Фрэнк ллойд райт достопримечательности: Фрэнк Ллойд Райт — Архитекторы дизайнеры — Дизайн и архитектура растут здесь

Содержание

Фрэнк Ллойд Райт — Архитекторы дизайнеры — Дизайн и архитектура растут здесь

Первая половина 20 века принесла новые веяния в архитектуре, в авангарде изменений стоял американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. С его именем связана органическая архитектура, постулаты которой были сформулированы в конце 19 века, но воплощены были лишь в 20-е годы 20 века. Райт являлся пропагандистом открытого плана в архитектуре, считал необходимостью соответствие внешней формы специфическому назначению строения, которое должно вписываться в окружающий ландшафт. Вклад Фрэнка Ллойда в современную архитектуру трудно переоценить. Многие объекты, которыми мы сейчас восхищаемся, не были бы созданы без Фрэнка, он стал тем самым глотком свежего воздуха, который был жизненно важен для архитектуры.

Работы Фрэнка Ллойда Райта

Чтобы разобраться в ценности работ Райта, нужно понять то новое, что принесла в себе органическая архитектура. В начале 20 века архитектура разделилась на два основных течения, первые годы явно преобладал функционализм. Его суть заключалась в том, что здания должны в первую очередь соответствовать выполняемым функциям. В своём внешнем виде они соответствовали запросам общества в период всемирного курса на индустриализацию. Органическая архитектура была сформирована как противовес данному стилю. Она видела свою задачу в единстве с природой. Основатели органической архитектуры считали функционализм серым и безликим, поэтому для них было важно распространение своего стиля. Успех был достигнут благодаря великолепным работам Фрэнка Ллойда.

На стыке веков Фрэнк организовывает свою фирму, которая тот час же оказывается весьма востребованной. Молодой архитектор был вдохновлён постулатами органической архитектуры, поэтому решает претворить их в жизнь, так рождаются знаменитые «Дома Прерий». Работы этой серии стали первой реализацией новой ветви архитектуры, которая видела свою задачу в восстановлении целостности с природой. «Дома Прерий» являлись органичным продолжением окружающей среды, стирая границу между постройкой и естественной средой. Вдохновение Фрэнк Райт также черпал в архитектурном стиле японских храмов, которые во многом соответствовали органической архитектуре, хотя построены были в те времена, когда требования этого стиля ещё не были сформированы.

В стиле «Домов Прерий» Фрэнк Ллойд построил свой дом, который известен на весь мир как резиденция «Талиесин». На данный момент она представляет большой интерес как одна из лучших работ этапа становления органической архитектуры. Характеризуя постройку, Райт говорил, что она не построена на земле, а выросла из-под земли, подчёркивая её органичное соединение с окружающей средой. Разглядывая общий план поместья с высоты, можно собственными глазами убедиться в справедливости этого тезиса. Здание не раз страдало от крупных пожаров, но всё-таки сохранило свою первоначальную суть.

Постройка домов в стиле органической архитектуры нельзя назвать дешёвым удовольствием. Фрэнк Ллойд в 30-е годы разрабатывает дома, которые стали доступны среднему классу. Сокращения стоимости удалось достигнуть главным образу, благодаря коренному пересмотру обустройства каркасов. Райт мечтал о деурбанизации.Новая концепция его домов вполне могла лечь в основу градостроительной политики. Фрэнк создал новую концепцию строительства городов, которая называлась «Город широких горизонтов». В какой-то мере это было реализовано, так как большинство предпочитало жить в частных домах, а не перенаселённом центре, в котором часто концентрируется только производственная часть города. Основным средством передвижения в «Городе широких горизонтов» должен стать личный автомобиль.

Дом над водопадом

Среди работ Фрэнка Ллойда Райта имеются те, которые составляют особенную архитектурную ценность. Знаковой работой является «Дом над водопадом«-постройка выполненная в конце 30-х годов. Название постройки родилось из её фактического расположения, дом выглядит как часть окружающих скал, из которых вытекает небольшой водопад. Дом имеет потрясающий вид. Могими экспертами он оценивается как настоящий эталон органической архитектуры, а в 1991 году был назван американскими архитекторами и историками великим достоянием национальной архитектуры.

