Художественные течения модернизма в живописи: Modernism in Art | Arthive
Художественные течения модернизма в живописи. 11 класс
Художественные
течения
модернизма в
живописи
ХХ век
• Время «неслыханных перемен» и
«невиданных мятежей» А. А. Блок
• Научно-технический прогресс
• Острые политические катаклизмы
Искусство
Отказ от старых
традиций,
попытка творчески
переосмыслить
классическое
наследие прошлого
Более чем смелые
новации,
эксперименты,
не ограниченные
никакими рамками и
условностями
НЕ ЛИШЕНО
ЛОГИКИ,
ИМЕЕТ ОБЩИЕ
ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ,
ПОДЧИНЯЕТСЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫМ
ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ
И ПРАВИЛАМ
НАГРОМОЖДЕНИЕ
СТИЛЕЙ,
НАПРАВЛЕНИЙ,
ТЕЧЕНИЙ И ШКОЛ,
ОДНОВРЕМЕННО
ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ И
ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ
МЕЖДУ СОБОЙ
«Картины ХХ века становятся все более
безлюдными и «бессюжетными».
Тон начинают задавать художники, выработавшие
собственные правила и законы живописи.
Используют контрасты цвета, ритм, броская декоративная манера.
1–
на первый план
рисунок и
композицию
2–
на первый план
динамика и
пластика
3предпочтение
свету и цвету
Модернизм (от лат. новый, современный)-
собирательное, общее обозначение всех новейших
течений, направлений и художественных школ XX
века, которые отрицают традиционные формы и
эстетические принципы и считают эксперимент
основой творческого метода. Модернизм близок к
авангардизму и противоположен академизму.
Модерн, арт нуво(от лат. современный)-стиль конца
XIX нач. XX века, был создан живописцами и
графиками, которые положили в его основу мотив
вьющегося растения. Ярко проявился в архитектуре,
декоре, книжной графике.
Модерн- мировоззренческий исток авангарда
XX века
Авангард ( с фр.-передовой + отряд)название ряда течений в искусстве XX в.,
порывающих с существующими нормами и
традициями реализма. Авангардисты
рассматривают искусство как особую,
лишенную социальной значимости
эстетическую сферу, постоянно
экспериментируют в поисках новых форм.
Основные направления и стили в
искусстве начала XX века
модерн
футуризм
кубизм
фовизм
супрематизм
абстракционизм
сюрреализм
8. ФОВИЗМ
Фовизм (от фр. fauve — дикий) —направление во французской
живописи и музыке конца XIX —
начала XX века.
На парижской выставке 1905 года
были продемонстрированы
полотна художников, оставлявшие
у зрителя ощущение исходящих от
картин энергии и страсти, один из
французских критиков назвал этих
живописцев дикими зверями
(les fauves).
Фовизм в живописи:
яркостью цветов,
упрощенные формы,
стихийная динамичность мазка,
резкие контрасты цвета.
Анри
Матисс
Клоун. 1947. Из книги «Джаз»
Фовизм Матисса
Радость жизни
Анри Матисс (1869-1954)
французский художник
Плоская раскраска холстов,
линии толщиной с палец,
странное сочетание цветов…
Танец
Красные рыбы
11. Характерные черты:
Преобладание цвета над формой
Плоскостность
Стилизация предметов
Естественные, чистые цвета
Отвержение светотени, мелких
деталей
• Точная и легкая линия
КУБИЗМ
Куби́зм (фр. Cubisme) —
авангардистское направление в
изобразительном искусстве, прежде
всего в живописи, зародившееся в
начале XX века.
Характеризуется использованием
геометризованных условных
форм, стремлением «раздробить»
реальные объекты на
стереометрические примитивы.
ПАБЛО ПИКАССО
Гитара. 1913
13. Кубизм П.Пикассо (1881-1973)
Авиньонские девицыПортрет
Амбруаза
Воллара
Натюрморт с соломенным стулом
Испанский художник,
работающий во Франции.
Основоположник кубизма
(совместно с Жоржем Браком).
Кубистический период: 1907 –
1914. Приемы использовал до
1921 г.
Авиньонские девицы
15. Характерные черты:
• Цель – растревожить человеческиедуши
• «Трактовка натуры посредством
геометрических форм» (маленьких
кубиков)
• Главное – рисунок, статичная
конструкция и композиция
• Цвет и сюжет вторичны
• «Интеллектуальная игра» формами
16. Сюрреализм
Сюрреализм -(фр.«сверхреализм») – как
направление сложился в 1924
г. Главная черта аналогичность сочетания
предметов и явлений,
которым придается видимая
достоверность.
• Ряд популярных
философских теорий
• Прием «сопоставления
несопоставимого»
• Парадоксы, ирония, гротеск
• Провокация сознания
зрителей выдвижением на
первый план случайных
психических ассоциаций
Рене Магритт.
Смысл ночи
17. Сюрреализм Сальвадора Дали (1904-1989)
Постоянство памятиОзарённые наслаждения
Испанский художник
Параноико-критический метод
1200 картин, тысячи рисунков,
скульптуры, гравюры,
декорации, более 20
литературных произведений:
романы, стихи, киносценарии,
балетное либретто
Постоянство памяти
19. Высказывания художников Сальвадор Дали
Между мной и сумасшедшим разница только одна: сумасшедшийдумает, что он в своем уме, а я знаю, что я не в своем уме. (Сальвадор
Дали)
Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине.
Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок,
так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного
логического восприятия.
Смерть завораживает меня вечностью.
Механизм изначально был моим личным врагом, а что до часов, то они
были обречены растечься или вовсе не существовать.
Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине.
Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок,
так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного
логического восприятия.
20. Высказывания художников Анри Матисс
Картина должна спокойно висеть на стене. Не следуетвызывать у зрителя беспокойство и смятение, надо
осторожно привести его в такое состояние, чтобы он
ощущал потребности раздвоиться, выйти из себя. Картина
должна доставить глубокое удовлетворение, отдых и
чистейшее наслаждение обременённому сознанию.
