Композиционный центр в композиции: Составление декоративной композиции | Журнал Ярмарки Мастеров

Содержание

Составление декоративной композиции | Журнал Ярмарки Мастеров

Декоративная композиция

Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающие ее эмоционально-чувственное восприятие. От латинского decoro – украшаю. То есть декоративная композиция ставит своей целью украшать предметы, интерьер, элементы одежды и прочее.

Однако, любая композиция, в том числе и декоративная, должна подчиняться определенным законам построения – организации предметов на плоскости, их взаимосвязь между собой. В любой композиции особое внимание уделяется гармонии цветовых отношений. Для декоративной композиции характерна стилизация природных форм, использование графических эффектов для выявления индивидуальных особенностей изображаемых предметов и усиления их выразительности.

Сочинение композиции:

1. Понятие композиционного центра

Композиционным центром является предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание.

Для выявления центра композиции могут быть использованы приемы:

— форма объекта;

— величина объекта;

— цвет;

— расположение на плоскости;

— смысловая нагрузка.

Предмет отличный по форме, цвету, величине, несущий смысловую нагрузку привлекает наибольшее внимание зрителя и тем самым, как правило, является центром композиции.

Без центра композиция является фрагментарной и не может считаться завершенной. В декоративно-прикладном искусстве также может встречаться «ковровая композиция», когда какой-либо орнамент повторяется бесконечное количество раз (раппорт) и композиция не имеет центра (текстиль, обои и тому подобное). Но, как правило, орнамент является лишь частью композиции и входит в нее как элемент украшения. Например, в работе Альфонса Мухи «Мечтательность» композиционным центром является девушка, а растительный повторяющийся орнамент служит дополнением к образу.

В станковой композиции действуют те же принципы и законы. Например, работа А.А. Иванова «Явление Христа народу» — фигура Христа расположена обособлено, она небольшая по сравнению с монолитной группой людей на переднем плане. Взгляд зрителя направляется на фигуру Христа от левого нижнего края картины вправо вверх к композиционному центру.

При составлении композиции (станковой и декоративной) художник должен позаботиться о том, чтобы у зрителя не возникало вопроса: что является главным в работе. Приведем и плохой пример с отсутствием центра – работа разваливается, становится дробной, и не ясно, ради чего она создавалась.

2. Организация пространства композиции

Один из способов взаимосвязи предметов между собой является членение плоскости на части. Существует множество способов, о которых можно прочитать в соответствующей литературе (рекомендую книгу Н.М. Логвиненко «Декоративная композиция»), но поделюсь самым простым способом, которым активно пользуюсь непосредственно я при работе над композицией – наложение плоскостей друг на друга.

А) Очерчиваем пространство будущей композиции – ограничиваемся неким форматом, он может быть горизонтальный, вертикальный и так далее.

Б) Предположим, что я создаю композицию на основе прямоугольников (можно сочетать прямоугольники и квадраты, треугольники и круги, это зависит от вашей задумки, главное, чтобы это были простые геометрические формы). На рисунке вы видите, что в пределах заданного формата я нарисовала пять прямоугольников.

В) Если эти прямоугольники воспринять как цветные листы бумаги наложенные друг на друга, то мы не увидим пересекающихся граней. Явление наложения объектов друг на друга с прорисовкой видимых и невидимых граней объекта называется оверлеппингом (при этом становится не ясно, какой из объектов находится на переднем плане, а какой на заднем).

Г) Когда грани объекта видны, мы может произвольно убирать какие-то из них и показывать, как накладывается один прямоугольников на другой, а также делать «врезки» прямоугольников друг в друга, либо оставить пересечение объектов.

Д) Когда плоскость организована, можно заполнять образовавшиеся прямоугольники цветом, орнаментом, фактурой, а также определить центр композиции.

Ж) Важно! При выборе орнаментов или фактур для вашей композиции необходимо чтобы один и тот же орнамент повторился хотя бы два раза. Все это направлено на достижение равновесия. Если один орнамент, например, кружки, находится слева, то такой же точно орнамент где-то должен повториться справа в композиции. Желательно использовать не более четырех разных фактур или орнаментов в одной композиции. Если вы опытный композитор, то можно брать и больше, но есть риск получить дробную негармоничную работу.

З) То же правило касается и цвета, если слева есть, например, желтый цвет, то он должен откликнуться и справа.

И) Центр композиции, как мы уже говорили выше, должен хорошо просматриваться и не вызывать вопроса – центр ли это? Центр также может быть врезан в композицию или линии плоскости могут пересекать его, либо он может быть просто наложен поверх линий плоскости.

К) При выборе орнаментов также не стоит увлекаться слишком большим разнообразием. Все орнаменты должны подходить друг к другу, например, по форме. Также орнамент должен соответствовать центру и находиться с ним в гармонии.

3. Стилизация природных форм

Стилизации посвящено много различной литературы. Здесь я хотела бы отметить лишь то, что при выполнении стилизации и включении стилизованных объектов в композицию, необходимо обратить внимание на выявлении аналогов между изображаемыми объектами. Плавные изогнутые линии сочетаются с круглыми, спиралевидными, овальными формами. Резкие угловатые, зигзагообразные линии соответствуют треугольным, квадратным формам. Это необходимо учитывать при построении композиции и выборе орнаментов. Опять же обратимся к работам чешского художника. Пластика линий тела девушки соотносится с пластикой растительных орнаментов, что усиливает ощущение плавности, тягучести, женственности изображаемых форм.

Про композицию можно говорить бесконечно долго, я постаралась в данной статье, максимально кратко сказать об основных моментах, без учета которых сложно скомпоновать и связать объекты между собой. Надеюсь, статья пригодится мастерам, ведь если не думать о композиции в произведении, то и произведения не получится. Успехов в творчестве!

Правила построения композиций в ландшафтном дизайне

Любой участок с самым сложным рельефом можно сказочно преобразить, а можно безнадежно испортить. Причина и того и другого – ландшафтная композиция.

Как создать гармоничный ландшафт? Как правильно подобрать элементы и научиться ловко и умело их комбинировать?‍

Разберем пять основных правил, которые помогут нам справиться с этими задачами:

1) Доминанта, акцент, фон

Композицию можно разделить на три основные части: доминанту, акценты и фон. Доминантой выступает дом, ему подчинены все элементы сада и должны быть в одном с ним стиле. В качестве акцентов используют наиболее яркие и эффектные группы кустарников и деревьев, цветники, клумбы, беседки и т. д. Фоном выступают изгороди, заборы, лужайки. Совет: не стоит разбрасываться, пусть на вашем участке будет один, но достойный композиционный центр.

