Известные представители классицизма в музыке – Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры

Классицизм в музыке

В 17–19 веках в культуре европейских государств на смену вычурному и противоречивому барочному стилю приходит строгий рационалистический классицизм. Его основные принципы направлены на создание идеальных, четких, логически завершенных и гармоничных произведений искусства. Классицизм в музыке привнес новые тенденции, относящиеся к содержанию и форме сочинений. В этот период в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.

Настоящей революцией в музыкальном искусстве стала реформа К. Глюка, провозглашавшая три основных требования к сочинениям: правда, естественность и простота. Стремясь более доступно передать зрителю смысл драматических произведений, он убирает из партитур все лишние «эффекты»: украшения, тремоло, трели. При этом основной акцент делается на раскрытие поэтического образа сочинения, осознание внутренних переживаний главного героя. Классицизм в музыке наиболее колоритно обнаруживается в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика». Это произведение, написанное в соответствии с новыми идеями, положило начало вышеописанной реформе.

Классицизм в музыке достигает своего расцвета во второй половине 18 века. В этот период в Вене создают свои великие шедевры известные всему миру композиторы Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт.

Основное внимание в своем творчестве они уделяют симфоническому жанру. Йозеф Гайдн по праву считается отцом инструментальной классической музыки и родоначальником оркестра. Именно он определил основные законы, по которым должно строиться развитие симфонии, установил порядок расположения разделов, придал им законченный вид и нашел идеальную форму для воплощения глубокого содержания произведений этого жанра – четырехчастную. Классицизм в музыке установил и новый тип трехчастной сонаты. Сочинения, написанные в этой форме, приобрели благородную тонкую простоту, легкость, бодрость, земную радость и задор.

Дальнейшее развитие сонатно–симфонические произведения получают в творчестве В. А. Моцарта. Этот известный и горячо любимый в Вене музыкант, опираясь на достижения Гайдна, написал ряд опер, представляющих для современной культуры огромную ценность: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и другие.

Музыка эпохи классицизма нашла отражение и в творчестве великого композитора Л.В. Бетховена – величайшего симфониста эпохи. Его масштабные произведения, сформировавшиеся под воздействием революционных событий этого периода, пронизаны пафосом борьбы, драматизмом и великим героизмом. Они словно обращены ко всему человечеству. Людвиг Ван Бетховен является создателем ряда симфонических увертюр («Кориолан», «Эгмонт»), тридцати двух фортепианных сонат, пяти концертов для фортепиано с оркестром и других крупномасштабных произведений. В своих сочинениях он изображает смелого и страстного героя, мыслителя и борца, которому присуща драматическая патетика, в то же время не чужда лирическая мечтательность. Музыка классицизма в творчестве Бетховена завершила свое развитие, оставшись для последующих поколений идеалом гармонии и рациональной строгости.

fb.ru

Музыка эпохи классицизма. — Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «Культурология»

на тему: «Музыка эпохи классицизма».

 

    План

1. Введение.

2. Сходства и различия в музыке с другими эпохами.

3. Музыкальные жанры эпохи классицизма.

4. Великие композиторы эпохи классицизма и их произведения.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

   Классицизм (термин, произошедший от латинского classicus, что значит «образцовый»), подобно барокко, в развитии, воплощении и достижениях оказался явлением мирового масштаба.  Это художественное течение в литературе и искусстве XVIII – начале ХIХ века являлось на тот период лидирующим, а его влияние на художественную жизнь Европы было весьма широким и продолжительным.

    Как и любому художественному направлению, классицизму присущи свои отличительные черты. В данном случае, это высокий гражданский пафос и тематика, строгое соблюдение устоявшихся правил и норм, среди которых – единство места, времени и действия, заимствованный у античных драматургов.

    Классицизм возник как результат протеста против пышности барокко, его иллюзорного взгляда на мир и обилия загадочной символики. Выдвигая свою собственную художественную концепцию, классицизм утверждает на первом месте долг личности перед государством, который важнее и выше собственных интересов. Известный учёный Ю. Б. Борев, обозначает суть классицизма как «период надежд на долг, разум и нормы», а человека эпохи классицизма как «человека долга и абсолютизма».

    Классицизм зародился во Франции в конце восемнадцатого столетия, придя на смену эпохе барокко. Искусство классицизма отразило в себе ряд специфических черт: в частности, укрепление монархии и эволюцию общественного мировоззрения, в котором произошёл переход от религиозного к светскому.

