Этторе соттсасс работы: 10 главных объектов дизайнера Этторе Соттсасса
10 главных объектов дизайнера Этторе Соттсасса
ДизайнерыИстория дизайна
Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) — дизайнер, основатель легендарной группы Memphis, из которой вырос весь итальянский постмодернизм. Работал в разных техниках, но неизменно делал вещи яркие и чувственные (сейчас их выпускают B&B Italia, Alessi, Knoll, Venini, Zanotta, Artemide). Как-то, отвечая на вопрос, как он хотел бы умереть, мастер ответил: «Во сне». Даже это у него получилось.
1. Настольная лампа Abat-Jour, B&B Italia, 2005
Эту настольную лампу из керамики и стекла Этторе Соттсасс создал в возрасте восьмидесяти восьми лет. «Одно я знаю точно, — говорил он, — хороший дизайнер должен придумывать вещи, приносящие удачу». www.bebitalia.com
2. Вилла Birdhouse, Маастрихт, 1996–1998
К старости, когда другие уходят на покой, Соттсасс почувствовал, что наконец готов заняться архитектурой — профессии, унаследованной от отца, он обучался в Туринском политехническом университете.
3. Кресло Mandarin, Knoll Studio, 1986
Эти кресла заполонили интерьеры модных ресторанов и библиотек. В оригинальном пресс-релизе отмечается: «Характер кресла меняется от хай-тека до традиционного, все зависит от цвета отделки». www.knoll.com
4. Буфет Casablanca, Memphis Group, 1981
Этторе Соттсасс советовал иметь в доме ограниченное количество вещей Memphis. «Окружить себя ими со всех сторон — все равно что питаться одними пирожными», говорил он. Цена этого объекта на сайте www.memphis-milano.com — €15 500 (и с каждым годом растет!)
5. Вилла Olabuenaga House, 1989–1997
Этторе Соттсасс построил десяток частных вилл, большинство из которых будто сложены из цветных кубиков и сразу вызывают добрую улыбку. В доме, построенном для аргентинца Эдриана Олабуенаги в конце 1980-х гг., каждая комната даже снаружи выкрашена в свой цвет. Подробнее об этом доме-легенде читайте в нашем материале.
6. Скульптуры из серии Mini Totem, Bitossi, 1998
«Цвета как слова. С их помощью можно рассказывать самые разные истории», — говорил Этторе Соттсасс. Разработкой яркой коллекции керамики он впервые занялся в 1960-е годы. www.bitossiceramiche.it
7. Пишущая машинка Valentine, Olivetti, 1970
Об этой красной пишущей машинке в 1970-х мечтали все поэты и машинистки. Сам автор называл ее похожей на «девчонку, которая носит слишком короткую юбку». Средняя цена сегодня — 365 €, www.typewriters101.com
8. Кресло Teodora, vitra, 1986
Это кресло из акрила и ламината Этторе Соттсасс спроектировал для компании Vitra вскоре после того, как в 1985 году покинул группу Memphis. Цена на www.1stdibs.com — $ 6,500.
9. Телефон Enorme, brondi, 1986
Телефон Enorme из пластика и силикона разработан Соттсассом в 1986 году для компании Brondi, выпускался до 1994 года, особенным спросом пользовался в США и Японии, входит в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Средняя цена сегодня — 350 €.
10. Стеллаж Carlton, Memphis Group, 1981
Конструкцию из дерева и пластикового ламината предлагается использовать как стеллаж, декоративную перегородку и просто как арт-объект. Аутентичную модель сегодня можно приобрести на за €15 600 www.memphis-milano.com
Теги
- Группа Memphis
профессионализм и бунтарство • Интерьер+Дизайн
«Человек занимается дизайном ежедневно. Утром, выбирая одежду и ее цвет, мы совершаем акт дизайна».
Итальянский архитектор Этторе Соттсасс прожил девяносто лет (Ettore Sottsass, 14.09 1917 — 31.12 2007) и оставил безграничное наследие. Попробовал себя в роли архитектора, промдизайнера, художника, издателя, фотографа, теоретика, керамиста. На его счету Этторе Соттсасса — частные виллы, аэропорт в Милане, интерьеры модных бутиков и огромное количество больших и маленьких предметов: от светильников до офисной мебели, от дорогой посуды до телевизоров, от ювелирных украшений до стеллажей.