2) Принцип нюанса

Нюансом в ландшафтном дизайне называют связующие элементы между всеми деталями композиции. Например, при соседстве клумб разного цвета нюансом выступит растительность нейтральных оттенков или переходных, посаженная между ними. Сгладить переход от деревьев к цветникам или газону можно с помощью кустарников. Совет: количество элементов соподчинения может варьироваться от 3 до 5, а вот менее важных «статистов» может быть сколько угодно, но и они должны жить по общим законам и подчиняться «центру».

3) Контраст

Играем на контрасте. Здесь можно выделить несколько приемов: контраст размеров: большие объекты должны быть сглажены маленькими – большие клумбы стоит дополнить миниатюрными островками растительности; контраст формы: однотипные по форме объекты будут смотреться однообразно и скучно, почему бы не разбавить их неожиданными вкраплениями – одни и те же кустарники можно постричь в форме шара, квадрата или пирамиды, не говоря о грядках и растительных насаждениях; союз высокого и низкого: деревья будут лучше смотреться в компании кустарников, плоскостные объекты – дорожки, газоны желательно разбавлять растительностью.

Совет: не используйте контрастные цвета в одинаковых количествах. Это неправильно: играя на контрасте, одного цвета следует взять больше, нежели другого, иначе нарушится оптическое равновесие.

4) Принцип неравностороннего треугольника

Растения располагают таким образом, чтобы можно было увидеть очертаниянеравностороннего треугольника. Делается это так: одно растение будет самым высоким, второе – ниже, ну а третье – самым низким. Большие объекты не должны загораживать малые, а второстепенные элементы не могут затмевать основные. При этом используют принцип деления композиции на планы: обычно на передний план помещаются небольшие объекты – низкие кусты и растения, цветы, миниатюрные скульптуры; средний план – место для более крупной растительности (кустарников либо небольших деревьев), допускается использовать одиночные высокие деревья, оригинально подстриженные или с необычным цветом листьев; дальний план – крупные объекты, высокие массивные деревья с пышной листвой; завершающий аккорд – обрамление, то есть то, что окружает композицию: заборы, высаженные по периметру участка деревья.

5) Цвет

Сад по определению многоцветен, а значит, здесь не действует строгое правило сочетания трех цветов, которое «работает» в домашнем интерьере. Но это вовсе не означает, что подбор оттенков может быть абсолютно произвольным — при определении цветовых приоритетов не забывайте оглядываться на палитру, характерную для дачных построек, садовых конструкций, отделочных материалов и аксессуаров. А вот растения могут быть любыми, необходимо лишь правильно подбирать их цветовые сочетания в рамках отдельных садовых зон, уголков, цветников, но не сада в целом.

Оптимальным будет один из трех предусмотренных вариантов:

Первый — нюансная гармония, то есть использование в оформлении сада оттенков одного цвета. На круге это составляющие одного сегмента.

Второй — тональная гармония, или использование цветов, расположенных на круге по соседству рядом друг с другом.

Третий — контрастная гармония — предусматривает выбор цветов, расположенных на противоположных сторонах цветового круга.

Удачи вам и не бойтесь экспериментировать!

Композиция в рисунке, основы композиции в рисунке и живописи

Содержание статьи


Композиция в изобразительном искусстве – объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
Итак, композиция происходит от латинского слова compositio — «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.

Композиционный центр

В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
Композиционный центр — то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
Акцентный предмет может выделяться:
— Размерами.
Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.

— Формой.
Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.

Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.


Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?

Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
— Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.

Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.

Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.

А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».

Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.

— И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
Например, пейзаж со скалой.

Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине – сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
А вот лошадка.

Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.

А вот картина Петр I.

Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
Во-первых, размер – он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
Птички — расположены по линии в направлении Петра.

Облака — в направлении Петра.

Лодка — направлена к Петру.

Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.

Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.


Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше – не больше трех.
И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.

Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
А как Вам такая куча мала!?

«Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь – центр это вот этот стрелец.

На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура — молодой Петр.

Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.

В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.

Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.

Как гармонично расположить композиционный центр в листе

Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.

Правило третей в композиции


Это самый простой и популярный способ компоновать предметы. Его очень любят фотографы(не зря на фотоаппаратах и телефонах часто есть функция разбивки на девять клеточек, как раз, чтобы искать композиционный центр). По правилу третей идеальное расположение композиционного центра на пересечении этих линий или прямо на них.

Это, естественно, работает не только в фото, но и в рисунке и в живописи.
«Купание лошади» Серова.

Все по клеточкам.

Композиционный центр – это морда лошади и голова человека, которые выстроились в одну линию. Тело лошади заканчивается в пределах трети, горизонт на линии, уровень ног лошади по линии.
Или натюрморт.

Композиционный центр кувшин на пересечении линий, а цветы по линии, открытое окно по линии.

Центрированная композиция

В такой композиции композиционный центр обычно совпадает со зрительным центром, то есть, по сути, центр листа.

И все самое главное находится по центру листа.

В портретном жанре такой вариант композиции часто используется.

в натюрмортах, когда Вы рисуете один какой-то предмет или главный предмет в центре, а все остальное равномерно по бокам.

В центрованной композиции может быть множество фигур, но они располагаются вокруг главного центра и подчинены ему. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Все сходится к фигуре Христа, хоть здесь имеется очень много разных фигур, все линии перспективные сходятся к Христу.

Плюс центральная фигура находится на фоне белого неба в оконном проеме, очень контрастно.
Здесь стоит еще упомянуть о симметрии. Она тоже связана с зацентрованной композицией. И симметрия обычно ассоциируется с чувством равновесия, статичности. Поэтому подходит для спокойных, уравновешенных сюжетов, где отсутствует напряжение, какая-то динамика.

Золотое сечение в композиции

Все наверняка слышали об этой магической штуке, о какой-то там вселенской пропорции, которая является идеалом красоты, гармонии и самой лучшей и удачной пропорцией. Выражена она вот в такой золотой спиральке (другое название спираль Архимеда), смысл которой средним умом не понять.