Значительность художника измеряется количеством новых
знаков, которые он введет в пластический язык.
Для художника-творца нет ничего сложнее, чем нарисовать
розу, ведь сперва он должен забыть о всех розах,
нарисованных раньше.
21. Высказывания художников Пабло Пикассо
Одни видят что есть и спрашивают почему. Я вижу чтомогло бы быть и спрашиваю «почему нет?»
Художник — вместилище эмоций, которые приходят
отовсюду: с небес, от земли, от шуршания бумаги, от
мимолетных форм, от паутины.
Идея это точка отправления и ничего более. Как только ты
освоишь это, она преобразуется в мысль.
Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то,
что видит, а то, что чувствует.
Искусство смывает пыль повседневности с души.
Домашнее задание
1. Повторить изученный материал
( с опорой на схему-таблицу)
2. Подготовить сообщение (со слайдовым
сопровождением)по теме
«Модернистские художественные
направления в живописи»:
Модерн
Абстракционизм
Супрематизм
Урок 6. Модернизм в искусстве
Модернизм – это больше, чем стиль или направление в искусстве. Модернизм – это целая эпоха противоречивых процессов и изменений, зародившихся в 60-е годы 19 века в живописи и затронувших практически все жанры искусства в конце 19 – первой половине 20 веков.
Искусствоведы относят к модернизму как попытки полностью отрицать художественные устои прошлого, так и стремление обновить художественные формы.
Цель урока: изучить проявления модернизма в разных жанрах искусства, познакомиться с наиболее яркими представителями модернизма в искусстве и наиболее известными произведениями в этом стиле.
Изучив урок, вы научитесь отличать модернизм от прочих направлений в искусстве, разберетесь в его основных чертах и отличительных особенностях.
Содержание:
- Модернизм в живописи
- Модернизм в скульптуре
- Модернизм в архитектуре
- Модернизм в литературе
- Модернизм в музыке и зрелищных искусствах
- Проверочный тест
Обратите внимание, что в этом уроке мы отойдем от уже ставшей привычной последовательности рассмотрения жанров искусства и начнем с живописи, потому что модернизм как таковой зародился именно там. Итак, живопись модернизма 19 и 20 веков.
Модернизм в живописи
Историки искусства до сих пор спорят, кому отдать «пальму первенства» в модернизме: Эдуарду Мане (1832-1883) с его работой «Завтрак на траве», презентованной широкой общественности в рамках «Салона отверженных» в 1863 году, или Гюставу Курбе (1819-1877), восставшему против догматов в искусстве еще раньше.
В масштабах мировой истории это, возможно, не суть важно, однако внимания заслуживают все представители жанра, положившие начало модернизму. Собственно, именно с того, что официальный «Парижский Салон» (ежегодная выставка живописи) отказался взять в экспозицию две работы Курбе – «Похороны в Орнане» и «Мастерская художника» – началась практика проведения альтернативных салонов. Со временем альтернативные выставки получили поддержку Наполеона III, а в среде художников их стали называть «Салоном отверженных».
Если внимательно посмотреть на картину Мане «Завтрак на траве» (слева) и Курбе «Мастерская художника» (справа), вы обнаружите некоторые сходные черты:
Оба художника изображают обнаженную женскую натуру и предпочитают сюжеты из повседневности (пикник, работа в мастерской) в противовес господствовавшим в искусстве прошлых периодов мифологическим, религиозным, героическим и событийным сюжетам. Таким образом, человек в модернизме интересен сам по себе, безотносительно каких-то особых событий и даже при условии, что он обладает обычной внешностью и фигурой.
Кроме того, Курбе работает с аллегориями, вплетая в сюжет картины реальных персонажей, повлиявших на его становление как художника. Реалистичность картин дошла до того, что изображенный в «Мастерской художника» поэт Шарль Бодлер (1821-1867) попросил закрасить фигуру своей любовницы, нарисованной рядом с ним.
Ничуть не меньше бурных эмоций вызвала картина Курбе «Похороны в Орнане», небольшом городке, где родился Курбе:
Многие критики прямо заявили, что провинциальные похороны не могут быть сюжетом для картины, претендующей на статус произведения искусства. Так или иначе, неприятие чиновниками от искусства картин Курбе и Мане открыло новую эпоху в живописи, получившую название «модернизм».
Кстати, в биографиях Мане и Курбе есть и другие общие черты. Отцы будущих творцов эпохи жестко настаивали на получении сыновьями юридического образования. Чем, похоже, изрядно закалили характер парней, уверенно шедших к своей мечте и не желавших прогибаться под изжившие себя рамки социума. Это лирическое отступление сделано специально для тех, кому сегодня и сейчас навязывают получение «надежной» специальности и выбор более «правильного» жизненного пути, нежели тернистый творческий.
Вернемся к модернизму и скажем, что он вовсе не был однородным. В рамках модернизма зародилось множество художественных течений, внутри которых точно так же допускались разные интерпретации сути искусства. Рассмотрим основные течения внутри модернизма.
Импрессионизм
Импрессионизм – пожалуй, одно из самых красивых течений в живописи за всю историю изобразительного искусства. Название происходит от французского слова impression, что переводится как «впечатление». Именно передача мимолетного впечатления во всей его динамике и изменчивости и составляет суть импрессионизма.
