Классицизм в литературе это определение: «Классици́зм» — происхождение и значение слова

Классицизм – художественное направление в литературе – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

Классицизм (франц. classicisme, от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII–XIX веков.

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении его представители стремились распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Во многом классицизм опирался на античное искусство, беря его за идеальный эстетический образец.

Образы в классицизме статичны, лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Основателем классицизма считается Франсуа Малерб (1555–1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны.

Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Пьер Корнель (1606–1684) и Жан Расин (1639–1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры: известным баснописцем был Жан де Лафонтен (1621–1695), непревзойдённым мастером сатиры – Никола Буало (1636–1711), своими комедиями прославился Мольер (театральный псевдоним Жана-Батиста Поклена,1622–1673).

Буало был известен на всю Европу как крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство».

Основные черты классицизма:

1) культ разума;

2) общественная проблематика;

3) главный конфликт – борьба чувства и долга;

4) строгая регламентированность построения произведений;

5) чёткая жанровая иерархия;

6) статичность героя.

Драматические произведения классицизма строились с учётом трёх единств – правил, которые опирались на некоторые положения «Поэтики» Аристотеля.

Правила представляли собой три жёстких ограничения:

1) единство действия – пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму;

2) единство места – действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту;

3) единство времени – действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

В классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену идеям рационализма, культу разума приходит культ нежных чувств – сентиментализм.

 

Использованы статьи:

1. Классицизм

2. Три единства

 

Что такое классицизм в литературе, определение, основные правила, законы

Содержание статьи:

Понятие классицизма в литературе, главные правила и нюансы

Классицизм – литературное направление, переводится с латинского как «образцовый». В качестве образцов выступали творения античных авторов.

В Европе классицизм появился значительно раньше, чем в России: произошло это в 17 веке после выхода в свет статьи Н.Буало «Поэтическое искусство».

В русской литературе господство классицизма утвердилось в 18 веке. Его появление напрямую связано с установлением абсолютной монархии, что было резким скачком вперед по сравнению со средневековой отсталостью.

Основные черты классицизма

На первый план выдвигаются гражданские проблемы. Литература становится проповедником идеи служения отечеству, она зовет следовать высоким нравственным принципам долга, чести, благородства.

Рационализм или рассудочность – обязательный элемент в произведениях классицистов. В центре внимания писателя не чувства, а рассудок героя.

Сам автор также подчиняется требованию вести повествование последовательно, логично, он пытается создать лишь видимость взволнованности. Достигается это использованием риторических вопросов и риторических восклицаний.

Нормативизм. Герой обязательно является воплощением отвлеченной идеи. Например, если реалисту потребуется создать образ неуча, то он в основу описания положит жизненные наблюдения и обобщит их.

Классицист поступает иначе: он исходит из обобщенного представления о необразованности, не придает значения конкретному жизненному материалу.

Герои классицистических произведений – это не те люди, которые есть в жизни, это люди, какими они должны быть по представлению писателя. Данное правило действует как в отношении положительных, так и отношении отрицательных героев: злодей у классицистов – высшее воплощение идеи злодейства.

Односторонность и схематизм обрисовки характеров являются следствием нормативизма. Характеры героев строятся прямолинейно, они основываются на нескольких чертах и являются либо сугубо положительными, либо только отрицательными.

Классицисту нет необходимости раскрывать внутреннее богатство, сложность и противоречивость духовного мира человека.

Дидактизм – это прямое поучение, вложенное в уста положительных персонажей. Писатель формулирует идею не в образной, а в логической словесной форме, поступает так же как баснописцы, заключающие смысл в мораль. Именно морализаторскими являются монологи Стародума и Правдина в комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль».

Подражание античности. Данная черта лежит в основе термина «классицизм». В качестве образцов для писателей служили классические произведения древнегреческой и древнеримской литературы.

