Готический период: Готика. Большая российская энциклопедия

Готический период (XII-XV вв.) | Студия витража Светланы Михайловой

Начало переходу к готическому стилю положил аббат Сугерий, под руководством которого, в 1144 году была возведена апсида в королевской церкви аббатства Сен-Дени. Площадь окна церкви заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей и медальонов. В каждом медальоне заключен один ключевой эпизод истории, исполненный в бодром живом ритме, которого недостает более статичным персонажам романского стиля. Понятная архитектоника композиций придает сценам особую объемность и монументальность. Цветовая схема сложна, а наложение фигур создает примитивное, но тем не менее ощутимое впечатление глубины пространства. Налицо новое визуальное и психологическое осмысление сюжетов. В панно были включены жизнеописания некоторых святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход и история Карла Великого.

Изобретение Сугерием историзированного оконного медальона оказало глубокое влияние на повествовательность сюжетов витражного искусства следующей половины века. Описание священных тем как логического продолжения современных событий знаменуют решительный поворот в манере представления религиозных образов на цветном стекле. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых.

В крытой галерее Сен-Дени свет и цвет смешиваются совершенно замечательным образом. Революционные структурные новшества позволили включить в конструкцию еще больше окон и витражей. Остроконечная аркада и ребристые своды сделали ненужными стены между опорными колоннами. Все свободное пространство было отдано под окна. Аббату Сугерию удалось скомбинировать божественное освещение и природный свет. По его собственным словам, внутреннее убранство аббатства переносило его в «положение где-то между славой небес и земным позором».

Изобретательность Сугерия в Сен-Дени оказалась заразительной. В течение одного поколения его ранняя версия «дворцового стиля» вывела романскую архитектуру и изобразительное искусство на порог стиля, названного в последствии готикой.

Альтернативы романскому стилю продолжали развиваться во Франции и Англии до конца века. Три больших окна западного фасада Шартрского собора были застеклены примерно в 1145-1150 годах и относятся к позднероманскому стилю. Дошедшие до наших дней в хорошем состоянии, они удивительным образом напоминают Сен-Дени и, возможно, были изготовлены на одной мануфактуре. Почти наверняка их создатели продолжали работу над нефом и апсидой собора, сгоревшего в 1194 году. К тому времени «стиль Сен-Дени» широко распространился среди мастеров-стеклоделов Франции и Англии, где в середине XII века началось строительство Йоркского собора.

Первой возможность проявить себя в условиях чистой готики стали соборы Нотр-Дам в Париже и в Кентербери. Старые нормандские хоры в Кентербери сгорели в 1174 году и были отстроены заново в своеобразной, но величественной манере ранней готики. В ходе двух перестроек в Кентербери (ок. 1178-1206 и 1213-1220) новые большие окна, заполненные историческими сюжетами, получили хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Беккета (ок. 1118-1170). Для склепа художники, видимо, англичане или французы, создали первые в средневековом искусстве повествовательные описания современных событий.

Большинство великих готических соборов было заложено и многие завершены в первой половине тринадцатого века. Дожившие в большинстве своем до наших дней, они утвердились в общественном сознании как оптимальная форма храма божия. Архитектурная концепция готических построек кардинально отличает их от массивных приземленных зданий романского периода. К концу XII века соборы приобрели вид конструкций, основанных не на толстых стенах, а на чередовании вертикальных шпилей, остроконечных арок и ребристых сводов. Опирающихся снаружи на изящные контрфорсы верхние этажи церквей между шпилями можно было освободить и не перегружать опорами. Впервые в западной церковной архитектуре свет стал основным элементом интерьера. Логическое понимание конструкции и соотношения между стенами и окнами совершило переворот в архитектуре Северной Европы и доминировало на протяжении последующих трех столетий. Тщательная дозировка света в готических соборах способствовала средневековому синтезу духовного и мирского. Привязанные к земле постоянным продолжением конфликта добра и зла готические церкви всеми силами рвутся ввысь, символизируя неземное великолепие.

