Классицизм как литературное направление зародился: Особенности классицизма в русской литературе

Тест по литературе 9 класс Классицизм с ответами

Тестовые задания по литературе для 9 класса по теме: «Классицизм»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Выберите правильное определение:

А) Классицизм – это литературное направление, целью которого является правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

+ Б) Классицизм – это литературное направление, основанное на воспроизведении образов и форм античного искусства.

В) Классицизм – это литературное направление, которое характеризуется утверждением ценности духовной и творческой жизни личности, признанием наивысшей ценностью её независимость и свободу.

Г) Классицизм – это литературное направление, характеризующееся повышенным интересом человеческим чувствам и взаимодействию личности с окружающим миром.

2. В какой период времени существовало литературное направление «Классицизм»?

+ А) В XVII – XIX веке

Б) В XVIII – XIX веке

В) В XVI – XVIII веке

Г) В XVII – XVIII веке

3. Когда зародился классицизм в России?

А) В XVII веке

+ Б) В XVIII веке

В) В XVI веке

Г) В XIX веке

4. Какие черты присущи литературному направлению «Классицизм»?

А) Приближённость языка, которым написано художественное произведение, к разговорной речи.

Б) Неоднозначность авторского отношения к героям.

В) Внимание к психологической достоверности характеров.

+ Г) Герои чётко разделяются на положительных и отрицательных.

5. Кто считается основателем классицизма?

А) Фридрих Шиллер

+ Б) Никола Буало

В) Жан-Батист Расин

Г) Жан-Батист Мольер

6. Какая особенность присуща классицизму как литературному направлению?

+ А) Строгое подразделение жанров на высокие и низкие.

Б) Отказ от прямолинейности.

В) Подчёркнутое внимание к человеческой личности.

Г) Изображение бунтарского характера, проявленного в особых условиях.

7. Какие жанры относятся к эпохе классицизма?

А) Эпос

Б) Былина

В) Баллада

+ Г) Ода

8. Где зародилось литературное направление «Классицизм»?

А) В Англии

Б) В Германии

+ В) Во Франции

Г) В России

9. Кто из российских писателей был первооткрывателем в литературе классицизма?

А) Д.И. Фонвизин

Б) М.В. Ломоносов

+ В) А.Д. Кантемир

Г) Г.Р. Державин

тест 10. Какой образ героя стремились создать представители классицизма?

А) Воплощающий в себе все человеческие пороки.

+ Б) Достойный подражания.

В) Отважного романтика, готового ради любви на всё.

Г) «Маленького человека», угнетённого обществом.

11. При помощи чего, по мнению классицистов, можно получить полную картину мира и правильно воспринять её?

+ А) Ума

Б) Сердца

В) Глаз

Г) Души

12. Кем из представителей русского классицизма была создана силлабо-тоническая система стихосложения?

А) А. П. Сумароковым

+ Б) В.К. Тредиаковским

В) А.Н. Радищевым

Г) Д.И. Фонвизиным

13. Кто автор оды «Фелица»?

А) В.К. Тредиаковский

Б) А.П. Сумароков

В) А.Н. Радищев

+ Г) Г.Р. Державин

14. Кто воспевал императрицу Елизавету Петровну в своей оде?

+А) М.В. Ломоносов

Б) Г.Р. Державин

В) В.К. Тредиаковский

Г) А.Н. Радищев

15. Где был распространён жанр оды до эпохи классицизма?

А) В Древнем Риме

+Б) В Древней Греции

В) В Византии

Г) В Китае

16. Какие жанры литературы относились к «низким» в эпоху классицизма?

А) Драма

+ Б) Басня

В) Баллада

Г) Сказка

17. Какая русская литература стала первым этапом классицизма?

А) Древнерусская литература

Б) Литература Серебряного века

+ В) Литература петровского времени

Г) Литература Нового времени

18. Кто из русских классицистов создал «Теорию трёх штилей»?

+ А) М.В. Ломоносов

Б) В.К. Тредиаковский

В) А.Н. Радищев

Г) А.Д. Кантемир

19. Какие жанры относятся к «высоким», согласно «Теории трёх штилей»?

А) Ода, эпос, драма

Б) Ода, комедия, трагедия

+ В) Ода, трагедия, эпопея

Г) Ода, поэма, драм

тест-20. Во время правления какой императрицы при процессе европеизации возник классицизм в России?

