Классицизм в архитектуре 18 века в россии: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Архитектура классицизма XVIII века

Во второй половине XVIII в. на смену рококо приходит новая волна классицизма. Собственно, классицизмом его принято называть применительно к архитектуре этого времени в России, в отношении зарубежной архитектуры Европы правильнее употреблять термин неоклассицизм, чтобы различать друг от друга классицизм XVII и XVIII в.

Версаль. Малый Трианон. Франция. Ранний классицизм во Франции иначе еще называют стилем Людовика XVI. Классический его образец – дворец Малый Трианон, построенный на территории Версальского парка, построенный по заказу самого Людовика XVI архитектором Ж.-А. Габриэлем в 1762–1764 гг.

Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов – простота и естественность, строгий вкус, умеренность. По мнению многих деятелей той поры, подобное искусство хорошо соответствовало идеалам гражданских добродетелей. Другим значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности, под влиянием идей Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо. Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений.

Классицизм 18 в. имеет ряд важных отличий от классицизма XVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих французских английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек. В классицизме XVII в. было велико влияние барокко. Наконец, и это очень важно, классицизм XVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия. Этому способствовали археологические раскопки Помпей и других античных центров, а также труды немецкого ученого И.И. Винкельмана.

В рамках классицизма выделяют несколько периодов. Ранний классицизм занимает 1760–1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, он сохраняет отдельные элементы рокайльных мотивов, но убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. Во Франции этот этап получил название «стиль Людовика XVI». В этот период целый ряд архитекторов продолжал подражать творчеству А. Палладио и других ренессансных мастеров. Зрелый период приходится на 1780–1790-е гг. Поздний классицизм нередко рассматривают как самостоятельное явление и именуют стилем ампир. Период позднего классицизма выходит за рамки XVIII столетия, это 1800–1830-е гг.

Дворец в Вёрлице. Германия. Автором здания стал архитектор Ф.В. фон Эрмансдорф. В Верлице бывали многие знаменитые представители Просвещения, в том числе И.В. Гёте.

Камеронова галерея. Россия. Талант шотландского архитектора Чарльза Камерона, одного из самых тонких мастеров классицизма, нашел себе достойное применение именно в России. Галерею, построенную им возле Екатерининского дворца в Царскосельском парке, стали именовать Камероновой (1783 – 1786).

Храм любви в Версале. Франция. Храм любви в Версальском парке представляет собой ротонду, едва ли не самый распространенный тип сооружения в пейзажных парках классицизма.

Большой каприз в Царском Cеле. Россия. В оформлении пейзажных парков все чаще стали использоваться живописные мотивы руин. Они превосходно вписывались в пейзаж и создавали зачастую впечатление не специально сделанных павильонов, мостов, гротов, а старинных построек, разрушившихся от времени.

Усадебные дома в стиле классицизма обычно просты и непритязательны. Их почти непременным украшением служит портик с фронтоном. Здание часто представляет простой призматический блок. Но известны и более сложные объемно пространственные решения (главный дом усадьбы Люблино в Москве). Такую любовь к конструктивной ясности и простоте объясняет философия Просвещения, принципы которой лежат в основе классицизма XVIII столетия. Для нее характерны культ разума и вместе с тем стремление к естественности. Последнее выражается и в том, что красота здания заключается в красоте основных его архитектурных составляющих, не приукрашенных декором (как это было в античности), и главное, в том, как оно согласуется с пейзажным окружением. Эти качества отличают дворец в парке Вёрлица, входившего во владения князей Ангальт-Дессау в Германии.

С приходом неоклассицизма в моду повсеместно входят пейзажные парки. Их планировка тщательно продумывается архитекторами, но с таким учетом, чтобы она создавала впечатление полной естественности. англичане.

Оперный дом в Царицыно. Россия. Наряду с классицизмом в архитектуре Европы во второй половине XVIII в. появляются и другие направления. Среди них – псевдоготический и мавритано-готический стили, одно из явлений предромантизма. К таким стилям относятся основные постройки усадьбы Царицыно в Москве (тогда в Подмосковье). Строительство велось В. Баженовым, а затем и М. Казаковым по указу Екатерины II.

