Классицизм в искусстве кратко: Классицизм в живописи — кратко
Классицизм в живописи — кратко
Каждый стиль в искусстве по-своему уникален и неповторим. Стиль – это мода на образы и элементы. Часто вдохновения, приемы и образы художники придумывают не сами, а возвращаются к давно забытым страницам истории, переосмысливая их. Так было и с классицизмом. Что это был за стиль, какие его особенности и какой след он оставил в истории мировой живописи? Давайте разбираться.
Суть классицизма
Интерес к античности возник еще в период эпохи Ренессанса. Но тогда основной фукус был на человеке, его качествах и пороках. С появлением Просвещения возникла необходимость в рациональном осмыслении не только настоящего, но и прошлого. В культуре пытаются найти законы, многие ее направления становятся отдельными профессиями. Возникают учебные заведения, где готовят художников и скульпторов. Вместе с тем, развивается теория живописи, где ученые пытаются вникнуть в теоретические основы стилей предыдущих эпох. Такому же анализу подвергается культура Античности.
Именно в Древней Греции и Риме классицизм находит для себя главные эталоны культуры. Ведь само слово «classis» с латыни означало «порядок». Именно в античные времена делали скульптуры по всем законом жанра, а архитектура с симметрией, четкими пропорциями и монументальными колонами были образом порядка. Природная гармония и порядок становятся главными критериями красоты. А поскольку во времена Античности культура служила элите, то и классицизм становится культурой социальных элит.
История классицизма
Классицизм обычно разделяют на следующие периоды:
- Римский XVI века. Когда под влиянием Ренессанса итальянские художники стали изображать античную архитектуру на своих картинах. Позже мода на изображение всего греческого или римского охватила весь континент.
- Французский XVIІ века. Абсолютизм Бурбонов быстро понял, что стиль может идеально служить для возвеличивания династии и страны. Франция стала законодателем мод в Европе.
Кстати, именно тогда возникла мода на огромные садово-парковые комплексы. Сначала их строили короли, а затем им подражали дворяне. Версаль под Парижем задал тон архитектуре на несколько столетий. - Неоклассицизм XVIII века. Именно тут возникла идея еще большей рационализировать и упорядочить искусство.
- Русский (екатерининский) классицизм. Когда в Европе начался закат стиль, в России пришла его популярность. Именно во времена Екатерины Великой стиль вошел в моду и повседневную жизнь русских дворян и был популярен до середины XIX века. Больше был представлен в моде и архитектуре, чем в живописи. В последней классицизм быстро вошел в союз с романтизмом (яркий пример – Карл Брюллов).
Стоит однако заметить, что не всюду в Европе прижился классицизм. В Британии он очень быстро перешел в нужный академизм на страницах учебников по теории и истории живописи и архитектуры, а в повседневную жизнь не особо вошел.
Классицизм и живопись
Живопись в основном выражалась в исторической (античной), мифологической, аллегорической и портретной тематике.
Приведу несколько примеров:
- Жак Луи Давид – «Похищение сабинянок», «Конный портрет Станислава Потоцкого», «Клятва Горациев».
- Жан-Огюст-Доминик Энгр – «Большая одалиска», «Юпитер и Тетис».
- Джованни Баттиста Лампи – «Портрет Иосифа II».
- Джованни Баттиста Пиранези.
- Томас Гейнсборо – «Портрет Джорджианы».
- Марчелло Баччарелли.
Ключевые элементы классицизма в живописи:
- Статический стиль, на основе вертикальных макетов.
- Четкий контур.
- Холодный колорит.
- Мягкая светотень.
- Гладкая текстура.
- Возвышенность и элитарность.
В России благодаря популярности классицизма появилась Петербургская академия искусств и со временем искусство стало массовым и более открытым. Среди русских художников в этом стиле стоит выделить:
Федор Рокотов – «Портрет Екатерины» (1763).
Владимир Боровиковский – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794).
Орест Кипренский – «Юпитер и Меркурий» (1802).
Классицизм в живописи был доминирующим стилем на протяжении нескольких столетий. В России стиль был очень популярен в конце 18-начале 19 века, но вот живописи он представлен достаточно слабо. Именно благодаря классицизму в живопись пришли нормы, каноны, появилась теория искусства. Античные символы и образы получили второе дыхание, а греческая строгость, симметрия и пропорции стали основой в новом, упорядоченном искусстве классицизма.
Скульптура классицизма: описание, история
Основой классицизма служило античное искусство. Однако, в в отличие от Возрождения, классицизм перенял лишь внешнюю форму. Важнее была декоративная составляющая. Скульптура эпохи классицизма была призвана украшать интерьер дома, служить идеальным образцом, безупречной усладой для взора. Одновременно с этим, содержание многих скульптур носит гражданский, патриотический характер, присущий всему направлению классицизма.
