Картина комната: Секреты ван Гога: самая знаменитая спальня в мире искусства

Секреты ван Гога: самая знаменитая спальня в мире искусства

Новости

История с меняющимся цветом стен, наводнением, бомбардировкой и поисками кровати, связанная с шедевром Винсента ван Гога «Спальня в Арле»

Мартин Бейли

16.10.2020

Ewa Zebrowki, Van Gogh’s Bedroom, an artist’s book (2020).

Фото: Datz Pre

Винсент ван Гог провел свою первую ночь в Желтом доме в Арле осенью, и тогда же он написал самое знаменитое изображение спальни в истории искусства. По сути, картина представляет собой натюрморт очень большого формата. Что она может рассказать нам о жизни Винсента?

Ван Гог арендовал помещения в Желтом доме в мае 1888 года, но поскольку они не были меблированы, поначалу он сохранил за собой номер в отеле и использовал новое место только в качестве студии. В августе он купил две кровати, для себя и для гостя, одного из коллег-художников. Впервые в этой спальне ван Гог переночевал в середине сентября. «Я могу жить и дышать, думать и писать», — писал он с восторгом своей сестре Вил.

В этой комнате ван Гог задумал некоторые из своих самых выдающихся композиций. Из Арля он писал, что «самые прекрасные картины — те, о которых мечтаешь, лежа в постели с трубкой». Вне всяких сомнений, именно здесь он задумал «Спальню в Арле» (1888).

Винсент Ван Гог. «Спальня Винсента в Арле». 1888.

Фото: Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)

Ван Гог начал работу над знаменитой картиной 16 октября, чтобы показать брату Тео новый дом. Он писал ему, что «при взгляде на картину должно успокаиваться сознание или, вернее, воображение». Для нас же сегодня это возможность взглянуть на домашний быт художника.

Хотя кровать и выглядит узкой, ван Гог описывал ее как «широкую двуспальную кровать», а на алом одеяле лежат две подушки. Надеялся ли он встретить женщину, которая разделит с ним эту постель? Два стула предвосхищают картину «Стул Винсента», которую художник напишет несколькими неделями позже (сейчас она находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне).  

На вешалке с крючками на дальней от зрителя стене висит его одежда и соломенная шляпа, защищавшая ван Гога, когда он работал под ярким прованским солнцем. На умывальном столике миниатюрный натюрморт с флягой воды и стаканом, кувшином и тазом, мылом и бутылочками (по-видимому, он также хранил на нем бритву). Над столиком висит зеркало, которое художник только что купил и использовал, судя по всему, как для бритья, так и для создания автопортретов. 

Перспектива будто бы раскачивает спальню, словно во сне, — но это отчасти связано с необычной трапециевидной формой комнаты. Передний фасад здания действительно был расположен под углом в той части, где оно выходило на городской сквер, обрезая комнату около столика с умывальными принадлежностями. Кровать будто бы надвигается на зрителя: ее изножье кажется даже выше изголовья.

Цифровая визуализация картины «Спальня Винсента в Арле».

Фото: Van Gogh Museum, Amsterdam

Винсент писал Тео, что стены на картине «бледно-фиолетовые». Но со временем цвет красок изменился: кармин в составе фиолетового выцвел, и теперь оттенок стал ближе к голубому. При помощи компьютерных технологий специалисты из Музея ван Гога создали цифровую версию картины, благодаря которой можно увидеть ее оригинальные цвета. 

В действительности фиолетовые стены были художественной вольностью ван Гога. Въехав в дом, Винсент писал, что «снаружи он выкрашен желтым, а изнутри побелен». Кроме того, он был известен своей небрежностью в быту, так что одежда, скорее всего, была разбросана по полу и стульям.

«Картины внутри картины» интригуют. На боковой стене под потолком висят портреты его друга художника Эжена Боша и лейтенанта зуавского полка Поля-Эжена Милле. Под ними на белые паспарту, по-видимому, наклеены две японские ксилографии. Над изголовьем висит пейзаж с большим деревом. До наших дней не дошло ни одного похожего пейзажа, так что речь, судя по всему, идет об утраченной работе ван Гога — не исключено, что это вид на холм Монмажур.

Письмо Винсента Ван Гога Гогену, 17 октября 1888.

