Фрэнк гилберт – 7.3.2. Теория рационализации управления Ф. и Л. Гилбрет

7.3.2. Теория рационализации управления Ф. и Л. Гилбрет

Френк и Лилиан Гилбрет[220] – представители школы научного управления, основатели направления, получившего название «наука о движении».

Френк Банкер Гилбрет (1868–1924) первоначально работал в компании Whidden and Company Construction и прошел путь от ученика каменщика до главного управляющего, а позже возглавил собственную консультационную фирму, которая давала рекомендации частным компаниям по «технике управления». Первые исследования Ф. Гилбрет проводил независимо от Ф. У. Тейлора и даже не знал о существовании его работ. С 1907 по 1913 г. активно сотрудничал с Ф. У. Тейлором и стал его союзником в разработке методов научного управления. Как и Ф. У. Тейлор, Ф. Гилбрет занимался пропагандой и популяризацией научного менеджмента, выступал на конференциях и семинарах, читал лекции в университетах. В 1911 г. выступил основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента, переименованного позднее в Тейлоровское общество.

Лилиан Моллер Гилбрет (1878–1972) – магистр английского языка, профессор менеджмента в Университете Пардье, доктор психологии, член Чрезвычайного президентского комитета по пособиям для безработных, советник по образованию (в период Второй мировой войны), член Консультативной комиссии по гражданской обороне, консультант по проблемам ведения домашнего хозяйства. После замужества в 1904 г. Лилиан Гилбрет резко изменила область академических интересов и занялась психологией, считая, что данная область исследований наилучшим образом будет дополнять работу, проводимую ее мужем.

Основное внимание в своей деятельности супруги Гилбрет уделяли проблемам рационализации труда рабочих, вопросам изучения физических движений в производственном процессе, исследованию усталости и ее влияния на здоровье и производительность труда работников.

Основные работы. Среди первых работ Ф. Гилбрета: «Система наблюдения» (1908), «Практическая система» (1908), «Система кладки кирпича» (1909) – с этой работы было начато системное изучение трудовых движений, – «Изучение движений» (1911), «Основы научного менеджмента» (1912). Наиболее известные совместные работы Френка и Лилиан Гилбрет: «Исследование усталости» (1916), «Прикладная наука о движении» (1917) и «Наука о движении для инвалидов» (1920). Кроме того, Лилиан Гилбрет написала еще ряд работ, среди них: «Психология менеджмента» (1914) (написанная на основе докторской диссертации), «Создатель дома и его работа» (1927), «Нормальная жизнь для инвалидов» (в соавторстве с Эдной Йост) (1944) и «Менеджмент в домашнем хозяйстве: счастливая жизнь на основе сбережения времени и энергии» (1954).

Исследование трудовых операций. Супруги Гилбрет внесли значительный вклад в исследование проблем анализа и совершенствования выполнения рабочих операций. Целью их исследований был поиск «единственного лучшего способа работы» на основе изучения движений человека. Любая рабочая операция представлялась как совокупность универсальных элементарных операций.

Как и Ф. У. Тейлор, Ф. Гилбрет занимался поиском путей повышения производительности труда без приложения больших физических усилий. Начав свою трудовую деятельность учеником каменщика, Ф. Гилбрет сконцентрировал внимание на изучении движений каменщика. Он выявил, что каменщик использует три системы операций: одну – для медленной работы, другую – для более быстрой и третью – для демонстрации правильного метода кладки кирпича. На основе изучения различных систем движения, анализа инструментов и рабочих мест Ф. Гилбрет предложил новый способ кладки кирпича, при котором каменщик для кладки одного кирпича вместо 18 движений стал выполнять только 5. Для этого он:

• устранил часть движений, ранее считавшихся необходимыми, но оказавшихся бесполезными после тщательного изучения;

• ввел простые приспособления (переносная платформа и стопки кирпича), устранявшие утомительные движения и экономившие время квалифицированных рабочих, и перераспределил часть работ на подручных рабочих;

• научил каменщиков совершать движения двумя руками одновременно, в то время как ранее они выполняли движения последовательно то правой, то левой рукой.

То есть акцент был сделан на экономии усилий, а не на скорости движений. В результате нововведений производительность труда увеличилась со 120 до 350 кирпичей на человека в час.

Особенностью подхода Ф. Гилбрет было то, что он не только обучал рабочих новому способу кладки, но и объяснял, почему этот способ лучший. Рабочие, не освоившие новые методы работы, увольнялись, а оставшиеся получали значительную надбавку к заработной плате.

Анализируя работу каменщиков, Ф. Гилбрет ввел еще одно усовершенствование. Он изобрел и запатентовал леса, благодаря которым удалось снизить количество наклонов и почти избавить мастеров от необходимости тянуться вверх. Применение лесов позволило резко увеличить производительность труда.

В работе «Изучение движений» он рассматривал уже не процесс кладки, а работу вообще. Он обращал внимание на то, что утрата естественных ресурсов ужасна, однако она ничто по сравнению с потерями производительности труда, связанными с избыточными трудовыми движениями. Это характерно для всех отраслей экономики. По мнению Ф. Гилбрета, на основе анализа трудовых движений и разработки методов их совершенствования будет возможна огромная экономия любого труда – не только для какого-либо одного класса работ, не только в промышленности, но и в конторах, школах, колледжах, магазинах, домашних хозяйствах и на фермах.

Проводя исследования трудовых операций, Ф. Гилбрет исходил из того, что для выполнения работы есть только один наилучший способ и задача исследователя состоит в том, чтобы его найти.

