его творцов, но пыталось заставить их служить своим интересам.
Главный лозунг классицизма — «Разум и порядок во всем». Его теоретики были убеждены, что основу красоты в искусстве закладывают четкие правила. Каждый жанр, каждое произведение искусства необходимо создавать по определенным законам, не выходя за их рамки. Высшие достижения классицизма связаны с театром.
Первоочередная роль отводилась драматургии, которая должна была опираться на правило трех единств, — времени, места и действия. Это означало, что все события классической пьесы происходили в одно время, случались в одном месте и развивались в рамках только одной сюжетной линии с небольшим количеством персонажей. Актеры возвышенно декламировали, изображаемые ими герои и героини всегда выглядели величественными.
Музыкальный театр. 1740 г. |
У истоков театра, основанного на этих принципах, стоял Пьер Корнель (1606-1684). В своих трагедиях на исторические сюжеты («Сид», «Гораций») он изобразил героев, преданных гражданскому долгу и служению на благо государства. Другим выдающимся драматургом эпохи классицизма был Жан Расин (1639-1699). Основу его произведений («Андромаха», «Федра») составляли античные сюжеты, герои которых всегда приносили в жертву существующим законам свои сильные чувства.
Репертуар французского театра эпохи классицизма включал также комедии. Их творцом стал Жан Батист Мольер (1622-1673). В своих пьесах он тесно соединил комическое и трагическое, высмеивал недостатки общества: наглое лицемерие священников («Тартюф»), бессмысленное стремление разбогатевшего буржуа походить на дворянина («Мещанин во дворянстве»), глупость и жадность («Проделки Скапена»).
Пьер Корнель |
Жан Расин |
Вершиной французского классицизма в живописи являлось творчество Никола Пуссена (1594-1665). Большую часть жизни художник, удивительно образованный человек, работал в Италии.
Загрузка…
Сюжеты его картин в основном навеяны античными образами и имеют литературную основу. Множество полотен — это пейзажи, всегда населенные мифическими и библейскими героями. Пуссен воспевал могучий разум, прекрасный мир и совершенных героев, верных своему гражданскому долгу.
Воплощением нового стиля в архитектуре стал Версаль — плод совместной работы множества архитекторов, скульпторов и садовников. В королевской резиденции классическая архитектура соединена с роскошным интерьером — медальонами, арками и колоннами, изготовленными из бронзы, мрамора и ценных пород дерева, а также с художественной росписью стен и сводов, скульптурой и мебелью, ландшафтом и парком. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Мольер |
Мольер в роли смешного модника в спектакле |
Версальский парк раскинулся на три километра. Однако его легко осмотреть благодаря строгой упорядоченности. Кусты аккуратно подстрижены, аллеи пересекаются под прямыми углами, цветники создают правильные геометрические фигуры, бассейны имеют зеркально гладкую поверхность. Такой парк получил название регулярный, или французский.
Творцы классицизма верили, что цель искусства состоит в преобразовании мира и человека, в претворении в жизнь идеалов красоты. Однако на службе монархии новый стиль все больше приобретал черты пышной и холодной торжественности. Другие европейские страны в целом сохранили в XVII в. верность барокко.
Вопросы по этому материалу:
Материал с сайта http://WorldOfSchool. ru
Что в имени? История четырех абстрактных классиков
23 декабря 2013 г.
без рубрики
Одной из интересных тенденций в кураторской практике последнего времени является перестановка или повторное посещение важных исторических выставок. Эти выставки, как правило, используют один из двух подходов: точную реконструкцию выставки из прошлого (например, переделку нью-йоркской галереи Zwirner & Wirth в 2008 году «19» Дэна Флавина).64 в Green Gallery) или создание нового проекта, использующего предыдущую выставку в качестве концептуальной отправной точки (например, «Когда отношения стали формой стать отношениями » в Институте современного искусства CCA Wattis в Сан-Франциско в 2012 г., современный рифф на знаменитую книгу Live in Your Head: When Attitudes Become Form в Kunsthalle Bern в 1969 году).
