Китч культура – Страница не найдена – HiSoUR История культуры

Содержание

как китч стал явлением массовой культуры — Платформа — «BE_RS»

5 грудня 2017

Китч, он же «кич». Многие не раз слышали это определение, которое в основном применимо к стилю интерьера или предметам мебели. Предлагаю разобраться в том, что скрывается за китчем, как его отличать и как использовать, и чем простая халтура отличается от распространенного стиля в дизайне.

 

В наше время китч можно встретить где угодно: на сцене, подиуме, в фильмах и даже на улицах города. Вспомните Леди Гагу и ее стиль. Гламур, блёстки, бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов, кричащие, аляповатые наряды, и даже макияж – ничто иное как китч. Высокая мода также не брезгует обращаться к безвкусице. Например, Джон Гальяно в своих показах использует китч, демонстрируя высший пилотаж применения вульгарности в моде.

 

От массовой безвкусицы к модному течению

Принято считать, что слово произошло от немецкого «kitsch», что означает пошлость, безвкусица, халтура. Соответственно, вульгарные и нефункциональные предметы массовой культуры, которые имели статусное значение и производились серийно, можно относить к китчу. Но в тоже время они являются привлекательными образцами дизайна и вызывают восхищение у большого количества людей.

 

Самое широкое распространение китч получил в 1950-х годах. Тогда начали выпускать «бросовые» изделия из пластика, копирующие образцы «высокого» дизайна, недоступные среднему потребителю. Кроме всего прочего, популярность китча можно было объяснить отсутствием у некоторых людей собственного вкуса. За китчем легко скрыть неразвитое эстетическое чувство, наполняя дом вещами, каждая из которых пестрит и назойливо требует внимания.

 

Китч как явление противопоставляется высокому, аристократическому, дорогому искусству. В книге Клемента Гринберга «Авангард и китч» это понятие очень расширилось и стало включать в себя рекламу, «дешёвую» литературу, музыку, фильмы. Он писал: «…одновременно с появлением авангарда на индустриальном Западе возник и второй культурный феномен, тот самый, которому немцы дали замечательное название «китч»: рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.д. и т.п.».

 

Вместе с развитием постмодернизма китч приобретает вид творческого течения. Его возвышают за его открытость, и он находит поле для реализации в рамках авангарда. Предметы китча стали использоваться в интерьерах для придания особого эффекта именно благодаря их дурному вкусу. Эпатаж, мнимая роскошь и отрицание авторитетов – вот главные козыри китча.

 

Особенности стиля

 

1. Отстранение, оторванность объектов от их естественного окружения.

2. Вульгарность. Напыщенность. Банальность. Фальшивость. Если, взглянув на предмет, вам хочется выразиться такими словами, то, скорее всего, перед вами китч.

3. Грубое и преднамеренное смешение разных стилей.

4. Кричащее смешение цветов.

5. Переизбыток декора.

5. Зачастую подделка или простое подражание предметам искусства.

6. Сентиментальность. От фальшивого пафоса – до банального умиления.

 

Предметы не рождаются «китчевыми», а становятся

 

 

Многие предметы в процессе эволюции культуры и общества стали китчем. Примером может послужить пресс для цитрусовых Juicy Salif от Филипа Старка. Созданный в 1990 году, он успел стать классикой дизайна. Алюминиевая тренога так быстро набрала популярность, что встречалась в каждом модном заведении и каждой статье о стиле интерьера. Но мало кто действительно пользовался ей по назначению, а если и пользовался, то не больше двух раз. Будучи непрактичным предметом, Juicy Salif стал просто украшением кухонной столешницы и приобрел статус китча.

 

Инструмент коммерции

Сегодня китч стал хорошим коммерческим инструментом в медиа-среде, искусстве и дизайне, превратившись в оригинальное явление и привлекая к себе всеобщее внимание. То есть, он не копирует образцы прошлых лет и не опошляет их, а создает нечто новое.

 

 

Китч – это ирония над самим собой и яркий образец того, как явление массового распространения дешевых копий стало образцом искусного дизайна, подчеркивая статусность самих потребителей.

 

А чтобы вы могли лучше отличить китч среди другого дизайна, вот вам несколько примеров его проявления в разных сферах:

  • Китч в одежде
  • Китч в одежде
  • Китч в архитектуре

    Китч в архитектуре

  • Китч в архитектуре

    Китч в архитектуре

  • Обложки журналов в стиле китч

    Обложки журналов в стиле китч

  • Китч в современной живописи

    Китч в современной живописи

  • Китч в дизайне интерьеров

    Китч в дизайне интерьеров

  • Китч в отдельных предметах

    Китч в отдельных предметах

  • Китч в отдельных предметах

    Китч в отдельных предметах

 

Фото: etsy.com, flickr.com/photos/daniel_gies, syndyk.by, southernfinds.wordpress.com, baltimorebrew.com, davidlachapelle.com, flickr.com/photos/nunomurjal.

bers.platfor.ma

что это такое, стиль kitsch в интерьере, китчевое искусство

Эра научного и технического прогресса принесла немало разочарований в сфере искусства и культуры. Одним из них стала стандартизация стиля, получившая ругательное определение «китч». Плевки и насмешки критиков не спасли культуру от упадка и даже поспособствовали развитию наиболее претенциозной разновидности китча, которая отразилась в интерьерах.

История и определение китча или кича

Китч (кич) – явление, зародившееся в XIX веке в ответ на культурный голод мелкой буржуазии, освоившей городскую жизнь, но не имевшей потребности в освоении городской культуры. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу. Столь ироничное определение получило искусство, приобретшее массовый характер и утерявшее истинное значение для образованной ячейки общества. Индустриальная революция создала повсеместно всеобщую грамотность, понизив навыки чтения и письма до категории обыденных знаний. Интеллигенция, ранее единственно влиявшая на культурное становление, была разбавлена рабочим народом, не проявлявшим эстетической нужды в подлинном искусстве.

Китч – образчик массовой культуры, подкупивший своей доступностью широким массам. Он – рационализированный вирус, незатейливо внедрившийся в города, сёла и глубоко этнические колонии.

Клемент Гринберг, известный критик XX века, назвал китч вторым культурным феноменом, возникшим на Западе одновременно с авангардом (это стиль искусства). Коммерциализация искусства стала больной темой многих рецензентов и эстетов. Даже викторианский стиль  и готическое искуство своеобразный аналог кича в Англии, не породил такой волны негодования и недовольства.

стиль китч в интерьере подростка

стиль китч в интерьере подростка

Русское направление: истоки в СССР

Территория объединенных Республик была одновременно охвачена революцией индустриальной и революциями народными. Смена строя и власти, смена господствующей элиты и критериев элитарности послужили прямыми предпосылками появления китча. Рабочий класс, двигатель прогресса, не имел времени и особого желания приобщаться к прекрасному, не имеющему общего с ранее окружавшей его культурой.