Ф. Гилбрет развил идею Ф. У. Тейлора о необходимости разработки нормативов затрат времени на каждый элемент трудовых операций. Он расчленил абстрактный технологический процесс на взаимозаменяемые приемы, из комбинаций которых в их различных сочетаниях и последовательностях должна состоять любая операция.

Ф. и Л. Гилбрет стояли у истоков микроэлементарного нормирования. В начале 1900-х гг. для изучения рабочих операций они стали использовать сначала фотоаппарат, а затем и кинокамеру в сочетании с микрохронометром. Это позволило точно определить количество и состав движений при выполнении заданной операции и приступить к исследованию так называемых микродвижений.

Микрохронометр был изобретен Френком Гилбретом и представлял собой часы с циферблатом, проградуированным в долях минут, позволяющие записывать интервалы времени продолжительностью до 1/2000 минуты. Эти часы помещались в кадр при съемке трудовых операций на кинопленку. С помощью этого прибора и стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 базовых, т. е. наиболее часто повторяющихся движений. Эти движения они назвали терблигами. Название «терблиг» произошло от фамилии Гилбрет, если ее зеркально перевернуть.

Первоначально было выявлено 16 терблигов – 13 элементов действия, и 3 элемента отсутствия действия. Затем был добавлен 17-й терблиг – «планировать». Последователи Ф. Гилбрета позже добавили еще один, 18-й терблиг – «держать». Каждому терблигу соответствовал определенный символ и цвет. По мнению Ф. Гилбрета, если разработать нормативы времени для каждого из терблигов, то легко можно будет рассчитать норму времени для выполнения любой операции, поскольку она представляет собой комбинацию терблигов. Доклад о разработанной им системе терблигов Ф. Гилбрет представил в 1912 г. на заседании основанного Ф. У. Тейлором Общества улучшения организации производства.

Система терблигов Гилбрета представлена на рис. 7.3[221].

 Рис. 7.3. Система терблигов Ф. и Л. Гилбрет

Рис. 7.3. Система терблигов Ф. и Л. Гилбрет

При помощи «терблиг-диаграммы», т. е поэлементной диаграммы, Гилбреты могли анализировать любую рабочую операцию. Анализируя кинозаписи, Ф. Гилбрет составлял карты цикла одновременно выполняемых микродвижений – симокарты («карты одновременных движений»).

На симокарте сверху указаны органы тела рабочего, участвующего в производственном процессе. Цифры слева показывают время хронометража (в секундах). На самой карте слева направо представлены: название операций, выполняемых левой или правой рукой; терблиги; график продолжительности выполнения операций. При этом каждому терблигу соответствует своя штриховка. Рядом с графиком руки может обозначаться график ноги. Симокарта Гилбретов показана на рис. 7.4[222].

На основе разработки методики изучения движений и их классификации Ф. Гилбрет сформулировал принципы экономии движений. По его мнению, для роста производительности движения прежде всего должны быть одновременными, симметричными, естественными, ритмичными и привычными.

Ф. Гилбрет также разработал и так называемый циклографический метод изучения движений, в соответствии с которым к движущимся частям тела рабочего прикреплялись маленькие помигивающие электрические лампочки для фиксирования на пленке точечных траекторий. Эта техника облегчала задачу установления наиболее оптимальной модели движения и способствовала дальнейшему совершенствованию методов исследования. Позже метод циклографии был заменен более совершенным «хроноциклографическим» методом, при котором частота, с которой проецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, позволяла судить об ускорении или замедлении.

В 1916 г. на заседании ASME Ф. и Л. Гилбрет представили доклад, в котором говорилось о трех разработанных ими методах изучения нормативов микродвижений: 1) о карте производственного процесса; 2) об исследовании микродвижений непосредственно; 3) о хроноциклографии. Ф. Гилбрет подчеркивал, что эти методы дополняют друг друга, поэтому они должны применяться совместно.

Симокарта Гилбретов (до и после исследования движений)

 Рис. 7.4. Симокарта Гилбретов (до и после исследования движений)

Большое распространение в практике управления получили технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых с деталями операций. Схема последовательности операций и другие нововведения в основном остались в неизменном виде и используются до сих пор.

Наряду с исследованиями двигательной активности, Гилбреты большое внимание уделяли изучению организации рабочего места. Ими был разработан план продвижения для рабочих, включающий в себя три последовательные части:

• рабочий сделал свою работу;

• рабочий обучил своего последователя;

• рабочий приобрел новые навыки и подготовил себя для продвижения к более сложной работе.

Изучение движений по методу Гилбретов получило большое распространение и развитие в СССР в 20–30-е г. ХХ в.

Факторы производительности труда. Исследуя факторы, влияющие на производительность труда работника, Ф. Гилбрет выделил три группы факторов[223]:

1. Переменные в рабочем: анатомическое строение, сила, удовлетворенность, убеждение, стремление к заработку, опытность, утомляемость, привычки, здоровье, образ жизни, питание, рост, искусность, темперамент, тренировка.

2. Переменные в окружающих условиях, оборудовании, орудиях производства: приспособления, одежда, цвета (окраска), развлечения, музыка, чтение и т. д., отопление, охлаждение, вентиляция, освещение, качество материала, вознаграждение и наказание, величина передвигаемых предметов, специальные приспособления, уменьшающие утомление, окружающая обстановка, орудия производства, правила профсоюзов и согласованность.

3. Переменные в самом движении: ускорение, автоматичность, комбинация с другими движениями и последовательность, оценка, направление, успешность, работа в пудофутах, преодолеваемые моменты и инерция, длина, необходимость, путь, установка, скорость.

Каждый фактор необходимо изучать в отдельности, оценивая его влияние на производительность труда. Целью изучения движений во время работы является определение наилучших приемов работы, обобщение их в виде правил и применение этих правил для нормализации движений и их оптимального сочетания. Ф. Гилбрет подчеркивал, что нормализация и рационализация касаются не только движений, но и остальных переменных факторов.

