Когда возник классицизм: Когда возник классицизм в Европе и в России? Каково происхождение слова «классицизм»? Каковы особенности классицизма…

Содержание

кто придумал и история возникновения

Классицизм – достаточно известное направление в искусстве. При этом оно затронуло разные сферы культурной жизни. Так, в литературе это направление связывают с именами Ломоносова, Фонвизина, Державина. Среди жанровых форм этого стиля стоит выделить басню, элегию, поэму, оду. В литературе это явление возникло в Италии еще в середине шестнадцатого века. При этом далеко не всем известно, когда конкретно появился классицизм в России.

Содержание

Что такое классицизм

Сам термин «классицизм» произошел от латинского слова «classicus». Это можно перевести как «образцовый». Кто конкретно придумал его, не известно. При этом установлено, что таким словом называли античные произведения, изучаемые в учебных заведениях.

Где же зародился интерес к античному искусству? Это произошло в античных странах в период Возрождения – в семнадцатом веке. Именно тогда художники стали копировать работы мастеров Древней Греции и Древнего Рима. Они брали античные сюжеты и композиции. Также мастера заимствовали особенности изображения фигур.

Основные черты

Источником вдохновения для представителей классицизма стали работы античных времен. В их основе лежало подражание природе. При этом произведения строились на принципах рационализма. К их отличительным особенностям стоит отнести ясность, логику и четкость.

Структура образов связана общими чертами, характерными для эпохи. Как следствие, каждый персонаж олицетворяет определенный период времени или общественный слой. Все герои четко делятся на положительных и отрицательных. Многие из них наделяются говорящими фамилиями.

К другим характерным чертам этого направления стоит отнести следующее:

  • Четкое соблюдение иерархии жанров.
  • Соответствие стиля жанру. При этом смешивать разные направления нельзя.
  • Выполнение правила трех единств. Это касается времени, места и действия.

История возникновения русского классицизма

Для русского классицизма характерна интересная история возникновения. При этом данное направление затронуло разные сферы культурной жизни.

Литература

Появление этого направления в литературе связывают с Державиным, Ломоносовым, Фонвизиным и другими известными деятелями искусства. При этом существуют различные теории.

Возникновение по В. И. Федорову

В соответствии с этой теорией, выделяют несколько этапов развития классицизма:

  • Первый – затрагивает литературу петровского времени, которая обладает переходным характером. Ее ключевой особенностью считается то, что на смену религиозным произведениям пришли светские. Этот период продлился с 1689 по 1725 год.
  • Второй – пришелся на период с 1730 по 1750 год. В это время появилась новая система жанров. Русский язык получил углубленное развитие.
  • Третий – затронул период с 1760 по 1770 год. Классицизм получил дальнейшее развитие. Это время ознаменовалось развитием сатиры. Также появились предпосылки к возникновению сентиментализма.
  • Четвертый – в последнюю четверть века начался кризис классицизма. При этом сентиментализм укрепился в позициях, и усилились тенденции реализма.

Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков

Следующий этап развития классицизма начался при этих авторах. Они создали русскую силлабо-тоническую систему стихосложения. В рамках этой системы была создана основная часть русских стихотворений. Также благодаря этим литераторам в России стали использоваться многие западные жанры.

При этом Сумарокова называют основоположником драматургии классицизма. Его относят к создателям русского театра. Авторству этого литератора принадлежит весь театральный репертуар того времени.

Державин

Этот автор внес серьезную лепту в развитие русского классицизма. Державин считал, что поэт должен прославлять великие деяния и осуждать дурные поступки. Основным объектом этого литератора считается человек как уникальная личность. Многие оды Державина отличаются философским характером. Он рассуждает о месте и назначении человека на земле, а также поднимает проблемы жизни и смерти.

Перу Державина принадлежит множество лирических стихов. Причем философская напряженность в его произведениях дополняется эмоциональным отношением к событиям, которые описываются.

Падение классицизма

В первой половине девятнадцатого века классицизм стал казаться настолько тяжеловесным, что начал отмирать. Его сменило новое литературное направление, которое получило название «сентиментализм».

Театр

Согласно теории классицизма, театральная постановка воспринималась как «картина». Перед актерами ставились те же задачи, что и перед художниками. Они должны были занять зрение и тронуть ум и сердце. Театральные спектакли служили обличением пороков и учили людей любви к добродетели.