Четыре абстрактных классика , открывшаяся в прошлую субботу и организованная куратором современного искусства Кэрол С. Элиэль, находится где-то между этими двумя тактиками. Получив свое название от одноименной выставки, организованной в 1959 году в Музее округа Лос-Анджелес в Экспозиционном парке (учрежденный предшественник современного LACMA), выставка объединяет работы тех же четырех художников из Южной Калифорнии, которые были в выставка 1959 года: Карл Бенджамин, Лорсер Фейтельсон, Фредерик Хаммерсли и Джон Маклафлин. Однако, несмотря на то, что две выставки имеют общее название и художников, новая выставка не является реконструкцией; на самом деле, только одна картина из первоначальной группы — «9» Фредерика Хаммерсли.0007 Около раунда (1959 г.) — появится в предстоящей презентации.
Фредерик Хаммерсли, Около , 1959 год, завещание Фанни и Алана Лесли, © Фонд Фредерика Хаммерсли
После выставки 1959 года термин «абстрактный классицизм» (обозначение, означающее отличия этих художников от абстрактного экспрессионизма таких художников, как Джексон Поллок и Франц Клайн) продолжал использоваться в отношении Бенджамина, Фейтельсона, Хаммерсли, и Маклафлин. Интересно, однако, что вопрос о том, кто на самом деле задумал 1959 шоу и его название было предметом споров.
Lorser Feitelson, Hard Edge Line Painting , 1963, Анонимный подарок Совета современного искусства, © The Feitelson/Lundeberg Art Foundation
В 1975 году в безобидном эссе Пола Карлстрема (который в то время был директором Архива американского искусства на Западном побережье) для LAICA Journal , журнала, издаваемого ныне несуществующим Институтом современного искусства Лос-Анджелеса, упоминается попутно заполучив в архив документы, принадлежащие Жюлю Лангснеру, лос-анджелесскому критику, который был куратором оригинала Четыре абстрактных классика . В ответ историк искусства Питер Зельц написал письмо Карлстрому, в котором утверждал, что именно он , а не Лангснер инициировал выставку и предложил ее название. Письмо Зельца было опубликовано в следующем выпуске LAICA Journal вместе с ответом Джун Харвуд, вдовы Лангснера (в котором она опровергла заявление Зельца), и перепечаткой письма Бенджамина 1959 года искусствоведу Сидни Тиллим, в котором Лангснеру приписывается формирование идеи группы «абстрактных классицистов».
Обложка номера LAICA Journal за апрель–май 1975 г.
Взвешивая различные утверждения и встречные утверждения о том, кому следует отдать должное, искусствовед Питер Плагенс в том же выпуске LAICA Journal предложил свою оценку — и , казалось бы, последнее слово по теме:
«Хотя никто не может точно сказать, кто первым вставил жучок в чье ухо, тем более (а может быть, и преднамеренно) так долго после смерти Лангснера кажется, что «абстрактный классицизм» является ничей ребенок, знакомство с 1951 или ранее. Что касается концепции/организации, насколько я понимаю, Карл Беньямин привел Жюля Лангснера на встречу с Питером Зельцем, который тогда преподавал в Помоне, и Зельц предложил колледж в качестве площадки для шоу; Фейтельсон возразил, что это должно быть сделано в первоклассном музее в Лос-Анджелесе или Сан-Франциско или вообще не должно быть сделано, художники согласились, и на этом «участие» Зельца закончилось. Что касается его замысла шоу, мне удалось связаться с двумя участниками, и их ответы были, одним словом, «чушь собачья!»
Дженнифер Кинг, Уоллис Анненберг, научный сотрудник отдела современного искусства
Четыре абстрактных классика | ЛАКМА
Метрополис 2
«Метрополис II» Криса Бёрдена – это мощная кинетическая скульптура, созданная по образцу ф…
фильм
Кино, возможно, самый доминирующий вид искусства за последние 100 лет, имеет важное значение…
Музыка
Наслаждайтесь концертами с участием ведущих международных и местных ансамблей в программах…
Художественные классы
Живопись, эстамп, коллаж и многое другое — лично и не выходя из дома…
Комната дождя
Random International’s Rain Room (2012) — это захватывающая среда вечного…
Чудесная миля
Работа художника Роберта Ирвина за последние пять десятилетий исследовала восприятие…
Ричард Серра: группа
Band (2006) можно считать величайшим произведением Ричарда Серры, представляющим наиболее полную…
Современное искусство
Коллекция современного искусства LACMA, в которой представлены преимущественно европейские и американские произведения…
Группы по интересам
Группа по приобретению LACMA и члены Художественного совета разделяют глубокую привязанность к…
Работа
Добро пожаловать на страницу вакансий Музея искусств округа Лос-Анджелес.