Строительство сопровождалось многими сложностями, однако они не испугали знаменитого архитектора. Затраты на обеспечение безопасности постройки в два раз превышали стоимость самого дома. Вся конструкция отличается большим количеством горизонтальных и вертикальных прямых линий. Дом обладает открытым планом, ярым приверженцем которого является Фрэнк Ллойд. В дизайне архитектор использовал многие элементы японской культуры, отличительной чертой является большой объём взаимного проникновения внутренних и внешних пространств.

Robi haus

Ещё одной знаковой работой Райта можно назвать Robi haus, который больше известен как «Дом Роби». Постройка датируется 1910 годом и является самым знаменитым «Домом Прерий», строительством которых Фрэнк Ллойд активно занимался в то время. Дом Роби является эталоном того, что принято называть «Домами Прерий», в нём заключены все основные черты этого стиля. Среди остальных построек Дом Роби отличается использованием некоторых нетипичных для архитектуры Райта черт. К таковым можно отнести наличие палисадника и расположение основных комнат на втором этаже.

Важной чертой дома является объединение многих пространств в единую конструкцию. Например, комнаты для гостей и столовая практически ничем не разделены, кроме находящегося в центре камина. Камин таким образом играет своеобразную объединяющую роль. Из японской архитектуры заимствованы длинные крыши, которые создают впечатление дополнительной защищённости. Необычность внешнему виду придаёт ассиметричность, которая является важной частью  органической архитектуры, ведь в природе не существует порядка.

 

Фрэнк Ллойд Райт: фото домов и биография архитектора

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Полупрозрачная пирамидальная крыша выполнена из двухслойного стекла и стекловолокна, благодаря чем помещение синагоги всегда озарено дневным светом, а ночью пирамида мягко светится в темноте.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

10. Башня Price Tower, 1952

Единственное высотное здание, построенное отцом американского стиля прерий, – это Price Tower в Бартлсвилле, штат Оклахома, ставшее офисом для нефтяной компании H.C. Price Company. Конструкция высотки вдохновлена формой ствола дерева, а 19 бетонных этажей стали его ветвями.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Фасады башни отделаны медными орнаментальными пластинами с зелеными “листьями” и стеклянными элементами золотых оттенков. В 1981 году башню приобрела компания Phillips Petroleum, и c 1985 года в ней расположены арт-центр, музей, отель и бар.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison AltmanThe Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

11. Музей Гуггенхайма, 1956

Покровительница коллекции Соломона Гуггенхайма Хилла фон Ребай обратилась к Фрэнку Ллойду Райту с просьбой построить “храм духа”, в котором разместится вся обширная коллекция современного искусства Гуггенхайма. Райт принял предложение о самом масштабном проекте в своей жизни и создал ту самую “улитку”, контрастирующую со строгими прямоугольными домами Манхэттена. Внутри музея архитектор предлагает посетителям подняться на самый верх и спускаться от прозрачного потолка по спиральной лестнице вниз, наслаждаясь современным искусством.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Текст: Софья Карпенко

Фото: The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

гений американской архитектуры • Интерьер+Дизайн

Фрэнк Ллойд Райт (8. 06.1867 – 9.04.1959) — один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки.

По теме: Юбилей Фрэнка Ллойда Райта: архив распакован

Создатель знаменитого «Дома над водопадом» (1939) и нью-йоркского Музея Гуггенхайма (1959), автор более 20 книг (среди них «Будущее архитектуры» и «Исчезающий город»), Райт коренным образом изменил образ жилого дома, отказавшись от эклектики в пользу геометрической простоты.  Карьера архитектора, скандализировавшего американское общество перипетиями личной жизни (громкие разводы, финансовые тяжбы и даже арест в середине 1920-х), полна взлетов и падений.

Музей Гуггенхайма, (1959).

