Илья кабаков выставка в третьяковке: Купить Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех в интернет-магазине Третьяковской галереи
Экскурсия Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» //Видео
11 февраля 2021
В конце 2017 — начале 2019 года ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» прошла сначала в лондонской галерее Тейт Модерн, а затем в Эрмитаже и в Третьяковской галерее. Куратор московской выставки заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова рассказывает о творчестве Кабаковых — ранних и поздних живописных работах, концептуальных альбомах и, конечно, о тотальных инсталляциях, знакомит с персонажами, созданными художниками.
Автор: Ирина Горлова
Содержание статьи
Выставка «В будущее возьмут не всех» прошла долгий путь: от Лондона до Москвы. Благодаря этому мы смогли изучить опыт наших коллег из Тейт Модерн и Эрмитажа и осмыслить пространство экспозиции по-новому, в том числе реализовать задумки, которые по каким-то причинам не удалось воплотить в жизнь в Лондоне и Петербурге.
Ранние годы и поиск себя
Работы расположены в хронологическом порядке.
Ряд ранних произведений продолжает «Пейзаж с морем» (1957) — ранняя и очень редкая работа Кабакова. Этот крымский пейзаж Кабакова относится к его первым пробам живописной манеры, от которой он быстро отойдет. Картина выполнена в сезаннистской манере и словно пропущена сквозь призму живописи Роберта Фалька. Многие художники неофициального искусства начинали путь с поисков своего языка, отличного от академического, языка соцреализма.
Картины-стенды
Илья Кабаков пробует разные стили и направления, разные формы. Один из наглядных примеров тому — «Мальчик» 1965 года. В этой работе художник использует не живописные материалы, не профессиональные: в качестве основы — оргалит, а в качестве краски — техническую эмаль.
Еще один эксперимент — картина-стенд «Ответы экспериментальной группы» (1970–1971). Поэт и художник Андрей Монастырский назвал эту работу точкой отсчета московского концептуализма. В «Ответах» Кабаков впервые использует тексты как часть произведения. На белой части представлены вешалка, гвоздь и игрушечный паровоз. На цветной — комментарии неких персонажей. Одни говорят об абсурдности увиденного, другие, напротив, показывают себя философами и аналитиками, размышляющими над тем, что хотел сказать автор. Зрителя невольно затягивает это многоголосие мнений. Для Кабакова текст становится основным медиумом и во многих подобных работах заполняет все пространство.
Одна из самых ярких и странных работ 1980-х — «25 декабря в нашем районе» (1983). Это пейзаж нового, еще строящегося района. К живописному полотну прикреплены две лопаты, также на изображение нанесен текст. Можно сказать, что это рекламный стенд некоего счастливого будущего, которое возводится к 25 декабря 1979 года. При этом работа написана позднее, через четыре года от указанной даты.
Лучше понять мир Кабакова-художника помогают такие работы, как «Смерть собачки Али» (1969). Стоит вспомнить, что среди прочего Илья Кабаков был одним из самых успешных книжных иллюстраторов со второй половины 1950-х годов. И «Смерть собачки Али» по своему характеру близка образу книги-картинки по мотивам творчества обэриутов. Стоит сказать и о символике белого в творчестве Кабакова — о том, что его линейные рисунки должны почти растворяться в этом белом поле. Или о магии «плохого изделия», как он часто называет свои работы, созданные в 1970-е. Он никогда не скрывает, что это грубо сколоченные куски оргалита, и все это позволяет зрителю погрузиться в пространство эпохи застоя.
Еще один важный образ для Ильи Кабакова — муха. Муха — с одной стороны, символ мусора, никчемности, некий изгой, которого никто не ждет, а с другой — она связана и темой полета, перелета и даже побега.
