Музыка эпохи классицизма — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 октября 2018;
проверки требуют 12 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 октября 2018;
проверки требуют 12 правок.

Музыка эпохи классицизма (или музыка классицизма) — академическая музыка второй половины XVIII — начала XIX веков[1].

В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой[1].

Сложные взаимоотношения классицизма и барокко ещё в начале XX века породили дискуссию: многие музыковеды, прежде всего в Германии, рассматривают барокко как единый стиль европейской музыки между Возрождением и Просвещением — приблизительно до середины XVIII века, до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно[2]. Во Франции, на родине классицизма, некоторые музыковеды, напротив, склонялись к чрезмерно расширительному толкованию этого понятия, рассматривая стиль барокко как одно из частных проявлений классицизма[3].

Периодизация эпох осложнена тем обстоятельством, что в различных национальных культурах музыкальные стили получали распространение в разное время; бесспорным является то, что в середине XVIII века классицизм восторжествовал практически повсеместно. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы[1]. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена[1].

Классицизм сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований[4][1].

Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировался классический состав частей сонаты и симфонии, а также сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем.

  1. 1 2 3 4 5 Классицизм / Келдыш Ю. В. // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
  2. Шаповалова О. А. Барокко // Шаповалова О. А. Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — С. 66. — ISBN 5-7905-1809-5.
  3. ↑ Барокко / Брянцева В. Н. // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
  4. ↑ Классицизм (неопр.). Большой энциклопедический словарь (2000). Дата обращения 22 июня 2013.

ru.wikipedia.org

Классицизм в музыке

В 17–19 веках в культуре европейских государств на смену вычурному и противоречивому барочному стилю приходит строгий рационалистический классицизм. Его основные принципы направлены на создание идеальных, четких, логически завершенных и гармоничных произведений искусства. Классицизм в музыке привнес новые тенденции, относящиеся к содержанию и форме сочинений. В этот период в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.

Настоящей революцией в музыкальном искусстве стала реформа К. Глюка, провозглашавшая три основных требования к сочинениям: правда, естественность и простота. Стремясь более доступно передать зрителю смысл драматических произведений, он убирает из партитур все лишние «эффекты»: украшения, тремоло, трели. При этом основной акцент делается на раскрытие поэтического образа сочинения, осознание внутренних переживаний главного героя. Классицизм в музыке наиболее колоритно обнаруживается в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика». Это произведение, написанное в соответствии с новыми идеями, положило начало вышеописанной реформе.

Классицизм в музыке достигает своего расцвета во второй половине 18 века. В этот период в Вене создают свои великие шедевры известные всему миру композиторы Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт.

Основное внимание в своем творчестве они уделяют симфоническому жанру. Йозеф Гайдн по праву считается отцом инструментальной классической музыки и родоначальником оркестра. Именно он определил основные законы, по которым должно строиться развитие симфонии, установил порядок расположения разделов, придал им законченный вид и нашел идеальную форму для воплощения глубокого содержания произведений этого жанра – четырехчастную. Классицизм в музыке установил и новый тип трехчастной сонаты. Сочинения, написанные в этой форме, приобрели благородную тонкую простоту, легкость, бодрость, земную радость и задор.

Дальнейшее развитие сонатно–симфонические произведения получают в творчестве В. А. Моцарта. Этот известный и горячо любимый в Вене музыкант, опираясь на достижения Гайдна, написал ряд опер, представляющих для современной культуры огромную ценность: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и другие.

Музыка эпохи классицизма нашла отражение и в творчестве великого композитора Л.В. Бетховена – величайшего симфониста эпохи. Его масштабные произведения, сформировавшиеся под воздействием революционных событий этого периода, пронизаны пафосом борьбы, драматизмом и великим героизмом. Они словно обращены ко всему человечеству. Людвиг Ван Бетховен является создателем ряда симфонических увертюр («Кориолан», «Эгмонт»), тридцати двух фортепианных сонат, пяти концертов для фортепиано с оркестром и других крупномасштабных произведений. В своих сочинениях он изображает смелого и страстного героя, мыслителя и борца, которому присуща драматическая патетика, в то же время не чужда лирическая мечтательность. Музыка классицизма в творчестве Бетховена завершила свое развитие, оставшись для последующих поколений идеалом гармонии и рациональной строгости.

fb.ru

Классицизм



Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1750 и 1820 годами. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.