Пионер современного движения, оказавший огромное влияние на становление функционализма в Европе, в Новом Свете он оставался архитектором-одиночкой. Впервые о Райте заговорили в 1910-м году, когда в Германии вышла серия его статей. Оказалось, молодой талант на другом конце Атлантики создаёт передовую архитектуру и решает планировочные задачи, над которыми бились тогда ведущие европейские архитекторы.

«Дом Кунлея», (1908).

Большинство построек Фрэнка Ллойда Райта 1893-1910-х годов — это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс (здесь в 1894-м году Райт открыл собственное бюро). Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада. Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Он задается целью освободить внутреннее пространство дома: вместо «комнат-коробочек» проектирует единое помещение с центральным очагом, для каждого заказа разрабатывает встроенную мебель, интегрирует системы отопления, водоснабжения и освещения в конструкцию здания, добиваясь абсолютного единства всех элементов. Целостность замысла должна проявляться во всем: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», — писал архитектор. Обилие вещей, загромождающих пространство, Райт сравнивал с расстройством желудка. Идеалом архитектору служил традиционный японский дом, практически лишенный мебели (увлекаться культурой Японии Райт начал ещё в 1890-х годах, а в 1905 совершил первую поездку в эту страну).

«Дом Уиллитса», (1902).

Подлинный шедевр среди «домов прерий» — имение Тейлизин в южном Висконсине, выстроенное Райтом в 1911-м году для своей любовницы Марты Бортвик. Архитектурные объемы из местного известняка вписаны в склон холма и дополнены ландшафтным парком с бассейнами. Тейлизин трижды страдал от пожара; самый страшный произошёл в 1914-м году: в огне погибли шесть человек, в том числе и Марта Бортвик с детьми …

В 1920-е годы Райт работает в Токио, где строит отель «Империал» (1915-1923). В Америке со вновь возросшей модой на эклектизм его имя не пользуется популярностью и даже считается «неприличным». Новый карьерный подъем начинается в 1930-х. В рамках своей концепции «Города широких горизонтов», подразумевающей развитие города вширь и слияние с зелеными пригородами, Райт создает серию типовых «юсоновских» проектов (USONA — United States of North America) — малоэтажных жилых домов для среднего класса.

Имение Тейлизин (1911).

По теме: Фрэнк Ллойд Райт: 3,6 млн долларов за последний шедевр великого архитектора

Квинтэссенцией «органической архитектуры» и кульминацией творчества Фрэнка Ллойда Райта становится дом в Бир-Ран, Пенсильвания, выстроенный для предпринимателя Эдгара Кауфманна (1936-39). Гениальный проект, работу над которым Райт откладывал в течение нескольких месяцев, был создан за пару часов до приезда заказчика. Несмотря на нехватку времени, архитектор предусмотрел в эскизе каждую мелочь: не забыл даже скамейку, сидя на которой можно любоваться пейзажем! Дом решен в виде разноуровневых террас, нависающих над естественной скалой с водопадом. Их горизонтально-вытянутые объемы повторяют очертания каменной глыбы и создают впечатление, что дом — часть природного ландшафта.

«Мне кажется, когда смотришь на изображение этого дома, слышен шум водопада», —признавался Райт.

«Дом над водопадом» (1939).

В возрасте 70 лет неутомимый архитектор с женой и группой студентов отправляется в Аризону, где начинает строительство нового дома, получившего название Западный Тейлизин. Раскинувшийся посреди безлюдной пустыни, жилой комплекс стал не только зимней резиденцией Райтов, но и крупной архитектурной школой и мастерской. Программа обучения была нацелена на разностороннее развитие: студенты занимались ландшафтным дизайном, изучали искусство, литературу, музыку, организовывали приемы для заказчиков. Сейчас здесь расположен Фонд Фрэнка Ллойда Райта, занимающийся сохранением его наследия.

«Дома прерий» Ф. Л. Райта.


Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1869 года в Ричленде, штат Висконсин. Учился в Висконсинском университете в течение одного года, после в 1887 году в возрасте 18-ти лет поступил на службу в одну из известных в США архитектурную компанию «Дэнкмар Алдер и Луис Салливен». И вплоть до 1894 года он работал в качестве непосредственного помощника Салливена.