Первые тотальные инсталляции
В 1987 году Илья Кабаков, которому исполнилось 54 года, впервые выехал за границу, чтобы сделать первую выставку-инсталляцию. Спустя год он отправился в Нью-Йорк, чтобы показать в галерее Рональда Фельдмана выставку — тотальную инсталляцию
Посетитель выставки «Десять персонажей» попадал в коммунальную квартиру. Одним из обитателей той квартиры был «Мусорный человек» («Человек, который никогда ничего не выбрасывал») (1988) — незаметный и никому не интересный. Сам Кабаков говорит, что хотя в коммунальной квартире жизнь была на виду, но всех интересовало лишь поведение человека в местах общего пользования, его речь — насколько тихо он ведет себя в приватном пространстве. Однажды комнату мусорного человека открыли и увидели, что та завалена хламом. Впрочем, весь мусор снабжен этикетками, рассказывающими, как та или иная вещь была найдена. Свисающие сверху таблички с текстами — это голоса-комментарии, звучащие вокруг, в пространстве советской жизни.
«Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) — первая тотальная инсталляция, которую Кабаков построил в своей мастерской. Художник возвел своеобразный бокс, стены которого изнутри были оклеены плакатами, в потолке бокса зияет дыра, а в центре, под ней — самодельная катапульта. Герой этой инсталляции осуществил свою мечту — сбежал из этой реальности в космические дали.
Инсталляция «Случай в коридоре возле кухни» (1989) показывает общественное пространство коммуналки. В работе незримо — вновь в виде текста, на сей раз расположенного на пюпитре, — присутствует обитательница этой квартиры Ольга Яковлевна. Выйдя в коридор, она обнаружила летающие кастрюли и сковородки, а на одной из них — маленьких белых человечков, которые еще не раз появятся в произведениях Ильи Кабакова.
Зрение, видение и пространство. Картины-фантомы
В 1979 году Кабаков делегирует авторство своих работ некоему советскому художнику, выполняющему заказы ЖЭКа и других общественных организаций. Эти произведения напоминают стенды для подъездов, спортивных и детских учреждений. Однако в них нет сколь-нибудь «общественно-полезной» информации. Они — носители совсем других смыслов.
Кабаков дает точное определение цвета фона этих работ — мясной, похожий на тот, что использовали для окраски пола в советских учреждениях. Этот мясной цвет символизирует советский социум. Что же касается содержания произведений, то текст полностью замещает изображение: мы видим описание, по мере прочтения которого восстанавливаем в воображении картину происходящего. Кабаков часто апеллирует к воображению зрителя, чтобы каждый мог получить свой собственный образ.
«Три русские картины» («Иван Трофимович едет за дровами», «В углу», «Лежат внизу» (все — 1969) почти полностью закрашены мясным цветом, однако в них все же проглядывают фрагменты «реальности». А в 1980-м Кабаков создал «Доску-объяснение к трем русским картинам», призванную прояснить, что изображено. Вообще тема зрения, видения и пространства весьма важна для художника.
Инсталляция «Три ночи» (1989–1997) отчасти продолжает и развивает темы воображения и видения. Вновь перед зрителем три живописные картины, которые он не может увидеть целиком. История, которую рассказывает эта инсталляция, такова: в 1978 году в Воронежском музее на трех картинах неизвестного автора были обнаружены маленькие белые человечки. За человечками решили наблюдать. Спустя несколько лет было замечено, что человечки начали перемещаться…
Сам Илья Кабаков говорит, что белые человечки — видение, пришедшее из детства.
«В будущее возьмут не всех», или Значимое отсутствие
Инсталляция «В будущее возьмут не всех» — центральная работа выставки. Само название произведения отсылает к разным периодам творчества Ильи Кабакова. Во-первых, к тексту, который он написал в 1983 году для журнала «А–Я». Этот текст был посвящен Казимиру Малевичу, но начинался с рассказа — детского воспоминания Кабакова о том, как однажды в класс вошел директор школы и сказал, что самые лучшие ученики поедут в пионерский лагерь.
Работу «В будущее возьмут не всех» Кабаков создал в 2001 году для основного проекта 49-й Венецианской биеннале. Эта инсталляция практически завершала маршрут по Арсеналу: зритель оказывался на железнодорожной платформе. Работы, которые лежат на рельсах, принадлежат самому Кабакову.