А) Елизаветы Петровны

+ Б) Катерины II

В) Александры Фёдоровны

Г) Елизаветы Алексеевны

21. Чьё творчество пришлось на расцвет русского классицизма?

+ А) Д.И. Фонвизина

Б) А.Д. Кантемира

В) М.В. Ломоносова

Г) А.Н. Радищева

22. Кто был основателем новой драматургической системы?

А) В.К. Тредиаковский

Б) А.Н. Радищев

В) А.Д. Кантемир

+ Г) А.П. Сумароков

23. Какие ограничения включают в себя правила «Трёх единств»?

+ А) Единство действия, места и времени

Б) Единство персонажей, речи и действия

В) Единство действия, музыки, времени

Г) Единство содержания, места и времени

24. Первооткрывателем какого жанра в России был Д.И. Фонвизин?

А) Трагедии

Б) Оды

+ В) Комедии

Г) Басни

25. Какие жанры, по мнению М.В. Ломоносова, должны относиться к среднему стилю?

+ А) Театральные сочинения, драмы, элегии

Б) Драмы, трагедии, комедии

В) Театральные сочинения, басни, элегии

Г) Героические поэмы, трагедии, элегии.

26. На чём, как правило, основан сюжет произведений эпохи классицизма?

А) На семейных неурядицах

+ Б) На любовном треугольнике

В) На истории трагической любви

Г) На проблеме в отношениях отцов и детей

27. Чем заканчивается комедия, написанная представителем классицизма?

А) Зло побеждает добро

Б) Нелепой ситуацией

+ В) Добро торжествует, зло наказано

Г) Высмеиванием пороков

28. Кто ввёл в употребление понятие «Забавный русский слог»?

А) А.Н. Радищев

Б) В.К. Тредиаковский

В) А. Д. Кантемир

+ Г) Г.Р. Державин

29. Как должен себя вести герой произведения эпохи классицизма?

А) Делать то, что ему заблагорассудится для достижения личных целей.

+ Б) Отказаться от личного благополучия, обуздать свои чувства и выполнить общественный долг.

В) Пожертвовать всем ради великой силы любви.

Г) Бескорыстно помогать нуждающимся.

тест_30. Кого в первую очередь прославляли в своих творениях писатели-классицисты?

А) Писателей

Б) Возлюбленных

+ В) Правителей

Г) Церковь

Классицизм как художественное направление 17-19 в.в.

Тест по литературе в 9 классе по тема: «Классицизм как литературное направление»

Ф.И.__________________________

1. Термин «классицизм» переводится с латинского языка как

1) чувственный

2) действенный

3) образцовый

2. Классицизм – это

1) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

2) художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.

3) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности.

3. Классицизм как литературное направление зародился

1) во Франции

2) в России

3) в Англии

4. Кто создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?

1) Н. Буало

2) Ж.Б. Мольер

3) П. Корнель

5. Основное свойство классицизма:

1) стремление представить человеческую личность в движении

2) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам

3) превосходство личного над общим

6. В основе эстетики классицизма

1) элегические настроения

2) провозглашение творческой активности художника

3) принцип рационализма и «подражания природе»

7. Для классицизма характерно

1) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом

2) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы

3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах 

8. Кто является автором «теории трёх штилей»?

1) Д.И. Фонвизин

2) М.В. Ломоносов

3) В.К. Тредиаковский

9. Классицизм появился в России

1) XVII век 2) 30-е годы XVIII века 3) вторая половина XVIII века

10. Какая черта не относится к классицизму?

1) культ разума;

2) художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

3) культ чувства.

11. К высоким жанрам относятся

1) комедия, трагедия, ода;

2) трагедия, эпопея, ода;

3) комедия, сатира, ода.

12.В драматургическом произведении классицизм всегда

1) разум берет верх, т.к. сердце слепо;

2) чувство побеждает разум, т. к. оно более близко человеку;

3) находится компромисс, который устроил бы всех.

13. Вершиной русского классицизма является творчество (материал 8 класса)

1) Д.И. Фонвизина

2) М.В. Ломоносова

3) В.К. Тредиаковского

14. Что можно назвать основным лозунгом классицизма?

1) подражание природе;

2) чувственное восприятие;

3) взгляд на жизнь «сквозь призму сердца».

15. Как называлась работа, в которой Н. Буало создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?