Архитектура

В архитектуре классицизм был распространен в период с 1750 по 1830 год. Его нередко именуют неоклассицизмом, чтобы установить более четкие отличия между античной эпохой или периодом Возрождения.

Особенности

Основной особенностью архитектурного классицизма считается стремление к понятным геометрическим формам. Это направление характеризуется обилием прямых линий и завершенностью композиций. Для греческой архитектуры была характерна четко структурированная система пропорций. Она соединяла отдельные элементы со всем строением.

Большое значение в классицизме имела природа.

Источником вдохновения для творцов того периода была окружающая красота. К доминирующим оттенкам этого периода стоит отнести белый, синий, зеленый. В качестве декоративных элементов применялись барельефы, ротонды, статуи. При этом украшениям был свойственен минимализм.

К отличительным особенностям этого архитектурного направления стоит отнести следующее:

  • Симметрия и четкое соблюдение пропорций. Классические строения зачастую симметричны. Также для них характерно равномерное расположение окон.
  • Определенный стиль колонн. Ордер представляет собой композицию с вертикальными и горизонтальными элементами.
  • Фронтон на портике. Многие дома и здания имеют парадное крыльцо, которое сверху дополняет классический фронтон. При этом дверь, как правило, располагается в центральной части сооружения.
  • Применение прочных строительных материалов. В классицизме обычно применяются кирпич, бетон и мрамор.
  • Монументальные композиции. Это направление в архитектуре характеризуется крупными постройками и внушительными площадями.
  • Отсутствие декоративных элементов. Интерьеры выглядят строго и элегантно.

Зрелый классицизм в архитектуре России

Эта эпоха датируется периодом с 1770 по 1790 год. В это время в России появляется много дворцов и усадьб, которые принадлежали дворянами. К наиболее известным архитекторам того времени можно отнести Баженова, Казакова, Кваренги.

Особенно много зданий в стиле классицизма представлено в Санкт-Петербурге. В качестве известного примера стоит привести Казанский собор. Его авторами являются Воронихин и Колодин.

Примеры

Типичным представителем классицизма считается Берлинский драматический театр, который создавался по проекту Шинкеля. Строение отличается монументальным фасадом. Его дополняет ионический портик, который находится на вершине крутой лестницы, и фронтон. Сверху располагается еще один фронтон, который дополняет бронзовая квадрига.

Еще одним характерным примером считается базилика Сан-Франческо-ди-Паола, которая была создана в период с 1816 по 1824 годы в Неаполе. Автором этого строения считается Пьетро Бьянки. Сооружение обладает характерными чертами классицизма. Оно включает полукруглый дорический портик, пронаос из 6 колонн, фронтон и 3 купола.

Классицизм в зарубежной литературе

Изначально классицизм базировался на работах античных авторов – в частности, Горация и Аристотеля. В европейской литературе это направление закончило свое существование в 1720 годах.

В целом, европейский классицизм прошел в своем развитии следующие этапы:

  • Расцвет монархии, который положительно повлиял на формирование науки и экономическое развитие. На этом этапе литераторы прославляли монархов и подтверждали неприкосновенность этой формы правления.
  • Кризис монархии, при котором были выявлены недостатки политического строя. На этом этапе авторы стали в большей степени критиковать монархический уклад.

Классицизм в мире

Это направление нашло широкое отражение в мировой культуре. При этом оно проявилось в самых разных странах мира.

Европа

Наибольшее развитие классицизм получил в европейских странах. При этом для него были характерны вполне конкретные особенности.

Палладианский стиль

Палладианство считается началом создания классицизма. Это направление получило свое название по имени знаменитого архитектора из Италии – Андреа Палладио. Он специализировался на изучении древнеримской архитектуры и работ Витрувия.

Палладио удалось осовременить принципы античной архитектуры. В своих работах он пользовался принципами симметрии и перспективы. Характерной чертой строений архитектора считаются арочные окна, имеющие два просвета. Впоследствии их стали называть палладианскими.

Георгианский классический стиль в архитектуре Англии

Этот стиль датируется периодом с 1714 по 1811 год. Он обозначает сроки последовательного правления британских монархов Георгов. В эту эпоху лидирующие позиции продолжало удерживать палладианство.

