Эрмитаж экспозиции: Экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Содержание

Главный штаб Эрмитажа — экскурс в прошлое и основные экспозиции

Главный штаб, новый экспо-комплекс, выступающий частью Эрмитажа, располагается в самом центре Северной столицы — на Дворцовой площади, занимая восточное крыло легендарного полукруглого здания, берущего начало от реки Мойки и простирающегося до Невского проспекта. Сооружение было построено в стиле ампир по проекту Карла Росси на заре 19 века.

Экскурс в прошлое штаба

В царское время здесь размещались государственные службы, министерские кабинеты. После Великой Октябрьской революции 1917 года их заняли комиссариаты нового рабочего правительства, был даже милицейский пост.

Две части дворца объединяет в один комплекс монументальная арка наподобие Триумфальной арки в Москве. Это грандиозное сооружение возведено на финальном этапе строительства. Она символизирует победу русского воинства над французскими полками в Отечественной войне 1812 года.

На символической колеснице торжественно восседает Слава – богиня победы, которая держит венок победителя из лаврового дерева в одной руке и изображение двуглавого орла — в другой.

Воины в латах управляют упряжкой летящих коней. Арку украшают фигуры античных богов и героев. Поддерживается огромный просторный свод белоснежными колоннами.

Под сводом арки установлены первые часы, работающие на электричестве, в 1905 году для Казначейства. Основной комплекс Эрмитажа занимает только восточную часть здания. Остальной его площадью владеет военный округ. В результате последней реконструкции внутреннего убранства и двориков 2004 – 2014 годов здание полностью превратилось в музейный комплекс.

Внутренние дворики с застекленными куполами объединили территорию Генерального штаба, а современные стеклянные переходы связывают большие экспозиционные залы. Гостей музея встречает главная лестница Генерального штаба. Широкие мраморные пролеты придают ощущение монументальности и торжественности зданию. Отличительной чертой реконструкции является гармоничное сочетание авангардных решений с классическим стилем исторического здания.

Основные экспозиции Главного штаба Эрмитажа

На четырех этажах музея живописи размещены полотна зарубежных и русских мастеров.  Знаменитые картины французских живописцев 19-20 веков расположены на четвертом этаже. Ранее эти картины выставлялись в Зимнем дворце.

Первый зал открывается работами Клода Моне. Нежные и солнечные краски его пейзажей соседствуют с танцовщицами Дега. Продолжают экспозицию работы Писсаро, Сислея, Фантена – Латура.

Большая коллекция работ Огюста Ренуара занимает два зала. Лаконичные и выразительные портреты – вершина мастерства импрессионистов. Продолжают галерею портретов работы Поля Сезанна. Тут же во всей красе представлены его знаменитые натюрморты и пейзажная живопись.

Поль Гоген выделяется из вереницы мастеров угловатыми и сочными фигурами таитянок, девственной “до дикости” природой тропического острова. Созвучна его картинам страстная манера письма Винсента Ван Гога. Простые и запоминающиеся арльские дамы, приглушенные и насыщенные оттенки пейзажей.

Художники 20-го века представлены творчеством Анри Матисса и Пабло Пикассо. Монументальная и экспрессивная картина Матисса “Танец” завораживает необычными страстными движениями.

На втором этаже музея развернута экспозиция предметов декоративного искусства “Искусство эпохи модерна”. Ранее часть здания принадлежала Министерству внутренних дел Российской империи. Небольшая экспозиция рассказывает о его истории.

С работами российских великих художников 19-20 веков можно познакомиться на третьем этаже. Картины Брюллова, Кустодиева и Петрова – Водкина располагаются на одной линии. Противоположная сторона этажа представляет выставку военных доспехов, обмундирования и клинков петровских времен. Здесь выставлен подлинный мундир Петра Великого — офицера Преображенского полка.

Один из залов третьего этажа интересен выставкой шедевров российских ювелиров и камнерезов. В этих комнатах хранятся лучшие работы придворного ювелира последнего императора России — Карла Фаберже. Современное обновленное здание вмещает искусство всех времен на одном пространстве.

Помимо основных экспозиций музей можно посещать ради выставок современного искусства, которые нередко проводятся на всероссийском и международном уровнях. В Главном штабе Эрмитажа разрешается фотографировать экспонаты, что является редкостью для многих музеев.

Центр «Эрмитаж-Урал»

Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал»

На этой странице представлена информация об экскурсиях, лекциях и других программах в Музее ИЗО, а также о доступности площадки (в т.ч. для людей с инвалидностью)

.