1) «Искусство и поэзия»

2) «Классицизм в искусстве»

3) «Поэтическое искусство»

16. Правило «трёх единств» включает в себя

1) единство времени, места и героев;

2) единство времени, места и действия;

3) единство жанра, места и действия.

17. Для классической пьесы характерна «система амплуа». Как вы понимаете, что такое амплуа?

1) тип характера, который не принимает участия в интриге;

2) тип характера, который активно участвует в интриге;

3) тип характера, который переходит из пьесы в пьесу.

18. К низким жанрам относятся

1) комедия, сатира, басня;

2) комедия, эпопея, ода;

3) комедия, сатира, трагедия.

Критерии оценивания:

«5» — 19 – 20 баллов

«4» — 16 – 18 баллов

«3» — 12 – 15 баллов

«2» — 0 – 11 баллов

Ответы

1

3

2

2

3

1

4

1

5

2

6

3

7

1

8

2

9

3

10

3

11

2

12

1

13

1

14

1

15

3

16

2

17

3

18

1

Классическая литература | Определение и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Введение в классический период | М.

А.Р. Хабиб

Период, известный как «архаическая» Греция, начинается примерно за 800 лет до Рождества Христова. Это эпоха эпических поэтов Гомера и Гесиода, а также лириков Архилоха, Ивика, Алкея и Сапфо. То, что мы называем «классическим» периодом, возникает около 500 г. до н.э., это период великих драматургов Еврипида, Эсхила и Софокла, философов Сократа, Платона и Аристотеля, школ риторики и подъема афинской демократии и власти. После этого наступает эллинистический период, когда греческая культура распространяется по большей части Средиземноморья и Ближнего Востока, распространение значительно ускорилось благодаря завоеваниям Александра Македонского и различным династиям, основанным его полководцами после его смерти в 323 г. до н.э. В эллинизированных владениях существовала общая культура правящего класса, использующая общий литературный диалект и общую систему образования.1 Город Александрия в Египте, основанный Александром в 331 г. до н. э., стал центром науки и литературы, в нем располагалась огромная библиотека. и музей, и принимал таких известных поэтов и грамматиков, как Каллимах, Аполлоний Родиус, Аристарх и Зенодот. Мы знаем об этих фигурах отчасти благодаря работам Светония (ок. 69 г.).-140 г. н.э.), который написал первые истории литературы и критики.2

Обычно говорят, что эллинистический период закончился битвой при Акциуме в 31 г. до н.э., в которой последняя часть империи Александра, Египет, была аннексирована все более могущественным и расширение Римской республики. После его победы при Акции весь римский мир попал под единоличное правление племянника Юлия Цезаря, Октавиана, которого вскоре стали почитать как первого римского императора Августа. В течение почти тысячи лет поэты, философы, риторы, грамматики и критики заложили множество основных терминов, понятий и вопросов, которые должны были определить будущее литературы по мере ее развития вплоть до нашего века. К ним относятся концепция _мимесиса_ или подражания; понятие красоты и ее связи с правдой и добром; идеал органического единства литературного произведения; социальные, политические и моральные функции литературы; связь между литературой, философией и риторикой; природа и статус языка; воздействие литературного спектакля на аудиторию; определение фигур речи, таких как метафора, метонимия и символ; понятие _canon_ наиболее важных литературных произведений; и развитие различных жанров, таких как эпос, трагедия, комедия, лирика и песня.

Политический и исторический контекст

_Классический_ Афины в пятом веке до н.э. — незадолго до времени Платона _ был процветающим демократическим городом-государством с населением около 300 тысяч человек. Однако эта демократия значительно отличалась от нашей: она была не только прямой, а не представительной демократией, но и в высшей степени исключительной. Только совершеннолетние граждане мужского пола численностью около 40-45 тысяч имели право участвовать в процессе принятия решений. Остальная часть сообщества, состоящая из женщин, иностранцев-резидентов и огромного количества рабов, составляла постоянно исключенное большинство. Даже большинство свободных людей, работавших на земле или в городах, были бедны и мало надеялись на экономическое улучшение (LWC, 32). Это обстоятельство, широко распространенное в греческом мире, отчасти было причиной не только классовой борьбы, но и вечной борьбы между различными формами правления. Философия и литературные теории как Платона, так и Аристотеля были полностью сформированы осознанием этой политической борьбы.

