Содержание

классицизм - это... Что такое классицизм?

- (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:

1) Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2) Принцип рационализма и "подражания природе".

3) Культ разума.

4) Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5) Подчеркнутая объективность повествования.

6) Строгая иерархия жанров.

Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи). Средние: письма, дневники. Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей). Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Образцами простого (низкого), среднего и высокого стилей считались в К. три произведения римского поэта Вергилия соответственно: "Буколики" (герой - пастух), "Георгики" (герой - пахарь) и "Энеида" (герой - вождь). Авторы классицистического направления не должны были выходить из круга предписанных стилем образов и сюжетов. Ведущий жанр К. - трагедия.

Художественное произведение К. организуется как искусственное, логически построенное целое, для которого характерны строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных. Крупнейшими представителями европейского К. были П. Корнель, Ж.-Б. Мольер, Ж. Расин, теоретиком - Н. Буало (автор поэмы-трактата "Поэтическое искусство").

Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и др.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

КЛАССИЦИЗМ - это... Что такое КЛАССИЦИЗМ?

(от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l'Académie française sur la tragi-comédie du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L'art poétique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("Über die ästhetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гёте и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гёте и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР.
Лит.:
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu'est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955.

А. Аникст. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Архитектурный стиль: классицизм

Фасад дома в архитектурном стиле классицизмКлассицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие архитектурные правила и каноны классицизм берет из античного искусства.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Классицизм в фасадном декореАрхитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве частных особняков. В Англии палладианство прижилось, и местные архитекторы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении на родину он был сделан королевским архитектором в 1762 г., но 1768 г. оставил эту должность, потому что был выбран в парламент и занялся архитектурой и строительством вместе с братом Джеймсом. Огромное впечатление на него произвели археологические изыскания итальянских учёных. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурных элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций.
Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Василий Иванович Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитектура наполеоновской ФранцииАрхитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности, с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику.

Краткая характеристика архитектурного стиля классицизм

Характерные черты: Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Преобладающие цвета: насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и материалы сайта wikipedia.org.


Дата публикации: 16.09.2009

© Регент Декор

Классицизм

Классицизм (фр. «classicisme», от лат. «classicus» - «образцовый») - это художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

Главная черта архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, строгости, простоты, логической ясности и монументальности. Классицизму в целом присуща регулярность планировки и четкость объемных форм. Основой архитектурного языка является определенная система, основанная на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции, в пропорциях и формах близкая к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

В России широкое распространение классицизма относят к середине 1960-х годов, он был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался вариант стиля. Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, были и практические -  развитие промышленности и рост городов вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. А мажорно-праздничное оформление дворца невозможно распространить на весь город. Художественный же язык классицизма был универсален, в отличие от барокко. Его можно было использовать и при сооружении великолепных дворцовых построек и для обыденных жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре. Нормы были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполненных крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. К подлинным музеям классицизма под открытым небом можно отнести такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) - были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах канона классицизма, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Примерами архитектурных сооружений эпохи классицизма в Санкт-Петербурге являются:

 

1.     Исаакиевский собор (Антонио Ринальди)

2.     Таврический дворец (И.Е. Старов)

3.     Деревянные Триумфальные Нарвские ворота (Джакомо Кваренги)

4.     Казанский собор (А.Н. Воронихин)

5.     Ансамбль стрелки Васильевского острова (Жан Тома де Томон)

6.     Церковь Святой Екатерины (Ю.М. Фельтен)

7.     Второй дворец Павла I (В.И. Баженов)

8.     Невские ворота Петропавловской крепости (Н.А. Львов)

9.     Здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров)

 

Краткая характеристика архитектурного стиля:

Характерные черты: классицизму свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются лепные украшения и скульптуры.

Преобладающие цвета: светло-зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, светло-желтый, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

КЛАССИЦИЗМ - это... Что такое КЛАССИЦИЗМ?

