Илья кабаков художник картины фото: Илья Кабаков. Мир как тотальная инсталляция
Художник Илья Кабаков: картины, биография, рисунки
Советский и украинский художник Илья Кабаков пишет картины в стиле советского импрессионизма с характерными чертами критики на режим, который существовал в Советском Союзе. Илья Кабаков — художник исторической живописи, поэтому его работы буквально пронизаны чувственными идеологическими оттенками периода существования СССР и являются одной из самых удачных ретроспектив современного времени.
Содержание:
- Творческая биография
- Диссидентский период творчества
- Художник Илья Кабаков как скульптор-инсталлятор
- Современный период творчества
Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября, 1933 года, в Днепропетровске, УССР. Семья Кабаковых была самой обычной — мать бухгалтер, а отец работал слесарем. В 1941 году отец Ильи ушел на фронт, а он вместе с матерью очутился в Узбекистане, куда были эвакуированы многие жители его родного города.
В эвакуации молодой Кабаков познакомился с учениками Художественной школы живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, которых также перевезли в Самарканд и недолго думая поступил в это учебное заведение, мечтая стать художником в самый разгар Великой Отечественной Войны.
В 1951 году художник Илья Кабаков закончил Московскую среднюю художественную школу, в которую был переведен согласно распределению и поступил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Получив высшее образование, украинский художник стал иллюстратором детской литературы таких известных изданий, как «Мурзилка» и «Веселые картинки».
«Муха с крыльями», 1984Диссидентский период творчества художника Ильи Кабакова
В начале 1960 годов Кабаков начинает серьезно подходить к своему творчеству. Его картины приобретают явно выраженные черты импрессионизма с политическим уклоном. Своими работами живописец высмеивает консервативную советскую власть и делает это с юмором и комизмом, как и большинство художников того времени.
Кабаков, вместе с эстонским художником «неофициального искусства» Юло Соостером создали, позже ставшую знаменитой, — мастерскую на чердаке Сретенского бульвара, где собирались такие нонконформисты советской живописи, как Эрик Булатов, Олег Васильев, Виктор Пивоваров и Эдуард Штейнберг.
Западные критики современного искусства назвали всех этих художников «Сретенской группой», для которой характерны диссидентство и нонконформизм в советской живописи того периода.
«Бесталанный художник», 1988Художник Илья Кабаков как скульптор-инсталлятор
Будучи художником, который выражает в своем творчестве протест, Илья Кабаков с начала 1980-х годов стал заниматься концептуальной инсталляцией, вслед за такими художниками, как Шон Скалли и Джефф Кунс.
Однако в отличии от его западных коллег, инсталляции Кабакова носят ярко выраженные черты экспрессии и даже хаоса. В своих работах он использует мусор, технические отходы и старые газеты, придавая своим концептуальным скульптурам характерные черты отсутствия смысла и какой либо идеологической линии.
Именно отсутствие явно выраженной критики на конформистское искусство СССР, помогло художнику избежать преследования жесткой, советской цензуры. Наиболее значимой инсталляцией художника, является работа «Человек, который улетел в космос из своей комнаты».
«Человек, который улетел в космос из своей комнаты»Современный период творчества художника Ильи Кабакова
Искусство художника широко было известно за пределами СССР, даже в 80-е годы, 20-го века. Украинский живописец относится к многочисленному классу современных художников, которые смогли преодолеть в своем творчестве законы «советской гравитации» и сделать свои следующие работы отвечающими на запросы времени. Его такие картины, как «Номер люкс», «Полетевший Комаров» и «Жук» оценены на аукционах в несколько миллионов долларов. В 2019 году открылась его персональная экспозиция в Третьяковской галереи. Известный художник Илья Кабаков является членом Российской академии художеств. Современный живописец женат на Эмилии Кабаковой, которая также является художницей.
«Номер люкс»_____________________
Читайте нас в Телеграм
Шесть тезисов Ильи Кабакова | The Art Newspaper Russia — новости искусства
ВыставкиКрупным планом
№62
Материал из газеты
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями
Милена Орлова
16.04.2018
Илья и Эмилия Кабаковы.