Импрессионизм проник во все жанры изобразительного искусства. Так, Альфред Сислей (1839-1899) в своих пейзажах стремился передать энергию живой природы и движения ветра, как, например, в работе «Дома на берегах Луэны»:
Клод Моне (1840-1926, не путать с Эдуардом Мане), начавший свой творческий путь в качестве карикатуриста, впоследствии восхищал своих современников динамичными пейзажами, в которые часто вписывал фигуры людей. Например, как на картине «Женщина с зонтиком»:
Не менее прекрасны городские пейзажи Камиля Писсаро (1830-1903), а уходящие вдаль улицы станут его фирменным стилем. Типичный образец фирменного стиля Писсаро мы видим на картине «Оперный проезд в Париже»:
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) привнес много нового в портретную живопись, совместив четкость портрета с динамикой движения. Примером может служить его знаменитая картина «Танец в Буживале»:
В целом, импрессионизму свойственен отказ от четкого контура, минимизация использования черного цвета, наложение краски короткими мазками в нужных цветовых сочетаниях, дающих требуемый в том или другом случае визуальный эффект. Больше об этом вы узнаете из «Энциклопедии импрессионизма» [М. Серюлль, А. Серюлль, 2005]. А мы переходим к постимпрессионизму.
Постимпрессионизм
Под термином «постимпрессионизм» подразумевается сразу несколько течений и стилистических направлений в живописи, представители которых работают в стиле, отличном от импрессионизма. Ввиду их множественности просто перечислим, не вдаваясь в мелкие отличительные особенности.
Направления постимпрессионизма:
- Неоимпрессионизм и возникшие внутри него течения (пуантилизм, он же дивизионизм, синтетизм, интимизм, группа «Наби», орфизм, фовизм).
- Клуазонизм, в основе которого лежит разделение пространства холста на несколько плоскостей.
- Понт-Авенская школа, объединившая художников, изображавших окрестности Понт-Авена в Бретани в своих картинах.
- Модерн, он же ар-нуво, он же югендштиль.
Постимпрессионизму в целом была свойственна определенная стилизация изображений, что хорошо прослеживается практически во всех работах Ван Гога (1853-1890). Возьмем для примера одну из множества его работ «Звездная ночь»:
Уточним, что творчество Ван Гога стоит особняком и не подгоняется ни под какие шаблоны. Его работы нельзя четко отнести к какому-то одному стилю или направлению, равно как не вписываются в однозначные рамки картины и другого деятеля постимпрессионизма Поля Гогена (1848-1903).
Постимпрессионизм настолько многолик и многогранен, что ему регулярно посвящают глубокие научные исследования и фундаментальные изыскания. Желающие могут прочитать книгу Post-Impressionism. Cross-Currents in European Painting («Постимпрессионизм. Перекрестные течения в европейской живописи») [А. Bowness et al., 1979]. А мы идем дальше и уделим внимание символизму.
Символизм
Еще одно крупное течение в модернизме – это символизм. Символизму свойственна недосказанность, намеки, загадочность и символичность образов, заставляющая зрителей додумывать замысел художника самостоятельно. Одним из ярких представителей символизма является Гюстав Моро (1826-1898), а его работа «Европа и бык» вдохновила немало последователей, желающих развить эту явно недосказанную тему:
Из прочих представителей символизма можно выделить таких художников, как Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904), Ксавье Меллери (1845-1921), Элизабет Сонрель (1874-1953). В России представителем символизма считается Михаил Врубель (1856-1910), неоднократно бывавший в Европе и, безусловно, воплотивший европейские художественные традиции в своем творчестве. Это основные течения модернизма 19 века. Век 20 подготовил свои сюрпризы.
Кубизм
Кубизм относится к более позднему периоду модернизма, а именно к 20 веку. Основная идея кубизма – это разложение сложного трехмерного изображения на простые составляющие с тем чтобы его можно было передать в двухмерном пространстве.
Основоположником кубизма является Пабло Пикассо (1881-1973), художник и скульптор. Происхождение названия самоочевидно из художественных особенностей произведений данного стиля. Кубические формы используются даже в автопортрете Пабло Пикассо:
Из прочих заметных течений модернизма в живописи стоит отметить абстракционизм и его разновидность суперматизм, к которым относятся работы Казимира Малевича (1879-1935), в том числе его «Черный квадрат».
Весьма интересны сюрреализм и футуризм как разновидности авангардного искусства с их нагромождением форм и цветовых сочетаний. К сюрреализму относится творчество Сальвадора Дали (1904-1989). А среди множества работ футуристов, пожалуй, наиболее знаковой является картина Умберто Боччони (1882-1916) «Улица входит в дом»:
Предвестником сюрреализма стал дадаизм, зародившийся в среде художников-мигрантов, бежавших в Первую мировую войну в нейтральную Швейцарию. Дадаизм – это не просто отрицание, а насмешка над всеми прежними устоями в искусстве. Цинизм и разочарование пронизывают все творчество дадаистов.
Основателем течения называют поэта Тристана Тцара (1896-1963), а в изобразительном искусстве дадаизм выразился в искаженных пропорциях, запутанных коллажах, бессмысленных нагромождениях предметов. Например, как в работе Франсиса Пикабиа (1879-1953) «Карнавал»:
И отдельно следует выделить экспрессионизм, воплощением которого является известная картина Эдварда Мунка «Крик». Прочие направления модернизма в живописи носили более локальный и менее выраженный характер, и зачастую были построены на заимствованиях стилей. Таким образом, им вряд ли стоит придавать отдельное значение в рамках нашего экспресс-курса.
Однако желающие могут познакомиться с большим количеством стилей и направлений живописи модернизма, если прочитают книгу «Авангард на выставках. Новое искусство в ХХ веке», содержащую анализ экспозиций и выставок передового искусства, проводившихся с начала 20 века по 60-е годы 20 столетия [Б. Альтшулер, 2016].
Модернизм в скульптуре
Скульптура как жанр изобразительного искусства точно так же испытала на себе новые веяния времени. Как и в живописи, одним из красивейших направлений в скульптуре является импрессионизм. Наиболее полно влияние импрессионизма ощущается в скульптурах Огюста Родена (1840-1917). Роденовский «Мыслитель» – шедевр на века, восхищающий многие поколения людей в разных странах:
Скульптуре модернизма, за небольшим исключением, присущи мягкие обтекаемые изгибы, часто похожие на изгибы тела человека или животного. Даже основоположник кубизма Пабло Пикассо в скульптуре, в отличие от живописи, использовал намного более обширный арсенал художественных средств. Так, руке мастера принадлежит весьма милая скульптура козочки, где о кубизме напоминает разве что подставка под фигурку:
Еще одним полем для экспериментов стала работа Пикассо с плоскими листами железа. Изготовленная из плоских листов 15-метровая 147-тонная скульптура установлена в Чикаго:
Вообще, масштабность можно считать одним из компонентов, из которых складывалась скульптура модернизма. Так, основатель кинетизма в скульптуре Наум Габо (1890-1977) воплощал масштабные композиции, которые посредством движения и игры света создавали потрясающие визуальные эффекты. Например, как его кинетическая скульптура в Роттердаме:
Еще один представитель кинетизма – это Александр Колдер (1898-1976). Правда, он более прославился своими «стабили», т.е. статичными скульптурами из окрашенного металла. Одна из узнаваемых скульптур Колдера «Человек» установлена в Монреале:
Нашлось в скульптуре место и сюрреализму. Ярким примером служит сюрреалистическая скульптура «Телефон-омар», выполненная Сальвадором Дали в соавторстве с Эдуардом Джеймсом (1907-1984):
Больше о скульптуре модернизма вы узнаете из видеолекции сотрудника Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Натальи Кортуновой «Скульптура модернизма: основные тенденции и главные имена»:
А мы переходим к архитектуре модернизма.
Архитектура модернизма
Если в живописи модернизм прокладывал себе дорогу, встречая отчаянное сопротивление художественной среды и общественности, то изменения в архитектуре были продиктованы самой эпохой. Промышленная революция и разрастание городов, формирование новых социальных групп и классов городского населения, потребность в постройках самого разного назначения предопределили рождение модернизма в архитектуре.
Обновления требовали не только планировка и внешний облик зданий, но и технические строительные решения. В 1867 году во Франции был изобретен железобетон, что положило начало новой эре в строительстве. Использование металлических конструкций, железобетона и стекла – это основные отличительные черты модернизма в архитектуре.
Еще одной важной отличительной особенностью стал принципиальный отказ от избыточного украшательства и заимствования архитектурных традиций прошлого. Так, к образцам модернизма относится построенная в 1887-1889 годах Эйфелева башня, получившая свое название по имени архитектора Гюстава Эйфеля (1832-1923). Модернистским является знаменитый Бруклинский мост, возведенный в 1883 году архитектором Джоном Реблингом (1806-1869).
Типичный образец модернизма в жилом строительстве тех лет –
Высотное строительство – другая отличительная черта модернизма в архитектуре. Это стало возможным, во-первых, благодаря использованию новейших стройматериалов, во-вторых, по причине растущего спроса на квадратные метры как жилых, так и торговых, промышленных, складских, учебных помещений. Условно говоря, возможность и потребность создали тот симбиоз, который привел к рывку в строительных технологиях.
В разных странах создаются учебные заведения, где обучают будущих инженеров и архитекторов. Учебные корпуса для таких заведений вполне предсказуемо выполнены в стиле модернизма. Для примера возьмем здание Высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухаус» в Германии:
К слову, название школы впоследствии дало название архитектурному стилю, выработанному в стенах этой школы. В целом, в рамках модернизма зародилось несколько основных стилевых направлений, у каждого из которых были свои отличительные особенности.
Направления модернизма в архитектуре:
- Европейский функционализм (решение строительных задач по формуле «функция-конструкция-форма-качество»).
- Советский конструктивизм и рационализм.
- Баухаус (принцип функционализма в сочетании с доступностью и эстетикой).
- Ар-деко (декоративный стиль «дорогих отелей»).
- Брутализм (использование необработанного бетона).
- Органическая архитектура (форма определяется назначением и условиями окружающей среды).
- Интернациональный стиль.
Об интернациональном стиле стоит поговорить отдельно. При всей своей интернациональности и наличии общих фундаментальных принципов, в разных странах он воплощался по-разному. Условно говоря, и здание
В любом случае, были соблюдены общие принципы интернационального стиля:
- Каркасная модульная система.
- Свободная планировка.
- Облегченные конструкции.
- Простые геометрические формы.
- Полный отказ от внешних украшений фасада.
Интернациональный стиль еще иногда называют «минимализмом 20 века». Главными фигурами данного направления модернизма считаются архитекторы Ле Корбюзье (1887-1965), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), Якобус Ауд (1890-1963).
Отдельно стоит сказать о таком деятеле, оставившем глубокий след в архитектуре, как Антонио Гауди (1852-1926). Формально и хронологически его работы относят к модерну, однако в оформлении многих строений можно обнаружить следы влияния готики и барокко. Большинство его построек богато украшены декором, что, в целом, не свойственно архитектуре модернизма. Ближе всего к канонам модернизма, пожалуй, спроектированный Гауди дворец Гуэль:
Большинство построек Гауди сконцентрировано в Барселоне (Испания) и ее окрестностях. Если вы не планируете в ближайшее время ехать в Барселону, настоятельно рекомендуем для ознакомления иллюстрированное издание «Гауди. Полное собрание работ», потому что тут лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть [Р. Цербст, 2013]. А у нас на очереди следующий раздел урока «Модернизм в литературе».
Модернизм в литературе
Модернизм в литературе символизировал отход от классических традиций, где авторы предлагали готовую концепцию мироустройства, и переход к относительности истины в художественном выражении. Литераторы давали собственную интерпретацию явлениям, событиям и концепциям, давая читателю возможность соглашаться или не соглашаться с ними.
Еще одна особенность заключается в том, что на литераторов эпохи модернизма оказывали сильное влияние философские работы их современников. Это, в первую очередь, работы Фридриха Ницше (1844-1900), Густава Юнга (1875-1961), Карла Маркса (1818-1883), Зигмунда Фрейда (1856-1939).
Собственно, именно эти философы и транслировали идею вариативности интерпретаций событий и концепций, предлагали новый, доселе неведанный взгляд на многие явления. В частности, у Фрейда модернизм позаимствовал свободные ассоциации как способ исследования бессознательного, а творчество Ницше и его философия переживания мгновения считается предтечей модернизма в литературе как такового.
Что касается конкретных стилей и направлений, исследователи выделяют ряд превалирующих трендов для разных европейских стран. Перечислим их и назовем некоторых типичных представителей, творчество которых предопределено тем или иным стилем:
- Французский сюрреализм – Марсель Пруст (1871-1922) «В поисках утраченного времени».
- Итальянский и российский футуризм – Томмазо Маринетти (1876-1944), Владимир Маяковский (1893-1930).
- Немецкий экспрессионизм – драматург Бертольт Брехт (1898-1956).
- Английский и российский имажинизм (главенство образа) – Сергей Есенин (1895-1925), Анатолий Мариенгоф (1897-1962), Дэвид Лоуренс (1885-1930).
Творчество многих авторов не подходит под жесткое определение какого-либо стиля, однако от того не менее прекрасно и значимо. В целом, конечно же, лучше читать саму литературу и книги, а не «книги о книгах».
- Джозеф Конрад(1857-1924).
- Гийом Аполлинер(1880-1918).
- Андрей Белый(1880-1934).
- Анна Ахматова(1889-1966).
- Джеймс Джойс(1882-1941).
- Франц Кафка(1883-1924).
- Хильда Дулитл(1886-1961).
- Фрэнсис Скотт Фицджеральд(1896-1940).
- Уильям Фолкнер (1897-1962).
- Эрнест Хемингуэй(1899-1961).
И, конечно, столь активное развитие литературы в сочетании с новыми трендами в музыке дало толчок развитию зрелищных искусств.
Модернизм в музыке и зрелищных искусствах
Модернизм в музыке – это период примерно с 90-х годов 19 века до 30-х годов 20 столетия. Переходным от романтизма к модернизму считается творчество Густава Малера (1860-1911), австрийского дирижера и композитора. В произведениях прочих представителей модернизма новые веяния слышны более отчетливо.
Суть музыки модернизма лучше всего передает немецкий композитор, философ и музыковед Теодор Адорно (1903-1969) в своей «Философии новой музыки». Он полагает, что «истинна лишь та музыка, что передает растерянность индивидуума от окружающего мира» [Т. Адорно, 2001].
В той или иной степени это качество присуще музыке абсолютного большинства композиторов модернизма. И это лучше услышать самим, поэтому назовем наиболее знаковых деятелей модернизма в музыке:
- Клод Дебюсси (1862-1918).
- Морис Равель (1875-1937).
- Поль Дюка (1865-1935).
- Эрик Сати (1866-1925).
- Дариус Мийо (1892-1974).
- Рихард Штраус (1864-1949).
- Арнольд Шенберг (1874-1951).
- Ферруччо Бузони (1866-1924).
- Пауль Хиндемит (1895-1963).
- Альфредо Казелла (1883-1947).
- Игорь Стравинский (1882-1971).
- Александр Скрябин (1872—1915).
- Сергей Прокофьев (1891-1953).
Отдельно стоит сказать о таком направлении в музыке, как пуантилизм – сочетание отрывистых звуков и пауз, мотивов на 2-3 ноты. Родоначальником пуантилизма, зародившегося в эпоху модернизма, является австрийский композитор и дирижер Антон Веберн (1883-1945).
Появились и другие интересные тренды в академической музыке. Так, в 20-е годы композитор Арнольд Франц Вальтер Шенберг (1874-1951) предложил доселе неведанную технику музыкальной композиции додекафонию. Вкратце суть ее в том, что все 12 тонов октавы используются совершенно равноправно. Желающие углубиться в теорию музыки могут почитать статью «Додекафония и проблемы современной композиторской техники» [Э. Денисов, 1969].
Модернизму мы обязаны возникновением таких музыкальных направлений, как джаз и блюз, которые по ситуации на 20-30-е годы 20 столетия были синонимами понятия «современная музыка» и которые актуальны по сей день. Развитие музыки дало толчок развитию театра, оперы и балета. В недрах модернизма зародилось несколько направлений развития зрелищного искусства:
- Трагедийный театр – воплощение в рамках сценического пространства сразу всего творчества драматурга как сочетание образа и коллизии. Главный представитель направления – английский режиссер Гордон Крэг (1872-1966).
- Эпический театр – свободное обращение актера с образом как воплощение экспрессионизма на сцене. Основные представители – Бертольд Брехт (1898-1956) и его театр «Берлинский ансамбль».
- Театр социальной маски – театральная маска как заданный социальный типаж без индивидуально-личных характеристик, при этом конфликты и отношения между персонажами отходят на второй план. Наиболее яркий представитель – Всеволод Мейерхольд (1874-1940) со своими постановками «Лес» и «Дама с камелиями».
- Театр жестокости – возврат к древнейшим видам ритуалов с возможностью для зрителей приобщиться к действу. Главный представитель направления – Антонен Арто (1896-1948).
Более подробно можно почитать в статье «Театр в эпоху модернизма и постмодернизма. Философия ХХ века и “Новый театр”» [В. Сороковикова, 2012]. Как видно из названия, эта статья будет полезна и для изучения материала следующего урока, посвященного постмодернизму.
А мы пока поговорим о кино. Кинематограф зародился как раз в эпоху модернизма, и в этой сфере шел активный поиск средств и методов художественного выражения. Более того, есть все основания говорить о зарождении нескольких стилей в кино:
- Фотогения – сочетание замедленной и ускоренной съемки с ассоциативным монтажом у французского режиссера и кинотеоретика Луи Деллюка (1890-1924).
- Монументальный стиль – кинофильмы без четкого сценария, где идея ленты доносится посредством жестов и так называемого «монтажа аттракционов». Яркие представители – Райнер Вернер Фасбиндер (1945-1982) и Сергей Эйзенштейн (1898-1948) с его кинолентами «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный».
