Искусство модернизма: Modernism in Art | Arthive

Содержание

«Искусство модернизма» | Библиотека им. Расула Гамзатова

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута тематическая выставка «Искусство модернизма».

Модернизм – совокупность стилей в искусстве второй половины XIX – середины XX столетия.

Искусство с давних лет является неотъемлемой частью жизни людей. В нём сочетаются духовные ценности и усилия людей разных эпох и времён.

На рубеже ХІХ–ХХ вв. философы и художники разрушили «музейные стены», вывели произведения искусства в реальную жизнь, наполнили ими окружение. На Западе изобразительное искусство постепенно охватило сферу дизайна, превращая каждую промышленную вещь в эстетически совершенную. Работы модернистов заметно отличались от произведений искусства, ранее созданных человечеством.

Искусство модернизма не создавалось какой-либо определённой группой художников; его направления возникали в разные годы в разных странах.

С приходом модерна в конце XIX и начале XX веков произошёл основной качественный сдвиг. Живопись, начиная с постимпрессионизма, перестаёт описывать в основном виденное, а начинает в картине выражать взгляд автора, его чувства, его правду, его видение, желая передать в изображаемом то главное, что невозможно выразить копированием действительности.

Поиск новых выразительных средств для изображения невероятно быстро меняющихся отношений в обществе, экономике, науке и технике вызывает появление трудно распознаваемого множества изобразительных стилей и направлений, внезапно появляющихся, исчезающих и возобновляющихся в изменённом виде. Казалось бы, что уже не может появиться ничего нового, но процесс развития современного искусства вовсе не закончился и, очевидно, никогда не закончится.

Хотя по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20–30 лет), влияние его в то время на все виды художественной деятельности огромно. Следы модерна можно найти во всём: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки – всё это носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы, дизайнеры модерна. 

Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения.

История искусства всё больше склоняется к мнению, что историческим межевым камнем между классической и современной живописью было творчество французского художника Поля Сезанна, произведения которого нельзя включить ни в какое направление, однако из него исходили многие его последователи. В его произведениях победил цвет. Краской он заменил свет и тень, цвет у него служит средством моделировки объёма и формы.

Обычно произведения Сезанна упоминаются с творчеством остальных основоположников модерного искусства: Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном, но только их мы называем постимпрессионистами.

Время, которое прошло с появления картин основных направлений и стилей модернизма, показало, что большинство лучших произведений этого периода нам понятны и признаваемы нами.

В истории архитектуры конца XIX века произошёл резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного стиля. В результате этих поисков появился новый стиль – модерн. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Появился огромный интерес к быстро развивавшейся технике, новым типам зданий и конструкциям.

Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы – Австрии, Бельгии, Германии – новый стиль довольно быстро распространился и в России. Появлению нового стиля способствовали экономические связи между странами, и также издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. В модерне широко применялись как железобетон, таки металл в качестве конструктивно-декоративного элемента. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей.

Большую роль в формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества в 1900 году. Искусственное электрическое освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам – выразительность. Стилей современной живописи существует несколько сотен, но не найти, пожалуй,двух одинаковых.

Несмотря на то, что модерн вобрал в себя многие интересные черты предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название «модерн» говорит о том, что это нечто новое и оригинальное.

Список представленной на выставке литературы:

1. Архитектура Запада [Текст]. Кн.4. Модернизм и постмодернизм, критика концепций / отв. ред. В. Л. Хайт. – М.: Стройиздат, 1987. – 181 с.: ил.

2. Берсенева, А. А. Европейский модерн: венская архитектурная школа [Текст] / А. А. Берсенева. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1991. – 212 с.: ил.

3. Борисова, Е. А. Русский модерн [Текст] / Е. А. Борисова. – М.: Галарт, 1998. – 360 с.: ил.

4. Голынец, Сергей Васильевич. Лев Самойлович Бакст [Текст]: графика, живопись, театр / С. В. Голынец; Рос.акад. художеств, Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Гуманит. ун-т. – М.: Буксмарт, 2017. – 407 с.: ил.

5. Кашекова, Ирина Эмильевна. От античности до модерна [Текст]: Стили в художественной культуре / И.Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.: ил.

6. Кириллов, В. В. Архитектура русского модерна [Текст]: Опыт формологического анализа / В. В. Кириллов. – М.: Издательство московского университета, 1979. – 214 с.: ил.

7. Малахов, Николай Яковлевич. Модернизм. Критический очерк [Текст]: монография / Н. Я. Малахов; под ред. В. В. Ванслов. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 152 с.: ил.

8. Мидан, Жан-Поль. Модерн Франция [Текст] / Жан-Поль Мидан. – М.: Магма, 1999. – 170 с.: цв.ил.