Инсталляция «Пустой музей» (1993) тоже предлагает поразмышлять об эфемерном. Вместо картин — аллегорий или мифологических сцен — на стенах музея лишь пятна света. Звучит торжественная «Пассакалия» Баха, в центре зала стоят диванчики-банкетки. Быть может, если присесть на них и вслушаться в музыку, перед мысленным взором встанут отсутствующие картины.
Альбомы и картины
Илья Кабаков знаменит не только инсталляциями, но жанром концептуального альбома. В 1970-е художник создал самый известный цикл альбомов — «Десять персонажей» начала 1970-х. Герои альбомов — жильцы огромной коммуналки, в том числе те из них, что позднее стали персонажами одноименной тотальной инсталляции.
Для посетителя, привыкшего к особому роду инсталляционного искусства Кабакова, недавние картины художника оказываются крайне необычными.
Художник трудится над несколькими живописными сериями. Так, в 2004 году появляется серия «Под снегом», где прослеживается тема памяти, важная и для другого большого проекта Кабакова — «Альтернативной истории искусств». Почти все работы рассказывают о коллажном принципе — о том, как сквозь настоящее просвечивает прошлое, а сквозь прошлое — еще более далекое прошлое; о том, как сквозь образы истории искусства просвечивают образы советской реальности 1930-х, 1950-х, 1970-х… Эти произведения во многом исследуют тему современности и памяти, обрывочности этой памяти и невозможности создать целостное пространство воспоминаний.
Альбомы и картины «Лабиринт. Альбом моей матери» и «Встреча с ангелом»
«Лабиринт. Альбом моей матери» (1990), пожалуй, самая пронзительная инсталляция Ильи Кабакова. Мать художника, когда ей было 80 лет, по просьбе сына описала историю своей жизни, охватившую почти целый век. Кабаков же создал на основе этих воспоминаний работу, которая предлагает войти в жизнь другого человека, словно бы примерить на себя чужую судьбу.
Одно из самых прекрасных и наполненных мечтами и надеждами пространств выставки — зал с моделью инсталляции «Как встретить ангела» (1998–2002). Эта инсталляция основана на тексте Ильи Кабакова, в котором он дает очень простые рецепты. Чтобы встретиться с ангелом, нужно построить лестницу высотой 1200 метров. Затем следует взобраться на нее (а подъем наверняка займет не один день) и терпеливо ждать — ангел обязательно появится. Темы мечты, возможности и невозможности утопии окрашивают многие произведения Ильи и Эмилии Кабаковых, и неслучайно работа, которая дает ощущение надежды на какое-то чудо, завершает первую ретроспективу этих художников.
Обложка: Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «В будущее возьмут не всех» (2001) на одноименной выставке. Москва, 2018. Фото: Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея
Подкаст
26.11.2020
Слушать
Текст
04.02.2021
Читать
Выразить одобрение автору публикации!
- #Выставка
- #Кабаков
- #СССР
- #XX век
- #XXI век
- #Экскурсия
Рассказываем обо всем через призму русского искусства
Три выставки Кабаковых: как это было
ВыставкиМузей
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки.
Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениямиТамара Вехова
14.01.2019
Илья и Эмилия Кабаковы. Монтаж экспозиции в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж
Тамара ВеховаИскусствовед, галерист, куратор.
Фото: Vehova Art Space
Выбранное для выставки название подчеркивало, что сама она как событие разворачивается не только в пространстве, но и во времени. И хотя формат ретроспективы очевидно подразумевает путешествие в прошлое, Кабаковы, с присущей им фантазией и смелостью, превратили заданный отрезок в новую систему координат. В ней временная ось «в будущее возьмут» пересеклась с пространственной, на которой отмечены Лондон (октябрь 2017 года — январь 2018 года), Санкт-Петербург (апрель — июль 2018 года) и Москва (сентябрь 2018 года — январь 2019 года). География могла бы быть и шире, если бы не правило Тейт Модерн показывать свой проект не более чем на двух сторонних площадках.