ул. Вайнера, 11

Вт-Вс: 11:00 – 20:00 (касса до 19:30)

Пн – выходной

+7 (343) 376-30-45 доб. 101

Стоимость входного билета – 300 р., льготный – 100 р., другие категории.

 

Экспозиционно-мемориальный корпус центра «Эрмитаж-Урал» расположен на улице Вайнера, 11 в Доме купца Бардыгина 1912 года постройки. В годы Великой Отечественной войны это здание музея стало основным местом хранения коллекций Государственного Эрмитажа, что определило концепцию реконструкции объекта. На первом этаже расположен зал для временных выставок из Государственного Эрмитажа, на втором – постоянная экспозиция предметов западноевропейского искусства, а на третьем – мемориальная экспозиция «В глубоком тылу».

 

Экскурсионное обслуживание

Запись на экскурсии по телефону +7 (343) 376-30-45 доб. 101

Вы можете заказать обзорную экскурсию по постоянным экспозициям музея или по временной выставке – как индивидуальную, так и для группы численностью до 20 чел. Обязательна предварительная запись.

Стоимость: 400 р. с группы (1-20 чел.)

Продолжительность: 45 мин.

 

Также вы можете воспользоваться:

  • бесплатным аудиогидом – смартфон с аудиогидом от мобильного оператора Tele2 можно взять на время посещения у администратора на 1 этаже.
  • онлайн-гидом с мемами и музыкой по постоянной экспозиции в приложении Telegram – он доступен по ссылке t.me/hermitageuralbot и подготовлен в рамках Молодежной лаборатории Музея ИЗО

 

Музейные программы

В музее регулярно проходят творческие встречи, мастер-классы и лекции. Следить за мероприятиями можно в разделе Календарь событий.

 

Лекторий

На третьем этаже в пространстве старинного чердака проходят лекции об искусстве, охватывающие различные временные периоды и направления. Они будут интересны широкой аудитории: как взрослым, так и студентам.

 

Для посетителей с детьми

Музей предлагает разные формы знакомства юных посетителей с экспозицией. Для вас доступны:

А также на стойке контроллера на 2 этаже вы можете взять один из двух детских квестов для самостоятельного прохождения!

 

Для творческих взрослых

Раз в две недели по субботам с 15.00 до 17.00. Каждая встреча состоит из рассказа о явлении в искусстве и связанного с ним мастер-класса.

Для людей старшего поколения. Запись осуществляется на блок из нескольких встреч.

 

Социальная история

Вы можете заранее подготовиться к визиту в музей и по фотографиям изучить пространство. Для этого мы подготовили социальную историю, которая позволит вам подготовиться к посещению и сделать его комфортным.

  • Социальная история (самостоятельное посещение)
  • Социальная история (посещение с экскурсией)

 

Для людей с инвалидностью

Вы можете предупредить о своем визите и записаться на специальную экскурсию, учитывающую особенности сенсорного восприятия по телефону +7 908 633 37 90 или по почте [email protected]

Для маломобильных посетителей

Полностью для самостоятельного посещения маломобильных посетителей доступны все три этажа Центра: здание оборудовано лифтом. Туалет, доступный для посетителей на инвалидной коляске находится на первом этаже.

Если вам необходима помощь в передвижении или сопровождении, вы всегда можете обратиться к сотрудникам охраны, администраторам или смотрителям выставки.

 

Wi-Fi

В музее действует бесплатная Wi-Fi-сеть Tele2_Free и DOM.RU Wi-Fi. Для подключения к сети требуется СМС-регистрация.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге, описание, история, экпозиции, расписание

Адрес: Дворцовая набережная 34-38

Режим работы: с 10. 30 до 18.00

Для многих Зимний дворец и Эрмитаж являются словами синонимами. Однако, это не совсем так. Надо иметь в  виду, что Зимний дворец – это резиденция российских императоров, а Эрмитаж – это всемирно известный музей, обладающий огромной коллекцией произведений искусства. Просто Эрмитаж зародился во дворце и там же сегодня располагается основная часть его коллекции.

Содержание:

  1. История
  2. Малый эрмитаж
  3. Павильонный зал
  4. Старый эрмитаж
  5. Новый эрмитаж
  6. Экспозиции зимнего дворца
  7. Эрмитажный театр
  8. Расписание и режим работы

Сегодня более чем трехмиллионная эрмитажная коллекция произведений искусства и культуры хранится в девяти зданиях, пять из которых являются частью архитектурного ансамбля Зимнего Дворца. Это сам дворец, и все его эрмитажные сооружения: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж (состоящий из Старого и Нового) и Эрмитажный театр. Кроме главных эрмитажных экспозиций, расположенных в пяти перечисленных зданиях, к Эрмитажу относятся: восточная часть Главного штаба, Дворец Меньшикова и некоторые другие здания.