    Фундаментом классицистического искусства следует назвать культ разума. Его суть составляли такие понятия, как логика, строгая рациональность, стройность. Вновь в качестве идеала была избрана античность, поскольку ядром её эстетики являлись гармония и логика.

    Классицизм диктовал доминирование разума над чувствами, типологии над индивидуальным; строгость и уравновешенность над излишествами. Для создания художественных произведений были установлены каноны.

    Ещё одной отличительной чертой классицизма являлось подразделение жанров по категориям. Теперь одни из них считались «высокими», другие – «низкими», и соединять их было нельзя. В этом русле и развивалось все искусство.

    2. Сходства и различия в музыке с другими эпохами.

    Музыкальная культура классицизма развивалась очень интенсивно. Помимо того, что появились новые жанры и композиторы совсем иного качества, чем раньше, эпоха классицизма характеризуется таким явлением, как возникновение различных сообществ, салонов, оркестров. Становится популярным организация и проведение оперных спектаклей, концертов, являющихся открытыми для широкой публики. Музыкальной столицей Европы на этот раз становится Вена, подарившая миру трёх величайших композиторов, известных как венские классики. Это Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Огромную роль сыграли такие композиторы, как Ж.-Б. Люлли (основатель классицизма в музыкальном театре) и К. Глюк.

   Композиторы, принадлежащие к венской школе, отличались высоким профессионализмом, могли писать музыку в самых различных жанрах. Главной чертой музыкальной культуры эпохи классицизма можно назвать простую и совершенную форму при богатстве содержании и образности. Венские классики умели это делать блестяще.

    В эпоху классицизма все художники (независимо от вида искусства) стремились воспеть личность человека, у которого разум и логика властвуют над чувствами. Музыка классицизма – это ясность, гармония, простота, естественность, лёгкость. Её кажущаяся простота компенсируется истинной гениальностью сочинений композиторов венской школы.

   В эпоху классицизма значение творческой индивидуальности стало неоспоримым (художественные произведения не пропагандировали индивидуальность героев). Оно ещё более выросло по сравнению с другими эпохами. На примере каждого из венских классиков можно увидеть торжество неповторимой индивидуальности: Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, В. А. Моцарт – любой из них оказывается единственным в своём роде.

    Итак, в музыке эпохи классицизма, как и в музыке предыдущих эпох, происходила борьба между  духовным и светским направлениями; как и в эпоху Ренессанса, классицизм обратился к идеалам античности.

    Новыми явились такие черты, как рационализация, разумность, упорядоченность, избавление от чрезмерности внешних украшений (присущих барокко), установление строгих канонов.

     3. Музыкальные жанры эпохи классицизма.

    В эпоху классицизма появился ряд новых музыкальных жанров. В области инструментальной области это соната, концерт и симфония. В связи с этим произошло формирование и новой музыкальной формы – сонатно-симфонической, характеризующейся многочастностью, цикличностью.

     Кратко рассмотрим каждый из них.

    Соната – жанр как сольной, так и ансамблевой музыки. Произведение, написанное в этом жанре, состоит из нескольких частей, обычно трёх (или четырёх, если в произведение включены менуэт или скерцо). Первая и последняя части сонаты, как правило, быстрые, а средняя – медленная. По нормам классицизма, сонату не могут исполнять более двух музыкантов, и данное правило, как и некоторые другие, сложившиеся в эту эпоху, действует до сих пор. 

   Концерт – жанр инструментальной или вокально-инструментальной музыки. Сочинения, написанные в этом жанре, предполагают нескольких исполнителей. Особенность жанра – противостояние солиста или небольшой части голосов остальному ансамблю посредством более яркого музыкального материала, тематического потенциала, окраски звука и т.д.

    Симфония принадлежит к жанрам инструментальной музыки, для исполнения оркестром. Произведения симфонического жанра – это многочастные произведения, в которых отражено глубокое и принципиальное мировоззрение автора. Классический вариант симфонии – это четыре части, контрастные по характеру и составляющие сонатно-симфонический цикл. Утверждение этого варианта симфонии произошло, благодаря творчеству Й. Гайдна и В. А. Моцарта.

    Необходимо заметить, что в этот период сформировались типы камерных ансамблей – трио и струнный квартет. Все эти достижения венской школы функционируют и сегодня.

