Когда началась эпоха возрождения: Годы эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения

Содержание

Годы эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения

Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил Средние века, дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре 14 века в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

Годы эпохи Возрождения и понятие

Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение античной культуры, ее внедрение в европейский мир.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, произведения искусства, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

Проторенессанс

Данный период датируется приблизительно второй половиной 13–14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

Период раннего Возрождения

По времени он занял восемьдесят лет. Ранний период эпохи Возрождения, годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

Родоначальником периода раннего Возрождения принято считать живописца Мазаччо, который был родом из Флоренции. Подхватив идеи своих предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур на холстах.

Период высокого Возрождения

Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

Позднее Возрождение

Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. Южная Европа погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

Великие мастера эпохи Ренессанса

Три великих итальянца — это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:

  1. Леонардо да Винчи. Личность в истории человечества поистине гениальная и уникальная. Он был не только великим художником и скульптором, но и ученым, естествоиспытателем, изобретателем, писателем и архитектором. Современникам же в большей степени он известен своими немногочисленными картинами, включая легендарную Мону Лизу Джоконду (на втором фото), над загадкой которой ученые бьются не первое столетие.
  2. Микеланджело Буонарроти. Годы жизни и творчества — 1475-1564. Прежде всего, он известен как скульптор и художник. Причем первая его грань выражена куда больше и находит отражение даже в картинах. Основная его работа велась в Риме и Флоренции. Гений Микеланджело в полной мере проявился при росписи Сикстинской капеллы, которая стала отражением библейской истории, и на ней изображено 300 фигур, причем ни одна не похожа на другую. А также фреска «Страшный суд», ансамбль площади Капитолия, купол Ватиканского собора, статуя Давида, композиция «Пьета» (фото выше) и многое другое.
  3. Рафаэль Санти. Еще одна феноменальная личность эпохи Ренессанса. Его учителем был родной отец П.Перуджино, выдающийся мастер. Именно его манера четко прослеживается в работах раннего периода. Самой совершенной его работой принято считать Сикстинскую мадонну (на фото).

Все их произведения – это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров — вне времени.

Возрождение (Ренессанс), эпоха Возрождения — Юнциклопедия

Заходи к Насте Лисовой 🙂

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaître — возрождаться), — одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя — абсолютная монархия (см. Государство), формировались новые общественные группы — буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Великие географические открытия расширили горизонты современников. Этому способствовало и великое изобретение Иоганна Гутенберга — книгопечатание. В эту сложную, переходную эпоху возник новый тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий мир. Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности, осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое (отсюда понятие «Возрождение»), но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской — рыцарской, городской, народной. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.

Джованни Боккаччо — один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения. Франческо Петрарка — поэт, автор лирических произведении, посвященных Лауре, — «На жизнь мадонны Лауры», — «На смерть мадонны Лауры». Палаццо Питти. Флоренция. 1440—1570 гг. Мазаччо. Сбор подати. Сцена из жизни св. Петра Фреска капеллы Бранкаччи. Флоренция. 1426—1427 гг. Микеланджело Буонарроти. Моисей. 1513—1516 гг. Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1515—1519 гг. Холст, масло. Картинная галерея. Дрезден. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Конец 1470-х — начало 1490-х гг. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510—1513 гг. Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Однако восстановление античного наследия (гуманисты разыскивали рукописи древних авторов, очищали тексты от позднейших наслоений и ошибок переписчиков) не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Круг гуманитарных знаний, в рамках которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал этику, историю, педагогику, поэтику, риторику. Гуманисты внесли ценный вклад в развитие всех этих наук. Их поиски нового научного метода, критика схоластики, переводы научных сочинений античных авторов способствовали подъему натурфилософии и естествознания в XVI — начале XVII в.

Формирование культуры Возрождения в разных странах не было одновременным и шло неодинаковыми темпами в различных областях самой культуры. Раньше всего она сложилась в Италии с ее многочисленными городами, достигшими высокого уровня цивилизации и политической самостоятельности, с античными традициями, более прочными, чем в других странах Европы. Уже во 2-й половине XIV в. в Италии произошли существенные сдвиги в литературе и гуманитарных знаниях — филологии, этике, риторике, историографии, педагогике. Затем ареной бурного развития Ренессанса стали изобразительное искусство и архитектура, позже новая культура охватила сферу философии, естествознания, музыки, театра. Более столетия Италия оставалась единственной страной ренессансной культуры; к концу XV в. Возрождение начало сравнительно быстро набирать силу в Германии, Нидерландах, Франции, в XVI в. — в Англии, Испании, странах Центральной Европы. Вторая половина XVI в. стала временем не только высоких достижений европейского Возрождения, но и проявлений кризиса новой культуры, вызванного контрнаступлением реакционных сил и внутренними противоречиями развития самого Ренессанса.

Зарождение ренессансной литературы во 2-й половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. В «Книге песен» Петрарки отразились тончайшие оттенки его любви к Лауре. В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания — поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги новелл «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений. В «Декамероне» прослеживается влияние народно-городской литературы средневековья. Здесь в художественной форме нашли выражение гуманистические идеи — отрицание аскетической морали, оправдание права человека на полноту проявления своих чувств, всех естественных потребностей, представление о благородстве как порождении доблестных дел и высокой нравственности, а не знатности рода. Тема благородства, в решении которой отразились антисословные представления передовой части бюргерства и народа, станет характерной для многих гуманистов. В дальнейшее развитие литературы на итальянском и латинском языках большой вклад внесли гуманисты XV в. — писатели и филологи, историки, философы, поэты, государственные деятели и ораторы.

В итальянском гуманизме существовали направления, по-разному подходившие к решению этических проблем, и прежде всего к вопросу о путях человека к счастью. Так, в гражданском гуманизме — направлении, сложившемся во Флоренции в первой половине XV в. (наиболее видные его представители — Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери), — этика основывалась на принципе служения общему благу. Гуманисты утверждали необходимость воспитывать человека-гражданина, патриота, ставящего интересы общества и государства выше личных. Они утверждали нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес церковному идеалу монашеского отшельничества. Особую ценность они придавали таким добродетелям, как справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность. Человек может раскрыть и развить эти добродетели лишь в активном социальном общении, а не в бегстве от мирской жизни. Наилучшей формой государственного устройства гуманисты этого направления считали республику, где в условиях свободы могут наиболее полно проявиться все способности человека.

Другое направление в гуманизме XV в. представляло творчество писателя, архитектора, теоретика искусства Леона Баттиста Альберти. Альберти считал, что в мире царит закон гармонии, ему подчинен и человек. Он должен стремиться к знанию, к постижению окружающего мира и самого себя. Люди должны строить земную жизнь на разумных основаниях, на основе приобретенных знаний, обращая их себе на пользу, стремясь к гармонии чувств и разума, индивида и общества, человека и природы. Знание и обязательный для всех членов общества труд — таков, по мнению Альберти, путь к счастливой жизни.

Лоренцо Валла выдвинул иную этическую теорию. Счастье он отождествлял с наслаждением: человек должен получать удовольствие от всех радостей земного бытия. Аскетизм противоречит самой человеческой природе, чувства и разум равноправны, следует добиваться их гармонии. С этих позиций Валла выступил с решительной критикой монашества в диалоге «О монашеском обете».

В конце XV — конце XVI в. получило распространение направление, связанное с деятельностью Платоновской академии во Флоренции. Ведущие философы-гуманисты этого направления — Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола в своих трудах, основанных на философии Платона и неоплатоников, возвеличивали разум человека. Для них стала характерной героизация личности. Фичино считал человека центром мира, связующим звеном (эта связь осуществляется в познании) прекрасно организованного космоса. Пико видел в человеке единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания — на этику и науки о природе. В «Речи о достоинстве человека» Пико защищал право на свободомыслие, считал, что философия, лишенная всякого догматизма, должна стать уделом каждого, а не горстки избранных. Итальянские неоплатоники подходили с новых, гуманистических позиций к решению ряда теологических проблем. Вторжение гуманизма в сферу теологии — одна из важных особенностей европейского Возрождения XVI в.