В 1894 году Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго и в эти годы до 1901 года строил добротные дома в эклектическом стиле, а потом стал создавать особняки, «дома прерий». Он отошел от традиционных методов проектирования жилища, отошел от подражания каким бы то ни было историческим стилям, в своих проектах стремился исходить из условий местности, из функций жилого дома в целом и отдельных его частей в частности.

В «домах прерий»

Райт обычно выделяет центральное ядро – большую комнату с камином, холл, столовая и гостиная обычно имеют свободное пространство, переливающееся друг в друга. Характерной особенностью «домов прерий» являются расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие кровли, слегка нависающие над стенами. Райт отказывается от архитектурной симметрии, план приобретает асимметричные формы и свободные очертания.

Дом Уинслоу в Ривер-Форесте

Крупнейшей работой 1890-х годов считается дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, построенный в 1894 году. Для архитектуры того времени это очень простой по своим формам дом.

Очень характерным примером «домов прерий» относится дом Уилиц близ Чикаго, построенный в 1902 году. Свободные, асимметричные очертания дома усиливают связь архитектуры дома с окружающим его участком. Принцип максимальной связи архитектуры с природой становится одним из ведущих во всем дальнейшем творчестве Райта.

Дом Роби в Чикаго

В 1901-1909 годах Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий». Большинство из них предназначались для представителей среднего класса и для бизнесменов. Самыми лучшими считаются дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году и усадьба Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс в 1908 году.

В «домах прерий» Райт отказывается от чердака и обычного плоского потолка, увеличивая за счет этого объем жилых комнат. Отказывается также и от подвала, Райт ставит здание на бетонную плиту, положенную на бетонную подушку, ликвидируя тем самым и подвал и фундамент.

Ларкин-билдинг в Буффало

В 1904 году Райс построил общественное здание Ларкин-билдинг в Буффало (здание не сохранилось), впервые в здание было использовано кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров).

В 1905-1906 годах, создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке, штате Иллинойс, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанные бетонные поверхности.

Работы Райта часто экспонировались на различных выставках (макеты и фотографии построек), а в 1907 году состоялась его персональная выставка в Художественном институте Чикаго.

Здание отеля «Империал» в Токио

В 1917-1922 годах построил сейсмоустойчивое здание отеля «Империал» в Токио (здание было демонтировано в 1968 году). Благодаря мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м и консольной подвеске этажей, это массивное здание устояло во время сильнейшего землетрясения в 1923 году.

В 1930-е годы он разработал тип особняка для семьи среднего достатка, где преобладают детали, произведённые фабричным способом. В своих особняках Райт создавал «открытые» интерьеры, в которых кухня, столовая и гостиная образовывали одно единое пространство. Он стремился к достижению связи между зданием и окружающей средой, к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, к использованию традиционных для места строительства материалов. Самым блистательным из особняков такого типа стал дом Джекобса в Медисоне, штат Висконсин.

Совместно с архитектурной деятельностью, Райт читал публичные лекции и много писал. В 1932 году вышла в свет его Автобиография, в этом же году он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

здание офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин.

В 1936 году Райт выполнил проект офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин, здание без окон, источником света служит остекленный потолок. В этом проекте очень ярко отображен принцип проектирование Райта «изнутри наружу». Внешний облик этого здания определен его внутренней структурой. Фасадов в этом здании нет, глухие стены являются как бы футляром, ограждающим внутреннее пространство.

Дом Кауфмана в Беар-Ран, штат Пенсильвания.

Еще один выдающийся проект построенный Райтом в 1936 году был дом Кауфмана или вилла «Дом над водопадом» в Беар-Ран, штат Пенсильвания, которая была названа самой замечательной жилой постройкой 20 века. Участок располагался в холмистой лощине по обе стороны ручья Бэар-Ран, который образовывал небольшой водопад. Райт расположил дом над самым ручьем и водопадом. В этом проекте Райт осуществил свою основную идею – отказался от дома-коробки с четырьмя стенами.