Наиболее ранним архитектурным памятником полностью развитой готики является собор в Шартре. На его примере можно полностью оценить неограниченную силу и великолепие готических витражей в аккомпанементе окружающей архитектуры. Соборы шатра и в меньшей степени Бурже сохранили большую часть остекленения начала XIII века. По мере воплощения в Шартре передовых идей готической архитектуры впервые сложилась всеобъемлющая концепция внутреннего убранства собора. Каждая его часть – фасад, неф, трансепты и хоры – обогатилась пылающими образами пейзажей. К тому времени готическая архитектура еще не пришла к раскрытию стен до точки их явной дезинтеграции, в результате чего окна Шартрского собора как будто разрывают сумрак внутренних помещений.

Разнообразие конструктивных вариантов окон в Шартре послужило примером для крупных соборов и церквей, создававшихся впоследствии по схеме «креста» или «латинского креста». Нижние окна боковых приделов в Шартре отличает удивительное разнообразие тем от «Жизни богородицы» до «Легенды Карла Великого», отражающих интересы жертвователей на их создание.

Среди главных украшений Шартрского и многих других соборов выделяются «окна-розетки». В Шартре их три: одно на самом верху западного фасада и по одному на каждом поперечном нефе (трансепте). Эти работы исключительно сложны как в техническом, так и в символическом отношении. Главная сюжетная фигура – обычно Дева Мария или Христос на небесах – всегда окружена концентрическими рядами символов. Окно-розетка вполне может считаться наиболее привлекательным и изысканным достижением средневековой духовной выразительности. Наполовину символические, наполовину реальные, эти работы называли «глазами небес» одновременно за фигуральное предоставление ими света и за толкование роли Христа и Девы Марии как единственных источников истины и спасения. По форме окно-розетка приближено к мандале, священному символу Вселенной. В пропорциях окна виден математический расчет, косвенно усиливающий гармоничность и чистоту небесного начала. В свете этих качеств окно-розетку можно рассматривать как указатель пути к святой мудрости и к спасению.

Вместе с XIII веком готический стиль набрал силы, и еще несколько крупных соборов, таких как Бурже или Сансе, получили полный комплект витражей. В то же время заявила о себе новая сила, определившая стилистических фокус в искусстве и архитектуре на оставшуюся часть века и начало следующего. В отличие от соборов, постройкой которых занимались странствующие бригады мастеров, королевский двор в Париже свел вместе и объединил усилия величайших художественных талантов Франции.

Во времена правления Людовика IX (1220-1270) утонченное изящество и великолепие отделки, присущее малым металлическим формам и иллюстрациям манускриптов, было объединено в достаточно широких рамках наружных изваяний соборов. От поощряемого монархом творческого союза родилась уникальная эстетика рафинированной изысканности. Типично французский подход к искусству как к насущной необходимости впервые выделяется в начале XIII века. В рамках французского «дворцового стиля» витражи приобрели утонченную красоту отделки и нежную цветовую гармонию. Радикальные изменения в архитектурном контексте окон были вызваны стремлением зодчих достичь предельной пропорции застекленной поверхности помещений. Уменьшение толщины внешних контрфорсов на хорах заложенного примерно в 1230 году Амьеннского собора позволило максимально увеличь ширину и высоту окон. Тонкие каменные «ажурные» переплетения, обрамляющие верхний ряд окон, отличаются затейливостью орнамента. Захватывающий дух ансамбль нефов в соборах этого периода отражает подчеркнуто линейную систему гармонических пропорций и вертикальной акцентуации. Проникая сквозь заключенные в каменный ажур стекла, свет приобретает свойства вездесущей всепроникающей субстанции.

Излучающие свойства созданных в этот период окон вызвали к жизни термин «лучистый» для обозначения возбуждающего воздействия света и цвета на монументальном уровне. Плотные насыщенные красные Ии синие цвета Шартра были заменены лучистыми окнами более легких и менее контрастных тонов. Главная заслуга в этих переменах принадлежит создателям витражей, которые коренным образом изменили выразительные возможности материала для использования в новых типах оконных проемов. Позже была разработана новая форма остекления – гризайль. Состоящий из тонально разграниченной палитры стекол светлых цветов, гризайль использовался в темных помещениях сложной конфигурации для обеспечения лучшей освещенности.