Новым подъемом ренессансной литературы в Италии отмечен XVI век: Лудовико Ариосто прославился поэмой «Неистовый Роланд», где переплетаются реальность и фантазия, прославление земных радостей и то грустное, то ироничное осмысление итальянской жизни; Бальдассаре Кастильоне создал книгу об идеальном человеке своей эпохи («Придворный»). Это время творчества выдающегося поэта Пьетро Бембо и автора сатирических памфлетов Пьетро Аретино; в конце XVI в. написана грандиозная героическая поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», в которой отразились не только завоевания светской ренессансной культуры, но и начавшийся кризис гуманистического мировоззрения, связанный с усилением религиозности в условиях контрреформации, с утратой веры во всемогущество личности.

Блестящих успехов достигло искусство итальянского Возрождения, начало которому положили Мазаччо в живописи, Донателло в скульптуре, Брунеллески в зодчестве, работавшие во Флоренции в 1-й половине XV в. Их творчество отмечено ярким талантом, новым пониманием человека, его места в природе и обществе. Во 2-й половине XV в. в итальянской живописи наряду с флорентийской школой сложился и ряд других — умбрийская, североитальянская, венецианская. Каждая из них обладала своими особенностями, характерны они были и для творчества крупнейших мастеров — Пьеро делла Франчески, Адреа Мантеньи, Сандро Боттичелли и других. Все они по-разному выявляли специфику ренессансного искусства: стремление к жизнеподобию образов, основанному на принципе «подражания природе», широкое обращение к мотивам античной мифологии и светской интерпретации традиционных религиозных сюжетов, интерес к линейной и воздушной перспективе, к пластической выразительности образов, гармоничности пропорций и т. д. Распространенным жанром живописи, графики, медальерного искусства, скульптуры стал портрет, что было непосредственно связано с утверждением гуманистического идеала человека. Героизированный идеал совершенного человека с особой полнотой воплотился в итальянском искусстве Высокого Возрождения в первые десятилетия XVI в. Эта эпоха выдвинула ярчайшие, многогранные таланты — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (см. Искусство). Сложился тип универсального художника, совмещавшего в своем творчестве живописца, скульптора, архитектора, поэта и ученого. Художники этой эпохи работали в тесном контакте с гуманистами и проявляли большой интерес к естественным наукам, прежде всего анатомии, оптике, математике, стремясь использовать их достижения в своем творчестве. В XVI в. особый подъем переживало венецианское искусство. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто создали прекрасные полотна, примечательные колористическим богатством и реализмом образов человека и окружающего его мира. XVI век — время активного утверждения ренессансного стиля в архитектуре, особенно светского назначения, для которой была характерна тесная связь с традициями античного зодчества (ордерная архитектура). Сформировался новый тип здания — городского дворца (палаццо) и загородной резиденции (вилла) — величественного, но и соразмерного человеку, где торжественная простота фасада сочетается с просторными, богато украшенными интерьерами. Огромный вклад в архитектуру Возрождения внесли Леон Баттиста Альберти, Джулиано да Сангалло, Браманте, Палладио. Многие архитекторы создавали проекты идеального города, основанные на новых принципах градостроительства и архитектуры, отвечавших потребностям человека в здоровом, хорошо обустроенном и красивом жизненном пространстве. Перестраивались не только отдельные здания, но и целые старые средневековые города: Рим, Флоренция, Феррара, Венеция, Мантуя, Римини.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Ханс Хольбейн Младший. Портрет нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского. 1523 г. Тициан Вечеллио. Святой Себастьян. 1570 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Иллюстрация г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Мишель Монтень — французский философ и писатель.

В политической и исторической мысли итальянского Возрождения проблема совершенного общества и государства стала одной из центральных. В построенных на изучении документального материала трудах Бруни и особенно Макиавелли по истории Флоренции, в сочинениях Сабеллико и Контарини по истории Венеции раскрывались достоинства республиканского устройства этих городов-государств, а историки Милана и Неаполя, наоборот, подчеркивали позитивную централизующую роль монархии. Макиавелли и Гвиччардини объяснили все беды Италии, ставшей в первые десятилетия XVI в. ареной иноземных нашествий, ее политической децентрализацией и призывали итальянцев к национальной консолидации. Общей чертой ренессансной историографии было стремление видеть в самих людях творцов своей истории, глубоко анализировать опыт прошлого и использовать его в политической практике. Широкое распространение в XVI — начале XVII в. получила социальная утопия. В учениях утопистов Дони, Альбергати, Цукколо идеальное общество связывалось с частичной ликвидацией частной собственности, равенством граждан (но не всех людей), всеобщей обязательностью труда, гармоничным развитием личности. Наиболее последовательное выражение идеи обобществления собственности и уравнительства нашли в «Городе Солнца» Кампанеллы.

Новые подходы к решению традиционной проблемы о соотношении природы и Бога выдвинули натурфилософы Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно. В их трудах догма о Боге-творце, направляющем развитие вселенной, уступала место пантеизму: Бог не противопоставляется природе, а как бы сливается с ней; природа рассматривается как существующая вечно и развивающаяся по своим собственным законам. Идеи ренессансных натурфилософов встречали резкое сопротивление со стороны католической церкви. За свои идеи о вечности и бесконечности Вселенной, состоящей из огромного множества миров, за острую критику церкви, потворствующей невежеству и мракобесию, Бруно был осужден как еретик и предан огню в 1600 г.

Итальянское Возрождение оказало огромное воздействие на развитие ренессансной культуры в других странах Европы. Этому способствовало в немалой степени книгопечатание. Крупными центрами издательского дела были в XVI в. Венеция, где еще в начале столетия типография Альда Мануция стала важным центром культурной жизни; Базель, где столь же значительными были издательские дома Иоганна Фробена и Иоганна Амербаха; Лион с его прославленной печатней Этьенов, а также Париж, Рим, Лувен, Лондон, Севилья. Книгопечатание стало мощным фактором развития ренессансной культуры во многих странах Европы, открыло путь к активному взаимодействию в процессе построения новой культуры гуманистов, ученых, художников.

Крупнейшей фигурой Северного Возрождения был Эразм Роттердамский, с именем которого связано направление «христианского гуманизма». Он имел единомышленников и союзников во многих странах Европы (Дж. Колет и Томас Мор в Англии, Г. Бюде и Лефевр д’Этапль во Франции, И. Рейхлин в Германии). Эразм широко понимал задачи новой культуры. По его мнению, это не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения. Он не видел между ними принципиальных различий с точки зрения истины, к которой должен стремиться человек. Как и итальянские гуманисты, он связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Его гуманистическая педагогика получила художественное выражение в «Разговорах запросто», а его остросатирическое произведение «Похвала Глупости» было направлено против невежества, догматизма, феодальных предрассудков. Путь к счастью людей Эразм видел в мирной жизни и утверждении гуманистической культуры, основанной на всех ценностях исторического опыта человечества.

В Германии культура Возрождения переживала бурный взлет в конце XV в. — 1-й трети XVI в. Одной из ее особенностей был расцвет сатирической литературы, начало которому положило сочинение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в котором подвергались острой критике нравы времени; автор подводил читателей к выводу о необходимости реформ общественной жизни. Сатирическую линию в немецкой литературе продолжили «Письма темных людей» — анонимно изданный коллективный труд гуманистов, главным среди которых был Ульрих фон Гуттен, — где уничтожающей критике подверглись служители церкви. Гуттен был автором многих памфлетов, диалогов, писем, направленных против папства, засилья церкви в Германии, раздробленности страны; его творчество способствовало пробуждению национального самосознания немецкого народа.

Крупнейшими художниками эпохи Возрождения в Германии были А. Дюрер, выдающийся живописец и непревзойденный мастер гравюры, М. Нитхардт (Грюневальд) с его глубоко драматическими образами, портретист Ханс Хольбейн Младший, а также Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое искусство с Реформацией.