Здание школы «Тейлизин Уэст»

В 1938 году Райт создал новую школу-мастерскую в Скоттсдейле, штат Аризона, которая получила название «Тейлизин Уэст» (позднее Архитектурная школа Ф. Л. Райта). При создании этого проекта был использован местный камень, балки из красного дерева и брезентовая кровля.

Здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке.

К числу наиболее известных проектов Райта относится здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты появились в 1943 году, но строительство началось только в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися к верху витками, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом.

Здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии

В 1954 году построил здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии, архитектурный объем которого образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида.

В 1956 году создал здание греческой православной церкви Благовещения близ Милуоки, которое представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.

В 1957-1959 годах построил очень легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле, которые раскинулись на трех холмах участка в 121 га.

В последние годы жизни Райт издал несколько книг: «Естественный дом» в 1954 году, «Завещание» в 1957 году, сборник «Будущее архитектуры», в котором собрал самые важные печатные работы 1930-х годов, а также переработанный  проект «города широкого простора» — «Живой город» в 1958 году.

За 72 года своей творческой деятельности он создал 800 проектов, а построил около 400 зданий.

Райт умер 9 апреля 1959 года в Фениксе, штат Аризона.

632,Фрэнк Ллойд Райт: кратко

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Райт.

Фрэнк Ллойд Райт (англ. Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор, который создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план. Созданные им «дома прерий» стали прообразом американской жилой архитектуры XX века. По заключению Американского института архитекторов, Райт — самый влиятельный из всех архитекторов США. Британская энциклопедия называет его «наиболее творческим гением американской архитектуры».

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 513
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%82,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA_%D0%9B%D0%BB%D0%BE%D0%B9%D0%B4

Биография

Райт родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер (англ.), Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году, по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. В это время он взял фамилию матери в качестве второго имени.

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 году он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета (англ.). Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую идеологом «чикагской школы» Луисом Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

Стиль Прерий

Известность Райту приносят «дома прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби (англ.).

Своим учителем Райта называл советский архитектор Мержанов, строивший государственные дачи для Сталина.

Резиденция «Талиесин»

Свой собственный дом, летнюю резиденцию Талиесин (англ.), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. Стимулом к постройке послужило увлечение Мартой (Мама) Босвик Чейни (англ.), женой его клиента Эдвина Чейни (англ.), которая позже станет его гражданской женой и поселится в этой летней резиденции.

Вид на Талиесин с воздуха

Знак на въезде в поместье.

Долина, в которой находится Талиесин, принадлежала до Гражданской войны семье матери Райта. Его дед по материнской линии и дядя, иммигранты из Уэльса, были пасторами унитарианской конгрегации, и его две тёти в 1887 году открыли в долине школу совместного обучения.

Мать Райта, Анна Райт, отправляла сына на каникулы в долину каждое лето, начиная, с одиннадцати лет. Семья, её идеи, её религия и идеалы, оказали большое влияние на формирование личности молодого Райта, который позже изменил своё второе имя с «Линкольна» (в честь Авраама Линкольна) на «Ллойд» — в знак уважения к этой ветви семьи.

Когда Райт решил построить дом в этой долине, он выбрал имя валлийского барда Талиесина, которое в переводе означает «сияющий лоб». Райт расположил дом на «лбу» холма, любимом с детства, а не на пике, поэтому «Талиесин» смотрится возникшим из естественного ландшафта. Говоря его словами — «… Не в земле, но из земли». Дом состоял из с трёх крыльев, которые включали жилое помещение, офис и хозяйственные постройки.

Помимо того, что здание органично вписалось в ландшафт, Райт применил в его постройке свои идеи органической архитектуры. Дымоходы и каменные опоры были построены из местного известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин.

«Талиесин» дважды пострадал от пожаров. Первый пожар в 1914 году устроил слуга, убивший перед этим проживавшую в доме Марту Босвик и двух её детей. Второй пожар возник в 1925 году. Здание полностью перестраивалось, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует своё двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.