В отличие от Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет сосредоточили внимание на производственной среде и условиях труда, обеспечивающих сохранение высокого уровня производительности труда. Хотя система Тейлора и предусматривала введение перерывов для ослабления проблем, связанных с усталостью, он считал возможным для рабочего преодолеть усталость и работать более интенсивно в результате соответствующего материального стимулирования[224].

Изучение проблемы усталости. В отличие от многих своих коллег, Гилбреты уделяли проблеме усталости значительное внимание. В работе «Исследование усталости» Гилбреты писали: «Цель жизни – счастье, и не важно, кто как его понимает. Устранение усталости, возникающее из желания сберечь человеческую жизнь, уничтожив перегрузки, должно увеличить количество “прекрасных мгновений” (даже если у него есть и другие цели)»[225].

При рассмотрении трудовых движений работника соавторы выделяли два взаимосвязанных элемента активности. Первый элемент – это сама трудовая активность работника. К этой категории относятся наблюдаемые и ненаблюдаемые трудовые движения и способ их выполнения. Второй элемент – утомление или усталость. Под усталостью Гилбреты понимали продолжительность и характер интервала или периода отдыха, необходимого для восстановления работником его исходных производственных возможностей.

Ф. Гилбрет выявил 42 причины, вызывающие усталость, 15 из которых были связаны непосредственно с рабочим, 14 – с окружающей обстановкой, а 13 – с движениями, требуемыми для выполнения работы.

Гилбреты выделили два вида усталости:

Избыточная усталость – это следствие действий, не являющихся необходимыми (например, подъём и перенос тяжестей). Она может быть минимизирована путем рациональной организации рабочего места.

Необходимая усталость возникает при выполнении действий, необходимых для достижения поставленных целей. Она может быть минимизирована благодаря внедрению передовых методов организации производства и обеспечению необходимых для отдыха перерывов.

В целом супруги Гилбрет доказали, что причиной усталости является не монотонность, а недостаток интереса менеджмента к рабочему. В то же время рекомендации по преодолению усталости были достаточно типичны для того времени и предполагали использование более совершенных методов выполнения рабочих операций, введение перерывов в работе, сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление оплачиваемых отпусков.

Ф. и Л. Гилбрет связывали эффективность производства с системой планирования и управления. Еще в работе «Основы научного менеджмента» показывались достоинства использования «научных методов управления» как «честной сделки» рабочего и работодателя. Рассматривая процесс производства в целом, исследователи подчеркивали необходимость обучения рабочих и обеспечения их вовлеченности в трудовой процесс. Знания и способности рабочих и управляющих должны быть направлены на повышение благосостояния государства.

Исследование управления. Л. Гилбрет ввела новые методы в исследование управления. По ее мнению, научные исследования менеджмента должны проводиться на основе анализа и синтеза. При помощи анализа один из элементов управления разбивается на составные части, а потом в процессе синтеза они воссоединяются, но в новый комплекс управления входят уже только те части, которые необходимы для эффективного решения задачи.

Некоторые идеи Лилиан Гилбрет выходят за рамки школы научного управления. Применив методы психологии к исследованиям рабочего места, она стала одним из основателей психологии управления. Л. Гилбрет определяла психологию управления как воздействие организующего работу ума на организуемую работу, и влияние не организуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего.

В работе «Психология управления» Лилиан Гилбрет выделила три типа управления:

• традиционную систему управления, основанную на эмпирической практике, передаваемой из поколения в поколение;

• переходную систему управления, основанную на стремлении к совершенствованию и интеллектуализации;

• научную систему управления, основанную на применении управленческих законов, выявленных в результате научного исследования.

Научный менеджмент представляет собой средства, позволяющие максимально использовать возможности и усилия человека. Л. Гилбрет подчеркивала, что успешное управление базируется не на работе, а на человеке. В отличие от обеспокоенности, характерной для традиционного управления, при научной системе управления рабочий обретал умственное равновесие и безопасность. Заботясь о благосостоянии, научное управление поддерживало регулярную работу, поощряя хорошие отношения в коллективе, и способствовало физическому, умственному, моральному и финансовому развитию рабочего. Именно к научному типу управления необходимо стремиться руководителям организаций.

Лилиан Гилбрет считается одним из родоначальников исследований в области управления персоналом. Большое внимание она уделяла научному подбору, расстановке и подготовке кадров. На многих предприятиях были открыты школы по работе с персоналом, в которых пропагандировались новые подходы к мотивации сотрудников на основе уважения их личности и справедливого вознаграждения. Л. Гилбрет особо подчеркивала важность создания добрых человеческих отношений и организации обучения на рабочем месте.

Развивая идеи своего мужа, Л. Гилбрет использовала науку о движении для анализа домашней работы, в том числе для разработки оборудования и специальных процедур, облегчающих ведение домашнего хозяйства для инвалидов.

Значение идей Ф. и Л. Гилбрет. Френк и Лилиан Гилбрет посвятили себя исследованию как эффективности труда работников, так и управления в целом. В своих трудах они затрагивали также и социальные аспекты научного управления. Так, например, они подчеркивали, что ни одна организация не может рассчитывать на устойчивость, если она не заботится как о благополучии организации в целом, так и о благополучии каждого ее члена.

Их идеи, касающиеся анализа и совершенствования выполнения рабочих операций, организации системы обучения на рабочем месте, поощрения хороших отношений в коллективе, были развиты следующими поколениями исследователей менеджмента. Отдельные рекомендации по повышению эффективности труда, в частности рекомендации по снижению усталости и улучшению всех факторов производственной среды, разработаны на основе объединения двух управленческих подходов – научного менеджмента и промышленной психологии. Сочетание этих подходов позволило Френку и Лилиан Гилбретам заложить основы современной эргономики.