Классицизм в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

В этот период в творчестве композиторов достигают совершенства такие жанры, как соната, симфония и опера.

Надо сказать, что во время оно слушать музыку было не принято. То есть, принято, но не в современном смысле. То есть, в современном смысле тоже, но не так, как слушают сегодня оперу лучшие представители человечества, а как ходит на рок-концерты подходящее нынче к пенсионному возрасту поколение. Не слушать, но, типа, участвовать. Музыка — это, типа, фон.

Моцарт, Глюк и Гайдн хороши, кроме всего прочего, тем, что вывели музыку из эпохи декоративности, из барокко привели в классицизм. Моцарт, к примеру, ужасно обижался и топал ногами, когда под его музыку пытались обсуждать какие-то политические сплетни или чего-нибудь есть. Он нервничал и настаивал, чтобы его композиции слушали от начала и до конца — типа как книжку читать. Это вызывало недоумение — мол, книжку можно отложить, прерваться, а музыку отложить нельзя. Вот и не прерывайтесь, настаивал Моцарт. А если очень нужно? Нет, не нужно. И так далее. Над ним смеялись, но идея осталась и даже дала положительные результаты. Под музыку Бетховена, например, говорить уже боялись. Посмотрите на портрет Бетховена, и вы поймете, почему. Его и без музыки все боялись.

Романовский Владимир. Скандальный путеводитель по опере. http://lit.lib.ru/editors/r/romanowskij_w_d/guide_opera.shtml

classicaltest.net

Классицизм: композиторы


 

А

Б

  • Бадд, Томас
  • Байо, Пьер
  • Бальбатр, Клод Бенинь
  • Бальони, Антонио
  • Бантинг, Эдуард
  • Баптист, Людвиг Альберт Фридрих
  • Барбандт, Чарльз
  • Барбелла, Эмануэле
  • Барбьери, Франсиско Асенхо
  • Барманн, Иоганн Фридрих
  • Баттаншон, Феликс
  • Баттман, Жак Луи
  • Баук, Вильгельм
  • Баумбах, Фридрих Август
  • Бах, Вильгельм Фридеман
  • Бах, Иоганн Христиан
  • Бах, Иоганн Христоф Фридерик
  • Бах, Карл Филипп Эммануил
  • Бахман, Готлоб
  • Бедар, Жан-Батист
  • Бейер, Фердинанд
  • Беккер, Вильгельм Готтлиб
  • Бекуит, Джон
  • Беллини, Винченцо
  • Белнап, Дэниэл
  • Бельман, Карл Микаэль
  • Бельчер, Саплай
  • Бенда, Георг
  • Бенда, Иоганн
  • Бенда, Франц
  • Бенда, Фридрих Вильгельм Генрих
  • Бенекен, Фридрих Бурхард
  • Бенинкори, Анджело Мария
  • Беннет, Вильям Стерндэль
  • Беннетт, Джон
  • Бергт, Христиан
  • Беренс, Альберт
  • Беренс, Конрад
  • Бернер, Фридрих Вильгельм
  • Бертини, Анри Жером
  • Бертон, Анри Монтан
  • Бетховен, Людвиг ван
  • Биллингс, Уильям
  • Биньями, Карло
  • Бишоп, Генри
  • Блаве, Мишель
  • Боккерини, Луиджи
  • Бонтемпу, Жуан Домингуш
  • Борги, Луиджи
  • Борер, Антуан
  • Борсани, Мозе
  • Бортнянский, Дмитрий
  • Браун, Альберт
  • Браун, Фрэнсис Генри
  • Бреваль, Жан-Батист
  • Бремнер, Роберт
  • Бруни, Антонио Бартоломео
  • Буальдье, Адриен
  • Булахов, Пётр
  • Бэй, Рудольф