Согласно замыслу Кабаковых эта выставка — первая ретроспектива, представляющая собой тотальную инсталляцию «жизнь художника». При этом ни одного архивного фото или видео из жизни авторов на выставке не было: портрет художника — это его работы, его среда обитания — музейное пространство.
Ретроспектива объединила ряд знаковых произведений, которыми прославились Кабаковы: от хрестоматийного «Человека, улетевшего в космос из своей комнаты» (1985) до скандально известной инсталляции «Туалет», выстроенной в размер натурального общественного сортира на кассельской Documenta в 1992 году. В залах была последовательно показана художественная эволюция автора — от первых самостоятельных графических экспериментов начала 1960-х к громадным сияющим красками холстам из «коллажной» серии, над которой Илья Кабаков работает в последние годы. Графика, живопись, альбомы, тотальные инсталляции, макеты и ленд-арт-объекты — произведения Кабаковых были предоставлены музеями и частными собраниями со всего света. Каждый из трех вариантов ретроспективы — лондонский, петербургский и московский — отличался как подборкой работ, так и их расположением внутри экспозиции. Еще одним любопытным отличием стала контекстная среда, созданная в каждом из музеев.
Какие идеи транслирует искусство Кабаковых? Почему их выставка важна для музеев — участников проекта? Каковы акценты и специфика показа ретроспективы в каждом конкретном случае? Как принимала ее аудитория? Об этом рассказали Фрэнсис Моррис и Джульет Бингхэм (Тейт Модерн), Зельфира Трегулова (Государственная Третьяковская галерея) и Дмитрий Озерков (Государственный Эрмитаж).
Диалог внутри эпохи
Экспозиция в Тейт Модерн.
Фото: Tate Moder
Открытие лондонской ретроспективы было приурочено к 100-летию октябрьских событий 1917 года. Тейт Модерн подготовила сразу две русские выставки, показав официальную и неофициальную историю, создание великой советской утопии и затем ее развенчание, а также выход через советский андерграунд в универсальное пространство мирового contemporary art.
Параллельно с ретроспективой Кабаковых в Тейт Модерн можно было посмотреть The Red Star over Russia — выставку собрания Дэвида Кинга, журналиста, который жил в Москве и писал для Sunday Times в 1960-е годы. Его коллекция показывает историю России через печатные издания с 1900 года. «Сперва мы сомневались, стоит ли показывать их одновременно, — рассказала директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис на круглом столе в честь открытия выставки Кабаковых в ГТГ, — ведь предметы из коллекции Кинга — это та самая официальная пропаганда, которая так угнетала Кабакова и художников его круга, но затем поняли, что такая параллель будет интересной и познавательной для наших зрителей. И были очень рады, когда Эмилия сказала, что ей нравится это решение, потому что в результате получился живой диалог внутри эпохи».
Илья и Эмилия Кабаковы. «Шесть картин о временной потере зрения (Они красят лодку)». 2015. Частная коллекция.
Фото: Ilya & Emilia Kabakov / Pace Gallery
Джульет Бингхэм, куратор выставки «В будущее возьмут не всех» в Тейт Модерн, так описывает сложившийся контекст: «Официальное искусство (соцреализм), советские плакаты, журналы, художественные объединения — все это окружало Кабакова и его поколение и вызывало или непримиримое отрицание, или слепое доверие. Любопытно, что в некоторых работах Кабаковых воспроизведены изображения с первой выставки, например советские плакаты, которыми оклеены стены „Человека, улетевшего в космос из своей комнаты“. Не менее любопытной рифмой стало то, что выставка собрания Кинга завершалась рисунками Ильи Кабакова, которые он делал по госзаказу, иллюстрируя детские книги в конце 1950-х».
Также Джульет Бингхэм говорит о важности для сегодняшнего зрителя сквозных тем творчества Кабаковых, таких как полет, эскапизм, мечта, свобода: «Художники размышляют о природе страха и надежды, о пространстве утопии. Это универсальные проблемы, которые касаются множества людей, независимо от их возраста, биографии и места проживания. Именно на этой универсальности мы сделали один из главных акцентов, и на выставке было очень заметно, что люди искренне сопереживают героям, будь то боящийся внешнего мира и изолировавший себя мечтатель из инсталляции „Десять персонажей“ или же эскапист из инсталляции „Человек, улетевший в космос из своей комнаты“».
Более 80 тыс. посетителей, позитивная и разнообразная пресса — успех лондонской ретроспективы несомненен. Фрэнсис Моррис отмечает ее особую важность для музея: «Мы исследуем различные способы, какими художники выражают свои идеи. Также мы стремимся расширять нашу географию, нам важен диалог Востока и Запада, Юга и Севера, нас чрезвычайно интересует история эмиграции и межкультурных контактов. Искусство Кабаковых отражает эти аспекты. Кроме того, оно мощнейшим образом повлияло на современное западное искусство».
Говорить и думать
Илья Кабаков. «Лабиринт. Альбом моей матери». 1990. На вернисаже в Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Первым российским музеем, где Илья Кабаков согласился сделать свою персональную выставку после эмиграции, был Государственный Эрмитаж («„Случай в музее“ и другие инсталляции», 2004), после нее в собрании появились три тотальные инсталляции Кабаковых («Красный вагон», «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу»). Вокруг них и была выстроена вся архитектура нынешней ретроспективы, которую посмотрело около 130 тыс. человек.
Параллельно в залах Зимнего дворца открылась выставка «Арте повера. Творческий прорыв» (ит. arte povera — «бедное искусство»). В 1960–1970-е художники этого направления создавали инсталляции из мусора и повседневных предметов быта и вовлекали зрителя внутрь произведения, используя систему зеркал.
Тотальные инсталляции Кабаковых вступают с этим искусством в любопытный диалог, демонстрируя как сходство, так и ряд принципиальных отличий и в круге основных идей, и в методах их трансляции. Куратор ретроспективы в Эрмитаже Дмитрий Озерков описывает особенную природу инсталляций Кабаковых следующим образом: «Они начинают работать в процессе разговора. То есть, когда ты идешь сам по этой инсталляции, ты ничего не понимаешь. Но потом ты встречаешь другого человека, начинаешь с ним говорить об этом. И говоря, ты начинаешь эту инсталляцию оживлять: а что это, а почему, а куда смотреть, а зачем он это сделал. В этих инсталляциях и картинах есть некий переключатель — люди начинают говорить и думать».
Илья Кабаков. «Человек, который улетел в космос из своей комнаты». 1986.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
Отмечая огромный интерес к выставке на Крымском Валу (более 112 тыс. зрителей), директор Третьяковки Зельфира Трегулова объясняет ее актуальностью тотальной инсталляции — концепции, предложенной Кабаковыми еще в середине 1980-х годов. «То, что делает со зрителем Кабаков, не делает больше никто из ныне живущих русских художников. Людям так импонирует иммерсивность, они стремятся к ней, точно так же, как в кино, в 3D. Человеку хочется, чтобы на него воздействовало все одновременно и чтобы он оказался во власти этого воздействия. И зритель в итоге погружен в пучину драмы существования — драмы любого человека, живущего в системе». Кроме того, уверена Трегулова, сама эта форма говорит о том, что важно сегодня, сейчас: «Именно поэтому людей так это трогает. Они реагируют на те послания, которые заложены в работах Кабаковых». Столкновение высокого и низкого, приземленнейшего быта и попытки встретиться с ангелами создают, по словам Зельфиры Трегуловой, особое напряжение. Экспозиция в Третьяковке разрешает его композиционно. «Последняя работа на выставке, — говорит директор ГТГ, — это невероятное полотно с непонятным белым объектом в центре. Это, конечно, обещание чего-то в будущем и чего-то, на что персонажи картины смотрят с изумлением, но и с ожиданием тоже. И по-моему, прекрасно, что именно эта работа провожает пришедших на выставку в узкий коридор, через который они попадают к выходу».