____________________________________________________________________________________________________________________

[220] Фамилия Gilbreth часто передается по-русски как Джилбрет.

[221] Беркович Д. М. Формирование науки управления производством. Москва : Наука, 1973. С. 41–42.

[222] Беркович Д. М. Формирование науки управления производством. Москва :Наука, 1973. С. 44.

[223] Гилбрет Ф., Гилбрет Л. Классификация элементов работ // Организация труда. 1924. № 6–7. С. 45–53 ; Кравченко А. И. История менеджмента.Москва : Академический проект, 2002. С. 90–91.

[224] Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 67.

[225] Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившиеменеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва : Олимп-Бизнес, 2005. С. 129. 

Выходные данные учебного пособия: 

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие» 

port-u.ru

Гилбрет, Фрэнк Банкер Википедия

Фрэнк Банкер Гилбрет-старший
англ. Frank Bunker Gilbreth Sr.
Frank Bunker Gilbreth Sr 1868-1924.jpg
Дата рождения 7 июля 1868(1868-07-07)
Место рождения Фэрфилд, Мэн, США
Дата смерти 14 июня 1924(1924-06-14) (55 лет)
Место смерти Монтклэр, Нью-Джерси, США
Гражданство Флаг США США
Род деятельности производственный инженер, строитель, консультант по управлению
Супруга Лилиан Гилбрет
Дети Эрнестин Гилбрет Кэри[d] и Frank Bunker Gilbreth, Jr.[d]
Награды и премии

медаль Ганта (1944)

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Фрэнк Гилберт

Фрэнк Гилбрет

Биография

Фрэнк Банкер Гилбрет родился в Фэйрфилде, штат Мэн, в 1868 г. Будучи сыном торговца скобяными изделиями, он унаследовал от отца необычную работоспособность и бережливость, характерные для пуритан Новой Англии. Отец умер, когда Гилбрету было всего три года; рано овдовевшая мать перевезла семью в Эндовер, штат Массачусетс. А в 1878 г. они переехали в Бостон, где Гилбрет стал посещать сначала Rice Grammar School, затем English High School, где подготовился к поступлению в Массачусетский технологический институт. Несмотря на то, что юноша успешно сдал вступительные экзамены в МIТ, он принял неожиданное решение оставить учебу и поступил на работу учеником каменщика. В течение десяти лет с 1885 по 1895 г. Гилбрет работал в Whidden Construction Company, проделав путь от ученика до мастера и, наконец, до главного инженера-смотрителя, которым он стал в возрасте 27 лет. В этот период он впервые приступил к изучению трудовых движений и к разработке усовершенствованного строительного оборудования, например специального помоста, облегчающего процесс кладки кирпича. Жизнь Френка Гилберта трагически оборвалось в 1924 г. За три дня до отъезда на конференции в Англию и Чехословакию Фрэнк Гилбрет умер в телефонной будке в то время, когда он звонил своей жене, чтобы сообщить ей об «идее, которая появилась у него относительно экономии трудовых движений при упаковке мыльных хлопьев в фирме Lever Brothers».

Фрэнк Гилбрет был первопроходцем в области «науки о движении» и повсеместно признается в качестве одного из основателей «научных методов управления».

В 1912 году строитель по специальности Фрэнк Гилбрет, прослушав выступление Ф. Тейлора на профессиональном собрании, отказался от карьеры подрядчика-строителя и начал изучать проблемы научной организации управления. Фрэнк Гилбрет известен прежде всего экспериментами, направленными на сокращение лишних движений в процессе кладки кирпича. Тщательно проанализировав работу каменщиков, он уменьшил количество движений в ходе внешней кладки с 18 до 5. Для внутренней кладки это число было сокращено еще больше – с 18 до 2. С помощью методики Гилбрета удалось значительно повысить производительность труда каменщиков, а в конце дня рабочие чувствовали себя намного менее уставшими.

Подобно Ф. Тейлору (и, как мы увидим впоследствии, Гантту), Гилбрет обладал явным талантом изобретателя и уже в 90-е гг. стал патентовать свои многочисленные изобретения, среди которых были бетономешалки, конвейеры и арматурные стержни. Его компания процветала, и вскоре она расширила сферу своей деятельности на всю Америку от Монреаля до Луизианы и от штата Мэн до Калифорнии. Он стал заключать контракты и с европейцами и через какое-то время открыл представительство своей компании в Лондоне. Изменился и характер работ: если прежде компания занималась главным образом строительством водонепроницаемых подвалов, то теперь она возводила не только дома, заводы и фабрики, но и такие инженерные сооружения, как дамбы и каналы. В Вудленде, штат Мэн, Гилбрет занимался строительством целого городка. Столь широкий размах деятельности и насущная необходимость передачи управления рядом проектов в другие руки подтолкнули его к стандартизации отчетных и рабочих процедур, чему и были посвящены первые две его книги «Система наблюдения» «Практическая система», увидевшие свет в 1908 г. За ними последовала книга «Система кладки кирпича», с которой Гилбрет приступил к системному изучению трудовых движений. Он определил предмет своей книги следующим образом:

Изучение трудовых движений, предпринятое в настоящей работе, является лишь началом эры их изучения, которое в любом случае серьезно повлияет на все принятые ныне методы обучения специальности. Оно позволит снизить производственные издержки и повысить эффективность работы и соответственно заработную плату работника… Для того чтобы гарантировать успех работы:

а) ремесленник должен владеть своей специальностью;

б) он должен быть достаточно проворным;

в) для достижения требуемого результата он должен использовать минимальное число трудовых движений.