В

Г

Д

Ж

З

И

К

  • Кавалло, Петер
  • Казановас, Нарцизо
  • Калль, Леонгард фон
  • Кальвист, Энрике
  • Калькбреннер, Фридрих
  • Камбини, Джузеппе Мария
  • Каммель, Антонин
  • Кампаньоли, Бартоломео
  • Кампиони, Карло Антонио
  • Каналетти, Джованни Баттиста
  • Капеллер, Иоганн Непомук
  • Капуцци, Антонио
  • Кардон, Жан Батист
  • Карпентье, Адольф Клэр Ле
  • Карр, Бенджамин
  • Карулли, Фердинандо
  • Каучелло, Просперо
  • Кафка, Иоганн Непомук
  • Качковский, Иоахим
  • Кед’Эрвелуа, Луи де
  • Кейпер, Франц
  • Кельнер, Иоганн Кристоф
  • Керубини, Луиджи
  • Кимбол, Джейкоб
  • Кирнбергер, Иоганн Филипп
  • Киттель, Иоганн Кристиан
  • Клари, Джованни Карло Мариа
  • Клементи, Муцио
  • Клёфлер, Иоганн Фридрих
  • Климовский, Семён
  • Клоц, Карл
  • Кляйн, Бернард
  • Кляйнкнехт, Якоб Фридрих
  • Кнехт, Джастин Генрих
  • Кожелух, Леопольд
  • Кокки, Джоаккино
  • Колицци, Джованни Андреа
  • Копраш, Георг
  • Корон, Александр Этьен
  • Коспот, Отто Карл Эрдманн
  • Котзвара, Франтишек
  • Коэн, Fнри
  • Кракамп, Эмануэль
  • Краль, Д. Б.
  • Крамер, Анри
  • Крамер, Иоганн Батист
  • Краус, Йозеф Мартин
  • Крейцер, Родольф
  • Кремон, Пьер
  • Крешентини, Джироламо
  • Кройер, Ханс Эрнст
  • Кройцер, Конрадин
  • Кроммер, Франц
  • Крубелис, Симони дель
  • Крумпхольц, Иоганн Баптист
  • Круселль, Бернхард Хенрик
  • Круффт, Николаус фон
  • Кулау, Фридрих
  • Кунцен, Фридрих Людвиг Эмилиус
  • Куперен, Арман-Луи
  • Куперен, Жерве
  • Кучар, Ян Кртитель
  • Кюффнер, Йозеф

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Я

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

N

O

P

R

S

T

V

W

 

www.musicaneo.com

Классицизм — muz-lit.info

 

Классицизм. Рациональная противоположность барокко

В истории музыки отмечаются два исторических периода классицизма. Ранний классицизм, пришедший еще из эпохи Возрождения, был характерен для XVII века и развивался одновременно с барокко. Наиболее ярко ранний классицизм проявился во французском музыкальном искусстве, там же, во Франции, возникли и наиболее серьезные разногласия между приверженцами классицизма и барокко.

Поздний период классицизма характерен для второй половины XVIII века — начала XIX века и отождествляется многими с эпохой Просвещения и Венской классической школой.

Между музыковедами разных поколений периодически возникают споры относительно этих периодов и направлений развития музыкального искусства. Даже в XX веке происходила серьезная дискуссия: немецкие музыковеды относили к периоду барокко весь временной отрезок от Возрождения до Просвещения, а их французские оппоненты, наоборот, считали стиль барокко одним из направлений классицизма.

Четкое разделение эпох и музыкальных стилей барокко и классицизма усложнено, в первую очередь, разным временем распространения музыкальных стилей в конкретных национальных школах. Не подлежит сомнению, что к середине XVIII века классицизм господствовал во всей Европе, а его расцвет связан с творчеством таких великих композиторов, как Кристоф Глюк, Йозеф Гайдн, Вольфганг Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

 

Опера-сериа и опера-буффа

 

XVIII век с музыкальной точки зрения характеризовался безраздельным господством итальянской оперы, может быть, за исключением Франции. Практически при всех королевских дворах Европы состояли театральные труппы, в которых играли либо сами итальянцы, либо музыканты и актеры, обучавшиеся в Италии.

Развитие жанра опера-сериа (серьезной оперы) состоялось во многом благодаря деятельности Пьетро Метастазио. Находясь на должности придворного поэта у Карла VI Австрийского, он написал множество либретто на тематику античной мифологии. «Метастазианские» либретто использовали многие знаменитые композиторы XVIII века, а сами оперные произведения состояли из трех актов, в них было не более шести персонажей, и практически не использовался хор.

Композиторы – «метастазианцы», среди которых Адольф Гассе, Карл Генрих Граун и даже итальянцы Никколо Джемелли и Томмазо Ираетта, постепенно заменяли оперные арии «da capo» (с начала) каватинами, уменьшали количество сухих речитативов.

Между тем, во Франции продолжался расцвет лирической трагедии. Хоры, балеты, эффектные театральные постановки этого жанра достигли совершенства в творчестве Жана-Филиппа Рамо. Однако где-то рядом, постепенно, пробивала себе дорогу на музыкальный олимп более востребованная слушателем, более схожая с галантностью классицизма комическая опера-буффа.

Первые оперы-буффа являлись краткими пьесами, которые ставились во время антрактов для развлечения публики, пришедших смотреть серьезную оперу. Но уже к 1750 году комические оперы заняли прочное место на сцене и начали вытеснять свою серьезную предшественницу. Последняя знаменитая опера-сериа «Милосердие Тита» была написана Моцартом в 1791 году, уже в эпоху классицизма.

Оперные жанры Франции, Германии и Испании

 

Франция. Опера-буффа неаполитанского композитора Перголези под названием «Служанка-госпожа», блестящая премьера которой состоялась в Париже в 1752 году, вызвала ожесточенную полемику культурных деятелей Франции. Великие философы Дидро, Д’аламбер, Руссо были восхищены естественностью произведения, и считали премьеру победой над излишним символизмом и пафосом эпохи барокко. Руссо даже сочинил собственную оперу – «Деревенский колдун», премьера которой состоялась в том же 1752 году во французской столице. Французскими первопроходцами в жанре комической оперы стали Андре Филидор (1726-1795) а Андре Гретри (1741-1813).

Между тем, сторонники французской лирической трагедии не видели в опере-буффа соответствия канонам высокого искусства. Они добились высылки итальянской труппы из страны, но брешь в устоях барокко уже была пробита.

Германия, Австрия. Немецкая и австрийская публика того времени восхищались победой собственного музыкального жанра – зингшпиля. Основой нового стиля стали переводы на немецкий язык английских балладных опер и традиции народной австрийской импровизационной комедии (в том числе, театра марионеток).

Высшее развитие зингшпиль получил в творчестве Моцарта. В его произведениях «Похищение из сераля», «Волшебная флейта» простенькие народно-бытовые сюжеты ранних зингшпилей были обогащены глубокой лирикой и философией происходящего. Среди произведений Бетховена также можно найти зингшпиль «Фиделио» и другие, а к XX столетию жанр зингшпиля трансформировался мюзикл.

Испания. В испанском музыкальном искусстве также существуют «родные сестры» оперы-буффа и зингшпиля — это сарсуэла и тонадилья. Сарсуэла прошла сложный путь популярности: появившись в начале XVII века, она была вытеснена классической оперой, но уже в XIX вернула былую известность. Тонадилья являлась краткой к

www.muz-lit.info

Классицизм


В восемнадцатом столетии начинается новый этап развития общественного сознания – Эпоха Просвещения. Разрушается старый общественный порядок; первостепенное значение приобретают идеи уважения человеческого достоинства, свободы и счастья; личность обретает независимость и зрелость, использует свой разум и критическое мышление. На смену идеалам эпохи Барокко с ее пышностью, высокопарностью и торжественностью приходит новый стиль жизни, основанный на естественности и простоте. Наступает время идеалистических взглядов Жан-Жака Руссо, призывающего вернуться к природе, к естественной добродетели и свободе. Наряду с природой идеализируется Античность, поскольку считалось, что именно во времена Античности людям удалось воплотить все человеческие устремления. Античное искусство получает название классического, его признают образцовым, наиболее правдивым, совершенным, гармоничным и, в отличие от искусства эпохи Барокко, считают простым и понятным. В центре внимания, наряду с другими важными аспектами, находятся образование, положение простого народа в общественном устройстве, гениальность как свойство человека.



Антонио Сальери

18 августа 1750 – 7 мая 1825


Ярчайшими представителями классического периода являются композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в музыке В. А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту. Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. ван Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием. Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.