На этом этапе своей истории Афины были не только демократией, но и имперской державой, главой так называемого Делосского союза, включавшего более ста городов-государств, с которых она взимала дань. Ее восхождение к такому господству было относительно недавним и быстрым, хотя самой демократии потребовалось несколько столетий для развития, вытеснив более ранние системы, такие как олигархия, тирания и монархия, где власть находилась в руках небольшой элиты или одного человека. К 500 г. до н.э. тираны были свергнуты во всех крупных греческих городах (LWC, 31). Идеалы социального равенства и демократического строя продвигались в Афинах лидерами и законодателями, такими как Солон, который сделал суды демократическими; Клисфен, организовавший политическую структуру в десять триб, каждая из которых была представлена ​​50 членами в Совете Ареопага; и Перикл, который установил плату для людей, служащих государственными чиновниками, чтобы такая служба не могла быть привилегией богатых. В надгробной речи Перикл определил демократию как систему, при которой власть находится в руках «всего народа», «все равны перед законом», а общественная ответственность определяется не сословием, а «действительной способностью» (PV, 16-19). ).

Что продвинуло Афины к известности, так это их ведущая роль в отражении двух вторжений Персии в Грецию. В первом из них афиняне без помощи спартанцев нанесли поражение персидским войскам во главе с царем Дарием при Марафоне в 490 г. до н.э. Второе вторжение было остановлено мощным флотом Афин при Саламине в 480 г. до н.э. и на суше в Платеях в 479 г. до н.э. Несмотря на то, что сухопутное сражение было выиграно с помощью Спарты, именно Афины взяли на себя руководство греческими союзниками, организовав их в конфедерацию, Делосский союз, с целью освобождения греческих городов Малой Азии (ныне Турция) от персидского владычества. Эти послевоенные годы были годами могущества, процветания и культурного положения Афин: Перикл доминировал в афинской политике; были построены Парфенон и Пропилеи; ставились трагедии Софокла и Еврипида; в городе работали профессиональные преподаватели философии, такие как Протагор, и школы риторики, обучавшие дворянских юношей искусству публичных выступлений и дебатов (PV, 22-23). Город был полон свободных политических дискуссий и интеллектуальных исследований. Перикл назвал Афины школой Эллады (LWC, 35).

Во всех этих исторических обстоятельствах было по крайней мере три события, которые глубоко повлияли на характер литературы и критики, а также философии и риторики. Первой была эволюция полиса или города-государства. Греки отличали себя от негреков, известных как варвары, прежде всего по этой политической структуре, полису, который, по их мнению, единственный мог позволить человеку полностью реализовать свой человеческий потенциал. Когда Аристотель определял человека как политическое животное, он имел в виду именно эту структуру. Как отмечает ученый М.И. По словам Финли, полис состоял из «людей, действующих сообща, сообщества», где люди могли «собираться и решать проблемы лицом к лицу» (LWC, 27-28). Как повторяли более поздние мыслители, такие как Гегель, Маркс и Дюркгейм, само существо человека является социальным и публичным в своей основной направленности, и его собственная реализация заключается в продвижении, а не в жертве общественным интересам. Эти предположения являются общими для различных литературных теорий Платона и Аристотеля, которые оба обязаны рассматривать литературу как общественное или государственное дело. Финли утверждает, что религия и культура были такими же общественными заботами, как экономика или политика… великими поводами для религиозных церемоний, музыки, драмы, поэзии и спорта были публичные фестивали, местные или общегреческие. Таким образом, когда государство было всеобщим покровителем, греческая трагедия и комедия… были такой же частью процесса обсуждения лицом к лицу, как и дебаты в законодательном собрании_ (LWC, 28). Даже на внутреннюю структуру драмы влиял идеал полиса: хор (состоявший ли из группы танцоров и певцов или из одного говорящего персонажа) был представителем общины или полиса. По красноречивому выражению Григория Надя, хор был «микрокосмом социальной иерархии» и воплощал в себе «образовательную коллективизацию опыта» (CHLC, V.I, 50). Понятно, что литература и поэзия имели общественную, даже политическую функцию, в значительной степени просветительскую. Т.Х. Ирвин утверждает, что «афинские драматические фестивали заняли место некоторых знакомых нам средств массовой информации»3. Никто так глубоко, как Платон, не осознавал влияние литературы на культуру. На самом деле, Ирвин указывает, что нравственные воззрения гомеровских поэм постоянно влияли на греческую мысль, но таким образом, что это противоречило демократическим установкам. Мы могли бы добавить, что Платон — не демократ — также прилагал большие усилия, чтобы противостоять влиянию Гомера и поэтов. Поэзия играла первостепенную роль в образовании: детей учили буквам с целью запоминания стихов и, в конечном счете, их исполнения и интерпретации (CHLC, VI, 74). В древнегреческом мире поэзия имела не только общественный характер, но и выполняла несколько функций, которые в нашем мире были заменены средствами массовой информации, кино, музыкой, религиозным образованием и наукой. По иронии судьбы, как мы увидим, за некоторыми из этих долгосрочных перемещений вырисовывается образ самого Платона.