  • Классицизм —         художественный стиль в европейском искусстве XVII начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед… …   Художественная энциклопедия

  • Классицизм — лит ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, в своих верхних слоях связанной с… …   Литературная энциклопедия

  • КЛАССИЦИЗМ — (ново лат.). 1) литературное направление, состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитейших древних писателей. 2) система обучения, в основание которой положено изучение языка и литературы древних греков и римлян. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КЛАССИЦИЗМ — [аси], классицизма, мн. нет, муж. (нем. Klassizismus) (книжн.). 1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70 х и 80 х годах 19 в. в русской школе царил классицизм. 2. Направление в… …   Толковый словарь Ушакова

  • КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к… …   Философская энциклопедия

  • Классицизм — Классицизм. Ж.А. Габриель. Малый Трианон в Версале. 1762 64. КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • классицизм — а, м. classicisme m., > нем. Klassizismus. 1. Направление в литературе и искусстве 17 нач. 19 вв., основанное на подражании античным образцам и связанное с системой строгих правил в воспроизведении действительности. БАС 1. Мне скажут: да вы… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Классицизм —  Классицизм  ♦ Classicisme    Эстетика классического искусства и его сторонников. Для классицизма характерно следование определенному идеалу порядка и ясности, но также и идеалу единства, рационализма, равновесия, дисциплины, гармонии, простоты и …   Философский словарь Спонвиля

  • Классицизм —       (от лат. classicus образцовый), стиль и направление в архитектуре и изобразит, искусстве 17 начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к идеальному образцу. В целом в русском искусстве К. распространился во 2 й половине XVIII 1 й …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Классицизм — (лат. classicus – первоклассный, образцовый) художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как… …   Энциклопедия культурологии

  • Стиль классицизм


    Классицизм

    Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

    Классицизм прошел в своем развитии три этапа:

    * Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)
    * Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е)
    * Ампир (от фр. empire — «империя»)
    Ампир — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трех первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

    Хотя такое явление в европейской культуре как классицизм, коснулось всех проявлений искусства (живопись, литература, поэзия, скульптура, театр), этой статье мы рассмотрим классицизм в архитектуре и интерьере.

    История возникновения классицизма

    Классицизм в архитектуре пришел на смену помпезному рококо, стилю который с середины XVIII века уже широко подвергался критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, за усложнение композиции декоративными элементами. В этот период в европейском обществе все большее внимание стали привлекать идеи просвещения, что нашло свое отображение в архитектуре. Таким образом внимание архитекторов того времени привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость античной и прежде всего греческой архитектуры. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Новый стиль — классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

    Знаменитые архитектурные сооружения классицизма:

    Основные признаки классицизма

    Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки.

    Преобладающие и модные цвета

    Белый, насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой

    Линии стиля классицизм

    Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия

    Форма

    Четкость и геометризм форм, статуи на крыше, ротонда, для стиля ампир — выразительные помпезные монументальные формы

    Характерные элементы интерьера классицизма

    Сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод, для стиля ампир военный декор (эмблемы), символы власти

    Конструкции

    Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные

    Окна классицизма

    Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением

    Двери стиля классицизм

    Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; возможно украшенные львами, сфинксами и статуями

    Архитекторы классицизма

    Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio; 1508—1580, настоящее имя Андреа ди Пьетро) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, один из самых влиятельный архитекторов в истории.

    Иниго Джонс (Inigo Jones; 1573—1652) — английский архитектор, дизайнер и художник, который стоял у истоков британской архитектурной традиции.

    Клод-Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux; 1736—1806) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя.

    Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских ученых, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишенных конструктивной функции.

    В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них следует назвать итальянцев Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, француза Валлен-Деламота, шотландца Чарльза Камерона. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях.

    В Британии ампиру соответствует так называемый «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

    Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и другими общественными зданиями в духе Парфенона.

    Типы сооружений стиля классицизм

    Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия.

    Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

    С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты.

    Классицизм в интерьере

    Мебель эпохи классицизма — добротная и респектабельная, изготавливалась из ценных пород дерева. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Элементы декора более сдержанные, но дорогие. Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. Происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

    Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

    В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

    Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

    В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования обеспечит наибольший эффект.

    Для создания интерьера в классицистическом стиле дизайнеры обычно подбирают соответствующие ткани, как правило, в эту тему хорошо вписываются яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, блестящая тафта и бархат.

    • < Назад
    • Вперёд >

    Классицизм в архитектуре России

    С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм – стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

    К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

    Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

    Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

    Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

    Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

    Архитекторы, шедевры русского классицизма

    Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

    В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

    Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

    Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

    Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

    Василий Иванович Баженов

    В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

    По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

    Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

    Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания - на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

    Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

    Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

    Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

    Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

    Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

    Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

    Матвей Федорович Казаков

    М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

    Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

    Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

    Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

    Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

    Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

    Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

    Петровский путевой дворец.

    Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

    Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

    Иван Егорович Старов

    Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

    Таврический дворец.

    Джакомо Кваренги

    Д. Кваренги - представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

    Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

    - Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

    - Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

    - Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

    Смольный институт.

    - В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

    - Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

    - Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

    Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

    Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

    Винченцо Бренна

    Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

    Большой Гатчинский дворец.

    Чарльз Камерон

    Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

    Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

    Камероновая галерея.

    Другая работа Камерона - Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

    Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

    Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

    автор: Марина Калабухова

    означает в кембриджском словаре английского языка
    КЛАССИКИЗМ | смысл в кембриджском словаре английского языка

    Примеры классицизма

    классицизм

    Срединный путь состоит в том, чтобы отвергнуть классицизм с его приверженностью символу, сокрушающему бессознательное, в пользу коннекционистской вычислительной теории разума.,
    определение классицизма и синонимы классицизма (на английском языке)
    Относительно области гуманитарных наук см. Классика.

    Классицизм В искусстве в целом подразумевается высокое уважение к классической древности как к стандартам вкуса, которым стремятся классицисты. Искусство классицизма обычно стремится быть формальным и сдержанным: из Discobolus , который заметил сэр Кеннет Кларк, «если мы возражаем против его сдержанности и сжатия, мы просто возражаем против классицизма классического искусства.Насильственный акцент или внезапное ускорение ритмического движения разрушило бы те качества баланса и полноты, благодаря которым оно сохранило до нынешнего столетия свое авторитетное положение в ограниченном репертуаре визуальных образов. " [1] Классицизм, как отметил Кларк , подразумевает канон широко принятых идеальных форм, будь то в западном каноне, который он рассматривал в The Nude (1956), или китайская классика.

    Классицизм - это сила, которая часто присутствует в постсредневековых европейских и европейских традициях под влиянием; однако, некоторые периоды чувствовали себя более связанными с классическими идеалами, чем другие, особенно эпоха Просвещения, и некоторые классифицирующие движения в Модернизме. [ цитирование необходимо ]

    Общий термин

    Не все героические ню являются классическими: Фонтан Четырех рек , Бернини, 1651.

    Классицизм - это особый жанр философии, выражающий себя в литературе, архитектуре, искусстве и музыке, имеющий древнегреческие и римские источники и акцент на обществе. Это было особенно выражено в неоклассицизме эпохи Просвещения.

    Классицизм был повторяющейся тенденцией в период поздней античности и имел большое возрождение в искусстве Каролинга и Оттона.Произошло другое, более продолжительное возрождение итальянского ренессанса, когда падение Византии и рост торговли с исламскими культурами принесли поток знаний о древности Европы и из нее. До этого времени отождествление с древностью считалось непрерывной историей христианского мира с момента обращения римского императора Константина I. Классицизм эпохи Возрождения привнес множество элементов в европейскую культуру, включая применение математики и эмпиризма в искусстве, гуманизме, литературе и изобразительный реализм и формализм.Важно также, что он ввел политеизм или «язычество», а также противопоставление древнего и современного.

    Классицизм эпохи Возрождения привел и уступил другому смыслу того, что было «классическим» в 16 и 17 веках. В этот период классицизм приобрел более явные структурные оттенки упорядоченности, предсказуемости, использования геометрии и сетки, важности строгой дисциплины и педагогики, а также формирования школ искусства и музыки. Суд Людовика XIV рассматривался как центр этой формы классицизма с его ссылками на богов Олимпа как на символическую опору абсолютизма, его приверженности аксиоматическим и дедуктивным рассуждениям и его любви к порядку и предсказуемости.

    Этот период стремился к возрождению форм классического искусства, включая греческую драму и музыку. Опера в ее современной европейской форме коренится в попытках воссоздать сочетание пения и танцев с театром, который считается греческой нормой. Примеры этого обращения к классицизму включали Данте, Петрарку и Шекспира в поэзии и театре. В частности, драма Тудора смоделирована по классическим идеалам и разделила произведения на «Трагедию» и «Комедию». Изучение древнегреческого языка стало считаться необходимым для всестороннего образования в области гуманитарных наук.