Зал Эрмитажа в Зимнем дворце

Для знакомства с эрмитажными богатствами жителей нашей страны открываются выставочные эрмитажные центры и в других городах. Уже работают такие центры как «Выборг-Эрмитаж» и «Казань-Эрмитаж». Первым начал функционировать филиал Эрмитажа в Казани, расположившись на территории музея-заповедника Казанского Кремля. Планируется открытие выставочных центров в Екатеринбурге и Омске.

История создания

Идея создания коллекции живописи и скульптуры принадлежит первой хозяйке дворца – Екатерине Второй. Первые живописные экспонаты поступили от господина Гоцковского из его личной коллекции в уплату долга. Это было около 300 произведений голландско-фламандских художников. Около ста из них дожили до сегодняшнего дня.

После этого художественного приобретения Екатерина начала с азартом собирать коллекцию, покупая новые произведения живописи и скульптур. Благодаря ее азарту мы сегодня можем видеть полотна таких известных мастеров прошлого как  Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Пуссен, Ватто и многих других.

Рубенсовская коллекция Эрмитажа

Но для хранения картин потребовались дополнительные помещения. И тогда, рядом с Зимним дворцом императрица распоряжается построить небольшое здание, которое теперь называется Малым Эрмитажем.

Малый Эрмитаж

Как уже упоминалось, что сама императрица занимала юго-восточное крыло дворца. Южный павильон (ранее построенный) возведенного рядом сооружения был отдан под покои графа Г.Орлова, а  в Северном павильоне (построенном позже) как раз и разместилась коллекция картин.

Северный павильон Малого Эрмитажа

В этом же Северном павильоне Екатерина собирала гостей на уединенные («эрмитаж» в переводе с французского – уединение) малые приемы, на которых было весело, без регалий. Подъемные столы выступали в роли скатерти-самобранки, а осмотр картин был одним из обязательных развлечений. Французским словом «эрмитаж» со временем стала называться вся художественная коллекция. Позднее павильоны (Южный и Северный) соединяются крытыми галереями, между которыми организуется «Висячий сад».

Южный павильон

В последнее десятилетие 19 века маленькие уединенные екатерининские комнаты второго этажа Малого Эрмитажа были объединены в светлый и нарядный большой Павильонный зал, украшенный сквозными галереями и аркадами.

Павильонный зал

Этот нарядный зал, созданный архитектором А.Штакеншнейдером в эклектическом стиле, напоминает дворики восточных шахов и древнеримские павильоны. Колонны, поддерживающие хоровые балкончики, раковины-фонтаны, смальтовые мозаичные полы, в которых можно увидеть сцены античной мифологии. Фонтаны  у стен напоминают Бахчисарайский дворец.


А из окон виден «Висячий сад», оборудованный на крышах бывших конюшен, сараев и манежа. Висячий сад вместе с Зимним садом, наполненным растениями и птицами, создавал удивительный контраст с видом холодной Невы, которую хорошо было видно в выходящих на нее окнах.

Висячий сад между галереями Малого Эрмитажа

Сегодня  в отделах этого зала представлены мозаичные столы, удивительные Часы «Павлин», и европейское искусство периода Средневековья.

Старый Эрмитаж

В 70-80 годы 18 века для разрастающейся коллекции Екатерины Второй вдоль Невы,  как бы продолжая Северный павильон Малого Эрмитажа, Ю.Фельтеном строится отдельное сооружение — Большой Эрмитаж (впоследствии названный Старым Эрмитажем), которое соединяется крытой галереей-переходом с екатерининскими залами Малого Эрмитажа.

Старый Эрмитаж

В залах Большого Эрмитажа Екатерина устраивала большие приемы и хранила свои все увеличивающиеся художественные коллекции. Сегодня здесь размещена экспозиция Итальянского Возрождения, в которой находятся и две уникальнейшие работы Леонардо да Винчи.

Новый Эрмитаж

Все последующие императоры династии Романовых очень серьезно относились к собиранию и хранению мировых произведений искусства. Для постоянно растущих коллекций в середине 19 века строится специальное музейное здание – Новый Эрмитаж, который гармонично продолжил горизонтальную линию Зимнего дворца вдоль Дворцовой площади. Новый Эрмитаж вместе со Старым образовал единое целое. 

В отдельно построенном здании был открыт доступ для просмотра произведений искусства широкой публике – это был первый Императорский публичный музей. В первое время функционирования Императорского музея в него можно было пройти только по билетам, а с 60-х гг. 19 века вход  стал свободным.