    В эпоху классицизма обогащается и совершенствуется жанр оперы. Происходит выход этого жанра из кризиса, наступившего в конце эпохи барокко. Форма и содержание этого жанра претерпевают трансформации. Возникает и новый оперный жанр – комическая опера. Автором первой оперы в этом жанре был Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа», написанная в 1773 году). Если в серьёзной опере действовали герои античных мифов, то в комической – люди из народа, превосходящие по моральным и умственным качествам аристократов. Комическая опера тесно пересекалась с народной музыкой. Пользующейся огромной популярностью, этот жанр, тем не менее, не мог ответить всем запросам эпохи. Этот вопрос помогла решить оперная реформа, осуществлённая К. Глюком – австрийским композитором, который одним из первых ощутил кризис оперы-seria с его тенденциями к пышности, декоративности в ущерб внутреннему содержанию. Ему виделась совсем иная концепция серьёзной оперы, и он осуществил реформу в области оперного искусства.

    Такой реформаторской оперой стала его опера «Орфей и Эвридика» (1762), в которой композитор воплотил свои идеи, основной из которых была мысль о возвращении музыке её прежних функций: находится в соединении с драмой и способствовать выявлению её художественных средств и задач. Опера оказалась в центре бурных дискуссий, но последнее слово осталось за автором «Орфея и Эвридики».

    Таким образом, эпоха классицизма не только породила новые жанры, но также усовершенствовала и реанимировала старые.

    4. Великие композиторы эпохи классицизма и их произведения.

    Как уже говорилось, великой тройкой композиторов являются Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен. Первый из них – Йозеф Гайдн – творил свои произведения на протяжении пятидесяти лет. Он сумел преодолеть вековой рубеж, захватив и девятнадцатое столетие. Все этапы венской композиторской школы отмечены его присутствием. Творчество Й. Гайдна поражает своей активностью, энергией, гармоничностью и свежестью.

    Й. Гайдн родился в простой семье – он был сыном каретного мастера. Но он был настолько одарён музыкально, что это было невозможно не заметить в самом раннем возрасте. Поэтому с шести лет он начинает брать уроки клавесина и скрипки, петь в хоре при церкви и далее (после переезда в Вену) его берут певчим в столичной капелле. Голос Йозефа отличался удивительной красотой и чистотой, за что его очень ценили. Что же касается способностей композитора, которые также дали знать о себе очень рано, то их никто не замечал. Когда голос юноши сломался, он был вынужден покинуть капеллу.

    После этого начинается трудный период в жизни Й. Гайдна, но он делает всё, чтобы получить музыкальное образование самого высокого уровня, не теряя при этом жизнелюбия и чувства юмора. Композиторская деятельность Й. Гайдна начинается в 1759 году, когда он становится капельмейстером придворной капеллы графа И. Морцина. Именно тогда пишутся первые сочинения Й. Гайдна для инструментального состава: сонаты, квартеты, симфонии. После роспуска капеллы композитор начинает сотрудничество с князем П. Эстерхази. В его капелле Й. Гайдн выполняет множество обязанностей и всё на очень жёстких условиях: он не имел прав на свою музыку, он не мог писать для других, он не мог даже выезжать из имения магната. Этот плен длился практически тридцать лет, и только лишь великолепный оркестр, который был в распоряжении композитора, мог послужить для него утешением. Произведения Й. Гайдна, созданные в этот период, звучали именно в его исполнении. Несмотря на изоляцию, Й. Гайдн вырос в крупнейшего мастера мирового значения. Он никуда не выезжал, зато его музыка звучала в родной Австрии и других европейских странах.

    Несмотря на жизнерадостный характер Й. Гайдна, многие из его сочинений отмечены драматическим звучанием, что объяснялось зависимым, почти рабским положением автора. Таковы его симфонии с красноречивыми названиями: «Страдание», «Траурная», «Прощальная». В симфонических циклах («Лондонские» и «Парижские» симфонии) композитором были установлены законы данного жанра.

    Смерть князя освободила композитора от унизительных и рабских условий, и Гайдн получил возможность посетить, наконец, другие страны. Это была новая, свежая струя в его жизни. Тогда и были написаны вышеупомянутые симфонии – «Парижские» и «Лондонские», которые свидетельствовали о том, что для композитора открылись совершенно иные возможности. 

     В Лондоне на Й. Гайдна огромное впечатление произвела музыка Ф. Генделя, и под её воздействием он создал свои оратории светского характера – «Времена года» и «Сотворение мира», в которых лучше всего выражаются идеалы эпохи классицизма.