Выражалось это в заимствовании сюжетов (например, из «Илиады», из легенд о царе Эдипе, Оресте, Антигоне), обязательно использовались мифологические и поэтические образы (Зевс, Марс, Пегас, Зефир, Амур, лира).

Родом из античности и правила построения произведения (призывы к музе в посвящении, три единства).

Представление об эстетической неравноценности жизненных явлений и литературных жанров. Классицист уверен, что высокие нравственные качества могут воплощаться только в людях, занимающие высокое общественное положение в обществе – царях, полководцах, придворных.

Этим героям должно было «появляться» только в произведениях «высоких» жанров – одах, героических поэмах, трагедиях. Поэтика и язык в этих произведениях призваны создавать возвышенное настроение.

Однако классицисты могли показывать представителей высшего круга не только героическими людьми, но и злодеями. Правда, даже пороки должны быть величественными, грандиозными.

Люди, стоящие на социальной лестнице несколькими ступенями ниже, изображались заурядными, часто смешными, наделенными комичными привычками, низменными пороками.

Изображались они в произведениях «средних» и «низших (низких)» жанров – комедиях, сатире, басне. Смешение в одном произведении «высокого» и «низкого», трагического и комического считалось недопустимым.

Правила творчества

Классицисты обязаны были следовать определенным правилам творчества. Примером являются знаменитые «три единства» в пьесе: места, времени и действия.

То есть в произведении не могло быть нескольких сюжетных линий. Кроме того следовало использовать «три штиля», «говорящие» имена и фамилии героев.

Именам отводилась особая роль: они сразу же давали определенную характеристику персонажа и обрисовывали важнейшие черты характера. Например, фамилия Кутейкин произошла от слова «кутья», так называли попов, имя София могло принадлежать только мудрой девушке и т.д.

Русский классицизм во многом близок к французскому (Мольер, Корнель, Буало и др.). Но он не был простым подражанием иностранным образцам.

Русские писатели учились у европейских предшественников, однако внесли много оригинального. Русский классицизм имеет большую связь с действительностью, чем французский.

В отечественных произведениях более резкой критике подвергаются существующие порядки. Да и традиции античности Ломоносовым, Фонвизиным, Карамзиным, Радищевым и другими писателями перенимались не так слепо, как французами.

Следует отметить, что классицизм для 18 векаявление прогрессивное, способствующее расцвету литературы.

Строгие рамки обязательных правил не так уж строго стесняли писателей-классицистов. Лучшее в наследии классицистов перенимали и творчески перерабатывали представители других литературных направлений: Рылеев, Грибоедов, Пушкин.

Определение классицизма и литературные примеры

Этот термин используется либо для описания произведений Древней Греции и Рима, либо произведений, вдохновленных ими, иногда также называемых неоклассицизмом. (Неоклассицизм был движением, которое началось только в 18 веке и продолжалось до конца 19 века, в то время как классицизм охватывает более широкий период.) просвещение. Некоторые ранние авторы, такие как Джон Драйден и Джон Локк, являются прекрасными примерами писателей, которые олицетворяли характеристики классицизма. Более поздние писатели, такие как Александр Поуп и Джонатан Свифт в 1700-х годах, продолжили то, что начали их предшественники.

Золотой век классицизма пришелся на середину-конец 1700-х годов. Этот период также известен как «эпоха Джонсона». Это было определено литературным влиянием Сэмюэля Джонсона, особенно его сатирическими произведениями, посвященными британскому правительству.

В Америке такие авторы, как Бенджамин Франклин и Томас Пейн, находились под влиянием классицизма. Такие работы, как Common Sense , являются хорошими американскими примерами.

Знакомство с классицизмом

  • 1 Определение классицизма
  • 2 Характеристики классицизма
  • 3 Важные древнегреческие и римские литературные произведения
  • 4 ПЕРИОДЫ КЛАССИКИ
  • 5 Примеры классицизма в литературе
  • 6 FAQS
  • 7 Связанные литературные термины
  • 8 Другие ресурсы
  • 7. Связанные литературные термины
  • 8 Другие ресурсы