«Ага! Я сейчас на свои фотки наложу такую спираль и случайной вероятностью найду там золотое сечение» — скажите Вы! И вполне вероятно! Это же спираль вселенской гармонии, она заложена в человеке на подсознательном уровне. И факт остается фактом: даже стада овец разбегаются по спирали, которая соответствует вот этой спирали Архимеда. Я Вас не буду морочить всеми аспектами этой спирали. Для того, чтобы компоновать предметы, стоит усвоить лишь основной ее смысл, который заложен именно в пропорциональном соотношении.

Еще раз, если вся длинна 100%, то меньший отрезок 38,2%, а больший 61,8%,

Как это применить в компоновке предметов.
Рассмотрим еще раз картину «Утро стрелецкой казни».

При беглом взгляде можно обнаружить сразу три места, организованных в соответствии с золотым сечением: — голова Петра, относительно вертикали

— голова Петра относительно стрельца

— и разделение картины собором

Золотое сечение, конечно, не очень удобный способ компоновать предметы. Вы ж не будете сидеть над работой с линейкой или вот с этой спиралькой, вырезанной, не знаю, каким образом, и искать – где же мне тут что расположить. Просто нужно усвоить на глаз, запомнить, какое соотношение: один отрезок чуть больше половины, другой – чуть меньше половины.

Итак: чтобы гармонично расположить композиционный центр в листе, можно использовать такие приемы, как правило третей, золотое сечение или центровать композицию. Или сочетать все эти приемы вместе в одной композиции, если у Вас какая-то сложная, объемная работа.

Динамика и статика

Еще один важный аспект композиции – определиться, какую Вы делаете работу, статичную или динамичную. Или сочетаете в ней и то и, то.
Статичные композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, они показывают предмет без какого-то события, вызывают чувство спокойствия, классической завершенности, отсутствием времени характеризуются – ведь в них ничего по сути не происходит. В статичных композициях предметы расположены устойчиво, на горизонтальных линиях, с минимальной перспективой.

А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит.

Подчеркивается это наклонными линиями, отсутствием симметрии, ритмом. Сильная перспектива также создает динамику. Например, графика Пиранези.

На одной картинке архитектура изображена без особой перспективы – все спокойно. На другой есть перспектива, колонны создают ритм – появляется динамика, то есть движение по этой галерее. Вы четко двигаетесь взглядом по диагонали.
Вот еще пример две картины одного автора, Веласкеса. Сюжеты схожи: всадники на лошади.

Одна статичная, другая динамичная. Почему? Слева мы видим в основном горизонтали, хоть лошадь как бы и двигается, но движения мы не чувствуем, будто она привстала и застыла, чтобы попозировать. Все наклонные линии очень вялые, не на много отклоняются от горизонтали или вертикали. Справа мы видим как бы пучок диагоналей, расходящихся от угла. Лошадь движется в нашу сторону и по диагонали, вот и ощущение другое, мы чувствуем движение.

Закон равновесия в композиции

Наверняка слышали такую фразу – «надо бы уравновесить предметы справа» ну или слева там, например. Смысл равновесия состоит в том, чтобы гармонично расположить количество цветовых пятен, количество предметов на листе. То есть, чтобы у Вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
Все тот же натюрморт.

Светящиеся белизной предметы не просто центры композиции, они друг друга уравновешивают, один более яркий, другой вторит ему приглушенно.
«Девочка с персиками» В.Серова.

На переднем плане желто-розовые яркие персики с сухими листьями, а сзади окно с золотистым осенним пейзажем, как они хорошо гармонируют. Они вместе с персиком в руках и розовым лицом составляют единую угловую линию, выведенную цветом.

Кажется, что это все случайность, но на самом деле это что ни на есть чувство гармонии и баланса, которое развито у художников.
У Пиранези композиционный центр – кусочек неба, какой он яркий по сравнению со всем остальным! Он бы так и остался неким одиноким пятном, на котором взгляд бы застрял. Но нас манит галерея со светом в конце, этот свет вторит голубому пятну в своде.


И Шишкин.

Три группы деревьев, разных по массе. Почему справа самая большая масса, в центре самая маленькая и с краю средняя? Да простит меня Шишкин, опять проведу эксперимент. Может так более гармонично?

Или так?

Видимо, три группы сосен, во-первых, очень хорошее число, во-вторых, разнообразие в размерах и именно такое чередование делает композицию более интересной, живой и естественной.

Итог: равновесие достигается балансом цвета, балансом форм, количеством предметов и симметрией.

Восприятие зрителем

Есть некоторые факторы, которые усиливают психологическое воздействие работы на зрителя. Они могут появиться в вашей работе случайно, совершенно на подсознательном уровне. А можно их добавлять намеренно, чтобы усилить воздействие от своей работы.
Человеческий взгляд двигается слева на право, это связано с доминированием левого полушария мозга над правым. Исключение, конечно, левши. То есть человек больше задержит свой взгляд на работе, где композиционный центр находится слева и есть движение вправо от этого центра.


Если он видит слева что-то невнятное, то мозгу уже не хочется двигаться взглядом вправо, его внимание уже рассеивается, оно не такое сконцентрированное. И, возможно, работа произведет меньшее впечатление. С превьюшками это очень хорошо работает. По статистике превью, где вся смысловая нагрузка приходится на левую сторону, работают лучше, чем превью, где все справа.
Наглядный пример рекламы кока-колы. У них практически всегда бутылка слева находится (то есть там, где мы ее сразу видим)

Или все действо слева находится. А в отделе рекламы у них наверняка лучшие умы работаю.

Динамика в работе больше приковывает взгляд, чем статика. Если один и тот же предмет рисовать в статичном и динамичном положении, то большее внимание зрителей будет приковано к динамичному расположению объекта.


Эмоции. Всегда думайте над тем, какие чувства Вы хотите вложить в свою работу – печаль, грусть, радость, страсть, агрессия, умиротворение. Я, конечно, не говорю о той ситуации, когда Вы рисуете, например, натюрморт с утюгом в главной роли. И думаете такие: «Ага! Дайка я сделаю страстный утюг!». Нет, конечно, не та ситуация. Но усилить эмоциональное воздействие от работы на зрителя можно даже в натюрморте с утюгом.
В первую очередь я говорю о линиях, которые воспринимаются человеком на подсознательном уровне.
— Прямая горизонтальная линия

Ассоциируется с горизонтом. Чувство покоя, спокойствия.

«Московский дворик» — нет никакого напряжение, чистое умиротворение.

В этой картине очень много горизонтальных линий, которые ничем не разрываются.

Композиционные приемы

Композиция — это расположение элементов в художественном произведении.