По теме: Этторе Соттсасс на Гавайях
Соттсасс сотрудничал со многими компаниями, но ни в одной, как бы мы сейчас сказали, «не состоял в штате». Предпочитал свободу. Много путешествовал, впитывая впечатления. Результатом, например, поездки в Индию стали серии великолепной керамики. Специалисты по Соттсассу отмечают в нем поразительную способность маневрировать между массовым производством и элитарными вещами. А еще восхищаются тем, как в нем уживались профессионализм и бунтарство.
Стеллаж, диз. Э.Соттсасс. Дерево, 2005. Friedman Benda.
Выбор профессии был определен с детства. Отец, Этторе Соттсасс-старший — один из мэтров итальянского модернизма. Семья жила в Инсбруке, родном городе мамы-австрийки и специально переехала в Турин, потому что там был лучший архитектурный факультет в регионе. Все шло к тому, что сын продолжит славные традиции отца. Тогда и представить было невозможно, что десятилетия спустя он положит все силы, чтобы демонтировать традиции и устои.
Печатная машинка Valentine Olivetti, 1968.
«Когда я был молод, то слышал только одно: функционализм, функционализм, функционализм. Этого недостаточно. Дизайн должен быть чувственным и захватывающим».
Соттсасс-младший прославился в 1958 году, когда спроектировал первый итальянский компьютер. Elea 9003 для Olivetti был размером с комнату. Чтобы сделать его легко управляемым и понятным, автор упорядочил элементы с помощью цвета, за что получил дизайнерский «Оскар» — премию «Золотой циркуль». А популярность красно-оранжевой пишущей машинки Valentine того же бренда сегодня можно сравнить с iPod или iPad. (Потом, правда, сам Соттсасс называл ее «слишком очевидной: она — как школьница, накрасившаяся маминой косметикой».)
Стеллаж Carlton, Memphis Milano, 1981. Дерево, ламинат.
Он первым начал отделывать предметы мебели цветным ламинатом, проектировать неоновых цветов кровати из стекловолокна и полосатые туалетные кабинки.
Напольное зеркало Ultrafragola, Poltronova, ок. 1980. Рама – пластик.
Участники придумывали ироничные, веселые, яркие, при этом малофункциональные, нетехнологичные и, положа руку на сердце, довольно уродливые вещи. Идея: форма продукта не самоцель, а дизайнер не слуга промышенности. «Мы поставили индустрию на службу дизайну. Раньше все было наоборот». Именно тогда возник культ творца, установилась граница между обычным продуктом и именным. Первая выставка группы взорвалась в священном мире дизайна, как бомба. Среди богемы начался ажиотаж, Карл Лагерфельд обставил свой пентхаус в Монако исключительно мебелью от Memphis.
Ваза Shiva, BD Barcelona. 1973. Высота 23 см. Керамика.
Так Соттсасс поставил функциональность предмета на второе место, выдвинув «стиль жизни» на первое.
Табурет Pilastro, диз. Э. Соттсасс для Kartell.
Городок на склоне долины Пустерия в Южном Тироле известен своими красотами и тем, что здесь любил бывать Густав Малер. Местные жители пешком ходят в Австрию и хорошо говорят на двух языках — итальянском и немецком. Старинную ферму Ханзерхоф, известную с XVIII века, приобрел давний приятель архитектора, сенатор Франко Дебенедетти. Соттсасс познакомился с ним через брата, инженера и промышленника Kарло Де Бенедетти, который 15 лет возглавлял Olivetti (разное написание фамилий братьев — не ошибка: Карло отделил частицу «де», придав своему имени больше аристократизма). Сенатор очень любит свой дом с видом на Доломитовые Альпы.
Стулья Mademoiselle, диз. Ф. Старк, в обивках по рисункам Э. Соттсасса. Проект Kartell goes Sottsass. A tribute to Memphis.