Фото: Jacques De Melo
Справка
БИОГРАФИЯ
Илья Кабаков
Дата и место рождения 30 сентября 1933 года, Днепропетровск (СССР)
1957 Окончил Государственный художественный институт им. Сурикова
1988 Эмигрировал из СССР
Эмилия Кабакова
Дата и место рождения 3 декабря 1945 года, Днепропетровск (СССР)
С 1989 Работает с Ильей Кабаковым
Илья и Эмилия Кабаковы живут и работают в Нью-Йорке
2004 Первая большая выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в России «„Случай в музее“ и другие инсталляции» организована в Главном штабе Эрмитажа совместно с Музеем Соломона Гуггенхайма и фондом Stella Art
2008 В Москве прошел целый фестиваль творчества Ильи и Эмилии Кабаковых, центром которого стала тотальная инсталляция «Альтернативная история искусства» в Центре современной культуры «Гараж». Инсталляции были также показаны в ГМИИ им. Пушкина и ЦСИ «Винзавод»
Еще…
«В будущее возьмут не всех»
Так называлось эссе Ильи Кабакова, опубликованное в 1983 году в журнале неофициального русского искусства «А — Я», выходившем в Париже. В этой статье Кабаков с позиции маленького человека, неудачника признается, что боится «больших начальников», героев русcкого авангарда, в частности Казимира Малевича, диктующих, в какое будущее нам идти. Эссе стало своего рода манифестом художника и позже неоднократно цитировалось и в его собственном творчестве, и у других художников и кураторов — так, выставка куратора Ольги Свибловой в павильоне России на Венецианской биеннале называлась «Победа над будущим».
***
Не знаешь даже, что сказать о Малевиче. Великий художник. Вселяет ужас. Большой начальник.
У нас в школе был директор, очень строгий, свирепый — к весне, к концу года он сказал:
— В пионерский лагерь школы на все лето поедут только те, которые это заслужили. Остальные останутся здесь.
У меня все оборвалось внутри…
От начальника зависит все. Он может — я не могу. Он знает — я не знаю. Он умеет — я не умею.
Начальников в школе у нас было много: директор Карренберг, завуч Сукиасян, поэт Пушкин, военрук Петров, художники Репин и Суриков, композиторы Бах, Моцарт, Чайковский… И если ты их не послушаешься, не сделаешь, как они говорят и рекомендуют, — «останешься здесь».
Илья и Эмилия Кабаковы. «Красный вагон». 2008. Инсталляция.
Фото: Государственный Эрмитаж
Персонажный автор
Один из самых ярких художественных приемов Кабакова — создание произведений от лица вымышленных персонажей. Впервые эти выдуманные авторы появились в серии альбомов «10 персонажей» (1970–1975), а позднее некоторые из них стали героями известных инсталляций. Впоследствии к ним прибавились новые герои из проекта «Альтернативная история искусства» (2008), сочиненные художники, такие как Шарль Розенталь, Игорь Спивак и даже подставной, альтернативный Илья Кабаков.
***
Итак, «темы-образы», послужившие изготовлению «10 персонажей», — это темы моего сознания, которые сейчас с большого уже расстояния могут быть представлены как основные «мифемы» болевых сгустков, комплексов, неврозов или даже истеризмов, не знаю, как назвать поточнее.
Эти темы сразу же получили персональный облик, сразу же оказались «персонажами» — Комаров, Бармин и др. То есть я сразу решил уже тогда, что «персонаж» — это вполне литературный герой, обуреваемый темой-состоянием и проживающий эту тему, состояние от начала до конца как единственное содержание своей жизни. Или по-другому: история того, как она, эта идея, рождается, напрягается, достигает своих сложностей, разветвлений, расцвета и погибает, заканчивается сама собой, изнутри себя, будучи мифом, наваждением, аффектом, болезнью. Что-то вроде гриппа с летальным исходом.
Илья Кабаков. «Человек, который никогда ни с чем не расставался» («Мусорщик»). 1988.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
Мусор
Популярная в искусстве ХХ века тема мусора получила у Ильи Кабакова особую, экзистенциальную трактовку; сам он в роли одного из своих персонажей известен как «человек, который никогда ничего не выкидывал». Самые ничтожные предметы и бумажки обретают в его инсталляциях человеческие голоса.