9. Модернизм [Текст]: анализ и критика основных направлений.– М.: Искусство, 1987. – 392 с.: ил.

10. Нащокина, Мария. Сто архитекторов московского модерна [Текст]: Творческие портреты / М. Нащокина. – М.: Жираф, 2000. – 304 с.:ил.

11. Петухов, Алексей Валерьевич (1978). Ар деко и искусство Франции первой четверти XX века [Текст] / Алексей Петухов. – М.: БуксМАрт, 2016. – 311 с. : ил., цв. ил.; 24 см (Научно-популярная серия).

12. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн [Текст]: Истоки история проблемы / Д. В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989. – 294 с.: цв.ил.

13. Цербст, Райнер. Гауди:1852–1926. Антонио Гауди-и-Корнет:Жизнь,посвящённая архитектуре [Текст] / Р. Цербст. – М.: TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2009. – 239 с.: цв. ил.

14. Шамраева, Е. Цвет в архитектуре московского модерна. [Текст] / Е. Шамраева. – М.: Голден-би, 2009. – 288 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»

Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

Хронологическое описание ключевых событий в сфере искусства с 1900 года до наших дней. Самый глубокий анализ искусства современной эпохи.

В рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem опубликована книга Хэла Фостера, Розалинд Краусс, Ив-Алена Буа, Бенджамина Х. Д. Бухло и Дэвида Джослита «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» 

Новаторская по содержанию и форме, книга «Искусство с 1900 года» уже признана вехой в современном искусствознании. Сто двадцать две главы, выстроенные хронологически, год за годом описывают ключевые произведения искусства, выставки и тексты, образуя не одну, а множество историй искусства в период с 1900 года до наших дней. Углубленному анализу подвергнуты все поворотные моменты и прорывы модернизма и постмодернизма, а также шедшие им наперекор антимодернистские реакции.

Гибкая структура издания, пронизанного сетью перекрестных ссылок, позволяет читателю выбрать свой собственный курс в изучении искусства ХХ — начала XXI века с опорой на один из нескольких сценариев — например, история фотографии, развитие искусства в определенной стране, эволюция того или иного художественного направления.

Книга не только рассказывает о ключевых моментах истории искусства (выдающихся произведениях, исторических выставках, основополагающих текстах), но и, что не менее важно, дает обзор главных теоретических методов описания искусства: психоаналитической критики, социальной истории искусства, структурализма и постструктурализма.

Каждое из четырех направлений представлено в специальном введении, прослеживающем его историю и терминологический аппарат. Авторы не пытаются замаскировать конфликты, возникающие между этими критическими методами; напротив, каждый из них предпочитает один из описанных методов другим, и поэтому «Искусство после 1900 года» — «диалогическая» книга в том смысле, который придал этому термину Михаил Бахтин: каждое высказывание мыслится как ответ другим авторам. Настоящий диалог авторов, в котором они обсуждают перспективы психоанализа, социальной истории, структурализма и постструктурализма для изучения искусства XXI века, вошел в книгу в виде главы «Круглый стол “Современное искусство на распутье”».

Введения и круглый стол делают книгу особенно актуальной для русского читателя, так как текстов по современной западной теории искусства на русском языке до сих пор издано необычайно мало. «Важно дать возможность нашим читателям получить доступ к работе, считающейся итоговой в области истории и теории современного искусства. Эта книга уже поступила в библиотеку «Гаража», и я надеюсь, что ею воспользуются многие профессионалы, преподаватели и студенты, специально для них мы также проведем в нашей библиотеке серию семинаров на основе книги», — подчеркивает директор Музея «Гараж» Антон Белов.

Читатели смогут самостоятельно продолжить изучение истории искусства ХХ и ХХI веков, воспользовавшись списками дополнительной литературы, которые приводятся в конце каждой главы, и обширной библиографией в конце книги. Важным дополнением к тексту стал перечень основных интернет-ресурсов по искусству и глоссарий, разъясняющий ключевые понятия книги.

Музей «Гараж» и издательство Ad Marginem благодарят фонд RDI. Culture за помощь в издании книги.

 

«Le Repas des Pauvres», Альфонс Легро, 1877 г.

Ле Репа де Паувр

Изображение опубликовано под лицензией Creative Commons CC-BY-NC-ND (3.0 непортированная)

Лицензия на это изображение

Художник
Альфонс Легро 1837–1911 гг.

Medium
Масляная краска на холсте

Размеры
Опора: 1130 × 1429 мм
Рама: 1523 × 1800 × 128 мм

Коллекция
Тейт

Приобретение
Подарено Розалинд, графиней Карлайл 1912

№ по каталогу
N02898

Подпись к изображению

Легро был французским художником, который поселился в Лондоне в 1863 году и с тех пор выставлялся как в Королевской академии, так и в Париже.