    Остаток жизни Й. Гайдна прошёл в Вене и в Гумпендорфе – местечке в окрестностях столицы. До конца своих дней композитор продолжал свою деятельность, результатом чего явилось огромное наследие – более тысячи сочинений.

   Музыка Вольфганга Амадея Моцарта – это воплощение совершенства, гармонии, творческой индивидуальности; это кульминация красоты в музыке (П.И. Чайковский). В.А. Моцарт появился на свет в музыкальной семье и уже в четыре года проявил выдающиеся способности. Он в самое короткое время научился играть на скрипке, клавире и органе, а также писал музыку. Отец юного дарования – придворного музыканта – быстро понял, что его сын превосходит всех остальных, а потому приложил все усилия к развитию его таланта. Скоро маленький Вольфганг, обретший славу «чудо-ребёнка», начал гастролировать по Европе вместе с отцом и сестрой, которая также было немало одарена.

    Поездки оказались очень плодотворными для Вольфганга: это постижение тонкостей всех существующих жанров, знакомство с Иоганном Кристианом Бахом (сыном великого композитора). Всё это заставляет мальчика пробовать себя в этих жанрах и более чем успешно.

    В юношеском возрасте В.А. Моцарт теряет к себе интерес покровителей. Он возвращается в Зальцбург, где он снова стал исполнять обязанности концертмейстера, где он на заказ писал духовную и развлекательную музыку. Однако и в этот период он сумел создать ряд шедевров: «Маленькая ночная серенада», сонаты (скрипичные и клавирные), концерты для скрипки с оркестром, Симфония соль-минор (ор. 25). Важное значение для творчества В.А. Моцарта имеет опера-seria «Идоменей, царь Критский», которая продемонстрировала факт состоявшейся личности её создателя (Мюнхенский период творчества).

    В Венский период творчества В.А. Моцарт написал  такие шедевры в области оперного искусства, как «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». Далее, постигая музыку своих великих предшественников – И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, Моцарт поднимается на ещё более высокую ступень мастерства, показателем которой становятся «Фантазия и соната до-минор». Далее следует Пражский период творчества, когда В.А. Моцарт пишет великолепные и разнохарактерные произведения: опера «Милосердие Тита», «Пражская симфония» ре мажор;  симфонии, ставшие одним из решающих шагов к установлению симфонизма в музыке.

   Завершился жизненный и творческий путь В.А. Моцарта двумя сочинениями, которые находятся на высочайшем уровне композиторского мастерства по всем параметрам. Это опера «Волшебная флейта» и «Реквием», противоположные по своему смыслу характера. «Волшебную флейту» можно назвать торжеством оптимистического восприятия жизни, солнечного света, разума. «Реквием» – это скорбь, мрачность и величие. Произведение это не было дописано, а сам факт его появления – повод для детективного расследования (таинственный заказчик в чёрном). Не менее загадочны обстоятельства смерти В.А. Моцарта в 1791 году на пике жизни – в тридцать пять лет.

    Людвиг ван Бетховен родился в Бонне – в период, когда слава «чудо-ребёнка» Вольфганга Моцарта уже гремела в полную силу. Отец Людвига, как и в случае с В.А. Моцартом, тоже служил при дворе в должности тенориста капеллы. Иоганн ван Бетховен жаждал для своего сына аналогичной славы, но этому проекту не дано было осуществиться. Хотя, как и Моцарт, маленький Людвиг очень рано проявил тяготение к композиторству. С тринадцати лет он начал работать – как помощник органиста, далее – как концертмейстер в театре. Через какое-то время Л. ван Бетховен отправился в Вену, где произошло его знакомство с В.А. Моцартом, который предсказал для него великое будущее. Вернувшись в Бонн, композитор создал большое количество произведений, среди которых выделяются концерты для фортепиано. Это был прорыв в фортепианной музыке.

    Если же говорить в целом, то концерты Бетховена имеют особое значение в истории музыки, поскольку в них намечаются новые черты, не свойственные этому жанру, например, тенденция к симфонизму. Продолжая традиции Моцарта в этом

referatreferatovich.ru

Классицизм: композиторы

 

