История классицизма: «Классици́зм» — происхождение и значение слова
Возникновение классицизма. Винкельман / Архитектура классицизма / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области
становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были
сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие
на архитекторов. Вместе с тем было бы неверно рассматривать изолировано от других стран Европы те
идеологические процессы, которые обозначились в Италии. В это время, в середине XVIII века, во всех странах
Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и
соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в
области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства
велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.
Естественно, буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко.
Происходил второй «круг» изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения — временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.
Для создания нового — классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени,
публикации результатов исследовательских работ в области античной культуры, а также начавшиеся в 1748 году
раскопки Помпеи, расширившие представление о римском искусстве.
Идейным руководителем классицизма был Винкельман — основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности», вышедших в 1750—1760-х годах и получивших всеевропейскую известность. Он считается основоположником научной археологии. Его толкование сущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойной величественности» определяет идеал красоты «археологического классицизма».
Крупнейший представитель европейского просвещения Лессинг своим трактатом «Лаокоон» (1766 г.) также
способствовал укреплению позиций классицизма. Вся их деятельность в значительной мере была связана с Римом.
Для распространения идей и форм классицизма большое значение имела перспективная живопись (картины Паннини,
позже композиции Гюбера Робера), а также знаменитые офорты на античные темы известного итальянского
архитектора и гравера Д.
-Б. Пиранези, которые начали выходить сериями, начиная с 1740-х годов, и
приобрели широкую известность в Европе.
Расширение технических знаний, основанных на достижениях науки в XVII — XVIII вв., тотчас дало толчок многочисленным проектам строительства дорог и каналов, а также к учреждению новых технических учебных заведений, например, таких, как Школа мостов и дорог, основанная в 1747 г. Изменение образа мышления способствовало расцвету гуманитарных наук эпохи Просвещения. Появились первые работы по современной социологии, эстетике, истории и археологии: «О духе законов» Монтескье (1748), «Эстетика» Баумгартена (1750 г.), «Век Людовика XIV» Вольтера (1751 г.) «История древнего искусства» И. И. Винкельмана (1764 г.).
Читайте также:
- Архитектура классицизма
- Особенности архитектуры в XIX в.
- Исторические условия развития архитектуры в XIX в.

- Эпоха Просвещения
- Поиски истинного стиля. Пиранези
- Неоклассицизм против романтизма
- Градостроительство и архитектура классицизма
Источники
Классицизм [Французский] — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat
Черты классицизма
Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые считались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров барокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установленным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие правила, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.
Становление классицизма
Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г.
, во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык, что становилось важнейшим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языковые нормы и художественные вкусы, способствуя становлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также деятельность Академии живописи и скульптуры, Академии архитектуры, Академии музыки, которые определяли нормы художественного творчества в соответствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель первой половины XVII в. Р. Декарт.
Загрузка…
Картезианство, как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.
Литература
Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н.
Буало, автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).
Драматургия
В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённости, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном действии. Высшим жанром театрального искусства признавалась трагедия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.
Основоположником классической французской трагедии стал П. Корнель, который не только писал пьесы, до настоящего времени признаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.
Театральное искусство
Балет
Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену.
Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Франции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.
Опера
Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.
Живопись
Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен. Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.
Портрет
см. История портрета#Эпоха классицизма
Архитектура
Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королевский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад.
Париж и его пригороды в годы правления «короля-солнца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно действующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».
Со времён Людовика XIV первенство Франции во многих сферах культуры стало общепризнанным. Французское влияние долгое время определяло основные направления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, которые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Дворцово-парковый ансамбль Версаль
Выдающимся достижением той эпохи является грандиозный дворцово-парковый ансамбль Версаль. В его сооружении участвовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Версаля представляют собой классический образец французского паркового искусства.
В отличие от английского парка, более естественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характеризуется регулярной планировкой и стремлением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже деревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнообразные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры дворцов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Единственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех искусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.
Картинки (фото, рисунки)
Вид на дворец и сады Версаля
Риго. Портрет Людовика XIV» data-thumb=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/278/0x65-228.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/278/228.jpg»>Ф. Хальс. Портрет Рене Декарта
И. Риго. Портрет Людовика XIV
Классицизм
На этой странице материал по темам:Кнаги про классицизм при людовике 14
Правила классицизма французской академии
Культура франции в эпоху классицизма кратко
Сообщение о стиле классицизм
Эпоха классицизма в балете
Сравните классицизм и барокко.
В каких направлениях проявился классицизм?
Почему классицизм получил столь широкое распространение именно во Франции?