Во Франции культура Возрождения складывалась и переживала расцвет в XVI в. Этому способствовали, в частности, итальянские войны 1494—1559 гг. (они велись между королями Франции, Испании и германским императором за овладение итальянскими территориями), открывшие французам богатство ренессансной культуры Италии. В то же время особенностью французского Возрождения был интерес к традициям народной культуры, творчески осваиваемой гуманистами наряду с античным наследием. Поэзия К. Маро, сочинения гуманистов-филологов Э. Доле и Б. Деперье, входивших в кружок Маргариты Наваррской (сестры короля Франциска I), проникнуты народными мотивами, жизнерадостным вольномыслием. Эти тенденции очень ярко проявились в сатирическом романе выдающегося писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где сюжеты, почерпнутые из старинных народных сказаний о веселых гигантах, сочетаются с осмеянием пороков и невежества современников, с изложением гуманистической программы воспитания и образования в духе новой культуры. Взлет национальной французской поэзии связан с деятельностью Плеяды — кружка поэтов по главе с Ронсаром и Дю Белле. В период гражданских (гугенотских) войн (см. Религиозные войны во Франции) широкое развитие получила публицистика, выражавшая различия в политической позиции противоборствующих сил общества. Крупнейшими политическими мыслителями были Ф. Отман и Дюплесси Морне, выступавшие против тирании, и Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого национального государства во главе с абсолютным монархом. Идеи гуманизма нашли глубокое осмысление в «Опытах» Монтеня. Монтень, Рабле, Бонавантюр Деперье были яркими представителями светского свободомыслия, отвергавшего религиозные основы мировоззрения. Они осуждали схоластику, средневековую систему воспитания и образования, начетничество, религиозный фанатизм. Главный принцип этики Монтеня — свободное проявление человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Счастье он связывал с реализацией внутренних возможностей индивида, чему должно служить светское воспитание и образование, основанное на свободомыслии. В искусстве французского Возрождения на первый план выдвинулся жанр портрета, выдающимися мастерами которого стали Ж. Фуке, Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье. В скульптуре прославился Ж. Гужон.

В культуре Нидерландов эпохи Возрождения самобытным явлением были риторические общества, объединявшие выходцев из разных слоев, включая ремесленников и крестьян. На заседаниях обществ проводились диспуты на политические и нравственно-религиозные темы, ставились спектакли в народных традициях, шла утонченная работа над словом; активное участие в деятельности обществ принимали гуманисты. Народные черты были свойственны и нидерландскому искусству. Крупнейший живописец Питер Брейгель, прозванный «Мужицким», в своих картинах крестьянской жизни и пейзажах с особой полнотой выразил ощущение единства природы и человека.

Великий итальянский ученый Галилео Галилей. Великий английский поэт и драматург Уильям Шекспир.

В английском Возрождении на его раннем этапе ведущей фигурой был Томас Мор, создатель «Утопии», где гуманистические идеи свободы, равенства, справедливости были положены в основу идеального общества без частной собственности (см. Утопический социализм). Высокого подъема достигло в XVI в. искусство театра, демократического по своей ориентации. В многочисленных публичных и частных театрах ставились бытовые комедии, исторические хроники, героические драмы. Пьесы К. Марло, в которых величественные герои бросают вызов средневековой морали, Б. Джонсона, в которых возникает галерея трагикомических характеров, подготовили появление величайшего драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира. Совершенный мастер разных жанров — комедий, трагедий, исторических хроник, Шекспир создал неповторимые образы сильных людей, личностей, ярко воплотивших черты человека Возрождения, жизнелюбивого, страстного, наделенного умом и энергией, но подчас и противоречивого в своих нравственных поступках. Творчество Шекспира обнажило углублявшийся в эпоху Позднего Возрождения разрыв между гуманистической идеализацией человека и исполненным острых жизненных коллизий реальным миром. Английский ученый Фрэнсис Бэкон обогатил ренессансную философию новыми подходами к познанию мира. Схоластическому методу он противопоставил наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. Путь к построению совершенного общества Бэкон видел в развитии науки, прежде всего физики.

В Испании культура Возрождения переживала «золотой век» во 2-й половине XVI в. — первых десятилетиях XVII в. Ее высшие достижения связаны с созданием новой испанской литературы и национального народного театра, а также с творчеством выдающегося живописца Эль Греко. Формирование новой испанской литературы, выросшей на традициях рыцарского и плутовского романов, нашло блестящее завершение в гениальном романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В образах рыцаря Дон Кихота и крестьянина Санчо Пансы раскрывается главная гуманистическая идея романа: величие человека в его смелой борьбе со злом во имя справедливости. Роман Сервантеса — и своеобразная пародия на уходящий в прошлое рыцарский роман, и широчайшее полотно народной жизни Испании XVI в. Сервантес был автором ряда пьес, внесших большой вклад в создание национального театра. В еще большей мере бурное развитие испанского театра Возрождения связано с творчеством чрезвычайно плодовитого драматурга и поэта Лопе де Вега, автора лирико-героических комедий плаща и шпаги, проникнутых народным духом.

Андрей Рублев. Троица. 1-я четверть XV в.

В конце XV—XVI в. ренессансная культура получила распространение в Венгрии, где королевское покровительство сыграло важную роль в расцвете гуманизма; в Чехии, где новые веяния способствовали формированию национального сознания; в Польше, которая стала одним из центров гуманистического вольномыслия. Влияние Возрождения сказалось также на культуре Дубровницкой республики, Литвы, Белоруссии. Отдельные тенденции предвозрожденческого характера проявились и в русской культуре XV в. Они были связаны с возрастающим интересом к человеческой личности и ее психологии. В искусстве это прежде всего творчество Андрея Рублёва и художников его круга, в литературе — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о любви муромского князя и крестьянской девушки Февронии, и сочинения Епифания Премудрого с его мастерским «плетением словес». В XVI в. возрожденческие элементы проявились в русской политической публицистике (Иван Пересветов и др.).

В XVI — первых десятилетиях XVII в. значительные сдвиги произошли в развитии науки. Начало новой астрономии положила гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника, совершившая переворот в представлениях о Вселенной. Она получила дальнейшее обоснование в трудах немецкого астронома И. Кеплера, а также итальянского ученого Г. Галилея. Астроном и физик Галилей сконструировал подзорную трубу, открыв с ее помощью горы на Луне, фазы Венеры, спутников Юпитера и др. Открытия Галилея, подтвердившие учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, дали толчок более быстрому распространению гелиоцентрической теории, которую церковь признавала еретической; она преследовала ее сторонников (например, судьба Д. Бруно, сожженного на костре) и запретила сочинения Галилея. Много нового появилось в области физики, механики, математики. Стивеном были сформулированы теоремы гидростатики; Тарталья успешно изучал теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Г. Кремер (Меркатор) создал более совершенные географические карты. Возникла океанография. В ботанике Э. Корд и Л. Фукс систематизировали широкий круг знаний. К. Геснер обогатил знания в области зоологии своей «Историей животных». Совершенствовались знания по анатомии, чему способствовал труд Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал мысль о наличии легочного круга кровообращения. Выдающийся медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. г. Агрикола систематизировал знания в области горного дела и металлургии. Леонардо да Винчи выдвинул ряд инженерных проектов, далеко опередивших современную ему техническую мысль и предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, летательного аппарата).

Успехи естествознания и философской мысли эпохи Возрождения подготовили новый этап в развитии науки, связанный уже с историей XVII в. (см. Наука и техника).

См. также

Ренессанс — это… Эпоха Возрождения

Ренессанс — это… Эпоха Возрождения

14.11.2017 04:48

За время своего существования человеческая цивилизация проходила несколько эпох, которые оказали большое влияние на все ее развитие. Некоторые вехи истории были печальными и кровавыми, они откинули человечество на несколько десятков лет назад. А вот другие принесли с собой духовный свет и поспособствовали небывалому творческому всплеску, затронувшему абсолютно все сферы жизни и искусства. Такое важное значение в истории человечества имеет Ренессанс — эпоха Возрождения, подарившая миру великих скульпторов, живописцев и поэтов.

Что значит термин «эпоха Возрождения»?