«Дом над водопадом»

В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумев реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения. Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Райта практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман (англ. Edgar Kaufmann) — сын успешного бизнесмена из Питтсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.

Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.

Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935—1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.

Интерьер «Дома над водопадом», разработанный Райтом

В ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт — заявивший в частности: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. С учётом инфляции эта сумма в 2009 году была эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах, с добавлением дополнительных стальных опор.

В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» служил семейству Кауфманов загородной резиденцией. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал здание в виде пожертвования организации Western Pennsylvania Conservancy (англ.) (Охрана природы Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга), в настоящее время к «Дому над водопадом» приезжают более 120 000 посетителей в год.

«Юсоновский» период, 30-е годы

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A. (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира «Джонсон Вакс» (англ.) (1936—1939) в Расине в штате Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.

Музей Соломона Гуггенхейма

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. В качестве орнамента забора музея Райт использовал фигуры находящихся в экспозиции картин В. В. Кандинского.

Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

Поздние работы. Итоги

В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле. В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. В 1956 году Райт хотел построить небоскрёб в Чикаго Mile High Illinois общей высотой в милю (1609 метров), с лифтами, работающими на атомной энергии, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму. Но проект отменили.

Умер 9 апреля 1959 года в Финиксе в штате Аризона.

Семья и личная жизнь

Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.

  • Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
  • Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребёнка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
  • Брак с Мириам Ноэль (1923 год) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году.
  • Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.

У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 13500
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%82,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA_%D0%9B%D0%BB%D0%BE%D0%B9%D0%B4

Фрэнк Ллойд Райт: достопримечательности Пенсильвании

Дом над водопадом или резиденция Кауфманна. Архитектор Ф.Л.Райт

Fallingwater — это резиденция, спроектированная им в 1935 году для семьи Кауфманн. Главный дом площадью 268 кв.м, террасы площадью 227 кв.м, гостевой дом — 157 квадратных метров. Желание Райта создать единую органическую композицию ограничило цветовую палитру: только два цвета краски были нанесены на бетон, песчаник, стекло и стальную конструкцию — легкая охра для бетона, а чероки — на сталь. Архитектурный стиль: органическая архитектура, модернизм.

Сколько стоит Дом над водопадом?

За проект Кауфманн заплатил $8000. Полные расходы на строительство составили $155000, куда входит и мебель из орехового дерева. Сегодня Fallingwater или Дом над водопадом открыт для публики как музей и значится как Национальный исторический памятник и входит в организацию Содружество Сокровищ Пенсильвании. Стоимость его составляет более $2.5 млн.

Можно ли заработать $8000 за два часа?

По слухам, Райту потребовалось два часа, чтобы придумать дизайн дома, который предназначался для отдыха в выходные дни. Кауфманны не знали, что их дом будет над водопадом. Они ожидали увидеть проект дома на берегу реки с видом на падающую воду и удивлению их не было предела, когда посмотрели на планы. Райт объяснил, что хочет сделать резиденцию неотъемлемой частью ландшафта, а не просто зданием на прекрасном фоне.

Как природа входит в дом?

Интерьер спроектирован так, чтобы он продолжался в окружающий ландшафт: стены и полы сделаны из местного песчаника; очаг гостиной находится на обнажённом горном основании; каждая спальня имеет собственную террасу; окна открываются наружу. На полу основного уровня есть стеклянный люк, который открывается на лестницу, ведущую вниз к ручью.

Интерьер дома над водопадом. Пенсильвания, США.

Как Райт защищал свои произведения от клиентов?

Райт не просто проектировал Fallingwater — он также встраивал свою мебель. Сделал он это для того, чтобы хозяева не могли заменить её на несоответствующую стилю. Сегодня Fallingwater — единственный оставшийся дом, спроектированный Райт, который все еще имеет свою оригинальную обстановку и произведения искусства.

