История классицизма: «Классици́зм» — происхождение и значение слова

Содержание

Возникновение классицизма. Винкельман / Архитектура классицизма / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Вместе с тем было бы неверно рассматривать изолировано от других стран Европы те идеологические процессы, которые обозначились в Италии. В это время, в середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.

Естественно, буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко.

Происходил второй «круг» изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения — временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Для создания нового — классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени, публикации результатов исследовательских работ в области античной культуры, а также начавшиеся в 1748 году раскопки Помпеи, расширившие представление о римском искусстве.

Из общетеоретических работ следует отметить «Речи об искусстве» (1750 г.) Ж.-Ж. Руссо, проповедовавшего натурализм и естественность в искусстве.

Идейным руководителем классицизма был Винкельман — основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности», вышедших в 1750—1760-х годах и получивших всеевропейскую известность. Он считается основоположником научной археологии. Его толкование сущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойной величественности» определяет идеал красоты «археологического классицизма».

Крупнейший представитель европейского просвещения Лессинг своим трактатом «Лаокоон» (1766 г.) также способствовал укреплению позиций классицизма. Вся их деятельность в значительной мере была связана с Римом. Для распространения идей и форм классицизма большое значение имела перспективная живопись (картины Паннини, позже композиции Гюбера Робера), а также знаменитые офорты на античные темы известного итальянского архитектора и гравера Д. -Б. Пиранези, которые начали выходить сериями, начиная с 1740-х годов, и приобрели широкую известность в Европе.

Расширение технических знаний, основанных на достижениях науки в XVII — XVIII вв., тотчас дало толчок многочисленным проектам строительства дорог и каналов, а также к учреждению новых технических учебных заведений, например, таких, как Школа мостов и дорог, основанная в 1747 г. Изменение образа мышления способствовало расцвету гуманитарных наук эпохи Просвещения. Появились первые работы по современной социологии, эстетике, истории и археологии: «О духе законов» Монтескье (1748), «Эстетика» Баумгартена (1750 г.), «Век Людовика XIV» Вольтера (1751 г.) «История древнего искусства» И. И. Винкельмана (1764 г.).

Читайте также:

  • Архитектура классицизма
  • Особенности архитектуры в XIX в.
  • Исторические условия развития архитектуры в XIX в.
  • Эпоха Просвещения
  • Поиски истинного стиля. Пиранези
  • Неоклассицизм против романтизма
  • Градостроительство и архитектура классицизма
Источники

Классицизм [Французский] — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

Черты классицизма

Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые счи­тались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров ба­рокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установлен­ным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие прави­ла, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.

Становление классицизма

Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г. , во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык, что становилось важней­шим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языко­вые нормы и художественные вкусы, способствуя ста­новлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также дея­тельность Академии живописи и скульптуры, Акаде­мии архитектуры, Академии музыки, которые опре­деляли нормы художественного творчества в соответ­ствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философ­ского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель пер­вой половины XVII в. Р. Декарт.

Загрузка…

Картезианство, как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.

Литература

Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н. Буало, автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).

Драматургия

В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённо­сти, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном дейст­вии. Высшим жанром театрального искусства признавалась траге­дия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.

Осно­воположником классической французской трагедии стал П. Кор­нель, который не только писал пьесы, до настоящего времени при­знаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.

Театральное искусство

Балет

Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену. Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Фран­ции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.

Опера

Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.

Живопись

Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен. Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.

Портрет

см. История портрета#Эпоха классицизма

Архитектура

Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королев­ский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад. Париж и его при­городы в годы правления «короля-солн­ца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно дей­ствующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».

Со времён Людовика XIV пер­венство Франции во многих сферах культуры стало общепризнан­ным. Французское влияние долгое время определяло основные на­правления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, кото­рые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Дворцово-парковый ан­самбль Версаль

Вы­дающимся достижением той эпохи явля­ется грандиозный дворцово-парковый ан­самбль Версаль. В его сооружении участ­вовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Верса­ля представляют собой классический об­разец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более ес­тественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характери­зуется регулярной планировкой и стрем­лением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже де­ревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнооб­разные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры двор­цов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Един­ственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех ис­кусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.

Картинки (фото, рисунки)

  • Вид на дворец и сады Версаля
  • Риго. Портрет Людовика XIV» data-thumb=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/278/0x65-228.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/278/228.jpg»>
    И. Риго. Портрет Людовика XIV
  • Ф. Хальс. Портрет Рене Декарта
Категории:

Классицизм

На этой странице материал по темам:

  • Кнаги про классицизм при людовике 14

  • Правила классицизма французской академии

  • Культура франции в эпоху классицизма кратко

  • Сообщение о стиле классицизм

  • Эпоха классицизма в балете

Вопросы к этой статье:

  • Сравните классицизм и барокко.