Хотя в общем смысле любой фрагмент музыки, живописи или скульптуры можно назвать композицией, термин обычно относится к расположению элементов в произведении искусства. Это то, как элементы искусства и дизайна, линия, форма, цвет, значение, текстура, форма и пространство — организованы или составлены в соответствии с принципами искусства и дизайна. В классической традиции использовались треугольные или пирамидальные композиции, потому что они создавали ощущение равновесия и гармонии, устраивая фигуры в устойчивую общую геометрическую структуру. Это можно увидеть, например, в грубо конической группировке животных в «Mares and Foals» Джорджа Стаббса.

Джордж Стаббс. «Mares and Foals»

Идея композиции как корректировки отношений элементов внутри границы холста оставалась неоспоримой благодаря появлению ранних современных движений, таких как кубизм и абстрактное искусство.

Композиция по словам Анри Матисса

«Композиция — это искусство декоративного оформления разнообразных элементов картины, чтобы выразить свои чувства». — Анри Матисс в «Заметках художника».

Элементы композиции

Элементы, принципы искусства и дизайна являются основой языка, на котором мы говорим об искусстве. Элементами искусства являются визуальные инструменты, которые художник использует для создания композиции. Это линия, форма, цвет, значение, форма, текстура и пространство.

Композиционные схемы

Разновидности композиционных решений показаны на рисунках ниже.

Формат

 Пространство

Одноплановая композиция / Многоплановая композиция

Композиционный центр

В центре / Смещен от центра

Симметрия

Симметрия / Асимметрия

Равновесие

Устойчивое / Неустойчивое

Динамика

Движение / Статика

Ритм / Контраст

Светотень (объемность)

Композиция

Открытая / Закрытая

Компоновка 

Равновесие

Пропорциональное / Стесненное

Расположение

В центре — уравновешенность / В углу — спокойствие (желание переместить)

Ниже оси — тяжесть / Выше оси — легкость

Ритмы

Тональный ритм / Цветовой ритм

Тональный и цветовой ритмы в изображении

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Центр композиции – Что такое центр композиции и какую роль он играет в фотографии

Одним из важных элементов на снимке, куда устремляется взгляд смотрящего, и будет являться центром композиции. Наиболее часто таковым является основной главный объект Вашего снимка. Например, портретная фотография, на которой изображен человек или группа людей. Обязательно там должен присутствовать центр композиции, к которому устремляется взгляд смотрящего.

Сюжетно-композиционный центр

Однако при съемке пейзажей центр композиции часто употребляется для зрительного равновесия и для того, чтобы наблюдателю было на что обратить свой взгляд. Например, одиноко стоящий дом посреди поля будет являться идеальным центром композиции. Но если мы добавим в наш снимок еще несколько объектов, то уже центр композиции будет смещен.

Вот здесь самое главное не переборщить, потому что большое количество объектов на снимке может затруднить его восприятие и сделать совершенно несбалансированным такую фотографию. Основное как раз фотографу выяснить: какой объект будет на снимке являться центром композиции и, уже правильно скомпоновав кадр, сделать соответствующий снимок.

Идеальными композиционными центрами являются броские и легко различимые объекты, так как они обращают на себя внимание в кадре, занимая в нем не так уж много места. Если же сцена имеет больше одного центра композиции, как уже говорилось, то необходимо их правильно скомпоновать. Возможно, Вам придется поменять точку съемки или наоборот приблизиться к объекту, а может даже придется отойти.

К примеру, если фотограф снимает групповой портрет из трех человек, лучше всего поставить их не в линию, как обычно делают начинающие фотографы, а выстроить в форме треугольника. Например, одного человека на полшага выставить вперед, а двух других поставить по бокам от него. Такая композиция снимка будет наиболее хорошо восприниматься зрителем, и снимок будет более менее хорошо сбалансирован.

Это основная особенность. Новички, к сожалению, очень часто либо не знают, либо пренебрегают данным правилом, и у них получаются снимки несбалансированными. На этот момент нужно обращать особое внимание.

Масштабность и перспектива. Точка съемки

Теперь еще один немаловажный момент. На композицию Вашего снимка очень здорово влияет точка съемки. Многие фотографы имеют, ну скажем так, не очень хорошую манеру фотографировать с любой точки где окажутся. Однако если подойти к этому моменту более обдуманно, то снимаемый объект или сцену можно снять под более хорошим углом. Для этого достаточно отойти в сторону либо, например, приблизиться к объекту, и композиция кадра будет совершенно иной.

Даже некоторые, скажем так, тривиальные заурядные моменты можно обыграть и они превратятся в очень яркие и красочные фотографии. Как это сделать? Во-первых, спросите себя: достаточно ли близко Вы находитесь к объекту, который снимаете? Но как показывает статистика – в девяти случае из десяти композицию фотографии можно было бы значительно улучшить, сделав всего лишь несколько шагов в сторону от снимаемого объекта. Тем самым композиция стала бы гораздо насыщеннее, лишние детали из кадра были бы исключены, и в целом такой снимок был бы очень выразительным и более ярким.

Второй момент: нужно обратить внимание как с изменением расстояния от Вашего фотоаппарата до объекта изменяется взаимоотношение между передним и задним планом. Вот это тоже немаловажный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Чем ближе вы находитесь к объекту съемки, тем больше он будет доминировать на Вашем снимке. И, соответственно, чем дальше вы от него будете отходить, тем меньше он будет по размеру и меньше будет выделяться на снимке.

Снимайте с необычных точек

И, наконец, еще очень классный прием – это снимать с необычных точек. Например, обычно люди как воспринимают происходящие события? С уровня зрения, т. е. с уровня своих глаз.

Если же мы возьмем фотоаппарат и поднимем, скажем так, на несколько метров вверх – для этого достаточно забраться, например, на стену, на крышу своего автомобиля или просто подняться на уровень выше: допустим, если дом высотный, то подняться на балкон – можно сделать оттуда ряд снимков. Т. е. поднимаясь выше над землей, вы можете получить достаточно красочную картину, даже не смотря на тривиальность происходящих внизу событий.

Второй момент – вы можете опустить камеру до самой земли, т.е. тоже посмотреть с уровня земли на происходящие обычные явления. Такой угол съемки, такая точка съемки может очень здорово повлиять. Например, люди станут очень большими и сравняются по высоте с домами, которые их окружают. И все это тоже придает такую эффектность Вашим снимкам.

