Флорентийская мозаика техника изготовления: история и техника изготовления. Флорентийская мозаика – интерьерные картины повышенной сложности

Флорентийская мозаика. Часть 1 | Творческая мастерская «Флорентийская мозаика»

Мозаика (итал. mosaico, от лат. musivum, буквально ­– посвящённое музам) – общее название для нескольких техник декоративно–прикладного искусства. Наиболее известные из них – римская и флорентийская. Мозаика представляет собой изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (это может быть камень, смальта, керамические плитки, цветное стекло).

Флорентийская мозаика – самая технически сложная разновидность мозаики. Для ее изготовления мастера используют цветные поделочные камни определенных оттенков, которым придают нужную форму и огранку. После обработки каменные элементы состыковываются друг с другом, образуя рисунок.  

Первые образцы мозаики восходят к III–му тысячелетию до н.э. и принадлежат культуре древнего Шумера, существовавшей на Ближнем Востоке в районе Междуречья. Археологами найдены деревянные и глиняные изделия, инкрустированные ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами. Мозаики выкладывались также на полу. Позднее, когда люди оценили огромные декоративные возможности мозаики, сфера ее применения расширилась: ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и стены зданий. Из Месопотамии мозаики перекочевали в Египет, а позже – в центры Крито­–Микенской культуры.

Шкатулка «Штандарт Ура» (2,5 тыс. лет до н.э.):  (Лондон, Британский музей)

В античную эпоху главным мозаичным центром стала Александрия Египетская, откуда мозаичное производство было позаимствовано римлянами. В ходе этой эволюции менялись материалы и техника изготовления мозаик.

В классический период мозаичные узоры на полу делались в основном из цветной гальки – из целых, не расколотых камушков. Первоначально римская мозаика тоже делалась из камня, но впоследствии была изобретена смальта. Смальта – это непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого материала римская мозаика получила широкое распространение и достигла небывалых художественных высот.

Битва Александра Македонского с Дарием, Помпеи (2 в. до н.э.), фрагмент римской мозаики 

Особенно высокого совершенства мозаика достигла в Византии, когда мозаичными изображениями стали украшать стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров храмов и дворцов знати.

Техника флорентийской мозаики сложилась гораздо позднее, где–то к середине XVI века. Во Флоренции художники издавна занимались мозаикой, но лишь в эпоху Возрождения они разработали оригинальную технику, о которой и пойдет речь дальше. Флорентийская мозаика не имела широкого распространения до того момента, пока ею не заинтересовался тосканский герцог Фердинандо I Медичи (1549 – 1609). Его семья владела самой известной мозаичной мастерской в городе, открытой в 1580 году, но только его энергия придала развитию флорентийской мозаики новый импульс. Скоро с его подачи мода на флорентийскую мозаику распространилась по всей Европе.

Христос — Добрый Пастырь. Мозаика V века. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна

Известный историк и теоретик искусства эпохи Возрождения Д. Вазари одним из первых дал описание техники флорентийской мозаики. «Современные наши мастера, ­– писал он, ­– прибавили к мозаике из мелких кусочков другой род мозаики – в виде инкрустации из мрамора, воспроизводящих истории, написанные светотенью…Поэтому они и стали изображать с чудесным мастерством огромнейшие истории, которые можно поместить не только на полах,… но инкрустировать ими также и фасады стен и дворцов».

В мастерской Медичи, которая называлась «Галерея Деи Лавори», итальянские мастера начали экспериментировать с составлением изображений из цветных камней, которые впоследствии получили название «pietra dura», что с итальянского означает «поделочный камень».

Так постепенно возникла новая разновидность мозаики – флорентийская или «pietra dura», техника исполнения которой получила название commesso («состыкованный»). Камни, которым придавали различную форму, были настолько плотно подогнаны, что границу между ними сложно было различить. Это позволяло создавать красивейшие предметы интерьера. Искусство создания мозаичных картин в флорентийском стиле пользовалось в Европе большой популярностью около трех веков. Но к концу XIX века флорентийская мозаика стала постепенно выходить из моды.