Также этот период ознаменовался рядной застройкой домов. Для строительства использовали кирпичи. К характерным особенностям строений относятся:

  • симметрично расположенные здания;
  • применение красных плоских кирпичей;
  • оштукатуренный орнамент белого цвета – представлен в форме арок и пилястр;
  • черные входные двери.

Регентство (Regency)

Георгианский стиль сменился архитектурой Регентства. Это произошло в 1811 году. Именно тогда старшего сына недееспособного монарха Георга III назвали принцем-регентом. Отсюда и произошло название эпохи. Архитектура этого времени тоже использовала идеи Палладио и принципы классицизма. Однако в этот период появилась тенденция смешивать разные стили.

Рядные строения в это время включали белые оштукатуренные фасады и черные входные двери, которые обрамляли двумя колоннами. Такие здания получили широкое признание и удостоились чести называться наиболее красивыми и элегантными.

Ампир и французский классицизм

Во Франции классицизм появился несколько позже. Первый этап его развития пришелся на период с 1750 по 1800 год. Это направление включало элементы позднего рококо и новые черты французского классицизма. Второй этап стал называться «ампир». Для него была характерна особая торжественность дворцовых интерьеров.

Германия и Австрия – бидермейер

В этих странах стиль biedermeier получил широкое распространение в период с 1815 по 1848 год. Иногда его относят к романтическому направлению, сменившему ампир. Это связано с тем, что многие находят в этом стиле смесь различных направлений.

По сути, biedermeier представляет собой ампир, который выглядит более уютно и задушевно. Благодаря изменениям, которые претерпел этот стиль, здания стали выглядеть более скромно и элегантно. Для немецкого и австрийского стилей характерно единство мобильности, лаконичности и функциональности.

США – федеральный стиль

На начальном этапе развития американской архитектуры в ней прослеживалось сочетание георгианского стиля и колонн с куполами. В период с 1785 по 1815 годы архитекторы часто использовали прямоугольные формы с низкими мезонинами и невысокими крышами.

Также к характерным особенностям этого периода относят симметричные окна, которые делятся на небольшие квадраты и дополняются округлыми арками. На этом этапе архитектурный классицизм закончил свое развитие.

В заключение

Классицизм считается знаковым направлением в разных сферах искусствах. Этот стиль затронул литературу, архитектуру, театр. Каждая из культурных сфер характеризуется вполне конкретным набором черт и особенностей, которые позволяют причислить то или иное произведение именно к классицизму.

КЛАССИЦИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • Исторические корни классицизма.
  • Герой в трагедиях классицизма.
  • Основные правила классицизма.
  • Авторы.
  • Классицизм в России.
  • Театральная школа классицизма.

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма.

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Основные правила классицизма.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

(Н.Буало)

Авторы.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,

Себе в наставницы природу изберите…

Узнайте горожан, придворных изучите;

Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф, Скупой, Мизантроп, Жорж Данден).

Классицизм в России.

За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков. Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Театральная школа классицизма.

Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».

Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров Петербурга Е.А.Семеновой и А.С.Яковлева.

В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А. С.Грибоедова Горе от ума (1824).

Екатерина Юдина

Что такое искусство классицизма — определение, примеры и история

Когда зародился классицизм?

Во-первых, давайте определим классицизм

Чтобы понять наше понимание классицизма в искусстве, нам нужно вернуться в Древний Рим и Грецию. Здесь мы находим зарождение западных традиций, связанных с искусством, религией, философией и многим другим. Для изобразительного искусства здесь были установлены стандарты качества и функциональности великого искусства. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашим указателем художественных стилей, охватывающим более конкретные и заслуживающие внимания движения.

Теперь давайте формально определим классицизм, а затем исследуем историю и наследие этих форм, которые существуют и сегодня.

КЛАССИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое классицизм?

Классицизм   – это термин, используемый для описания искусства, которое воспроизводит стиль классической античности, характерный для римских и греческих картин, писаний, скульптур, пьес, архитектурных проектов и других форм. Чтобы уточнить, это не художественные произведения из греческой и римской империй. Это искусство, созданное впоследствии в тех же стилях. На протяжении веков было несколько возрождений этого стиля, включая неоклассицизм.

Принципы искусства классицизма:

  • Следует эстетике классического греческого и римского искусства
  • Поддерживает эту эстетику как идеал
  • Включает изобразительное искусство, архитектуру, театр Отличие классицизма от неоклассицизма.

    Классицизм — это просто классический стиль римского и греческого искусства.

