Художник илья кабаков: Биография и картины Ильи Кабакова

Биография и картины Ильи Кабакова

Кабаков Илья Иосифович (род. 1933)

Илья Иосифович Кабаков – советский и американский художник современности, яркий представитель и один из основателей московского концептуализма, родоначальник жанра тотальных инсталляций, зарубежный почетный член Российской академии художеств. В конце 1980-х эмигрировал в США, где все свои проекты он делает в соавторстве со своей женой Эмилией Кабаковой.

Сегодня Илья Кабаков самый «дорогой» российский художник: его работы «Номер люкс» (2006) и «Жук» (2008) были проданы на аукционе Phillips de Pury в Лондоне за рекордные для современного российского искусства $4,1 млн и $5,84 млн соответственно.

Илья Кабаков. Номер люкс.

Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 в Днепропетровске в еврейской семье. Его отец Иосиф Бенцианович Кабаков работал слесарем, мать Белла Юделевна Солодухина – бухгалтером.

С началом Великой Отечественной войны Илья с матерью попал в эвакуацию в Самарканд, где в 1943-м поступил на учебу в отправленную туда же Художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. В 1944-м институт и школа выехали в Загорск, а в 1945-м — вернулись в Ленинград. Оттуда Кабакова в 1945 году перевели в Московскую среднюю художественную школу, которую он закончил в 1951 году и тогда же поступил на отделение графики в Суриковский институт (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова), где занимался в мастерской книги у профессора Бориса Александровича Дехтерева.

Окончив отделение графики в 1957 году, Кабаков получает хорошо оплачиваемую по советским меркам работу иллюстратора детских книг. Он сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Сам Илья считал это занятие скучным и смотрел на профессию иллюстратора как на средство заработка, поскольку не имел возможности зарабатывать собственным искусством.

Из воспоминаний Ильи Кабакова:

«Я не любил делать детские иллюстрации, но знал, как имитировать детскую иллюстрацию, чтобы мне заплатили за нее деньги. Если бы художественный редактор видел, что я не искренне рисую зайца, а подражаю его изображению в других книгах, конечно, он бы меня выгнал из издательства. Но в советские времена было безразлично: верю ли я или копирую каких-то чужих зайцев».

Всего Илья Иосифович посвятил 30 лет жизни иллюстрированию, оформив за это время около 150 детских книг. В те же годы он создал свои замечательные графические серии, одна из самых известных  и качественных работ — серия альбомов «Десять персонажей».

Илья Кабаков. Откуда пришла улица?

В 1960–х годах Илья Кабаков ушел из «книжного дела» и начал участвовать в выставках в СССР и за границей как самостоятельный художник: «Альтернативная действительность II» в Италии в 1965 году, экспозиция в кафе «Синяя птица» в 1968 году, выставки неофициального советского искусства в Кельне, Лондоне, Венеции. В это же время появляется на свет первая инсталляция — «Мальчик».

В 1980 году Кабаков начинает создавать инсталляции, которые со временем становятся все более масштабными. Художник назовет их «тотальными»: по своему устройству такая инсталляция напоминает театральные декорации, комнату в комнате или павильон, в который зритель может попасть или, по крайней мере, заглянуть — и таким образом оказаться в некой иной реальности.

Первым таким завершенным опытом стала инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985), которую он экспонировал еще в своей мастерской в Москве, но большая часть работ нового формата была создана уже на Западе.

В 1989 году немецкий фонд DAAD дает художнику стипендию и приглашает поработать в Берлине. С этого времени на родине Кабаков больше не работал. В этом же году Илья Иосифович встречает свою родственницу Эмилию Леках, эмигрировавшую на Запад в конце 70-х, и они начинают работать вместе. Творческий союз перерос в семейный — супруги уезжают в США и с 1989-го все произведения создают в соавторстве, подписывая их не иначе как «Илья и Эмилия Кабаковы».

В 2000-х годах популярность Ильи и Эмилии Кабаковых выросла. Их работы начали часто выставлять в России: «Десять персонажей» в Третьяковской галерее в начале 2004 года – программная выставка Ильи Иосифовича, «Случай в музее и другие инсталляции» в Эрмитаже летом 2004 года, 9 работ 1994-2004 годов показали в московской галерее «Стелла-Арт» в декабре того же года.

Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос из своей комнаты.

В феврале 2008 года работа Кабакова «Жук» (1982) ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,93 миллиона фунтов стерлингов (5,84 миллиона долларов). В апреле того же года альбом «Полетевший Комаров» был продан на нью-йоркских торгах Sotheby’s за 445 тысяч долларов. Осенью 2008 года в Москве была показана самая большая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Экспозиция демонстрировалась сразу на на трех площадках: ГМИИ имени Пушкина, центр современного искусства «Винзавод» и центр современного искусства «Гараж».

В 2018 году Кабаковы передали в дар Третьяковке мастерскую художника на Сретенке. В ее стенах постоянно будут демонстрироваться некоторые его работы.

Сейчас Илья и Эмилия Кабаковы живут и работают в Нью-Йорке (на Лонг-Айленде). Их выставки регулярно проходят по всему миру.

За всю аукционную историю произведения Кабакова шесть раз преодолевали ценовую планку в один миллион долларов. Сегодня цены на грфику художника могут варьироваться в зависимости от узнаваемости и концептуальности сюжета, степени завершенности, размера, периода и т.д. Сегодня хорошие рисунки с оказией можно покупать на аукционах в диапазоне $3000–5000, плюс-минус. Самым доступным по деньгам форматом на рынке работ Кабакова является, конечно, тиражная графика. Листы из альбомов, литографии по российским реалиям стоят примерно $1200–2000, хотя бывает и дороже и дешевле.

Илья Кабаков. Жук.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Илья Кабаков — выдающийся художник современности (+ фото)

Содержание статьи

  1. Биография художника
  2. Где и когда родился
  3. О семье
  4. Творческий путь
  5. На пике популярности
  6. 3 известные работы
  7. История написания картин
  8. В какую сумму их оценивают
  9. Еще немного о художнике
  10. Где проживает на данный момент
  11. Где выставляется
  12. Над чем работает

Культовый советский и американский живописец является ярким представителем традиционного соцарта и концептуализма. Популярность пришла к автору в советское время, и сегодня за его картины на лондонских аукционах готовы платить миллионы долларов.

Биография художника

Живописец прошел сложный многогранный творческий путь. Начиная с оформления книг для детей, со временем он обрел свой собственный неповторимый стиль, применял участие в диссидентских мероприятиях, проводимых в разных странах.

Где и когда родился

Илья Иосифович Кабаков появился на свет 30 сентября 1933 года в Днепропетровске в еврейской семье. Его отец был обычным рабочим, а мать трудилась бухгалтером. В 1941 году в связи с военными действиями он вместе с матерью уехал в Самарканд.

О семье

По утверждению живописца, родители были далеки от высокого искусства и стремились прежде всего заработать на жизнь. Белла Юрьевна Солодухина, мама Ильи Иосифовича, оказывала сыну всестороннюю поддержку. Она снимала небольшое жилье, подкармливала его и стремилась всегда быть рядом.

Творческий путь

Ленинградский Институт им. Репина в связи с военными действиями был переброшен в Самарканд. Именно со школы при этом учебном заведении началось увлечение будущего художника рисованием. В 1945 году он поступает в Московскую художественную школу, а затем в Институт им. Сурикова. Свыше 30 лет художник посвятил детским иллюстрациям, отрабатывая навыки фотографической точности и формируя собственный стиль.

Начиная с 60-х годов XX века Илья Кабаков принимает участие в советских и международных выставках. Он создает уникальные инсталляции, картины-предметы и альбомы. Свои полотна автор сопровождает текстами собственного сочинения, описанием нелепых историй и абсурдных ситуаций. Художник становится новатором и вводит в моду направление тотальной инсталляции, соединяющей в себе разнообразные техники творчества.

На пике популярности

Илья Кабаков в 90-х годах XX века иммигрирует на Запад, где проходят его авторские выставки. Именно в эти годы Илья Кабаков обретает всеобщее признание. Совместно с супругой он получает и доступ к самым разнообразным ресурсам, открывающим новые горизонты для творчества. В этот период была создана культовая работа «Туалет», ставшая символом убогого прошлого и больших надежд на будущее.

Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.

3 известные работы

За годы плодотворного труда Илья Иосифович Кабаков создал сотни самых невероятных полотен и инсталляций.

Культовые холсты работы художника:

  • Картина «Номер люкс» (La chambre de luxe, 1981) – это фотографически точное изображение гостиничного номера, выполненное в духе соцарта. Оно напоминает страничку журнала времен СССР и передает радость, получаемую от летнего отдыха в Сочи.
  • «Жук» (The beetie, 1982) – реалистичное изображение насекомого, похожего на страничку из советского журнала «Юный натуралист». Под картинкой располагается саркастичное стихотворение из детской книги.
  • «Коммунальная кухня» (в 6 частях) Phillips de Pury, 1991 – одна из старейших и самых знаменитых инсталляций Кабакова. Она представляет собой невероятное сочетание вещиц из советского прошлого.

История написания картин

Картина «Жук» была создана на двухметровой фанере. Схожесть с фото стала возможной благодаря многолетнему опыту занятия автора оформительской графикой. Что касается работы «Коммунальная кухня», в ней автор неожиданно задействовал большой набор советской атрибутики, которая была вывезена им из России в ходе эмиграции в 1989 году. Подлинные экспонаты обеспечили невероятную достоверность тотальных инсталляций.

Отдых на Черном море было популярным вариантом побега от коммунальной реальности для советских граждан. Именно этой проблеме посвятил свою работу «Номер люкс». Эта невероятная пародия Кабакова коснулась так называемой советской роскоши. Она была написана в стиле соцарта также с невероятной фотографической точностью.

В какую сумму их оценивают

Полотно «Жук» было продано за 5,8 млн., а «Номер люкс» – за 4,1 миллионов долларов на лондонских торгах Филлипс де Пури. Сегодня эти картины признаются наиболее ценными произведениями современного искусства в нашей стране. Невероятная инсталляция «Коммунальная кухня» также была продана в Лондоне осенью 2007 года за более чем 1 миллион долларов.

Еще немного о художнике

Илья Иосифович Кабаков посвятил свои работы описанию унизительного быта коммуналок времен СССР. При создании инсталляций он использовал самые разнообразные предметы из повседневной жизни советского человека. Он работал по стипендии в Берлине, в 1990-е годы эмигрировал в Америку. Совместно с Эмилией Кабаковой автор в 2004 году презентовал в российской столице свои «Десять персонажей», а в Петербурге – «Случай в музее и другие инсталляции».

Где проживает на данный момент

Сегодня Илья Кабаков – наиболее высокооплачиваемый русский представитель современного искусства. Проживая в Нью-Йорке, автор регулярно выставляется в РФ. Он проживает на Лонг-Айленде и занимается творчеством совместно с женой. Сам художник планирует не прекращать свое сотрудничество с Россией.

Где выставляется

Работы знаменитого художника-концептуалиста регулярно выставляются в Третьяковской галерее, Эрмитаже и Русском музее, ньюйоркском Музее современного искусства. Масштабная ретроспектива была представлена в России в 2008 году. Ее можно было увидеть ГМИИ имени Пушкина, центрах современного искусства «Винзавод» и «Гараж». В 2019 году в Новой Третьяковке была представлена новая работа супругов Кабаковых «В будущее возьмут не всех». В этом же году художник открыл в Москве собственный музей.

Над чем работает

Сегодня совместно с супругой Эмилией Илья Иосифович Кабаков активно занимаются творчеством. Оставаясь сторонниками концептуализма, они создают невероятные по красоте и глубине мысли авторские инсталляции. Мастерская, расположенная на столичной Сретенске, продолжает функционировать и предлагает насладиться выдающимися произведениями художника.

*Фотографии, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Илья Кабаков — 37 Произведения, Биографии и Выставки на Artsy

811 Подписчики

Биография

Родившийся в России рисовальщик, художник и художник-концептуалист Илья Кабоков создает работы, которые обращаются к широкому спектру человеческого опыта, особенно связанному с художественным собственной личной истории в постсталинском Советском Союзе. Формы и материалы …

Посмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды

Обзор

Работы на продажу (18)

Результаты аукциона

Избранные работы

  • Название художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название искусства

    Партнер

  • Название художника

    Название выставки и еще 10

    Групповая выставка в крупном учреждении

    Museum of Sample Art (Example) и еще 33

    Собраны крупным учреждением

    Пример и еще 5

    Достижения

    Активный вторичный рынок

    Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.

    Рекорд аукциона

    85,0 млн долларов США, Phillips, 2022

    Художественные партии

    Продажа работ из вашей коллекции

    Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

    Отправить сейчас

    Iconic Collections

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • 10003

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    Works For Sale

    • Artist Name

      Artwork Title

      Partner

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название искусства

      Партнер

    • Название художника

      Имя художника

      Название работы

      Партнер

    Статьи

    • Какой-то художник

      Местоположение

    • Некоторый художник

      Местоположение

    • Некоторые художники

      Расположение

    • . Исполнитель

      Местоположение

    • Некоторый исполнитель

      Местоположение

    Похожие исполнители

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    Художник Эмилия Кабакова о войне на Украине и судьбе русского мира искусства

    Супруги художников Илья и Эмилия Кабаковы живут и творят в доме-студии на Лонг-Айленде, Нью-Йорк. «Художественная газета » встретилась с ними там и поговорила с Эмилией о часто пророческом характере искусства и о вторжении России в Украину, где родились оба художника.

    The Art Newspaper: Один из рисунков Ильи с кораблями, на фоне которого по-русски написано «иди на хуй», стал своего рода мемом во время войны на Украине. Он использовался для обозначения известного инцидента на Змеином острове в Черном море в феврале, когда дерзкие украинские моряки заявили: «Российский военный корабль, иди на хуй». Образ Ильи, созданный десятилетия назад, стал широко распространяться в сети после того, как запись противостояния стала вирусной. Можете ли вы рассказать нам об этом?

    Эмилия Кабакова: Рисунок Ильи создан в 1984 году, и там целая история. Это альбом с рисунками коров, кроликов, всевозможных цветов и птиц. Идея в том, что есть детские рисунки, но за ними всегда прячутся эти «плохие» слова.

    кораблей Ильи Кабакова. Иди на хуй (1993) © Илья и Эмилия Кабаковы © Литовский национальный художественный музей, 2022

    У нас есть несколько историй об этом наборе рисунков. Отец пошел в магазин, принес книжку-раскраску, и мать увидела в ней нехорошие слова. Они пошли в милицию и было целое расследование врагов Советского Союза, подбросивших такие нехорошие слова в детскую раскраску.

    Эти рисунки Илья делал в 1984 году, а мы в 1990-х делали гравюры, не имея в виду ничего, похожего на войну.

    Теперь его раскопали и приобрели совершенно иной смысл. Оказывается, Илья попал в самую точку. [Российский коллекционер и галерист] Марат Гельман помог создать этот мем. Мне тут же позвонили из Литовского национального художественного музея [у которого есть коллекция произведений Ильи] с просьбой разрешить ее опубликовать. Мы согласились, отправили им изображение, и они сделали открытки.

    Сегодня вы показали нам несколько своих работ и поделились историями их создания. Кажется, что многие из них обретают новую жизнь в связи с текущими событиями?

    Они оказались многослойными и многие из них живут по сей день. Красный павильон был построен для Венецианской биеннале 1993 года [Он был разработан, чтобы показать, что Советский Союз никогда не исчезал]. Да, в то время в России еще шла перестройка [попытка Михаила Горбачева реформировать советскую систему]. Все менялось. Но как сказал когда-то бывший премьер-министр Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

    Красный павильон в Венеции Предоставлено художниками

    Оказалось, что все, что Россия успела построить и изменить за последние 30 лет, исчезло в одночасье, и все возвращается к той же старой системе репрессий. Я уже не говорю о военной операции [на Украине], которая на самом деле является самой страшной из войн, поскольку представляется возможным, что она может привести к тотальной ядерной войне. Все на пределе. Весь мир перевернулся. Почему это произошло, и с какой целью, никто не знает.

    Красный павильон вернулся. Нам тогда сказали, что это никогда не вернется, что это чепуха и что мы застряли в прошлом. Но оказывается, мы не застряли в прошлом. Мы смотрели в будущее. Мы этого не хотели, но так уж распорядилась судьба.

    Было время, когда путинский режим вроде бы принимал современное искусство. Как вы думаете, это было так?

    Он так и не стал официальной формой искусства. Это иллюзия. Это было принято лишь условно. Мы с Ильей сегодня говорили о том, почему в советское время просто не перебили всех андеграундных артистов. Почти все они имели официальную работу. Половина из них были членами Союза художников. [Эрик] Булатов, [Олег] Васильев и Илья были членами. Вот так они и выжили.

    При этом все они делали то, что хотели. Никто из них не был политическим художником. Политические были другим кругом художников. Это не так. Но каждое их произведение было многослойным, и оказалось, что спустя много лет их творчество взяло на себя иную роль. Например, мне кажется, что некоторые картины Булатова тех лет сейчас можно трактовать как прославление советских образов, а не как против них. Такие картины, как булатовский портрет Брежнева, вдруг начали передавать другой посыл.

    Работы Ильи совсем другие, как предсказание будущего. Эти детские корабли в итоге оказались [российскими] военными кораблями, на которые проклинали [украинские моряки]. Это не то, что он имел в виду. Когда мы делали Красный павильон , мы думали, что СССР вернется, но очень надеялись, что этого не произойдет. Тридцать лет спустя он снова здесь. Это была фантазия, но и страх возвращения СССР, тоталитарного режима.

    Мы не верим, что там можно построить демократическое будущее. Утопия — это слово, которое нельзя воплотить в жизнь, особенно в такой стране, как Россия, потому что есть своего рода инерция. С одной стороны, есть много невероятно талантливых людей. С другой стороны, это страна, которая снова и снова, через определенные промежутки времени, выбрасывает или уничтожает эти таланты. Это случилось с революцией. Это случилось в 1937 и после Второй мировой войны когда огромное количество людей осталось на Западе, уехало из СССР, умерло или снова попало в тюрьмы. И это происходит сейчас.

    Казалось, все успокоилось и началось что-то новое. Наводились мосты дружбы, музеи обменивались знаниями и опытом, россияне уезжали работать за границу, специалисты приезжали в Россию.

    Что-то делалось. И вот вдруг все это падает в пропасть. На очень длительный срок Россия станет агрессором, врагом человечества. За что? Когда одна страна полностью уничтожает другую, не считаясь с жертвами, она тоже страдает и умирает. Это то, что происходит сейчас. И Украина, и Россия уничтожены.

    Сейчас в социальных сетях много болезненных дискуссий между украинскими и российскими кураторами о том, имеет ли право говорить русское искусство после вторжения в Украину. Как это разделяет мир искусства?

    С одной стороны я понимаю [украинскую перспективу]. Недавно мне сказали, что я недостаточно говорю о страданиях в Украине. Для меня любая война — любое убийство мужчин, женщин и детей — неприемлема в любой стране, будь то Израиль, Палестина, Ирак или Афганистан. Россия и тем более Украина, две страны, в которых я жил, из которых я родом. Но я приехал из страны, Советского Союза, где все делали вид, что ладят друг с другом.

    Я не имею в виду тоталитарную систему, из-за которой я ушел, не вернулся и не вернусь. Я бы ни за что не вернулся, что бы мне ни предложили, потому что подсознательно я всегда боялся, что все может повториться. И это именно то, что происходит сейчас.

    Внутри студии Кабакова в Нью-Йорке Фото предоставлено Софьей Кишковской

    Искусство должно объединять людей. Искусство не принадлежит ни Украине, ни России. Культуру должны защищать все. Культурная память и культурное наследие — вот что отличает нас от животных. Сейчас его разрушают с обеих сторон. Его физически уничтожают русские на Украине. Я хотел бы сказать, что это не русские, а какие-то наемники, но боюсь, что и русские активно участвуют в этих погромах. Культурное наследие другого народа уничтожается. Никто не хочет этого понимать, а те, кто понимают, сегодня уезжают из России. Многие люди в России не хотят верить или понимать, что происходит.

    Что будет с миром русского искусства?

    Читала, что в небольших городах России снова проходят квартирные выставки. Художники привозят свои картины и приглашают посмотреть их бесплатно. Мы вернулись в Москву 1960-х и 70-х годов. Вещи прошли полный круг. Это значит, что неофициальное искусство снова появится. Мы получим новый неофициальный мир Кабаковых, Булатовых, Васильевых, Комаров и Меламидов и многих других.

    Илья и Эмилия Кабаковых Корабль толерантности

    (с 2005 г. по настоящее время) в Майами в 2011 г. Проект предполагает сотрудничество со школьниками, которые рисуют картины, основанные на значении толерантности, которые затем объединяются в парус корабля. Предоставлено художниками

    I получил сегодня очень интересное письмо от московского художника, у которого двое сыновей и который, вероятно, будет вынужден покинуть Россию, потому что он собрал выставку портретов арестованных. Он спросил меня, что делать. Я сказал, что он должен думать о своих детях, поскольку они будут страдать. Он сказал, что прочитал все интервью, которые мы с Ильей дали, и все, что мы написали, потому что хочет понять, как создавать многоуровневые работы, в которых не всегда можно узнать, что внутри, — чтобы они не были явно анти- правительство.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*