Ренессанс невозможно охарактеризовать сухой статистикой либо кратким перечислением великих людей, рожденных в этот период времени. Но необходимо понимать, что включает в себя это название.
В переводе с итальянского термин «Ренессанс» — это название, созданное слиянием двух слов «снова» и «родиться». Поэтому понятия «Ренессанс» и «эпоха Возрождения» являются тождественными. Их можно одинаково применять в объяснении периода европейской истории, который породил массу гениев и шедевров искусства.
Изначально эпохой Возрождения называли конкретный временной промежуток, когда художниками и скульпторами было создано самое большое количество шедевров. Этот период характеризуется появлением новых видов искусства и изменением отношения к ним.

Ренессанс: годы эпохи Возрождения

Долгие годы историки спорили о том, какой именно период истории относить к эпохе Возрождения. Дело в том, что Ренессанс является некоторым переходным этапом от Средневековья к новому времени. Он был связан со множеством перемен, имеющих под собой основу из сплава старых понятий и возникающих новых течений в философии, науке и искусстве.
Все это проявлялось в каждой европейской стране в разное время. Например, в Италии Ренессанс начал проявлять себя в конце тринадцатого века, а вот Франция оказалась под влиянием новой эпохи практически спустя целый век. Поэтому сегодняшнее научное сообщество понимает под эпохой Возрождения период с тринадцатого по шестнадцатый век. Многие историки с нежностью называют его «осенью Средневековья».

Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения

Средневековье характеризуется распространением идей о преобладании духовного над земным. В этот период было принято отвергать все потребности своего тела и стремиться только к тому, чтобы очищать душу от греха, дабы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не стремился запечатлеть свое земное существование в ярких красках, ведь оно являлось всего лишь ожиданием чего-то необыкновенного в будущем.
Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным экономическим подъемом, который затронул страны Европы в начале четырнадцатого века. Человек получил возможность взглянуть на мир под другим углом и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди стали с восхищением относиться к каждому новому дню, наполненному красотами обычной повседневной жизни.

Многие искусствоведы считают, что Ренессанс — это возвращение к идеям античности. В некотором смысле это так. Ведь в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения равновесия между человеком и природой. Античность также апеллировала к этим идеям, человеческое тело являлось предметом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в период Средневековья.
Но несмотря на подобное сходство, эпоха Возрождения являлась абсолютно новым этапом в искусстве и науке. Появлялись не только новые научные идеи, но и многочисленные приемы в живописи и скульптуре, позволяющие сделать изображение трехмерным и реалистичным. Человек вышел на абсолютно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.

Где зародился Ренессанс?

В понимании искусствоведов Ренессанс — это в первую очередь Италия. Именно здесь зародились новые веяния, распространившиеся по всей Европе через несколько веков. Даже термин «Ренессанс» был введен в обиход итальянцем, заменившим им на некоторое время обозначение эпохи античности.
Если задуматься, то трудно представить, что эпоха Возрождения могла зародиться где-то еще кроме Италии. Ведь все в этой стране пронизано духом красоты и поклонения этой красоте. Римская империя когда-то оставила множество исторических памятников, которые вдохновляли своим совершенством скульпторов и живописцев. Считается, что Флоренция — город купцов и богемы — дала жизнь Ренессансу и стала его колыбелью.
До сих пор именно в этом городе можно отыскать самые яркие работы эпохи Возрождения, которые прославили своих создателей на весь мир. К ним относятся шедевры Леонардо да Винчи и Микеланджело. Параллельно с искусством развивалась и итальянская философия. За несколько десятилетий было написано множество научных трудов, посвященных новому времени и гуманистическим идеям.

Итальянское и французское Возрождение

Так как Ренессанс — это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.
Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:
    Раннее Возрождение.Высокое Возрождение.Позднее Возрождение.
В некоторых источниках указан еще один период — Прот

Эпоха Возрождения — сообщение доклад

Эпоха Возрождения (Ренессанс) — это период в истории Европы, начинающийся примерно в 14 веке после окончания Средневековья.

«Ренессанс» — это французское слово, означающее «возрождение». Этот период называется таким именем, потому что в то время люди начали интересоваться изучением древних времен, в частности, изучением наследия Древней Греции и Рима. Ренессанс рассматривался как «возрождение» этого обучения. Ренессанс часто называют началом «современной эпохи».

Во времена Возрождения было много известных художников, восхитительных писателей и гениальных философов. Многие люди стали изучать досконально математику и разные науки. Человека, эрудированного и обладающего глубокими знаниями в разных сферах, иногда называют «человеком эпохи Возрождения». Леонардо да Винчи, который был и художником, и ученым, и музыкантом, и философом, является самым известным человеком эпохи Возрождения.

Ренессанс начался в Италии, но вскоре распространился по всей Европе. В Италии это время делится на три периода:

  • Ранний ренессанс.
  • Высокий ренессанс
  • Поздний ренессанс, который также называется маньеристским периодом.

После периода маньеристов в искусство пришел период барокко. Барокко стало распространяться по всей Европе примерно с 1600 года. За пределами Италии очень трудно определить, когда заканчивается эпоха Возрождения в искусстве, и начинается время барокко.

Многие ученые полагают, что причинами зарождения и такого быстрого распространения эпохи Возрождения послужили следующие факторы:

1. Развитие чтения и печати.

В средние века книг было очень мало. Книги, которые существовали почти все, принадлежали церквям, университетам или высшему классу. Они были написаны от руки и часто имели красивые картины с ручной росписью. Они были настолько дороги, что большинство людей не могли их себе позволить.

Большинство книг в то время были написаны на латыни, языке древних римлян, который использовался в католической церкви, и его понимали только священники и образованные знатные люди. Людям было запрещено законодательно переводить Библию на итальянский, английский, немецкий, французский или другие «местные» языки.

В 1423 году первые печатные книги появились в Европе. Способ печати быстро улучшался, так что большее книг можно было сделать быстро и продать дешево. Для печати одной Библии было нужно 300 шкурок теленка или 100 шкурок свиньи. Затем типографии начали печатать все, что, по их мнению, было интересно: — древнегреческие и римские писания, поэзию, пьесы, жизни святых, учебники по математике, медицинские учебники, христианские истории, книги о животных, советы князьям о том, как управлять своими людьми и карты мира.

До 1423 года все эти знания принадлежали священникам, монастырям и университетам. Внезапно вся эта лавина информации стала доступна тысячам людей.

2. Древнеримское культурное наследие.

Время Древней Греции и Рима, когда было много известных философов, писателей, живописцев, скульпторов, архитекторов и математиков, воспринималось людьми как золотой век истории мировой цивилизации. Поэтому Ренессанс и назван в честь изучения этого значительного наследия древних.

3. Деньги и политика.

В связи с появлением в итальянских городах больших денег от торговли, местная знать захотела ослабить влияние Папы Римского. А изучение новой информации и догматов, которые отрицаются церковью, ослабляло в глазах людей силу и мощь католической церкви. Больше всех помощь в развитии Ренессанса в Италии оказала богатая флорентийская семья Медичи.

4. Медичи.

Медичи были банкирами, но очень сильно поддерживали развитие искусства и науки. Благодаря своему банковскому капиталу, Медичи стали самой  политически могущественной семьей из всех семей из Флоренции. Семью Медичи можно смело считать первыми меценатами и покровителями Ренессанса, так как главы этой семьи на протяжении столетий поддерживали писателей, художников, архитекторов и студентов. Козимо де Медичи основал во Флоренции «Платоническую академию», где студенты могли изучать произведения древнегреческих писателей и говорить о политике, религии и новых идеях. Козимо также призвал архитекторов проектировать здания в стиле Древнего Рима. Он собрал огромную библиотеку книг и отдал их в монастырь Сан-Лоренцо, для пользования ученикам. Его внук, Лоренцо продолжал дело дела и был прозван «Великолепный». Во время Лоренцо во Флоренции жили и творили такие великие художники мировой истории, как Боттичелли, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Вариант 2

Период средних веков условно занимает период между 4-5 и 13-14-15 веками новой эры. Собственно термин средние века появился именно в Ренессанс или Возрождение и стал обозначением промежуточного периода между античностью и собственно Возрождением (начинается в 14 веке).