«Лучистый живописный стиль» является выражением изысканной урбанистической культуры королевского двора Парижа. Утонченные витражи французской готики положили начало стилю, который как сама новая кафедральная архитектура мог легко быть оторван от национальных корней. Готический стиль быстро проник через границы Франции в Германию, в государства Центральной Европы и Северную Испанию.

Во второй половине века в Европе увеличение размеров и новые конструктивные подходы еще больше изменили «дворцовый стиль» готического витража. Крупномасштабные композиции стали разбивать на два и больше окон, чаще применялся гризайль. Характерным признаком витражей XIII века становится большая светопроницаемость и декоративность, текучесть поверхностного дизайна.

Высоту верхнего ряда окон подчеркивали вертикальные внутренние каменные перегородки (средники). Это новшество существенно повлияло на способ размещения фигур. Наряду с сохранением традиции создания исторических медальонов с повествовательными элементами все чаще витражных дел мастера стали обращаться к свободному использованию площади окон для пространственных композиций. Можно сказать, что отмена ограничений в размерах привела к свободе выбора сюжетов. Особую популярность приобрели драматические «балдахинные фигуры». В набор традиционных сюжетов из жизни пророков, королей и святых были включены монархи из современной европейской истории. Размещавшиеся ранее в скромном незатейливом архитектурном обрамлении эти фигуры во весь рост теперь увенчивались огромной высоты замысловатыми балдахинами из цветного стекла. Часто в одном окне помещались две и более вертикально расположенные фигуры.

В начале XIV века дворцовый стиль в Париже стал склоняться к эстетически облегченному изящно абстрактному течению и застенчиво учтивой форме. Вдохновленные античными образцами, как это произошло веком ранее с кафедральными скульпторами, художники стали придавать фигурам изогнутые S – образные позы, трансформируя органическую структуру тела в элегантно искусственное сочетание грациозности и интимности. Изменения затронули всю Европу, и, несмотря на существование множества существенных местных традиций, искусство этого периода стало поистине интернациональным по стилю.

Историческая готика / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Текст статьи содержит ознакомительную информацию о стиле, послужившем творческим источником для дизайнеров ЮБ Роскошь, создавших коллекцию «Готика».

Готический стиль 

 (от итал. gotico, буквально – готский.) Все варварские племена, вторгшиеся  на территорию империи с севера, римляне называли готами.    

Го́тика —период в развитии средневекового искусства на территории Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к стилю архитектурных сооружений. Готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, ювелирные украшения.
Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой  воплощала символические образы церковной догматики. 

Характерные черты готического стиля:


1 Символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.

2. Главенство архитектуры в системе искусств.


Символы и элементы готического стиля: 

     
1. Собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи . Несоизмеримое с человеком пространство собора оказывало сильное эмоциональное воздействие на верующих. Городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево, символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство — статуи, рельефы, витражи. Художественный секрет готической архитектуры – в том, что ее зрительная конструкция не совпадает с реальностью. Готический стиль растворяет материальность в пространстве. Огромный тяжелейший свод кажется облачно-воздушным, а ряды поддерживающих его пучков колонн, устремляясь вверх с грацией тростниковых стеблей, не дают возможности с ориентироваться, понять логику конструкции, осознать масштабы. Кажется, что почва уходит из-под ног, а сам ты плывешь-возносишься в бесконечные миры.

..

2. Крест —  является мировым общечеловеческим символом. Католическая Церковь использует крест   как знамя веры, объединяющее людей с одинаковым мировоззрением. Поклоняясь кресту, люди поклоняются и тому пути, который выбрал Спаситель   для блага человечества. В готический период изменился образ Христа – на первый план выдвинулась тема мученичества. Художники изображали Бога скорбящего и страдающего, приносящего муки на кресте. Готическое искусство постоянно обращается к образу Богоматери – заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для средневековья. Нередко два культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.