ПЯТЬ коротких фактов биографии:
• WWII Cоттсасс провел несколько месяцев в немецком концлагере на территории Югославии.
• В США Соттсасс подружился с битниками Джеком Керуаком, Алленом Гинзбергом, Нилом Кэссиди.
• Фото Пикассо Соттсасс был страстным фотографом: сохранились его портреты Боба Дилана, Эрнеcта Хэмингуэя и Пикассо.
• Love Story Вазу Shiva в форме пениса дизайнер сделал после неудачного романа с каталонкой.
• Счастливо женат Последняя жена Соттсасса — журналистка Барбара Радиче, была моложе на 30 лет.
важных работ Этторе Соттсасса
Бруно Гекчелин Этторе Соттсасс .
Письменный стол Nefertiti — один из первых предметов мебели, выполненных из декоративного пластикового ламината в истории дизайна. Это результат сотрудничества Этторе Соттсасса и итальянского производителя Abet Laminati, который первым представил новые методы трафаретной печати пластиковых ламинатов в соответствии с концепцией Соттсасса.
Дизайн, разработанный в 1967 году, стилистически повторяет серию шкафов Superbox, которую Соттсасс также разработал для Poltronova. Важно отметить, что с помощью этих разработок Соттсасс стремился продемонстрировать Абету Ламинати экономический потенциал этого инновационного процесса. Большая серия загадочных элементов в форме колонн, которые, освобожденные от четкой функции и наделенные сильной фигуративной ценностью, навязывают новый способ домашней жизни и взаимодействия. В значительной степени оставаясь концептуальным проектом для Sottsass, и когда было выпущено всего несколько прототипов, проект положил начало мастерской трафаретной печати на ламинате в Abet Laminati.
Этторе Соттсасс Письменный стол Nefertiti, 1968-1969…одна из первых в истории дизайна предметов мебели, изготовленных из декоративного пластикового ламината.
Не менее красочный и загадочный письменный стол Nefertiti вскоре после этого был представлен в каталоге Poltronova, где он предлагался до середины 1970-х годов. Исключительно по заказу было выполнено всего несколько экземпляров письменного стола. Первоначальный дизайн был задуман Соттсассом с белыми и зелеными вертикальными полосами ламината снаружи и белым интерьером, как в настоящем лоте с нашей апрельской лондонской распродажи Important Design. Цветовые вариации включали розовые и белые полосы с белым интерьером; зеленые и белые полосы нанесены только на переднем и заднем фасаде, все остальные стороны белые; или полностью белый монохромный. Вероятно, существуют и другие варианты.
Письменный стол в зелено-белую полоску был представлен на основных выставках работ Этторе Соттсасса того периода, в частности, на выставке «Miljo for en ny Planet» в Национальном музее Стокгольма в 1969 году и «Италия: новый внутренний мир». Пейзаж» в MoMA, Нью-Йорк, в 1972 году, последний в том же году приобрел письменный стол для своей постоянной коллекции. — Architetto Milco Carboni
«Торри», разработанный Соттсассом между 1964-1965, представляли собой аномалию в истории керамического творчества архитектора: их крупный масштаб, их полихромный внешний вид и их размещение на белом постаменте были беспрецедентными элементами в его творчестве.
Соттсасс объяснил, что он разработал тотемы, чтобы быть монументальным переводом серии таблеток, которые ему ежедневно давали во время его пребывания в американской больнице, куда он был госпитализирован в 1962 году с почти смертельным нефритом. Однако разрушительная болезнь принесла чудесное искупление. На больничной койке Соттсасс придумал некоторые из самых важных проектов в своей карьере: «Керамика делле Тенебре», «Керамика Шивы» и выставка «Менгир, Зиккурат, ступы, гидранты и газовые насосы», а также создание журнала «Комната Востока 128. Хроника», введенного в том же году.