Тщательно рассмотрев свою собственную работу каменщиком, Гилбрет сумел показать, что количество требующихся движений может быть сокращено с 18 до 4,5 и такое сокращение приводит к заметному росту производительности и заработка. Он представил свой метод кладки кирпича при помощи диаграмм, иллюстрирующих «худший» и «лучший» методы работы. Он хотел, чтобы будущие каменщики осваивали свою специальность не чисто эмпирическим образом, а путем изучения «лучших» методов работы, что позволило бы сократить период их обучения и сделало бы их труд более квалифицированным.

В 1911 г. Ф. Гилбрет стал основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента, переименованного впоследствии в Общество Ф. Тейлора. К этому времени Ф. Тейлор выработал на основе своей теории общую идеологию эффективности.

Ф. Гилбрет разработал также так называемый «циклографический» метод, в соответствии с которым к рукам или иным движущимся частям тела рабочего прикреплялись маленькие электрические лампочки. Когда рабочий выполнял трудовые операции, то траектории перемещения светящихся точек указывали направления выполняемых им движений. Затем метод циклографии был заменен более совершенным методом «хроноциклографии», при котором частота, с которой проецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, позволяла судить об ускорении или замедлении движений рабочего.

Основные работы

«Основы научного менеджмента»

«Исследование усталости»

«Прикладная наука о движении»

«Наука движения для инвалидов»

«Создатель дома и его работа»

«Менеджмент в домашнем хозяйстве»

«Нормальная жизнь для инвалида»

studfile.net

Фрэнк и Лилиан Гилберт

Фрэнк и Лилиан Гилберт

Фрэнк Банкер Гилбрет-старший (Frank Bunker Gilbreth, Sr.)

Родился в 1868-м году в городе Фэрфилд, штат Мэн, США. Окончив школу, он устроился работать каменщиком, одновременно изучая строительное дело, чтобы максимально облегчить процесс и снизить потери рабочего времени. Вскоре начальство заметило труды молодого человека и повысило его до строительного подрядчика. Примерно в то же время чрезвычайно активный строитель стал давать лекции в Университете Пердью, не имея при этом высшего образования. В 27 лет Гилбрет стал главным управляющим строительной компании, где когда-то подрабатывал.

Лилиан Моллер Гилбрет, при рождении Лилли Эвелин Моллер (Lillie Evelyn Moller)

Появилась на свет 24 мая 1878-го, в Окленде, штат Калифорния,США. В мае 1896-го окончила школу с отличием.Гилбрет стала выпускницей Университета Калифорнии в 1900-м, со степенью бакалавра по английской литературе. В 1902-м она получила степень магистра в области литературы в Университете Калифорнии. В 1915-м ,окончив Университет Брауна, получила степень доктора философии. В 1926-м году она стала 1й женщиной-членом Американского общества инженеров-механиков. В 1966-м году получила медаль Американского общества инженеров-строителей.

Пара состояла в браке с 19-го октября 1904-го года. В их семье родилось 12 детей. Вместе с женой, которая также интересовалась менеджментом, Фрэнк Гилберт все больше стал погружаться в деловую среду; так, вскоре они основали собственную компанию ‘Gilbreth, Inc.’, специализирующуюся на помощи в ведении бизнеса. Супруги стали изучать научные принципы управления. Фрэнк был посвящен техническим аспектам эффективности работника, Лилиан же была связана с человеческими аспектами управления.

Лилиан и Фрэнк Гилберт были сторонниками движения научного менеджмента. В начале своей деятельности Фрэнк Гилберт организовал систему управления строительством, состоящую из следующих частей: 1.Система занятий. Это система бухгалтерского учета, разработанная в помощь подрядчику в подсчете затрат за неделю работы. 2.Конкретная система. Эта система описывает контролирование рабочих, необходимость ведения соревнования в выполнении конкретного задания между группами рабочих для более быстрого завершения работы.

3.Система каменщика. Она была технической. Цель-устранение непроизводительной работы. Гилберт предложил лучшую систему кладки кирпичей, созданную на основе изучения движений. Он делал упор на экономии усилий, а не на скорости выполнения.

После знакомства с Фредериком Тейлором 1907-м году, Фрэнк Гилберт составил список 17 основных движений рабочего. Он впервые начал использовать кинокамеру в проведении промышленных исследований. Лилиан и Фрэнк сосредоточились на хронометраже, то есть на анализе движения рук рабочего при выполнении работы. Они, наблюдая за рабочими во время работы, пытались определить, какие процессы ручного труда являются наиболее эффективными.

При хронометраже фактором эффективности операций является время, потраченное на их выполнение. Благодаря тому, что кинокамера делает снимки покадрово, стало возможным подсчитать количество кадров, затраченных на фотографирование движений рабочего, а затем точно сказать, сколько времени ушло на каждое из них.

В дальнейшем супруги превратили свои эксперименты с кинокамерой в целую науку о хронометраже. Так, кадр фильм, использовавшийся в ходе измерений, стал называться «треблиг» (прочтение их фамилии с конца).

Большое исследование, проведенное Лилиан и Фрэнком Гилберт, показало, что основной причиной усталости рабочих была не монотонность, а недостаток интереса менеджмента к рабочему. Лилиан Гилберт считала, что успешное управление базируется на человеке, а не на работе. Она охарактеризовала 3 исторических стиля управления : традиционный, переходный, научный. По ее мнению, психологи того времени изучали толпу, мало внимания уделяя личности.

В 1911-м году группа специалистов во главе с Фрэнком Гилбертом организовала Общество поддержки научного менеджмента.

