Классицизм и барокко: Классицизм и барокко: сравнение направлений искусства

Классицизм и барокко: сравнение направлений искусства

Искусство 17-18-го веков сформировало два удивительных стиля — классицизм и барокко. Эти два крупнейших общеевропейских стиля существовали бок о бок на протяжении двух веков. Несмотря на очевидные различия, они тесно взаимодействовали друг с другом. За время своего развития, классицизм и барокко нашли себя не только в мировой и российской архитектуре, но также в скульптуре, литературе, интерьере и художественном искусстве. Сравнение классицизма и барокко, двух стилей, ярких, эпатажных и неповторимых, рассмотрим далее.

История классицизма

Классицизм в переводе с латинского — «образцовый». Запоминающиеся направление в европейской культуре возникло в 17-м в. Это была эпоха укрепления монархии, все должно быть идеально и в то же время роскошно, что прослеживается в безупречных фигурах античного мира.

Основателем стиля классицизм стала Франция, где летал дух свободы и совершенства человека как духовного, так и физического. Строгие, идеальные силуэты в архитектурных ансамблях, античные сюжеты в живописи и скульптурах, богатое, но сдержанное убранство интерьеров. Все это — черты классицизма.

В России этот стиль закрепился при Екатерине II, ее желание европеизировать страну сыграло ключевую роль в постройке знаменитых памятников архитектуры того времени.

Классицизм — это классика, гармония человека и природы, простая и лаконичная в своем направлении. Стиль, где нужно соблюдать определенные правила, очень быстро нашел себя в дворцовой культуре в Германии, Италии, Англии и России.

История барокко

Барокко значит — «распущенный», «склонный к излишествам». Основателем этого помпезного стиля стала Италия. Конец 16-го в. — эпоха Возрождения, укрепления католической власти, яркая, смелая и величественная, она должна была производить впечатление. Все отличительные элементы барокко нашли воплощение в католических городах Италии.

Однако европейские страны также взяли для себя некие атрибуты и элементы «распущенного» итальянского стиля. Англия, Франция, Россия использовали новое веянье культуры в своей архитектуре и интерьере, дабы подчеркнуть свой блеск и уникальность.

Стиль, ориентированный на создание иллюзии богатства и роскоши церкви, а также итальянской знати, впоследствии нашел отражение во всех странах Европы, Америки и России. И остался бессмертным спутником католической церкви.

Два стиля на протяжении веков идут рядом друг с другом. Однако они имеют явные различия в истории и целях создания, в воплощении в искусстве.

Сравнение классицизма и барокко

Направление Классицизм Барокко
Общее

За образец берется античное искусство. Простота, утонченность, понятные и лаконичные образы. Идеальная рациональность. Строгость, единые образы, равновесие деталей

За образец берется роскошь и помпезность, демонстративное богатство. Сильные контрасты, театральность. Яркая экспрессивность

В искусстве

Объемные уравновешенные композиции, четкость линий, античные идеалы в искусстве. Понятный сюжет, сдержанные эмоции

Стремительное развитие действий. Сильные, яркие эмоции. Восторженные образы. Замысловатый сюжет
В архитектуре Строгие четкие формы. Масштабность. Величие. Гармоничные пропорции, монументальность. Строгая простота Сложные криволинейные формы. Праздничная напыщенность. Масштабные колоннады, искажение пропорций строений. Цветовые контрасты, большие окна
В интерьере Дорогие, сдержанные материалы. Спокойные цвета, богатая простота. Преобладание геометрических форм. Античные орнаменты Богатые, разнообразные материалы в декоре. Яркие сочетания, золото, мрамор, лак. Сложные орнаменты. Роспись на потолке, крупногабаритная мебель

Классицизм и барокко наглядно

Основные черты барокко и классицизма роскошь и сдержанное богатство. Оба стиля нашли свое отражение в дорогих произведениях искусства и ярких архитектурных сооружениях. Рассмотрим самые известные объекты двух разных стилей одного периода времени.