    Неоклассицизм относится к периоду с конца 18 до начала 19 века.века, когда выдающиеся художники всего мира стремились возродить классический стиль римского и греческого искусства.

    По сути, неоклассицизм был определенной эпохой, когда классицизм возрождался. Но это было не единственное.

    Классицизм всерьез зародился в Средние века и приобрел популярность в эпоху Просвещения. Затем он сохранялся в других вспышках истории, вплоть до сегодняшнего дня.

    Чтобы узнать больше о великих идеях классицизма, посмотрите видео ниже.

    Объяснение определения классицизма

    Ознакомившись с нашим определением и историей, давайте углубимся в принципы классицизма и то, как мы можем начать распознавать его стиль.

    Примеры классицизма 

    Изучение стиля классицизма

    Классицизм определяется стилем древнегреческого/римского искусства. Давайте рассмотрим несколько различных видов классического искусства, чтобы увидеть определяющие черты этого термина.

    АРХИТЕКТУРА 

    Классическая архитектура коренится в простом величии. Это включало широкие конструкции, большие колонны и элегантный дизайн. Архитектурные шедевры периода классической античности были гладкими, а не безвкусными. Они сами привлекли внимание; не за их декор, а скорее за их неукротимую форму.

    Чтобы узнать больше об основах классической архитектуры, посмотрите этот совершенно невероятный документальный фильм от ClassicistORG.

    Архитектура классицизма  •  Основы классической архитектуры: римский классицизм

    Итак: когда вы думаете о классической архитектуре, думайте о камне, колоннах и геометрии. Классическая архитектура по-прежнему популярна сегодня, чаще всего в правительственных зданиях. Возьмем, к примеру, мэрию Пасадены:

    Что такое классицизм? •  Фотография мэрии Пасадены из Википедии 9.0042

    Ратуша Пасадены явно вдохновлена ​​классической архитектурой, а также элементами барокко, готики и изящных искусств.

    СКУЛЬПТУРЫ

    Скульптура была невероятно популярным видом искусства в эпоху классической античности. В классическую эпоху скульптура, живопись и письмо были единственными формами искусства, которые можно было делать без посторонней помощи.

    Театру нужна публика. Опера требовала публики. А вот лепка, живопись и письмо — нет. Чуть позже мы перейдем к другим классическим формам. Но сначала давайте посмотрим, как создавались (и до сих пор производятся) классические скульптуры.

    Принципы классицизма  •  Откуда берется мрамор для классических скульптур

    Стоит отметить, что существует довольно большая разница между стилями древнегреческой и римской скульптуры. Черт возьми, существует большая разница между стилями древнегреческих скульптур от периода к периоду.

    Ученые, наверное, могли бы написать тысячу страниц о разнице между скульптурами архаического, классического и эллинистического периодов. Но мы собираемся сделать это просто.

    Возможно, самая большая разница между греческой и римской скульптурой — по крайней мере, концептуально — заключается в том, что первая была сосредоточена на идеализированной человеческой форме, а вторая — на реалистичных фигурах. Конечно, это не всегда было правдой, но большинство ученых согласны с тем, что это имело большое значение.

    Одной из самых известных скульптур греко-эллинистического периода была Венера Милосская , представленная ниже.

    Художники классицизма  •  Венера Милосская, Александр Антиохийский ~150–125 до н.э.

    Венера Милосская известна своей вневременной формой. Греческая богиня была вылеплена с точеным животом и задрапирована ниспадающей тряпкой. Некоторые современные критики предполагают, что скульптура была также важна тем, что она могла представлять нетипичную красоту.

    Тело субъекта сбалансировано, но заметно смещено от центра, что указывает на потенциальное искривление позвоночника.

    В Риме скульптуры в целом были более «реалистичными». Эта статуя Августа из Прима Порта заметно более реалистичен.

    Что такое классицизм? •  Август из Прима Порта работы Неизвестных художников

    Но тем не менее римляне не могли не придавать своим статуям теологическое значение. Понятие «босоногие» было мотивом в классическом искусстве.

    Обычно этот мотив предназначался для изображения богов, но художники-сатирики могли использовать его и для высмеивания понятия божественности.

    ЖИВОПИСЬ

    Классические картины немного сложно анализировать, потому что многие из них были уничтожены пожарами, войнами и т. д. Но все же нельзя отрицать, что картины этой эпохи вдохновляли художников эпохи Возрождения и эпохи Просвещения.