И, например, если вы фотографируете пейзажи, то можно сделать так, что относительно небольшой объект может заполнить большую часть переднего плана. Единственное, здесь не надо лениться и постараться найти наиболее интересную точку съемки того или иного объекта. Обязательно попрактикуйтесь – сделайте ряд фотографий с разных точек съемки и посмотрите, как при этом меняется выразительность Ваших снимков!

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

Основы композиции | Методическая разработка по теме:

 

Глава 1. Понятие предмета композиция

Термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение, сочинение частей, приведение их в порядок. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона композиция определяется как передача в рисунке или живописи линий, форм или образов, смутно еще рисующихся в воображении художника, и составление из них органического целого, выражающего творческий замысел художника. Композиция — важнейший организующий момент художественной формы, придающий задуманному единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции складываются в процессе художественного осмысления действительности, в той или иной мере отражают объективные закономерности реального мира. Эти закономерности выступают в образно-претворенном виде, связанном со спецификой того или иного вида искусства, художественной идеей, материалом произведения и т.п., отражающем эстетические принципы эпохи, стиля, художественного направления.

Так как искусство является формой эстетического познания и отражения действительности, новизна в искусстве проявляется в эстетическом «открытии мира». Выразительность как воздействующее средство композиции, проявляется в умении пользоваться контрастами. Контраст — это художественный прием, сущность которого заключается в противопоставлении двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей. Выразительность контрастов проявляется в композиции не хаотично, а закономерно посредством ритма. Ритмическая основа композиции более скрыто или более явно присутствует в каждой учебной или творческой работе художника.

Выявление композиционного центра. Часть произведения, которая, достаточно ясно выражает главную мысль и его идейное содержания, является композиционным центром. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание зрителя. Композиционный центр выделяется прежде всего местоположением на заданной плоскости, освещенностью, контрастами (противопоставление двух качеств), колоритом, моделировкой объема элементов изображения и другими изобразительными средствами. Компонуя и размещая композиционный центр, художник режиссирует, определяет процесс осмысления произведения, который начинается, как правило, с восприятия сюжетно-композиционного центра, затем переходит на второстепенные детали, обуславливающие восприятие композиционного центра и завершает снова на восприятии композиционного центра, определяющего содержание произведения.

Для создания художественного образа на заданной плоскости в первую очередь выполняются следующие задачи:

Выявление композиционного центра таким образом, чтобы внимание к нему привлекалось сразу, а после осмотра других частей внимание возвращалось снова.

Распределение изображения таким образом, чтобы важные для смысла части были отделены друг то друга, но связаны с главной частью- композиционным центром.

Создание условий для зрительного выделения главного часто обоснованно физиологическими восприятиями. Так, например, в зрительном восприятии существует тенденция движения глаза слева направо. В связи с этим акцентировка главных по содержанию элементов достигается за счет расположения их поперек этого движения.

Композиционный центр можно располагать как на переднем, так и на задних планах.

Основные законы композиции. Композиция гармонически объединяет все элементы в одно целое. Как известно, каждое произведение должно сочетать в себе три основных элемента: идею, функцию и материал. Однако следует учитывать и эстетические требования, такие, как пропорциональность, гармония, симметрия, контраст, и др.

 

1.1. Цельность. Композиционное единство

Кроме образности, характеризующей одну из сторон целостности (единство внутреннего и внешнего), есть и другая сторона целостности художественного произведения, относящаяся целиком к внешнему, — это композиционное единство, структурная целостность его формы.

Проектируя тот или иной объект, ту или иную вещь, надо рассматривать их не как случайное скопление отдельных, независимых друг от друга деталей и элементов, а как связный, единый, цельный организм. Связь между отдельными элементами и деталями должна быть не только функциональная, конструктивная, но и композиционная.

В любом произведении искусства нужно соблюдать определенный композиционный замысел, определенный порядок в его построении; должно быть что-то главным, основным, ведущим, что-то второстепенным, подчиненным этому главному; а также должна быть связь взаимоподчинения частей между собой, их взаимозависимость и обусловленность.

Первое условие достижения целостности, композиционного единства — главное решается более крупно; второстепенное, подчиненное — более мелко, более дробно.

Второе условие: главное — в композиционном центре, все остальные части не безразличны к главному, они должны иметь направленность, тяготение к нему по расположению, по смещению, по учащающемуся ритму либо по асимметричности.

Третье условие достижения целостности, композиционного единства: логичность в построении общей формы и форм отдельных ее частей.

Четвертое условие состоит в общности стилистического решения всех элементов. Здесь речь идет о пластическом единстве форм, о трактовке их в «одном ключе», т. е. форма предмета может быть решена более жестко, «сухо», строго либо более пластично, мягко, наполнено и т.п. Тот или иной единый характер должен пройти через все произведение, коснуться всех его частей.

Если эти условия не будут соблюдены, произведение распадается на отдельные, ничем не связанные самостоятельные части.

1.2. Базовые принципы композиции

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла, составляют основы выразительности композиции.

Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.

Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный — на светлом.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

Если вам необходимо показать что-то панорамное, большой простор, то не следует композицию перегораживать с боков, ограничивать какими-либо предметами или формами, а лучше сделать ее уходящим за пределы работы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра. Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутому миру пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения. (Открытая композиция: И. Шишкин. «Рожь»; замкнутая композиция: А. Рублев «Троица Ветхозаветная»).

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Воплощая замысел, нужно прежде всего опираться на свое образно-зрительное представление о будущем произведении. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей и уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды». Это — одна из наиболее ясно читаемых композиций благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя. Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины. Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.

Светлые пятна кафтана воина на третьем плане и головы лошади рядом с ним создает ощущение глубины пространства. Попытайтесь на минуту прикрыть эти два пятна и вы увидите, насколько обедняется композиция, как теряется ее глубина, потому что чрезмерно сближаются первый и последний планы картины.

Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали.

Интересных находок в композиции много. Можно дальше разбирать каждый элемент и убедиться в том, что художник руководствовался в передаче характеров принципом цельности в разнообразии.

Введение пик с флажками, которые создают ритмическое разнообразие, вносят мажорные ноты, является приемом, делающим композицию поразительно живой.

Произведение искусства, по выражению П. Флоренского, есть «запись некоторого ритма образов, и в самой записи даются ключи к чтению ее». Интересно отметить, что в этой картине Веласкеса «ключ» к ее чтению совпадает действительно с изображением ключа от крепости. Нет сомнений, что этот ключ является центром композиции, находящимся в центре холста, и специально выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике.