Классицизм — это, конечно, площадь Восстания и Пантеон в Париже. Исаакиевский и Казанский соборы в Петербурге. Большой театр в Варшаве. Знаменитая картина Жака-Луи Давида «Переход Наполеона через Альпы» — совершенно отражает стиль классицизма в живописи. «Психея, разбуженная поцелуем Амура» — самая известная статуя в классицизме. Архитектурный ансамбль «Аполлон и нимфы» — невероятный по своей красоте пример классического стиля.

Тогда как барокко известен нам по Смольному собору в Санкт-Петербурге, Оперному театру в Одессе и, конечно, же Католическому храму в Ватикане. Рубенс и Караваджо — самые узнаваемые живописцы в стиле барокко. А итальянец Лоренцо Бернини раскрывает нам всю выразительность барокко в своих потрясающих скульптурах.

Классицизм и барокко в архитектуре

Как мы можем видеть из описаний и сравнений двух стилей, различия барокко и классицизма очевидны. В последнем — это обращение прежде всего к античному зодчеству, в барокко — к роскоши католических храмов.

Классицизм и барокко в архитектуре, сравнение на примере двух выдающихся памятников

Базилика дель Санта Кроче, Италия — типичный пример итальянского барокко. Отличительные особенности — пышный декор и множество статуй на фасаде. Скульптуры, балконы, колонны, сложная форма здания. Центр венчает огромное круглое окно — уже выход за стандарты типичной архитектуры. Кариатиды и атланты, причудливые формы — все это отличительные черты барокко.

Классицизм — это Большой театр в Москве. На его примере мы можем увидеть характерные черты в архитектуре этого стиля. Простота и лаконичность. Монументальность и строгость. Четкие формы, колонны. Маленькие окна стандартной формы. Сдержанный рисунок лепки на фасаде с типичными узорами античного мира. Четкая геометрическая форма строения. Приятный неброский однородный цвет всего здания.

Архитектура барокко и классицизма в сравнении очень различны. С первого взгляда можно отличить их друг от друга: вычурность барокко бросается в глаза, безусловно, это сложные архитектурные произведения. Тогда как здания в стиле классицизма настолько имеют четкие пропорции и строгий вид, что невольно заставляют задуматься о своем величии и монументальности.

Классицизм и барокко в живописи

Выходцы из одной временной эпохи, классицизм и барокко, тем не менее, имеют отличительные черты в искусстве.

Микеланджело — один из самых известных итальянских художников, который задал новый стиль в живописи — барокко. Это преимущественно религиозные сюжеты, яркие образы, эмоциональные сцены из жизни обычных людей. Контраст цветов, свет и полумрак, много предметов быта, реалистичность эмоций. Последователи этого стиля в искусстве — Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.

Классицизм не менее живописен, но за основу берется античная Греция. Рафаэль, Джулио Романо на своих полотнах изображают идеальные физические формы божественных персонажей. Холодные мифические сюжеты завораживают своей лаконичностью, ничего лишнего, до мелочей продуманная композиция и пространство вокруг действующих лиц.

Можно выделить главные элементы в сравнении направлений искусства классицизма и барокко. Во-первых, это реальная эмоциональность барокко, сила сюжета и красочность образов, и во-вторых, сдержанная красота античной мифологии, понятная и лаконичная в своем проявлении.

Сравнение классицизма и барокко в интерьере

Помимо выдающихся произведений искусства и невероятных памятников архитектуры, барокко и классицизм нашли отражение и в интерьере домов и комнат. Далее — сравнение классицизма и барокко в убранстве помещений.

Свои основные черты эти два стиля привнесли и в интерьер. Прежде всего это дорого. В обоих случаях — это роскошь и богатство. А дальше можно говорить о цветовых решениях. Барокко — это всегда ярко, всегда золото, мрамор, лакированные поверхности. Множество дополнительных предметов, сложная форма мебели и причудливые узоры балдахинов и обивки кресел. Безусловно, это та красота, в которую хочется погрузиться, каждый предмет, которой хочется изучать. Восхищение и помпезность, то, что так любят короли.

Классицизм в этом плане играет на контрасте с барокко. Сдержанные пастельные цвета, гармонирующие между собой. Спокойный, но не менее величественный интерьер создан, скорее, успокаивать, нежили будоражить. Преимущественно светлые тона, четкость линий, правильность предметов. Функциональность атрибутов интерьера, не лишенная, тем не менее, своего очарования.