Сюжеты скульптуры во многом повторяют греческую и римскую мифологии, есть откровенные реплики работ античных мастеров, среди которых преобладают работы эпохи эллинизма.
В работах скульпторов, особенно в предназначенных для публичного выставления, воспевается военная доблесть, отвага и преданность долгу.
Аллегорические скульптуры также были популярны (что сближает по содержанию с другим направлением в искусстве — Барокко).
Античная традиция предполагала изображение обнаженной натуры, а мораль 18 века не позволяла это делать. Выход из этого противоречия был найден простой: полководцев и государственных деятелей скульпторы изображали в виде античных богов в полном боевом снаряжении. Женские скульптуры также «одевались» в туники. Позже государственных деятелей изображали в римских тогах.
Широкое распространение получили надгробные памятники в виде скульптур. Это было связано с тем, что около крупных городов стали образовываться публичные кладбища. Надгробные памятники отличаются статичностью, эмоциональной скудностью. В качестве образца мастера выбирают лучшие скульптуры эпохи архаики.
Мода на классицизм была общеевропейской, поэтому многие русские скульпторы творили в рамках этого направления.
Среди самых известных мастеров классицизма в скульптуре — итальянский скульптор Антонио Канова. При жизни его сравнивали с античными ваятелями. Его работы отличались необыкновенным изяществом, текучестью форм и декоративностью.
Работы Кановы украшают Лувр, Эрмитаж, а также площади нескольких итальянских городов. Самые известные скульптуры: Наполеон Бонапарт (Пинакотека Брера в Милане), Амур и Психея (Лувр), Три грации (Эрмитаж).
Несмотря на известность и безупречную художественную репутацию, критики обвиняли скульптора в отвлеченности образов и довлеющей декоративности.
Скульптура Наполеона до сих пор вызывает споры критиков. Одни считают ее примером точного следования античным традициям — император изображен в виде Зевса с миниатюрной богиней Никой на ладони. Другие отмечают излишнюю «красивость» статуи, нарушении традиции пропорций мужского тела в угоду эффектной позе и преувеличенной державности изображения.
Среди русских скульпторов классицизма одним из самых известных был Федот Шубин, чьи скульптурные портреты снискали славу не только в России, но и во всей Европе. Самые известные работы: портреты Потемкина и Румянцева, Орлова и Голицына. Внешность великого Ломоносова многие также знают по шубинскому портрету. Обращался мастер и к образам монархов: он создал портрета Екатерины Великой и Павла Первого.
Несомненно к стилю классицизма относится творчество Ивана Мартоса, чьи работы (Минин и Пожарский и Дюк Ришелье) известны каждому.
Поздний классицизм приобретает некоторую холодность образов, возрастает декоративная составляющая и сентиментализм. Среди мастеров поздней эпохи несомненное лидерство принадлежит Бертелю Торвальдсену, скульптору из Дании. Его работы — памятник Копернику (Варшава), статуи апостолов (собор Копенгагена), Ганимед кормящий орла (музей Торвальдсена, Копенгаген) — несомненно работы талантливые и высокохудожественные.
Безупречные с технической точки зрения, работы Торвальдсена по своей сути неглубокие, лишенные идеологической основы классицизма. Мастер прекрасно владел формой, но содержание его работ не оставляет никакого впечатления.
Уступив место другим течениям в искусстве, классицизм еще не раз возвращался и становился модным, правда в несколько видоизмененном виде.
Краткое введение в концепцию классицизма в музыке
Часть I
, Патрик Дж. Брилл, доктор философии.
В наше время мы часто слышим слово «классический» или одно из его производных, например, «классический», «классицизм», «высокий класс» и тому подобное, в обыденных повседневных разговорах. Однако, когда мы исследуем точное значение их использования, мы часто обнаруживаем, что они далеко не точны.
Например, мы слышим такие фразы, как «классические автомобили», «классический кофе», «классическая кока-кола» и даже, хотите верьте, хотите нет, «классическая рок-н-ролльная музыка». Каково же тогда правильное значение слова «классический» в классической музыке?
Древняя Греция и Рим
Слово «классический» и его производные берут свое начало в древнегреческой и римской культуре. Слово «классический» происходит от латинского «classicus», которое относится к римским гражданам высшего класса, которые были известны как аристократы, в отличие от низшего класса граждан плебеев. (Рабы были низшим классом, но им было отказано в гражданстве.)
Таким образом, в первом смысле «классический» означает «высококлассный», «высокоуровневый», «высококачественный», «непреходящий», «непреходящий». «образцовый» и тому подобное.