А

Б

  • Бадд, Томас
  • Байо, Пьер
  • Бальбатр, Клод Бенинь
  • Бальони, Антонио
  • Бантинг, Эдуард
  • Баптист, Людвиг Альберт Фридрих
  • Барбандт, Чарльз
  • Барбелла, Эмануэле
  • Барбьери, Франсиско Асенхо
  • Барманн, Иоганн Фридрих
  • Баттаншон, Феликс
  • Баттман, Жак Луи
  • Баук, Вильгельм
  • Баумбах, Фридрих Август
  • Бах, Вильгельм Фридеман
  • Бах, Иоганн Христиан
  • Бах, Иоганн Христоф Фридерик
  • Бах, Карл Филипп Эммануил
  • Бахман, Готлоб
  • Бедар, Жан-Батист
  • Бейер, Фердинанд
  • Беккер, Вильгельм Готтлиб
  • Бекуит, Джон
  • Беллини, Винченцо
  • Белнап, Дэниэл
  • Бельман, Карл Микаэль
  • Бельчер, Саплай
  • Бенда, Георг
  • Бенда, Иоганн
  • Бенда, Франц
  • Бенда, Фридрих Вильгельм Генрих
  • Бенекен, Фридрих Бурхард
  • Бенинкори, Анджело Мария
  • Беннет, Вильям Стерндэль
  • Беннетт, Джон
  • Бергт, Христиан
  • Беренс, Альберт
  • Беренс, Конрад
  • Бернер, Фридрих Вильгельм
  • Бертини, Анри Жером
  • Бертон, Анри Монтан
  • Бетховен, Людвиг ван
  • Биллингс, Уильям
  • Биньями, Карло
  • Бишоп, Генри
  • Блаве, Мишель
  • Боккерини, Луиджи
  • Бонтемпу, Жуан Домингуш
  • Борги, Луиджи
  • Борер, Антуан
  • Борсани, Мозе
  • Бортнянский, Дмитрий
  • Браун, Альберт
  • Браун, Фрэнсис Генри
  • Бреваль, Жан-Батист
  • Бремнер, Роберт
  • Бруни, Антонио Бартоломео
  • Буальдье, Адриен
  • Булахов, Пётр
  • Бэй, Рудольф

В

Г

Д

Ж

З

И

К

  • Кавалло, Петер
  • Казановас, Нарцизо
  • Калль, Леонгард фон
  • Кальвист, Энрике
  • Калькбреннер, Фридрих
  • Камбини, Джузеппе Мария
  • Каммель, Антонин
  • Кампаньоли, Бартоломео
  • Кампиони, Карло Антонио
  • Каналетти, Джованни Баттиста
  • Капеллер, Иоганн Непомук
  • Капуцци, Антонио
  • Кардон, Жан Батист
  • Карпентье, Адольф Клэр Ле
  • Карр, Бенджамин
  • Карулли, Фердинандо
  • Каучелло, Просперо
  • Кафка, Иоганн Непомук
  • Качковский, Иоахим
  • Кед’Эрвелуа, Луи де
  • Кейпер, Франц
  • Кельнер, Иоганн Кристоф
  • Керубини, Луиджи
  • Кимбол, Джейкоб
  • Кирнбергер, Иоганн Филипп
  • Киттель, Иоганн Кристиан
  • Клари, Джованни Карло Мариа
  • Клементи, Муцио
  • Клёфлер, Иоганн Фридрих
  • Климовский, Семён
  • Клоц, Карл
  • Кляйн, Бернард
  • Кляйнкнехт, Якоб Фридрих
  • Кнехт, Джастин Генрих
  • Кожелух, Леопольд
  • Кокки, Джоаккино
  • Колицци, Джованни Андреа
  • Копраш, Георг
  • Корон, Александр Этьен
  • Коспот, Отто Карл Эрдманн
  • Котзвара, Франтишек
  • Коэн, Fнри
  • Кракамп, Эмануэль
  • Краль, Д. Б.
  • Крамер, Анри
  • Крамер, Иоганн Батист
  • Краус, Йозеф Мартин
  • Крейцер, Родольф
  • Кремон, Пьер
  • Крешентини, Джироламо
  • Кройер, Ханс Эрнст
  • Кройцер, Конрадин
  • Кроммер, Франц
  • Крубелис, Симони дель
  • Крумпхольц, Иоганн Баптист
  • Круселль, Бернхард Хенрик
  • Круффт, Николаус фон
  • Кулау, Фридрих
  • Кунцен, Фридрих Людвиг Эмилиус
  • Куперен, Арман-Луи
  • Куперен, Жерве
  • Кучар, Ян Кртитель
  • Кюффнер, Йозеф