***
Почти 30 лет я просидел у себя на чердаке. Я уходил из дома рано и уже в 8 часов (час езды на машине или на метро) поднимался на свой чердак, в мастерскую. Проходил мимо помойных и мусорных ящиков у ворот, через внутренний двор, грязный, засыпанный хламом и пылью летом и мокрым, тающим, тоже грязным снегом зимой, и поднимался по черной лестнице (с черного хода), на каждой из площадок которой, пока я забирался на пятый этаж, встречали меня по два ведра с мусором и с объедками с каждой стороны, у дверей двух коммунальных кухонь, выходивших на лестницу. Из каждой доносились крики мужские и женские, иногда двери открывались, и выходила дама в халате сгрести объедки с тарелки в помойное ведро. Я медленно поднимался все выше и выше мимо этой утренней жизни по старым каменным ступеням, края которых были сточены, как напильником. Сверху, навстречу мне, грохоча, спускался дворник нашего дома с огромным железным корытом, полным кухонных объедков. Корыто съезжало по ступеням впереди него, а он удерживал его, чтобы оно не улетело вниз, за длинную веревку. Я неожиданным, внезапным озарением смог вдруг увязать все в одно: корыто, дворника и срезанные ступени. Ведь это корыто, скользя вниз в течение 70 лет (дом построен в 1902-м), сточило их края! «Корыто камень точит»… Наконец я на последней, чердачной площадке. Она тоже вся завалена старой дрянью, но предметы, которые сюда снесли жильцы (чтобы только не тащить на помойку возле подъезда дома), покрупнее: старый дубовый кухонный шкаф с точеными колонками, огромные кровати, этажерка, гигантское разбитое зеркало в резной раме. Потрясенный красотой некоторых предметов, я затаскивал их к себе в мастерскую и пользовался ими: столами, стульями, старым диваном.
Илья Кабаков. «Роспись для стола № 1». 1997.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
Жанр альбомов
Конечно, Илья Кабаков не изобрел жанр альбома, но именно он вместе с коллегой Виктором Пивоваровым вдохнул в него новую жизнь, превратив из традиционно подсобного, второстепенного в один из центральных в своем творчестве. Как считают многие критики, на это во многом повлияла официальная советская работа Кабакова в качестве иллюстратора детских книг.
***
Как жанр альбомы находятся в промежутке между несколькими видами искусства. От литературы (прежде всего — русской) у альбомов повествовательность, сюжет, герой, но, главным образом, прямое включение больших масс текста, чужого или созданного самим автором.
От изобразительного искусства — возможность существования отдельного листа альбома как самостоятельного станкового целого, и в этом смысле он может выдерживать требования, предъявляемые к такого рода произведениям: он обладает соответствующим композиционным построением, способен удерживать внимание, стать объектом созерцания. Поэтому текст, который помещен на лист альбома, должен быть написан от руки, чтобы тем самым включиться в изобразительный ряд.
От кинематографа — смена «кадров», непрерывно текущих перед неподвижно сидящим зрителем, постоянный размер картинки-кадра в пределах одного альбома, монотонность их мелькания.
Илья Кабаков. «Я свободен». Из цикла «Четыре картины о свободе». 2012.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
Но более всего альбомы похожи на домашний театр (а не на современный театр, где действие происходит в темноте, чтобы легче бы было связать зрителя и удержать его внимание происходящим на сцене), а скорее — старый театр на площади, где при свете дня зритель был свободен наблюдать за действием и одновременно оценивать его.
Главную особенность альбомов составляет возможность самим смотрящим перекладывать листы. При этом, помимо физического прикосновения к листу и связанной с этим возможностью распоряжаться временем, отведенным на его разглядывание, при перекладывании листов возникает особый эффект, относящий альбом к «временным» видам искусства. Получается весьма своеобразное переживание времени: ожидание, завязка, кульминация, финал, повторы, ритм и т.д.
Происхождение московского концептуализма
Илья Кабаков — центральная фигура «московского концептуализма» — направления, возникшего параллельно аналогичным западным течениям, но имевшего свою собственную подоплеку.