Таков был путь искусства модернизма. Как и раньше, он был наполнен самыми разными событиями и феноменами. Думаем, что для общего представления этой информации должно быть достаточно, поэтому давайте пройдем проверочный тест и перейдем к следующему уроку.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
На смену модернизму пришел постмодернизм. О нем мы и поговорим далее.
Ольга Обломова
← 5 Новое время7 Постмодернизм →
Заметка о модернизме – AND UNION GLOBAL
Сейчас читаю: Заметка о модернизме
ПредыдущийСледующийМодернизм был по существу основан на утопическом видении человеческой жизни и общества и вере в прогресс, или в движении вперед, а не в прошлом.
Идеалы модернизма пронизывали искусство, архитектуру, литературу, религиозную веру, философию, социальную организацию, повседневную деятельность и даже науки, становясь новым духом времени и формой культурного этоса, которые способствовали инновациям и новому взгляду на дизайн и функциональность. . Первоначально модернизм по существу задумывался как бунт против традиционалистского 19академических и исторических традиций века и против уравновешенного викторианского национализма и культурного абсолютизма на том основании, что «традиционные» формы искусства, архитектуры, литературы, религиозной веры, социальной организации и повседневной жизни (в современном промышленно развитом мире) устаревают и приносил пользу только богатым. Движение первоначально называлось «авангардным», описывая его попытку ниспровергнуть какой-либо аспект традиции или статус-кво.
Сам термин «модернизм» происходит от латинского «modo», что означает «только что». Он призывал к пересмотру каждого аспекта существования, от торговли до философии, с целью найти то, что «сдерживало» прогресс, и заменить его новыми, улучшенными, прогрессивными и лучшими способами достижения той же цели. Модернисты считали, что, подвергая сомнению традицию, они могут открыть радикально новые способы создания искусства и в то же время заставить аудиторию взять на себя труд подвергнуть сомнению свои собственные исторические предубеждения и предубеждения.
Он подчеркивал свободу выражения, экспериментирование, радикализм и примитивизм, а игнорирование общепринятых ожиданий часто означало поразить и оттолкнуть аудиторию причудливыми и непредсказуемыми эффектами (например, сюрреализмом в искусстве, атональностью в музыке, потоком сознания). литература). Некоторые модернисты считали себя частью революционной культуры, которая также включала политическую революцию, в то время как другие отвергали обычную политику, а также художественные условности, полагая, что революция политического сознания имеет большее значение, чем изменение реальных политических структур. Первая волна модернизма как художественного зонтичного движения разразилась в первом или двух десятилетиях 20-го века, когда появились новаторские музыкальные произведения таких людей, как Артур Шенберг и Игорь Стравинский; в то время как художники-новаторы, такие как Густав Климт, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Марсель Дюшан, Василий Кандинский и Пит Мондриан, раздвигают новые границы, ранее запрещенные; Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ в архитектуре; и Гийом Аполлинер, Джеймс Джойс, Т. С. Элиот и Вирджиния Вульф в литературе; назвать лишь нескольких лидеров движения.
Движение достигло совершеннолетия в 1920-х годах вместе с Баухаузом, сюрреализмом, кубизмом, фовизмом, футуризмом и, возможно, самым нигилистическим из всех, дадаизмом. После Второй мировой войны фокус переместился из Европы в Соединенные Штаты, и абстрактный экспрессионизм (во главе с Джексоном Поллоком) продолжил движение, за которым последовали такие движения, как геометрическая абстракция, минимализм, процесс-арт, поп-арт и поп-музыка. К тому времени, когда модернизм стал настолько институционализированным и мейнстримным, что стал считаться «поставангардным», указывая на то, что он утратил свою силу как революционное движение, он, в свою очередь, породил свою собственную реакцию, известную как постмодернизм, которая одновременно ответ на модернизм и новое открытие ценности старых форм искусства. Модернизм остается гораздо большей силой в искусстве, архитектуре и дизайне, чем в философии, хотя у постмодернизма помимо художественного есть и специфически философский аспект.
Под редакцией Брэда Армитиджа
Источники изображений
Изображение дома Фарнсворта: @monarchi_
Изображение Мондриана: @medium.com
Изображение BAUHAUS: @ross_sokolovski
Карта метро Изображение: @vignellicenter
Изображение De Stijl: @room_606
10 модернистских направлений в искусстве | Britannica
Популярное на Britannica
- Новые семь чудес света
- 9Примечательные болотные тела (и что они нам говорят)
- 6 важных императоров Великих Моголов
- 10 лучших видов кошек
проверено Cite
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPChicago Manual of Style
Написано
Мик Андерсон
Мик Андерсон — редактор копии Британской энциклопедии.
Мик Андерсон
Факт проверен
Редакторы Британской энциклопедии
Редакторы Encyclopaedia Britannica курируют предметные области, в которых они обладают обширными знаниями, будь то многолетний опыт, полученный в результате работы над этим контентом, или в результате обучения для получения ученой степени. Они пишут новый контент, а также проверяют и редактируют контент, полученный от участников.
Редакторы Британской энциклопедии
Курирование этого контента осуществляется по усмотрению автора и не обязательно отражает точку зрения Encyclopaedia Britannica или ее редакции. Для получения наиболее точной и актуальной информации обращайтесь к отдельным статьям энциклопедии по темам.
© AbleStock.com/JupiterimagesНа рубеже 20-го века произошли перемены, главным образом в том, как люди начали воспринимать цивилизацию в целом и ее главную цель. Начало Первой мировой войны, или предполагаемой войны, которая положит конец всем войнам, и беспрецедентное опустошение, которое последовало за этим, бросили вызов основам систем верований многих культур, что привело к большому количеству экспериментов и исследований художников с моралью и определением того, что именно Искусство должно быть и должно быть для культуры. За этим последовал целый список художественных течений, стремившихся найти свое место в постоянно меняющемся мире.
Постимпрессионизм
Жорж Сёра: Воскресенье в Гранд-Жатт — 1884 Художественный институт Чикаго, Мемориальная коллекция Хелен Берч Бартлетт, каталожный номер. 1926.224 (CC0)Постимпрессионизм, который часто считают необходимым предшественником многочисленных художественных движений, сформировавшихся под эгидой модернизма, зародился в последние годы 19 века. Оно прославилось благодаря незабываемым работам Поля Сезанна, Жоржа Сёра, Винсента Ван Гога и других, поскольку они сосредоточились на расширении ограничений предшественника движения, импрессионизма, исследуя методы, которые позволили бы им получить более чистую форму выражения. , при этом в большинстве случаев сохраняя импрессионистское использование ярких и фантастических цветов, отображаемых короткими мазками. Постимпрессионисты, в отличие от многих представителей других художественных течений, в основном сочиняли свои произведения независимо от других, что позволяло им экспериментировать в разных направлениях, от усиленного импрессионизма, характерного для Ван Гога, до пуантилизма, как это видно в самой известной работе Сёра. 900:53 Воскресенье, полдень на острове Гранд-Жатт (1884–1886).
Фовизм
Это известное авангардное движение считается одним из первых в своем роде, получивших процветание в начале 20-го века. Созданный Анри Матиссом, фовизм был в значительной степени обязан импрессионизму, поскольку он демонстрировал яркие цвета для захвата пейзажей и натюрмортов. Однако это стало самостоятельным движением, поскольку фовисты, такие как Матисс, привносили в свои картины повышенное чувство эмоциональности, часто используя грубые и вопиющие мазки и яркие цвета прямо из своих тюбиков, которые поначалу ужасали публику. Именно чрезмерная выразительность этих грубых и базовых техник побудила искусствоведа Луи Вокселя окрестить таких художников фов («дикие звери»). Среди других известных фовистов Андре Дерен, Морис де Вламинк и Жорж Брак, последний эволюционировал от неприкрытой эмоциональности фовизма к созданию более структурированных и логических фокусов кубизма, который считается прямым потомком фовизма.
Кубизм
Возможно, самое известное направление в искусстве эпохи модернизма. Кубизм стал ассоциироваться с одним именем, в частности, с Пабло Пикассо. Однако следует должным образом отметить, что Жорж Брак также был лидером движения и что он и Пикассо так хорошо работали друг с другом, что в разгар господства кубизма их картины практически неотличимы друг от друга. Часто отмечается, что кубизм начал свое окончательное движение с открытием 9-го века Пикассо.0053 Les Demoiselles d’Avignon (1907 г.), на котором изображены обнаженные женщины в изломанной перспективе и демонстрируется значительное африканское влияние. Тем не менее, движение не получило своего названия до 1908 года, когда искусствовед Луи Воксель (снова!) изобразил дом Брака в L’Estaque как построенный из кубов. Главные цели кубистов заключались в том, чтобы отказаться от условностей прошлого, чтобы просто имитировать природу, и начать в новом ключе, чтобы подчеркнуть плоскую размерность холста. Этот эффект был достигнут за счет использования различных противоречивых точек обзора для рисования обычных объектов, таких как музыкальные инструменты, кувшины, бутылки и человеческая фигура. По мере того, как они продвигались в своей работе, Брак и Пикассо использовали монохроматическую шкалу, чтобы подчеркнуть свое внимание к внутренней структуре своих работ. Хотя кубизм обычно ассоциируется с живописью, он оказал длительное влияние на многих скульпторов и архитекторов того времени.
Футуризм
Умберто Боччони: Уникальные формы непрерывности в пространстве Музей Метрополитен, Нью-Йорк, Завещание Лидии Уинстон Мальбин, 1989, 1990.38.3, www.metmuseum.orgВозможно, один из Самым противоречивым движением модернистской эпохи был футуризм, который при беглом взгляде сравнивал людей с машинами и наоборот, чтобы принять изменения, скорость и инновации в обществе, отбросив при этом художественные и культурные формы и традиции прошлого. Однако в центре футуристической платформы стояло одобрение войны и женоненавистничества. Футуризм — придуман в 19Манифест 09 Филиппо Маринетти — не ограничивался одним видом искусства, а фактически был воспринят скульпторами, архитекторами, художниками и писателями. На картинах обычно изображались автомобили, поезда, животные, танцоры и большие толпы людей; а художники заимствовали фрагментированные и пересекающиеся плоскости у кубизма в сочетании с яркими и выразительными красками фовизма, чтобы прославить достоинства скорости и динамичного движения. Писатели сосредоточились на том, чтобы избавить свою поэзию от того, что они считали ненужными элементами, такими как прилагательные и наречия, чтобы акцент мог делаться на действии инфинитивных глаголов. Эта техника в сочетании с интеграцией математических символов позволила им делать более декларативные заявления с большим чувством смелости. Хотя первоначально футуристы были ярыми в своем утверждении достоинств войны, они потеряли пар, когда стали очевидными разрушения Первой мировой войны.
Вортицизм
Общественное достояниеСпецифически английское художественное движение, поскольку его рупором был знаменитый лондонский журнал Blast . возраст и охватил возможные достоинства динамических изменений, которые должны были последовать. Он был основан прямо перед началом Первой мировой войны знаменитым художником Уиндемом Льюисом и вездесущим поэтом эпохи модернизма Эзрой Паундом. Однако в то время как футуристы зародились во Франции и Италии, а затем распространились по континенту в Россию, вортицизм оставался локальным в Лондоне. Вортицисты гордились своей независимостью от подобных движений. В своей литературе они использовали грубую лексику, резонирующую с механическими формами, найденными на английских верфях и фабриках, и в своих произведениях, а также в своих картинах вортицисты поддерживали абстракцию как единственный способ разорвать связи с доминирующим и душит викторианское прошлое, чтобы они могли перейти в новую эру. Однако вортицизм, как и футуризм, изо всех сил пытался справиться с непостижимыми разрушениями во время Первой мировой войны, которые были результатом новых машин, которые они так высоко ценили. Когда Первая мировая война подошла к концу и ценились вортицисты, а именно Т.Е. Хьюм и Годлер-Бжеска погибли в бою, к началу 19 века вортицизм сократился до небольшого числа.20 с.