Китч – объект низкопробного производства, штампуется по образцу, знаменует торжество социального статуса над потребностью в эстетическом наслаждении. Что хорошо себя зарекомендовало в дизайне русских хрущевок и сталинок.

Смысл, тщательно закладываемый художниками и архитекторами в объекты искусства, был заменен на простоту и незамысловатость. Ощущение причастности к нематериальным ценностям в достаточной мере удовлетворялось тиражируемыми образчиками, более близкими сердцу народа.

советский китч

советский китч

Современная культура и искусство

Китч повсюду. Для него действует принцип «спрос порождает предложение». Всё, что мы видим в окружающем нас интерьере – его прямое проявление в повседневной жизни. Кич – стиль современности. Все иные стили, особенно если учесть традиционные, такие, как английский стиль в интерьере или голландский стиль, – пережиток прошлого, воссоздаваемый дизайнерами и архитекторами в качестве модного веяния либо эстетической тоски.

яркие цвета в стиле китч

яркие цвета в стиле китч

Намеренный «утрированный» китч появился относительно недавно. Эта новомодная категория подразумевает нарочитую безвкусицу, избыточную яркость красок, совмещение несочетаемых предметов интерьера.

Впечатление от такого интерьера всегда вызывающее, в независимости от цели, преследуемой декоратором.

Бесчисленное множество путей, которыми стиль прошел с XIX века до наших дней, породило разнообразие, позволяющее ныне разделить китч на три категории:

  • Псевдо-роскошный стиль. Краткое описание – всё, сразу и побольше. Интерьер характеризуется наличием огромного количества предметов роскоши, относящихся к разным эпохам. Тяжелые вычурные кресла соседствуют с китайскими столиками, авангардная люстра освещает массивные ковры и бархатные шторы.
  • Китч люмпенов. Основная идея – подражание бедности. Стены небрежно окрашены или оклеены, лампочки не имеют плафонов. Мебель, потертая и нарочно безвкусная, собирается из разных комплектов. Все материалы дешевые или имитируют таковые.
  • Дизайнерский. Главный посыл – ирония. Именитые творцы искусства не гнушаются иметь в своём портфолио пару претензионных работ. Делается акцент на переизбытке популярных предметов масскультуры, штампованных «сувениров» из якобы далёких стран. Могут обыгрываться одновременно или по отдельности две предыдущих категории китча.

интерьер ресторана в стиле китч

интерьер ресторана в стиле китч

Архитектура

Акцентированный нигилизм коснулся зодчества как дань моде. Наружная отделка походит на случайное временное смешение в пределах одного дома. Постройка в стиле ампир или рококо неожиданно дополняется элементами модернизма. Яркие металлические арки граничат с лепнинами и колоннами, классические арочные окна красуются на асимметричных этажных блоках.

архитектура стиля китч

архитектура стиля китч

Изюминка стиля в градостроительстве – строения в форме съедобных продуктов и предметов быта. Огромные чайники, ананасы, корзинки для пикника и пирожные привлекают своей неординарностью.

Цель строительства – привлечение внимания, ничего более.

оформление домов в стиле китч

оформление домов в стиле китч

Интерьер

Внутренняя отделка домов и квартир ассоциируется с супом, приготовленным маленьким ребёнком. Все ингредиенты выбираются по принципу яркости, перемешиваются без соблюдения технологии и зачастую несъедобны.

ванная комната торгового центра в стиле китч

ванная комната торгового центра в стиле китч

Особенности стиля

  1. Подделка. Имитируется всё – дорогие материалы, картины, статуэтки. Нарочито используются изделия с браком, подчеркивающие отсутствие эстетической составляющей.
  2. Переизбыток декора. Каждый квадратный сантиметр украшается ковриками, картинками, открытками. На каждом столе – набор разномастных бессмысленных фигурок.
  3. Эклектизм. Элементы разных стилей, противоположных по духу и значимости, преднамеренно перемешиваются в хаотическом порядке. Англичане викторианской эпохи считали эклектику в архитектуре чувством вкуса, современники китча намеренно создают беспорядок во имя безвкусицы.

аксессуары в стиле китч

аксессуары в стиле китч

Цветовая гамма

Цветовая гамма умышленно беспорядочна. В интерьере одной комнаты соседствуют красные, фиолетовые, желтые тона самых невероятных оттенков с пасторальными нежными мотивами.

Яркость – конёк китча, сочетание несочетаемых цветов – догма, которой обязательно следует придерживаться.

Материалы

Вместо дерева ДСП и ДВП, вместо бархата и кожи – текстиль и кожзам. Материалы столь же разнообразны, сколь искусственны. Железо обивается велюром, пластиковые стулья утопают в махровых коврах. В интерьер вкладываются все известные человечеству искусственно созданные материалы, их форма и количество зависят только от фантазии автора.

оформление кафе в стиле китч

оформление кафе в стиле китч

Полы и стены

Пол может вообще не иметь покрытия. Это достояние люмпенского китча приходится по вкусу многим дизайнерам. В остальных случаях напольным покрытием может служить линолеум, плитка, ламинат, ковролин. Дерево окрашивается дешевыми яркими красками либо ошкуривается до крайне состаренного вида. Оттенки и узор абсолютно произвольны.

уютная прихожая в стиле китч

уютная прихожая в стиле китч

В отличии от советского Конструктивизма каждая стена выполнена в своем особенном стиле. Имеют место тканевые обои, обивочные панели, гладкое узорчатое ковровое покрытие. Поверх неоштукатуренной кладки наносятся мультяшные изображения и портреты популярных западных звёзд. Однотонность – редкое исключение.

Окна и двери

Оконные проемы создаются по принципу «и так сойдёт». Форма проемов ломаная, неправильная. Хорошее решение – окна, выполненные в одном из помпезных стилей прошлых веков. Интерьер такого дома, напротив, авангардно кричащий, выделяющий нелепость архаичных элементов.

Оформление дверных проемов в таком же роде сумбурно. Двери простые и дешевые, разрисованы граффити или трафаретными портретами.

Декор и аксессуары: живопись и картины

Картины на стенах – репродукции из-под кисти современных авторов, пасторальные картинки с невинными девами, поп-арт картины, рисунки из комиксов и мультиков. Намёк на присутствие работ времен да Винчи или Пикассо недопустим, он испортит эффект отрицания стиля. От живописи тут только реконструкции с характерными элементами поп-арта.

рецепшн в стиле китч

рецепшн в стиле китч

Аксессуары на самые разномастные. Тканевые шкатулочки, пластиковые цветы, выцветшие вазы и китайские «хотэи» уживаются в пределах одной полки. Прослеживается эффект жадности, с которой деревенский житель, не знакомый с культурами других стран, нагребает первые попавшиеся сувениры.