Вход в здание Нового Эрмитажа

Войти в Императорский музей можно было с улицы Миллионной, где был построен прекрасно оформленный вход с портиком, который поддерживали десять гранитных атлантов. За атлантами находился вестибюль Главной лестницы.

Сегодняшний Новый Эрмитаж на первом этаже разместил экспонаты отдела Античного искусства. Двадцатиколонный зал, например, представляет коллекцию ваз, далее идут залы с древнеримской мраморной скульптурой. Здесь можно полюбоваться и Гераклом со львом, и Венерой Таврической, ранее украшавшей Летний сад. Отдельная экспозиция посвящена скифской культуре и греческим городам Причерноморья.

Скульптуры в залах Нового Эрмитажа

Второй этаж Нового Эрмитажа занят художественными полотнами западноевропейской живописи 16-18 веков. В Просветах  расположены произведения знаменитых итальянских, испанских, фламандских и голландских мастеров. Это работы Франсиско Гойи, Рубенса,  Эль Греко, Караваджо, Витто,  Рембранта и т.д.

В Большом просвете Эрмитажа

Третий этаж был отдан под произведения живописи Нового времени. Прежде всего, это импрессионисты, постимпрессионисты и мастера начала 20 века. Мане, Ренуар, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо и многие-многие другие живописцы выставлены в залах, расположенных на третьем этаже Нового Эрмитажа.

Эрмитажные экспозиции Зимнего дворца

После 1917 года, в результате национализации многочисленных частных коллекционных фондов, эрмитажные запасники наполнились очень значительно. Но, к сожалению, в связи с тяжелым экономическим положением, в конце 20-х — начале 30-х гг. часть уникальных живописных полотен было продано за границу. После октябрьского переворота  ранее жилые помещения Зимнего дворца были приспособлены под экспонаты русской прикладной и бытовой культуры. 

Первый этаж сегодня занимают экспозиции отдела археологии. Это и предметы из раскопанных погребений, и скифские ювелирные изделия, и памятники искусства Египта и Месопотамии.

В Египетском зале

В залах второго этажа Зимнего, в бывших парадных и жилых императорских помещениях, можно увидеть предметы мебели, костюмы, серебро и фарфор, изделия из кости и тульской стали, иконы, живописные и скульптурные портреты – все относящееся к русской культуре 9-19 веков. Бывшие покои Екатерины в Зимнем дворце приспособлены под французское искусство, рядом разместились немецкие и английские произведения.


На третьем этаже Зимнего дворца можно ознакомиться с искусством Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.

Эрмитажный театр

Отдельным эрмитажным зданием является Эрмитажный театр, построенный также по распоряжению Екатерины Второй в 80-х гг. 18 века на месте Зимнего дворца Петра Первого. 

Эрмитажный театр на Дворцовой набережной

Театр связан со Старым Эрмитажем галереей, проходящей над Зимней канавкой.  Сюда после эрмитажных приемов Екатерина с гостями переходила для просмотра спектаклей, после которых в фойе устраивались ужины.

Фойе Эрмитажного театра

В начале 20 века это фойе было переделано архитектором Л.Бенуа в стиле французского рококо. А из этого фойе можно пройти в настоящий театральный зал 18 века. Сегодня в нем проходят концерты и читаются лекции. 

Сцена Эрмитажного театра

А рядом находятся сохранившиеся и восстановленные комнаты Зимнего дворца Петра Первого – как говорится, музей в музее. Посмотреть небольшую, но очень оригинальную экспозицию Зимнего дворца Петра Первого, потерянную и чудом найденную, будет очень интересно.

Аркада Зимнего дворца Петра Первого

Расписание и режим работы  

Залы Эрмитажа в Зимнем дворце работают по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям с 10.30 до 18.00

По средам и пятницам с 10.30 до 21.00

По понедельникам – выходной день. А вот в первый четверг каждого месяца в Эрмитаж можно попасть бесплатно. Кстати, пенсионеры и учащиеся могут посещать Эрмитаж бесплатно в любой день.

И имейте в виду, что схему залов Эрмитажа для лучшего ориентирования в бесконечных помещениях можно получить у кассы.

 

Отзывы туристов

Читайте также:

Состоялось открытие Нового Эрмитажа – первого в России публичного художественного музея

5 (17) февраля 1852 г. состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа – первого в России публичного художественного музея, для хранения и показа экспонатов которого было построено специальное здание.

Коллекции императорского Эрмитажа начали складываться в середине 1760-х гг., когда Екатерина II приобрела 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Вплоть до середины XIX в. эти коллекции были доступны лишь небольшому кругу лиц.