    Ренессанс также явно вернулся к архитектурным моделям и методам, связанным с греческой и римской античностью, включая золотой прямоугольник в качестве ключевой пропорции для зданий, классические порядки колонн, а также множество орнаментов и деталей, связанных с греческой и римской архитектурой. , Они также начали возрождать пластические искусства, такие как бронзовое литье для скульптуры, и использовали классический натурализм в качестве основы для рисования, живописи и скульптуры.

    Эпоха Просвещения отождествляла себя с древним видением, которое, несмотря на классицизм прошлого века, было потрясено физикой сэра Исаака Ньютона, улучшениями в технике и измерениях, а также ощущением освобождения, которое они рассматривали как присутствовать в греческой цивилизации, особенно в ее борьбе против Персидской империи.Изысканные, органические и сложно интегрированные формы барокко должны были уступить серии движений, которые явно считали себя «классическими» или «неоклассическими», или быстро назывались бы таковыми. Например, картина Жака-Луи Давида, которая рассматривалась как попытка вернуться к формальному равновесию, ясности, мужественности и энергии в искусстве.

    В 19 веке классическая эпоха была предшественником академизма, включая такие движения, как униформизм в науке и создание строгих категорий в области искусства.Различные движения романтического периода рассматривали себя как классические восстания против преобладающей тенденции эмоциональности и нерегулярности, например, прерафаэлиты. К этому моменту классицизм был достаточно стар, чтобы предыдущие классические движения получили возрождение; например, Ренессанс рассматривался как средство сочетания органического средневековья с упорядоченной классикой. 19-й век продолжил или расширил многие классические программы в науках, прежде всего ньютоновскую программу для учета движения энергии между телами посредством обмена механической и тепловой энергией.

    В 20 веке произошли некоторые изменения в искусстве и науке. Классицизм использовался как теми, кто отвергал или считал временными преображения в политическом, научном и социальном мире, так и теми, кто воспринял изменения как средство свержения воспринятого веса 19-го века. Таким образом, обе дисциплины до 20-го века были названы «классическими» и современными движениями в искусстве, которые считали себя связанными со светом, пространством, редкостью текстуры и формальной связностью.

    В настоящее время философия классицизма используется как термин, особенно в отношении аполлонийских импульсов к Дионисию в обществе и искусстве; это предпочтение рациональности или, по крайней мере, рационально управляемого катарсиса, а не эмоциональности.

    В театре

    Классицизм в театре был разработан французскими драматургами 17-го века, исходя из того, что они считали правилами греческого классического театра, включая «Классические единства» времени, места и действия, найденные в «Поэтика » Аристотеля.

    • Единство времени указывало на необходимость того, чтобы все действие пьесы происходило в вымышленном 24-часовом периоде
    • Единство места означало, что действие должно разворачиваться в одном месте
    • Единство действий означало, что пьеса должна быть построена вокруг единой «сюжетной линии», такой как трагический роман или конфликт между честью и долгом.

    Примерами классических драматургов являются Пьер Корнель, Жан Расин и Мольер. В период романтизма Шекспир, который не соответствовал ни одному из классических правил, стал центром французского спора о них, в котором романтики в конце концов одержали победу; Виктор Гюго был одним из первых французских драматургов, нарушивших эти условности.

    Влияние этих французских правил на драматургов и в других странах, является спорным. В английском театре реставрационные драматурги, такие как Уильям Вичерли и Уильям Конгрив, были бы знакомы с ними. Уильям Шекспир и его современники не следовали этой философии классицизма, в частности, потому что они не были французами, а также потому, что они писали за несколько десятилетий до их создания. Те из пьес Шекспира, которые, кажется, отображают единства, такие как «Буря », вероятно, указывают на знакомство с реальными моделями из классической древности.

    В архитектуре

    Основные статьи: Классическая архитектура и очертания классической архитектуры.

    Классицизм в архитектуре развился во времена итальянского Ренессанса, особенно в трудах и произведениях Леона Баттисты Альберти и в творчестве Филиппо Брунеллески. Это делает упор на симметрию, пропорции, геометрию и правильность частей, как они продемонстрированы в архитектуре классической древности и, в частности, в архитектуре Древнего Рима, от которого сохранилось много примеров.