Классицизм и барокко в России

В Россию эти два стиля пришли в 18-м в. Царская Россия была в тесном контакте с европейскими государствами и не хотела отставать в возможности продемонстрировать свое величие.

Барокко и классицизм в архитектуре России воплотил, преимущественно, Растрелли. Именно он занимался реконструкцией и возведением основных зданий Петербурга в то время. Естественно, стили были русифицированы, переняв основные принципы двух направлений, традиционное русское зодчество было сохранено. Смольный монастырь, пожалуй, самый яркий представитель барокко в Петербурге, тогда как «изюминкой» классицизма является, естественно, Казанский собор. У истоков этого стиля в России стояли архитекторы В. Баженов, М. Казаков, И. Старов, возведенные по их проектам церкви и дома можно увидеть в Москве.

Барокко и классицизм в русской архитектуре играют большую роль. Как в историческом проявлении — основание Петербурга, новая Москва, так и в борьбе за равенство русских писателей-классицистов.

Сейчас невозможно представить наши города без Эрмитажа, Академии наук и Таврического дворца.

Классицизм и барокко в наше время

В современном мире архитекторы часто обращаются к барокко и классицизму, сравнивая и смешивая эти стили. Времена королей и императоров прошли, а любовь к роскоши и величию осталась. Сейчас можно увидеть уже современные замки в стиле барокко где-нибудь на Рублевке или дачу очередного олигарха в стиле классицизма в поселке Нирвана под Петербургом.

В отеле «Трезини» вы можете погрузиться в роскошь царей, а в ресторане «Ампир» отведать блюда современных королей. Но это уже сегодняшняя роскошь, хотя доступна она по-прежнему не каждому.

Чем отличается барокко от классицизма

В искусстве и архитектуре XVIII столетия преобладали два фундаментальных стиля – барокко и классицизм. Они не случайно довольно долго сосуществовали рядом, в одну эпоху. Нельзя не отметить их тесную взаимосвязь, хотя и характерных, присущих лишь конкретному направлению особенностей тоже наберется немало. В чем же отличие барокко и классицизма и как при взгляде на картину или здание определить, к какому же стилю они относятся?

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Выводы TheDifference.ru

Определение

Барокко – художественный стиль, зародившийся в Италии и распространенный в европейском искусстве до середины XVIII века.

Барокко

Классицизм – художественный стиль, характерный для искусства Европы и особенно ярко проявившийся во второй половине XVIII века.

Классицизм

к содержанию ↑

Сравнение

Барокко и классицизм – направления-антагонисты, хотя у них есть и немало общих черт, ведь формировались они в одну эпоху.

Характерные черты стиляБароккоКлассицизм
Общие

 

Призван продемонстрировать роскошь и богатство. Повышенная эмоциональность. Динамизм. Сущность жизни – в движении и в борьбе переменчивых стихий. Иррационализм, мистика, экспрессия. Подчеркнутая театральность, декоративность, экзальтация.Воплощение лучших образцов античности. Спокойствие и утонченность. Ясность и лаконичность. Благородная простота. Стремление к идеальности. Рационализм. Следование принципам порядка, единообразия, согласованности.
В архитектуреВычурность и сложность форм. Парадность и напыщенность. Популярность пространственных иллюзий, искажающих пропорции здания. Гигантские размеры. Игра света и тени.Ощущение величия. Четкая планировка, масштабность и строгость форм. Равновесие частей, гармоничность пропорций. Регулярность планировки. Функциональность, упорядоченность.
В интерьереПышность, величие, сочность, пространственный размах. Преобладание изогнутых линий, лакировки. Обилие декора и инкрустаций. Богатство отделки (золото, мрамор, мозаика, кость). Изощренный витиеватый орнамент.

Мебель очень массивна и сложна по форме, изобилует украшениями.

Четкие геометрические формы. Сдержанность в декоре. Использование в отделке дорогих материалов, но без излишеств. Простота линий, гармоничность цветовых сочетаний. Орнамент с античными мотивами, строгий и геометричный.

Максимальная функциональность и конструктивность мебели.