Следуя примеру европейских государств, Николай I решил создать новый музей, открытый для публики. Его здание, возведённое в 1840–1851 гг. по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце, примыкало к зданиям Большого и Малого Эрмитажа и получило название Нового Эрмитажа.

Новый Эрмитаж стал первым в России профессионально спроектированным музеем со специальными выставочными помещениями для отдельных коллекций, систематизированных в соответствии с научными принципами. Для шедевров античного искусства и для каждой национальной художественной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской и русской отводились отдельные залы.

Кленце, мастер музейного ансамбля, учёный, археолог, живописец, разработал проект музея с учётом опыта европейского музейного строительства XIX в. Согласно проекту, первый этаж предназначался для размещения античных коллекций, древней и новой скульптуры, экспозиции рисунков и гравюр, а также библиотеки. В оформлении залов первого этажа Кленце были использованы приёмы античной архитектуры: гранитные и мраморные колоннады, орнаментальные росписи. Залы второго этажа отводились для экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства.

В 1851 г. была разработана «Инструкция по управлению музеем», которая касалась всех сторон деятельности Эрмитажа: определялось штатное расписание, приёмы экспонирования, порядок допуска посетителей. В 1863 г. были утверждены новые штаты, во главе музея был назначен директор. Первым директором Эрмитажа стал С. Л. Гедеонов; одним из его решений стала отмена в 1866 г. входных билетов. С этого момента популярность музея возросла и к 1880-м гг. посещаемость доходила до 50 тыс. человек в год.

 

Лит.: Гервиц М. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте современного музейного строительства. СПб, 2003; Жилль Ф. Музей Императорского Эрмитажа. Описание различных собраний, составляющих музей, с историческим введением об Эрмитаже императрицы Екатерины II и об образовании Музея Нового Эрмитажа. СПб., 1861; Коршунова М. Новый Эрмитаж и его первая экспозиция // Наше наследие. 2003. № 66; Люлина Р. Д. Новый Эрмитаж // Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. Л., 1990.

Эрмитаж открыл постоянную экспозицию «Галерея Петра Великого» с коллекцией вещей царя — Культура

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 января. /ТАСС/. Государственный Эрмитаж открыл в пятницу в Зимнем дворце постоянную экспозицию «Галерея Петра Великого», в которую вошли личные вещи императора, произведения искусства и предметы петровской эпохи, передает корреспондент ТАСС.

Открытие приурочено к нескольким памятным датам, связанным с Петром I, — к 300-летию провозглашения России империей, 300-летию подписания Ништадтского мира и завершения Северной войны, а также к началу празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого.

«Сегодня мы торжественно открываем галерею Петра Великого, ее первые залы. К концу года все залы буду сделаны. Здесь полотно «Полтава», здесь сам Петр, здесь седло Карла XII, здесь костяное паникадило, сделанное самим Петром, здесь вещи из мемориального кабинета Петра Великого», — сказал на торжественном открытии выставки генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Он сообщил, что партнером и спонсором этого проекта выступила компания «Газпром», которая помогла приобрести витрины, а также участвует в реставрационных проектах Эрмитажа. Пиотровский сообщил, что в течение года музей планирует серию мероприятий, посвященных Петру Великому.

«Очень символично, что старт юбилейным мероприятиям, которые пройдут в этом году по всей стране, мы даем именно здесь, в Петербурге — детище Петра Великого, столице Российской империи, в ее сокровищнице — Эрмитаже», — сказал на церемонии открытия экспозиции председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Экспозиция о Петре Великом

На выставке отражены все стороны жизни и интересы Петра Великого: он представлен и как царь-плотник, и как воин, дипломат, реформатор и российский самодержец. Первый зал посвящен военным победам Петра, которые были широко отражены в искусстве. В экспозицию вошло полотно «Полтавское сражение» Луи Каравака. Там же установлен бюст Петра I, показаны военные трофеи, включая захваченное в Полтавском сражении седло шведского короля Карла XII.

В другом зале показаны вещи, связанные с интересами Петра и его путешествиями. Есть витрина с медицинскими инструментами, в том числе походной аптечкой Петра I, которая представляет собой искусно украшенный ларец с многочисленными ящичками и отделениями, где разложены баночки и приборы. Среди личных вещей Петра I представлены его трости, костюм, сшитый по французской моде, но с учетом пожеланий и привычек царя — с отложным воротником, другие предметы гардероба и посуда.

Несколько витрин посвящено его пристрастию к ремеслу и наукам, в них показаны часы различных типов, глобусы, измерительные приборы и изделия, созданные им собственноручно. Один из самых впечатляющих экспонатов выставки — многоярусное паникадило на 27 свечей, изготовленное в токарне Петра I самим царем при участии мастеров. Посетители смогут увидеть также портреты выдающихся деятелей Петровской эпохи.