    Упорядоченное расположение колонн, пилястр и перемычек, а также использование полукруглых арок, полусферических куполов, ниш и эдикул заменили более сложные пропорциональные системы и неправильные профили средневековых зданий. Этот стиль быстро распространился в другие итальянские города, а затем во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

    В 16 веке Себастьяно Серлио помог кодифицировать классические ордена, и наследие Палладио превратилось в давнюю традицию палладианской архитектуры.Основываясь на этом влиянии, архитекторы 17-го века Иниго Джонс и Кристофер Рен прочно утвердили классицизм в Англии.

    Для развития классицизма начиная с середины 18-го века, см. Неоклассическая архитектура.

    В изобразительном искусстве

    Итальянская живопись эпохи Возрождения и скульптура отличаются обновлением классических форм, мотивов и сюжетов. В 15 веке Леон Батиста Альберти сыграл важную роль в теоретизировании многих идей живописи, которые пришли к полностью реализованному продукту в Афинской школе Рафаэля во время Высокого Возрождения.Темы продолжали в основном не прерываться в 17 веке, когда такие художники, как Николя Пуссен и Шарль Ле Брун, представляли более жесткий классицизм. Как и итальянские идеи классифицирования в 15-16 веках, они распространились по Европе в середине и конце 17 века.

    Более поздний классицизм в живописи и скульптуре середины 18 и 19 веков обычно называют неоклассицизмом.

    Политическая философия

    См. Также

    Дальнейшее чтение

    • Каллендорф, Крейг В., редактор. Компаньон классической традиции . Blackwell Publishing, 2007. Очерки разных авторов по темам, связанным с историческими периодами, местами и темами. Ограниченный предварительный просмотр онлайн. [2]

    Рекомендации

    Внешние ссылки

    ,
    В чем разница между классицизмом и неоклассицизмом?

    Самое большое различие между классицизмом и неоклассицизмом - это время. Оба являются художественными движениями, которые имеют корни в греческой и римской античности, но в целом классицизм произошел в течение годов в разгар этих эпох и во время краткого возрождения во время европейского Ренессанса, тогда как неоклассицизм произошел позже , но был вдохновлен непосредственно и во многом стремился подражать более традиционному классическому стилю.Есть также несколько различий, когда речь идет о теоретических основах; Например, большая часть классицизма основана на теории и поисках совершенства, в то время как неоклассицизм часто больше ориентирован на оценку древности и увлечение античностью, чем на то, чтобы воспринимать ее как актуальный образ современной жизни.

    Neoclassicism has a romantic element that was grounded in a fascination with ancient ruins. Неоклассицизм имеет романтический элемент, который был основан на очаровании древними руинами.
    Сроки

    Может быть трудно точно определить точную границу между классицизмом и неоклассицизмом, поскольку переход часто заключается скорее в медленном изменении идеалов и перспектив, чем в повороте страницы календаря.Классическое искусство и движение классицизма широко отождествляются с высотой древнегреческой и римской империй и были возрождены вскоре после Ренессанса в Европе, периода, охватывающего 14-17 вв. По мнению некоторых ученых, именно этот глубокий интерес к древним культурам способствовал началу движения Возрождения. Позже интерес к классическому искусству, обычно датируемый 18-м веком или позже, обычно считается неоклассическим. Это движение было сосредоточено не столько на возрождении идеалов, сколько на интересе и всеобъемлющей оценке.Например, неоклассические здания часто имитируют классический стиль в эстетических целях, а не в идеалистических целях.

    The neoclassical Statue of Liberty was inspired by classical sculpture. Неоклассическая Статуя Свободы была вдохновлена ​​классической скульптурой.
    Широкое значение европейского ренессанса

    Ренессанс заключил в себе множество идей и изменений, и многие современные мыслители видят в нем нечто вроде «моста», выводящего европейские общества из средневековья в современность.Произведения искусства, философии и идеологии социальных наук были, безусловно, большой частью перехода. Место человека в мире и роль искусства в человеческом выражении были концепциями, которые были переоценены во время Ренессанса. В частности, греческая архитектура и скульптура были имитированы и использовались в качестве платформы для создания новых видов искусства в этот период.

    Both Classicism and Neoclassicism reflect Roman and Greek ideals. И классицизм, и неоклассицизм отражают римские и греческие идеалы.

    Греческое и римское искусство и архитектура вдохновляли западное искусство на протяжении веков, и эстетика, или идеи художественной красоты, воплощенные в этих работах, оказали длительное влияние на ученых и студентов во всем мире. Греческие и римские эстетические принципы в скульптуре и архитектуре, ставшие такими основополагающими во времена Ренессанса, сформировали основу классицизма, как это видно сегодня, а более поздние возрождения и размышления породили неоклассицизм.