  • В ка­ких направлениях проявился классицизм?

  • Почему классицизм получил столь широкое распространение именно во Франции?

Материал с сайта http://WikiWhat. ru

Классицизм | Определение, история, искусство, живопись, архитектура и факты

классицизм , эстетическое отношение и художественный стиль, основанные или повторяющие темы, техники и предметы искусства Древней Греции и Рима (охватывающие примерно период образования греческих городов- государства в 8 веке до упадка Римской империи в 5 веке н.э.). Этот термин обычно используется, когда речь идет об искусстве, созданном после упадка Римской империи, которое придает значение ценностям, связанным с искусством древности. Эти принципы включают гармонию, идеализм, пропорцию, сдержанность и равновесие.

Вдохновение для классицизма

Хотя искусство Древней Греции и Рима часто классифицируют под общими терминами «греко-римское искусство», «классическое искусство» или «искусство античности», в действительности художественное творчество заметно менялось на всем протяжении века. Искусство, созданное древними греками, сильно отличается от произведений, созданных позже римскими художниками.

Еще из Британники

Западная архитектура: классицизм, 1830–1930 гг.

Древняя Греция

Художники, работавшие после падения Римской империи, тем не менее, перенимали элементы многих периодов античности, особенно произведения искусства, созданные древними греками в архаический период (ок. 625–500 до н. э.) и классический период (ок. , 500–323 до н. э.). В архаический период строители разработали дорический и ионический ордер архитектуры, проявляя заботу о гармоничных архитектурных пропорциях. Отдельно стоящие фигуративные скульптуры, называемые курои (в единственном числе: курос, изображающие мужчин) и кораи (в единственном числе: коре, изображающие женщин), становились все более реалистичными на протяжении всего периода, при этом все большее внимание уделялось человеческим пропорциям и анатомии. Росписи на вазах эволюционировали от геометрических рисунков до изображений человеческих фигур, часто иллюстрирующих эпические сказки. Например, знаменитый художник-керамист Эксекиас изобразил события Троянской войны в сдержанных и сбалансированных композициях, что усилило психологическое напряжение изображаемых трагических сцен.

По мере того, как архаический период переходил в классический период, храмовое строительство совершенствовалось, кульминацией которого стало строительство Парфенона, символа сдержанной элегантности. Скульптуры стали более динамичными с изобретением контрапоста (итал. «напротив»), в котором стоящая человеческая фигура уравновешена так, что вес опирается на одну ногу (называемую задействованной ногой), освобождая другую ногу, которая согнута в колено. При перемещении веса бедра, плечи и наклон головы предполагают расслабление с тонким внутренним органическим движением, которое обозначает жизнь. Скульптуры также стали более идеалистичными и часто изображали спортсменов, богов и героев. Сохранившиеся греческие картины классического периода, будь то фрески или гончарные изделия, изображают похожие сцены, например, картину, изображающую Персефону, похищенную Аидом в царской гробнице в Эге, Македония (ныне Вергина, Греция).

Древний Рим

Художники, интересующиеся классицизмом, также искали вдохновения в Древнем Риме. Хотя римляне восприняли традиции греческого искусства, они также заимствовали их у этрусков, одного из своих предшественников на итальянском полуострове, и постепенно развили свой собственный голос. В архитектуре римские строители использовали греческие ордера (и добавили два новых — тосканский и композитный) не только как функциональные несущие элементы, но и как прикладное (ангажированное) украшение. Использование бетона также позволило римлянам строить здания с арками, сводами и куполами, как в Пантеоне. Колонны часто поддерживали арки, а также антаблементы, что давало большую пространственную свободу.

Римские скульптуры были разнообразны. Портреты поздней республики (I век до н. э.) изображают видных деятелей, обычно пожилых мужчин, с честным реализмом, улавливающим каждую морщинку, линию и порок. Скульптуры из империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) демонстрируют греческое влияние в использовании контрапоста, но являются римскими в том, что у них головы с более индивидуальными характеристиками, чем у их греческих аналогов. Портретный бюст также стал очень популярным, на нем были изображены самые разные римляне, в том числе молодые женщины. Крупномасштабные фрески, нарисованные в домах, сильно различались по стилю, но демонстрировали признаки иллюзионизма, включая моделирование для создания формы, а также использование линейной перспективы и воздушной перспективы для придания глубины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Классицизм в искусстве и архитектуре

Классическая эстетика никогда полностью не исчезала, даже после падения Рима. Хотя иллюзионизм, пропорции, сдержанность и баланс стали менее приоритетными, многие элементы античности повлияли на стили и мотивы искусства средневековья. Например, сюжеты иллюстрированных рукописей, гобеленов и скульптур часто включали греко-римских богов, сцены из произведений Гомера, подвиги Александра Македонского и Юлия Цезаря. Однако именно в эпоху Возрождения классицизм пережил настоящее возрождение. В 13 и 14 веках подъем гуманизма, системы образования, которая изучала человеческую природу и поощряла индивидуализм, а не религиозную ортодоксальность, возродила признание классической архитектуры, искусства и литературы.