Дом Пашкова. Москва. Россия. К раннему этапу классицизма, еще не свободного от влияния барокко, и увлечению палладианством относится знаменитый дом Пашкова – жемчужина русской архитектуры XVIII в. .

Под влиянием эстетики сентиментализма и идей Просвещения в пейзажных парках классицизма начинают появляться павильоны с трогательными и красноречивыми названиями – Храм дружбы, Храм любви и т.п. Парковые постройки с такими названиями можно было встретить в парках разных стран.

В России ранний этап классицизма представлен творчеством двух блистательных мастеров – В. Баженова и М. Казакова. Многие русские архитекторы поначалу нередко обращались к творчеству А. Палладио. В интерьерах храмов, дворцов и усадебных домов эпохи классицизма находили применение античные орнаменты и ордерная система; предпочтение отдавалась гладким, спокойным плоскостям стен. В моде был как натуральный так и искусственный мрамор. Блистательный образец парадного интерьера эпохи классицизма – Колонный зал бывшего Дворянского (Благородного) собрания в Москве (впоследствии Дома союзов) архитектора М. Казакова.

Казанский собор в Петербурге. Казанский собор явился не только одним из лучших примеров стиля «классицизм», но и стал еще одним важным проектом в области петербургского градостроительства. Автор собора – один из самых замечательных русских зодчих той поры Воронихин. Казанский собор (посвященный Казанской иконе Божьей Матери) решен как базилика.

Ограда Летнего сада. Летний сад был создан еще в петровское время. Ограда в новом, классическом вкусе, была построена в 1773–1777 гг. по проекту Ю.Фельтена и стала одним из шедевров в этой области архитектуры.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция

Версаль, расположенный неподалеку от Парижа – самый прославленный дворцово-парковый ансамбль XVII столетия. Его роскошные дворцовые интерьеры, эффектная планировка парка, великолепные празднества вызывали восхищения и целый ряд подражаний, как в самой Франции, так и за ее пределами. Архитектором Версальского дворца стал один из самых талантливых мастеров того времени – Луи Лево. Лево работал над дворцом в 1661 – 1668 гг. Затем архитекторами дворца были Ф.Д. Орбэ (1670 – 1674) и знаменитый Ж. Ардуэн-Мансар (1678–1689). В дальнейшем он претерпевал некоторые изменения.

Дворцово-парковый ансамбль Версаль. Франция.

Парк Версаля был разбит в 1660-е гг. по проекту знаменитого паркового архитектора Андрэ Ленотра. Он относится к типу регулярного французского парка.

Большой Трианон. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, откуда и произошло его первое название «Мраморный Трианон».

Один из самых красивейших и знаменитых фонтанов Версальского парка – фонтан «Квадрига Аполлона».

Стиль ампир

Поздний классицизм (первая треть XIX в.) также называют стилем ампир. Название стиля происходит от фр. Empire – империя. С одной стороны, оно объясняется тем, что архитекторы обращались к древнеримскому искусству эпохи Империи. С другой – ампир стал стилем Империи наполеона Бонапарта, а впоследствии и Российской империи. Стиль родился в наполеоновской Франции, победы Наполеона, которого сравнивали с римским императором Августом, отмечали сооружением триумфальных арок и колонн подобно тому, как это делали в Древнем Риме (арка на площади Звезды, Вандомская колонна со статуей Наполеона). И все же во Франции стиль получил наибольшее выражение в декоративно-прикладном искусстве и оформлении интерьеров.