    Вот отличный пример:

    Произведения искусства классицизма  •  Аид, похищающий Персефону, работы неизвестных художников, 4 век до н.э.

    Аид, похищающий Персефону был обнаружен во время раскопок аристократической гробницы в Македонии. Фреска примечательна своим мифологическим сюжетом и прозорливым представлением движения в форме.

    Художники эпохи Возрождения часто копировали мифологические сюжеты и анимационные формы классического искусства. Возьмите шедевр Микеланджело, Сотворение Адама например:

    Картины классицизма  •  Сотворение Адама Микеланджело, 1512 г. н.э.

    Мифологические сюжеты и движущиеся формы характерны не только для классических картин. Но через них мы можем провести явную корреляцию между эпохой античности и эпохи Возрождения.

    ПИСЬМО И ФИЛОСОФИЯ

    Что касается Древней Греции и Рима, то письменность и философия идут рука об руку, как две капли воды. В эпоху классической античности читать и писать могли только самые высокообразованные люди.

    Итак, этим «любителям мудрости» — иначе известным как философам — поручили распространять информацию в массы.

    Философы, подобные Сократу, отстаивали свои убеждения на площади. Последующие философы, такие как Платон и Аристотель, выступали публично подобно Сократу (изображен на картине ниже, выполненной художником эпохи Возрождения Рафаэлем). Но они также писали о своих убеждениях и распространяли свои сочинения среди других образованных людей.

    Эпоха классицизма  •  Афинская школа Рафаэля, 1509 г.-1511 г. н.э.

    Учения классических философов (через устную традицию и транскрипцию) распространились по торговым путям по всему миру.

    Классики стремятся вернуться к учениям Древней Греции и Рима. В частности,  Республика и Пять диалогов Платона, Метафизика и Политика Аристотеля и Медитации Марка Аврелия.

    ДРУГИЕ ФОРМЫ

    Классическая керамика, изделия из металла и театр также подпадают под определение классицизма. Из этих трех театр имеет, пожалуй, наиболее отчетливый идентификатор, которым является соответствие «классическим единствам» Аристотеля.0087 Поэтика : единство времени, единство места и единство действия.

    Следующее видео с сайта Carneades.org подробно рассматривает классические единства.

    Что такое классицизм? •  Три единства драмы из «Поэтики» Аристотеля

    Классические единства (хотя и несколько вводящие в заблуждение) определяются следующим образом:

    • Единство времени: трагедия должна происходить в течение 24 часов.
    • Единство места: трагедия должна происходить в одном месте.
    • Единство действия: в трагедии должно быть одно основное действие.

    «Классические единства» были кирпичиками греческого театра. Спустя более чем тысячелетие они были заново открыты и использовались в качестве шаблона для театров в Италии, Франции и других странах.

    Движение классического искусства (классицизм) – история, художники и искусство – Artlex

    Что такое классическое искусство?

    Классическое искусство, или классицизм, относится к произведениям искусства, которые черпают вдохновение из древнеримской или древнегреческой культуры, архитектуры, литературы и искусства. Классицизм был наиболее популярен в западном искусстве в период Возрождения и часто изображал сцены из мифологии через живопись, скульптуру и гравюру. Классицизм сообщает большую часть предмета, изображенного в исторической живописи.

     

    Известное классическое произведение искусства

    Неизвестный греческий скульптор, Август Примапортский, 1 г. н.э., Музеи Ватикана, Рим. https://m.museivaticani.va/content/museivaticani-mobile/en/collezioni/musei/braccio-nuovo/Augusto-di-Prima-Porta.htmlАльбрехт Дюрер, Адам и Ева, 1504 г., Музей Метрополитен, Новый Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/336222Жак-Луи Давид, Клятва Горациев, 1786, Лувр, Париж. https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010062239Бенджамин Уэст, Пилад и Орест, принесенные в жертву Ифигении , 1766 г., Тейт, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/west-pylades-and-orestes-braught-as-victims-before-iphigenia-n00126Питер Пауль Рубенс, Венера и Адонис, середина 1630-х гг., Метрополитен-музей Искусство, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/437535Жан-Оноре Фрагонар, Каскад, 1775 г., Метрополитен-музей. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/436319Александр Кабанель, флорентийский поэт, 1861 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/435832

    История классического искусства

    Большая часть западной цивилизации была построена на философии, науке, искусстве и культуре Древней Греции. Благодаря торговым путям вдоль Средиземного моря и столетиям сражений древнегреческая культура смогла смешаться с этрусской культурой в южной Италии и обширной римской империей.