Какие ошибки архитектора видны

Fallingwater — архитектурное чудо, но у него есть несколько серьезных недостатков. Протечки в потолочных окнах, водопад способствует росту плесени и, что еще хуже, строители использовали не достаточную армирующую сталь для поддержки бетонного скелета первого этажа.

У Кауфманна были первоначальные сомнения в технической возможности концепции Райта, и он нанял инженеров-консультантов. Они подтвердили, что балки основного этажа нуждаются в дополнительном подкреплении, но Райт отклонил это требование и ускорил строительство.  В 2002 году фундамент структуры необходимо было усилить для предотвращения будущего краха. При этом разломали каменный пол первого этажа и мебель.

На что расчитывает Fallingwater?

За эти годы получил множество наград и почестей. Он был назван Национальным историческим памятником в 1966 году, а в 1991 году опрос Американского института архитекторов проголосовал за него как «лучшую повсеместную работу американской архитектуры». Однако дом еще не внесен в список всемирного наследия Организации Объединенных Наций, посвященный значительным культурным достопримечательностям.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 3303
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhitektory/arhitektor-f-l-rajt

Галерея

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 137
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%82,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA_%D0%9B%D0%BB%D0%BE%D0%B9%D0%B4

Может ли быть шедевром дом для среднего класса без прислуги?

Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта: Kentuck Knob (1956), США

В западной Пенсильвании, недалеко от Дома над водопадом существует ещё одна работа Фрэнка Райта. Расположенный на холме Чалк, одноэтажный усониан (так Райт называл свои дома для среднего класса без прислуги) простирается на склоне с видом на ущелье реки Югйожен.

Небольшая резиденция, расположенная всего в четырех милях от Fallingwater, стоит в одном ряду с его шедеврами.

Проект основан на модульной системе равносторонних треугольников. Райт замечал, что он может комбинировать его по своему усмотрению. Тем не менее дизайн его являет яркий пример органической (эко) архитектуры.

Интерес представляет набор шестиугольных световых люков и местных материалов, в числе которых кипарис и полевой камень, добытые и обработанные вручную.

Один из шедевров архитектуры Ф.Л.Райта. Дом в Кентук Кноб, США

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 923
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhitektory/arhitektor-f-l-rajt

Список построек

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005 году, один — во время урагана «Камилла» в 1969 году. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оук-Парке в штате Иллинойс.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 287
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%82,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA_%D0%9B%D0%BB%D0%BE%D0%B9%D0%B4

Стиль Райта (стиль Прерий) в архитектуре дома с неограниченным бюджетом

Архитектор Ф.Л.Райт. Комплекс зданий Martin House, Нью-Йорк, США

Возможно, соперничество между братьями и сестрами сыграло «небольшую» роль в решении бизнесмена Дарвина Д. Мартина заказать Фрэнку Ллойду Райту создание своего дома. Он должен был стать образцом стиля The Prairie Style (Прейри или Прерий) и лучшей работой архитектора.

Вдохновлённый широким плоским ландшафтом Среднезападной Америки (Midwest), разработанный стиль стал первым уникальным американским.

В глазах соотечественников Райта это направление представляло демократическую архитектуру, свободную от цепей европейских влияний, соответствующую американскому образу жизни.

Заказ маэстро получил после окончания дома в Оук-Парке для брата бизнесмена Уильяма. Предполагают, что Мартин предоставил Райту неограниченный бюджет для реализации целого комплекса зданий в западном районе Нью-Йорка, включающего длинную главную резиденцию открытой планировки, одну из самых больших когда-либо им построенных. (История напоминает архитектурное соперничество русских князей — кто построит лучший храм).

Мозаичный камин в доме Мартина. Архитектор Ф.Л.Райт.

Интерьер главного дома и прилегающих зданий оформлен специально разработанной богатой художественной мозаикой из стекла. Она и является тем драгоценным штрихом автора, который отличает этот жилой шедевр от других.

Двухминутное видео (на английском языке) даёт общее представление о доме в стиле прерий.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1479
Источник: https://arhi1. ru/ob-arhitekture/arhitektory/arhitektor-f-l-rajt

«Исчезающий город»: что нас ждёт в ближайшее время?