Фото: Janny Chiu/The Morgan Library & Museum

Винсент был очень доволен «Спальней» и писал Тео, что это «одна из лучших» его вещей. Он также приложил небольшой эскиз картины к письму Гогену, в котором писал своему другу, что в ней он хотел «выразить покой». Это письмо находилось в различных частных собраниях, пока в 2001 году его не приобрел коллекционер Юджин Тоу, передавший его в дар нью-йоркской Библиотеке Моргана шестью годами позже. 

Гоген приехал в Арль спустя неделю после этого письма ван Гога. Его двухмесячное пребывание в городе завершилось размолвкой и инцидентом с отрезанной мочкой уха. Ван Гога положили в больницу, и, пока его не было, Желтый дом пострадал во время разлива реки Роны. По возвращении художник с ужасом обнаружил, что из стен сочится вода. 

Некоторые из его картин, в том числе «Спальня в Арле», пострадали от сырости, краска на них начала отслаиваться, и ван Гог использовал для просушивания газеты. Позже реставраторы обнаружили черные точки на всех выступающих участках красочного слоя, кое-где даже угадывались буквы, но текст восстановить не удалось. После обследования картину отреставрировали и укрепили. 

Позднее ван Гог создал две копии полотна: одну такого же размера (она хранится в Чикагском институте искусств), а другую в уменьшенном формате для своей матери и сестры Вил (сейчас эта копия находится в Музее Орсе в Париже). В 2016 году Чикагский институт искусств объединил все три полотна на большой выставке «Спальни ван Гога», идея которой принадлежала куратору Глории Грум.

Желтый дом сильно пострадал во время бомбардировки союзных сил 25 июня 1944 года. Спальня Гогена уцелела, а комната ван Гога была практически полностью уничтожена. Нижний этаж сохранился чуть лучше, так что дом подлежал восстановлению. К сожалению, спустя некоторое время его снесли. 

Фотография бывшей спальни Ван Гога, сделанная в 1933 году и опубликованная в журнале Studio.

Фото: Karda

Насколько известно, сохранилась лишь пара нечетких фотографий спальни, сделанных в 1933 году. Оконные рамы выглядят так же, как во времена ван Гога, а на месте умывального столика стоит кресло.

Мне удалось проследить судьбу кровати ван Гога. В июне 1890 года он приказал разобрать кровать и отправить ее в Овер-сюр-Уаз — деревню, расположенную к северу от Парижа, в которой он тогда работал. Спустя месяц после самоубийства ван Гога кровать перешла по наследству его брату Тео. Поразительно, но она оставалась в собственности сына Тео до самого конца Второй мировой войны и находилась в городе Ларен под Амстердамом.

Грузовики с мебелью из Ларена, направленной в Боксмер, чтобы помочь пострадавшим от бомбардировок (1945).

Фото: NIOD Institute for War, Holocaust and Genocide Studie

Как рассказал мне внук Тео Йохан ван Гог, которому на тот момент было 93 года, его отец передал кровать жертвам военных бомбардировок, жившим «где-то в районе Арнема» в восточной части Нидерландов. Тогда я связался с местным историком из Ларена, сообщившим мне, что жители деревни собрали несколько грузовиков мебели, которые затем отправили в Боксмер, небольшой городок в 40 км к югу от Арнема. Сохранились фотографии, на которых запечатлено прибытие груза в Боксмер.

«Спальня Ван Гога», Отель Riche, Боксмеер.

Фото: Hôtel Riche, Boxmeer

Нидерландские СМИ много писали об истории боксмерской кровати в 2016 году, и какое-то время жила надежда, что кто-нибудь обнаружит кровать ван Гога у себя на чердаке. К сожалению, ее так и не нашли. Однако крупный городской отель Riche реконструировал интерьер «Спальни», чтобы постояльцы могли перенестись во времена ван Гога.

Подписаться на новости

Винсент ван Гог

Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»

Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея

27.03.2023

Находки в Тоскане меняют представления об истории

Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху

10.04.2023

Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова

21.03.2023

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

07.04.2023

В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу

Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов

24. 03.2023

В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера

Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства

31.03.2023

Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus

В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы

22.03.2023

«Спальня в Арле» — картина, написанная перед сумасшедшим домом, как зеркало душевного состояния Ван Гога


«Спальня в Арле» Винсента Ван Гога — одна из самых известных и любимых серий картин художника, которые признаны и самыми специфическими. Ван Гог написал эту серию незадолго до того, как попал в психиатрическую больницу. Но самое интересное: как художнику удалось через мебель, цвет и контрасты передать «великое состояние покоя»?