Ренессанс

Картины и скульптуры эпохи Возрождения с их спокойными композициями, стремящимися создать гармонию и равновесие, часто сравнивали с произведениями античности. Даже религиозные произведения искусства, казалось бы, отделенные от классической образности, были затронуты гуманистическими идеалами, создавая тенденцию смотреть и изображать мир через более «человеческую» перспективу. Скульптор Донателло, например, продемонстрировал новый интерес к человеческим формам, создав свою бронзу Давида , первую крупномасштабную отдельно стоящую обнаженную статую со времен античности. Хорошо сложенная и демонстрирующая элегантную контрапост, это была самая классическая из его работ.

Возобновился также интерес к иллюзионизму, как видно из Афинской школы Рафаэля , в которой используется одноточечная линейная перспектива, чтобы придать его архитектурной обстановке глубину. Воображаемое пространство отражает возобновившийся интерес к классической архитектуре. По всей Италии происходило возрождение древнеримских форм, включая колонну и круглую арку, туннельный свод и купол. Как и в античности, пропорция была самым важным фактором красоты; Архитекторы эпохи Возрождения нашли гармонию между человеческими пропорциями и зданиями. Эта забота о пропорциях привела к ясному, легко понимаемому пространству и массе, что отличает стиль Возрождения от более сложной готики. Сюжеты античности также начали включаться в искусство эпохи Возрождения, как это видно на таких картинах, как «9» Сандро Боттичелли.0037 Рождение Венеры (завершено в 1485).

Неоклассицизм

Ярко выраженный классицизм вновь возник в конце 18 века и первой половине 19 века вместе с неоклассицизмом. Это движение было реакцией на экстравагантность стиля рококо и вдохновлено археологическими раскопками Геркуланума в 1738 году и Помпеи в 1748 году. Неоклассические работы часто изображают сцены и персонажи из классической древности, подчеркивая при этом симметрию, точность и сдержанность. Часто использовались исторически точные декорации и одежда, хотя иногда ими пренебрегали в попытке проиллюстрировать более универсальный идеал.

Художники-неоклассики время от времени извлекали образы из своей собственной истории, используя приемы и подходы из древности, чтобы изобразить свой настоящий момент. На своей картине 1793 года « Смерть Марата » французский художник Жак-Луи Давид изображает убийство своего друга активиста Жана-Поля Марата ранее в том же году. Он использовал ограниченную цветовую палитру, скупую и сбалансированную композицию и идеализированную версию фигуры Марата.

Сегодня

Классическая культура и произведения продолжают формировать западный мир. Их влияние ощущается не только в области изобразительного искусства, но и в юриспруденции, языке, политике и многом другом.

Конни ДенгРедактор Британской энциклопедии

Классицизм Факты, рабочие листы, история и театр для детей

Рабочие листы / Искусство / Классицизм Факты и рабочие листы

Премиум

Не готовы приобрести подписку? Нажмите, чтобы загрузить бесплатную пробную версию   Загрузить образец

«Классицизм» обычно относится к подражанию искусству классической древности (около 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.), в частности подражание греческому искусству и римскому искусству, а также более ранним прототипам, таким как эгейское искусство и этрусское искусство.

См. файл фактов ниже для получения дополнительной информации о классицизме или, в качестве альтернативы, вы можете загрузить наш 23-страничный пакет рабочих листов по классицизму для использования в классе или дома.

Ключевые факты и информация

ИСТОРИЯ КЛАССИЦИЗМА (от Средневековья до Возрождения)

  • Вдохновленные более ранним классическим искусством, цивилизации продолжили наследие, начавшееся примерно в 750 году. Средневековый классицизм эпохи Каролингов породил архитектуру Палатинской капеллы в Аахене, нынешняя Германия.
  • В эпоху оттоновского искусства (ок. 900-1050 гг.), а также византийского искусства Восточной Римской империи большая часть произведений классицизма создавалась внутри христианских монастырей.
  • Классицизм эпохи Возрождения (1400-1600) в Италии стал свидетелем величайшего из всех классических возрождений в Европе. Названный итальянским Возрождением, архитектор Филиппо Брунеллески, теоретик искусства Леон Баттиста Альберти, скульптор Донателло и художник Мазаччо возглавили движение.
  • Классицизм в Риме, также известный как Высокое Возрождение, был воплощен в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля и «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи, исследовании пропорций мужского человеческого тела, описанном римским архитектором Витрувием.
  • Искусство эпохи Возрождения в Венеции также находилось под сильным влиянием классической античности, что проявляется в мозаичном искусстве в византийском стиле. Он также был вдохновлен классическим искусством архитектора Андреа Палладио.
  • Основополагающие принципы классицизма итальянского Возрождения вскоре распространились на запад, во Францию ​​и Испанию, и на север, в Германию и Нидерланды.