Дмитрий Озерков из Эрмитажа отмечает сходную особенность: «То, что делают Кабаковы, — это критика современного человека, не только российского, не только сегодняшнего, но и западного человека, и человека будущего. Все эти их модели про дом сна, утопические истории про полеты — это все, конечно же, о некоем человеке будущего, который не понимает, куда он попал, и нужно ему как-то помочь. Потому что человек видит не то, что он может видеть, он слышит не то, что он может слышать. Он ограниченный. Кабаковы пытаются его терапевтически направить к каким-то важным для человечества вещам: „Как тебе стать лучше? Надень крылья“, „Как тебе задуматься о чем-то? Ответь на вопросы, почитай книжку“, „Посмотри на картину и опиши свои впечатления“.
Признаки новой эры
Илья Кабаков. «Туалет в углу». 2008.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
О различиях восприятия искусства Кабаковых на Западе и в России мы говорили с Эмилией Кабаковой. Она определяет их так: сопереживание опыту художника и его персонажам у западного зрителя лежит в сфере социальной или личной рефлексии, тогда как у русского зрителя — в большей степени в сфере духовной и моральной. В той же беседе Эмилия Кабакова призналась, что выставки в Москве они с Ильей боялись больше других: свои, родные — они и ранить могут сильнее всего. Но страхи оказались напрасными. Более того, московскую ретроспективу Эмилия Кабакова считает особенно удачной. Лондонская экспозиция оказалась перегруженной слишком плотной развеской. В Петербурге выставочное пространство было разорвано лестницей и сторонними залами, что мешало стройной драматургии проекта, и пришлось переиначить первоначальный замысел (впрочем, дизайнер Андрей Шелютто и его команда нашли оптимальное решение).
Московская ретроспектива вышла идеально, ровно так, как было задумано. Важно и то, что на ней было представлено больше, чем в Лондоне и Петербурге, работ, относящихся к раннему, московскому периоду (музей выделил под них дополнительный зал, и экспозиция получилась изящной и комфортной). В результате именно Третьяковка показала самую полную (из трех вариантов) картину того, что Илья Кабаков делал до эмиграции в Москве и после 1987 года на Западе, в тандеме с Эмилией Кабаковой.
Илья Кабаков. «В будущее возьмут не всех».
Фото: Andrew Dunkley, Tate Photography / Courtesy the artists and Tate Moder
В Третьяковке ретроспектива Кабаковых шла параллельно с выставкой «Михаил Ларионов». Сложился диалог ключевых для русского искусства ХХ века художников: отца русского авангарда Михаила Ларионова и лидера так называемого второго русского авангарда, основателя московской концептуальной школы Ильи Кабакова.
Зельфира Трегулова признается, что музей вложил в эту выставку очень много, и дорожит ее успехом: «Для меня очень важны слова Жан-Юбера Мартена, куратора многих исторических выставок Кабакова, в том числе блистательного проекта в Гран-пале в 2014 году. Мартен сказал, что это одна из лучших выставок Кабакова, которая когда-либо была сделана».
Подписаться на новости
Государственная Третьяковская галерея Государственный Эрмитаж Илья Кабаков Тейт Модерн
Открытое письмо сотрудников Третьяковки Зельфире Трегуловой
Мы получили письмо сотрудников Третьяковской галереи со словами благодарности теперь уже бывшему директору и решили откликнуться на просьбу его опубликовать
15.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03. 03.2023
Две семьи Шаляпина под одной крышей в Москве
К 150-летию певца два его мемориальных музея, московский и петербургский, открыли выставку «Шаляпин. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», где в том числе можно видеть картины знаменитых русских художников из коллекции артиста и его скульптуру
15.02.2023
Объявлен лонг-лист ХI Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2022 год в пяти категориях: музей, выставка, реставрация, книга, личный вклад. Знакомьтесь с ее лонг-листом, а также с лауреатами специального приза
13.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28. 02.2023
Покровителем Вермеера оказалась женщина
Билеты на большую выставку Яна Вермеера, которая работает до 4 июня в Рейксмузеуме, раскуплены. А в каталоге опубликовано исследование, согласно которому покровителем художника была женщина
14.02.2023
Илья и Эмилия Кабаковы | Тейт Модерн
Окунитесь в фантастический мир Кабаковых на первой крупной выставке в Великобритании, посвященной пионерам инсталляционного искусства.