***

В России флорентийская мозаи­ка появилась при императрице Елизавете Петровне в первой половине XVIII века. Однако уровень мастерства до середины XIX века был невысоким. Составить конкуренцию лучшим европейским художникам русские мастера не могли. Прорыв произошел позже и связан он с деятельностью Ивана Соколова, который сначала прошел обучение в художественном училище при Петергофской шлифовальной фабрике, а затем в 1847 году был направлен для овладения мастерством во Флоренцию. По возвращению на родину Соколов создал мастерскую в Петергофе, которая вскоре стала известна своими изделиями по всей Европе. 

Флорентийская мозаика развивалась и в советское время, ею украшали потолки и стены метрополитена и различные общественные здания. В основном это были монументальные полотна, в связи с чем флорентийская мозаика утратила свою ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем.

                                                                                    ***

Особую раз­новидность декоративной мозаики составляет мозаика, приме­няющаяся в архитектуре для облицовки, известная под названием «русская мозаика». Она выполняется из тонких пластинок дорогих пород камня, подобран­ных так, что украшаемая часть здания кажется вы­полненной из целого камня. Непревзойдённый обра­зец «русской мозаики» – облицовка малахитом и ляпис–лазурью некоторых колонн в Исаакиевском соборе в Петербурге.

Последний всплеск искусство мозаики пережило в эпоху модерна: мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля в России. В XX в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.  

Кроме классических видов мозаики, сегодня существует множество вариантов различных мозаичных техник и технологий. Одним из самых популярных на сегодняшний день является мозаика из битой или нарезанной по рисунку керамики или цветного стекла. Основоположником такого подхода считают Антонио Гауди, который активно применял мозаику из битой керамики и стекла в своих архитектурных шедеврах.

Флорентийская мозаика (Pietra Dura)

Флорентийская мозаика или на итальянском — Pietra Dura.

Флорентийская мозаика — создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Отличительная особенность флорентийской мозаики — тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При разработке эскиза мозаичного панно прежде всего учитывают декоративные возможности имеющихся камней. Чем разнообразнее окраска и природный рисунок, тем богаче палитра.

Для изготовления флорентийской мозаики используются драгоценные и полудрагоценные камни: агат, аметист, голубой и зеленый авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, белая яшма, халцедон, гематит (красный железняк), мрамор.

История возникновения

Искусство это зародилась в эпоху Ренессанса в Италии и первая мастерская Pietra dura была создана семьёй Медичи во Флоренции в 1588 году. Представители этой семьи известны как меценаты и покровители выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Среди представителей семьи Медичи значится четверо римских пап — Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI, и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

Идея Pietra dura заключалась в попытке распространить принципы инкрустации деревянной мебели на предметы с использованием природного итальянского мрамора. Мрамор сравнительно легок в обработке, богат рисунками и оттенками, и первые мозаичные картины в новой технике изготавливались преимущественно из различных сортов мрамора. Именно в этой мастерской были разработаны принципы технологии, актуальные и в настоящее время.

Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Идеальный подбор камней разных цветов, оттенков, форм  рисунков требует тщательности и знания возможностей тех или иных пород. Оттенки различных пород одного камня, расположение и частота различных прослоек, прожилок, включений, наличие пятен другого цвета — возможности палитры флорентийской мозаики тем разнообразнее, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка.

В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX веке составили конкуренцию итальянским художникам.

Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время — она украсила потолки и стены московского метрополитена.

Размеры произведений в  технике pietrа durа достигли десятков и сотен квадратных метров. Однако, став монументальной, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность.

Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств — они вечны, так как краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются.

Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».

Особенности изготовления флорентийской мозаики

Итальянская мозаика имеет ряд особенностей, которые отличают ее остальных видов каменной кладки:

1. Все части рисунка подогнаны настолько плотно, что соединения между камнями почти не видны;

2. Все элементы должны быть тщательно отшлифованы и находиться в одной плоскости;

3. Даже самая точная копия картины отличается от оригинала, так как в природе не существует абсолютно одинаковых камней;

4. На создание одной мозаики может уйти несколько месяцев;

5. В отличие от рисунков на холсте, изображения из камня не тускнеют и не выгорают на протяжении многих лет.

Сегодня «каменные картины» украшают небольшие шкатулки или дверцы шкафов. За работу берутся огромные деньги, так как каждое изображение делается по персональному заказу.