Люди эпохи Ренессанса хотели вернуть античность и разнообразные античные идеалы в собственным мир. Эти идеалы казались более высокими и чистыми, достойными подражания. При этом могла рассматриваться и христианская и более древняя языческая античность, так или иначе, эти периоды воспринимались как более возвышенные.

Помимо этого некоторые преобразования в обществе, постепенное снижение роли религии тоже приводили к переменам. Если ранее нередко предметом изображений становились иконографические образы, а икона являлась чем-то наподобие окна в другой мир, то в эпоху Возрождения чаще художники обращаются к более повседневным сюжетам. Конечно, религиозная тематика остается превалирующей, но также изображаются и люди, на фоне природы, то есть изобразительное искусство становится как бы зеркалом, которое отражает не высший, но земной мир.

Довольно интересной тут является и концепция человека как венца творения, который стал лучшим созданием Господа и, соответственно, такое творение полно красоты и смысла. Поэтому люди эпохи Возрождения восхваляют природу и человека. Эти мотивы сочетаются с античными, к примеру культом человеческого тела и наслаждения его атлетичной красотой.

Эпоха Возрождения, как сказано ранее, не имеет четких границ и немного размыта, да и сама не однородна. Условно различают нижний, средний и высокий Ренессанс, который располагается хронологически ближе к 16 веку. Эти подпериоды отличаются, и отличи во многом обуславливаются историческими факторами, к примеру, на картинах высокого Ренессанса появляется больше пространства, пространство становится открытым и этот факт многие связывают с периодом великих географических открытий и, соответственно, пониманием людьми внушительных размеров мира и его освоения.

Весь Ренессанс основывается на идее высоких идеалов и воспевании красоты. Люди этой эпохи воспевали самостоятельность человека, его уникальность. Примерами таких работ являются многие великие творения и к наиболее существенным следует, конечно, отнести Джоконду.

Эпоха Возрождения

Поворот: как началось Возрождение

Это эксцентричная книга. С изяществом и познанием он рассказывает историю открытия в Германии в 1417 году шедевра эпикуреизма — поэмы Лукреция De Rerum Natura , состоящей из более чем 7000 строк, распределенных по шести книгам, итальянским гуманистом эпохи Возрождения Поджио Браччолини с увлекательной экскурсии по различным темам здесь и там для развлечения и обучения. Как говорится в подзаголовке, он призван рассказать нам, как началось Возрождение.Но нигде этого не происходит. Еще более странно то, что предмет, который дает само название книги, поворот, физический феномен, вызванный Эпикуром для объяснения того, почему атомы действуют случайно и по-разному, не играет значительной роли в истории. Насколько я могу судить, в основе странной процедуры Гринблатта лежат сомнительные предпосылки и необоснованные предположения.

Сомнительная предпосылка — это его напыщенный буркхардтианский, или, возможно, точнее, вольтерский взгляд на Ренессанс как вспышку света после долгой средневековой тьмы.Это хорошо иллюстрируется , среди прочего, , описанием Гринблаттом средневекового менталитета на стр. 14–6, заканчивающимся: «Идентичность заняла четкое, хорошо понятное место в цепи подчинения и подчинения». Таким образом, он перекликается с столь же искренней карикатурой Буркхардта на бедных, заблудших средневековых людей, неспособных представить себя иначе, как частью некой корпоративной структуры (в отличие от нас, освобожденных современных индивидуалистов). Прошло некоторое время с тех пор, как я видел, как один ученый так самоуверенно говорил о Средневековье, как, выражаясь гиббонианскими терминами, о торжестве варварства и религии (ср.п. 94, где Гринблатт заканчивает обсуждение убийства Гипатии). Итак, все, что ниспровергает средневековый режим, является современным или ведет к современности. Атомизм, гедонизм (даже при правильном понимании), отождествление религии с суеверием и отказ от цели и провидения в этом мире De Rerum Natura Лукреция — все это может иметь только глубоко подрывной характер. Следовательно, открытие De Rerum Natura сделало Поджио, его первооткрывателя, «повивальной бабкой современности» (стр.13).

Необоснованное предположение состоит в том, что как только подрывная поэма Лукреция стала доступной, она, должно быть, сотворила свое волшебство и внесла центральный вклад в уничтожение средневекового мировоззрения и наступление современности. Проблема в том, что Гринблатт практически не имеет доказательств, подтверждающих это предположение, в то время как существует огромное количество доказательств для построения другой истории. Гринблатт признает скудность доказательств, но этот факт, похоже, не повлиял на его веру в удивительное влияние поэмы Лукреция.Лукреций не оказал заметного влияния ни на Поджио, ни на Никколо Никколи, которому Поджио послал свое открытие и который, по-видимому, в основном отвечал за версию рукописи, которая распространялась в Италии. Действительно, трудно найти значительное влияние в Quattrocento Italy, что немалая проблема для стихотворения, которое, как предполагается, положило начало эпохе Возрождения. Хуже того, у нас есть апологеты эпикурейцев 15-го века, а именно Косма Раймонди (о котором Гринблатт не упоминает) и Лоренцо Валла, оба из которых излагали эпикурейство без ссылки на De Rerum Natura .Фактически, основными источниками знаний о классическом эпикуреанстве в 15 веке были хорошо известные диалоги Цицерона De Finibus и De Natura Deorum , подкрепленные Divine Institutes Лактанция и новым источником жизней Диогена Лаэртия. книги Философов , переведенной камалдуенсианским монахом Амброджо Траверсари (ум. 1439). Из статьи Вольфганга Бернарда Флейшмана о Лукреции в Catalogus Translationum et Commentariorum (2: 349–65), которая не указана в библиографии Гринблатта, мы знаем, что первые комментарии к Лукрецию не появлялись до 1511 г., а то и до 1600 г. 28 издания были опубликованы в дополнение к двум другим комментариям, явным признакам научного интереса (как и около 50 рукописей), но, тем не менее, количеству, которое полностью затмевается рукописями, изданиями и комментариями других классических авторов и текстов эпохи Возрождения и Ренессанса. никоим образом не предполагает грандиозного подрывного влияния, установленного Гринблаттом.

В этой нехватке доказательств Гринблатт ухватился за то, что было близко к соломинке (как это сделала Элисон Браун в своей недавней небольшой книге о Лукреции во Флоренции эпохи Возрождения (1)). Курс лекций второразрядного гуманиста Марчелло Вирджилио Адриани в 1490-х годах, транскрипция текста Лукреция Макиавелли (в студенческие годы?) Без доказательств того, что текст повлиял на него, а также случайные ссылки и намеки различных авторов, в том числе подозреваемый неоязыческий поэт Майкл Тарчаниота Маруллус (ум.1500), все это интересные, но скудные признаки для классического автора такой предполагаемой значимости, как Лукреций, если кто-то пытается обосновать подрывное движение Лукрецианского эпикурейства. В некотором смысле в 16 веке дела обстоят еще хуже. Ультраортодокс Томас Мор не только сделал своих утопистов эпикурейцами без малейшего почтения к Лукрецию, но и великий Эразм также добавил оскорбления к обиде, несколько раз выразив свою признательность к эпикурейству, полностью игнорируя Лукреция (неясно даже, что он вероятно, самый читающий классический ученый того времени, даже изучал Лукреция, хотя он наверняка погрузился в него).Гринблатт сводится к тому, чтобы сделать Джордано Бруно, сожженного на костре в Риме в 1600 году, кульминационным героем сказки, хотя большая часть физики Бруно плохо согласуется с эпикуреанством (например, Бруно отверг эпикурейскую пустоту ради всепроникающего эфира). и хотя мы знаем с 1942 года из резюме инквизиционного процесса против Бруно, опубликованного Анджело Меркати, что он был казнен за свои религиозные ереси, а не за свои научные идеи. (2) Бруно — мученик за свободу выражение, не для науки и, конечно, не для эпикурейства.Верно, что в случае с Галилео есть свидетельства того, что по крайней мере один инквизитор счел его атомизм подозрительным, но, как признает сам Гринблатт (стр. 306 n.), Историки науки не приняли аргумент Пьетро Редонди о том, что атомизм был причиной осуждения Галилея; и это не было исходным фактором в теории инерции Галилея.