Не менее интересно декоративное наполнение в стиле «влюбленной дурнушки». Повсюду стоят, висят и лежат наивные романтичные открытки, комната заполнена розочками, сердечками и изображениями влюблённых пар. Рядом с игривым торшером лежит пара томиков бульварного романа.

заведение в стиле китч

заведение в стиле китч

Объединение кухни и гостиной вместе: что с этого выйдет?

Как можно обложить печь плиткой вы узнаете из этой статьи.

Модульные шкафы для гостиной: https://trendsdesign.ru/home/liv/modulnye-shkafy-dlya-gostinoj.html

Многогранность стиля китч

Выводы

Китч – наиболее противоречивый стиль из всех известных. Враз актуальный и убогий, нарочно или случайно выпячивающий недостаток вкуса, он сопровождает современного человека повсюду. От китча стало невозможным избавиться со времени повсеместного наступления технического прогресса. Эта культура, этот стиль жизни – данность, которую следует воспринимать благоразумно.

Яркими образами пестрят и другие стили интерьера, хоть и не столь вызывающие критику у публики. К таким стилям можно отнести авангард, который славится своей абсурдностью форм, и хай-тек, совмещающий в себе броские цвета с холодной сталью и натуральными материалами.

trendsdesign.ru

Китч-инфицированные – Власть – Коммерсантъ

Пьер Коммуа и Жиль Бланшар (на фото - автопортрет "Космонавты") попали на Московскую биеннале как наиболее китченосные особы франскуского гей0искусства
Пьер Коммуа и Жиль Бланшар (на фото — автопортрет «Космонавты») попали на Московскую биеннале как наиболее китченосные особы франскуского гей0искусства

В Россию привозят работы Пьера и Жиля — ретроспектива мастеров художественного китча, организованная Московским домом фотографии, включена в программу Второй Московской биеннале современного искусства. Об освежающем воздействии китча на искусство рассказывает корреспондент «Власти» Анна Толстова.

Все знают, что такое китч: календари с котятами, садовые гномики, пасхальные зайцы, открытки в розочках и бантах. Большой энциклопедический словарь определяет четко: «Китч (нем. Kitsch) — дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект». Немецко-русский словарь еще более категоричен: «Kitsch — пошлость, безвкусица, халтура в искусстве». Если верить словарным статьям, «китч» — антоним хорошего вкуса и искусства вообще. Однако не все так просто: недаром в 2004 году британские переводчики признали слово «китч» одним из десяти, которые труднее всего перевести. Еще труднее объяснить, как оно превратилось из ругательства в комплимент. И как так вышло, что приторно-сладкие фотографии Пьера и Жиля со смазливыми матросиками в ромашках и затянутыми в латекс и люрекс красотками — это не просто китч, а авангард современного искусства.

Китч как грязь

Когда и где возникло слово «китч», точно не известно. Якобы в середине XIX века в среде мюнхенских арт-дилеров. Так называли пользующуюся спросом у местных нуворишей изопродукцию, низкопробные картины и гравюры, халтуру, подражающую высоким аристократическим образцам. И будто бы произошел этот экономический термин от глагола «kitschen», что на местном диалекте означало «соскребать уличную грязь, сплетничать». Во всяком случае, знаменательно, что местом рождения слова «китч» называют Мюнхен — город сладчайшего немецкого барокко, пышнейшего югендштиля, отчаянного вагнерианства, «пивного путча» и знаменитой гитлеровской выставки «дегенеративного искусства».

В 1937 году в Мюнхене открылись сразу две эпохальные выставки. Одна объединила изъятые из германских музеев работы «дегенератов» (Пауля Клее, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Эрнста, Отто Дикса, Марка Шагала и других великих новаторов) и должна была продемонстрировать всю ущербность модернизма. А на проходившей параллельно выставке «великого немецкого искусства» показывали произведения здоровые и правильные, арийские по духу и народные по форме. Наряду с мускулистыми героями первого скульптора Третьего рейха Арно Брекера здесь было много милых сердцу обывателя сельских идиллий, светловолосых голубоглазых д

www.kommersant.ru

Ольга Несмеянова. «Китч как стиль масскультуры» — Журнал Клаузура

Разговор о китче и его границах в  изобразительном  и иных видах искусства может быть разговором о будущем искусства. Китч охватывает все больше культурных сфер и простанств, разрастается в течения, явления образа мысли и стиля жизни. Видимо на это есть  существенные причины. На такую причину  указано в одной из цикла  статей В.Глинского о будущем искусства «В поисках термина» (журнал «Клаузура» №5, 2012).

Он пишет, что толчком к творчеству сегодня  и в будущем становится т.н. «новая сентиментальность», которой пока еще нет собственного названия, но как явление она  все чаще обнаруживается в искусстве, образе мысли, стиле жизни людей, становясь формообразующим фактором в искусстве, а это уже серьезно. И ведь действительно хочется чего-то серьезного в конце концов, потому что этот постмодернизм всех задолбал уже своей иронией, а новое направление, идущее ему на смену ( в котором мне лично видятся все характерные признаки китча), «должно было бы вывести нас из этой зазеркаленной комнаты смеха, по которой устало ковыляет современная литература» (В.Глинский. В поисках термина). Замечу, что везде  в этой статье можно слово «литература» заменить на «искусство» вообще, без утраты смысла в целом. Речь о явлении тяготения людей к (условно назовем) «новой сентиментальности», новому культу доброты, позитива в жизни, умиления чувствами, каким-то формам стиля жизни и искусства, стиля жизни и поведения, сходных с проявлениями сентиментализма 18 века и существующими « на фоне определенного готичного романтизма современной культуры, в которой ужастики столь тесно переплетены с гламуром и культом героя» (В. Глинский. В поисках термина). И поскольку по идее В.Глинского, искусство не отражает жизнь зеркально, а  возникает ортогонально ей, то должно появится в нашей жизни и искусстве то, чего в ней не хватает, что является дополнением, комплектно ей.

Если  жизнь становится все сложнее, нет человеческого в отношениях между людьми, вокруг сплошной негатив и радоваться нечему, то выход в том, чтобы этого не видеть, в искусстве не отражать, там должен быть позитив, красота, любовь( в т.ч и к животным и среди животных), восхищение  чувствами,собой в нереально прекрасной жизни.  Если наше  рыночное время сугубо практично и рационально, то искусство должно стать романтичным, экзотично нереальным, не совпадающим с  реальностью. Если искусство постмодернизма все  иронично, то на смену ему придет  серьезность и возвышенность красивейшего чувства, выросшие при этом(ортогонально!) из стеба и иронии постмодернизма. Но это больше всего похоже именно на китч. Те массы людей, которые сейчас развивают китч в  искусстве – а ведь действительно их массы! – они своим творчеством только подтверждают, что нас ждет эпоха китча. К сожалению. Думаю, этот процесс будет набирать обороты, а  подлинное искусство в который раз в истории  опять займет область элитарного.

Заметно, что в последнее время проблемы китча интересуют или даже волнуют многих. Но невозможно опознать явление вне границ его определения.
Понятие определения и есть по сути выявление  пределов или границ. То есть для понимания явления необходимо определить границы, отделяющие китч от  других культурных пространств, определить место китча в культуре.

Несомненно «китч является культурной категорией… Он определяется преимущественно как псевдообъект, то есть как симуляция, копия, искусственный объект, стереотип» (Ж.Бодрийяр). И однозначной определенности о нахождении этого объекта именно в творческом пространстве  искусства не  наблюдается.

Существует разница мнений. Многие исследователи определяют китч как явление , а возможно и стиль массовой культуры. Определение китча в контексте искусства наполнено отрицательным пафосом, оно  тожественно художественному суррогату, искусству низкого качества и не рассматривается как самоценное явление.

Суждения в этом случае крайне оценочны («плохой вкус», «дешевка», «фальшь», «слащавость» и т.д.), хотя следует отметить и положительные стороны форм и методов китча (доступность пониманию, реалистичность, пародийность и т.д.). Эта точка зрения имеет под собой основание, если рассматривать китч как искусство.

 Но есть ряд авторов, не считающих китч искусством. В этом подходе к пониманию китча его рассматривают как группу предметов культурно-бытового уровня, миметирующих искусство(т.е. изображающих из себя предметы искусства, подражающих им, имеющих визуальное сходство с предметами искусства), не имеющих художественно-эстетической самостоятельной ценности, но выполняющих функцию замещения потребности индивида в прекрасном, в искусстве на доступном для его  восприятия и понимания уровне. Так как по этому мнению то, что называется китчем не является искусством, то оно  выполняет особые, отличные от художественных функции.

Мне на своем опыте тоже приходилось убеждаться, как  поклонники и авторы китчевых работ всерьез, а зачастую агрессивно  и с большой уверенностью говорят,что именно их работы – это настоящее искусство, что то, что мы видим в  музеях – это «плохое» искусство, специально раскрученное из чьих-то интересов и не представляющее ценности, а вот они знают, понимают и могут представить действительно ценное искусство, наполненное красотой, нежностью, прелестью и добром. Они уверены, что это и есть настоящее искусство, ничуть не стесняются своих убеждений, не сомневаются  и уверены, что те,кто не понимает достоинств этих вещей, просто злобно завидуют их таланту и успеху. Что тут скажешь? «Поколения «выскочек» на всех уровнях общества хотят иметь свой набор культуры. Бесполезно поэтому бросать обвинения публике в «вульгарности» или индустриалам в «циничной» тактике, направленной на сбыт всякого хлама. Хотя этот аспект важен, он не может объяснить ракового нароста изобилия «псевдопредметов».(Бодрийяр)…  сходно трактует появление китча и Гринберг, разъясняя, как на это влияют процессы урбанизации, растущая грамотность населения, перетекающего из сельской местности в развивающиеся города, утрачивающего при этом связь со своей исконной культурной средой, но не способного в силу ряда причин освоить новое культурное пространство, представляющего себе недостаток культуры, искусства как недостаток, недопоставку необходимого им товара  типа эрзац-культуры, китча, предназначенного «…. для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, все же испытывал духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определенного рода.»

   Под хлёстким словечком Бодрийяра «выскочки» естественно подразумеваются маргинальные слои населения. Их культура, мировоззрение удивительно схожи во всех странах мира. Необходимая им для замещения культурного вакуума эрзац-культура, подменная культура, китч кроме того, обладает качествами универсальной культуры, пригодной для всех маргиналов, независимо от географич. положения: «…китч идет триумфальным маршем по миру, в одной колониальной империи за другой стирая различия туземных культур и лишая эти культуры приверженцев, так что ныне китч становится универсальной культурой, первой в истории универсальной культурой. Сегодня уроженцы Китая, как и южноамериканские индейцы, индусы или полинезийцы, стали предпочитать предметам собственного национального искусства обложки журналов, календари с девушками и эстампы.»(К.Гринберг) Вообще, бросается в глаза, что Клемент Гринберг в 1939 гроду, когда писалась его работа и не существовало ясного представления о китче, то и дело путает, смешивает китч и массовую культуру, китч и реализм, весьма различные в нынешнем их понимании. И хочется обратить внимание на то, что определяя место китча в культуре и Гринберг, и Бодрийяр, и ряд других авторов не утверждают, что это место – именно искусство. А места в культуре как известно бывают разные. Обработка земли, агротехника – это тоже культура не менее универсальная (к слову).

 Есть еще одно существенное свойство китча, уводящее его из  искусства в иные культурные пласты. Это свойство – товарная привлекательность предметов китча, их коммерческая успешность.

Теория и философия культуры, эстетика не рассматривают эти качества  как  достоинства художественного произведения. Эти  свойства не рассматриваются, не учитываются, не имеют значения( а если  и имеют – то скорее как отрицательное) при оценке  художественно-эстетических  качеств и   принадлежности искусству. В то же время предмет культурно-бытового назначения всегда выступает как товар, его коммерческая привлекательность очень важна для успеха его сбыта и поэтому является чуть ли не главным его положительным качеством. Это роднит с ним китч. Приходится наблюдать, как авторы китчевых работ  в ответ на замечания тут же приводят контрдовод, что их изделия активно и охотно раскупаются, пользуются спросом, потому их не волнуют недостатки или  художественно-эстетические изъяны их работ. Популярны утверждения , что только спрос является мерилом ценности произведения искусства.Однако, очевидно, что при этом смысл искусства подменяется смыслом товара.

Рыночность и коммерциализированность это , пожалуй, наиболее важные для понимания социального функционирования китча категории. Об экономических и рыночных механизмах произведения китча художниками хорошо написано в статье Виктора Андреева «Записки художника-рыночника»  в этом номере нашего журнала

Конечно и искусство  существует в коммерческом контексте. Но для искусства рынок не является жизненно важным условием. Более того, новое художественное направление всегда стоит перед выбором между традиционным искусством и новой неосвоенной территорией, коммерчески невыгодной по определению. Для китча же коммерческая ценность (прямо следующая из его массовости и популярности) — неотъемлемый и определяющий фактор. Предметы китча имеют как правило невысокую и художественную, и рыночную ценность, так как всего лишь симулируют подлинное, ценное, роскошное в искусстве, но «…эта незначительная ценность связана с максимальной статистической рентабельностью: целые классы его потребляют» (Бодрийяр). В производстве китча заинтересовано огромное количество как авторов, сбытчиков, так и его потребителей. Эту популярность китча нельзя не учитывать.

 Но если придерживаться другой точки зрения и считать китч стилем, особым видом массовой культуры, искусства, то нельзя не отметить, что он имеет ряд свойств, характерных именно для стиля искусства.

 Первое и определяющее свойство китча – это его тотальная маргинальность. Это его свойство настолько всеобъемлющее, что можно говорить о нем, как об определяющем эпитете всех его остальных признаков, например о маргинальном мимесисе, маргинальной сентиментальности, маргинальной красоте и т.п.Надо напомнить, что «маргинальность» в данном контексте —официальный культурологический термин, обозначающий оторванность человека или объекта от его естественного окружения и помещённого в новую среду. Таким образом, маргиналами являются, к примеру, деревенские жители в современном мегаполисе; люди, живущие в смешанном браке; представители старшего поколения с «молодой душой»; женщина-мать с ориентацией на карьеру; бисексуалы и т. д.). Исследователь маргинальности Э. Стоунквист еще в 30-е годы прошлого века заметил, что в результате перехода из одной культурной зоны в другую формируются «культурные гибриды», которые объективно оказываются в ситуации периферийности, вторичности по отношению к обеим культурам. В китч оказываются «перетянутыми», искаженными, подмененными, покрытыми глянцем фальши и таким образом лишенными их исконного культурного места стили и направления искусства(Барокко, реализм, академизм, авангард, классицизм, романтизм, сюрреализм и мн. др.), религиозные и светские мифы, факты истории, мода и бульварные новости и мн. др. Здесь можно усматривать нечто похожее на синтетичность постмодерна. Есть и другие признаки, имеющие на первый взгляд  в ПМ сходство с китчем.

Нельзя не заметить мимесис (подражание) китча. Но в отличие от реализма, миметирующего жизнь, китч миметирует реализм, Барокко и прочие извлеченные из стилистического контекста, но привлекательные для покупателя стили и жанры.

Для многих очевидная миметичность китча роднит его с реализмом, академизмом и пр. стилями и направлениями, где есть реалистичность, натурализм изображения. Но это всего лишь симуляция, подделка, фальшивка – одно из основополагающих свойств, отличающих китч от подлинного искусства «Эстетике красоты и оригинальности китч противопоставляет свою эстетику симуляции» (Бодрийяр)

Маргинальная красота необходима в китче. Без нее он потеряет одно из главных своих качеств – популярность, коммерческую привлекательность. Красота в китче представлена без чувства меры и зачастую построена на экзотике(что  являет ее маргинальность): это фантастические по красоте, яркости, необычности пейзажи, женщины, цветы, виньетки, завитушки, блестки, стразы и прочие предметы, ассоциирующие в представлении зрителя с необычайной красотой. Невероятная, фантастическая, экзотическая красота при реалистичности изображения – это то, что позволяет без ошибки отделить китч от реализма, который как известно изображает обыденное или как говорил Энгельс в своем определении реализма «типичное в типичных обстоятельствах» и актуальности этого определения реализма пока никто не отменял. В то время, как китч как бы оторван от реального мира, уводит зрителя «к далеким мирам», местам, историческим эпохам, социальным классам, жизни современных «олимпийских богов», звезд, идолов,  кумиров масскультуры и т.п.

Основное  отличие красоты китча от искусства — в том, что китч, не являясь эстетически ценным в элитарном понимании, заменяет истинную красоту на ее знак.

Сентиментальность обильно  выражается в китче в самых разнообразных формах: от слащавого умиления до фальшивого пафоса.  Ориентация на «красивые» чувства, любовь, умиление, доброта., заложенные в занимательный сюжет – это все на самом деле «нечестное» искусство, акцентирующее зрителя на сочувствии или восторженном умилении вопреки собственно худ.-эстетического восприятия, которое в китче отходит на второй план.

Следует еще раз отметить, что в китче эти эмоциональные проявления представлены крайне серьезно, с большой претензией на подлинность, а нередко и с пафосом, что уводит такие произведения прямехонько в пошлость. Здесь надо отметить различие китча и искусства постмодерна, пропитанное иронией, которая  от пошлости его несомненно спасает. Отличие  китча от постомодерна еще и в том, что китч сам по себе — «девственный мир, не тронутый рефлексией», в  постмодернизме же явно присутствует рефлексия (как правило, ироничная).

Не претендуя  на всеобъемлющий анализ такого сложного  и пока мало изученного явления укультуры как китч, хочу заметить, что «…среди просвещенной части человечества на протяжении веков существует, по-видимому, общее согласие относительно того, что есть хорошее искусство и что есть плохое искусство.»(К.Гринберг) . Положения китча в культурном пространстве рано или поздно будет определено. Несмотря на всю логику и очевидность некоторых доводов в пользу того, что китч – это не искусство, а предмет культурно-бытового назначении, реальное отделение китча от искусства на современном этапе представляется маловозможным. Для этого требуются многочисленные и высококлассные специалисты, которых, надо признать, нет в наличии. Кроме того, при отделении китча от искусства будут затронуты интересы огромного количества людей, которые все сделают для того, чтобы не потерять выгодное ремесло или рынки сбыта, могущие сильно пострадать и потерять покупателей, которые сейчас, приобретая китч, глубоко уверены в его высокой художественной ценности.  И потому гораздо более перспективным представляется дальнейшее изучение китча, как стиля массовой культуры без которой (увы!) трудно представить современную цивилизацию.

Литература: 

В.Глинский. В поисках термина. Журнал «Клаузура» №5, 2012

Ж.Бодрийяр. Общество потребления. Его мифы и структуры.  М.,2006, стр.144-146

К.Гринберг. Авангард и китч

Э.Стоунквист. Маргинальный человек

В.Турчин. По лабиринтам авангарда,

а также материалы справочников и энциклопедий

klauzura.ru

Китч — Викицитатник

Логотип Википедии

Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.

Жан Бодрийяр, «Общество потребления»[править]

Одним из главных разрядов современных вещей является, наряду с гаджетом, китч. Предмет-китч — это вообще вся категория «никчемных» предметов, украшений, поделок, аксессуаров, фольклорных безделушек, «сувениров», абажуров или негритянских масок — всё собрание барахла, которое повсюду быстро распространяется, особенно в местах проведения каникул и досуга. Китч — это эквивалент «клише» в рассуждении. И это должно нас заставить понять, что, как и в отношении гаджетов, речь идет о категории трудно определимой, но которую не нужно смешивать с теми или иными реальными объектами.

Китч, очевидно, ориентируется на предмет редкий, драгоценный, уникальный (производство которого может также осуществляться индустриально). Китч и «подлинный» предмет вместе организуют, таким образом, мир потребления в соответствии с логикой отличительного материала, сегодня всё время находящегося в движении и экспансии. Китч имеет незначительную отличительную ценность, но эта незначительная ценность связана с максимальной статистической рентабельностью: целые классы его потребляют.