***
Искусство «реди-мейд» — втаскивания в выставочные залы и музеи предметов «низкой действительности» — началось в начале века, с Дюшана, и теперь это обычное, будничное дело. Так что открытия тут не сделано никакого.
Но есть один оттенок, что называется, «нюанс», и отдавать этот «нюанс» мы никому не намерены («Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим»). «Нюанс» состоит в следующем.
Илья Кабаков. «Запись на „Джоконду“». 1980.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
Все натуральные вещи, выставленные в музеях, хотя бы и через абсурд, выводят, высказывают какие-то особые, часто существенные стороны «бытия», а вещи «поп-арта» демонстрируют рекламы чего-то, что соответствует этим рекламам внутри магазина, обещают что-то реальное, на самом деле существующее. Нашим рекламам, призывам, объяснениям, указаниям, расписаниям — все это знают — никогда, нигде и ничто не соответствует в реальности. Это есть предмет чистого, завершенного на себя «ТЕКСТА» в точном смысле этого слова. Этот ТЕКСТ, о котором заведомо известно, что он никому не обращен, ничего не означает, ничему не соответствует, тем не менее очень много значит «сам по себе», и вот интерес, внимание, «работа» с этим текстом составляют особенность нашего обращения с этой изопродукцией. Это тем более важно, что этот текст пронизывает всю нашу жизнь, все здесь или говорят, или пишут, все пронизано текстами — инструкциями, приказами, призывами, объяснениями, так что мы можем нашу культуру назвать по преимуществу воспитательной, дидактической. Но было бы неосторожно считать, что эти тексты направлены на какой-то человеческий субъект, обращены к «советскому человеку». Феномен наш еще более уникален, чем это представляется с первого взгляда. Наши тексты обращены только к текстам, и любой текст есть ответ на текст предыдущий.
В этом смысле у нас настоящая витгенштейновская герменевтика — и все мы живем внутри «единого Текста».
Илья Кабаков. «Доска — объяснение картины „В углу“». 1983.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
Тотальная инсталляция
В мировых энциклопедиях и историях искусства Илья Кабаков аттестуется как создатель жанра «тотальной инсталляции». Это особым образом организованные пространства (иногда компактные, иногда занимающие целые музеи), отчасти напоминающие «коробку» театральных декораций, погружающие зрителя в ту или иную атмосферу. Художник начал делать инсталляции после отъезда из СССР в 1989 году и с тех пор осуществил десятки таких проектов в крупнейших музеях мира.
***
…Речь, повторяю, идет не только о таких страшных местах, как тюрьма, милиция или вокзал. Буквально все пространства обитания: школа, дом, магазин, почта, больница, столовая, мастерские по починке — имеют тот же репрессивный, подавляющий характер. Поневоле вспоминаются средневековые представления о «гении», духе места, который овладевает всяким, кто туда попадает. Каким способом этот дух пространства овладевает тобой? Во-первых, помещение всегда деконструктивно, до нелепости асимметрично или, наоборот, симметрично до безумия. Во-вторых, оно выглядит тусклым, гнетущим, полутемным, но не потому, что окна маленькие или горят слабые лампы. Суть в том, что свет и днем и вечером располагается так мучительно, так нелепо, что создает особый, только этому месту присущий дискомфорт. Третья важная черта воздействия «нашего помещения» — убогое, нелепое качество его изготовления, от проекта до реализации: все кривое, неотделанное, полно пятен, щелей, во всех самых прочных материалах присутствует что-то временное, странное, сделанное кое-как, лишь бы «сошло».
Илья и Эмилия Кабаковы. «Человек, который улетел в свою картину». 1988.
Фото: Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
***
Дух общинности, сконцентрированной в небольшой группе (группа семей, профессиональная мастерская, клан друзей), в состоянии сделать «позитивным» окружающее пространство: дом, небольшой клуб или мастерскую. Но та же общность, раздутая до размеров государства, хотя, возможно, и задуманная по тому же принципу большой семьи с отцом (монархом, первым секретарем) во главе, приводит к обратному и, как правило, катастрофическому результату: ничейности, ненужности, превращению всего в места «общего пользования», к уничтожению, омертвлению всего, даже семейного дома, в растворении всего в едином душном государственном «ничейном» пространстве. ..