В 1932 году вышла книга Ф.Райта «Исчезающий город», в которой он изложил свою концепцию градостроительства будущего. Её главная идея — с помощью архитектуры сделать мир счастливее: убрать плотную застройку городов, а вместо них создать небольшие агрогорода-парки с редкими строениями.

Ф. Райт. Агрогорода будущего

В его агрогороде каждая семья имеет для жизни один акр земли. Никаких школ, куда сгоняют тысячами детей. Никаких выпускных экзаменов, дипломов. Мастера-специалисты проявляются естественным образом. Основное средство передвижения — индивидуальные летательные аппараты. Автор доказывает, что привычный нам город устарел, потерял свою функцию, стал не нужным.

Спустя 80 лет, можно наблюдать, как его мечты сбываются. Сейчас в некоторых странах, в том числе в России, начался процесс формирования поселений, куда уезжают люди из больших городов, в стремлении создавать счастливую жизнь в настоящем. Каждая семья имеет по гектару земли. Для детей высаживаются сады-школы с названием «Счастье». Движение растёт и набирает обороты. Присоединяйся.

Так привычные нам города незаметно превращаются в исчезающие.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1162
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhitektory/arhitektor-f-l-rajt

Культ стиля

Его самые культовые сооружения, Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке и Дом над водопадом в Пенсильвании, теперь стали исторически значимыми объектами и привлекают посетителей со всего мира.

Трёхминутное видео показывает, как органично архитектор вписал Дом над водопадом в дикий горный уголок Пенсильвании, следуя своим принципам:

Даже в интерьер дома он включил естественные скалистые образования ландшафта, сделав их центральным элементом.

Создавая проект музея современного искусства Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, Райт вписал в самый центр «городских джунглей» здание-спираль с непрерывным выставочным залом.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 627
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhitektory/arhitektor-f-l-rajt

Литература

  • Пфайффер, Брюс Брукс. Райт. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0196-2.
  • Julie Sloan. Light Screens: The Leaded Glass of Frank Lloyd Wright. — Rizzoli, 2001. — 160 с. — ISBN 0847823059.
  • Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
  • Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. — М.: Стройиздат, 1990.
  • Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  • Всеобщая история архитектуры. — Москва, 1973. — Т. 11.
  • Анисимова И. И. Уникальные дома от Райта до Гери. — 2009. — ISBN 978-5-9647-0161-3.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 645
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%82,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA_%D0%9B%D0%BB%D0%BE%D0%B9%D0%B4

Архитектура здавомыслия

Райт стал родоначальником Органической архитектуры, так как верил, что пространства, созданные человеком, должны основываться на балансе между искусственными элементами и природой. Они должны гармонично вписываться в ландшафт.

Он утверждал, что здания не должны следовать жесткому геометрическому рисунку, а должны развиваться свободно, в соответствии с природной средой или городским пейзажем.

Несмотря на то, что он всегда проектировал здания в зависимости от потребностей клиента и места, все они имеют общий элемент — конструкция всегда организована относительно вертикальной оси.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 605
Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhitektory/arhitektor-f-l-rajt

Что лежит в основе его более 1000 проектов?

Оригинальное имя — Фрэнк Линкольн Райт (Frank Lincoln Wright). В своих воспоминаниях он рассуждает о своём воспитании и образовании, оказавшими сильное влияние на его профессиональную деятельность. Его мама обильно украшала стены детской комнаты Фрэнка гравюрами английских соборов, покупала ставшему знаменитым сыну блоки Froebel Gifts, из которых он с увлечением строил различные конструкции.

Эти детские игры и впечатления стали фундаментом его более 1000 проектных (дизайнерских) работ, из которых 532 были полностью закончены.

Таков багаж американского архитектора, рождённого 8.06.1867 года в Висконсине, в Ричленд Сентре и покинувшего этот мир 9.04.1959 в Аризоне, в Финиксе.

Коротко о главных работах архитектора на видео: