Художник кабаков: 10 работ Кабаковых, которые нужно знать «Десять персонажей», «Красный вагон», «Жизнь мух» и другие //Текст
Илья Кабаков: Биография, образование, семья
Художник-концептуалист
Художник-концептуалист. Имеет титул кавалера Ордена искусств и литературы французского министерства культуры. Лауреат многих международных премий
Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. Его мать, Берта Солодухина, была бухгалтером, а отец, Иосиф Кабаков, слесарем. В 1941 году вместе с матерью он попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которой тоже были эвакуированы в Самарканд [20], [11]. Оттуда Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Ее он закончил в 1951 году и тогда же поступил на отделение графики в Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова), где занимался в мастерской книги у профессора Б.А. Дехтерева. Окончил институт Кабаков в 1957 году [20].
С 1956 года Илья Кабаков начал иллюстрировать книги для издательства «Детгиз» (с 1963 года – «Детская литература») и для журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки» [20], [21]. Со второй половины 1950-х стал заниматься живописью «для себя»: пробовал силы в таких направлениях, как абстракционизм и сюрреализм [20].
В 1960-х Кабаков был активным участником диссидентских художественных экспозиций в Советском Союзе и за границей [18].
В 1968 году Кабаков перебрался в ставшую впоследствии знаменитой мастерскую Юло Соостера на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре [20], [19], [22]. В том же 1968 году он вместе с Олегом Васильевым, Эриком Булатовым и другими нонконформистами участвовал в выставке в кафе «Синяя птица» [11], [23], [3].
Некоторые работы художника уже в 1965 году попали на выставку «Альтернативная действительность II» (Аквила, Италия) [23], а с начала 1970-х их включали в устраивавшиеся на Западе экспозиции советского неофициального искусства: в Кельне, Лондоне, Венеции [24].
С 1970 по 1976 годы Кабаков нарисовал 55 альбомов для серии «Десять персонажей» [20]. Первым альбомом стал «Полетевший Комаров» [20]. Цикл, впоследствии названный журналистами «концептуалистским комиксом», создавался специально для домашнего просмотра: это был нонконформистский, неофициальный проект [16].
В середине 1970-х Кабаков сделал концептуальный триптих из трех белых холстов и приступил к циклу «альб» — листов с надписями на «коммунальные» темы, а с 1978-го разрабатывал ироническую «жэковскую серию». В 1980 году он стал меньше заниматься графикой и сосредоточился на инсталляциях, в которых использовал обычный мусор и обыгрывал жизнь и быт коммунальных квартир [20].
В 1982 году Кабаков придумал одну из своих самых знаменитых инсталляций – «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», законченную к 1986 году. Впоследствии такие масштабные проекты он стал называть «тотальными инсталляциями» [20].
В 1987 году Кабаков получил первый зарубежный грант – от австрийского объединения Graz Kunstverein [12] — и построил в Граце инсталляцию «Ужин». Год спустя он устроил первую «тотальную инсталляцию» из проекта «Десять персонажей» в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получил стипендию французского министерства культуры [20], [2]. В 1989 году Кабакову дали стипендию в фонде DAAD (Германская служба академических обменов), и он переехал в Берлин. С этого времени он постоянно работал за пределами сначала СССР, а потом России [20].
С начала 1990-х годов у Кабакова прошли десятки выставок в Европе и Америке, в том числе в таких крупных музеях, как парижский Центр Помпиду, норвежский Национальный центр современного искусства, нью-йоркский музей современного искусства, кельнский Кунстхалле, а также на Венецианской биеннале и на выставке Documenta в Касселе [23], [24].
1990-е годы стали временем признания художника: в это десятилетие он получил награды от датского, немецкого и швейцарского музеев, титул кавалера Ордена искусств и литературы от французского министерства культуры [24], [18].
В 2000-е годы художник стал активно выставляться в России. Так, осенью 2003 года Московский дом фотографии показал проект «Илья Кабаков. Фото и видео документация жизни и творчества» [17]. В начале 2004 года Третьяковская галерея устроила программную выставку «Илья Кабаков. Десять персонажей» [15].
В июне 2004 года в Эрмитажев здании Главного штаба открылась выставка Ильи Кабакова и его жены Эмилии (они женаты с 1992 года [25]) «Случай в музее и другие инсталляции», которая «знаменовала их возвращение на родину» [14]. Тогда же художники подарили музею две инсталляции, которые, по словам Михаила Пиотровского, положили начало эрмитажному собранию новейшего искусства [14]. В декабре все того же 2004 года московская галерея «Стелла-Арт» показала девять инсталляций Кабакова, сделанных в 1994-2004 годах [13].