Кабаковы — одни из самых знаменитых художников своего поколения, широко известные своими крупномасштабными инсталляциями и использованием вымышленных персонажей. Критикуя условности истории искусства и опираясь на визуальную культуру бывшего Советского Союза — от унылых коммунальных квартир до пропагандистского искусства и его весьма оптимистичных изображений советской жизни — их работы обращаются к универсальным идеям утопии и фантазии; надежда и страх.
Выставка рассказывает о невероятном творческом пути Кабаковых, начиная с ранних картин, рисунков, альбомов и скульптурных работ, созданных Ильей, работавшим «неофициальным» художником в своей московской мастерской с 1960-х годов, до его переезда в Нью-Йорк в 1960-е годы. конец 1980-х — поворотный момент, положивший начало его сотрудничеству с Эмилией над иммерсивными и часто крупномасштабными инсталляциями. Включая архитектурные модели реализованных и нереализованных утопических проектов и общественных скульптур, выставка демонстрирует широту практики Кабаковых.
Три крупных и редко экспонируемых «тотальных» инсталляции впервые будут представлены вместе: Человек, улетевший в космос из своей квартиры 1985, Лабиринт (Альбом моей мамы) 1990 и Не всех возьмут в Будущее 2001. Выглядя так, как будто они были недавно освобождены, эти сверхъестественные среды вовлекают зрителей в абсурдные и трогательные истории этих часто вымышленных персонажей.
К столетию 1917 Русская революция, выставка В будущее возьмут не всех исследует роль художника в обществе в неспокойное время.
… Подытожим:
Путь вперед только с Малевичем.
Но возьмут лишь несколько – лучших. Кого выбирает директор – ОН ЗНАЕТ КОГО.
Илья Кабаков, «В будущее возьмут не всех», А-Я , выпуск 5, 1983.
Не всех возьмут в будущее и Красная звезда над Россией представляют уникальную визуальную культуру, возникшую в этот знаменательный период мировой истории, и художественные отклики следующего поколения.
Выставка организована Тейт Модерн совместно с Государственным Эрмитажем, Санкт-Петербург и Государственной Третьяковской галереей, Москва.
Тейт Модерн
Галереи Эяля Офера
Бэнксайд
London SE1 9TG
Запланируйте визит
Даты
18 октября 2017 г. – 28 января 2018 г.
При поддержке
Новатэк
С дополнительной опорой из
г-н Роман Абрамович
*****
The Guardian
****
The Times
****
The Telegraph
****
Удивительно трогательный
Time Out
3 *****
Город 90Познакомьтесь с художниками-коллабораторами, которые стали пионерами инсталляционного искусства
Мы посещаем дом первых художников-инсталляторов на Лонг-Айленде
Художник советского происхождения Илья Кабаков обсуждает картину Малевича «Работница» 1933
Наталья Сидлина , Джульет Бингхэм , Эмилия Кабакова , Андрей Монастырский , Ирина Нахова и Арсений Жиляев
Клэр Бишоп
Что означает термин «искусство инсталляции»? Это относится к большим темным комнатам, в которые вы натыкаетесь, чтобы посмотреть видео? Или пустые комнаты, в которых включается и выключается свет?
Узнать больше
Извините, изображения нет
Извините, изображения нет
Извините, изображения нет
Новые картины — Илья и Эмилия Кабаковы
Фаддей Ропак, Париж, Франция
С 19 октября 2017 г. по 6 января 2018 г.