Постоянная экспозиция размещена в надворной части Зимнего дворца, где находились детские комнаты сыновей императора Николая I — Константина, Николая и Михаила.

Первые зрители оценили экспозиции «Эрмитаж-Урала»

Первые зрители оценили экспозиции «Эрмитаж-Урала» — Вести Урал

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ГЛАВНОЕ

Этого открытия в Екатеринбурге ждали семь лет. Свои двери для посетителей в эти выходные распахнул центр «Эрмитаж-Урал». Три экспозиции, экскурсии и удобные места отдыха – всё это смотрители арт-пространства подготовили для зрителей. «Сегодня первый день, когда центр открылся для посетителей. Всего за час его работы довольно заполненные залы. Что мы предлагаем? Во-первых, посетить выставку «От романтизма к импрессионизму» из коллекции государственного «Эрмитажа», предлагаем посетить постоянную экспозицию западноевропейского искусства и мемориальную экспозицию», — сказала заместитель директора по выставкам и развитию центра «Эрмитаж-Урал» Юлия Сирина.

Сейчас помимо выставок в центре планируют проведение различных лекций и исторических мастер-классов для детей и молодежи. Именно они первыми успели оценить удобную систему аудиогида, в которой собрана информация о всех экспонатах коллекции уральского культурного центра. А удобные лаундж-зоны и система кондиционирования позволяют посетителям проводить здесь время с комфортом даже в летний зной. Дата открытия уральского «Эрмитажа» оказалось неслучайной. Ровно 80 лет назад, 1 июля 1941 года, началась эвакуация экспонатов из петербургского «Эрмитажа» в Свердловск. Этому событию здесь посвятили постоянную мемориальную экспозицию.

СООБЩИ НОВОСТЬ

Если Вы заметили ошибки, несоответствия в текстах или хотите сообщить о событии, очевидцем которого стали, напишите нам!

Спасибо за вашу новость!

Здесь русский стиль. Музей моды в Эрмитаже представил новую экпозицию

Зинаида Арсеньева

Культура 09 августа 2021

Мы не раз писали о Музее моды, который прямо на наших глазах создается в Эрмитаже. Большая часть коллекции разместилась в реставрационно-хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня», на пятом этаже – в галерее костюма. Экспозиция меняется часто.

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

  Костюмы нельзя выставлять долго, ткани хрупкие, они боятся света. Кроме того, постоянная ротация позволяет знакомить посетителей со всем богатством наших запасников, –  сказал на открытии экспозиции «Русский стиль: традиции и трансформация» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. –  В музее хранится громадная коллекция русского народного костюма, собранная благодаря эрмитажным экспедициям по России. Не попади все эти вещи в музей, скорее всего, погибли бы.

Вторая линия экспозиции –  рассказ об использовании мотивов русского народного костюма в придворной одежде. Русский двор всегда старался быть русским. Это была идеология. Также вы сможете проследить, как современные модельеры работают с традициями и кодами народного костюма. На мой взгляд, выставка получилась по-настоящему эрмитажная –  красивая и умная, со множеством интеллектуальных ходов.

Экспозиция народного костюма выстроена по хронологии, к тому же выделены работы различных губерний Российской империи –  Русский Север, Москва и окрестности, Нижний Новгород… Поражает многодельность народных костюмов, ведь все делалось вручную, это была такая крестьянская Haute couture.

Часто говорят, что в старину все женщины умели вышивать. Это не совсем так. Действительно, девочек с малого возраста обучали ремеслу. Но для создания сложных праздничных костюмов требовался еще и талант.

Мельников-Печерский в романах «В лесах» и «На горах» пишет, что богатые купцы заказывали дочерям приданое в монастырях. Шили из шелковых тканей, украшали золотным шитьем, расшивали жемчугом и перламутром… Работа мастериц ценилась высоко, цены иногда были просто заоблачные.

По словам Натальи Некрасовой, научного сотрудника отдела русской культуры Эрмитажа, «краеугольный камень» народного костюма –  сарафан. Именно его покрой и декор легли в основу «патриотических» платьев придворных дам.

О диалоге костюма народного, подлинного и стилизованного, русского и а-ля рюсс рассказала Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела русской культуры.

По ее словам, первой внедрила в моду так называемые русские платья Екатерина II. Ее внук Николай Первый пошел еще дальше. Он повелел в специальном указе от 27 февраля 1834 года дамам появляться при дворе в платьях русского стиля, которые по покрою и декору напоминали традиционные сарафаны, в кокошниках с белой вуалью… Цвет платья (шились они чаще всего из бархата) зависел от статуса придворной дамы. Этот «патриотический» фасон продержался с небольшими изменениями вплоть до революции 1917 года.