***
Если обратиться в этом смысле к разнице художественных принципов у нас и на Западе, ее можно сформулировать так: если на Западе выставляется «объект» как главное действующее лицо, а пространства вообще не существует, то «мы», возможно, должны, наоборот, выставлять «пространство», а уже потом помещать в него предметы. Это и теоретически, и практически приводит к необходимости создания особого вида инсталляции — инсталляции «тотальной».
Государственный Эрмитаж
Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех
С 21 апреля по 29 июля
Благодарим сайт «Московский концептуализм»
www.conceptualism-moscow.org, где опубликованы тексты Ильи Кабакова разных лет, откуда мы взяли короткие отрывки.
Подписаться на новости
Находки в Тоскане меняют представления об истории
Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху
10.04.2023
Елена Проничева: «Мы не „музей современного искусства“»
Новый генеральный директор Государственной Третьяковской галереи рассказала о планах развития музея в регионах и своих взглядах на музейную стратегию в целом
25.04.2023
Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь
В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков
07.04.2023
В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера
Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства
31. 03.2023
Русские выводы из французского импрессионизма
На выставке «После импрессионизма» в Пушкинском музее проследили этапы рождения авангардного искусства, сопоставив произведения русской живописи второй половины XIX — начала ХХ века с шедеврами французской живописи от импрессионизма до кубизма
18.04.2023
Новый дом современного искусства в Калининграде
Ранее бездомный Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (бывший ГЦСИ Калининград) наконец получил собственное помещение на первом этаже жилого дома в центре города. Там уже прошла первая выставка
05.04.2023
Наука и искусство — две части одного уравнения
Еврейский музей и центр толерантности совместно с Политехническим музеем подготовил эпохальный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство», посвященный взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности
04.04.2023
Человек, который влетел в свою картину — ICA Philadelphia, PA — Илья Кабаков
МЕНЮ ЗАКРЫТЬ
- Фейсбук
- Инстаграм
- Саундклауд
- YouTube
- Твиттер
Часы работы
Полные часы работы
Адрес
Королевский госпиталь Килмейнхем
Дублин 8, D08 FW31, Ирландия
Телефон +353 1 6129900
Посмотреть карту
Найдите нас по
- Foot
- Велосипед
- Автомобиль
- Рельс
- Трамвай
- Автобус
Х
Илья Кабаков, 1933 г. р.
Человек, влетевший в свою картину — ICA Philadelphia, PA1991
Человек, влетевший в свою картину — ICA Philadelphia, PA — работа Ильи Кабакова 1991 года. Он является частью постоянной коллекции IMMA.Размеры | 28 x 21,5 см |
Кредитная линия | Коллекция IMMA: Покупка, 1999 г. |
Издание | Издание 429/500 9006 3 |
Артикул | IMMA.2887 |
Авторское право | Для получения информации об авторских правах свяжитесь с командой IMMA Collections: [email protected]. |
Теги |
|
Подпись к изображению
Кабакова Ильи, Человек, который влетел в его картину – ICA Philadelphia, PA , 1991, 28 x 21,5 см, Коллекция Ирландского музея современного искусства, покупка, 1999
О художнике
Кабаков Илья 1933 г.
р.Илья Кабаков — один из самых влиятельных художников из бывшего Советского Союза. С момента своего переезда на Запад в 1987 году он стал ведущей фигурой в области инсталляционного искусства. Практика Кабакова объединяет рисунки, картины и найденные предметы в сложные инсталляции, отражающие социальные, исторические и политические силы, сформировавшие его жизнь и творчество. Он создавал инсталляции в различных местах по всему миру, включая MoMA в Нью-Йорке, музей Хиршхорна в Вашингтоне и Центр Помпиду в Париже. Вместе со своей женой Эмилией Кабаков создал в IMMA в 1999.
Посмотреть Художник
Художник недели: Илья Кабаков
Значительные работы Ильи Кабакова будут храниться и экспонироваться в московском ЦСР «Гараж». Картины, альбомы, инсталляции вернутся домой для своего автора
Значительная работа Ильи Кабакова сейчас хранится и экспонируется в Московском центре современного искусства «Гараж». Картины, альбомы, инсталляции вернутся домой для своего автора.