Когда в 2006 году в нью-йоркский музей Гуггенхайма отправилась программная выставка «Russia!», в нее была включена инсталляция Кабакова «Человек, который улетел в космос» [9]. Присутствие этой работы в одном пространстве с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Брюллова, Репина и Малевичаокончательно закрепило за Кабаковым статус одного из самых важных советских и российских художников послевоенного поколения [10].
Летом 2007 года на лондонских торгах дома Phillips de Pury & Company картина Кабакова «Номер люкс» была куплена за 2 миллиона фунтов стерлингов (около 4 миллионов долларов). Так он стал самым дорогим русским художником второй половины ХХ века [7].
В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов) [6]. В апреле того же года альбом «Полетевший Комаров» был продан на нью-йоркских торгах Sotheby’s за 445 тысяч долларов [5].
В июле 2008 года стало известно о готовящейся в Москве самой большой ретроспективе Ильи и Эмилии Кабаковых, рассчитанной сразу на три площадки: ГМИИ имени Пушкина, центр современного искусства «Винзавод» и новый центр современного искусства «Гараж», который откроет Дарья Жукова при поддержке Романа Абрамовича. Сообщалось, что первоначально выставку должен был финансировать фонд Михаила Прохорова, называлась предназначенная для проекта сумма – 2 миллиона долларов.
Известно, что Илья Кабаков был членом Союза художников, состоял в секции книжной графики [8]. В сентябре 2008 года Кабаков стал лауреатом японской императорской премии Premium Imperiale. Эмилия Кабакова заявила, что денежная часть премии будет поделена на три части, одна из которых предназначена для фонда «Линия жизни» на приобретение оборудования и лечение детей, страдающих сердечными заболеваниями, вторая — на устройство детской библиотеки и третью часть должны передать в дом престарелых [4].
В сентябре 2010 года Илья и Эмилия Кабаковы была удостоены премии Cartier за работу «Корабль толерантности» (The Wind of Tolerance), признанную лучшим художественным проектом года [1].
У Кабакова три дочери [18].
Использованные материалы
[1] Кабаковы взяли Cartier. — Артхроника, 06.09.2010
[2] Анна Толстова. Очень здешние персонажи. — Weekend, 12.09.2008. — №35 (81)
[3] Олег Владимирович Васильев и Эрик Владимирович Булатов. Творческая биография. — ChildhoodBooks.ru, 13.08.2008
[4] John Varoli. Russian Billionaire Abramovich to Support Kabakov Moscow Show. — Bloomberg, 21.07.2008
[5] John Varoli. Russian Art Auction totals $36.1 million at Sotheby’s (Update 2). —
[6] John Varoli. `Beetle’ fetches record 2.9 million pounds at Russian Art Sale. — Bloomberg, 28.02.2008
[7] Татьяна Маркина. Концептуалист-мультимиллионер. — Коммерсант, 27.06.2007. — №110 (3686)
[8] Игорь Гребельников. Логика потребления. — Ведомости, 09.02.2007. — №5 (42)
[9] Алена Карась. Russia: Опыт преображения. — Российская газета, 23.09.2005. — №3881
[10] Выставка «Россия» в Нью-Йорке. — Музеи России (museum.ru), 15.09.2005
[11] Biography of Ilya Kabakov. — Официальный сайт University of Illinois at Urbana-Champaign, 04.08.2005
[12] Ирина Кулик. Вальс с Терминатором. — Коммерсант, 09.03.2005. — №40 (3124)
[13] Елизавета Плавинская. Успехи мухозаводства. — Ведомости, 17.12.2004. — №232 (1272)
[14] Илья и Эмилия Кабаковы. «Случай в музее и другие инсталляции». — Официальный сайт Эрмитажа (hermitagemuseum.org), 22.06.2004
[15] Илья Кабаков. Десять персонажей. — Музеи России (museum.ru), 27.01.2004
[16] Илью Кабакова инсталлировали в Третьяковку. — Коммерсант, 05.12.2003. — №223 (2826)
[17] К 70-летию Ильи Кабакова. — Музеи России (museum.ru), 30.09.2003
[18] Илья Кабаков. — Радио Свобода, 30.09.2003
[19] Николай Климонтович. «Далее везде». — Октябрь, 01.11.2000. — №11
[20] Биография Кабакова. — Официальный сайт Ильи и Эмилии Кабаковых
[21] Работы Ильи Кабакова для «Детской литературы». — ChildhoodBooks.ru
[22] Владимир Богданов. Инвестиции в творчество художников «Сретенской» группы.
[23] Кабаков Илья. — Электронная еврейская энциклопедия
[24] Илья Кабаков. — Gif.Ru
[25] Ilia and Emilia Kabakov: The house of dreams. — Serpentine Gallery
Аукционный дом – СОВКОМ
Частные продажи
Новые поступления
Раздрогин И.А.
Венеция.
Щербаков Б.В.
Снегири. Деревня Рождествено.
Виноградов Л.Н.
Венеция.
Штраних В.Ф.
Эскиз обложки газеты Техника.
Посмотреть все
Анонсы и
новости
Дорогие друзья! Поздравляем вас с майскими праздниками и просим ознакомиться с графиком работы галереи.
С 1 по 10 мая галерея не работает. Вы можете связаться с нами по почте [email protected]
Подробнее
Результаты аукциона 23 марта 2023 г. Продано 78 лотов из 144.
Подробнее
Результаты аукциона 20 декабря 2022 г. Продано 73 лота из 126.
Подробнее
Результаты аукциона 23 ноября 2022 г. Продано 82 лота из 155.
Подробнее
Результаты аукциона 20 сентября 2022 г. Продано 72 лота из 154.
Подробнее
Результаты аукциона 19 июля 2022 г. Продано 84 лота из 130.
Подробнее
Результаты аукциона 07 июня 2022 г. Продано 88 лотов из 156.
Подробнее
Результаты аукциона 19 апреля 2022 г. Продано 107 лотов из 157.
Подробнее
Результаты аукциона 22 февраля 2022 г. Продано 126 лотов из 157.
Подробнее
Посмотреть все
Илья и Эмилия Кабаковы | Таддей Ропак
Лондон Эли Хаус
37 Dover Street
London W1S 4NJ
Вторник–суббота, с 10:00 до 18:00
Париж Марэ
7 Rue Debelleyme
Fr-75003 Paris
Вторник-суббота, 10:00-19:00
Пэрис Пантен
69, Avenue du Général Leclerc
Fr-93500 Pantin
Вторник—суббота, 10:00—19:00
Зальцбург Вилла Каст
Mirabellplatz 2
A-5020 Salzburg
Вторник-пятница, с 10:00 до 18:00
Суббота, с 10:00 до 14:00
Зальцбург Галле
Vilniusstrasse 13
A-5020 Salzburg
Открыто по предварительной записи
Сеул Форт Хилл
2F, 122-1 Doxeodang-ro,
Yongsan-gu, Seoul 04420
Вторник-суббота, 10:00-18:00
Закрыт в праздничные дни
Файлы cookie позволяют нам предоставлять вам полезные функции и измерять производительность, чтобы улучшить ваш опыт. Нажимая «Принять все», вы соглашаетесь на использование всех файлов cookie. Нажимая «Управление файлами cookie», вы соглашаетесь на использование только выбранных категорий файлов cookie. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.
Управление файлами cookie
Принять все
Закрывать
Подписка на список рассылки
Получайте эксклюзивные обновления от Таддеуса Ропака
Введите запрос
Поиск
Извините, не удалось отобразить фильтры. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Кори Аркангел
Жюль де Балинкур
Стефан Балкенхол
Али Банисадр
Микель Барсело
Альваро Баррингтон
Георг Базелиц
Оливер Бир
Поместье Йозефа Бойса
Марк Бранденбург
Лиза Брайс
Жан-Марк Бустаманте
Поместье Розмари Касторо
Тони Крэгг
Ричард Дикон
Марсель Дюшан
Мэнди Эль-Сайех
ВАЛИ ЭКСПОРТ
Поместье Харуна Фароки
Сильви Флери
Адриан Гени
Гилберт и Джордж
Амос Гитай
Энтони Гормли
Хан Бин
Рэйчел Джонс
Фонд Дональда Джадда
Марта Юнгвирт
Илья и Эмилия Кабаковы
Алекс Кац
Ансельм Кифер
Ими Кнобель
Вольфганг Лайб
Джонатан Ласкер
Ли Бул
Рой Лихтенштейн
Роберт Лонго
Лиза Лу
Марцин Мациевски
Фонд Роберта Мэпплторпа
Джейсон Мартин
Бьярн Мельгаард
Вера Молнар
Рон Муек
Патрик Ной
Ник Оберталер
Фонд Ирвинга Пенна
Элизабет Пейтон
Джек Пирсон
Рона Пондик
Имран Куреши
Арнульф Райнер
Фонд Роберта Раушенберга
Даниэль Рихтер
Гервальд Рокеншауб
Меган Руни
Поместье Джеймса Розенквиста
Том Сакс
Давид Салле
Маркус Шинвальд
Шон Скалли
Ракиб Шоу
Андреас Сломински
Поместье Стертевант
Фонд Эмилио Ведова
Не жизненно важно
Энди Уорхол
Лоуренс Вайнер
Роберт Уилсон
Эрвин Вурм
Зади Ха
Ян Пей-Мин
Кабаков — ДАЛЛАС СОВРЕМЕННЫЙ
с исполнительным директором Петром Дорошенко
Портрет Джейсона Шмидта
Сможете ли вы с Ильей выполнять работу во время пандемии коронавируса?
Как-то даже лучше. Художники должны быть в депрессии, чтобы создавать свои великие произведения. В это время концентрация сильнее, у вас наконец появляется время для себя и вы можете размышлять о своей работе, своей жизни и мире вокруг вас.
Литература или музыка влияют на ваше нынешнее мышление?
Зависит от того, что вы читаете и какую музыку слушаете. И, конечно же, новости, которые у вас есть в этот день.
Как развивались картины Ильи за последние два года? Всегда доводите концептуализм до предела возможного?
Как ни странно, сейчас он исчезает в своих картинах. В Музее современного искусства есть инсталляция: Человек, который исчезает в своей картине 9.0365 . Так что мне приходится проверять его несколько раз в день, чтобы он все еще физически присутствовал в своей студии, а не внутри одной из своих картин. Новая концепция — живопись внутри картины, и детали мы раскроем на выставке в Dallas Contemporary.
Что лежит в основе ваших недавних музейных инсталляций и выставок?
Сложный вопрос. Это всегда о человеке, который пытается найти другую реальность или хочет раствориться в фантазии. Кто-то, кто боится реального мира и не знает, как справляться с повседневными проблемами и ситуациями. Но поскольку они мечтатели, художники, они создают мир картин, инсталляций, рисунков, скульптур. В конечном счете, это спасает нас и наших зрителей. Как будто мы действительно знаем, как встретить ангела, как лечить воспоминаниями или картинами, как летать и так далее. Мы создаем мир художника, в который зрители могут войти и обнаружить, что они могут жить в нем.
Когда вы оба находите «тихое время», чтобы поговорить и подумать?
Время — это все, что у нас есть сейчас — его много. мы используем его, чтобы читать, думать, говорить. Я не помню, кто это сказал: великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, маленькие умы обсуждают людей. Угадайте, как мы стараемся проводить свободное время?
Заброшенная школа или школа № 6. 01 , 1993 г. Вид установки, The Chinati Foundation, Марфа, Техас. Смешанная техника. Фотография: Тодд Эберле.
Он никогда не вернется , 2019. Холст, масло.
Темная картина с разрезами № 3 Триптих , 2010 г. Холст, масло.
Три фрагмента , 2019. Холст, масло.
Три молочника #2 , 2020. Холст, масло.
Заброшенная школа или школа № 6.02 , 1993 г. Вид установки, The Chinati Foundation, Марфа, Техас. Смешанная техника. Фотография: Тодд Эберле.
Илья Кабаков . Портрет, 2020. Фото: Е.К.
В магазине , 2004 г. Холст, масло.
Два фрагмента , 2019. Холст, масло.
How To Meet Angel .01 , 2003 г. Вид установки, парк Вилла Бёкель, Рёдингхаузен, Билефельд, Германия. Фотография: Ник Тенниггенхорс.
об Илье и Эмилии Кабаковых
Илья и Эмилия Кабаковы – одни из самых знаменитых художников своего поколения, широко известные как пионеры концептуальной живописи и инсталляции.
Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске (ныне Днепр) на Украине, ранее входившей в состав Советского Союза. Учился в Московском художественном училище, затем в Художественном институте имени В. И. Сурикова.
Художники в Советском Союзе были обязаны следовать официально утвержденному стилю, соцреализму.