Классические художественные произведения
Применительно к литературе и искусству греко-римской культуры термин «классический» конкретно относится к художественным произведениям, обладающим качествами порядка, баланса, ясности, пропорции, симметрии, целостности и эмоциональной сдержанности, среди прочих.
Эти характеристики должны быть точно интегрированы и сбалансированы, чтобы работа легко и эффективно передала эстетическую цель художника.
Произведения искусства, в высокой степени обладавшие этими качествами, наряду с другими характеристиками, считались образцовыми художественными произведениями и поэтому назывались «классическими». Кроме того, эстетическая философия, описывающая эти качества, известна как «классицизм».
Кроме того, слово «классический» с большой буквы C относится к музыкальному стилю периода западной культуры с около с 1750 по 1820 год, когда эти же характеристики были заметно представлены в музыкальных произведениях, особенно в произведениях Моцарта, Гайдна , и Бетховен.
Искусство подражает природе
Древние греки первыми открыли вышеупомянутые принципы, после чего они применили их для создания настоящих произведений искусства. Заметьте, я не сказал, что они создали или изобрели эти принципы, но что они обнаружил их.
Греки смогли открыть их, потому что это реальные, объективные понятия, познаваемые посредством наблюдения и использования логики и разума.
Они также не присущи какой-либо конкретной расе, цвету кожи или национальности и, следовательно, являются универсальными . Однако в основе этих принципов классицизма лежит более фундаментальное понятие. Их открытие основано на концепции, выраженной в греческой фразе: « e techne mimeitai ten phusin », что переводится как «Искусство подражает природе».
В основе этой фразы лежит форма существительного третьего слова, мимесис (подражание). Очевидно, что наши слова «мимировать» и «имитировать» мы получили от этого слова, но оно имеет гораздо более глубокое значение, чем простое поверхностное подражание. Имитация пропорций человеческого тела лежит в основе этого более глубокого смысла.
Однако означает ли это, что для того, чтобы искусство подражало природе, каждое произведение искусства должно каким-то образом буквально напоминать человека? Ответ отрицательный, и именно великий римский архитектор и инженер Витрувий Поллион объясняет нам, почему.
Витрувий Поллион
Маркус Витрувий Поллион является автором великого трактата по архитектуре под названием: De Architectura , который сегодня известен в англоязычном мире как Десять книг по архитектуре . В Книге III, Глава 1, Витрувий объясняет, что важность симметрии в дизайне храмов аналогична пропорциям (άnaλoγίa) человеческого тела: принципы которого должны тщательно соблюдаться архитектором. Они обусловлены пропорцией. . . Пропорция есть соответствие между мерами членов всего произведения и целого определенной части, выбранной в качестве эталона. Отсюда вытекают принципы симметрии. Без симметрии и пропорции не может быть никаких принципов в устройстве любого храма, то есть если нет точного соотношения между его членами, как в случае с членами хорошо сложенного человека». (Из Vitruvius Pollio, The Ten Books of Architecture , как цитируется в The Humanistic Tradition , Book I, by Gloria K. Fiero, 2015, p.
114-5.) См. также следующую ссылку.
Таким образом, частичный ответ на наш первоначальный вопрос заключается в том, что любой стиль музыки, который иллюстрирует и проявляет эти вышеупомянутые качества классицизма в высокой степени, обладает sine qua non «классической музыки» и наряду с другими существенными элементами для будет обсуждаться во второй части этого эссе, заслуживает того, чтобы называться «классической музыкой».
Краткое введение в концепцию классицизма в музыке. Часть II
Часть II
доктора Патрика Дж. Брилла, доктора философии.
Другой аспект классицизма: искусство, совершенствующее природу
В части I этого эссе мы рассмотрели основные принципы классицизма, которые сосредоточились на концепции искусства, подражающего природе. Следует добавить еще одно важное следствие этой концепции: реализм и совершенство, т. е. идею искусства, совершенствующего природу. Древние греки представляли себе естественный реализм, но с художником, превосходящим несовершенство природы, чтобы добиться впечатления настоящего совершенства.
Классическая композиция
Другое значение слова «классический» — это великая, долговечная, «бессмертная» композиция, как в «классике» великих мастеров композиции. В этих произведениях, конечно, совершенно необходимы черты классицизма. Однако есть и другие элементы и условия, необходимые для создания великой классики: это проверка временем, высокая степень художественной интеграции, выражение глубоких, универсальных эмоций, подлинная гениальность, нравственная правильность и т.д.