Друг Мане, Дега и Уистлера, он стал главным связующим звеном между французскими и британскими художниками. Первоначально Легро находился под сильным влиянием французского художника Гюстава Курбе, что можно увидеть в «Le Repas des Pauvres» («Обед бедных»). С конца 1860-х годов ряд художников предпочитали рисовать предметы этого типа, чтобы привлечь внимание к бедности и лишениям жизни рабочего класса.

Этикетка галереи, август 2004 г.

Содержит ли этот текст неточную информацию или формулировки, которые, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Реализм Викторианский / Жанр

Исследовать

  • Интерьеры (2776)
    • увеселительные заведения(399)
      • ресторан(74)
  • отдых и развлечения (3 435)
    • еда и питье(409)
      • еда(230)
  • объекты (23 571)
    • одежда и личные вещи(5 879)
      • шляпа(1437)
  • продукты питания и напитки(980)
    • напиток, вино(58)
    • пищевые продукты — неспецифические(69)
  • мебель(3,081)
    • скатерть(51)
  • сосуды и контейнеры(2 157)
    • мешок(60)
  • человек (22 072)
    • взрослых(20 120)
      • человек(10 453)
  • общество (15 153)
    • здравоохранение и социальное обеспечение(696)
      • бедность(153)
  • работа и занятия (5 453)
    • торговля и коммерческая деятельность(1 154)
      • официант/официантка(31)
  • Вам может понравиться

    Левый Верно

    • 1860–2

    • ок. 1892 г.

    • ок.1870

    • выставлено 1867

    • ок. 1876

    • дата неизвестна

    В магазине

    Что такое современное искусство — определение, история и примеры

    Что такое современное искусство?

    Во-первых, давайте определим современное искусство

    Понятие современного искусства может показаться неуловимым на первый взгляд. Прежде чем мы погрузимся в его историю и выдающихся художников, давайте посмотрим на определение современного искусства.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

    Что такое современное искусство?

    Современное искусство — направление в искусстве, возникшее в конце 19го и начала 20 века. Он характеризовался переходом от традиционных стилей к более абстрактному, экспериментальному подходу к созданию произведений искусства. Основные направления современного искусства включают импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, фовизм, дадаизм и сюрреализм. Влиятельные художники-модернисты включают Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Сальвадора Дали и Марселя Дюшана. Современное искусство оказало длительное влияние на развитие визуальной культуры и продолжает влиять на современное искусство сегодня.

    Характеристики современного искусства:

    • Использование ярких цветов и смелых мазков
    • Абстрактные, выразительные формы и формы
    • Исследование новых концепций, таких как движение, время и пространство
    • Отказ от господствующих ценностей и традиционных техник
    9025 5 Эта статья является частью нашей продолжающейся серии статей о художественных стилях. Вы также можете обратиться к нашему сообщению «Хронология истории искусства», чтобы поместить это движение в контекст.

    Что повлияло на современное искусство?

    История современного искусства

    Теперь, когда мы рассмотрели определение современного искусства, важно уточнить, что история современного искусства — это сложный и постоянно развивающийся рассказ. Он начался в конце 19 века как бунт против академических художественных условностей, отстаивавших реализм и классицизм.

    Во главе с художниками-первопроходцами, такими как Клод Моне, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Анри Матисс и Пабло Пикассо. Это движение стремилось устранить традиционные правила рисования в пользу более экспериментальных подходов к творчеству.

    Что такое современное искусство и с чего оно началось? Чтобы получить представление о том, как искусство превратилось в современное искусство, а также о том, как и почему художники начали раздвигать границы формы, посмотрите это видео от Nerdwriter1.

    Как к Джексону Поллоку пришло искусство

    Повторим видео выше: такие художники, как Моне и Ван Гог, повлияли на движение к абстракции и отказ от реализма. Эти работы привели к притоку абстрактных стилей, таких как кубизм, фовизм и сюрреализм, которые оказали длительное влияние на визуальную культуру.

    Например, кубизм был одним из первых направлений современного искусства, возникших в начале 20 века. Это был радикальный отход от традиционных техник живописи с упором на абстрактные композиции и геометрические формы.

    Les Femmes d’Alger (Версия «O»), 1955 г. Пабло Пикассо

    Художники, такие как Пабло Пикассо и Жорж Брак, рисовали с помощью этой техники, стремясь стереть различия между объектами и представить их по-новому, бросая вызов традиционное понимание визуального представления. Это стремление лежало в основе современного искусства.

    Сегодня современное искусство продолжает влиять на современное искусство во всех сферах, от живописи, скульптуры и инсталляции до цифровых медиа и перформанса.