В экспозиции можно увидеть, например, платье императрицы Александры Федоровны, сшитое из парчи розово-серебристого цвета, расшитое гирляндами роз, с длиннейшим шлейфом (длина иногда могла достигать четырех метров).

Сейчас в галерее выставлены и костюмы, в которых танцевала знать на знаменитом бале-маскараде, который прошел 11 и 13 февраля 1903 года в Зимнем дворце. Все участники этого праздника должны были явиться во дворец в боярских костюмах времен царя Алексея Михайловича. Их эскизы разработал художник Сергей Соломко. Любопытно, что в советское время выпускалась колода игральных карт «Русский стиль». Такие до сих пор сохранились у многих. Посмотрите внимательно на королей, дам и валетов. Их прототипами были участники русского бала –  императорская чета, княгиня и князь Юсуповы…

До наших дней дошло немного костюмов. В Эрмитаже хранится десять. Украшение коллекции –  маскарадное платье княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой –  можно было видеть на прошедшей несколько лет назад выставке «Реставрация в Эрмитаже: взгляд сквозь призму времени». Оно сшито из жаккардовой ткани, которая украшена полосами из серебряного глазета, расшитыми перламутром. Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей ГЭ, рассказывала, что нити, на которые нашит перламутр, были сильно повреждены, и перламутр осыпался. Замечательные мастера все восстановили, соблюдая ту же самую технику.

Русский стиль оказал сильное воздействие на моду XX века, отразился в творчестве Коко Шанель, Ива Сен-Лорана, Джона Гальяно, Карла Лагерфельда…

В России же традиции народного костюма развивались и расцветали в работах Вячеслава Зайцева, выставка которого прошла в Эрмитаже пять лет назад. Тогда маэстро подарил Эрмитажу несколько костюмов. Сейчас в Старой Деревне можно увидеть костюм из коллекции «Тайны гармонии» (1999), выполненный елецкими кружевницами на коклюшках по эскизам и выкройкам Зайцева. А еще –  модель из коллекции 2012 года «Ностальгия», сшитую из павловопосадских платков, которые благодаря маэстро стали одним из символов русского стиля в мировой моде.

Как рассказала Нина Тарасова, эрмитажная коллекция костюма продолжает пополняться. На выставке можно увидеть работы художников группы перспективного моделирования Ленинградского дома моделей одежды Лилии Нефедовой и Александры Соколовой. Коллекцию «Уральский сказ» Стаса Лопаткина. А за неделю до открытия экспозиции музею подарили связанный вручную костюм художника по трикотажу Людмилы Доброхотовой «Одна счастливая деревня».

Посещение галереи костюма возможно только в составе обзорной экскурсии по реставрационно-хранительскому центру «Старая Деревня».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6983) от 09.08.2021 под заголовком «Здесь русский стиль…».


Материалы рубрики

Коллекция импрессионистов Эрмитажа — Show me Russia Tours & Travel

Одна из крупнейших коллекций произведений искусства французских импрессионистов и постимпрессионистов первоначально экспонировалась в главном здании Государственного Эрмитажа, но 4 года назад была перенесена на четвертый этаж Главного штаба, оформленного как Музей современного искусства . Это недалеко от первоначального места, но в настоящее время туристам необходимо заказывать дополнительные билеты, помимо экскурсии по музею Эрмитажа, чтобы увидеть эту знаменитую выставку эрмитажных импрессионистов.

В этой эрмитажной коллекции импрессионистов представлены шедевры Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Поля Сезанна, Поля Гогена, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Пабло Пикассо и других известных художников. В целом экспозиция Эрмитажа «Импрессионисты» состоит из почти 850 произведений искусства, в том числе поступивших после русской революции из частной коллекции двух богатых московских купцов — Сергея Щукина и Ивана Морозова. Другая часть экспозиции первоначально экспонировалась в 1995 году и состояла из картин, вывезенных из Германии после Второй мировой войны, до сих пор эти произведения искусства известны как «Скрытые сокровища Эрмитажа».Во время этой экскурсии по коллекции импрессионистов Эрмитажа вы откроете для себя их все, а также некоторые картины русских художников 20 века, таких как Казимир Малевич и Василий Кандинский.

МЕСТО ВЫЛЕТА/ВОЗВРАТА Ваш отель
ВРЕМЯ ОТЪЕЗДА/ВРЕМЯ ВОЗВРАТА В любое время с 10:30 до 17:00
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 2 часа
ВКЛЮЧЕНО
Профессиональный гид
Билеты в музей
НЕ ВКЛЮЧЕНО

Если вы хотите увидеть всю коллекцию Государственного Эрмитажа, закажите также ЭКСКУРСИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭРМИТАЖУ.