В первом выпуске «Room East 128» Соттсасс называл себя «королем кортизона», публикуя зарисовки, в которых он вертикально складывал ярко раскрашенные таблетки, которые ему приходилось глотать каждый день — кортизон, фенобарбитал, либриум, хлорид калия и т. д. — подвешивая их над стаканом и называя рисунок «ТОТЕМ, detto PALO ALTO». По возвращении в Милан, исцеленный и благодарный, он перевел рисунок этих таблеток на большие штабелируемые цилиндры, вращаемые на колесе, белые или раскрашенные вручную яркими цветами, напоминающими дорожные знаки.
Позже он напишет: «Я сделал горы из глины, которые невозможно реализовать, невозможно переместить, собрать, использовать и оплатить». Это ли не прекрасное определение творчества художника? — Фульвио Феррари
…его друзья любили проводить время в комнате, полной керамики, которая напоминала странный сад, полный гигантских цветов.
Настоящий тотем представляет собой расписную деревянную основу с семью цилиндрами и двумя дисками из фаянса, покрытыми цветной глазурью на белом фоне.
Этот тотем принадлежит к серии «больших цветных колонн высотой более двух метров», которые Соттсасс задумал в период с 1964 по 1966 год. Работа была изготовлена компанией Bitossi & Sons под профессиональным контролем художественного руководителя компании Альдо Лонди. Эскизы Соттасса были доставлены Лонди его молодым учеником Клинио Трини Кастелли, который после процесса метания, переворачивания и обжига печенья лично принял участие в глазуровке и определении его графических узоров.
Изучение постоянно меняющегося значения и размеров объекта было в центре внимания Соттсасса; несколько примеров, которые приходят на ум, — это «вещи в саду и тотем», разработанные в 1965 году, и многослойная керамика, произведенная в 1961–1962 годах. Крупные керамические работы Соттсасса, которые он считал «намеренно и непоправимо неправильными» и не предназначенными для продажи и использования, были представлены на выставке «Менгир, зиккурат, ступы, гидранты и газовые насосы» в Галерее Спероне в Милане в апреле. 1967. Работы были выставлены позже в том же году в июне в галерее Ла Бертеска в Генуе, а затем в сентябре в выставочном зале Полтроновой в Адильяне под названием «Неправильная керамика». Колонны были выставлены группами от двух до четырех в комнате, «создавая странную архитектуру», как сказал Соттсасс, и доказывая, что керамика может занимать окружающее пространство и определять его значение. Таким образом, объекты стали связующим звеном между пространственным и чувственным опытом зрителя, а их основная функция — энергетический катализатор.
Эти скульптуры пользовались особым успехом у его друзей, которым «нравилось проводить время в комнате, полной керамики, которая напоминала странный сад, полный гигантских цветов» (из письма Соттсасса Альдо Лонди от 31 мая 1967 г. ). — Марина Виньоцци Пашковски
С 1958 по 1968 год Этторе Соттсасс активно участвовал в проектах миланской галереи Il Sestante. . Он не только приглашал художников и дизайнеров для создания произведений для галереи, но в этот период он также разработал некоторые из лучших и самых интересных работ в своей карьере: керамику, эмали и некоторые менее известные деревянные предметы. Среди его технических рисунков, датируемых 19 в.60 — это проекты больших зеркал, как показано на рисунке, которые, по-видимому, так и не были реализованы для галереи Сестанте. Теперь понятно, что эти рисунки были основаны на дизайне настоящего лота, считающегося уникальным, который Соттсасс представил годом ранее, в 1959 году, в галерее Арфорн в Милане.
Работа описывается как «Композиция из цветных деревянных элементов и зеркала; все соединено пеньковыми веревками». Благодаря тесным отношениям Соттсасса с основателем галереи Sestante настоящее зеркало позже стало частью коллекции галериста Лины Маттеуччи. Эта работа имеет особое значение, поскольку она имеет сходство с абстрактным языком металлической скульптуры архитектора XIX века.50-х годов, а также информирует о композиционных работах, которые Соттсасс выполнил почти 50 лет спустя, включая иллюстрированный рисунок вазы, датированный 2004 годом. Это уникальное произведение также иллюстрирует интерес архитектора к восточной культуре, которую он продолжит исследовать в более поздних работах, таких как « Ceramiche Tantriche» и «Посвящение Шиве».