В искусствеДинамизм композиций. Интерес к триумфам, экстатическим проявлениям натуры. Грандиозность, драматическое напряжение.Уравновешенная композиция, логическое развертывание сюжетной линии. Отсутствие проявления ярких эмоций.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Барокко отличается буйством и динамичностью форм. Для классицизма характерны стройность и равновесие всех деталей.
  2. Барокко ставит во главу угла роскошь, пышность, блеск, напыщенность, богатство отделки. Классицизм ценит сдержанность и простоту линий, декор используется очень аккуратно.
  3. В барокко используются пространственные иллюзии, искажающие пропорции и придающие масштабность. Классицизм зиждется на гармоничности пропорций, берущих начало в античной традиции.

Загрузка…

Дата публикации: 30.11.2013

ИСКУССТВО XVII ВЕКА между барокко и классицизмом

, Школы и периоды

Понять искусство XVII века означает открыть для себя два великих художественных течения: барокко и классицизм.
Два разных способа общаться и создавать искусство, которые я объясню в этом посте.

Искусство XVII века

Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов

Искусство 17 го века включает произведения художников, которые были великими новаторами.
После поста, посвященного Искусство в 16 веке , я продолжу описание того, что произошло в следующем веке, составив список особенностей искусства в 17 м век и его главные художники .

ИСКУССТВО XVII ВЕКА: ХУДОЖНИКИ

В течение 17 века выделялись некоторые художественные личности, навсегда изменившие историю итальянского и европейского искусства.
В начале века в Риме одновременно работали два великих художника: Аннибале Карраччи, , работавший над украшением Галереи Фарнезе, и Караваджо , расписывавший картины в Капелле Контарелли. в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Карраччи в своем стиле обобщает самые важные завоевания эпохи Возрождения, но придает своим картинам оптическую иллюзию, которую можно достичь только интеграцией архитектуры, живописи и скульптуры. Караваджо не создает иллюзии перспективы, но в своих сказках и портретах создает мрачную и мрачную атмосферу, где настоящим действующим лицом является контраст между светом и тьмой. Они не могут быть более разными!

Карраччи основал школу , а его помощники (включая, например, Доменикино и Гвидо Рени) доминировали в художественной комиссии до середины 17 века; Караваджо , вместо этого не нашел школы, но его последователи и почитатели (например, Орацио и Артемизия Джентилески и Валантен де Баулонь) будут использовать его стиль в своих картинах.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА МЕЖДУ КЛАССИЗМОМ И БАРОККО

Искусство 17 века характеризуется не только великими художниками, но и рождением двух очень важных художественных течений: классицизма и барокко.
Барокко находит свое наивысшее выражение в работах Джан Лоренцо Бернини, который может представить то, что могут понять только чувства: желание, страх, насилие, боль, экстаз и чувственность.
Бернини и художники Барочное искусство были способны придать форму тому, что нельзя объяснить, а только прочувствовать.
Классицизм , напротив, является чистой красотой и выдвигает на первый план разум вместо чувств, создавая прекрасные произведения искусства без недостатков, где эмоции контролируются, а ориентиром является классическое искусство.

Аполлон и Дафна работы Бернини

ИСКУССТВО XVII ВЕКА: КОЛЛЕКЦИИ ИСКУССТВ

Галерея Фарнезе , которой посвятил себя Аннибале Карраччи, станет важной художественной мастерской для искусства 17 века 0 0 а также модель для будущих художественных галерей, которые стоят у истоков современных музеев.
На самом деле, в 17 веке многие меценаты и коллекционеры произведений искусства были готовы потратить много денег, чтобы заказывать художникам своего времени произведения искусства, которые будут выставлены в их галереях, небольших помещениях или дворцах, полностью занятых их коллекциями. Среди наиболее важных галерей мы должны помнить галерею Фарнезе, коллекцию Альдобрандини, галерею Боргезе, галерею Дориа Памфилий, галерею Медичи во Флоренции, галерею Савойя в Турине и коллекцию Федерико Борромео в Милане.