история происхождения и технологии изготовления изделий из камня и цветного стекла

Ярким декоративным приемом, способным придать интерьеру или экстерьеру неповторимый шик, является использование мозаики. Зародившись на Древнем Востоке, это сложное, трудоемкое искусство пережило периоды расцвета и забвения и сегодня занимает достойное место среди приемов украшения помещений и обстановки. Мозаика – это наборное изображение кусочков камня, керамики, смальты, цветного стекла. Одна из многочисленных техник изготовления мозаики называется флорентийской.

История техники

Возникла в Италии в 16 веке и обязана своим развитием знаменитой семье Медичи, представители которой всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладного искусства. Герцог Фердинанд I Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которых используются и сегодня.

Изготовление мозаики приносило огромную прибыль и считалось для Италии в те годы стратегически важным производством. На протяжении трех столетий эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и вельмож непременно использовали в своем украшении роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид украшения постепенно вышел из моды.

Становление и развитие стиля в России

Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными работами мастер работал несколько лет) и использование полудрагоценных камней сделали это искусство элитарным двором. Не каждый королевский двор мог позволить себе содержание такой мастерской.

Русские мастера освоили и развили эту технику при королеве Елизавете Петровне и многие их работы достойно конкурировали с итальянскими образцами. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова , который прошел обучение во Флоренции. Он мастерски использовал сибирскую яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников, где выложенные из камней цветы казались живыми и благоухающими.

Основными центрами работы с флорентийской мозаикой являются Петергофская, Екатеринбургская фабрики и Колыванская камнерезная фабрика на Алтае. Русские камнерезы начинают широко использовать красивый уральский самоцвет малахит, обладающий выразительным рисунком, и высокотвердые алтайские минералы, которые поддаются обработке только алмазным инструментом.

В дальнейшем именно художники Колыванского завода создали для станции в Барнауле одно из самых больших панно (площадью 46 квадратных метров), выполненных в этой технике.

Множество красивых мозаичных «картин» украшают стены Московского метрополитена и делают его гордостью столицы.

Особенности

Флорентийский способ укладки мозаики отличается высокоточной подгонкой деталей, когда между различными каменными элементами отсутствуют видимые швы и линии стыка. Тщательная шлифовка создает идеально ровную однородную поверхность.

Созданная из натуральных камней, эта мозаика удивительно прочная , яркие цвета не тускнеют со временем и не выгорают на солнце. Плавные переходы цветов позволяют добиться сходства с этой картиной, а не с инкрустациями.

Очень часто итальянские мастера использовали для фона черный мрамор, на контрасте с которым другие камни загорались еще ярче.

Естественная насыщенная окраска камня: переходов его тонов, прожилок, пятен, штрихов — основные изобразительные средства этой техники. Излюбленными материалами для изготовления флорентийской мозаики были высокодекоративные камни: мрамор, яшма, аметист, сердолик, халцедон, лазурит, оникс, кварц, бирюза. Итальянские мастера изобрели уникальные технологии их обработки, например, воздействие температуры позволяло камню приобретать нужный цвет. Нагретые кусочки мрамора приобрели нежно-розовый оттенок, а халцедон увеличил блеск и яркость красок.

Каждая каменная пластина подбиралась мастером не только по цвету, но и по фактуре: для мозаики с изумрудной листвой нужно было найти камень с похожими зелеными прожилками, для изображения меха – минерал с рисунком, имитирующим его ворсинки

Флорентийская мозаика активно использовалась в церковной отделке для отделки полов, ниш, порталов, а также украшала предметы светского интерьера: столешницы, предметы мебели, различные шкатулки, безделушки. Крупные панно, словно живописные полотна, украшали стены парадных залов, кабинетов и жилых комнат.

Способ изготовления

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно разделить на три этапа:

  • Заготовительные операции — выбор качественного сырья, маркировка камня и его огранка;
  • набор мозаичных элементов — есть два способа: прямой и обратный;
  • Отделка — изделия для отделки и полировки.

При выборе камня очень важно знать и учитывать его свойства. , так как от него зависит направление реза. Каждый минерал имеет индивидуальные оптические характеристики, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру. Камень обязательно смачивается водой, тогда он становится блестящим, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни маркируются и обрезаются на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

В наш цифровой век все чаще применяется лазерная резка, перенос чертежа с компьютера без ошибок и с необходимым запасом.

Флорентийские мастера нарезали с помощью специальной пилы необходимые фрагменты из тонких, толщиной 2-3 мм, пластинок — подобие луковицы из изогнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые мастера продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке карборундовым кругом или алмазной накладкой, шлифованной вручную алмазными напильниками.