Как уже отмечалось, эпикурейский поворот странным образом отсутствует в повествовании Гринблатта, кроме как символ эпикурейства (примером может служить его десятая глава под названием «Повороты», где он говорит о Савонароле, Лоренцо Валле, Томасе Море, Джордано Бруно и других. , но не sensu stricto swerve).Вместо этого мы получаем увлекательные рассказы об ужасном сожжении на костре Иеронима Пражского на Констанцском соборе, о действиях Поджио и его соратников в Папской курии и о других темах, которые ничего не добавляют кроме цвета к тезису о книга. Это жаль, потому что Гринблатт должен был и мог бы поговорить о многом, о чем можно было бы значительно усилить его близнецы: fortuna эпикурейства в целом и De Rerum Natura в частности, и распад Средневековое мировоззрение путем введения подрывных классических текстов.Я ограничусь двумя большими упущениями.

Гринблатт нигде не обсуждает классический платонизм и неоплатонизм. Это упущение в конечном итоге искажает его представление об упадке судьбы эпикурейства в поздней античности. Следует отметить, что платонизм, или, точнее, неоплатонизм, распространился в поздней античности. Эпикуреизм и его тексты вышли из моды и, следовательно, исчезли не только из-за религиозной вражды, но и в большей или большей степени из-за того факта, что практически все языческие интеллектуалы с философскими наклонностями стали платониками и по этой причине ненавидели эпикуреизм. .Эти языческие платоники вряд ли были друзьями христианства. Один из них, Порфирий, написал то, что, по-видимому, было разрушительно эффективным развенчанием христианства, против которого выступали отцы церкви и которое они в конечном итоге успешно подавили. В 529 году император Юстиниан Великий закрыл неоплатоническую академию в Афинах из-за ее язычества. Св. Августин (ум. 430), ведущий христианский неоплатоник, отмечал фактическую смерть эпикурейства и стоицизма в его дни. В древности тексты, которые не читались, не изучались или не переписывались из поколения в поколение, неизбежно подвергались материальной смерти, поскольку игнорируемые образцы тем или иным образом подвергались разрушению.Гринблатт предполагает (стр. 81–2), что в лучшем случае сохранилась лишь часть литературных произведений самых известных авторов древности. Это не совсем так. Кажется, у нас есть все, что опубликовал Платон, а также все, что основатель неоплатонизма Плотин опубликовал в редакционной работе Порфирия, в дополнение к впечатляющему корпусу позднеантичных неоплатонических комментариев к Платону и Аристотелю. В самом деле, Аристотель во многом обязан своим выживанием благодаря тому, что неоплатоники присвоили ему свои школы.В Александрии располагалась одна из величайших школ неоплатоников. Нашему историческому пониманию помогло бы, если бы, рассказывая об убийстве Гипатии христианской мафией, Гринблатт упомянул, что она была известным членом неоплатонической школы Александрии и, следовательно, по определению не была другом эпикурейства. Предпочтения и предрассудки языческого неоплатонизма сыграли огромную роль в выборе поздней античностью относительно того, какие тексты сохранятся в Средние века. Христианские тексты не намного лучше переживали изменившиеся вкусы того времени.В своей хорошо известной Bibliotheca , erudit 9-го века Фотий говорит о большом количестве текстов, которые он читал, многие из которых были утеряны с 9-го века. Большинство этих утерянных текстов скорее христианские, чем языческие.

Еще одно поразительное упущение в книге Гринблатта — это любое обсуждение скептиков и скептицизма. Скептики были одной из трех великих философских школ эллинистического периода. Они упивались разрушением догм стоиков и эпикурейцев.Они, а не эпикурейцы, были заклятыми подрывниками. И если в конце античности Августин считал стоиков и эпикурейцев потраченными силами, он все же считал, что стоит написать книгу в опровержение скептиков ( Contra Academicos ). В каком-то смысле, если Гринблатт хотел написать о подрывной деятельности средневековых истин, он выбрал не ту лошадь. Он должен был написать о возрождении классических скептических текстов и распространении скептицизма в эпоху Возрождения. К счастью для нас, кто-то уже сделал это, и это было блестяще, а именно Ричард Попкин в своей книге «История скептицизма от Савонаролы до Бейля » (в первом издании вторая часть названия гласила: « от Эразма до Декарта »). ).(3) Попкин показывает, как первые восторженные ученики Секста Эмпирика и его компиляции скептических аргументов были итальянцами-фидеистами на рубеже XVI века, которые хотели опровергнуть то, что они считали неоязычеством современных философов и ученых, т. Е. Аристотелианцы. Популярность скептицизма действительно возросла с переводом Секста на латынь во второй половине 16 века и его присвоением католической контрреформацией во Франции в ее борьбе против гугенотов (классические скептические аргументы легко разоблачают и разрушают лежащий в основе субъективизма Протестантизм).Но довольно скоро оружие, используемое для защиты католицизма, было обращено против самого католицизма и практически против любой другой формы догматической уверенности, включая науку. Популяризация скептицизма в конце 16-17 веков была развитием, в котором Мишель Монтень сыграл большую роль из-за большого влияния его Апологии для Раймона Себонда (что не упомянул Гринблатт при обсуждении Монтеня и его явного интереса к Лукрецию) . Это привело бы к знаменитому crise pyrrhonienne в интеллектуальных кругах Франции и обеспечило бы основу для попытки Декарта в середине века преодолеть скептический кризис, который обычно считается началом современной философии.Как эта история разыгралась после Декарта, нас здесь не интересует, но стоит отметить, что картезианское поселение как бы спасло науку и оставило религию в подвешенном состоянии, создавая прекрасное мировоззрение Просвещения. Короче говоря, показывая, как набор классических текстов подорвал и трансформировал традиционное образованное мнение, Попкин добился того, что обещает Гринблатт. Попкин написал серьезную историческую науку. Для сравнения, Гринблатт написал занимательную, но ошибочную беллетристическую историю.

  1. Элисон Браун, Возвращение Лукреция во Флоренцию эпохи Возрождения (Кембридж, 2010). Назад к (1)
  2. Из 30 заголовков, по которым его допрашивали, только два были строго научными. Один был о вечности мира, старый каштан из многовековой битвы церкви с аверроизмом. Другой был о множественности миров, который включал в себя обсуждение не только вечности мира, но и другой традиционной проблемы, бесконечности мира, понятия, выдвинутого Аристотелем и обсужденного его комментаторами.В 15 веке, как хорошо знал Бруно, философ кардинал Николай Кузанский постулировал неопределенность вселенной.
  3. Ричард Попкин, История скептицизма от Савонаролы до Бейля (2-е изд., Оксфорд, 2003 г.) Назад к (3)

Ответ автора

Стивен Гринблатт

Добавлено: чт, 07.05.2012 — 13:05

Я признаю себя виновным в буркхардтианстве, в котором меня обвиняет Джон Монфасани.То есть я из партии дьявола, который считает, что в эпоху Возрождения произошло нечто значительное. И я также признаю себя виновным в убеждении, которое мой гениальный и образованный рецензент считал « эксцентричным », что атомизм, основным проводником которого был De rerum natura Лукреция, был критически важен в интеллектуальной траектории, которая привела к Джефферсону Марксу. , Дарвин и Эйнштейн.

История классической музыки — эпохи

История классической музыки

Это первый период, когда мы можем начать быть достаточно уверенными в том, как на самом деле звучала большая часть сохранившейся музыки.Самая ранняя письменная светская музыка относится к трубадурам 12 века (в форме виреле, эстампи, баллад и т. Д.), Но большинство нотных рукописей исходят из мест обучения, обычно связанных с церковью, и поэтому неизбежно имеют религиозную основу.

Григорианское пение и простая песня, которые являются монодическими (то есть написанными как одна музыкальная линия), постепенно превратились в течение 11-13 веков в органум (то есть две или три строки, движущиеся одновременно, но независимо, поэтому почти непреднамеренно представляющие начало гармонии).Однако первоначально Organum был подавлен жесткими правилами, регулирующими мелодию и ритм, что в конечном итоге привело к так называемому периоду Арс Нова 14 века, в основном представленным композиторами де Витри, Махо и Ландини.