Материал с сайта http://WikiWhat.
ru
Классицизм | Определение, история, искусство, живопись, архитектура и факты
классицизм , эстетическое отношение и художественный стиль, основанные или повторяющие темы, техники и предметы искусства Древней Греции и Рима (охватывающие примерно период образования греческих городов- государства в 8 веке до упадка Римской империи в 5 веке н.э.). Этот термин обычно используется, когда речь идет об искусстве, созданном после упадка Римской империи, которое придает значение ценностям, связанным с искусством древности. Эти принципы включают гармонию, идеализм, пропорцию, сдержанность и равновесие.
Вдохновение для классицизма
Хотя искусство Древней Греции и Рима часто классифицируют под общими терминами «греко-римское искусство», «классическое искусство» или «искусство античности», в действительности художественное творчество заметно менялось на всем протяжении века. Искусство, созданное древними греками, сильно отличается от произведений, созданных позже римскими художниками.
Еще из Британники
Западная архитектура: классицизм, 1830–1930 гг.
Древняя Греция
Художники, работавшие после падения Римской империи, тем не менее, перенимали элементы многих периодов античности, особенно произведения искусства, созданные древними греками в архаический период (ок. 625–500 до н. э.) и классический период (ок. , 500–323 до н. э.). В архаический период строители разработали дорический и ионический ордер архитектуры, проявляя заботу о гармоничных архитектурных пропорциях. Отдельно стоящие фигуративные скульптуры, называемые курои (в единственном числе: курос, изображающие мужчин) и кораи (в единственном числе: коре, изображающие женщин), становились все более реалистичными на протяжении всего периода, при этом все большее внимание уделялось человеческим пропорциям и анатомии. Росписи на вазах эволюционировали от геометрических рисунков до изображений человеческих фигур, часто иллюстрирующих эпические сказки.
Например, знаменитый художник-керамист Эксекиас изобразил события Троянской войны в сдержанных и сбалансированных композициях, что усилило психологическое напряжение изображаемых трагических сцен.
По мере того, как архаический период переходил в классический период, храмовое строительство совершенствовалось, кульминацией которого стало строительство Парфенона, символа сдержанной элегантности. Скульптуры стали более динамичными с изобретением контрапоста (итал. «напротив»), в котором стоящая человеческая фигура уравновешена так, что вес опирается на одну ногу (называемую задействованной ногой), освобождая другую ногу, которая согнута в колено. При перемещении веса бедра, плечи и наклон головы предполагают расслабление с тонким внутренним органическим движением, которое обозначает жизнь. Скульптуры также стали более идеалистичными и часто изображали спортсменов, богов и героев. Сохранившиеся греческие картины классического периода, будь то фрески или гончарные изделия, изображают похожие сцены, например, картину, изображающую Персефону, похищенную Аидом в царской гробнице в Эге, Македония (ныне Вергина, Греция).
Древний Рим
Художники, интересующиеся классицизмом, также искали вдохновения в Древнем Риме. Хотя римляне восприняли традиции греческого искусства, они также заимствовали их у этрусков, одного из своих предшественников на итальянском полуострове, и постепенно развили свой собственный голос. В архитектуре римские строители использовали греческие ордера (и добавили два новых — тосканский и композитный) не только как функциональные несущие элементы, но и как прикладное (ангажированное) украшение. Использование бетона также позволило римлянам строить здания с арками, сводами и куполами, как в Пантеоне. Колонны часто поддерживали арки, а также антаблементы, что давало большую пространственную свободу.
Римские скульптуры были разнообразны. Портреты поздней республики (I век до н. э.) изображают видных деятелей, обычно пожилых мужчин, с честным реализмом, улавливающим каждую морщинку, линию и порок. Скульптуры из империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) демонстрируют греческое влияние в использовании контрапоста, но являются римскими в том, что у них головы с более индивидуальными характеристиками, чем у их греческих аналогов.
Портретный бюст также стал очень популярным, на нем были изображены самые разные римляне, в том числе молодые женщины. Крупномасштабные фрески, нарисованные в домах, сильно различались по стилю, но демонстрировали признаки иллюзионизма, включая моделирование для создания формы, а также использование линейной перспективы и воздушной перспективы для придания глубины.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяКлассицизм в искусстве и архитектуре
Классическая эстетика никогда полностью не исчезала, даже после падения Рима. Хотя иллюзионизм, пропорции, сдержанность и баланс стали менее приоритетными, многие элементы античности повлияли на стили и мотивы искусства средневековья. Например, сюжеты иллюстрированных рукописей, гобеленов и скульптур часто включали греко-римских богов, сцены из произведений Гомера, подвиги Александра Македонского и Юлия Цезаря. Однако именно в эпоху Возрождения классицизм пережил настоящее возрождение.
В 13 и 14 веках подъем гуманизма, системы образования, которая изучала человеческую природу и поощряла индивидуализм, а не религиозную ортодоксальность, возродила признание классической архитектуры, искусства и литературы.
Ренессанс
Картины и скульптуры эпохи Возрождения с их спокойными композициями, стремящимися создать гармонию и равновесие, часто сравнивали с произведениями античности. Даже религиозные произведения искусства, казалось бы, отделенные от классической образности, были затронуты гуманистическими идеалами, создавая тенденцию смотреть и изображать мир через более «человеческую» перспективу. Скульптор Донателло, например, продемонстрировал новый интерес к человеческим формам, создав свою бронзу Давида , первую крупномасштабную отдельно стоящую обнаженную статую со времен античности. Хорошо сложенная и демонстрирующая элегантную контрапост, это была самая классическая из его работ.
Возобновился также интерес к иллюзионизму, как видно из Афинской школы Рафаэля , в которой используется одноточечная линейная перспектива, чтобы придать его архитектурной обстановке глубину.
Воображаемое пространство отражает возобновившийся интерес к классической архитектуре. По всей Италии происходило возрождение древнеримских форм, включая колонну и круглую арку, туннельный свод и купол. Как и в античности, пропорция была самым важным фактором красоты; Архитекторы эпохи Возрождения нашли гармонию между человеческими пропорциями и зданиями. Эта забота о пропорциях привела к ясному, легко понимаемому пространству и массе, что отличает стиль Возрождения от более сложной готики. Сюжеты античности также начали включаться в искусство эпохи Возрождения, как это видно на таких картинах, как «9» Сандро Боттичелли.0037 Рождение Венеры (завершено в 1485).
Неоклассицизм
Ярко выраженный классицизм вновь возник в конце 18 века и первой половине 19 века вместе с неоклассицизмом. Это движение было реакцией на экстравагантность стиля рококо и вдохновлено археологическими раскопками Геркуланума в 1738 году и Помпеи в 1748 году. Неоклассические работы часто изображают сцены и персонажи из классической древности, подчеркивая при этом симметрию, точность и сдержанность.
Часто использовались исторически точные декорации и одежда, хотя иногда ими пренебрегали в попытке проиллюстрировать более универсальный идеал.
Художники-неоклассики время от времени извлекали образы из своей собственной истории, используя приемы и подходы из древности, чтобы изобразить свой настоящий момент. На своей картине 1793 года « Смерть Марата » французский художник Жак-Луи Давид изображает убийство своего друга активиста Жана-Поля Марата ранее в том же году. Он использовал ограниченную цветовую палитру, скупую и сбалансированную композицию и идеализированную версию фигуры Марата.
Сегодня
Классическая культура и произведения продолжают формировать западный мир. Их влияние ощущается не только в области изобразительного искусства, но и в юриспруденции, языке, политике и многом другом.
Конни ДенгРедактор Британской энциклопедииКлассицизм Факты, рабочие листы, история и театр для детей
Рабочие листы / Искусство / Классицизм Факты и рабочие листы
Премиум Не готовы приобрести подписку? Нажмите, чтобы загрузить бесплатную пробную версию Загрузить образец «Классицизм» обычно относится к подражанию искусству классической древности (около 1000 г.
до н.э. – 450 г. н.э.), в частности подражание греческому искусству и римскому искусству, а также более ранним прототипам, таким как эгейское искусство и этрусское искусство.
См. файл фактов ниже для получения дополнительной информации о классицизме или, в качестве альтернативы, вы можете загрузить наш 23-страничный пакет рабочих листов по классицизму для использования в классе или дома.
Ключевые факты и информация
ИСТОРИЯ КЛАССИЦИЗМА (от Средневековья до Возрождения)
- Вдохновленные более ранним классическим искусством, цивилизации продолжили наследие, начавшееся примерно в 750 году. Средневековый классицизм эпохи Каролингов породил архитектуру Палатинской капеллы в Аахене, нынешняя Германия.
- В эпоху оттоновского искусства (ок. 900-1050 гг.), а также византийского искусства Восточной Римской империи большая часть произведений классицизма создавалась внутри христианских монастырей.
- Классицизм эпохи Возрождения (1400-1600) в Италии стал свидетелем величайшего из всех классических возрождений в Европе.
Названный итальянским Возрождением, архитектор Филиппо Брунеллески, теоретик искусства Леон Баттиста Альберти, скульптор Донателло и художник Мазаччо возглавили движение. - Классицизм в Риме, также известный как Высокое Возрождение, был воплощен в «Сикстинской Мадонне» Рафаэля и «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи, исследовании пропорций мужского человеческого тела, описанном римским архитектором Витрувием.
- Искусство эпохи Возрождения в Венеции также находилось под сильным влиянием классической античности, что проявляется в мозаичном искусстве в византийском стиле. Он также был вдохновлен классическим искусством архитектора Андреа Палладио.
- Основополагающие принципы классицизма итальянского Возрождения вскоре распространились на запад, во Францию и Испанию, и на север, в Германию и Нидерланды.
ИСТОРИЯ КЛАССИЦИЗМА (от барокко до неоклассицизма)
- Искусство барокко возникло в 1600-1700 годах, но оно все еще обладало некоторыми важными чертами классицизма.
Среди величайших мастеров были Караваджо и Андреа Поццо. - Аннибале Карраччи и его болонская школа также преподавали классицизм и натурализм в итальянской живописи 17 века, как и Николя Пуссен и Клод Лоррен.
- Примерно 80 лет спустя ученый Иоганн Винкельман представил неоклассицизм.
- Этот новый стиль также показан в неоклассической живописи Жака-Луи Давида; картины Джада Энгра, неоклассические скульптуры Антонио Кановы. и архитектура Жака Суффло и Томаса Джефферсона.
- Развитие современной науки и социальной и политической теории постепенно начало снижать интерес к классицизму, поскольку ранние греческие и римские знания не соответствовали открытиям.
- В результате классицизм никогда не был так распространен в искусстве и других областях в XIX веке.го и 20 века, как это было раньше.
- Классическое возрождение в современном искусстве возродилось примерно в 1900-1930-е годы. Это возвращение к образам в классическом стиле включало вклад Пабло Пикассо, Андре Дерена, Матисса, Фернана Леже, Джорджо де Кирико и Джорджио Моранди, и это лишь некоторые из них.

КЛАССИЦИЗМ В ТЕАТРЕ
- Классицизм в театре был разработан в XVII веке французскими драматургами под влиянием правил греческого классического театра, в том числе «классических единств» времени, места и действия, найденных в Поэтика Аристотеля.
- Другие драматурги-классицисты и их произведения включают «Король Сида» Пьера Корнеля, «Тебаиду» Жана Расина и «Этурди или противоречие» Мольера.
КЛАССИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
- Классическая архитектура делала упор на симметрию, пропорции, геометрию и регулярность частей в архитектуре.
- Другие характеристики включают упорядоченное расположение колонн, пилястр и перемычек, использование полукруглых арок, полусферических куполов, ниш и эдикулы в профилях зданий.
КЛАССИЗМ В ПОЛИТИКЕ И ФИЛОСОФИИ
- Сократ был греческим философом, сыгравшим ключевую роль в развитии классической политической философии. Он считал, что «ценности, которые должны определять то, как люди живут своей жизнью, должны также определять политическую жизнь общества».

- Аристотель утверждал, что «политические теории обоих философов тесно связаны с их этическими теориями, и их интерес заключается в вопросах, касающихся конституций или форм правления».
КЛАССИЦИЗМ В ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЕ
- В моде классицизм обычно относится к эстетике, заимствованной из древнегреческого и римского искусства, с использованием четких, простых линий для создания вневременного образа.
- Классицизм в фотографии выделяется простотой, пропорцией, ясностью построения, совершенством, сдержанной эмоциональностью, явным обращением к интеллекту.
- В кино цель классика — рассказать историю как можно лучше, не отвлекаясь на приемы кинопроизводства. Зрители должны проникнуться персонажами и их проблемами, почувствовать то, что они чувствуют, и понять развитие истории.
Это фантастический комплект, включающий все, что вам нужно знать о классицизме, на 23 подробных страницах.
Это готовых к использованию рабочих листов по классицизму, которые идеально подходят для обучения студентов классицизму, который обычно относится к подражанию искусству классической древности (ок. 1000 г. до н.э. — 450 г. н.э.), особенно к подражанию греческому искусству и римскому искусству. , а также более ранние прототипы, такие как эгейское искусство и этрусское искусство.
Полный список включенных рабочих листов
- Факты о классицизме
- Корни классицизма
- Классическое время
- Классическая стена
- Классицизм
- Классическая скульптура
- Классическая мода
- Классицизм в цвете
- Классические единства
- Новый взгляд на классицизм
- Классический ордер
Ссылка/цитирование этой страницы
Если вы ссылаетесь на какой-либо контент этой страницы на своем собственном веб-сайте, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу как первоисточник.

Названный итальянским Возрождением, архитектор Филиппо Брунеллески, теоретик искусства Леон Баттиста Альберти, скульптор Донателло и художник Мазаччо возглавили движение.
Среди величайших мастеров были Караваджо и Андреа Поццо.