    В то время как каждое движение имеет свои отличительные характеристики и качества, есть нить, пронизывающая каждое направление современного искусства. Его практикующие стремились раздвинуть границы традиционных методов создания искусства и исследовать новые способы выражения чувств и идей с помощью визуальных средств. Давайте глубже погрузимся в некоторые из наиболее важных движений современного искусства в истории искусства и некоторые примеры современного искусства из каждого из них.

    Виды современного искусства

    Импрессионизм

    Импрессионизм — направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 19 века. Он характеризуется акцентом на улавливании эффектов света и атмосферы, а также на точном изображении определенного времени дня и времени года. Художники использовали яркие цвета, толстые мазки, высокую цветность и яркие контрасты светлого и темного для создания своих работ.

    Кувшинки (1916-1919) Клода Моне  •  Образцы современного искусства

    Импрессионисты выступили против традиционных стилей академической живописи и стремились запечатлеть мимолетные моменты или впечатления от реальности. Известные импрессионисты, такие как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей, известны своим уникальным видением и подходом к живописи.

    Направления современного искусства

    Кубизм

    Кубизм — авангардное направление в искусстве, возникшее в начале двадцатого века. Созданный Пабло Пикассо и Жоржем Браком, он стремился бросить вызов традиционным представлениям о перспективе и репрезентации, абстрагируя формы и сводя их к их самым основным формам.

    «Ла Рош-Гийон» (1909) Жоржа Брака 

    Кубизм разбил объекты на взаимосвязанные плоскости, создавая фрагментарное представление о реальности, которое побуждало зрителей смотреть на вещи по-другому. Сегодня кубистические работы продолжают вдохновлять создателей экспериментировать с визуальным выражением неортодоксальными способами.

    Типы направлений современного искусства

    Фовизм

    Фовизм — стиль живописи, возникший в начале двадцатого века во Франции. Характеризуясь яркими, выразительными цветами и упрощенными формами, он был впервые создан Анри Матиссом и Андре Дереном.

    Андре Дерен «Вращающаяся дорога», L’Estaque (1906)

    В фовистских работах часто используются шок и контраст, чтобы передать эмоциональную напряженность объекта, подчеркивая яркие оттенки, а не реализм. Сосредоточившись на интенсивных цветовых сочетаниях, художники-фовисты передавали свои уникальные взгляды на окружающий мир.

    История современного искусства

    Сюрреализм

    Сюрреализм — это направление в искусстве, возникшее в начале двадцатого века и характеризующееся сказочными образами и фантастическими сценами. Его пионерами были такие художники, как Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Жоан Миро, и он в значительной степени опирается на психоаналитическую теорию Фрейда.

    «Корни» (1943) Фриды Кало  •  Примеры современного искусства

    Сочетая сюжеты из повседневной жизни с элементами фантастики, сюрреалистические работы создают уникальное визуальное пространство, в котором оживает подсознание. Сюрреализм продолжает вдохновлять создателей исследовать глубины своего воображения и представлять их через сознательное выражение.

    Типы направлений современного искусства

    Абстрактный экспрессионизм

    Абстрактный экспрессионизм — стиль живописи, возникший в Америке после Второй мировой войны. Это движение, созданное такими художниками, как Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг, подчеркивало эмоциональное и психологическое состояние художника, а не репрезентативное представление.

    № 14, 1960 Марк Ротко

    Сочетая цвет, линию и форму, работы абстрактного экспрессионизма исследуют глубины человеческого опыта с помощью абстрактных эстетических приемов. Благодаря своим динамичным мазкам и символическим формам абстрактный экспрессионизм стремится уловить самые сокровенные эмоции художника.

    Что такое современное искусство Поп-арт?

    Поп-арт

    Поп-арт — направление изобразительного искусства, зародившееся в 1950-х годах и получившее огромную популярность в 1960-е годы. Он сочетает в себе элементы популярной культуры, такие как реклама, комиксы и предметы быта, с методами абстрактного искусства для создания уникальной эстетики.

    Поп-арт прославляет китч и поп-культуру, бросая вызов традиционным художественным условностям и разрушая иерархию вкусов. Такие художники, как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, считаются основными фигурами движения, которые превратили его из андеграундного явления в глобальное.

    Древо жизни (1985) Кит Харинг

    Хотя современные произведения искусства могут иметь свои корни в традиционных художественных условностях, они часто стремятся расширить наше понимание того, что такое искусство и чем оно может быть — от исследования неосязаемых глубин нашего бессознательного до прославления популярной культуры или бросания вызовов существующие социальные нормы.

    Современное искусство продолжает оказывать большое влияние на современное искусство как в его формальном, так и в концептуальном подходах.

    Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*