В мебели и осветительной арматуре обыгрывались античные, а также древнеегипетские мотивы. Их формы обычно просты и массивны, силуэт лаконичен. В оформлении наружных частей зданий, оград распространенной становится различная военная атрибутика – военные трофеи, включающие античные доспехи и оружие, наградные венки, пучки фасциев с топориками, которые носили древнеримские ликторы. Среди архитектурных ордеров предпочтение отдается дорическому и тосканскому ордерам, с их приземистыми пропорциями, строгими формами и представительным видом.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, вид на здание Генштаба. Россия. Напротив арки установлена Александровская колонна (1829–1834, арх.О. Монферран) со статуей ангела, держащего крест (скульптор Б.Орловский). Высота колонны 47,5 м ее роль также необычайно велика в ансамбле. Поставленная между Генштабом и Зимним дворцом, она «держит» пространство огромной площади, отмечает ее центр и является необходимой высотной доминантой ансамбля.

Триумфальная арка на площади Звезды (площади Этуаль) в Париже. Франция. Арка построена по проекту Ж.Шальгрена в 1806–1836 гг. по личному распоряжению Наполеона в честь побед его армии.

Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Россия. Центральная башня обильнее всего украшена скульптурой. Она эффектно выделяется на фоне стен насыщенно-желтого цвета. Нынешние здания Адмиралтейства построены на месте старой корабельной верфи, заложенной еще в 1704 г. по чертежу Петра. В 1730-х они были перестроены (арх. И. Коробов). От старых построек – П-образный план и основа центральной башни со шпилем. В 1806–1823 гг. была осуществлена еще одна перестройка Адмиралтейства, после чего оно приобрело свой представительный вид. Общая длина фасада зданий Адмиралтейства 407 м. .

Ампир получил распространение и в других странах Европы. Наиболее ценные образцы стиля ампир в архитектуре были созданы в России, в первую очередь – в Петербурге и в Москве. Целый ряд первоклассных сооружений можно встретить в подмосковных усадьбах. Все они в основном относятся ко времени правления Александра I и были возведены по окончании войны 1812 г. Самым знаменитым, пожалуй, стал ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Другие важный ансамбль – улица Росси со зданием Александринского театра в конце, комплекс зданий Адмиралтейства и здание Биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова.

Архитектурные формы стиля ампир отличают суровая простота, мощь, величие, строго организованные, лаконичные объемы, торжественность. Колонна по-прежнему остается важным элементом в архитектуре ампира, но все больший акцент ставится на пластической выразительности стены, на игре крепких, лапидарных объемов. Любимые мотивы – куб, цилиндр, полуциркульная арка. Многие здания имеют проемы с арочным завершением в верхнем ярусе: открытые (Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки) или остекленные (главный фасад Биржи в Петербурге). По сравнению со зданиями, построенными в стиле классицизма, ампирные постройки отличаются большей монументальностью, зачастую более приземистыми пропорциями, плотными и массивными формами.

Здание Биржи и Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Россия. Здание Биржи построено в 1805 – 1810 гг. по проекту Ж. Тома де Томона. Вместе с Ростральными колоннами и рядом более поздних зданий оно составляет ансамбль Стрелки Васильевского острова. Он, в свою очередь, вместе со зданием Зимнего дворца и Петропавловской крепостью входит в единый ансамбль старейшей части города и обрамляющего акваторию Невы.

Церковь Богоматери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве. Россия. Восточная часть храма представляет образец стиля ампир в церковной архитектуре. Его колокольня и трапезная построены В. И. Баженовым в стиле классицизма. Восточная часть возводилась в 1828–1833 гг. по проекту О. Бове. Она получила форму ротонды, часто использовавшуюся при строительстве церквей в стиле классицизма и ампир.

Большой театр в Москве. Россия. Высокий восьмиколонный портик с фронтоном – главное украшение здания. На фронтоне установлена бронзовая квадрига – колесница, запряженная четверкой лошадей. Квадригой правит Аполлон – бог искусства в древнегреческой мифологии. Выше еще один фронтон, завершающий верхнюю часть здания. Здание решено как монолитный блок, оживленный нишами и окнами.