Первая картина из этой серии (1888 года) находится сейчас в коллекции Музея Ван Гога в Амстердаме и была первой из трех произведенных Ван Гогом масляных полотен и, по утверждению искусствоведов, наиболее качественной. Поскольку «Спальня Винсента в Арле» принадлежит к числу любимых и наиболее популярных, художник подробно описывал ее в личных письмах своим родным (на сегодняшний день насчитывается более 30 писем, содержащих слова об этой картине).

Чикагский институт искусств воссоздал комнату Ван Гога

История написания


Зимой 1888 года Ван Гог отправился в город-коммуну на юге Франции под названием Арль. По приезде в город Ван Гог понял, что местные отели слишком дорого обходятся, поэтому решил арендовать дом, где он может свободно и комфортно жить в удобных для него условиях. Кроме того, он надеялся создать мастерскую для вдохновения, где художники могли бы жить и работать вместе, создавая произведения искусства в регионе с прекрасными погодными и живописными условиями (в Арле невероятно прямые солнечные лучи). В конце концов он нашел то, что стало известно как «Желтый дом». Это было скромное двухэтажное здание с фронтальной студией, задней кухней и несколькими комнатами наверху. Угловое расположение дома дало ему изогнутую планировку. Впервые у Ван Гога появился собственный дом, после чего он немедленно и с энтузиазмом принялся его украшать и наполнять своими полотнами. После завершения своих задач художник был вдохновлен на создание картины своей спальни.

Тот самый желтый дом (г. Арль, площадь Ламартин, дом 2)

Цветовая задумка художника


Главный смысл картины — передача покоя. Для Ван Гога эта картина была выражением «идеального отдыха» или «сна». Как он писал своему брату Тео: «Стены бледно-лиловые, пол в битом и выцветшем красном, стулья и кровать хром-желтые, подушки и простыня бледно-лимонно-зеленые, покрывало кроваво-красное, туалетный столик оранжевый, умывальник синий, окно зеленое. Я хотел выразить полный покой всеми этими очень разными тонами». Есть мнение, что столь контрастные цвета и оттенки стали результатом многолетнего обесцвечивания и износа. Например, стены и двери изначально были фиолетовые, а не синие. А с другой стороны, есть психологический аспект: чувство покоя в картинах, полных движения, является результатом своего рода катарсического процесса. Проецируя движение на природу, художник сам освобождается от напряженности и обретает покой.

В цвете Ван Гог играл с конкурирующими центрами резкого контраста:
— смешение светло-желтого с ярко-красным — это самая сильная цветовая нота на картине,
— зеркало в черной рамке с интенсивным светом — самый яркий тон во всей работе.
Внутри этой системы есть интересные чередования тонов — желтый и оранжевый цвета мебели, зеленый и желтый цвета окон.

Через эти различные цвета Ван Гог обращается к своей любимой стране Японии, к ее креповой бумаге и ее печатным изданиям. Он объяснил: «Японцы жили в очень простых интерьерах, великие художники жили в этой стране». И хотя, по мнению японцев, спальня, украшенная картинами и мебелью, на самом деле уже не так проста, для Винсента это была «Пустая спальня с деревянной кроватью и двумя стульями». Композиция практически полностью состоит из прямых линий.

Намеренная перспектива и японские мотивы


Правила перспективы не были точно применены на всем полотне, но это был его осознанный выбор. Необычный угол задней стены не является ошибкой в изображении Ван Гога — угол действительно был перекошен. В письме Винсент сказал своему брату Тео, что он намеренно «сплющил» внутреннюю часть и не учел тени, чтобы его изображение напоминало японский рисунок (художник испытывал огромную любовь к японскому искусству). Отсутствие теней наряду с искаженной перспективой делает некоторые объекты падающими или не устойчивыми. При входе в комнату справа есть кровать. У стены справа стул, стол с кувшином на нем и окно с видом на улицу. На стене слева есть еще один стул и дверь во вторую спальню. Перспективное видение стен и кровати столь же захватывающе, как и один из его глубоких пейзажей с горизонтом. Как ни странно, именно в таком нестандартном представлении Ван Гог нашел свое «великий покой». Ван Гог был очень доволен картиной: «Когда я снова увидел свои полотна после болезни, мне показалось, что лучшее из них — «Спалья в Арле».

Картина в картине


Спальня в Арле — единственное полотно в формате «картина в картине» (когда художник включает в картину миниатюры других своих работ). В результате он повесил на стены спальни многие из своих недавно нарисованных работ на стенах «Желтого дома» (например, в соседней спальне Поля Гогена выставлено несколько знаменитых картин Ван Гога с подсолнухами).