Condividi su

Искусство и теория в Европе барокко: классицизм

Классицизм


Хотя ортодоксальная история искусства рассматривала классицизм в первую очередь как безобидную стилистическую концепцию, этот термин, тем не менее, имеет значительный идеологический вес. Начиная с эпохи Возрождения, классицизм стал центральным в нашем мышлении (сознательном или подсознательном), заключая в себе самые высокие устремления западной цивилизации. Термины «классический», «классический», «классицизм» со временем стали ассоциироваться с понятиями истины, добра, чистоты, опрятности, правильности, правильности, сдержанности, контроля, нравственности, красоты, гармонии, ясности, равновесия, симметрии, единства. , пропорция, элегантность, порядок, структура, стабильность, причина, мир, покой, честь, достоинство, доблесть, качество, совершенство, вневременность, неизменность, архетипическая форма, героическое, рациональное,

идеал и абсолютное совершенство. Они также могут быть связаны с представлениями о традициях, ортодоксальности, академических канонах, консервативном мышлении, фригидности, патриархате, патриотизме и статус-кво.
  • Древняя Греция и Рим
  • Слова классический, классический, классицизм вызывают прежде всего мысли об античной Греции и Риме. Возможно, первым на ум приходит искусство Греции V века; архитектура Парфенона, скульптура Фидия.

  • Возрождение и возрождение классицизма
  • «Классическое» прошлое было также чем-то, что было возрождено или «перерождено», сначала в эпоху Возрождения, достигнув своей наиболее чистой формы в Высоком Возрождении в картинах Рафаэля, вновь возродившись в 17 веке, на пике своего развития в картины Пуссена («барочный классицизм»), а во второй половине 18 века, особенно в искусстве Жака-Луи Давида («неоклассицизм»). Недавно утверждалось, что классицизм снова возродился в постмодернистский период.

  • Классицизм как стилистическая концепция
  • Как и многие другие термины в истории искусства (например, Ренессанс, Сюрреализм), «классический» и «классический» изначально применялись к литературе, и хотя впоследствии они использовались для обозначения искусства Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения, их использование в изобразительном искусстве искусство датируется только 17 веком.

    С 17 века значение этих терминов претерпело два явных изменения. Под «классикой» стали понимать лучшее в своем роде (Вельфлин использует его в этом смысле, когда говорит о Высоком Возрождении в своей книге 9).0106 Классический арт ). С другой стороны, «классический» обычно относится к искусству Греции V века. Однако, согласно общепринятому мнению, искусство Греции V века также является «классическим», представляющим собой высшее достижение греческого искусства. Восприятие (используя идею органического роста) таково, что из времени «рассады» архаического периода греческое искусство «расцвело» в классическом только для того, чтобы «увядать» в эллинистическом. Это понятие органического роста также применяется к более поздним периодам. Высокое Возрождение было «расцветом», за которым последовал упадок маньеризма и/или барокко. Классическое барокко превратилось в рококо, неоклассицизм в романтизм.

  • Классицизм и идеализм
  • Появление философии неоплатонизма во Флоренции 15 века привнесло в современное мышление взгляды Платона на поэзию и искусство и его концепцию форм (идей). Стало утверждаться, что классические художники достигли совершенства в своем искусстве, рисуя или ваяя не несовершенный мир, воспринимаемый чувствами, а неизменные, вечные платоновские формы, задуманные в уме. В эпоху Возрождения и более поздние периоды классическое искусство считалось образцом, который художники должны изучать и пытаться подражать, если они хотят усовершенствовать свое искусство.

  • Классицизм и академия
  • С основанием академий искусств, особенно Французской академии в 17 веке, античное или классическое искусство стало стандартом для всех будущих достижений. Академии пытались определить классицизм как норму в искусстве. Таким образом, классицизм стал тесно связан с Академией. Наиболее влиятельные академии подчинялись государству, если не поддерживали его напрямую. Академическое, или классицизирующее, искусство стало тем самым связываться с властной структурой и властными отношениями в обществе. Но это, возможно, также верно в Афинах 5-го века и в Риме Высокого Возрождения.

  • Классицизм и идеология
  • Классицизм несет в себе едва скрываемую структуру ценностей, которая наполняет и лежит в основе наших фактических утверждений. С классицизмом связаны способы чувства, оценки, восприятия и веры, которые имеют какое-то отношение к поддержанию и воспроизводству социальной власти. Ценности классицизма — это те, которые господствующая структура власти хочет сохранить в обществе.