Второе политическое событие, имеющее отношение к литературе и критике, заключалось в том факте, что господство Афин в греческом мире не осталось безнаказанным. Другой крупной силой в греческом мире была Спарта, которая уравновешивала лидерство Афин в Делосском союзе своей собственной системой оборонительных союзов, известной как Пелопоннесский союз. Борьба между этими двумя сверхдержавами была не только военной, но и идеологической: Афины везде пытались развивать свой собственный стиль демократии, тогда как Спарта повсюду поощряла свой собственный вид олигархии. Эта борьба потрясла весь греческий мир и в конце концов привела к Пелопонезской войне, длившейся двадцать семь лет, начиная с 431 г. до н.э. и заканчивая полным поражением Афин в 404 г. до н.э. Первые двадцать четыре года жизни Платона прошли во время этой войны, и вопросы, поднятые конфликтом, затронули многие области его мысли, в том числе его литературную теорию. Еще до поражения Афин она стала свидетелем короткого переворота, совершенного олигархической партией в 411–410 гг. до н. э. (режим _четырехсоток_). Именно в этот репрессивный период Сократа судили и казнили в 39 г.9 г. до н.э. по обвинению в нечестии. В 404 г. до н. э. спартанцы установили еще одну олигархию, так называемый режим тридцати, в который входили два родственника Платона, Критий и Хармид, которые также были друзьями Сократа. Однако в 403 г. после гражданской борьбы демократия была восстановлена. Фактически борьба велась между двумя образами жизни, между открытой социальной и культурной атмосферой афинской демократии и жестко контролируемой милитаристской олигархией Спарты (КПК, 60-62). Именно эта борьба лежала в основе оппозиции между антидемократическим и несколько авторитарным философским видением Платона и более подвижными, скептическими и релятивистскими взглядами, выраженными в поэзии, софистике и риторике. Именно в этой борьбе, как мы увидим, родилась западная философия, какой мы ее знаем.

Третьим фактором, сформировавшим эволюцию литературы в архаической и классической Греции, был панэллинизм, или развитие определенных литературных идеалов и стандартов среди элиты различных городов-государств Греции (CHLC, V. I, 22). Грегори Надь указывает, что панэллинизм имел решающее значение в процессе постоянного изменения и распространения гомеровских поэм и поэзии в целом. Хорошо известно, что «Илиада» и «Одиссея» были произведениями устной традиции, сочинявшейся в совокупности в течение длительного периода времени; данный поэт брал рассказ, основное содержание которого было уже хорошо известно, и модифицировал его в процессе собственного пересказа; в свою очередь, он передаст эти поэтические навыки и эти поэтические знания своим преемникам. Точка зрения Надя состоит в том, что процесс «постоянной перекомпоновки и распространения» гомеровских и других поэм приобрел определенную устойчивость благодаря развитию панэллинизма. Стандартизация литературных идеалов привела к процессу уменьшения новизны и «фиксации текста» во «все расширяющихся кругах распространения» (CHLC, V.I, 34). Таким образом, согласно Надю, панэллинизм имел ряд важных последствий. Во-первых, это обеспечило контекст, в котором поэзия перестала быть просто выражением или ритуальным воспроизведением местных мифов. Странствующий поэт был обязан выбирать те аспекты мифа, которые были общими для различных мест, которые он посещал. Словом, пришедшим для выражения этого «совпадения черт», заимствованного из мифа, было aletheia, или истина. Отсюда понятие «поэт» или певец превратилось в понятие «повелитель истины». Поэт становится проводником истины, которая является общей, в отличие от мифа, который является локальным и частным. Интересно, что Надь этимологически связывает слово mousa или «муза» с mne-, что означает «иметь связь с умом». В этом прочтении муза «является той, кто связывает разум с тем, что действительно происходит в прошлом, настоящем и будущем» (CHLC, V.I, 29).-31). Восприятие Надя имеет решающее значение для понимания последующей теории греческой литературы: область истины становится ареной ожесточенных споров между поэзией и философией.