3.  Витраж -символизирует божественный свет просветления и мудрости. Особенности  свода готического храма позволяли  поместить в них большое количество окон, арок, галерей,  через которые на верующих падал божественный свет.  В оконных проемах помещали витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. В готическом витраже ярче всего проявилось торжество цвета и света. Витраж  открыл новые возможности для цветовых эффектов, в которых средневековые живописцы видели конечную цель своего искусства. Из дошедших до нас витражных ансамблей,  самый известный в Сен Шапель в Париже,  (146 окон с 1359 различными сюжетами)

Символы  готического стиля: Собор, Крест, Витражи.

    
       

  С появлением христианства  совпадает уникальный вклад кельтской письменности в оформление религиозных рукописей. Кельтское письмо записывались на четырёх направляющих линиях, отстоящих друг от друга на расстоянии одной унции. В основном, в том виде, который дошёл до наших дней готический шрифт появился в XV веке, стараниями немецких каллиграфов-переписчиков.Безмерный вклад в то, что готический шрифт до сих пор легко узнаваем и популярен, сделал Иоганн Гутенберг (Iogann Gutenberg).

  Изобретение же Гутенберга – печатный станок и многократное использование отдельных свинцовых буквенных литер, позволило за 10 лет наводнить всю Европу печатными лавками и книжными ярмарками. Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, как господствующую форму рукописного шрифта того времени. Шрифт был точной имитацией самого совершенного письма той эпохи. Он содержал около 300 знаков, лигатур, сокращений. Впервые шрифт Гуттенберга был использован для издания 42-х страничной Майнцкой Библии (Mainz Bible). 
 Несмотря на полный отказ от готических шрифтов в книгопечатании с конца XVIII века, они и сегодня очень часто используются для печатных материалов. Также часто готический шрифт или его стилизацию можно увидеть на многих современных официальных документах. 

Крестовые походы приобщили Европу к достижениям Востока.
Оружейные доспехи были облечены, за счет использования стали.

Женщины узнали косметику и окрашивание волос.

 Считается, что в XV веке готический костюм приобрел свои окончательные очертания Одежда как бы стремится вверх, подобно архитектурным сооружениям того же времени: острые стоячие воротники, манжеты рукавов и сами рукава, остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов. Женский силуэт должен был быть хрупкого телосложения, иметь тонкую талию и S- образную форму. Крой одежды предусматривал наличие живота. Модно быть беременной. Мужское платье в готическом стиле стало коротким. В это время сформировалось четкое разграничение женского и мужского костюма. Женщина должна носить юбку, а мужчина штаны. (за некоторым исключением- шотландские юбки) На женский костюм в значительной степени влияла церковная доктрина, утверждавшая, что грех вошел в мир с помощью Евы, и женщина, таким образом, является источником всех пороков. Женщин принуждали скрывать свою красоту. Во всех странах запреты сыпались, как из рога изобилия. Стоило только, например, определить длину шлейфа согласно сословной принадлежности – и неукротимые модницы сразу же придумали нечто новое.

Вероятно, запреты, связанные с экстравагантностью моды, были вызваны не столько моральными соображениями, сколько желанием сохранить свои сословные признаки, ибо деньги часто затушевывали знатность происхождения. Так, если герцог мог позволить своей супруге иметь два парадных туалета, то жена антверпенского купца имела их целую дюжину. Свидетельство тому – визит супруги французского короля Филиппа Прекрасного в Нидерланды. После первого торжественного приема мадам воскликнула: «Я считала себя королевой, но вижу, что здесь собралось не меньше ста королев!»
 Ткани:
 В готический период отличные ткани составляли главное достоинство одежды. На импорте шелка с Востока делались огромные состояния. Самые лучшие шерстяные ткани производились в Нидерландах. Во Фландрии изготовляли очень тонкое и очень легкое сукно, которое украшалось пурпуром и служило для королевских мантий. Из Италии вывозили шелк, бархат и парчу. Наивысшим достижением мастеров, работающих со льном, были фламандские кружева, такие воздушные и легкие, что выглядели почти невесомыми. Позже с ними начали конкурировать венецианские кружева.
Силует: Романская эпоха предполагала свободный крой, иначе называемый «рубашкообразным». Пришедший на смену готический стиль не только прочно ввел в моду сложные, обтягивающие наряды, но еще и подарил миру практически все известные варианты кроя.