Кроме того, использование классических принципов не гарантирует, что произведение станет настоящей классикой, так как европейские библиотеки изобилуют произведениями хорошо обученных композиторов-классиков, написавших много произведений в классическом стиле, но никогда не сочинявших настоящей классики.
Категории изобразительного искусства
Существует два основных класса изобразительного искусства: исполнительское искусство, такое как театр, музыка и танец; и неисполнительские искусства, которые включают живопись, скульптуру и архитектуру.
Можно добавить и другие, но эти самые традиционные. Остальная часть этого эссе очень кратко коснется древнегреческой музыки, а также нескольких примеров применения классических принципов к музыке нескольких стилевых периодов современной европейской музыкальной истории.
Греческая музыка
К сожалению, до нас дошло всего около шестидесяти фрагментов древнегреческой музыки, при этом сохранилась одна полная композиция: Песня Сейкилоса , песня и стихотворение, посвященное памяти умершей жены, написанное мужем. Единственным другим сохранившимся свидетельством древнегреческой музыки являются многочисленные трактаты по теории греческой музыки.
Это отсутствие музыкальных примеров, а также отсутствие сохранившейся музыки Древнего Рима, затрудняет реальное понимание того, как греки и римляне применяли эти принципы в своей музыке. Как же тогда нам определить применение классических принципов к музыке? Ответ: неоклассицизм.
Неоклассицизм
Неоклассицизм, что буквально означает «новый классицизм», представляет собой сознательное возрождение и практическое применение классических принципов Древней Греции и Рима в другое время и в другом месте.
После падения Римской империи в 476 году нашей эры большая часть культуры греко-римской цивилизации была утеряна на несколько столетий.
К счастью, в эпоху высокого Средневековья в Европе началось раннее восстановление некоторых из этих утерянных сокровищ древних; но именно гуманистическое движение итальянского Возрождения восстановило и перевело большую часть этих произведений.
Это знание получило широкое распространение, и многие художники и композиторы изучали и подражали древним, и благодаря этому процессу заново открыли эти основные принципы. «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи из его Notes — яркий тому пример.
Возрождение
Вершиной духовной музыки высокого Возрождения 16-го века является « ars perfecta », воплощенная в великих духовных произведениях таких композиторов, как Палестрина, Виктория, Берд и Лассус. Этот стиль, который в основном встречается в мессах и мотетах, проявляет принципы классицизма, особенно в двух областях композиции: обработке диссонанса и мелодической структуре.
Обработка диссонанса показывает тщательный баланс и пропорцию между согласными и диссонансными гармониями, гарантируя, что диссонанс систематически разрешается консонансом, в то время как мелодическая структура уравновешивает пошаговое движение скачками, а также восходящими или нисходящими скачками больших интервалов, которые затем уравновешиваться немедленным пошаговым движением в противоположном направлении.
Барочная музыка: опера и флорентийская камерата
В театре древние греки оставили нам большой репертуар трагедий, таких как Царь Эдип, Антигона и другие произведения таких великих трагиков, как Эсхил, Софокл и Еврипид. Аристотель в своей «Поэтике » очень подробно рассматривает эстетические цели и классицизм этих греческих трагиков, такие как правильные пропорции и цельность сюжета, имитация причин и следствий человеческих действий и эстетический эффект катарсиса, порожденного ими. вызывая жалость и страх у публики.
Флорентийская камерата, группа художников, ученых и других литературных знатоков, проживавших во Флоренции, Италия, в конце 16-го и начале 17-го веков, задумала возрождение древнегреческой трагедии, которая, по их мнению, исполнялась с музыкальным сопровождением.
Поскольку о настоящей греческой музыке было мало что известно, композиторы Флорентийской камеры использовали светский стиль позднего Возрождения, особенно характерный для итальянского мадригала, в качестве музыкального стиля. Наряду с драматизмом сюжета эти художники считали, что оживили древнегреческую трагедию. Этот «новый» жанр стал известен как опера.
Классицизм в период классического стиля
Период классического стиля, который включает в себя музыку Моцарта, Гайдна и раннего Бетховена, характеризовался рядом применений принципов классицизма, таких как симметричные структуры фраз, в том числе хорошо — известная фраза «антецедент-последствие», архитектоническая структура фразы и использование формы сонаты, трехчастной конструкции с разделами экспозиции, развития и репризы. В этой форме темы и гармонические события из экспозиции умело уравновешены аналогичными событиями репризы, расположенной между контрастным и драматическим разделом развития, достигающим кульминации гармонического напряжения всей части.
Кстати, именно тогда возникла мода на огромные садово-парковые комплексы. Сначала их строили короли, а затем им подражали дворяне. Версаль под Парижем задал тон архитектуре на несколько столетий.