Веласкес использовал приемы, правила и средства композиции для того, чтобы передать содержание картины наилучшим образом.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, эпоха Возрождение, барокко, классицизм и др.), так и стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции.

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое.

Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства.

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику, и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

В декоративно-прикладном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

Следует обратить внимание на композиционные приемы в орнаментах и в изделиях. Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях.

Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. При всем своеобразии декоративного изображения оно совершенно не исключает последовательности, не лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ.

Декоративная тематическая композиция — особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета.

Важно, чтобы с помощью цвета создавался художественный образ. Свойство декоративной композиции — декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

Композиция ансамбля русского народного костюма строится по-разному в традиционных женских нарядах Севера и Юга России.

В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. Женский костюм русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части — рубаха и сарафан. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед. Завершает ансамбль русского костюма головной убор. У девушек это может быть только перевязка, оставляющая верх головы не закрытым, а замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой. Северянки, например, носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом. Они по своей форме могли напоминать распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь иную форму. Южанки предпочитали рогатую кичку, состоящую из многих деталей.

Костюм южных губерний заметно отличался от костюма северных. Он представлял собой так называемый «поневный комплекс». Основу его составляет понева, которую укрепляют на талии, причем полы ее не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи — прошвой. Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность. Самая незамысловатая часть костюма — обувь тоже делалась с выдумкой, но в народном искусстве красота и назначение никогда не расходились.

Крестьяне носили легкие и удобные для работы в поле лапти, а в праздники надевали обувь кожаную — сапоги, полусапожки, башмаки, коты.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все — масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать произведение декоративно-прикладного искусства живописное полотно или скульптуру, добиться их образной и эмоциональной выразительности. Композиция же — не только мысль, идея произведения, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, а также учат приемам построения композиции.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Вместо точки может быть любой объект, например один предмет или даже несколько, если взглянуть на нее с большой высоты.

Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия, которая в сущности состоит из многих точек. Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.

 Можно представить, что на первом рисунке изображен человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающийся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвертая — пейзаж. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций. Но для того, чтобы подняться к вершинам мастерства, освоить секреты композиции, необходимо познакомиться с ее правилами, приемами и средствами.

1.3. Выделение сюжетно-композиционного центра

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром», или «зрительным центром».

Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, они хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета.

Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра произведения, если этого требует сюжет. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета (картина В. Сурикова «Боярыня Морозова»).

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету.

Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке.

Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание.

Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.

Правило золотого сечения (одной трети): наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.

Произведения с двумя или большим количеством композиционных центров используют для того, чтобы показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по своей значимости.

Разберем картину Веласкеса «Менины». Один композиционный центр картины — юная инфанта. К ней с двух сторон склонились фрейлины — менины.

В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны, как день и ночь. Оба они — один белый, другой черный — выходы во внешний мир. Это — другой композиционный центр картины.

Один выход — самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем нам даруемый свет. Другой — это зеркало, в котором отражается королевская чета. Этот выход можно воспринимать как выход в другой свет — светское общество. Контраст светлого и темного начал в картине можно воспринимать как спор между владыкой и художником или, может быть, противопоставление искусства — суете, духовной независимости — раболепию.

Разумеется, светлое начало представлено на картине в полный рост — фигурой художника, он весь растворился в творчестве. Это — автопортрет Веласкеса. Но за его спиной в глазах короля, в темной фигуре гофмаршала в проеме двери ощущаются давящие мрачные силы.

Группа лиц, изображенная художником, достаточно многочисленна, чтобы зритель, обладающий воображением, получил любое количество пар, связанных сходством или контрастом: художник и король, придворные и элита, красота и уродство, дитя и родители, люди и животные.

В одной работе может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием «изоляции» — изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом, — можно добиться построения оригинальной композиции.

Важно, чтобы все приемы выделения сюжетно-композиционного центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим образом замысла художника и содержания произведения.

1) Композиция, Clarkvision.com

1) Композиция, Clarkvision.com

Освещение, композиция и предмет
Композиция, часть 1: Введение

Роджер Н. Кларк

Направление и качество света на объекте являются наиболее важные ключи к влиянию изображения. Где предмет и другие элементы находятся внутри сцены, это композиция. Освещение, композиция и объект (ы) объедините, чтобы создать эффект изображения.

Освещение, композиция и сюжет Серия:


Все изображения, текст и данные на этом сайте защищены авторским правом.
Их нельзя использовать без письменного разрешения Роджера Н. Кларка.
Все права защищены.


Введение

Расположение визуальных элементов в сцене и то, как она втягивается зритель составляет композицию. Есть много форм композиции, включая линии или кривые, которые приводят зрителя к предмету.Размещение основного объекта оказывает влияние на зрителя, как и другие объекты в сцене.

Но есть много аспектов композиции, которые фотограф должен интерпретировать, и «правила» композиции, конечно, могут быть нарушены. Правила? Нет никаких правил. Есть рекомендации. Какие аспекты рекомендаций по композиции вы используете также может зависеть от вашей предполагаемой целевой аудитории. Например, если фото Интернет-сайты критики, вы получите больше «вау, отличное фото!» ответы, если вы придерживаться формулы композиции, чем оригинальности и художественного стиля это может не соответствовать традиционным композиционным «правилам», таким как «правило третей». »

Сначала я расскажу об общих принципах композиции, покажу примеры, а затем нарушать правила.

Общие принципы композиции

«правило третей» говорит, что, как говорят, более приятно размещать объект находится примерно на 1/3 расстояния от края, а не в мертвой точке. Примеры: рисунки 1 и 2.


Рис. 1. Приближающийся лев на Серенгети. Глаз льва очень близко к правилу третей, и глаза смотрят на правило третей линия.Перспектива низкая на том же уровне, что и у льва, и фокус делается на глазах. Нет резких теней, так как был пасмурный день.
Рисунок 2. Нелли-Фолс, Колорадо. Водопады находятся на линии правила третей и пряди образуют линии, обрамляющие водопад. Свет мягкий от пасмурного дня.

Горизонты должны быть параллельны краю кадра. За исключением тех случаев, когда они не должны этого делать.

Избегайте попадания отвлекающих элементов, например веток, в раму, и яркие участки, отвлекающие взгляд от объекта.