В такой системе отличий китч никогда не открывает ничего нового: он характеризуется своей производной и незначительной ценностью. Его слабая валентность является в свою очередь одной из основ его безграничного размножения. Он размножается, расширяясь, тогда как на верху лестницы «классовые» предметы множатся качественно и обновляются, становясь редкостью.
Китч с его функцией производного предмета связан также с особой «эстетической» или антиэстетической функцией. Эстетике красоты и оригинальности китч противопоставляет свою эстетику симуляции: повсюду он воспроизводит вещи большими или меньшими, чем образец, он имитирует материалы (имитация мрамора, пластмасса и т. д.), он подражает формам или комбинирует их неподходящим образом, он повторяет моду, не проживая её.

Клемент Гринберг, «Авангард и китч»[править]

эссе 1939 года

Китч — продукт промышленной революции, которая урбанизировала массы Западной Европы и Америки и создала то, что называют всеобщей грамотностью.

Для того чтобы удовлетворить спрос нового рынка, был изобретен новый товар — эрзац-культура, китч, предназначенный для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, всё же испытывал духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определённого рода. Используя в качестве сырья обесцененные, испорченные и академизированные симулякры подлинной культуры, китч приветствует эту бесчувственность и культивирует её. Она — источник прибылей китча. Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остается равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни. Китч как будто не требует от своих потребителей ничего, кроме денег; он не требует от своих потребителей даже времени.
Предпосылкой существования китча, условием, без которого китч был бы невозможен, является наличие и доступность находящейся рядом вполне зрелой культурной традиции, открытиями, приобретениями и совершенным самосознанием которой китч пользуется в собственных целях. Китч заимствует из этой культурной традиции приёмы, уловки, хитрости, основные правила, темы, преобразует все это в некую систему и отбрасывает остальное. Можно сказать, что китч берёт свою кровь из этого резервуара накопленного опыта.

… по прошествии достаточного долгого времени новое подвергается разграблению: из него выдергивают новые «вывихи», которые затем разбавляют и подают в качестве китча. Самоочевидно, китч насквозь академичен; и, наоборот, все академичное является китчем. Ибо то, что называют академичным, как таковое более не имеет независимого существования, превратившись в крахмальную манишку для китча. Индустриальные методы производства вытесняют ремёсла.
Поскольку китч можно производить механически, он превратился в неотъемлемую часть нашей производственной системы, причем это сделано таким образом, каким подлинную культуру никогда, за исключением редких случайностей, невозможно было интегрировать в производственную систему. Китч капитализирует огромные вложения, которые должны принести соразмерные прибыли; он также вынужден расширяться, чтобы поддерживать свои рынки. Хотя китч, в сущности, сам себе продавец, тем не менее, для него создан огромный аппарат сбыта, который оказывает давление на каждого члена общества. Ловушки расставлены даже в тех уголках, которые, так сказать, являются заповедниками подлинной культуры. Сегодня в стране вроде нашей недостаточно иметь расположенность к настоящей культуре; человеку надо питать к настоящей культуре истинную страсть, которая даст ему силу противостоять подделкам, окружающим его и давящим на него с того самого момента, как он становится достаточно взрослым, чтобы рассматривать забавные картинки. Китч вводит в заблуждение. У него много разных уровней, и некоторые из этих уровней достаточно высоки для того, чтобы быть опасными для наивного искателя истинного света.

Огромные прибыли, пожинаемые китчем, служат источником соблазна для самого авангарда, представители которого не всегда противятся этому соблазну. Честолюбивые писатели и художники под давлением китча модифицируют свою работу, а то и полностью подчинятся китчу.

И всё же среди просвещённой части человечества на протяжении веков существует, по-видимому, общее согласие относительно того, что есть хорошее искусство и что есть плохое искусство. Вкусы изменились, но это изменение не вышло за некоторые пределы; <…>. Прежде существовало согласие, <…>. Посредством рационализированного, присущего науке и промышленности метода китч на практике стёр это различие.

Милан Кундера, «Невыносимая лёгкость бытия»[править]

Часть шестая. «Великий поход»

… эстетическим идеалом категорического согласия с бытием есть мир, в котором говно отвергнуто и все ведут себя так, словно его не существует вовсе. Этот эстетический идеал называется китч.
«Китч» — немецкое слово <…>. Однако частое употребление стёрло его первоначальный метафизический смысл: китч есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; китч исключает из своего поля зрения все, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо.

В империи китча властвует диктатура сердца.
Чувство, которое порождает китч, должно быть, без сомнения, таким, чтобы его могло разделить великое множество. Китч поэтому не может строиться на необычной ситуации, он держится на основных образах, запечатленных в людской памяти: неблагодарная дочь, заброшенный отец, дети, бегущие по газону, преданная родина, воспоминание о первой любви.
Китч вызывает две слезы растроганности, набегающие одна за другой. Первая слеза говорит: Как это прекрасно — дети, бегущие по газону!
Вторая слеза говорит: Как это прекрасно умилиться вместе со всем человечеством при виде детей, бегущих по газону! Лишь эта вторая слеза делает китч китчем.
Братство всех людей на земле можно будет основать только на китче.

В обществе, где существуют различные политические направления и тем самым их влияние взаимно исключается или ограничивается, мы можем ещё кое-как спастись от инквизиции китча; личность может сохранить свою индивидуальность, художник — создать неожиданные произведения. Однако там, где одно политическое движение обладает неограниченной властью, мы мгновенно оказываемся в империи тоталитарного китча.
Если я говорю «тоталитарного», это значит, что все, нарушающее китч, исторгается из жизни: любое проявление индивидуализма (ибо всякое различие — плевок, брошенный в лицо улыбающегося братства), любое сомнение (ибо тот, кто начнет сомневаться в пустяке, кончит сомнением в жизни как таковой), ирония (ибо в империи китча ко всему нужно относиться предельно серьезно) и даже мать, покинувшая семью, или мужчина, предпочитающий мужчин женщинам и тем угрожающий священному лозунгу «любите друг друга и размножайтесь».
С этой точки зрения мы можем считать так называемый Гулаг некой гигиенической ямой, куда тоталитарный китч бросает отходы.

… истинная функция китча: китч — это ширма, прикрывающая смерть.

В империи тоталитарного китча ответы даны заранее и исключают любой вопрос. Из этого следует, что подлинным противником тоталитарного китча является человек, который задает вопросы. Вопрос словно нож, разрезающий полотно нарисованной декорации, чтобы можно было заглянуть, что скрывается за ней.