Кабаков Илья Иванович родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. В 1941 году, в начале войны, семью эвакуировали в Самарканд, а в 1943 году 10-летний Илья начал посещать занятия в Ленинградской Академии художеств, также эвакуированной в этот узбекский город (Кабаков рассказывал: « в художественную школу я начал изучать еще до того, как осознал себя художником »). В январе 1944 года Академия выезжает в Загорск. Илья с мамой (отец в 1943, ушел на фронт) дерзал и какое-то время жил в Подмосковье. Летом 1945 года академик вернулся в Ленинград, но Кабакову не удалось получить разрешение на проживание в Ленинграде. Переехать в Москву тоже не получается, поэтому мать остается в Загорске, а Илья стал учиться в МХШ и живет с ней в пансионе до поступления в 1951 году в Суриковский институт.
Считается, что молодость, проведенная в общежитии мира, куда Кабаков попал в возрасте 12 лет (не будем забывать), повлияла на восприятие жизни, искусства и его творчества.
После многих десятилетий мотив маленького человека в огромном, давящем его мире, мире коммунального и нехватки личного пространства является одним из главных (идееобразующих) в его творчестве.художник помнит, что в 16 17 лет очень резкая грань между жизнью и искусством. Искусство для искусства и для других: « Я сразу принял решение жить как нормальный советский человек, по законам общества» . В искусстве для себя он может свободно выражать мир мыслей и то, как он их воспринимает, а в жизни старается быть как все.
Возможно, в этом ключ к пониманию двойственной натуры художника в советский период его жизни (в 1987, эмигрировал из СССР), он достаточно известен как книжный иллюстратор, представитель советского официального искусства, а Кабаков — один из ярчайших новаторов в параллельном мире неофициального искусства.
С 1951 по 1957 год Кабаков учится на графическом факультете МГАХИ имени Сурикова. Здесь во многом определился художник, и здесь началась его дружба с людьми, признанными ныне столпами советского нонконформизма, — О. Васильев, Е. Булатов и др. на защите диплома — иллюстрации к книге «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема, с конца 1950-х годов он начал книжную иллюстрацию (в основном детскую), которая стала его официальной профессией и покрытием на долгие 30 лет. За это время он выполнил множество иллюстраций для книг Детгиз и детских журналов, в том числе «Мурзилки», «Веселые картинки» и так надо сказать, помимо узнаваемого и надежного положения, работа иллюстратором приносила немалые деньги, которые заставили его неформальная работа. Так, в 1967 году гонорар, который он получил за оформление книги «Дом, который построил Джек», был потрачен на ремонт чердака дома на Сретенском бульваре, а в 1968 попал в магазин Кабакова в Москве.
- мало воды. 1980
доска, эмаль. 260 x 190,5
Эстимейт: 150 000–200 000 фунтов
Результат: 204 500 фунтов
PhillipsDePury. 28.02.2008
Источник: phillips.com
В 1959 году Кабаков стал кандидатом, а в 1962 году — членом Союза художников.
параллельно разрабатывает неофициальный художник. С 1953 года он начинает делать первые работы для себя. По воспоминаниям Кабакова, в период до 19 в.К 60-м годам он создал более 500 абстрактных графических работ, частично вошедших затем в его первый альбом.
Кабаков Две работы без названия. 1964 Бумага, карандаш, цветные карандаши. 9,7 x 14,3 и 10,8 x 18,7 Результат: 10 625 фунтов PhillipsDePury. 29.06.2012 Источник: phillips.com |
Его альбомы — совсем другая история. Сначала он раскладывал по папкам горы рисунков, более или менее сводя их тематически, и использовал эти «арт-объекты» как составные части в различных проектах вплоть до скульптурных. В 1970 Кабаков создает около 20 таких объектов. Позже эти же папки с рисунками были изъяты из проекта и стали называться (да, во многом так и было) полноценными книгами художника. Наиболее известен более чем пятьюдесятью своими альбомами. Одну из них — «10 символов» назовут впоследствии одной из его ранних инсталляций.
Труды в издательствах отнимают от трех до шести месяцев в году, остальное время Кабаков посвящает творческим поездкам, выставкам, работе в мастерской на Сретенском бульваре.
