Индийском: США, Индия, ОАЭ и Израиль создают новый торговый альянс

почему Apple хочет расширяться в Индии — Торговля на vc.ru

Коротко о том, какие перспективы есть у индийского рынка и как обстоят дела самой компании на нём.

690 просмотров

Тим Кук на открытии первого магазина Apple в Индии. Источник: ET

Конспект заметок CNBC и Axios.

Чем привлекательна Индия для крупных компаний

В конце 2022 года индийский ритейлер Aditya Birla договорился об открытии в стране универмагов французской сети Galeries Lafayette. В феврале 2023-го американская Boeing заключила сделку с индийской авиакомпанией Air India на поставку более 200 самолётов.

В марте свой первый показ в Индии провёл модный дом Dior. А 18 и 20 апреля в стране заработали первые два розничных магазина Apple — в Мумбаи и Нью-Дели. На открытии присутствовал и глава компании Тим Кук, который заявил, что Индия — один из приоритетных для неё регионов.

Экономическому развитию южноазиатской страны долго мешала внутренняя бюрократия.

Теперь «англоговорящая демократия» навёрстывает упущенное, пишет Axios. То же делает и Apple. По словам CNBC, Индия может стать для производителя электроники «вторым Китаем», который играет немаловажную роль в его бизнесе вот уже 15 лет.

По данным платформы World Population Review, в начале 2023-го численность населения Индия превысила показатели Китая, достигнув 1,417 млрд человек. А у местной экономики в этом же году есть шансы показать самый быстрый рост по сравнению с другими государствами, считает Bloomberg и выделяет две основные причины:

  • Амбиции действующего правительства. В 2022 году премьер-министр Нарендра Моди призвал нацию устремиться к мировому лидерству, вместо того чтобы довольствоваться малым. С деловым визитом в страну приезжала и министр торговли США Джина Раймондо — чтобы договориться о тесном сотрудничестве в поставках полупроводников.
  • Логистические и геополитические проблемы Китая.
    С конца 2010-х на торговлю с КНР всё большее давление оказывала торговая война с США. Нарушила цепочки поставок и политика нулевой терпимости к Covid-19. Это заставило производителей присмотреться к другим партнёрам, и одним из вариантов стала Индия, так как в будущем она может послужить «мостом между востоком и западом, севером и югом»

Представителей среднего класса в Индии намного меньше, чем в Китае, зато количество зажиточных индийцев будет расти быстрее, чем в других странах мира, подмечает Axios мнение аналитиков.

К тому же чем больше крупных производителей и ритейлеров появится в стране, тем больше шансов, что они привлекут и других игроков. Отчасти поэтому тесно сотрудничать с Apple стремится само индийское правительство — ему выгоден её успех.

Как обстоят дела у Apple на индийском рынке

Торговля готовыми устройствами

По результатам финансового 2022 года продажи компании в Китае, Гонконге и Тайване составили $74 млрд — это примерно 18% от общего объёма выручки Apple, пишет CNBC.

Индии до таких показателей далеко. В отчётах её указывали вместе с другими государствами — в общем списке под названием «Остальная часть Азиатско-Тихоокеанского региона». Объём продаж в этих странах за 2022 год составил $29 млрд.

Долю Индии, по данным региональных СМИ, оценили всего в $4 млрд. Сама же компания сообщала, что за год с марта 2022-го выручила в стране $6 млрд.

На индийском рынке смартфонов Apple занимает долю в менее чем 5%, подсчитали исследователи CFRA Research. Остальные 95% делят между собой производители и продавцы устройств на базе Android.

С одной стороны, Apple может кратно нарастить продажи, «переманив» пользователей операционной системы от Google. И Тим Кук, по словам CNBС, заявлял, что у компании уже получается: в четвёртом квартале 2022 года продажи iPhone в Индии показали рекорд за всю историю работы Apple с индийским рынком.

С другой, препятствием может стать высокая цена. В феврале 2023-го средняя стоимость смартфона в южноазиатском государстве составила $224, уточнили аналитики IDC. В свою очередь, «стартовый» телефон Apple — модель iPhone SE — продаётся в США почти вдвое дороже: за $429.