К его руке относят профессию медсестры, подающей хирургические инструменты хирургу во время операции, именно он, как говорят ученые, разработал методы, получившие распространение в армиях всех стран мира и заключающиеся в обучение молодых солдат быстро собирать и разбирать оружие с завязанными глазами или в полной темноте.

14 июня 1924-го года Фрэнк Банкер Гилбрет-старший скончался от острой сердечной недостаточности на 56-м году жизни. После смерти мужа Лилиан начала читать лекции в 1925-м в Университете Пердью, где ранее преподавал Фрэнк.

К 1940-му она стала полноправным профессором университета, разрываясь между факультетами промышленного строительства, промышленной психологии, домоводства и успевая работать в деканате, где консультировала женщин по вопросам построения карьеры. Она ушла из Пердью в 1948-м. В возрасте 86 лет Гильбрет стала резидент-лектором Массачусетского Технологического Института в 1964-м.

При администрации Герберта Гувера (31-й президент США) Гилбрет возглавила женский сектор Комитета по занятости (President’s Emergency Committee for Employment) в 1930-м, помогая в сотрудничестве с женскими группами снизить уровень безработицы. В годы Второй мировой она была советником нескольких правительственных групп, делясь знаниями в области образования и труда, в том числе с Военно-морским флотом США 

Гилбрет умерла 2 января 1972-го, на 94 году жизни, в Финиксе, штат Аризона , США.

studfile.net

Гилбрет, Фрэнк Банкер Википедия

Фрэнк Банкер Гилбрет-старший
англ. Frank Bunker Gilbreth Sr.
Frank Bunker Gilbreth Sr 1868-1924.jpg
Дата рождения 7 июля 1868(1868-07-07)
Место рождения Фэрфилд, Мэн, США
Дата смерти 14 июня 1924(1924-06-14) (55 лет)
Место смерти Монтклэр, Нью-Джерси, США
Гражданство Флаг США США
Род деятельности производственный инженер, строитель, консультант по управлению
Супруга Лилиан Гилбрет
Дети Эрнестин Гилбрет Кэри[d] и Frank Bunker Gilbreth, Jr.[d]
Награды и премии

медаль Ганта (1944)

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ruwikiorg.ru

Биография. Фрэнк и Лилиан Гилбреты

Фрэнк Банкер Гилбрет родился в Фэйрфилде, штат Мэн, в 1868 г. Будучи сыном торговца скобяными изделиями, он унаследовал от отца необычную работоспособность и бережливость, характерные для пуритан Новой Англии. Отец умер, когда Гилбрету было всего три года; рано овдовевшая мать перевезла семью в Эндовер, штат Массачусетс. А в 1878 г. они переехали в Бостон, где Гилбрет стал посещать сначала Rice Grammar School, затем English High School, где подготовился к поступлению в Массачусетский технологический институт. Несмотря на то, что юноша успешно сдал вступительные экзамены в МIТ, он принял неожиданное решение оставить учебу и поступил на работу учеником каменщика. В течение десяти лет с 1885 по 1895 г. Гилбрет работал в Whidden Construction Company, проделав путь от ученика до мастера и, наконец, до главного инженера-смотрителя, которым он стал в возрасте 27 лет. В этот период он впервые приступил к изучению трудовых движений и к разработке усовершенствованного строительного оборудования, например специального помоста, облегчающего процесс кладки кирпича.

В апреле 1895 г. Гилбрет, ставший к этому времени членом Американского общества инженеров-механиков, ушел из Whidden и основал собственную компанию, которая специализировалась на создании тогда еще непривычных железобетонных конструкций.

В октябре 1904 г. Ф. Гилбрет женился на Лилан Моллер. Они стали не только счастливыми супругами, но и успешными партнерами в работе, где взаимно дополняли знания, способности и опыт друг друга.

Лилиан Моллер родилась в Окленде, штат Калифорния, 24 мая 1878 г. в одной из самых влиятельных семей этого города. После домашнего обучения и занятий в начальной и высшей городской школе Окленда она поступила в Калифорнийский университет, где в 1900 г. получила степень бакалавра, а позднее и степень магистра по английской литературе за работу о книге Бена Джонсона «Bartholomew Fair». Готовясь к защите докторской диссертации, в 1903 г. она совершила путешествие по Европе. В Бостоне, перед посадкой на пароход, она познакомилась с Фрэнком Гилбретом, кузеном ее компаньонки.

Сотрудничество супругов трагически оборвалось в 1924 г. За три дня до отъезда на конференции в Англию и Чехословакию Фрэнк Гилбрет умер в телефонной будке в то время, когда он звонил Лилиан, чтобы сообщить ей об «идее, которая появилась у него относительно экономии трудовых движений при упаковке мыльных хлопьев в фирме Lever Brothers».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Фрэнк и Лиллиан Гилберты

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………3

2.Биография…………………………………………………………………6

2.1.Фрэнк  Гилберт………………………………………………………….6

2.2. Лилиан  Гилберт………………………………………………..………7

3.Вклад  в развитие менеджмента…………………….……………………9

4.Заключение………………………………………………………………12

 Список  использованных источников и  литературы……………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

В первой половине ХХст. получили развитие четыре школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть представлены так:

Опыт  удостоверяет, что названные школы  сталкиваются и пересекаются в вопросах теории и практики менеджмента, а  в пределах организации можно  найти элементы всех подходов. Научные  основы управления получили развитие в 1880—1930 г.г.

Развитие  производства на границе ХИХ-ХХ ст. заставил руководителей сосредоточиться  на разработке научных и рациональных принципов управления людьми, оборудованием, материалами и финансами. Эта  проблема возникает в двух аспектах:

1)как  увеличить производительность (отношение  объема производства к использованию  ресурсов) за счет облегчения  выполняемой работы;

2)как  мотивировать работников, чтобы  они воспользовались преимуществами  новых методов.

Ученые  и практики, которые решали упомянутые вопросы, начали школу научного управления. Основателем школы научного управления был американский инженер-механик  Фредерик Тейлор (1856—1915), которого часто  называют отцом научных методов  управления. Он считал, что, используя  наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать производственные операции, достичь их эффективного выполнения. Первой фазой методологии  научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. На основе полученной информации разрабатывались рекомендации для устранения лишних, непроизводительных движений с целью повышения эффективности производства. управления.

Ф. Тейлор оставил после себя солидное творческое наследство, которое прославило его  имени. Среди его творческого  задела наиболее известными есть книги  «Сдельная система» (1895), «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911).

Подобные  проблемы решали и супруги Френк  Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет (1878—1972), которые занимались преимущественно  вопросами изучения физической работы в производственных процессах и  исследовали возможность увеличения производства продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на них производство. Результаты своей работы они изложили в книгах «Изучение движений» (1911) и «Психология управления» (1916). В  этих работах подчеркивалась важность связи между наукой управления и  данными социологических и психологических  исследований. Длительное время, работая  в строительной индустрии, Ф. Гилбрет  был пораженный масштабами непроизводительной работы и решил ее отстранить. Ф. Гилбрета привлекала в основном и  сфера исследований, которая позднее  стала известной под названием  “изучение движений”.

Используя свое изобретение (микрохронометраж), Гилбреты могли анализировать отдельные трудовые движения, точно определять, сколько времени необходимо для выполнения операции (хронометраж). Кроме того, они пошли дальше и смогли систематизировать все движения людской руки и разработать их на 17 элементарных движений (например, такие как “увлечение”, “содержание”, “установка”), какие они назвали “треблигами” (фамилия Гилберт, прочитанное в обратном порядке). Эти идеи оказались полезными для всех областей промышленности.

Гилбреты  считали, что национальное благосостояние зависит от индивидуальной образованности работников, от них знаний и способности  делать взнос в общественное богатство. Чтобы быть прибыльной, любая производственная деятельность должна планироваться  и руководствоваться, за ней должны стоять способности, опыт и знания управленцев. Кроме Гилбретов, последователями Ф. Тейлора были Г. Гантт, Г. Эмерсон и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Биография.

2.1.Фрэнк  Гилберт.

Гилберт, родившийся в Фэрфилде, штате  Мэн, Гилберт, не имел формального образования  за пределами школы. Он начал, как  каменщик, стал строительным подрядчиком, и позже главным инженером.

В конце  концов он стал преподавателем  Университета Пердью , в котором находится его  работы. Он женился на Эвелин Лилиан Моллер 19 октября 1904 года в Окленде, штат Калифорния, у них было  12 детей, 11 из которых пережили его.

Гилберт, обнаружил свое призвание, когда, как  молодой строительный подрядчик, он искал способы, чтобы сделать  кирпичную кладку (его первый торговли) быстрее и легче. Это переросло  в сотрудничестве с его возможной  супругой, Лилиан Моллер Гилберт , она  изучала работу привычки производства и канцелярских работников во всех видах промышленности  и пыталась найти способы увеличения производительности и сделать их работу легче. Он и  Лилиан основал фирму управленческий консалтинг, Gilbreth  Inc, с упором на такие усилия.

Гилбретом  разработаны стандартные методы, используемые армией всего мира, чтобы  учить новобранцев, как можно  быстро разобрать и собрать оружие, даже если с завязанными глазами  или в полной темноте.

Гилбрет умер от остановки сердца 14 июня 1924 года, в возрасте 55 лет, на вокзале Лакаванна в Монклер, Нью-Джерси.

2.2. Лилиан Гилберт

Лиллиан Гилберт была матерью современного менеджмента. Вместе со своим мужем Фрэнком, она впервые использовали методы промышленного  управления используется по сей день. Она была одной из первых «superwomen», совместив карьеру с семейной жизнью. Она была хорошим автором, получатила много почетных степеней. Её, пожалуй, лучше всего помнят за материнство. Ее дети пишут популярные книги, такие как «Оптом дешевле». Но Лилиан Моллер Гилберт была не только матерью, она была инженером и промышленным психологом.

Лиллиан закончила среднюю школу и  решил, что она хочет изучать  литературу и музыку. Ее отец не верил  в высшее образование для женщин. Но Лилиан уговорил его позволить  ей учиться в Калифорнийском университете в Беркли, живя у себя дома и поддержания  ее семейные обязанности. Когда она  получила степень бакалавра по литературе в 1900 году, она была первой женщиной, которая выступила в Калифорнийский университет.

Она переехала  в Колумбию, но болезнь вынудила возвратиться в Калифорнию после  ее первого года.  Не испугавшись, она вернулась в Беркли и получил  степень магистра в литературе в 1902 году. Она провела некоторое  время в Бостоне, и там она  встретила своего будущего мужа.

Фрэнк  Гилберт, который никогда не учился в колледже, был заинтересован  в эффективности на рабочем месте. Вместе с Лиллиан они начали их изучение научных принципов управления.

Там, где Фрэнк был посвящен техническим аспектам эффективности работника, Лиллиан была связана с человеческим аспектам управления. Ее идеи не были широко приняты в течение ее жизни, но они указывают направление, в котором современный менеджмент будет существовать.

Лилиан  Гилбрет продолжила свою работу только после смерти Фрэнка в 1924 году. В 1926 году она стала первой женщиной членом Американского общества инженеров-механиков.