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Я

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

N

O

P

R

S

T

V

W

 

www.musicaneo.com

Классицизм

В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания – Эпоха Просвещения. Разрушается старый общественный порядок; первостепенное значение приобретают идеи уважения человеческого достоинства, свободы и счастья; личность обретает независимость и зрелость, использует свой разум и критическое мышление. На смену идеалам эпохи Барокко с ее пышностью, высокопарностью и торжественностью приходит новый стиль жизни, основанный на естественности и простоте. Наступает время идеалистических взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего вернуться к природе, к естественной добродетели и свободе. Наряду с природой идеализируется Античность, поскольку считалось, что именно во времена Античности людям удалось воплотить все человеческие устремления. Античное искусство получает название классического, его признают образцовым, наиболее правдивым, совершенным, гармоничным и, в отличие от искусства эпохи Барокко, считают простым и понятным. В центре внимания, наряду с другими важными аспектами, находятся образование, положение простого народа в общественном устройстве, гениальность как свойство человека.


Антонио Сальери
18 августа 1750 – 7 мая 1825

Ярчайшими представителями классического периода являются композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в музыке В. А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту. Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. ван Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием. Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Развивается новая буржуазная музыкальная культура со свойственными ей частными салонами, концертами и оперными представлениями, открытыми для любой публики, безликой аудиторией, издательской деятельностью и музыкальной критикой. В этой новой культуре музыканту приходится отстаивать свое положение независимого художника.

Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.

В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство, своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о самодостаточности музыки, которая не только описывает природу, развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при помощи простого и понятного метафорического языка.

Тон музыкального языка меняется с возвышенно серьезного, несколько мрачноватого, на более оптимистичный и радостный. Впервые основой музыкальной композиции становятся образная, свободная от пустой напыщенности, мелодия и драматичное контрастное развитие, получившее свое воплощение в сонатной форме, основанной на противопоставлении основных музыкальных тем. Сонатная форма преобладает во многих сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты, квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и скрипичные. Развиваются новые жанры – дивертисмент, серенада и кассация.

www.musicaneo.com

Классицизм

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1750 и 1820 годами. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.

Классицизм в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

В этот период в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.

Надо сказать, что во время оно слушать музыку было не принято. То есть, принято, но не в современном смысле. То есть, в современном смысле тоже, но не так, как слушают сегодня оперу лучшие представители человечества, а как ходит на рок-концерты подходящее нынче к пенсионному возрасту поколение. Не слушать, но, типа, участвовать. Музыка — это, типа, фон.

Моцарт, Глюк и Гайдн хороши, кроме всего прочего, тем, что вывели музыку из эпохи декоративности, из барокко привели в классицизм. Моцарт, к примеру, ужасно обижался и топал ногами, когда под его музыку пытались обсуждать какие-то политические сплетни или чего-нибудь есть. Он нервничал и настаивал, чтобы его композиции слушали от начала и до конца — типа как книжку читать. Это вызывало недоумение — мол, книжку можно отложить, прерваться, а музыку отложить нельзя. Вот и не прерывайтесь, настаивал Моцарт. А если очень нужно? Нет, не нужно. И так далее. Над ним смеялись, но идея осталась и даже дала положительные результаты. Под музыку Бетховена, например, говорить уже боялись. Посмотрите на портрет Бетховена, и вы поймете, почему. Его и без музыки все боялись.

Романовский Владимир. Скандальный путеводитель по опере. http://lit.lib.ru/editors/r/romanowskij_w_d/guide_opera.shtml

classicaltest.net

Классическая эпоха в музыке — классицизм

Классицизм.  

Музыка в период 1750 — 1820 гг.

Термин «классическая» в музыке в основном ипользуется для определения  серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и «классический» период в истории музыки, называемый классицизм, яркими представителями классицизма были Гайдн и Моцарт.

Классицизм начался в эпоху Просвещения — время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима — отсюда и термин «классический».


Рост свободы в обществе привел к появлению первых публичных концертов, в главных городах Европы образовываются музыкальные общества и оркестры.

Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты — кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук.

Новый состав оркестра привел к появлению симфонии — важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов — быстрого начала, медленной середины и  быстрого окончания. Одним из первых композиторов, использовавших симфонический формат, был сын И.С.Баха —  Карл Филипп Эммануил Бах.

Вместе с новым составом оркестра появляется и струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и  виолончели. Работы создаются специально для струнного квартета со своим стандартом в четыре темпа, напоминающим о симфонии.

В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.

Наиболее важными из сольных произведений классического периода были сонаты, они создавались для любого сольного инструмента, но в первую очередь для игры на фортепиано. Как и симфонии, сонаты стали способом объединения множества различных типов инструментальной музыки в один тип.

Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы — Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста.
Моцарт — гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие (например, 41 симфонию). Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер — «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро», «Волшебная флейта».

В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки — Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счете перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.

Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.

Великие произведения Классической эпохи:

Моцарт «Реквием», «Дон Жуан», «Волшебная флейта «, Концерт для фортепиано с оркестром № 21, Концерт для кларнета 
Гайдн «Сотворение мира», Симфония № 101 «Часы», Струнный квартет oп.76 № 3 «Император» 
Глюк «Орфей и Эвредика»
Бетховен Симфония № 3 «Eroica»

text-align: justify

www.olofmp3.ru

Классицизм — muz-lit.info

 

Классицизм. Рациональная противоположность барокко

В истории музыки отмечаются два исторических периода классицизма. Ранний классицизм, пришедший еще из эпохи Возрождения, был характерен для XVII века и развивался одновременно с барокко. Наиболее ярко ранний классицизм проявился во французском музыкальном искусстве, там же, во Франции, возникли и наиболее серьезные разногласия между приверженцами классицизма и барокко.

Поздний период классицизма характерен для второй половины XVIII века — начала XIX века и отождествляется многими с эпохой Просвещения и Венской классической школой.

Между музыковедами разных поколений периодически возникают споры относительно этих периодов и направлений развития музыкального искусства. Даже в XX веке происходила серьезная дискуссия: немецкие музыковеды относили к периоду барокко весь временной отрезок от Возрождения до Просвещения, а их французские оппоненты, наоборот, считали стиль барокко одним из направлений классицизма.

Четкое разделение эпох и музыкальных стилей барокко и классицизма усложнено, в первую очередь, разным временем распространения музыкальных стилей в конкретных национальных школах. Не подлежит сомнению, что к середине XVIII века классицизм господствовал во всей Европе, а его расцвет связан с творчеством таких великих композиторов, как Кристоф Глюк, Йозеф Гайдн, Вольфганг Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

 

Опера-сериа и опера-буффа

 

XVIII век с музыкальной точки зрения характеризовался безраздельным господством итальянской оперы, может быть, за исключением Франции. Практически при всех королевских дворах Европы состояли театральные труппы, в которых играли либо сами итальянцы, либо музыканты и актеры, обучавшиеся в Италии.

Развитие жанра опера-сериа (серьезной оперы) состоялось во многом благодаря деятельности Пьетро Метастазио. Находясь на должности придворного поэта у Карла VI Австрийского, он написал множество либретто на тематику античной мифологии. «Метастазианские» либретто использовали многие знаменитые композиторы XVIII века, а сами оперные произведения состояли из трех актов, в них было не более шести персонажей, и практически не использовался хор.

Композиторы – «метастазианцы», среди которых Адольф Гассе, Карл Генрих Граун и даже итальянцы Никколо Джемелли и Томмазо Ираетта, постепенно заменяли оперные арии «da capo» (с начала) каватинами, уменьшали количество сухих речитативов.

Между тем, во Франции продолжался расцвет лирической трагедии. Хоры, балеты, эффектные театральные постановки этого жанра достигли совершенства в творчестве Жана-Филиппа Рамо. Однако где-то рядом, постепенно, пробивала себе дорогу на музыкальный олимп более востребованная слушателем, более схожая с галантностью классицизма комическая опера-буффа.

Первые оперы-буффа являлись краткими пьесами, которые ставились во время антрактов для развлечения публики, пришедших смотреть серьезную оперу. Но уже к 1750 году комические оперы заняли прочное место на сцене и начали вытеснять свою серьезную предшественницу. Последняя знаменитая опера-сериа «Милосердие Тита» была написана Моцартом в 1791 году, уже в эпоху классицизма.

Оперные жанры Франции, Германии и Испании

 

Франция. Опера-буффа неаполитанского композитора Перголези под названием «Служанка-госпожа», блестящая премьера которой состоялась в Париже в 1752 году, вызвала ожесточенную полемику культурных деятелей Франции. Великие философы Дидро, Д’аламбер, Руссо были восхищены естественностью произведения, и считали премьеру победой над излишним символизмом и пафосом эпохи барокко. Руссо даже сочинил собственную оперу – «Деревенский колдун», премьера которой состоялась в том же 1752 году во французской столице. Французскими первопроходцами в жанре комической оперы стали Андре Филидор (1726-1795) а Андре Гретри (1741-1813).