Вторым следствием панэллинизма, способствовавшим процессу стандартизации, была эволюция определенной группы или «канона» текстов в статус классических (CHLC, V. I, 44). Именно в период александрийской учености термин «критика» или «суждение» использовался для различения произведений, заслуживающих включения в канон. Надь указывает, что в эту эпоху девять имен составляли «унаследованный канон лирической поэзии»: Алкман, Стесихор, Алкей, Сафо, Ивик, Анакреон, Симонид, Вакхилид и Пиндар. Таким образом, «прежде существовавшее множество местных традиций в устном пении» превратилось в «конечную традицию фиксированных лирических композиций, подходящую для всех эллинов» (CHLC, V.I, 44). Третьим, связанным с этим следствием было развитие концепции подражания или мимесиса в «концепцию авторитета». Мимесис обозначает «реконструкцию посредством ритуала событий мифа» поэтом; оно также обозначает «настоящее воспроизведение предыдущих воспроизведений», как в последующем подражании исполнителем поэту. Мимесис становится авторитетным понятием постольку, поскольку автор говорит с авторитетом мифа, который принимается не как локальный, а как универсальный, вневременной и неизменный. Это становится «неявным обещанием», что исполнитель не будет вносить никаких изменений, чтобы «угодить интересам любой местной публики», и вызовет «удовольствие от точного исполнения» (CHLC, V.I, 47-49).). Даже после того, как такие традиции устного исполнения устарели, эта авторитарная или авторитарная этика точного мимесиса сохранилась в образовании, где текст «становится просто образцом письма, потенциально доступным для подражания другими образцами письма» (CHLC, V.I, 73). Все эти направления развития, очерченные Надь, можно рассматривать как указывающие в одном общем направлении: на протяжении столетий, начиная с гомеровских времен, поэзия приобретала все возрастающий авторитет, утверждаясь в своей функции хранилища универсальных мифов и истин, ее фиксации в канон привилегированных текстов, которые больше не были открыты для перекомпоновки, а только для точного подражания или исполнения, и преобладающая воспитательная роль поэзии в этом возвышенном статусе. И последний вывод, который мы можем сделать из великолепного рассказа Надя о ранних греческих взглядах на поэзию, заключается в том, что ко времени Платона театр стал основным средством поэзии, поглотив репертуар как эпоса, так и лирики. Трагедия стала искусством поэзии par excellence (CHLC, VI, 66—67).

Интеллектуальные контексты

Возможно, самым важным фактором, касающимся поэзии того времени, был авторитет и статус, которых она достигла. Как мы видели, эволюция этого авторитета была многогранной: поэзия претендовала на то, чтобы представить истинное видение мира, богов, этики и морали. Поэзия была не только хранилищем коллективной мудрости, накопленной веками, но и выражением универсализированного мифа. У него была общественная функция, которая наиболее очевидна в своем высшем воплощении, трагедии, которая взяла на себя для древних греков роли наших теологий и религиозных институтов, нашей истории, наших современных средств массовой информации, нашей системы образования и наших различных способов установления истины. .

Здесь можно упомянуть ряд интеллектуальных течений. Интересно, что эти течения во многом сливались с основным потоком культуры, который составляла поэзия. Первым из них был софистический, возникший в Афинах пятого века, и главные представители которого, такие как Протагор и Горгий, были современниками Платона. Второй была риторика, искусство публичных выступлений, искусство, жизненно важное для эффективного функционирования афинской демократии. И софисты, и риторы предлагали обучение публичным дебатам и ораторскому искусству, часто за очень высокую плату; их учебная программа была направлена ​​​​на подготовку молодых людей из дворянства к политической жизни. Хотя два течения, софистическое и риторическое, были так тесно связаны, что софисты действительно были первыми учителями риторики, между ними существовало различие: риторика, строго говоря, ограничивалась методами аргументации и убеждения; более амбициозные софисты обещали более общее образование, охватывающее области, рассматриваемые философией: мораль, политику, а также природу реальности и истины (КПК, 64, 66).