Храм Св. Людовика Французского. Москва. Россия. Храм Святого Людовика Французского был сооружен по проекту известного архитектора А.О. Жилярди. Храм построен в стиле классицизма, и представляет собой трехнефную базилику с высоким центральным и более низкими боковыми нефами. Вход оформлен колоннадой, по обеим сторонам колоннады расположены невысокие колокольни.

В Москве ампир представлен зданиями Большого театра (бывш. Петровский театр, названный по улице Петровка, на которую выходит его боковой фасад), Манежем, павильоном Грот в Александровском саду, храмом Св. Людовика Французского, зданием Первой Градской больницы, Провиантскими складами. Но в целом московские постройки более камерные. Тем более что это в основном частные особняки и приходские церкви (усадьба Найденовых на Радищевской улице в Москве, арх. Д. Жилярди). Достаточно большое количество зданий в стиле ампир в Москве объясняется тем, что Москва сильно пострадала во время пожара 1812 г. и заново отстраивалась.

Стрелка Васильевского острова (Санкт-Петербург, Россия)

Стрелка Васильевского острова – красивый и гармоничный архитектурный ансамбль на восточной оконечности Васильевского острова, сформированный Биржей, Ростральными колоннами, Биржевым сквером, зданиями таможни, южного и северного пакгаузов. Ансамбль создан в первой половине XIX в. по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона и И. Ф. Лукини.

Стрелка Васильевского острова. Санкт-Петербург. Россия.

Дворцовый мост – разводной мост через Большую Неву. Соединяет центральную часть города – Адмиралтейский остров и Васильевский остров. Длина моста – 250 м, ширина — 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.

Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской Империи».

Поделиться ссылкой

Архитектура 18 века в России

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Первая треть 18 века. Барокко

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.


Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.


В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Середина 18 века. Барокко и рококо

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

Конец 18 века. Классицизм

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Архитектурные жемчужины Петербурга: классицизм

Конец 18 века ознаменовался упадком архитектуры барокко и появлением нового стиля — классицизма. Яркие свадебные торты в старинном стиле были заменены изысканными конструкциями, вдохновленными элегантностью и уравновешенностью классической античности. Санкт-Петербург тоже был охвачен этой общеевропейской архитектурной модой, что привело к появлению множества архитектурных шедевров.

В 1762 году, вместе с кончиной императрицы Елизаветы, закончилась эра роскошных дворцов и пышных соборов. Всего через семь лет после того, как его главный шедевр, Екатерининский дворец, был закончен, Франческо Бартоломео Растрелли было приказано уйти в отставку. Один из крупнейших архитекторов барокко Петербурга, всю свою жизнь посвятивший городу, умер в Италии бедным и почти забытым. Он просил новую администрацию хотя бы вернуть его архитектурные чертежи, но его просьба осталась невыполненной.

Новая императрица Екатерина II не любила роскошные «взбитые сливки». Покровительница искусств, Екатерина Великая руководила эпохой русского Просвещения, периодом, когда правительство начало активно поощрять распространение искусств и наук, что оказало глубокое влияние на русскую культуру. Архитектура не стала исключением. Классицизм, новый архитектурный стиль, должен был воплотить идеал гармоничного общества, построенного на рационализме и вере в прогресс, и восславить элегантность и славу самой большой европейской страны.

На русскую классическую архитектуру большое влияние оказала европейская, которая, в свою очередь, черпала вдохновение в античности с ее классическими ордерами, симметричными планами и фасадами и использованием других традиционных элементов, таких как фронтоны, портики, пилястры и т.д. на. Среди первых приверженцев этого нового стиля в России был французский архитектор Жан-Батист Мишель

Валлен де ла Мот . Его самая известная работа — здание, которое сейчас называют .Малый Эрмитаж , по заказу не кого иного, как самой императрицы. Екатерина Великая, возмущавшаяся величием и необъятностью барочного Зимнего дворца, называла это правильное мятно-зеленое здание, обращенное к Неве, скитом (от фр. место» (маленькое, да?). Именно здесь она поместила свое самое большое сокровище, свою коллекцию произведений искусства, которая впоследствии сформировала один из крупнейших художественных музеев мира — Государственный Эрмитаж.