В ту минуту когда китч осознается как ложь, он оказывается в контексте не-китча. Теряя свою авторитарную силу, он становится трогательным, как любая иная человеческая слабость. Ибо никто из нас не представляет собой сверхчеловека, чтобы полностью избежать китча. И как бы мы ни презирали китч, он неотделим от человеческой участи.

Источник китча — категорическое согласие с бытием.

Прежде чем нас предадут забвению, мы будем обращены в китч. Китч — пересадочная станция между бытием и забвением.

Станислав Лем[править]

… китч — незаконное дитя обаяния и банала, он — информация, деградировавшая до уровня крайней доступности, хотя исходно в данной культуре центральная или по крайней мере существенная.

 — «Фантастика и футурология» (книга 2), послесловие, 1970, 1972

Именно низкопробно реализованные планы становятся из-за безосновательной претенциозности кичем, который всегда стремится казаться тем, чем в действительности не является, то есть полноценным искусством.

 — «Фантастика и футурология» (книга 2), послесловие

Китч является поздней выродившейся формой мифов. <…> китч как бы представляет упрощённую, сплющенную, развращенную, хотя и первоначально центральную в данном культурном кругу плеяду значения. В нашей культуре китч является тем, что некогда было свято и/или желанно, что лишало уверенности в себе и/или будило страх, а теперь является заготовкой, сборным элементом для мгновенного использования. Китч — это старая святыня, которую неверующие так долго и так упорно оскверняли, что стерлось даже воспоминание о её былой неприкосновенности. Если эти до сих пор нетронутые идолы благодаря механическому размножению получают статус массового товара и как объекты легкого удовольствия становятся доступны всем, то мы наблюдаем деградирующее превращение изначально благородного, в китч. При этом почтенная парадигма оказывается подвергнута обрубке, в результате которой она должна легко усваиваться и быть настолько простой, насколько это возможно. Вдобавок — что чрезвычайно важно — китч никогда своим потребителем за китч не подаётся; он хочет, чтобы его воспринимали серьёзно, и не перестает верить, что является полноценным продуктом. Даже психический процесс, который как единственное препятствие для преодоления, держал когда-то множество непосвящённых вдалеке от объекта преклонения, даже этот процесс остается теперь, будто некий appetizer, упакованный вместе с товаром. Это означает, что китч, поскольку не должен создавать никаких трудностей в процессе потребления, является уже продуктом, разжёванным для потребителя. В литературе китч появляется потому, что всяческая сложность, многогранность, многозначность, характеризующие аутентичные произведения, исключаются из конечного продукта. Всё же лучше, особенно для хорошего самочувствия заинтересованных лиц (как авторов, так и клиентов), если этот конечный продукт производит впечатление, что по-прежнему является произведением искусства, не вызывающим никаких возражений. Китч составляется из суррогатов: героизма, несчастья, страдания, любви и т.д.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями», 1972

Китчевая чепуха успешно удерживается на плаву, потому что на неё существует большой спрос.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями»

Пространство китча подобно вакууму, в котором олово и перья падают одинаково быстро.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями»

В стабилизированной культуре сфера воздействия китча строго ограничена. В массовой культуре его характеризует склонность к переходам в соседние пределы, агрессивно-экспансивный напор, который делает его похожим на чрезмерно разрастающиеся ткани, разъедающие нетронутый ещё организм. Защиту от его атак трудно морально оправдывать, потому что постоянно возникает дилемма, что есть меньшее зло: искалечить китчем произведение искусства, или же полное отсутствие искусства в рамках массовой культуры, если та не в состоянии ассимилировать полноценных продуктов.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями»

… не может быть китчем то, что создаётся впервые; китч — всегда подражание чему-то такому, что некогда излучало сияние подлинности, а после копировалось и вылизывалось, пока не опустилось на самое дно. Это поздняя версия, подобная ремесленной копии знаменитого полотна, исправляемой невежественными эпигонами, которые уродуют рисунок и колорит оригинала, накладывают всё больше краски и лака, потрафляя всё более непритязательным вкусам. Безвкусица самодовольная, кичливая, демонстративная знаменует обычно конец пути; это дешёвка, отделанная со всею старательностью, до мельчайших деталей; композиция, окоченевшая навсегда по заданной схеме (тогда как набросок по самому своему существу не может быть китчем, оставляя за зрителем — в отличие от твёрдо уверенного в себе китча — спасительную возможность доопределения). Так называемый дурной вкус проявляется в китче как непреднамеренный комизм серьёзно-торжественных, напыщенных символов.

 — «Провокация», 1980

… первый признак и первое условие китча — то, что для своих творцов он отнюдь не безвкусица; все они свято верят, что творят настоящую живопись, подлинную скульптуру, первоклассную архитектуру, и тот, кто в своем творении разглядел бы приметы китча, не стал бы ни продолжать его, ни заканчивать.

 — «Провокация»

Одд Нердрум[править]

«Китч служит жизни» («Kitch is dead serious») — выступления художника на пресс конференциях своих персональных выставок[1].

Природа китча состоит в том, что, даже изображая ужасное, он делает это безупречно красиво, как если бы перед вами был букет цветов.

Китч стал именем для всех, кто не хотел идти в ногу с новым веком …

Как христианство предавало проклятию своих оппонентов, так поступал и Модернизм, и правителем Модернистского ада был назван китч – антитеза современному искусству. Китч стал единым обозначением для всего, что не было новым и интеллектуальным, для всего старомодного, сентиментального, мелодраматического и патетического.

Китч ставит вечные человеческие вопросы, смотрит на жизнь серьезно, жертвует смехом ради покоя, ищет индивидуальности в противовес иронии и скептицизму искусства.

Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство – решающий критерий качества. Стандартом является лучшее из созданного в истории, поэтому китч остается без защиты законов того времени, к которому он принадлежит.

… я считаю, что самые лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем. В искусстве есть очевидные границы – табу против красивой и открытой жизни, с которой вы встречаетесь. Но если чувственности, которую не может вместить в себя искусство, просто дать другое имя, все станет значительно проще. Китч должен быть отделен от искусства. «Китч» — сложный мир и это единственная чувственная форма выражения, способная воздать должное красивой работе.

Эрих Мария Ремарк, «Китч»[править]

ru.wikiquote.org

Китч — это… Что такое Китч?

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
Question book-4.svg Садовых гномов зачастую рассматривают как китч.

Китч (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка»), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

История

Хотя этимология слова достоверно не определена, многие полагают, что оно возникло на художественных базарах Мюнхена в 60-х и 70-х годах XIX века как обозначение дешёвых, быстро распродающихся картин и этюдов и родилось либо из искажённого англ. sketch («скетч», «этюд»), либо как сокращение нем. verkitschen — «опошлять». Китч взывал к грубым чувствам недавно обогатившейся мюнхенской буржуазии, представители которой, как большинство нуворишей, считали, что они могут достигнуть статуса служившей для них предметом зависти культурной элиты, подражая, пусть и неуклюже, наиболее заметным чертам их культурных обычаев.