  • Классицизм и женщины
  • Классическое искусство также играет роль на службе гендерной идеологии, передавая идеи о социальном порядке через представление женской сексуальности. Темы и стили классицизма часто служат рецептом отношений между мужчинами и женщинами. Было замечено, что классицизм приглушает женщин, подразумевая неравное разделение власти между мужчинами и женщинами. В патриархальной традиции классицизма на Западе люди и их ценности находились в привилегированном положении. Классицизм можно понимать как патриархальный прием, используемый для демонстрации морального и физического превосходства мужчины над женщиной.

    Если говорить более тонко, это убедило женщин в том, что возможно и даже желательно стать похожими на мужчин.
  • Классицизм и история искусств
  • История православного искусства как академическая дисциплина, впервые построившая «историю искусства» якобы по стилистическим линиям, имела тенденцию изображать эту историю в основном с точки зрения подъема и падения классицизма. «Расцвет» классического искусства (возвращение к органической модели) в Древней Греции и последующие возрождения и возрождения сходного с ним искусства (классицизма) в более поздние периоды в каждом случае расцениваются как высшая точка в истории искусства. . В конечном счете, классицизм является высшим достижением, по которому измеряется все остальное искусство.


СПИСОК ДЛЯ ЧТЕНИЯ:

  • Классическая Греция:
    • Эрвин Панофски, Идея: концепция теории искусства
      , Нью-Йорк, 1968. Искусство и его значение: антология эстетической теории, изд. Стивен Дэвид Росс, Олбани, 1984 год.
    • Моше Бараш, Теории искусства от Платона до Винкельмана , Нью-Йорк, 1985.
    • Бенджамин Роуленд, Классическая традиция в западном искусстве , Кембридж, Массачусетс, 1963.
    • Т. Б. Л. Вебстер, «Платон и Аристотель как критики греческого искусства», Symbolae Osloenses , XXIX, 1952, стр. 8–23.
    • Плиний, Книга XXXV, Естествознание , Классическая библиотека Леба, том. IX, пер. Х. Рэкхэм, Кембридж, Массачусетс, 1952, с. 301 и далее.
  • Итальянское Возрождение:
    • Эрвин Панофски, Идея: концепция теории искусства , Нью-Йорк, 1968.
    • Эрвин Панофски, Ренессанс и возрождение в западном искусстве , Стокгольм, 1960 г.
    • Леоне Баттиста Альберти, О живописи и скульптуре , изд. и транс. Сесил Грейсон, Лондон, 1972 год.
    • Моше Бараш, Теории искусства от Платона до Винкельмана , Нью-Йорк, 1985.
    • Белостоцкий, «Концепция природы и античности эпохи Возрождения» в Ренессанс и маньеризм, Исследования западного искусства, Акты Двадцатого Международного конгресса по истории искусства , Принстон, 1963, том. II, стр. 19-30.
    • Э. Х. Гомбрих, «Ренессансная концепция художественного прогресса и его последствий», в «Норма и форма: исследования искусства эпохи Возрождения» , Лондон, 1971, с. 1-10.
    • Джорджио Вазари, Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов , пер. G. Du C. DeVere, vol. IV, Лондон, 1913 г.
    • Энтони Блант, Теория искусства в Италии 14:50-16:00 , Оксфорд, 1973
    • Бенджамин Роуленд, Классическая традиция в западном искусстве , Кембридж, Массачусетс, 1963 г.
    • Сэмюэл Холт Монк, «Изящество, недоступное искусству», Journal of the History of Ideas , V, 1944, стр. 131–150.
    • Ренсселер В. Ли, Ut Pictura Poesis: The Humanistic Theory of Painting , Нью-Йорк, 1967.
    • Дэвид Саммерс, Суждение чувств: натурализм эпохи Возрождения и подъем эстетики , Кембридж, 1987.
    • Николас Певзнер, Академии художеств прошлого и настоящего , Кембридж, 1940
    • Пол Оскар Кристеллер, «Современная система искусств», в Искусство и философия: чтения по эстетике , изд.

      Добавить комментарий

      *
      *

      Необходимые поля отмечены*