Надо сказать, что в конце 1960-х существовал особый круг художников, который с легкой руки журналиста Иржи Халупецкого группа теперь называла Сретенским бульваром (или «сретенцами»). В кружок решили включить Е. Булатова и О. Васильева (Кабаков с ними в студенческие годы и позже, после окончания института, брал уроки у Р. Фалька), Штейнберг, Б. Пивоварова, Б. Янкилевский, жившие по соседству, беседовали с много и были в чем-то схожи по своему пониманию искусства. И они составили костяк движения советских художников-концептуалистов. Их работы различны по стилю и технике исполнения, но в центре их внимания всегда находится не столько форма или цвет, сколько внутреннее содержание предметов изображения, их идея, иными словами — концепция.
Илья Кабаков — активный участник многих выставок «неофициального» искусства, начиная с выставок 1965 года в Италии (Л’Акуила), 1966 года в Польше (Познань — Сопот) и знаменитой однодневной выставки 1968 года в Москве кафе «Синяя птица».
в творческой форме можно описать Ильей Кабаковым несколько условных (поскольку нет четких дат и границ) этапов. время абстрактной графики
В конце 1960-х Кабакова интерес к философии и эстетике монохромного белого пространства к 1969 году вызывает его серия белых картин: « Мои белые работы обычно представляют собой плохо выкрашенные белой краской доски, на которых почти ничего не прорисовано — только какие-то мелкие детали ». Предполагалось, что когда мы смотрим на этот форум, он воспринимается как экран, на который падает и от которого отражается свет с какого-то бесконечного расстояния. Белое у Кабакова — это еще и описание пустоты, которая окружает маленького человека.
одновременно с монохромным белым в творчестве Кабакова начинает проникать в текст сначала как вспомогательный прием, затем — как законченный и даже главный герой.
Кабаков « Говорит Е. Коробов: Не надо долбить: я уже пробовал. 1992 Шелкография. 75 х 56 Эстимейт 120 000 000–150 000 рублей. лопата. 01.12.2011, Галерея «СОВКОМ» Источник: sovcom.ru |
Кабаков Спальный люкс. 1981 доска масло. 2146 x 2959 Эстимейт: 400 000–600 000 фунтов Результат: 2 036 000 фунтов 2 место в топ-10 аукционных результатов сайта Источник: phillips. com | Кабаков Каникулы №10. 1987 Мазонит, масло, бумага, фольга, ткань, веревка, коллаж. 1003 x 1562 Эстимейт: 1 500 000–2 500 000 фунтов стерлингов Цена продажи: 1 497 250 фунтов стерлингов третье место в топ-10 результатов аукциона веб-сайт Источник: phillips.com |
В 1980-х годах в творчестве Кабакова в сборках появляется первая и тема мусора. В это время мусор во всем мире приобретает привлекательные художественные черты: он расширяет возможности использования художественных приемов и дает в руки авторов еще одну метафору… Ведь любая вещь рано или поздно имеет шанс стать мусором. Илья Кабаков: «Для иностранца, который приезжает в Москву, например, это экспонат всего. Он изумляется и ищет какой-то смысл в том красивом доме в центре Москвы, который превратился в какие-то груды мусора и т. д. Когда я вышел к советским людям, он ужаснулся: не пройти, весь подъезд залит грязью и т. д. . Но для иностранца это музей… А потом, когда кто-то начинает переселяться на чердак, он оказывается в центре просто беды. Затем, когда посетитель проходит этот ад и попадает в мастерскую художника, тоже довольно грязное помещение с давно немытыми окнами, он рассчитывает наконец увидеть настоящие произведения искусства. Затем с невероятным энтузиазмом и улыбкой на лице приветливый посетитель художника открывает ящик, полный того же мусора, который он видел прежде на улицах Москвы и на лестницах». Так что, по мнению автора, никому не нужная вещь, треш придан статус произведения искусства — это зависит от контекста.