Платон был противником как софистики, так и риторики. Он возражал против софистических представлений о мире, которые были по существу светскими, гуманистическими и релятивистскими. Эти отчеты отвергали авторитет религии и рассматривали истину как человеческую и прагматическую конструкцию. Другими словами, не было истины, которая в конечном счете стояла бы выше или вне человеческого восприятия. То, что Платон отвергает в риторике, также основано на ее предполагаемом исключении истины: риторика занимается не истиной, а просто убеждением, часто охотясь на невежество аудитории и просто потворствуя ее предрассудкам, а не ища морального и объективного основания. Ясно, что установки софистики и риторики возникают в демократической среде: так же, как и в наших современных демократиях, угасает понятие истины как некой трансцендентной данности; как и в наших судах, мы можем утверждать только то, что одна версия событий более вероятна и внутренне последовательна, чем другая. Мы не утверждаем, что эта превосходная версия каким-то образом выражает непогрешимую истину. Большая часть философии Платона порождена желанием упорядочить хаос, заключить изменение и временность в схему постоянства и обосновать наши размышления о морали, политике и религии на вневременных и универсальных истинах, которые не зависят от человеческого познания.

Столь глубокой была оппозиция Платона софистическому и риторическому способу мышления, что его собственная философия внутренне сформирована и порождена отрицанием их утверждений. Его так называемый диалектический метод, основанный на систематических вопросах и ответах, возникает во многом в противовес их методам. Для нас важно то, что такое же видение мира Платон находит в литературе. Фактически, он рассматривает трагедию как форму риторики. Т.Х. Ирвин утверждает, что «нападая на риторику, Платон также нападает на гораздо более старый афинский институт, трагическую драму». Подобно риторике, трагедия «делает определенные моральные взгляды привлекательными для невежественной и иррациональной аудитории» (КПК, 67-68). Дженнифер Т. Робертс напоминает нам о «важной роли в воспитании афинских граждан посещения трагедий. Именно трагическая драма дала афинянам возможность обдумать и обсудить многие из тех же вопросов, которые поднимались в диалогах Платона». искусство поэзии. Не только его диалектический метод, но и содержание его философии возникает в острейшей оппозиции к этому видению.

Что это было за поэтическое видение? Это было видение, восходящее к Гомеру: мы можем вспомнить ссору между Зевсом и его царицей Герой, смехотворную сцену с Гефестом, споры между различными богинями, такими как Афина и Афродита, и вообще часто неприличное поведение боги. Это видение мира, которым правит случай, мира, где «естественные процессы в основном нерегулярны и непредсказуемы, и что боги могут вмешиваться в них или манипулировать ими по своему усмотрению_ (CCP, 52). Платон решительно отвергает это недостойное и бессистемное (и, возможно, либеральное) видение. Как указывали многие ученые, частично опираясь на авторитет Аристотеля, собственные идеи Платона были обязаны досократовской традиции натурализма, пытавшейся предложить альтернативное объяснение мира, объяснение, которое не было бы поэтическим, мифическим или основанным на традиции, а который обращается скорее к естественным процессам на службе рационального объяснения. Ирвин указывает, что, соглашаясь с досократиками, и Сократ, и Платон бросали вызов широко распространенным и глубоко укоренившимся религиозным представлениям своих современников.

что мы подвергаемся божественному наказанию, если не приносим надлежащих жертв, или сражаемся в зловещий день, или обеспечиваем благосклонность бога, принося дары. По мнению Платона, боги «совершенно справедливы и добры, в них нет гнева, ревности, злобы или похоти». Оба этих взгляда, как говорит Ирвин, существовали в непримиримой форме в греческой традиции (CCP, 52-53). Более того, подобно натуралистам, Сократ и Платон различали простое свидетельство чувств, которым была «видимость», и лежащую в основе реальность, доступную только посредством разума (CCP, 54). Следовательно, греческая философия начинается с применения рационального мышления ко всем областям человеческой жизни: _При жизни Сократа размышления о морали и человеческом обществе перестали быть монополией Гомера и поэтов; это стало еще одной областью критического мышления_ (CCP, 58). Другими словами, греческая философия начинается как вызов монополии поэзии и расширение ее видения в более поздних течениях, таких как софистика и риторика.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*