Другие работы Валлена де ла Мота в Северной Венеции включают старейшую католическую церковь в России, католическую церковь Святой Екатерины , Мойский дворец , известный тем, что он был местом, где Григорий Распутин был убит в 1916 году, и

Большой Гостиный Двор и др. Гостиный двор, растянувшийся на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы более чем на километр, является не только старейшим торговым центром города, но и одним из первых торговых пассажей в мире.

За более чем 30 лет царствования Екатерины барочные постройки в Петербурге полностью затмили классические. Придя к власти в 1801 году, Александр I не только поддержал архитектурное видение своей бабушки, но и вывел его на новый уровень. Начало XIX века в России было отмечено патриотическим подъемом, поскольку страна приближалась к войне с Наполеоном, и все виды искусства, в том числе и архитектура, были призваны воспевать могущество и славу Империи. В этот период правильный и уравновешенный классицизм превратился в гораздо более тяжеловесный и торжествующий Ампир

, характеризующийся синтезом классической ордерной системы и монументальной скульптуры.

Среди наиболее выдающихся творцов этого периода был русский архитектор Андрей Воронихин , наиболее известный своей работой над Казанским собором , созданным по образцу собора Святого Петра в Риме. Прогуляйтесь по Невскому проспекту и полюбуйтесь его поистине великолепной колоннадой, состоящей из 94 колонн. Кстати, такую ​​же колоннаду Воронихин хотел сделать и с другой стороны собора, но судьба распорядилась иначе.

Жан-Франсуа Тома де Томон — еще один знаменитый архитектор эпохи Александра. Именно он спроектировал один из главных и интереснейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга — Стрелку Васильевского острова . Когда-то здесь, в месте разветвления Невы на две части, располагался главный порт. Вдохновленное греческим храмом Геры, здание

Старой фондовой биржи имеет перистиль из 44 дорических колонн, покоящихся на массивном стилобате из красного гранита. Коса просто невообразима без Ростральные колонны , расположенные по обеим сторонам Биржи. Эти массивные дорические колонны высотой 32 метра покрыты лепниной глубокого терракотово-красного цвета и украшены скульптурами наяд, морских существ, якорей и бронзовых носов кораблей (ростры). В основании каждой колонны помещены мраморные фигуры, изображающие крупные реки России: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Обратите внимание, что колонны особенно впечатляют в дни крупных государственных праздников, когда на них зажигают факелы.

Говоря о классической архитектуре Петербурга, нельзя не упомянуть имя Карло Росси , одного из самых плодовитых архитекторов своего времени. Его многочисленные работы включают в себя

Михайловский дворец , в котором сейчас находится Русский музей, здание Главного штаба , расположенное на Дворцовой площади перед Зимним дворцом, Елагин дворец и многие другие великолепные здания. Однако моя любимая его работа — Александринский театр . Мне очень нравится проходить мимо этого монументального, но элегантного здания вечером, когда оно подсвечивается и мягко светится так, как ни одна фотография никогда не передаст. Это может показаться странным, но каждый раз, когда я смотрю на это сооружение в темноте, я думаю о белоснежных кружевах. Если вам случится прогуляться туда, я очень рекомендую заглянуть с другой стороны театра и прогуляться по Rossi Street , самой пропорциональной улице в городе. Она прекрасна с любой стороны: ширина равна высоте зданий с обеих сторон — это будет 22 метра, а длина улицы — 220 метров: в десять раз больше ширины!

В середине 19 века ампир достиг своего наивысшего расцвета, который оформился в Исаакиевский собор , крупнейшая православная базилика в городе и четвертый по величине (по объему под куполом) собор в мир. Здание, спроектированное французским архитектором Огюстом де Монферраном , строилось 40 лет! Огромный, монументальный и несколько непропорциональный, этот собор ознаменовал закат стиля классицизма в Санкт-Петербурге и открыл двери для следующей архитектурной эпохи, Эклектика .

Наверх

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*