Она много  путешествовала, говорила и писала о вопросах управления. В 1966 году она получила медаль Американского общества инженеров-строителей. Она умерла в возрасте 92 лет, получатила более десятка других почетных степеней. Благодаря тому, что она удачно сочетала карьеру и семью её прозвали «Гением в искусстве жизни.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Вклад  в развитие менеджмента.

Большой вклад в развитие и популяризацию  научного менеджмента внесла супружеская  чета Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Ранняя деятельность Ф. Гилбрета была похожа на то, что делал Тейлор. Позднее  он организовал свою собственную  консультативную компанию и присоединился  к движению научного менеджмента. В  начале своей деятельности он систему  управления строительством, состоявшую из трех частей. 1.Система занятий  была системой бухгалтерского учета, которая  была разработана в помощь подрядчику в подсчете различных затрат за неделю работы. 2. Конкретная Система содержала  подробные советы конкретным подрядчикам. Гилберт писал о контролировании  рабочих, включая необходимость  ведения спортивных соревнований между  группами рабочих, для быстрейшего  завершения работы. Вся работа была поделена для групп рабочих, кто  соревновались в том, чтобы быстрее  выполнить конкретное задание. 3. Система  Каменщика была технической. Он предложил  систему лучшего способа кладки кирпичей, созданную на основе изучения движений. Он не только обучал рабочих, как обращаться с кирпичами, но и  объяснял почему этот способ был лучший. Он делал упор на экономии усилий, а  не скорости их выполнения. Также как  и Тейлор он вел поиск повышения  производительности труда без приложения больших физических усилий. Результатом  его поиска стало увеличение рабочим  дневной нормы кладки кирпичей с 1 000 до 2700 штук без больших усилий.

В 1907 г. Гилберт познакомился с Фредериком Тейлором. После того, как Гилберт  стал сотрудничать с Тейлором и начал  улучшать свою собственную систему, он стал разрабатывать все более  сложные методы измерения времени  работы. Он составил список 17 основных движений, которые позволили проводить более точный анализ элементарных движений рабочих. Он впервые начал использовать кинокамеру в проведении промышленных исследований. Он также разрабатывал циклеграфическую методику присоединения маленькой электрической лампочки к руке, пальцу, или кисти рабочего для фиксирования на пленке движений.

Большое исследование причин усталости рабочих, проведенное Ф.Гилбретом вместе с супругой Лилиан, показало, что  причиной усталости была не монотонность, а недостаток интереса менеджмента  к рабочему. Лиллиан Гилбрет играла важную роль в работе ее мужа и создала  репутацию своей собственной  работой. В своей докторской диссертации, изданной отдельной книгой еще до защиты, она применила методы и  находки психологии к исследованиям  рабочего места.

Она определяла психологию управления как воздействие  организующего работу ума на организуемую работу, и влияние неорганизуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего. Она считала, что успешное управление базируется на человеке, а  не на работе и научный менеджмент представляет собой средства, позволяющие  максимально использовать возможности  и усилия человека. Л. Гилбрет характеризовала  три исторических стиля управления: традиционный, переходный и научный. Она отметила, что психологи до того времени в значительной степени  концентрировались на изучении психологии толпы и сравнительно немного  работ было выполнено по психологии личности. При научном менеджменте  рабочий обретал умственное равновесие и безопасность, а не обеспокоенность, которая была неизбежной при традиционном управлении. Заботясь о благосостоянии, научное управление поддерживало регулярную работу, поощряя хорошие отношения в коллективе, и способствовало физическому, умственному, моральному, и финансовому развитию рабочего. Л. Гилбрет была пионером в психологии управления.

В 1911 году группа специалистов во главе с Ф. Гилбретом создала отдельную  организацию, названную Обществом  поддержки научного менеджмента  и переименованную после смерти Тейлора в Общество Тейлора. Он создал Введение в научный менеджмент, в  котором изложил общие вопросы  научного управления и предложил  ответы в ясной и доходчивой терминологии относительно основных принципов и  практики научного управления. И хотя работа не содержала принципиально  новой информации, блестящие постановка вопросов и формулирование ответов, обеспечили книге широкое внимание среди читателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение.

Наряду  с Тейлором наиболее яркими сподвижниками  школы научного управления были Френк  и Лилия Гилберт, Генри Ганнт  и др. Концепция школы базировалась на рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации  и выработке подходов по сотрудничеству управляющего и рабочего. Наиболее близким учеником Тейлора был  Генри Л. Ганнт (1861–1919 гг.), занимавшийся разработкой методики премиальной  оплаты труда рабочих, составлявшего  карто-схемы для производственного  планирования, которые получили название графики Ганнта, а также внесшего вклад в разработку тео-рии лидерства. Работы Ганнта «Труд, заработная плата  и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919) характеризуют  осознание ведущей роли человеческого  фактора и убеждение в том, что рабочему должна быть представлена возможность обрести в своем  труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Он строил планы «демократии на производстве»  и мечтал о гуманизации науки  управления в будущем. Солидный вклад  в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868–1924) и  Лилиан Гилбрет (1878–1972), которые упорно искали оптимальные способы увеличения объема выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство. Они изучали трудовые движения работников, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражем, что позволило им разработать  карты цикла одновременно выполняемых  микродвижений. Результаты своих изысканий  Ф. Гилберт изложил в трудах «Азбука  научной организации труда» и  «Изучение движений». Использование  его исследований позволило обеспечить на производстве трехкратное повышение  производительности труда. Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Все ее научные исследования имели практическое применение, широко использова-лись на многих предприятиях, на некоторых из них были открыты школы по работе с персоналом. Школа научного менеджмента (примерно 1886-1920 гг.)

www.stud24.ru

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*