    Древнегреческие и римские культуры и, следовательно, их произведения искусства ценили благородство характера и воинскую доблесть. До христианства обе культуры поклонялись пантеону богов и богинь. Этим богам и богиням часто делали подношения в надежде, что они принесут процветание и защиту людям всех классов. Духовность была одним из аспектов культуры, оказавшим значительное влияние на последующие искусство и архитектуру.

    Мифы и легенды были важны как для древнегреческой, так и для римской цивилизаций на протяжении многих веков. Эти убеждения повлияли на такие виды деятельности, как архитектура и инженерия. Циклопическая каменная кладка, например, названа в честь Циклопа из греческой мифологии и веры более поздних греков в то, что только мифический великан был достаточно силен, чтобы нести массивные камни. Это лишь один из многих примеров того, как Мифы и легенды также отражаются в культуре и творчестве греческих художников.

    Период, известный как классическая древность, длился примерно 1500 лет, с 1000 г. до н.э. по 450 г. н.э. В результате за это время появилось много нововведений в классическом стиле изобразительного искусства. Одно из самых значительных нововведений классического стиля принадлежит греческой скульптуре. Греческие художники разработали фигуративную скульптуру, в которой подчеркивалось изображение реалистичных человеческих черт. Однако, несмотря на свою реалистичность, эти скульптуры часто идеализировались, исходя из общепринятых в то время стандартов красоты.

    Фрески, фрески, написанные на свежей штукатурке, также были популярной техникой классического периода. Яркие изображения богов и богинь, сражений, шествий, охоты, флоры и фауны обычно встречались во фресковой живописи.

    В архаический период, начиная с 776 г. до н.э., спортсмены-мужчины также стали обычным предметом. В греческой культуре обнаженный мужчина был образцом физического совершенства, красоты и сильного характера. Спортсменов изображали на фресках и скульптурах, ими украшали даже глиняную посуду: вазы, кувшины для воды и тарелки.

    Более поздние события классической античности

    Политический климат классической Греции и Рима претерпел множество изменений на протяжении всей эпохи классической античности. Существующая политика была скорректирована, приблизив обе культуры к демократии. Искусство, особенно скульптура, работало над тем, чтобы увековечить память об этих широко распространенных изменениях и воздать должное тем, кто привел их к реформе.

    Учения Аристотеля, Сократа и Платона оказали огромное влияние на западные философские и научные исследования. Хотя их философские изыскания не всегда совпадали, эти великие мыслители придерживались одного и того же мнения, когда дело касалось искусства: искусство должно было подражать природе и передавать ощущение красоты в соответствии с математическими принципами. Большая часть греческого искусства следует золотому сечению.

    Греческие мифы, боги и рассказы о героизме оказали влияние на римскую культуру, особенно на римское искусство и архитектуру. Римские императоры также начали заказывать искусство, такое как скульптура и даже поэзия. На самом деле эпическая поэма Вергилия «Энеида » была написана по заказу императора Октавиана, впоследствии известного как Август. Император Август также заказал Августа из Примапорты (1 г. н.э.), на котором он изображен как идеальный лидер в классическом греческом стиле.

    Золотое сечение

    Греческая культура ценила красоту в тесной связи с математикой. Красота достигалась сочетанием пропорций, гармонии и симметрии. Пифагор и Евклид, греческие математики, определили золотое сечение как понятие, основанное на пропорциях между двумя величинами. В частности, отношение между двумя величинами такое же, как отношение между большей из двух вместе взятых. Каждая часть тела человеческой фигуры, например, связана с целым посредством этого фиксированного математического соотношения.

    Парфенон в Афинах, Греция, один из самых известных греческих городов, был построен в соответствии с золотым сечением и почитался за его математическое совершенство и, следовательно, красоту. Концепция золотого сечения продолжала влиять на художников и архитекторов на протяжении столетий, включая римских архитекторов, художников эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи, и современный архитектурный стиль таких архитекторов, как Ле Корбюзье.