Деревянные элементы окрашены в разные цвета, их пространственное расположение друг к другу и к зеркалу создает каллиграфическую композицию, которая определяет эту необычную и важную работу в творчестве Соттсасса. Кроме того, архитектура этой работы с абстрактными геометрическими формами, очерченными веревками, напоминает этнические украшения, которые были большой страстью как Соттсасса, так и его тогдашней жены Фернанды Пивано. — Фульвио Феррари
Ознакомьтесь с другими проектами Этторе Соттсасса, от мебели и освещения до керамики и тотемов, которые будут выставлены на аукцион 26 апреля на Phillips Berkeley Square в Лондоне.
Что нужно знать о пионере дизайна Мемфиса Этторе Соттсассе
Визуальная культура
Александра Алекса
17 июля 2017 г. 19:45
Если вы знаете имя Этторе Соттсасса, вы, вероятно, свяжете его с Мемфисом— коллектив дизайнеров, который он возглавлял в 1980-х, что остается одним из самых известных его достижений. Но истинная сила характера дизайнера намного больше, чем любое отдельное движение, и совершенствовалась в разные моменты его карьеры. Соттсасса всегда двигало желание заглянуть глубже под поверхность объектов, которые он проектировал, и выявить их поэзию.
По случаю большой ретроспективы его работ в Met Breuer мы оглядываемся на его карьеру и размышляем о широком влиянии, которое он оказал на мир дизайна.
Кем был Этторе Соттсасс?
Портрет Этторе Соттсасса, автор J. Emilio Flores/Corbis через Getty Images.
Соттсасс родился в горном городке Инсбрук, на родине его матери в Австрии, в 1917 году. Его отец, Этторе Соттсасс-старший, был архитектором. Семена ремесла были посажены рано в молодого Соттсасса, который с восхищением наблюдал за работой своего отца. В 1929 году семья переехала в Турин, Италия, где Соттсасс-старший обещал лучшую работу и где Соттсасс-младший мог поступить в престижный Туринский политехнический университет. После окончания в 19В 39 лет со степенью архитектора он покорно присоединился к итальянской армии во время Второй мировой войны.
Когда Италия перешла к союзным войскам в 1943 году, многие итальянские солдаты, в том числе Соттсасс, попали в плен к немцам. Остаток войны он прожил в концентрационном лагере в Сараево, где пригодился его родной немецкий язык, и выжил, будучи назначенным заведующим лагерным продовольственным складом.
В 1946 году он переехал в Милан, где курировал выставку для Триеннале и начал писать для журнала о дизайне Домус . Десять лет спустя он впервые посетил Нью-Йорк и работал с дизайнером Джорджем Нельсоном — опыт, который заставил его сместить акцент с архитектуры на дизайн.
Проведя месяц в США, он вернулся в Италию, где работал арт-директором в дизайнерской компании Poltronova. В 1958 году он устроился на работу в отдел электроники Olivetti, итальянского производителя пишущих машинок, основанного в 1908 году и известного своим вниманием к промышленному дизайну. Эта позиция привела к созданию некоторых из его самых знаковых проектов, таких как Elea 9.ЭВМ 003 и пишущая машинка Valentine. В середине 1960-х Соттсасс разработал для Полтроновой серию шкафов из пластикового ламината под названием «Супербоксы», которые своими яркими цветами и формой, напоминающей тотем, были ранними предшественниками его дней в Мемфисе. Его работа становилась все более экспериментальной и постмодернистской, о чем свидетельствует его предложение о мобильной многофункциональной мебели, которая была представлена на выставке MoMA «Италия: новый домашний ландшафт» в 1972 году.
Что такое Мемфис?
Этторе Соттсасс, Перегородка «Карлтон», 1981 г. Предоставлено Метрополитен-музеем, Коллекция Джона К. Уодделла, дар Джона К. Уодделла, 1997 г. © Studio Ettore Sottsass Srl.
Этторе Соттсасс, « Цвет слоновой кости » Стол , 1985. Предоставлено Музеем искусств Метрополитен, дар доктора Михаэля Зе, 2002 © Studio Ettore Sottsass Srl.