So nimm denn meine Hände Kitschfigur.jpg

Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.

Цитаты

  • «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни» Клемент Гринберг, «Авангард и китч», 1939

Внешние ссылки

dic.academic.ru

Китч — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания[1].

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

История

Понятие «китч» возникло в Германии в 1860 году для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Происхождение слова восходит к двум немецким глаголам: kitschen (делать кое-как) и verkitschen (продавать совсем не то, что заказано). Эти предметы обладали низкой стоимостью и низким художественным качеством. Китч сразу же стал оппозицией дорогому, высокому, аристократическому искусству. Поскольку китч имеет негативный смысл («дешёвка»), то у него отсутствует устойчивый и бесспорный денотат[2] (образец). Чаще всего он проявлялся в статуэтках, открытках[3] и картинах, которые приобретались «для уюта». Китч исполнялся профессиональными мастерами, однако был ориентирован на стандартизированный усреднённый вкус. Иногда примером китча могут называть сувениры[4].

So nimm denn meine Hände Kitschfigur.jpg

Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.

В китче красивость подменяет собой красоту, а все настоящие чувства заменяют фальшивая сентиментальность и наигранная мелодраматичность[5].

Видео по теме

Цитаты

  • «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни»[6].
  • Понт Кич — имя одного из отрицательных персонажей пьесы В. Маяковского «Баня».

Использование в культуре

— Часто используется как сокращение от KITCHen ресторанами и кафе.

— Современные художники называют Китчем свои выставки.

— Несколько музыкальных групп постсоветского пространства присваивали себе имя Китч.

Примечания

Литература

на русском языке
  • Бодрийяр Ж. Китч // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Республика, 2006. — С. 144—146. — ISBN 5-250-01894-7
  • Гринберг К. Авангард и китч // «Художественный журнал», № 60, декабрь 2005.
  • Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры): Монография. – Омск : «Амфора», 2010. – 376 с. ISBN 978-5-904947-15-6
  • Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура : Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. — 2-е изд., дораб. и доп. — М. : Политиздат, 1985. — 397 с.
  • Нердрум О. Отрывки из выступлений // Журнал «ARTnews», октябрь 1999.
  • Мезенцев Д. Ю. Основные категории китча, анализ
  • Китч / Назарова О. А. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Кич // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997. — ISBN 5-7784-0034-9
  • Эко У. Чужое безобразное, китч и кэмп // История уродства / Под ред. У. Эко. М., 2007.
  • Яковлева А. М. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 252-263. — ISBN 5-89329-442-4
на других языках
  • Adorno, Theodor (2001). The Culture Industry. Routledge. ISBN 0-415-25380-2
  • Botz-Bornstein, Thorsten (2008). «Wabi and Kitsch: Two Japanese Paradigms» in Æ: Canadian Aesthetics Journal 15.
  • Braungart, Wolfgang (2002). «Kitsch. Faszination und Herausforderung des Banalen und Trivialen». Max Niemeyer Verlag (нем.)русск.. ISBN 3-484-32112-1/0083-4564.
  • Cheetham, Mark A (2001). «Kant, Art and Art History: moments of discipline». Cambridge University Press. ISBN 0-521-80018-8.
  • Dorfles, Gillo (1969, translated from the 1968 Italian version, Il Kitsch). Kitsch: The World of Bad Taste, Universe Books. LCCN 78-93950
  • Elias, Norbert. (1998[1935]) «The Kitsch Style and the Age of Kitsch,» in J. Goudsblom and S. Mennell (eds) The Norbert Elias Reader. Oxford: Blackwell (англ.)русск..
  • Gelfert, Hans-Dieter (2000). «Was ist Kitsch?». Vandenhoeck & Ruprecht (англ.)русск. in Göttingen. ISBN 3-525-34024-9.
  • Giesz, Ludwig (1971). Phänomenologie des Kitsches. 2. vermehrte und verbesserte Auflage München: Wilhelm Fink Verlag (нем.)русск.. [Partially translated into English in Dorfles (1969)]. Reprint (1994): Ungekürzte Ausgabe. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag. ISBN 3-596-12034-9 / ISBN 978-3-596-12034-5.
  • Gorelik, Boris (2013). Incredible Tretchikoff: Life of an artist and adventurer. Art / Books, London. ISBN 978-1-908970-08-4
  • Greenberg, Clement (1978). Art and Culture. Beacon Press (англ.)русск.. ISBN 0-8070-6681-8
  • Holliday, Ruth and Potts, Tracey (2012) Kitsch! Cultural Politics and Taste, Manchester University Press. ISBN 978-0-7190-6616-0
  • Karpfen, Fritz (1925). «Kitsch. Eine Studie über die Entartung der Kunst». Weltbund-Verlag, Hamburg.
  • Kristeller, Paul Oskar (1990). «The Modern System of the Arts» (In «Renaissance Thought and the Arts»). Princeton University Press. ISBN 978-0-691-02010-5
  • Kulka, Tomas (1996). Kitsch and Art. Pennsylvania State University Press (англ.)русск.. ISBN 0-271-01594-2
  • Moles, Abraham (nouvelle édition 1977). Psychologie du Kitsch: L’art du Bonheur, Denoël-Gonthier
  • Nerdrum, Odd (Editor) (2001). On Kitsch. Distributed Art Publishers (англ.)русск.. ISBN 82-489-0123-8
  • Olalquiaga, Celeste (2002). The Artificial Kingdom: On the Kitsch Experience. University of Minnesota ISBN 0-8166-4117-X
  • Reimann, Hans (1936). «Das Buch vom Kitsch». Piper Verlag (англ.)русск., München.
  • Richter, Gerd, (1972). Kitsch-Lexicon, Bertelsmann. ISBN 3-570-03148-9
  • Shiner, Larry (2001). «The Invention of Art». University of Chicago Press (англ.)русск.. ISBN 0-226-75342-5.
  • Thuller, Gabrielle (2006 and 2007). «Kunst und Kitsch. Wie erkenne ich?», ISBN 3-7630-2463-8. «Kitsch. Balsam für Herz und Seele», ISBN 978-3-7630-2493-3. (Both on Belser-Verlag, Stuttgart.)
  • Ward, Peter (1994). Kitsch in Sync: A Consumer’s Guide to Bad Taste, Plexus Publishing (англ.)русск.. ISBN 0-85965-152-5
  • «Kitsch. Texte und Theorien», (2007). Reclam (англ.)русск.. ISBN 978-3-15-018476-9. (Includes classic texts of kitsch criticism from authors like Theodor Adorno, Ferdinand Avenarius, Edward Koelwel, Walter Benjamin, Ernst Bloch, Hermann Broch, Richard Egenter, etc.).

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*