При сборке элементов в общую картину инверсионным методом фрагменты мозаики укладывают лицевой стороной вниз вдоль трафаретов и фиксируют изнутри наружу клеевым составом к подложке (например, стеклохолст или калька).

Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные детали из мелких элементов затем собираются локально. Этот метод также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямого прозвона — это укладка фрагментов картинки сразу на постоянную основу. Старые мастера выкладывали на выровненный армирующий слой куски колотой каменной плиты. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делают в мастерских на подложке из стеклопластика, а потом переносят на объект.

Собранное изделие обрабатывается полировальными и полировальными пастами. Для разных видов камня используются разные полировальные составы в зависимости от физико-механических свойств минерала.

Финишная отделка придает камню восхитительный блеск, раскрывает все его переливы и оттенки.

Использование флорентийской мозаики сегодня

Архитекторы давно оценили высокую декоративность флорентийской мозаики. В советский период процветало использование различных видов мозаики для общественных помещений. Большинство панно изготавливалось из смальты, но и флорентийский метод не был забыт и активно использовался. А так как эта техника самая долговечная, так как годы не властны над каменными росписями, то они до сих пор выглядят как новые.

В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорчатые панели для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классическом стиле, так и в стиле модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Мозаичные полотна прекрасно будут смотреться в отделке бассейна или террасы в загородном доме.

Интересно смотрятся и малые формы этой мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для шкафа и так далее.

Эта техника широко используется и в ювелирном деле: крупные броши, серьги, кольца, подвески с узорчатым рисунком камня несут в себе особую привлекательность природного материала.

Несмотря на технический прогресс, метод флорентийской мозаики по-прежнему остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти работы достаточно дороги, а цена лучших образцов сравнима со стоимостью шедевров классической живописи.

Еще больше об искусстве «росписи по камню» в следующем видео расскажет мастер.

Производство массивов – производство мозаики

Производство массивов

Масштабируемая производственная платформа

Масштабируйте производительность без увеличения затрат. Array Production Systems может поставлять более 5000 деталей в день, чтобы вы могли внедрить 3D-печать на своем заводе.

Производство массивов

Системы производства массивов могут поставлять более 5000 деталей в день, масштабировать производительность и достигать целевых показателей затрат.

Подключите Canvas и Array Production к существующей инфраструктуре, чтобы обеспечить надежную работу цепочки поставок в будущем.

Когда один оператор может управлять эквивалентом 250 3D-принтеров, наконец-то возможна 3D-печать больших объемов производства.

Рассчитайте производительность и стоимость

Полностью измените экономику своей операции 3D-печати, используя высокую производительность и низкую стоимость Array Production. Введите свои наилучшие оценки в наш калькулятор общей стоимости детали, и мы составим отчет, чтобы дать вам представление о том, как Array произведет революцию в 3D-печати для вашего приложения. Ищете более глубокий индивидуальный анализ? Напишите нашей команде по адресу Solutions@mosaicmfg. com.

Калькулятор стоимости и производительности массива

Шаг 1/4

1. Выберите материалы

Выберите до 5

АБС КАК МВ нейлон CF PETG ЭСР Нейлон 6 ПК PEEK ПЭИ 9085 ПЕКК ПЭТГ НОАК ТПУ

Пожалуйста, выберите опцию, чтобы продолжить

2.
Укажите количество отпечатков/месяц

(За этот год)

0-50 51-100 101-200 201-500 501-1000 1001-2000 2001-4000 4001+

Пожалуйста, выберите опцию, чтобы продолжить

3. Укажите количество отпечатков в месяц

(в следующем году)

0-50 51-100 101-200 201-500 501-1000 1001-2000 2001-4000 4001+

Чтобы продолжить, выберите вариант

4.
Каково среднее время печати каждого из ваших отпечатков?

(часы)

0-2 3-6 7-10 11-14 15-17 18-20 21+

Пожалуйста, выберите опцию, чтобы продолжить

Тематические исследования

Исследуйте реальные приложения.

Производство с помощью Array
Athletic Knit: оцифровка и модернизация производства спортивной одежды

Работая вместе с командой Mosaic Solutions, Athletic Knit работает над внедрением Array в свой производственный процесс, чтобы получить доступ к масштабному производству индивидуальных деталей.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*