Реклама
В декабре 1980 года родился Мемфис, когда группа дизайнеров собралась в маленькой миланской квартирке Соттсасса. Они слушали записи Боба Дилана, и дерзкое название группы отчасти отсылает к его песне «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again», а также к древней столице Египта и современному городу в Теннесси. Хотя Соттсасс считался лидером группы, это не та должность, которую Соттсасс хотел бы занять. «Он ненавидел любые институты или иерархию», — однажды заметила вдова дизайнера Барбара Радис. «Ему не нравилось ничего, что говорило вам, что делать. Он считал, что каждый должен найти свой собственный способ ведения дел». С момента своего дебюта в Милане 1981 Salone del Mobile, движение вызвало бурю эмоций в дизайнерском сообществе. В 1982 году в Нью-Йорке Соттсасс организовал первую выставку Мемфиса в США под названием «Мемфис в полночь», которая открылась для нетерпеливой толпы из более чем 3000 человек, ожидающих, чтобы втиснуться в выставочный зал Челси-лофт, где были выставлены работы.
Коллектив дизайнеров из Милана, в который входили Микеле де Лукки, Джордж Соуден и Натали дю Паскье, объединились, чтобы бросить вызов рационалистическим принципам дизайна, которым их учили. Они использовали неожиданные формы, смелые цвета, графические узоры и дешевые материалы, такие как пластик, чтобы выработать новый подход к дизайну. Если и существовала такая вещь, как «мемфисский стиль», то он больше всего характеризовался отношением.
Соуден однажды сказал, что цель Мемфиса «состоит в расширении области самого стиля, в том, чтобы никогда не останавливаться на достигнутом и постоянно искать новый стиль». Хотя работа, выходящая из студий дизайнеров, была встречена как отвращением, так и очарованием — и никогда не становилась крупным коммерческим хитом — ее концепции и отношение в конечном итоге стали доминирующей силой в мире дизайна на протяжении 1980-х годов.
Соттсасс покинул Мемфис через несколько лет в 19В 85 лет он основал свою собственную практику Sottsass Associati — фирму, которая продолжает работать и сегодня, — и его внимание снова обратилось к архитектуре с такими проектами, как дизайн нового миланского аэропорта Мальпенса в 2000 году. Хотя Соттсасс, как правило, называл себя прежде всего архитектор, он был чем-то вроде «человека эпохи Возрождения». Он также был промышленным дизайнером, художником, писателем, куратором и фотографом. Он видел жизнь непрерывной, и каждый элемент его практики был частью гораздо большего целого.
Что его вдохновило?
Ettore Sottsass
Casa molto normale
Antonia Jannone Design di Architettura
Ettore Sottsass
8
Fglietta di Architettura 1979Фридман Бенда
Если одна характеристика определяла Соттсасса больше, чем другие, то она было его ненасытное любопытство. Он черпал вдохновение из целого ряда источников, таких как литература, антропология, этнология, география и археология. Он был заядлым фотографом и делал тысячи снимков везде, куда бы он ни пошел, — от деталей стен и дверей до кроватей, в которых он спал. Член впечатляющего круга общения, он делал портреты таких светил, как Боб Дилан, Пабло Пикассо, Макс Эрнст, Чет. Бейкер и Роберт Мэпплторп.
Его фотография подпитывалась еще одной его страстью: путешествиями. «Я считаю, что вы путешествуете, чтобы подтвердить свои идеи, а то, что вы не можете подтвердить, вы отбрасываете в пути», — сказал он однажды в интервью Гансу Ульриху Обристу. «В каком-то смысле вы перестраиваете себя, когда путешествуете». Он проводил время с писателями-битниками в Калифорнии, ездил в турне по Италии с Алленом Гинзбергом и много путешествовал по Индии — стране, которая наложила духовный отпечаток на дизайнера. «В Индии я нашел очень сильное измерение сакральности. Каждый предмет может стать чем-то настолько связанным с вашей жизнью, что станет [частью] вашего видения la sacralità [священного]», — сказал Соттсасс.