В 1980-х и 90-х появился еще один очень узнаваемый и почти универсальный персонаж Кабакова — Муха. Это можно увидеть и в станковых картинах, и в инсталляциях (есть даже огромный проект «Жизнь летит»). Муха для него, непременный атрибут времени, нечто такое же всепроникающее, как идея его, кабаковского, неофициального искусства, и ни одна муха не имеет личного отношения к тому месту, в котором она находится, или к месту — летать. Муха у Кабакова — это тоже маленький человек в тоталитарном обществе: постарайтесь не замечать его, когда вам придется и неизбежно сосуществовать, и общество может убить его в любой момент, даже не подозревая об этом.
В начале 1980-х на первый план выходит тема коммунального сосуществования у Кабакова (симбиоз с его темой мусора и мух очевиден). Целая «Кухонная серия», а Кабаков период своей жизни между 1978 и 1983 годами называет ЖЭКовским.
К концу 1980-х Кабаков начал создавать то, что он называет тотальной инсталляцией — трехмерное пространство, при этом зритель вовлекается в творческую среду и становится своего рода сопутствующим продуктом: « зритель ходит внутри скульптуры, он покрывал ее, но не совсем освобождал от нее, как в традиционной картине». один из первых подобных проектов — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» — комнаты с катапультой в центре и дырой в потолке над ней, через которую улетел человек.
Кабаков Человек улетел в пространство твоей комнаты. 1980 Инсталляция Источник: winzavod.ru |
Постинсталляционное помещение, необходимое каждый раз в новом помещении в коммунальной и совместно используемой несколькими художниками мастерской, чрезвычайно сложно, и вплотную заняться ими художник получает возможность только тогда, начинает работать за границей в конце 1980-е годы. Следующие двадцать лет можно назвать периодом масштабных проектов и инсталляций Кабакова: по оценкам, в 1990-е и 2000-е он создал более пятисот таких проектов. Вот некоторые из них:
«Десять персонажей» (1986) — первая зарубежная тотальная инсталляция Ильи Кабакова. Арт-объектами в ней являются не только предметы и пространство вокруг них, но и его зрители.
«Туалет» (1992) — проект, принесший автору международное признание, представляет собой типичный общественный туалет, узнаваемые буквы М и Ш и два ряда кабин вдоль стен. Между ними (и их непосредственным участием) воссоздан довольно типичный для середины века интерьер советской однокомнатной квартиры. Инсталляции неоднократно и успешно выставлялись в залах Европы, Америки и России.
Илья Кабаков Десять символов. 1986 Установка Источник: winzavod.ru | Кабаков Туалет. 1992 Инсталляция Источник: winzavod.ru |
«Школа № 6» (1993) — одна из самых лиричных инсталляций Кабакова, детально воссоздающая космическую модель советской школы такой, какой ее помнил художник.
Сегодня Кабаков — всемирно признанный мастер, получивший множество наград.Он стал первым советским художником, вышедшим за пределы русского искусства на международную арену и признанным мировым сообществом независимо от страны происхождения.Его произведения находятся в коллекции и постоянные коллекции многих крупных музеев и галерей мира.Живет и работает с женой и соавтором Эмилией Кабаковой в США.
Кабаков ИЛЬЯ Жук. 1982 Эмаль по дереву. 226,5 x 148,5 Эстимейт: 1 200 000-1 800 000 GBP Результат: 2 932 500 фунтов PhillipsDePury. 28.02.2008 1 место в топ-10 аукционных результатов сайта Источник: phillips. com |
Помимо мирового признания Кабаков имеет и очень стабильную рыночную стоимость, что свидетельствует о его рекордных продажах на аукционах. Самая высокая цена за Кабакова — почти 3 миллиона фунтов стерлингов — была уплачена за его работу в 1982 «Жучка» на аукционе Phillips в феврале 2008 года.
Надо сказать, что пик популярности Кабакова пришелся на 2008 год, когда в России проходили его самые грандиозные выставки, а на аукционах мира достигались рекордные цены.
В последнее время новый всплеск интереса к его творчеству среди российского художественного сообщества – месяц назад коллекция из 40 его работ (в основном более старых) была приобретена для обновленного центра современного искусства «Гараж».
Мария Кузнецова, АИ
Источник: часкор.ру, винзавод. ру, эн.википедия. org , conceptism-moscow.org , artinvestment.ru
© artinvestment.ru, 2023
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.