Разные версии картины


К сожалению, печальные обстоятельства, связанные со здоровьем художника, привели к тому, что в процессе написания «Спальни» Ван Гог попал психиатрическую больницу (8 мая 1889 года он был помещен в больницу в Сен-Реми). Ван Гог оставался там чуть более года до 16 мая 1890 года. В течение этого времени он занимался созданием многочисленных рисунков и картин, в том числе еще двух версий «Спальни в Арле»: первая находится в коллекции музея Ван Гога в Амстердаме, вторая принадлежит Художественному институту Чикаго (написана год спустя), и третий холст ныне принадлежит коллекции Музея Орсе в Париже (его он написал в подарок своей матери и сестре). Во всех трех картинах композиция идентична с небольшими изменениями в деталях и цвете.




Заключение

Творчество Ван Гога — это абсолютное олицетворение его жизни и душевного состояния. Настрой художника зрители могут проследить через цвет и способы нанесения красок. Вот и в «Спальне в Арле» является зеркалом авторского состояния в конце 1888 года: главным предметом, изображенным на картине, является кровать Ван Гога — прочная, простая, создающая ощущение уюта и защищенности. Парные предметы — стулья, картины, подушки — усиливают чувство покоя, тишины и уединенности. Четкие контуры вызывают ощущение стабильности. Хотя работа не была признана при жизни художника, она оказала большое влияние на следующее поколение художников.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Информация

Фотокомната

В Picture Room мы продаем работы начинающих и признанных современных художников, а также редкие репродукции, плакаты, книги художников и художественные публикации. Мы работаем с отдельными художниками, учреждениями и коллекционерами, чтобы находить и демонстрировать работы, которые иначе не попали бы в традиционную розничную среду. Наша миссия — предоставить доступ к разнообразной, проверенной, актуальной коллекции в открытой и информированной среде.

В настоящее время мы открыты по предварительной записи и онлайн. Напишите info@pictureroom. shop, чтобы назначить встречу. Мы будем сообщать об обновлениях заказов напрямую по электронной почте. Чтобы быть в курсе последних новостей о новых коллекциях и других объявлениях о магазинах, подпишитесь на нашу рассылку ниже.

Мы ценим вашу постоянную поддержку нашего магазина и сообщества художников.

Часто задаваемые вопросы

Как вы отправляете?

Мы отправляем внутренние и международные заказы через UPS Worldwide. Если все позиции вашего заказа есть в наличии, мы отправим ваш заказ в течение одной недели. Все товары, отправленные через UPS Worldwide, будут застрахованы на полную стоимость. Все плоские или рулонные товары, отправляемые через Fedex, будут застрахованы на сумму до 1000 долларов США. Мы гарантируем, что ваши посылки будут надежно упакованы, так что произведения искусства в рамах будут доставлены к вашей двери в идеальном состоянии.

Какова ваша политика конфиденциальности?

Мы никому не передаем вашу информацию.

Какова ваша политика возврата?

Из-за того, что наши произведения искусства редки и деликатны, мы не можем принимать к возврату репродукции произведений изобразительного искусства, издания, плакаты или уникальные произведения искусства. Мы принимаем возврат книг. Чтобы организовать возврат, свяжитесь с нами по адресу [email protected] или позвоните нам в часы работы магазина: 347 987 4675.

Где вы берете произведения искусства?

Мы приобретаем произведения искусства из разных источников, в основном от самих художников или от коллекционеров и учреждений. Если у вас есть какие-либо конкретные вопросы о происхождении произведения искусства на нашем веб-сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте [email protected] или позвоните нам в часы работы магазина: 347 987 4675.

У вас подарочная упаковка?

Да! Для онлайн-заказов просто укажите примечание в разделе специальных примечаний при оформлении заказа. Пожалуйста, сообщите нам, что вы хотели бы, чтобы ваша рукописная записка сказала получателю, и укажите, предпочитаете ли вы, чтобы мы не включали счет в посылку.

Каковы ваши варианты кадрирования?

Picture Room предлагает индивидуальное обрамление для всех наших произведений искусства с использованием рам из натурального дерева. Мы рекомендовали вариант обрамления для каждой из наших работ, но если у вас есть особый запрос, просто сообщите нам об этом в примечаниях при размещении заказа. См. Параметры кадрирования→

Мы открыты только по предварительной записи. Пожалуйста, напишите нам для запросов.