На протяжении всей его работы цвет играл решающую роль и был постоянной заботой. Он не подходил к цвету с научной строгостью, а скорее был очарован его способностью вызывать воспоминания и эмоции. Красный был важен для него не только потому, что он был смелым, но и из-за того, что он символизировал. Красный — это «цвет коммунистического флага, цвет, который заставляет хирурга двигаться быстрее, и цвет страсти», — говорил он. Историк дизайна и биограф Соттсасса Деян Суджич вспоминает о своем пребывании в Черногории, где дизайнер делал акварели на основе красочных текстильных узоров. «Однажды он был там, но у него не осталось краски, поэтому вместо этого он описал каждого цвета», — пишет Суджич. «Их было 30, и для каждого он использовал свое слово — потрясающе».
Что отличает его подход к дизайну?
Этторе Соттсасс, Valentine Портативная пишущая машинка , 1968 год. Предоставлено Метрополитен-музеем и Associazione Archivio Storico Olivetti. Предоставлено Associazione Archivio Storico Olivetti © Studio Ettore Sottsass Srl.
Этторе Соттсасс
Шкаф №. 69 , 2006
Фридман Бенда
«Мы чувственно читаем мир», — заметил однажды Соттсасс. «Мы также каталогизируем это и интеллектуализируем, но источником всего остаются чувства. Для функционалиста поверхность этого стола — геометрический квадрат; для меня это кусок пластика, теплый или холодный».
Для Соттсасса проектирование было более сложным занятием, чем просто строительство дома или создание нового предмета потребления — речь шла о достижении более глубокой связи с окружающим миром. «Этторе считал, что дизайн должен помочь людям лучше осознать свое существование: пространство, в котором они живут, как его обустроить и свое собственное присутствие в нем», — пояснил Радиче. «Это было ядром Этторе».
Возьмем, к примеру, его печально известную ярко-красную пишущую машинку Valentine для Olivetti. Он описал его как инструмент, который можно использовать где угодно, кроме офиса, «чтобы никому не напоминать о монотонном рабочем времени». Скорее, он предполагал, что его можно будет использовать «для того, чтобы составить компанию поэтам-любителям в тихие воскресенья в деревне или в качестве яркого предмета на столе в квартире-студии». Он назвал ее «антимашиной» и «простенькой игрушкой».
Его внимание было сосредоточено не на технологии машины, а на том, как человек, использующий ее, будет чувствовать себя. Каждая деталь тактильна и побуждает к взаимодействию: легкая пластиковая оболочка скошена по углам, чтобы уменьшить ее визуальный вес, поверхность имеет матовую текстуру, напоминающую кожу, две катушки для пишущей машинки внутри закрыты оранжевой крышкой. с круглым кончиком в центре — легкое подобие соска, что добавляет неожиданный намек на юмор.
В журнале Domus в 1963 году Соттсасс описал свой подход к дизайну как поиск изобилия: «Я изо всех сил старался собрать воедино условия новой жизненной силы и, где и как я смог, собрать формы, цвета и символы, которые могли бы представить изменение в образах этого века от интеллектуальной организации к реальности, которую необходимо прожить, к некой чистой и жизненной энергии».
Почему мы все еще говорим о нем?
Ettore Sottsass
Ettore Sottsass Solitaria Console, 1992 , 1992
DADA STUDIOS
лизать их», он вполне мог раскрыть влияние такой философии дизайна, как у Соттсасса, на эстетику дизайна компании. В последние годы наблюдается возрождение Мемфиса: переизданные изделия продаются по непомерно высоким ценам, а дух группы нашел свое отражение в работах современных дизайнеров и художников.
Соттсасс разработал серию культовых объектов, которые превосходили свои физические характеристики: они были полны символов, глобальных и исторических отсылок и обладали способностью взывать к эмоциям своих пользователей. В недавней биографии Суджич описывает проект Соттсасса, который длился всю его жизнь, как исследование «противоречия между мнимой коммерческой целью промышленного объекта и его способностью формироваться таким образом, чтобы ставить под вопрос ценности и культуру общества». общество, породившее его».