    Возрождение классицизма

    Классицизм относится к произведениям искусства, вдохновленным классической древностью. Возрожденная форма классицизма была наиболее популярна в западном искусстве в 15, 16 и 17 веках, также известных как эпоха Просвещения. Классицистические произведения искусства часто изображали сцены из греческой и римской мифологии с помощью живописи, скульптуры и гравюры.

    Художники итальянского Возрождения вдохновлялись артефактами греко-римской древности и стремились подражать работам классических художников. В западном каноне искусства классическая скульптура и архитектура воспроизводились в картинах, запрестольных образах и скульптурах, часто несущих моральное послание.

    Римские руины и другая римская архитектура часто появлялись в религиозном искусстве как символ христианства как отход от римской культуры, особенно языческих верований. Их часто сопоставляли с христианской иконографией, символизирующей рождение, воскресение и бессмертие Иисуса Христа. На таких картинах, как «9» Доменико Мороне.0087 Поклонение волхвов , 1484 г., древнеримские руины используются в качестве убежища для святых фигур и изображаются с археологической точностью.

    Римская скульптура также оказала влияние на гравюры немецкого художника Альбрехта Дюрера, чья гравюра Адам и Ева (1504) находится под влиянием скульптуры Аполлона Бельведерского , раскопанной недалеко от Рима в конце 15 века.

    Художники подражали античным предметам в своих картинах, что позволяло им воспроизводить классические композиции, позы и мотивы, ценившиеся греко-римскими художниками. Художников эпохи Возрождения особенно интересовало обращение с человеческим телом их античными предшественниками. Золотое сечение очаровало многих художников, а традиционные позы богов и богинь привели к изображению предметов в contrapposto , асимметричная стойка, при которой одна нога ставится немного впереди другой.

    Художники также установили связи между древними останками, такими как монеты, доспехи, оружие, а также аналогичные технологии и современные изобретения. Это было время широкомасштабных научных и археологических открытий, которые очаровывали художников и способствовали развитию культуры знаний и исследований. Та же самая оценка науки, впервые увиденная в греческой, римской, египетской и персидской империи, является общей темой в классицизме и сообщает большую часть предмета, изображенного в более поздней исторической живописи.

    Неоклассицизм и романтизм

    Классицизм оставался общей темой в изобразительном искусстве вплоть до 18-го и 19-го веков. Неоклассицизм был основным художественным движением того времени, которое длилось примерно с 1760 по 1840 год и благоприятствовало изображению классических тем и предметов. Неоклассицизм был глубоко вдохновлен классическим греческим языком и Римом и часто изображал сцены из мифов и легенд, которые передавали моральное послание. Сюжеты, декорации и костюмы часто изображались с исторической точностью благодаря очень подробной классической литературе греческого писателя Гомера, итальянского поэта Данте Алигьери, римского поэта Овидия и других плодовитых греческих и римских мыслителей.

    Ключевым эстетическим компонентом неоклассического искусства была также техническая точность. Неоклассические картины обычно идеализировали человеческие фигуры, изображая их в соответствии со стандартами физической красоты, принятыми в то время. Композиции также были неглубокими и замкнутыми, уравновешенными, со сдержанной цветовой палитрой. Порядок, логика и научные достижения нашли отражение в неоклассическом искусстве, которое было реакцией на легкомыслие, наблюдаемое с 1720-х по 1750-е годы, когда стиль рококо был популярен в Европе, особенно во Франции.

    В 1840-х годах романтизм возник как реакция на неоклассицизм. Это художественное движение также включало множество отсылок к древности в своих картинах и скульптурах. Серия из пяти картин американского художника Томаса Коула под названием « Курс Империи (1833–1836)» изображает взлет и падение западного общества с использованием памятников и скульптур классической античности как части сюжета. В г. Завершение империи г. (1836 г.) древнеримские храмы представляют собой упадок, который, по мнению Коула, привел к краху римской цивилизации вместе с ее мегалитическими сооружениями. В Разрушение (1836) огромную скульптуру гладиатора можно увидеть среди руин древнего мира в муках хаоса.

    Ссылки

    Филлис Прей Бобер и Рут Рубинштейн, Художники эпохи Возрождения и антикварная скульптура: справочник источников (Лондон: Х. Миллер; Оксфорд: Oxford University Press, 1986).

    Известные художники-классики

    • Жак-Луи Давид, 1748-1825, французский язык
    • Бенджамин Уэст, 1738–1820 гг.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*