Среди решений, к которым компании, скорее всего, придётся обращаться — это выдача рассрочек, а также скидок по «трейд-ину», допускает CNBC, вспоминая в том числе и рассуждения самого Кука.

Тим Кук на открытии первого магазина Apple в Индии. Источник: Money Control

Локализация производства

Планы Apple на Индию не ограничиваются продажами готовых устройств. Ещё одна потенциальная задача — основать в стране полноценное производство, чтобы снизить зависимость от Китая, где компания собирает практически все iPhone.

Без поддержки партнёров-производителей и местного правительства Apple было бы не непросто, но пока проблем нет:

Инвесторам радоваться рано, считают участники рынка. Масштабирование в «англоговорящей демократии» действительно может положительно сказаться на финансовых показателях Apple, но на это может уйти десятилетие.

К тому же компания не застрахована от непредвиденных проблем — вроде забастовок и бунтов, как было в 2020 году, когда индийские работники устроили погром на фабрике Wistron из-за плохих условий труда.

Впрочем, долгосрочность стратегии развития Apple в Индии признавал и сам Тим Кук ещё в 2016 году. «Мы пришли в страну не на квартал или два и даже не на год, а на тысячу лет», — заключил он.

Видеокадры бунта на фабрике Wistron

Консорциум «Трансмашхолдинга» поставит для Индии электропоезда на $1,7 млрд

Антон Великжанин для Ведомостей

Национальный перевозчик Indian Railways (IR, «Индийские железные дороги») направил официальное уведомление российско-индийскому консорциуму о присуждении победы в конкурсе на поставку в Индию 120 пассажирских электропоездов (1920 вагонов) на сумму более $1,7 млрд. Об этом 31 марта сообщила Rail Vikas Nigam Limited (RVNL, «дочка» IR) в раскрытии на Бомбейской фондовой бирже. «Ведомости» ознакомились с документом.

Членами консорциума являются структуры российского «Трансмашхолдинга» (ТМХ) – «Метровагонмаш» и «Локомотивные электронные системы» – c долями 70% и 5% соответственно, оставшиеся 25% принадлежат RVNL.

В сообщении RVNL говорится, что следующим этапом тендера должно стать подписание контракта. Сроки этой процедуры не уточняются. Представитель ТМХ отказался от комментариев. «Ведомости» также направили запросы в IR, RVNL и «Метровагонмаш».

Из тендерной документации следует, что производство должно быть налажено в Индии на заводах Indian Railways в Латуре и Ченнаи (Мадрасе), при этом победитель конкурса будет обязан модернизировать их производственные мощности, а также депо. Контракт также предусматривает техобслуживание подвижного состава в течение 35 лет.

Первый прототип электропоезда IR должен получить в течение двух лет после заключения соглашения, после этого поэтапно начнутся поставки. Максимальный срок исполнения контракта 82 месяца.

Какие поезда нужны Индии

Vande Bharat – серия индийских электропоездов собственной разработки. Он состоит из 16 вагонов, число посадочных мест — 1128, разгоняется до 160 км/ч. Начали поступать на железную дорогу с 2019 г., всего сейчас эксплуатируется пять поездов (первая машина второго поколения пошла в рейс в сентябре 2022 г.). Третье поколение Vande Bharat заменит экспрессы дальнего следования Rajdhani и Shatabdi, где применяется локомотивная тяга. Новые поезда должны также иметь конструкционную скорость в 160 км/ч. В последней модели будут алюминиевый кузов, более легкие тележки и новое электрооборудование, а также системы онлайн-мониторинга компонентов. Также предполагается, что вагоны в составе будут делиться на три класса и часть будет спальными.

Ранее индийское издание The Times of India сообщало, что консорциум в составе ТМХ и Rail Vikas Nigam в рамках конкурса на закупку электропоездов Vande Bharat предложил наименьшую цену – 1,2 млрд рупий ($14,5 млн) за один поезд. Заявки конкурентов оказались дороже. Консорциум компаний из Индии Titagarh и BHEL готов был поставить подвижной состав за 1,4 млрд рупий ($16,9 млн) за поезд, совместное предприятие немецкой Siemens и индийской BEML – 1,45 млрд рупий ($17,6 млн).

Предложения от французской Alstom, а также от швейцарской Stadler и индийской MSD оказались еще дороже. Сервисный пакет на обслуживание электропоездов не входит в цену контракта.