Рекомендуемая запись:

См. Каталожный список средневекового периода

Пятнадцатый век стал свидетелем значительного увеличения свобод, особенно в плане того, что на самом деле воспринимается как «гармония» и «полифония» (одновременное движение двух или трех взаимосвязанных частей).Композиторы (хотя они почти не воспринимались как таковые) по-прежнему были почти полностью посвящены хоровому письму, а несколько уцелевших инструментальных композиций часто создают впечатление (во многих случаях совершенно точно) замаскированных вокальных произведений, но без слов.

Существует очевидное новое наслаждение в текстурном разнообразии и контрасте, так что, например, конкретная часть текста может быть усилена за счет мгновенного пропадания вокальной части только для того, чтобы снова вернуться в особый момент выделения.Четырьмя наиболее влиятельными композиторами пятнадцатого века были Данстейбл, Окегем, Депре и Дюфай.

Вторая половина XVI века стала свидетелем зарождения традиции, которую многие любители музыки легко связывают с обычным ощущением «классической» музыки. Постепенно композиторы отошли от модальной системы гармонии, которая преобладала более 300 лет (и до сих пор звучит несколько архаично для некоторых современных ушей), к организации своей работы в мажорной и минорной гаммах, тем самым придавая сильное ощущение каждой пьесе. имеющий определенный тональный центр или «ключ».

Это был также своего рода золотой период для хоровой композиции, поскольку казалось, что бесконечный поток месс a capella (без аккомпанемента), мотетов, гимнов, псалмов и мадригалов лился из-под пера мастеров эпохи. Кроме того, впервые появилась инструментальная музыка, особенно клавишная в форме фантазий, вариаций и танцевальных движений (гальярды, паваны и т. Д.). Среди композиторов, заслуживающих особого внимания, — Доуланд, Таллис, Берд, Гиббонс, Фрескобальди, Палестрина, Виктория, Лассус, Алонсо Лобо, Дуарте Лобо, Кардосо и Джезуальдо.

Рекомендованные записи:

  • Берд: Месса для четырех голосов; Месса для пяти голосов; Инфеликс эго
    Naxos 8.550574
  • Джезуальдо: Духовная музыка для пяти голосов (Complete)
    Naxos 8.550742
  • Lamentations
    Музыка Таллиса, Уайта, Палестрины, Лассуса и де Брито
    Наксос 8.550572
  • Lassus: Missa super entre vous; Инфеликс эго; Missa imitationem moduli susanne un tour
    Naxos 8.550842
  • Lobo: Missa pro defunctis / Cardoso: Missa pro defunctis
    Naxos 8.550682
  • Палестрина: Missa Papae Marcelli; Missa aeterna Christi munera
    Naxos 8.550573
  • Палестрина: Missa hodie Christus natus est; Hodie Christus natus est; Stabat mater / Lassus: Missa bell ‘amfitrit’ altera
    Naxos 8.550836
  • Таллис: Месса для четырех голосов; Мотеты
    Naxos 8.550576
  • Виктория: Missa O magnum mystery; Missa O quam gloriosum / А.Lobo: Versa est in luctum
    Naxos 8.550575
См. Каталог каталога эпохи Возрождения

В период барокко были заложены основы для следующих 300 лет музыкального самовыражения: родилась идея современного оркестра, наряду с оперой (включая увертюру, прелюдию, арию, речитатив и хор), концертом, соната и современная кантата. Семейство струнных виолончелей эпохи Возрождения постепенно заменялось более смелыми скрипкой, альтом и виолончелью, был изобретен клавесин и были достигнуты важные успехи во всех инструментальных группах.

Примерно до 1700 года старые лады все еще проявлялись время от времени, окрашивая определенные мелодические линии или последовательности аккордов, но с начала 18 века современная гармоническая система, основанная на мажорной и минорной гаммах, фактически была панъевропейской. Хоровая музыка больше не доминировала, и по мере того, как композиторы все больше и больше обращались к написанию идиоматических инструментальных произведений для ансамблей, становившихся все более яркими и разнообразными, «классическая» музыка (в отличие от «популярной») постепенно начала проникать в саму ткань общество, играемая на открытом воздухе на званых обедах или специальных мероприятиях (например,грамм. Музыка на воде Генделя), или как спектакль в форме оперы. На чисто домашнем уровне у каждой богатой женщины был спинет для игры, а во время обеда в больших и богатых домах нанимали музыкантов, чтобы играть то, что в Германии в народе называлось Tafelmusik , из которых Телеман был, пожалуй, самым известным композитором. .

Из многих композиторов 17 века, которые проложили путь к этому популярному взрыву «классической» музыки, выдающимися были следующие: Монтеверди, Корелли, Алессандро Скарлатти, Шютц, Букстехуде, Перселл и Люлли.Тем не менее, самые популярные композиторы того периода, действительно те, кто, кажется, определяют своими именами звучание музыки барокко в ее наиболее красочном и изысканном виде, это Иоганн Себастьян Бах, Гендель, Телеманн, Рамо, Франсуа Куперен, Доменико Скарлатти и Вивальди, все они на пике своего творчества в первой половине XVIII века.

См. Каталожный список периода барокко

Эпоха барокко засвидетельствовала создание ряда музыкальных жанров, которые сохранят свою композицию на долгие годы, однако именно в классический период появилась форма, которая доминировала в инструментальной композиции до наших дней: форма сонаты. .Это привело к развитию современного концерта, симфонии, сонаты, трио и квартета на новом пике структурной и выразительной изысканности. Если музыка барокко отличается сложностью текстур, то классический период характеризуется почти одержимостью структурной ясностью.

Семена классической эпохи были посеяны рядом композиторов, чьи имена сейчас в значительной степени забыты, такими как Шоберт и Оннауэр (оба немцы в значительной степени активны в Париже), а также более исторически уважаемые имена, в том числе Глюк, Боккерини и по крайней мере трое из сыновей Иоганна Себастьяна Баха: Карл Филлип Эммануэль, Вильгельм Фридман и Иоганн Кристиан (так называемый «лондонский» Бах).Они были представителями периода, который по-разному описывается как рококо или галанте, первый подразумевает постепенный отход от искусственности высокого барокко, второй — совершенно новый стиль, основанный на симметрии и чувственности, который стал доминировать в музыке вторая половина 18 века через двух выдающихся композиторов: Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.

См. Каталог каталога классического периода

Когда классический период достиг своего зенита, становилось все более очевидным (особенно с поздними работами Бетховена и Шуберта), что количество и интенсивность экспрессии, которую стремились достичь композиторы, начинали выходить за рамки того, что оркестр классического размера / спроектировал / фортепиано могло бы охватить.Таким образом, следующий период в истории музыки обнаружил, что композиторы пытались сбалансировать выразительное и формальное в музыке с помощью разнообразных подходов, которые оставили бы композиторов любого предыдущего возраста совершенно сбитыми с толку. Когда открылась музыкальная карта и начали появляться националистические школы, именно здесь начался поиск оригинальности и индивидуальности выражения, который стал такой навязчивой идеей в нынешнем веке.

Эпоха романтизма была золотым веком виртуозов, когда самая дьявольски сложная музыка исполнялась с беспечной легкостью, а самая безобидная тема в композиции разрабатывалась очень долго для удовольствия обожающей публики.Эмоциональный диапазон музыки в этот период значительно расширился, так же как и ее гармонический словарь, а также диапазон и количество инструментов, которые можно было использовать для игры на ней. Музыка часто имела «программу» или сюжетную линию, иногда трагического или отчаянного характера, иногда изображающую такие природные явления, как реки или скачущие лошади. В следующие сто лет композиторы либо полностью примут идеалы романтизма, либо каким-то образом выступят против них.

Из ранних композиторов-романтиков особо следует упомянуть двух националистов: русского Глинку (прославившегося Русланом и Людмилой) и богемного Сметаны (композитора популярной симфонической поэмы «Влтава» или «Молдау»). Однако из шести ведущих композиторов эпохи, несомненно, были Берлиоз, Шопен, Мендельсон, Шуман, Лист и Верди.