Развивается новая буржуазная музыкальная культура со свойственными ей частными салонами, концертами и оперными представлениями, открытыми для любой публики, безликой аудиторией, издательской деятельностью и музыкальной критикой. В этой новой культуре музыканту приходится отстаивать свое положение независимого художника.


Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.


В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство, своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о самодостаточности музыки, которая не только описывает природу, развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при помощи простого и понятного метафорического языка.

Тон музыкального языка меняется с возвышенно серьезного, несколько мрачноватого, на более оптимистичный и радостный. Впервые основой музыкальной композиции становятся образная, свободная от пустой напыщенности, мелодия и драматичное контрастное развитие, получившее свое воплощение в сонатной форме, основанной на противопоставлении основных музыкальных тем. Сонатная форма преобладает во многих сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты, квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и скрипичные. Развиваются новые жанры – дивертисмент, серенада и кассация.

www.musicaneo.com

Музыка эпохи классицизма | Чтиво




Эпоху классицизма по праву считают одной из самых значимых в истории музыки. Она подарила нам многих не просто известных, а выдающихся композиторов. В этот период появляются и невероятно интенсивно развиваются новые жанры музыки, изобретаются новые инструменты, что, в свою очередь, способствует популяризации музыкального искусства.


Эпоха классицизма зародилась во Франции в период с XVII по XIX вв. На смену страстной, экспрессивной и противоречивой музыке эпохи барокко пришли стройные музыкальные произведения, созданные по определенным канонам.


Период классицизма неразрывно связан с именами трех величайших композиторов, которые оставили яркий след в истории: Моцартом, Гайдном и, конечно же, Бетховеном. Каждый из них в свое время жил и творил в Вене — столице музыкального искусства. Венских классиков, как называют их музыковеды, объединяет виртуозное владение различными музыкальными инструментами и приемами композиции. В произведениях этих гениальных музыкантов все богатство образного содержания объединяется и воплощается в доведенную до совершенства художественную форму. В этом и заключается главная особенность музыки периода классицизма.


Популярными в то время жанрами стали симфония, соната, концерт и струнный квартет. Родоначальником симфонии заслуженно считается Йозеф Гайдн. Он придал симфонии законченный и стройный вид, установил законы, по которым пишут классическую симфонию и по сей день. Симфония состоит из четырех частей:


  1. Первая — в быстром темпе в форме сонаты. Она звучит энергично и взволнованно.


  2. Вторая — выражается в форме вариаций, рондо-сонаты или сложной трехчастной сонаты. Звучит медленно и лирически.


  3. Третья – популярный тогда во Франции менуэт или скерцо.


  4. Четвертая — пишется в форме сонаты, рондо или рондо-сонаты. Заключительная часть, как правило, торжественная и жизнеутверждающая.


Искусство Гайдна и его достижения в области сонатно-симфонической музыки оказали большое влияние на Моцарта. История музыки не знает более выдающейся личности, чем он. Моцарт имел блестящие навыки импровизатора, обладал поразительной памятью и слухом, великолепно владел искусством игры на фортепиано, скрипке, органе и клавесине. Он был самым популярным, самым узнаваемым музыкантом в Вене. Моцарт прожил недолгую жизнь, однако оставил последующему поколению огромное наследие, насчитывающее более 600 произведений. Его оперы – «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» — пользуются успехом вот уже два столетия.


Развитие музыки классицизма достигает своего апогея в произведениях Людвига ван Бетховена. Он известен миру как величайший симфонист. Герой Бетховена – смелый, страстный, наделен развитым интеллектом – одновременно и борец, и мыслитель. Искусство Бетховена пронизано страстью и драмой. Перу Бетховена принадлежат 9 симфоний, 32 фортепианные сонаты и ряд симфонических увертюр. Завершая эпоху классицизма, он открывает дорогу грядущему веку романтизма.


Мечтаете стать великим музыкантом? Готовы приложить максимум усилий для исполнения вашей мечты? Тогда вам обязательно стоит посетить музыкальную школу для детей и взрослых ! Собственная система обучения, индивидуальный подход и грамотные преподаватели помогут Вам добиться успеха на пути к своей цели.


 

dobriepesni.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о