Новости — Picture Room

  • События
  • Избранные исполнители
  • Проекты

Picture Room рада представить выставку Линн Шэптон «Книги, юбки, статуэтки», которая откроется 10 марта 2023 года.

 Книги, юбки, статуэтки. Наш бой прошел хорошо. Это было над книгой. С … читать дальше

25 февраля 2023 г.

9 февраля с 19:00 до 21:00 – презентация новых коллажей, объектов и текстов Джен Шир, – Eternal Springs, Ecstatic Trip, а также музыкальное выступление … читать дальше

25 января 2023

Picture Room рада представить магазин подарков Are.na с их первым опубликованным товаром «Способы провести время в этой комнате» Лорел Швульст, в соавторстве с Уэббом Алленом. Арена.на … читать дальше

26 ноября 2022 г.

Picture Room рада представить From The Desk Of, выставку рисунков Джоаны Авилес, которая откроется 14 октября 2022 года. … читать дальше

14 сентября 2022

Picture Room представляет персональную выставку «Язык как хранилище» с участием художницы из Колорадо Майи Рут Ли. В этом корпусе работ Ли излагает аргументы в пользу языка и операций хранения. … читать дальше

29 апреля 2022 г.

Picture Room курировала коллекцию из более чем 40 работ для One Boerum Place, очаровательного жилого дома в центре Бруклина. В вестибюле представлены два крупномасштабных заказа художника Picture Room. … читать дальше

17 апреля 2022

Picture Room рада представить свою первую персональную выставку Ghost Song с Сесиль МакЛорин Сальвант. Сальвант — художник, композитор и известный джазовый вокалист из Нью-Йорка. Она была награждена MacAr … читать дальше

28 февраля 2022 г.

Нам выпала честь провести семинар Mudbelly Teaches Workshop в рамках выставки Фиби Коллингс-Джеймс «Кто трубит в рог?» (7 декабря 2021 г. — 1 февраля 2022 г.). Коллингс-Джеймс руководил бесплатной скульптурой. … читать дальше

27 февраля 2022

Picture Room курировала коллекцию из более чем 20 работ для офисного помещения на улице Либерти, 225, расположенного на Брукфилд-плейс. Отель Brookfield Place расположен вдоль набережной реки Гудзон. … читать дальше

5 февраля 2022 г.

Picture Room рада представить свою вторую выставку с участием лондонской художницы Фиби Коллингс-Джеймс. Ее работа охватывает различные среды, включая рисование, живопись, скульптуру, звук, видео и рисование. … читать дальше

30 ноября 2021

Эта серия из пяти изданий Линн Шэптон, опубликованная издательством Picture Room, воспроизводит акварельные иллюстрации художницы, вдохновленные исторической книгой Э. Б. Белая соленая ферма. Оригинальные работы были f … читать дальше

30 ноября 2021 г.

Изданные Picture Room, два новых издания с шелкографией нью-йоркского художника Сомната Бхатта содержат рисунки, созданные художником в цифровом виде. Издания освещают междисциплинарное приложение Бхатта. … читать дальше

30 ноября 2021

В этом жикле, опубликованном Picture Room, представлены лирические композиции Фернанды Вильярреал. Вильяреал исследует композиционные возможности между, казалось бы, изолированными элементами в своих рисунках. … читать дальше

29 ноября 2021 г.

Новая подборка работ художника и писателя-графика Айдана Коха включает работы, созданные во время проживания Коха в Боготе, Колумбия; эскизы иллюстраций, опубликованные в The New York Times, пятница … читать дальше

29 ноября 2021

Новая подборка принтов ограниченным тиражом, опубликованная Picture Room, представляет работы Аны Краш. Она исследует человеческие тела и отношения с помощью плавных геометрических форм. Ее рисунки ре … читать дальше

29 ноября 2021 г.

Picture Room выпустила изящную и утонченную коллекцию принтов ограниченным тиражом для Pendry Manhattan West. Коллекция, включающая более 200 работ, размещена на территории всего гостевого дома отеля. … читать дальше

22 ноября 2021

Picture Room подготовила коллекцию из более чем 20 работ для 53-го этажа офисного небоскреба One Manhattan West, расположенного в самом сердце западной части города и являющегося частью недавно застроенного района Man. … читать дальше

22 ноября 2021 г.

Picture Room курировала выборку из почти 100 работ для постоянной коллекции Two Blue Slip, создавая визуальные моменты, акцентирующие поток в пространстве.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*