См. Каталог романтического периода

За достойным исключением Брамса и Брукнера, композиторы этого периода разделяли общую тенденцию давать свободу своему естественному вдохновению, часто задавая своим композициям больше эмоционального содержания и драматической непрерывности, чем органического структурного роста.Это была эпоха, отмеченная необычайно быстрым появлением национальных школ и оперным превосходством Верди и Вагнера. Окончательный конец романтизма наступил с фрагментацией этого основного стиля, композиторы присоединились к «школам» композиции, каждая из которых придерживалась стиля, который был в моде в течение короткого периода времени.

Рекомендуемые записи:

См. Каталог романтического периода

Период после Великой войны, несомненно, является наиболее озадачивающим из всех, поскольку композиторы действовали в различных, очевидно, противоречивых и противоположных направлениях.Типичной дилеммой в межвоенные годы, например, были австрийцы, Веберн и Легар, первый экспериментировал с сильно сжатой и продвинутой формой, известной как « серийная структура », в то время как в то же время Легар все еще предавался стилю оперетты. что не могло бы показаться неуместным более полувека назад.

Стили, принятые на протяжении большей части нынешнего столетия, настолько разнообразны, что только путем экспериментов слушатели могут сами выяснить, подходят ли определенные композиторы их конкретным вкусам или нет.Тем не менее, следующие записи служат отличным введением и, безусловно, окупят расследование:

Рекомендованные записи:

  • Antill: Corroboree; Outback Overture
    Naxos 8.570241
  • Бриттен: Путеводитель по оркестру для молодых людей; Прокофьев: Петя и Волк; Сен-Санс: Карнавал животных
    Наксос 8.550499
  • Copland: Родео; Билли Кид; Аппалачская весна; Фанфары для простого человека
    Naxos 8.550282
  • Гершвин: Концерт для фортепиано с оркестром; Синяя рапсодия; Американец в Париже
    Наксос 8.550295
  • Орф: Кармина Бурана
    Наксос 8.550196
  • Прокофьев: Ромео и Джульетта (Лучшие моменты)
    Naxos 8.550380
  • Шостакович: Симфонии № 5 и 9
    Naxos 8.550427
  • Стравинский: Jeu des cartes; Весна священная (версия 1947 г.)
    Naxos 8.550472

См. Каталог 20-го века и современный список

История анатомии — от истоков до 20 века

История анатомии — от истоков до 20 века

Что такое анатомия?

Определение

Анатомия — это исследование тела .Фактический термин происходит от греческого глагола «анатомейн», что означает «вскрывать, рассекать». Он описывает самый важный процесс в этой области исследования — раскрытие и рассечение тела на отдельные части и их описание.

Начало

3 век до н. Э.

Анатомия — старейшая научная дисциплина медицины . Первые документально подтвержденные научные вскрытия человеческого тела проводятся еще в третьем веке до нашей эры.C. в Александрии.

В то время анатомы изучали анатомию путем вскрытия животных, в первую очередь свиней и обезьян.

Клавдий Гален (129-199) — самый выдающийся врач Древней Греции, чьи выводы основаны исключительно на изучении животных и чьи ошибочные теории об анатомии человека преобладают и влияют на медицину вплоть до эпохи Возрождения , т. Е. Более 1000 лет.



Хотя анатомия официально не запрещена церковью, социальные власти отвергают вскрытие человеческих трупов до 12 и даже 13 веков.

Вот почему анатомические исследования застопорились. Изменение отношения к преподаванию анатомии происходит только в XIII и XIV веках. Однако обучение состоит в основном из лекций из канонических работ Галена — без проверки посредством фактических вскрытий.

СОВРЕМЕННЫЙ ВОЗРАСТ

15/16 века

Леонардо да Винчи (1452-1519) , самый известный сегодня художник и ученый эпохи Возрождения, выполняет множество анатомических вскрытий человеческих трупов, которые легли в основу его знаменитых подробных анатомических зарисовок.


АНАТОМИЯ И ИСКУССТВО

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В средние века тело считалось хрупким вместилищем души. В эпоху Возрождения , однако, человеческое тело превозносится своей красотой и становится главным источником вдохновения для художников этой эпохи. Ради искусства многие художники эпохи Возрождения начинают изучать человеческое тело.
Леонардо да Винчи и Микеланджело не только посещают вскрытие, проводимое их друзьями с медицинским образованием, но и сами берут скальпель — с целью показать тело во всем его естественном великолепии. .Наиболее реалистично изображены не только тело и мышцы, но и костная структура, скелет и кожа.

Леонардо да Винчи страстно изучает человеческое тело. Под покровом ночи он взбирается на стены кладбища, крадет тела и тащит их в свою мастерскую. Там он препарирует их и использует в качестве моделей для своих скульптур.


Начиная с 16 века

Фактическая анатомия основана в эпоху Возрождения работами анатома и хирурга Андреаса Везалия .Везалий описывает то, что он наблюдает во время публичного вскрытия человеческих трупов. Рассекая человеческие тела, подготавливая мышцы, сухожилия и нервы до мельчайших деталей, Vesalius может доказать более 200 ошибок в анатомических работах Галена .

Благодаря своим всесторонним научным исследованиям человеческого тела молодой профессор медицины произвел революцию не только в анатомии, но, следовательно, во всей медицине.


В эпоху Возрождения вскрытия представляют интерес не только для медицинского форума, но и для широкой публики.

Это становится очевидным на иллюстрации на фронтисписе 7-томного опуса Андреаса Везалия «О ткани человеческого тела». На нем показано, как Везалий проводит вскрытие в переполненном театре.

АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ

17 ВЕК

Страсть к искусству вдохновляет анатомов эпохи Возрождения, и интерес к анатомии растет среди масс. Все больше и больше врачей, а также широкая публика хотят увидеть человеческое тело собственными глазами.Слово «вскрытие» происходит от греческого слова «увидеть собственными глазами».

Анатомические театры построены во многих городах. И богатые, и бедные стекались на публичные презентации вскрытия.


АНАТОМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

18 ВЕК

Некоторые анатомы используют свои навыки препарирования традиционным художественным способом и превращают свои образцы в долговечные произведения искусства. Оноре Фрагонар превращает свои анатомические образцы в непреходящие произведения искусства.Он вводит им цветной воск, который затвердевает внутри кровеносных сосудов. Оставшиеся салфетки подсыхают и обрабатывают лаком. Его работы до сих пор выставлены в Национальной ветеринарной школе Альфорта недалеко от Парижа, Франция.

В 18 веке художники-анатомы создают первые образцы всего тела, которые сушат и покрывают лаком. Некоторые образцы того времени содержат металлические сплавы, которые плавятся и вводятся в артерии еще горячими.


СОВРЕМЕННАЯ АНАТОМИЯ

19-20 ВЕК

После того, как установлены принципы макроскопической анатомии человека — изучение рассеченных органов.Область анатомии становится более специализированной, и область микроскопической анатомии открылась для анатомических исследований.

Интерес общества к анатомии не ослабевает уже несколько столетий. Только в 19 веке, когда анатомия стала наукой, публика была исключена из числа свидетелей вскрытия.

Выставка «МИРЫ ТЕЛА» преуспела в возрождении культуры общественной анатомии, вдохновила миллионы людей проявить интерес к анатомии.

Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте. Некоторые из них очень важны, а другие помогают нам улучшить этот веб-сайт и улучшить ваш опыт.

  • Essential
  • Статистика
  • Маркетинг
  • Внешний носитель

Я принимаю Я согласен

Принимайте только необходимые файлы cookie

Индивидуальные настройки конфиденциальности

Cookie-Детали Защита данных Отпечаток

Настройки конфиденциальности

Вот обзор всех используемых файлов cookie.Вы можете дать свое согласие на использование целых категорий или отобразить дополнительную информацию, чтобы были выбраны только определенные файлы cookie.

Имя Borlabs Cookie
Провайдер Eigentümer dieser Веб-сайт
Назначение Speichert die Einstellungen der Besucher, die in der Cookie Box von Borlabs Cookie ausgewählt wurden.
Имя файла cookie borlabs-cookie
Срок действия файла cookie 1 Jahr
.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*