    The Jefferson Memorial in Washington DC is an example of neoclassical architecture. Мемориал Джефферсона в Вашингтоне, округ Колумбия, является примером неоклассической архитектуры.
    Основные характеристики классицизма

    Есть много элементов, которые могут определять классицизм, но в целом в движении преобладают поиски совершенства, чувство гармонии даже между разнородными элементами и сдержанность, что означает, что вещи были декоративными или красивыми для определенной цели - не только ради себя.Были также элементы универсальности, в которых художники и мастера стремились привлечь к своей работе широкий спектр идеалов и мыслей.

    Классицизм продолжал влиять на западное искусство после Ренессанса, и классическое влияние как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре все еще очевидно. Понимание анатомии человека и реалистическое изображение человеческой формы доминировали в греческом и римском искусстве.После эпохи Возрождения реалистическое изображение человеческой формы продолжало занимать свое место в изобразительном искусстве. Классические архитектурные элементы все еще видны сегодня и часто встречаются в правительственных зданиях по всему миру.

    Понимание неоклассического движения

    Неоклассицизм - это особое художественное движение, которое началось в 18 веке и основывалось на убеждении, что в искусстве существуют вечные идеалы, которые выходят за рамки меняющихся стилей.Это продолжалось до конца 19 века. В этот период западная архитектура в Европе отражала возобновившийся интерес к древностям, а также к римским и греческим руинам. Римская история стала предметом многих картин, и интерес к древностям также был отражен в книге « Мысли об имитации греческого искусства в живописи и скульптуре », которая была опубликована в 1755 году Йоханом Винкельманом.

    Monticello, the home of Thomas Jefferson, is in the neoclassical style. Монтичелло, дом Томаса Джефферсона, выполнен в неоклассическом стиле.,

    Классицизм и натурализм в живописи 17-го века


    Положение во гроб Христа (1601-3)
    Пинакотека Ватикана, Рим.

    ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВО
    Для деталей художественных движений
    и стилей, см .: История искусства.

    Аннибале Карраччи Классицизм

    Аннибале Карраччи (1560-1609), под влиянием Федерико Бароччи (1526-1612) и другие, породившие идеалистический натурализм на основе классических моделей, и хотя он мог изображать повседневные сцены с замечательной правдой, его мир идеализированный, основанный на классических концепциях гармонии и баланс.Его последователи, в основном из Болоньи и известные как болонцы Школа также разработала спокойный стиль классицизма категорически против ярко реалистичного, мрачного и драматического стиля Караваджо. Помимо семьи Карраччи, то есть Людовико Карраччи (1555-1619) и Агостино Карраччи (1557-1602) - ведущие деятели Болонской школы: Франческо Альбани (1578-1660), Доменикино (Доменико Дзампиери) (1581-1641), Джованни Ланфранко (1582-1647), Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591-1666) и Гвидо Рени (1575-1642), все из которых были важными участниками развития живопись барокко 17 века в Рим, Венеция и Неаполь.(См., Например, Живопись в Неаполе.)

    Безусловно самая классическая из Аннибале Последователями Карраччи был Доменикино (1581-1641). Его фреска Картины в Сан-Луиджи-деи-Франческо, Риме, имеют простоту и строгость чего не хватает в более чувственных и сентиментальных работах других, таких как Гвидо Рени (1575-1642). Это более спокойный стиль живописи был очень восхищен высокоинтеллектуальным французским художником-классицистом, Николя Пуссен (1594-1665).Смотрите также работы Карло Маратта (1625-1713), ставший ведущим художником барокко в Риме после смерти Бернини. Одна из важнейших категорий искусства разработан "классическими" художниками 17 века пейзаж. В Аннибале Карраччи « Рейс в Египет» (1604) цифры были полностью заваленный ландшафтом, который, хотя и содержит много натуралистического подробно, это упорядоченное и приведенное в порядок видение природы.Эта работа имеет решающее значение для развития идеального пейзажа, тип живописи особенно ассоциируется с французскими художниками Пуссеном и Клодом Lorrain (1600-82), и который стал наиболее приемлемой формой ландшафта живопись, продолжающаяся в 19 веке.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о