Перспектива: положение камеры относительно объекта. Выберите перспектива, которая помогает зрителю соединиться с объектом. Например, изображение собаки, смотрящей в камеру, обычно меньше эффективнее, чем работа на уровне глаз. Пример: лев на рисунке 1 был сделан близко к уровню глаз льва. Примечание: люди на сафари, как правило, фотографируют с открытого верха сафари-транспортных средств. Эта перспектива обычно слишком высока. Я чаще фотографирую настолько низко, насколько могу, поэтому я уровень глаз животного.Пример: Рисунок 3.


Рис. 3. Собака бежит к камере. Это изображение очень эффектное, потому что перспектива на уровне глаз животного, голова собаки близка к правилу третей и нет отвлекающих объектов переднего или заднего плана. И, самое главное, акцент делается на глаза.

Включите узоры, линии и текстуру как часть композиции и используйте их, чтобы усилить предмет.

Ведущие линии и кривые могут направить зрителя к основному предмету.Линии а изгибы обычно более эффективны, если диагональ в кадре. Ведущие линии могут включать лучи света. Примеры: рисунки 4 и 5.


Рис. 4. Метеорный поток Персид 2015 г. Метеоры образуют направляющие линии обратно к источнику, где кажется, что метеоры исходят от источника и около него — это интересные красные туманности. Ведущие линии сходятся на линии правила третей. Будет ли центрированная композиция также Работа? Вероятно.
Рис. 5. Цвета осени в Колорадо. Дорога имеет классическую S-образную форму, ведущую к зритель в сцене.Синий и желто-оранжевый цвета создают приятную атмосферу. цветовой контраст.

Предметы в углах кадра, особенно в нижних углах может иметь большее влияние. Если это не ваша основная тема, будьте осторожны, чтобы они не отвлекать от предмета.

Контрастные цвета могут привести зрителя к главному объекту.

Края кадра чувствительны. Будьте осторожны с предметами у края. Например, ствол дерева может быть на краю для кадрирования объекта, но если этот ствол дерева ярко освещен, ярче, чем объект съемки, это может привлечь внимание зрителя подальше от вашей темы.

Сильные формы могут привлечь внимание зрителя. Люди умеют находить формы, например треугольники, прямоугольники, круги. Используйте формы, чтобы вести зрителя к предмету и не отвлекать зрителя от предмета.

Некоторые говорят, что чем проще композиция, тем ярче изображение. Хотя это может быть бывает, иногда сложнее.

Есть исключения из приведенных выше правил.

Пример центрированной композиции показан на рисунке 6.Будет ли состав на основе правила третей было лучше? Может быть, но не обязательно. Конечно же композиционное решение остается на усмотрение фотографа, и не все должны соглашаться с «правильным» как нет «правильного» состава.


Рисунок 6. Зеленая вспышка, гавайский закат. Сосредоточенная композиция работает в данном случае, потому что радиальные линии указывают на объект: зеленое пятно.

Освещение, композиция и сюжет Серия:


http: // www.clarkvision.com/articles/composition.part1

Первая публикация 1 ноября 2014 г.
Последнее обновление 14 ноября 2015 г.

Статья о композиции по The Free Dictionary

(1) Построение произведения искусства, обусловленное содержанием, характером и замыслом произведения и во многом определяющее восприятие произведения. . Композиция — основной организующий элемент художественной формы. Придавая произведению единство и целостность, он согласовывает части друг с другом и с целым.Законы композиции, складывающиеся в процессе художественного творчества и эстетического восприятия действительности, представляют собой в определенной степени отражение и обобщение закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерные закономерности и взаимосвязи художественно преобразуются; степень и характер их трансформации и обобщения определяется несколькими факторами, в том числе видом искусства, идеей и тематикой произведения.

Литературная композиция — это организация, в частности, расположение и взаимосвязь различных компонентов письменного произведения. Включает в себя расположение и соотношение персонажей (композиция как система персонажей), событий и действий (композиция сюжета), вставные сказки и лирические отступления (композиция элементов вне сюжета), приемы повествования (собственно повествовательная композиция). , а также детали обстановки, поведения и эмоций (состав деталей).

Существует множество приемов и способов композиции. События, обычные предметы, факты и детали, которые появляются в разрозненных частях текста, могут иметь художественное значение, когда взяты вместе. Важным аспектом композиции является последовательность или порядок, в котором компоненты появляются в тексте. Преемственность — это временная организация литературного произведения или раскрытие и раскрытие художественного содержания. Композиция также включает в себя взаимное соотношение различных аспектов литературной формы (таких структурных понятий, как плоскости, слои, уровни).Многие современные теоретики используют слово «структура» как синоним композиции.

Представляя собой «бесконечный лабиринт сцеплений» (Л. Н. Толстой, О, литература , 1955, с. 156), композиция завершает сложное единство и целостность произведения, завершая художественную форму, уже богатую содержанием. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор работы. Его задача — убедиться, что ничто не сбивается с пути, а становится частью целого, выполняя цели автора…. По этой причине композиция обычно не имеет ни логического завершения и согласованности, ни простой жизненной преемственности, хотя она может быть параллельна ей; его цель состоит в том, чтобы расположить все части таким образом, чтобы они соединились в полном выражении идеи »( Teoriia literatury [книга 3] 1965, стр. 425).

Каждое произведение сочетает в себе общие приемы композиции, характерные для определенного вида, жанра или направления, с индивидуальными приемами, присущими конкретному писателю или произведению.Примерами общих приемов композиции являются трижды повторяющиеся мотивы в народных сказках, признание и апозиопесис в приключенческих рассказах, жесткая строфическая форма сонета, медленное развитие в эпосе и драме. Пример метода, свойственного отдельному писателю, можно найти в произведении Л. Н. Толстого « Хаджи-Мурад », в котором основным принципом в композиции персонажей является полярность, включая мнимую полярность между Николаем I и Шамилем.

В современном литературоведении употребление термина «композиция» более ограничено.В этом смысле отдельный сегмент текста функционирует как элемент композиции, в которой используется определенный метод представления, такой как непрерывное повествование, описательные отрывки, характеристика, диалог или лирическое отступление. Самые основные элементы композиции объединяются в более сложные компоненты (полные портретные наброски, описания эмоциональных состояний, воспоминания о разговорах). В эпосе или драме сцена — еще более важный и независимый компонент.В эпосе он может состоять из нескольких форм изображения (описания, повествования или монолога). В сцену могут быть включены портрет, пейзаж или интерьер; однако на протяжении всего его курса сохраняется одна перспектива и поддерживается определенная точка зрения (автора, персонажа или постороннего рассказчика). Каждая сцена может быть представлена ​​только глазами конкретного человека. Таким образом, композиция включает сочетание, взаимодействие и единство форм повествования и определенных точек зрения.