Конструктивизм
Модель «Памятник Третьему Интернационалу» © Tatlin; фотография © Moderna Museet, StockholmКогда кубизм и футуризм распространились на запад, в Россию в конце 1910-х годов, они были поглощены утопическим духом Октябрьской революции, создав таким образом новое художественное движение, известное как конструктивизм, которое охватило теорию о том, что искусство должны быть «построены» из современных промышленных материалов, таких как пластик, сталь и стекло, чтобы служить общественной цели, а не просто делать абстрактное заявление. Часто приписывают толчок к движению Владимиру Татлину, который в 1913, во время учебы в Париже, находился под сильным влиянием геометрических построений Пикассо. Вернувшись в Россию, он вместе с Антуаном Певзнером и Наумом Габо опубликовал в 1920 году Манифест реалистов , в котором, подобно футуристам и вортицистам, выражал восхищение машинами и технологиями, а также их функционализмом. Одним из самых знаковых произведений этого движения является «Памятник Третьему Интернационалу » (1919–1920 гг.) Татлина, сооружение странной спиралевидной формы, которое должно было служить правительственным зданием. Большинство конструктивистов, таких как Татлин, считали живопись «мертвым» видом искусства, если только она не должна служить чертежом чего-то, что должно быть построено физически. Поэтому они работали в основном с керамикой, дизайном одежды, графикой и архитектурой. По мере усиления советской оппозиции их движению многие конструктивисты бежали из России и вдохновляли движение в западных странах, таких как Германия, Франция и Англия, где они приобрели большое значение.
Супрематизм
Другим уникальным русским модернистским движением был супрематизм, зародившийся совместно с конструктивизмом, хотя и с более сильным акцентом и охватом абстракции, которую можно было рисовать на холсте. Это обозначено как первое движение, использующее чистую геометрическую абстракцию в живописи. Казимир Малевич считается его основателем, так как он, наряду со многими своими современниками, является автором супрематического манифеста. Название движения произошло от цитаты Малевича, в которой он заявил, что движение будет вдохновлять «превосходство чистого чувства или восприятия в изобразительном искусстве». Его главная цель состояла в том, чтобы сломать искусство до его голых костей, часто используя основные формы, такие как квадраты, треугольники и круги, а также основные и нейтральные цвета. По мере того, как он продвигался в своей работе, Малевич включал больше цветов и форм, но он олицетворял движение в своих картинах «Белое на белом», на которых едва виден слабо очерченный квадрат. Супрематизм часто был пропитан духовно-мистическим подтекстом, что добавляло ему абстракции, и, как и в случае с конструктивизмом, движение, по сути, полностью прекратилось с усилением советского гнета.
De Stijl
Предоставлено Haags Gemeentemuseum, ГаагаНазвание De Stijl (по-голландски «Стиль») адекватно резюмирует цель этого движения, а также характеризует его намерения по достижению этой цели: с простым, прямым подходом. Основанный группой голландских художников в Амстердаме, в которую входили Тео ван Дусбург (который основал периодическое издание группы De Stijl ), Пит Мондриан и Якобус Йоханнес Питер Оуд, De Stijl был пропитан большим количеством мистицизма, проистекающим, прежде всего, из преданности Мондриана. к теософии. Движение также имело большое влияние парижского кубизма, хотя члены De Stijl считали, что Пикассо и Брак не смогли зайти достаточно далеко в царство чистой абстракции. Они, как и супрематисты, работали в основном в абстрактном стиле и с неприукрашенными формами, такими как прямые линии, пересекающиеся плоские поверхности и основные геометрические фигуры, а также с основными цветами и нейтральными. С помощью этих методов они стремились исследовать законы равновесия, проявляющиеся как в жизни, так и в искусстве. Хотя в движение входили художники, скульпторы, типографы, поэты, представители декоративно-прикладного искусства, это были архитекторы, прежде всего Уд с его рабочим жилым комплексом в Хук ван Холланд (1924–27), которые смогли лучше всего уловить строгую и гармоничную суть движения.
Дадаизм
Возможно, лучше всего подытоживая знаменитого поэта-дадаиста Хьюго Болла, дадаистская цель искусства заключалась не в том, чтобы искусство было «самоцелью, а [было] возможностью для истинного восприятия и критики время, в которое мы живем». И наверняка времена дадаизма были наполнены горем, разрушением и хаосом, поскольку они были свидетелями безудержного массового опустошения Первой мировой войны. Движение представляло собой разрозненную международную сеть, которая была видна в Цюрихе, Швейцария; Нью-Йорк; Берлин, Кельн и Ганновер, Германия; и Париж. Дадаистов не связывали их стили, средства или техники. Вместо этого они были связаны своими единообразными обычаями и верованиями. Они считали себя борцами против рационального мышления, которое они считали ответственным за упадок социальных структур, рост коррумпированной и националистической политики, а также распространение насилия и войны. Они бросили вызов и высмеивали определение искусства и его элитарное учреждение такими работами, как Марсель Дюшан 9.0053 Fountain (1917 г.), который представлял собой фарфоровый писсуар, и они использовали фотомонтажи, а также множество других художественных средств на своих публичных собраниях в знак протеста против зарождающейся нацистской партии в Германии. Дадаисты по всему миру решительно боролись против таких репрессивных социальных институтов, хотя некоторые списывали их как просто абсурдных и несущественных из-за их многочисленных выходок и разрозненной сети.
Сюрреализм
Как одно из самых известных художественных направлений эпохи модернизма, главным образом благодаря неизгладимой работе Постоянство памяти (1931) Сальвадора Дали.