ИСТОРИЯ КЛАССИЦИЗМА (от барокко до неоклассицизма)

  • Искусство барокко возникло в 1600-1700 годах, но оно все еще обладало некоторыми важными чертами классицизма. Среди величайших мастеров были Караваджо и Андреа Поццо.
  • Аннибале Карраччи и его болонская школа также преподавали классицизм и натурализм в итальянской живописи 17 века, как и Николя Пуссен и Клод Лоррен.
  • Примерно 80 лет спустя ученый Иоганн Винкельман представил неоклассицизм.
  • Этот новый стиль также показан в неоклассической живописи Жака-Луи Давида; картины Джада Энгра, неоклассические скульптуры Антонио Кановы. и архитектура Жака Суффло и Томаса Джефферсона.
  • Развитие современной науки и социальной и политической теории постепенно начало снижать интерес к классицизму, поскольку ранние греческие и римские знания не соответствовали открытиям.
  • В результате классицизм никогда не был так распространен в искусстве и других областях в XIX веке.го и 20 века, как это было раньше.
  • Классическое возрождение в современном искусстве возродилось примерно в 1900-1930-е годы. Это возвращение к образам в классическом стиле включало вклад Пабло Пикассо, Андре Дерена, Матисса, Фернана Леже, Джорджо де Кирико и Джорджио Моранди, и это лишь некоторые из них.

КЛАССИЦИЗМ В ТЕАТРЕ

  • Классицизм в театре был разработан в XVII веке французскими драматургами под влиянием правил греческого классического театра, в том числе «классических единств» времени, места и действия, найденных в Поэтика Аристотеля.
  • Другие драматурги-классицисты и их произведения включают «Король Сида» Пьера Корнеля, «Тебаиду» Жана Расина и «Этурди или противоречие» Мольера.

КЛАССИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ

  • Классическая архитектура делала упор на симметрию, пропорции, геометрию и регулярность частей в архитектуре.
  • Другие характеристики включают упорядоченное расположение колонн, пилястр и перемычек, использование полукруглых арок, полусферических куполов, ниш и эдикулы в профилях зданий.

КЛАССИЗМ В ПОЛИТИКЕ И ФИЛОСОФИИ

  • Сократ был греческим философом, сыгравшим ключевую роль в развитии классической политической философии. Он считал, что «ценности, которые должны определять то, как люди живут своей жизнью, должны также определять политическую жизнь общества».
  • Аристотель утверждал, что «политические теории обоих философов тесно связаны с их этическими теориями, и их интерес заключается в вопросах, касающихся конституций или форм правления».

КЛАССИЦИЗМ В ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЕ

  • В моде классицизм обычно относится к эстетике, заимствованной из древнегреческого и римского искусства, с использованием четких, простых линий для создания вневременного образа.
  • Классицизм в фотографии выделяется простотой, пропорцией, ясностью построения, совершенством, сдержанной эмоциональностью, явным обращением к интеллекту.
  • В кино цель классика — рассказать историю как можно лучше, не отвлекаясь на приемы кинопроизводства. Зрители должны проникнуться персонажами и их проблемами, почувствовать то, что они чувствуют, и понять развитие истории.

Рабочие листы по классицизму

Это фантастический комплект, включающий все, что вам нужно знать о классицизме, на 23 подробных страницах. Это готовых к использованию рабочих листов по классицизму, которые идеально подходят для обучения студентов классицизму, который обычно относится к подражанию искусству классической древности (ок. 1000 г. до н.э. — 450 г. н.э.), особенно к подражанию греческому искусству и римскому искусству. , а также более ранние прототипы, такие как эгейское искусство и этрусское искусство.

Полный список включенных рабочих листов

  • Факты о классицизме
  • Корни классицизма
  • Классическое время
  • Классическая стена
  • Классицизм
  • Классическая скульптура
  • Классическая мода
  • Классицизм в цвете
  • Классические единства
  • Новый взгляд на классицизм
  • Классический ордер

Ссылка/цитирование этой страницы

Если вы ссылаетесь на какой-либо контент этой страницы на своем собственном веб-сайте, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу как первоисточник.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*