Эннен-конус на голове

       
  

Постоянные выступления моралистов, направленные  на скрытие женской красоты, привело  к тому, что все  женщины, кроме юных девушек и невест, должны были покрывать волосы. Волосы убирались под головной убор. Выбривались брови лоб, выщипывали ресницы.      Типичным для готического периода считается головной  убор «Эннен». Башнеобразный островерхий конус носили с большим покрывалом и называли «бабочкой». Популярный в  Бургундии он редко встречался в Англии и Италии.

Остроносые ботинки почти в точности повторяют зубчатость соборов

 

Ювелирные украшения

   Золотые украшения всегда были символом социального положения в обществе. Они точно соответствовали статусу и достатку своего владельца. В 13 веке в большинстве средневековых государств был принят закон, согласно которому простолюдинам запрещалось носить на себе золото.

   Символизм и  условность    художественного языка Готики отражается и в ювелирных украшениях этого периода. В ювелирных изделиях используются те же символы, что и в архитектуре: Собор, Крест, Витражи. Вся малая пластика четко следует за лидером.

   Влияние церкви доминирует  в умах и материальном мире.  С ростом городов и развитием ремесел во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала.  Высокий спрос на ювелирные украшения позволяет ювелирам  объединяться в гильдии  и обслуживать не только церковь  и власть, но  богатеющие население страны.

 

Среди ювелирных украшений Готического периода можно выделить  два направления:

1.
Символичные культовые  изделия: крест, корона

Крест как символ олицетворял догмы и верования католической церкви. В распятиях и церковной утвари  Церковь максимально использует эмоциональную силу искусства. 

Корона как символы власти, повторяла архитектурные идеи соборов в миниатюре, устремляя свои зубцы и шпили к небу. Все короны выполнены в готическом стиле и содержат геральдические символы, украшены многоцветьем драгоценных камней как витражи храмов.

 

2. Утилитарные драгоценности  как часть костюма: 

 Фибулы(пряжки, застежки),  аграфы, кольца, пуговицы и   пристегиваемое и пришивное драгоценное кружево.

 Мужчины и женщины, богатые и бедные носили на поясе кошель или другие предметы. Наискось носили перевязь, которая   первоначально использовалась для поддержки меча.

 На пояса, перевязи, одежду нашивались  драгоценные пластины   

Пуговица — одно из первых ювелирных украшений.   И сегодня  пуговица из драгоценного металла — роскошь.

После крестовых походов на Восток в одежде появились пуговицы. Пуговицы были очень разнообразны по форме, размеру и технике их изготовления. В зависимости от того, для какой одежды предназначались пуговицы, размер их колебался от величины горошины до крупного яйца. О дороговизне пуговиц говорит тот  факт, что  стоимость пуговиц на платье в разы превышала стоимость материи, из которой оно было сшито.

 

   До раннего средневековья фибула была практически единственным типом пряжки или застежки, состояла  из иглы и скодки, часто скрытых декоративной пластиной. Фибуле придавали простейшую форму – круга или прямоугольника – и  украшали эмалями и драгоценными камнями. В дальнейшем фибула окончательно превратилась в брошь и стала только женским украшением. 
 Из круглого золотого прута изготавливались ожерелья крупных рельефных форм, цепи с подвесками. Цепи или перевязи изготавливались  в виде плоских лент  из звеньев в  виде кружков или из двух, трех и более рядов S- образных завитков . Такие цепи носили поверх одежды с крестом на груди

      Аграфом обычно скрепляли ворот нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Иногда аграфы изготавливались из драгоценных металлов и украшались камнями, чеканкой, эмалью, рельефным декором. В XV веке аграфы было принято дарить фаворитам двора. Тогда были особенно популярны изделия бургундских ювелиров — золотые с эмалью, рельефные в виде цветов или животных, с изображениями религиозного содержания, гербами, девизами, различными надписями.

 
 

    

 Кольца  носили в большом количестве все, так как драгоценные камни вставок были оберегами. Символика камней в готическом стиле была очень почитаема,  они ценились за величину, насыщенность цвета и приписываемую силу.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*