Открытие: четверг, 19 октября 2017 г., с 18:00 до 22:00
Галерея Таддеус Ропак рада представить анакову выставку новых картин пионера концептуального художника Ильи Каба. Ранее никогда не экспонировавшиеся работы 2014-2016 годов впервые представлены в Париже. Илья и Эмилия Кабаковы, родившиеся в России и живущие в Америке, сегодня признаны одними из самых значительных международных художников, появившихся в конце двадцатого века. Илья Кабаков, которого куратор Роберт Сторр назвал «одним из величайших рассказчиков нашей эпохи», известен тем, что коренным образом переосмыслил природу «концептуального», «окружающего» и «перформативного» искусства, а также живописи через сложные повествовательные формы. . Один из характерных способов, которыми он исследует концептуальный потенциал повествования, — это его практика «нарисованного коллажа».
На выставке представлены три серии, отражающие сложные отношения художника с прошлым и представления о личной и коллективной памяти. Илья Кабаков принимает новый образ художника для каждой серии, в которой пересекаются разные реальности.
В серии Два раза (2014-2016) Илья Кабаков соединяет визуальные фрагменты советской образности с фрагментами барочной живописи XVII века, такими как Караваджо, Погребение святой Люси (1608) и Франсуа де Труа, Портрет Шарля Мутона (1690) в Лувре. Илья Кабаков противостоит двум очень разным формам живописи, временным рамкам и реалиям на одном полотне. После распада советского блока образы счастья, прогресса и гармонии, передаваемые стереотипной пропагандой, приобрели фольклорную форму, обманчивую ностальгию. Окрашенные в формы с рваными краями, эти образы словно вырываются из исторических картин, словно всплывающие на поверхность мысли. Тщательно продуманные композиции Ильи Кабакова прямо отражают сложность нашего ментального пространства, в котором переплетаются личные и коллективные воспоминания.
Картина В правильном направлении, № 4 (2014 г. ) состоит из четырех различных вырезанных сцен, расположенных последовательно: первая изображает отплытие корабля, затем горнолыжный курорт 1950-х годов, затем величественный интерьер 1930-х годов и, наконец, залитый солнцем медсестра. Хотя сцены кажутся моментами счастья и отдыха, основной обман утопического идеала резонирует. Импрессионистский стиль фона выявляет черты одного из конкретных персонажей, сконструированных Ильей Кабаковым. Летающая картина во время временной потери зрения (2015) серия сочетает в себе абстрактные мотивы белых плоскостей и точек с городской тематикой. Здесь художник принимает образ художника, который стремится создать лучшую реальность. Точки относятся к более ранним работам, где он добавил настоящую конфетную обертку, чтобы обозначить сладость, объединяя поверхность холста, они также показывают четкий диалог с концептуальной живописью. Париж имел решающее значение для Ильи и Эмилии Кабаковых, поскольку их работа получила всеобщее признание во время выставки «Монумента 2014» с Странный город в Большом дворце, Париж и Город мечты на Электростанции в Шанхае в 2015 году. Другие масштабные проекты включают Павильон России на 45-й Венецианской биеннале в 1993 году, Documenta IX, Кассель, Германия в 2015 году. 1992.
В этом году Илья и Эмилия Кабаковы отмечают мировую масштабную выставку в Тейт Модерн: Не всех возьмут в будущее (18 октября 2017 г. – 28 января 2018 г.), которая отправится в Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и Государственная Третьяковская галерея в Москве в 2018 году. Обзорная выставка их инсталляционных моделей в настоящее время проходит в Хиршхорне в Вашингтоне, округ Колумбия. В Лондоне Galerie Thaddaeus Ropac представляет три исторические инсталляции: Концерт для мухи (камерная музыка) (1986), Концерт для мухи (1993) и Упавшая люстра (1997) до 11 ноября 2017 г.
Илья Кабаков родился в Днепропетровске, Советский Союз, в 1933 г. Учился в Московской художественной академии имени В. Сурикова. Карьеру иллюстратора детских книг начал в 1950-х гг. В то время он также был частью группы художников-концептуалистов в Москве, которые работали вне официальной системы советского искусства.