Между тем, сторонники французской лирической трагедии не видели в опере-буффа соответствия канонам высокого искусства. Они добились высылки итальянской труппы из страны, но брешь в устоях барокко уже была пробита.

Германия, Австрия. Немецкая и австрийская публика того времени восхищались победой собственного музыкального жанра – зингшпиля. Основой нового стиля стали переводы на немецкий язык английских балладных опер и традиции народной австрийской импровизационной комедии (в том числе, театра марионеток).

Высшее развитие зингшпиль получил в творчестве Моцарта. В его произведениях «Похищение из сераля», «Волшебная флейта» простенькие народно-бытовые сюжеты ранних зингшпилей были обогащены глубокой лирикой и философией происходящего. Среди произведений Бетховена также можно найти зингшпиль «Фиделио» и другие, а к XX столетию жанр зингшпиля трансформировался мюзикл.

Испания. В испанском музыкальном искусстве также существуют «родные сестры» оперы-буффа и зингшпиля — это сарсуэла и тонадилья. Сарсуэла прошла сложный путь популярности: появившись в начале XVII века, она была вытеснена классической оперой, но уже в XIX вернула былую известность. Тонадилья являлась краткой комической интермедией и со временем стала все больше походить на итальянскую оперу-буффа.

 

Развитие крупных инструментальных форм

 

Классицизм. Рождение симфонии. Еще до появления в XVIII веке симфонии как отдельного инструментального жанра этот термин использовался для определения инструментальных фрагментов музыкальных произведений.

Большой вклад в начальное развитие жанра внесли композиторы мангеймской музыкальной школы. Начиная с 1740 года, придворная капелла Мангейма стала музыкальным центром развития новых оркестровых форм. Увеличения количества инструментов в оркестре новой формации сделало невозможным управление музыкальным коллективом «от клавесина», и фигура дирижера вышла на главные роли.

Окончательное формирование канонов симфонической музыки сформировалось благодаря творчеству Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Классический концерт. Форма концерта, основу которого составляет некое противостояние сольного инструмента и всего оркестра, получила наивысшее развитие благодаря сочинениям Георга Генделя, Антонио Вивальди, Вольфганга Моцарта, а впоследствии Ференца Листа и Иоганна Брамса. Наиболее частыми инструментами для солирования были признаны фортепиано и скрипка, а наряду с классическими трехчастными концертами появлялись одночастные и четырехчастные произведения.

Камерная музыка. Принципы классицизма позволили провести четкие различия между музыкой, сочиняемой для больших оркестровых групп и небольших, камерных музыкальных коллективов. Сформировались классические виды небольшого инструментального ансамбля: соната, трио, квартет. В последующие десятилетия необычайную популярность приобрел струнный квартет, для которого было написано множество популярных произведений.

Церковная музыка эпохи классицизма

 

Более тысячи лет, вплоть до XVII столетия христианская церковь оставалась главным центром сосредоточения музыкального профессионализма. В XVII-XVIII веках бурное развитие светской музыки, появление симфонии, оперы, сонаты, концерта оказало сильнейшее влияние на церковную музыку. Классицизм привнес драматизацию и симфонизацию церковного жанра, реформа иногда приводила к тому, что произведения, написанные специально для богослужений, переводились в разряд светской музыки.

Вот небольшое и неполное перечисление бесценных произведений великих композиторов эпохи классицизма, их дань церковной музыке и всем верующим людям:

Иоганн Себастьян Бах создал ряд гениальных произведений в жанре «страстей», пришедших на смену мотету — «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Высокая месса h-moll».

«Stabat Mater», написанная в 1736 году итальянским композитором Перголези, придала церковной музыке некую галантную эстетику.

Йозеф Гайдн на протяжении жизни написал множество месс и ораторий, среди которых «Нельсон-месса», «Месса Терезия», «Семь слов Спасителя на кресте», «Сотворение мира», «Te deum».

Оратория «Христос на Масличной горе», «Месса C-Dur» и «Торжественная месса» стали венцом церковной музыки в сочинениях Людвига ван Бетховена.

Вольфганг Амадей Моцарт написал 18 месс, а также мотеты, оратории, кантаты, оффертории, вечерни, литании. Золотыми страницами творчества Моцарта являются «Коронационная месса», «Большая месса C-Dur», мотет «Ave Verum», а также «Реквием», начатый в год его смерти и завершенный его учеником Францем Зюйсмаром.

www.muz-lit.info

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*