Произведение стихов, в частности лирических стихов, уникально. Его отличает строгая пропорциональность и взаимодействие ритмических и метрических единиц (ступня, линия и строфа), синтаксиса и интонаций, а также элементов, непосредственно передающих значение (темы, мотивы и образы).

В литературе ХХ века композиция стала особенно важной. Это новое значение отразилось в появлении монтажа, который первоначально был использован в кино, а затем стал использоваться в театре и литературе.

В пластических искусствах композиция объединяет отдельные элементы, участвующие в построении художественной формы (реальное или иллюзорное представление пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, оттенки и контраст, перспектива, расположение фигур, и цветовое решение). Композиция организует внутреннюю структуру произведения и определяет отношения произведения с его окружением и со зрителем.

Композиция в архитектуре основана на гармоничном соотношении концептуальных и художественных принципов, функций, инженерии и соображений городского дизайна.Композиция определяет внешний вид, планировку и взаимосвязь массы и пустоты в целом городе, в комплексе зданий или в отдельной структуре. Когда принципы композиции объединены и художественно отражены в принципах строительства, они представляют собой структурную взаимосвязь нагрузки и поддержки или архитектонику конструкций.

В изобразительном искусстве композиция — это разработка идеи и темы произведения, расположения предметов и фигур в пространстве, а также соотношения форм, света и тени, а также областей цвета.Существуют разные виды композиции. В устойчивой композиции основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения. В динамической композиции основные оси пересекаются под острыми углами; диагонали, круги и овалы — преобладающие формы. Для открытой композиции характерны разнонаправленные центробежные силы, заставляющие зрителя сосредоточиться на изображении в целом. В закрытой композиции преобладают центростремительные силы, притягивающие внимание зрителя к центру произведения.В искусстве Возрождения преобладали стабильные и замкнутые композиции. Динамичные и открытые композиции были характерны для искусства периода барокко. На протяжении всей истории искусства важную роль играли формирование общепринятых композиционных канонов (например, в искусстве древнего Востока, раннего средневековья, высокого Возрождения и классицизма) и движение от традиционных жестких условностей к более свободным методам творчества. сочинение. В XIX и XX веках художники стремились к более свободной композиции для выражения своей творческой индивидуальности.

(2) Произведение музыки, живописи, скульптуры или графики; конечный результат творческого труда композитора или художника.

(3) Сложное произведение искусства, включающее в себя разные виды искусства (например, литературно-музыкальное произведение).

(4) Музыкальное сочинение. В музыкальных учебных заведениях (школах и консерваториях) композиция преподается как специальный предмет. Преподавание композиции тесно связано с изучением различных аспектов теории музыки, таких как гармония, полифония, инструментовка, анализ музыкальных произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений . Петроград, 1921.
Томашевский, Б. Теория литературы: Поэтика , 6 изд. Москва-Ленинград, 1931.
Алпатов М.В. Композиция в жизни . Москва-Ленинград, 1940.
Теория литературы [книга 2], Москва, 1964, с. 433–34; [книга 3] Москва, 1965, с. 422–2.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста . Москва, 1970.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста . Ленинград, 1972.
Успенский, Б. Поэтика композиции . М., 1970.
Тимофеев Л.И. Основы теории литературы . Москва, 1971.
Schmarsow, A. Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters , vols. 1–2. Бонн-Лейпциг, 1920–22.

В. Э. К ХАЛИЗЕВ и В. С. Т УРЧИН

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc.Все права защищены.

Магистр музыки

Обзор программы

Магистерская программа по композиции Консерватории предлагает опытным студентам-композиторам всестороннюю подготовку и возможности живых выступлений, необходимые для развития их индивидуальных голосов и совершенствования их стилей композиции. Программа уникальна тем, что у студентов есть возможность сотрудничать с коллегами-артистами и слушать их работы вживую: в конкретный год запланировано 36 концертов, на которых исполняются исключительно студенческие произведения.

При поддержке различных факультетов уважаемых композиторов студентам предлагается экспериментировать с написанием в различных стилях для различных сред, таких как оркестровая, электронная, кино и радио. Изучение различных жанров и эстетики на протяжении всей программы помогает учащимся усовершенствовать свои собственные музыкальные чувства и научиться лучше всего выражать их в своих композициях. Обогащает эту работу мультидисциплинарная среда консерватории и ее выгодное расположение в городе Бостон, которое дает композиторам бесконечное вдохновение и множество возможностей для работы с местными певцами, танцорами, актерами и инструменталистами.

Скачать требования к программе

Наши студенты

Студенты, обучающиеся по программе сочинения для выпускников консерватории, вдохновлены различными музыкальными стилями и жанрами и открыты для изучения новых и появляющихся композиционных средств. Они ставят перед собой задачу быть аналитическими мыслителями и изобретательными композиторами и создавать произведения, которые обращаются к современной аудитории.

Основной учебный план

На первом году обучения студенты-композиторы расширяют свои художественные навыки и композиционные техники, продолжая при этом углублять свои знания в области истории и стилей музыки, владения фортепиано и техники.Они участвуют в еженедельных семинарах по композиции, где изучают различные профессиональные и художественные темы, связанные с композицией. Студенты получают еженедельные уроки композиции со своим частным преподавателем, на которых им предлагается творчески мыслить, а также исследовать и формировать свой композиционный голос.

На втором курсе студенты участвуют в ансамблях консерватории и продолжают академические занятия по истории музыки и аналитическим факультативным темам. Завершающие проекты включают дипломную работу, которая представляет собой содержательную работу, демонстрирующую их владение музыкальными материалами и инструментами, а также дипломный концерт, который демонстрирует выбор их оригинальных произведений для широкой публики.Во время сольного выступления студенты несут ответственность за координацию со своими однокурсниками-инструменталистами и вокалистами для создания музыкальной программы, которая демонстрирует их уникальные навыки и способности.

Ваше будущее

Ваше образование в Бостонской консерватории подготовит вас к работе на высшем уровне с большими и малыми ансамблями и сольными исполнителями, совместной работе над заказными пьесами, сериями концертов и междисциплинарными произведениями.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*