Конкурс на поставку поездов для индийских железных дорог был анонсирован еще в апреле 2022 г., а об участии в нем ТМХ стало известно в декабре прошлого года. Общее количество поездов, предусмотренных контрактом, составляет 200 штук. Но в процессе проведения конкурса заказ решили разделить между несколькими игроками для ускорения поставок.

Компании, предложившие наименьшую цену, получат заказ на 120 поездов. Оставшиеся 80 достанутся занявшему второе место консорциуму (в данном случае это заявка индийских Titagarh и BHEL), но лишь при условии, что он снизит стоимость поставки до уровня победителя. Если тот откажется, то аналогичное предложение получат остальные участники конкурса. Если желающих не найдется, то эти 80 поездов также будут поставляться консорциумом ТМХ и RVNL.

Общая сумма контракта на поставку 120 электропоездов , исходя из предложенных условий, составит $1,74 млрд. Если будет выбран также и опцион еще на 80 поездов, то он вырастет до $2,9 млрд.

Эта сделка – первый для ТМХ контракт на индийском рынке и самый крупный в денежном выражении и по количеству заказанного подвижного состава. Для сравнения: в 2018 г. российско-венгерский консорциум «Трансмашхолдинг Венгрия Кфт» подписал с «Египетскими национальными железными дорогами» договор о поставке в течение 5 лет 1300 пассажирских вагонов общей стоимостью более 1 млрд евро. В 2022 г. контракт был расширен еще на 50 вагонов с зонами для вендинговых автоматов (до 1350 единиц). Также в прошлом году подписано допсоглашение на техобслуживание: цена сервисного пакета, по данным ТМХ, – 430 млн евро.

По мнению управляющего партнера отраслевого агентства Rollingstock Agency Александра Поликарпова, контракт станет «мощным драйвером» для выхода на рынок Индии других российских поставщиков подвижного состава и компонентной базы. 

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что для заказчика более целесообразно приобрести единую линейку поездов у одного производителя, в том числе с точки зрения сервисного обслуживания.

 

При этом Поликарпов считает невысокой вероятность получения ТМХ опциона еще на 80 поездов. Эксперт уверен, что контракт даже на поставку «базовых» 120 поездов в Индию станет «историческим событием для российского транспортного машиностроения».  «Такие крупные разовые контакты – большая редкость в мировой практике. Даже крупнейшие российские заказы на моторвагонный подвижной состав (электропоезда, автомотрисы и поезда метро. – “Ведомости”) никогда не достигали объемов потенциального индийского контракта ТМХ», – пояснил он.

В России только долгосрочный контракт с Федеральной пассажирской компанией (ФПК, «дочка» РЖД) от 2019 г. на вагоны локомотивной тяги был больше индийского (3700 вагонов с учетом опционов). Более того, за последние 15 лет, по оценкам Поликарпова, пиковые объемы производства моторвагонного подвижного состава всеми российскими предприятиями не превышали 900 вагонов в год. То есть индийский заказ сопоставим с общим объемом производства моторовагонного подвижного состава на всех предприятиях в России за два года.

Эксперты отмечают, что у ТМХ уже есть опыт создания поезда «под условия требовательно заказчика» и по цене ниже всех мировых производителей – это метропоезд «Москва». 

Бурмистров добавляет, что низкая цена, предложенная ТМХ, свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукта и способности более эффективно адаптировать его под индийский рынок. При этом эксперты указывают на сохраняющиеся риски неподписания окончательного соглашения на фоне антироссийских санкций, введенных после начала СВО на Украине. В частности, Поликарпов считает, что нельзя не учитывать вероятность отказа от подписания контракта с консорциумом ТМХ-RVNL «в случае сильного политического давления западных стран».

С другой стороны, добавляет Поликарпов, если бы индийские власти не захотели пускать российского производителя на свой рынок, то и консорциум с RVNL, являющейся «дочкой» национального индийского железнодорожного перевозчика, не был бы создан. «При наличии ограничений, в том числе санкционных, компанию просто бы не допустили на конкурс», – соглашается президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте

Indian Motorcycles Новости и обзоры

Indian Motorcycles Новости и обзоры | Cycle World

Меню