Количество туристов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Цены 87$ 57$ 52$ 48$ 39$ 35$ 30$ 26$ 22$ 20$

Цены указаны на человека для группы до 10 человек, если ваша группа больше, пожалуйста, свяжитесь с нами [email protected] com, и мы предоставим вам специальные групповые тарифы на билеты в Эрмитаж.

ЭКСПОЗИЦИЯ ЭРМИТАЖА В АМСТЕРДАМЕ — 18.09.2004, Sputnik International

АМСТЕРДАМ, 18 сентября (РИА Новости) — В филиале Эрмитажа в Амстердаме открывается экспозиция «Николай и Александра. Последний царь и царица». В нем представлены произведения искусства и личные вещи семьи последнего российского императора Николая II.

Экспозиция посвящена жизни Николая II, его жены Александры Федоровны и их детей.

Среди экспонатов есть личные вещи, письма, фотографии и картины. Некоторые из них являются настоящими шедеврами, например, иконы 19 — начала 20 веков (особый интерес представляет икона святого Александра Невского работы Василия Васильева), картины придворных художников «Венчание императора Николая II с великой княгиней». Александра Федоровна», «Коронация Александра III и Марии Федоровны», портрет Николая II после коронации и портрет Александры Федоровны.

Кроме того, фотопортрет семьи последнего российского императора, парадные платья придворных, украшения Фаберже и блюдо для хлеба-соли, которое использовалось во время коронации Николая II.

Экспозиция будет работать с 18 сентября 2004 г. по 13 февраля 2005 г.

По словам организаторов, личная жизнь редко связана с историей страны, как в случае Николая II и его семьи. Экспонаты помогут посетителям увидеть события в России того времени.

«Это экспозиция о трагической истории одной семьи и истории России, семьи, породившей революцию [«Долой самодержавие» — девиз Февральской буржуазной революции. Самодержавие считалось источником всех бед включая Первую мировую войну и поражение России в русско-японской войне] и пал жертвой этой революции [Николай II и его семья были убиты большевиками в уральском городе Екатеринбурге в 1918 году]», — заявил РИА Новости директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Эрнст Веен, директор филиала Эрмитажа в Амстердаме, со своей стороны сказал, что многим понравилась предыдущая экспозиция, на которой были представлены древнегреческие золотые изделия с побережья Черного моря.

«Интерес к русской культуре в Нидерландах продолжает расти. К 2006 году мы полностью реконструируем все залы, выделенные мэрией Амстердама для нашего музея. Каждый год мы будем проводить две большие экспозиции эрмитажных сокровищ», — сказал г-н Веен. .

Музей в Амстердаме — крупнейший зарубежный филиал Эрмитажа.Его экспозиции меняются два раза в год. Третья экспозиция, запланированная на 5 марта — 4 сентября 2005 г., будет посвящена венецианским художникам 18 века.

В Эрмитаже открылась выставка Дюрера

В петербургском Эрмитаже открылась выставка произведений немецкого живописца Альбрехта Дюрера, приуроченная к 550-летию со дня рождения художника. Об этом сообщается во вторник, 7 ноября, в поступившем «Известиям» пресс-релизе компании «Россети».

Экспозиция произведений одного из крупнейших мастеров Возрождения, в которой представлено более 400 полотен, расположена в Николаевском зале Зимнего дворца. Основу экспозиции составляют резные гравюры и ксилографии, а также памятники монументальной гравюры. Кроме того, есть портреты, написанные Дюрером, а также эскизы церковных витражей, эскизы к гравюре и эскиз живописного алтаря.

В открытии выставки принял участие исполнительный директор «Россетей» Андрей Муров.По его словам, большое значение для компании имеет сохранение историко-культурного наследия, а также поддержка гуманитарных инициатив.

«Быть ​​партнером Государственного Эрмитажа — большая честь и удовольствие, ведь это всегда означает участие в самых масштабных и интересных событиях в мире искусства», — сказал Муров.

Юбилейная выставка продлится в Эрмитаже до 28 марта 2022 года. Банк ВТБ выступил генеральным спонсором выставки.Партнеры организации Теодор Курентзис и коллектив musicAeterna подготовили для выставки «саундтрек», который вы сможете прослушать во время посещения.

Группа компаний «Россети» и Государственный Эрмитаж активно сотрудничают уже несколько лет. Впервые компания приняла участие в работах, проводимых музеем в 2014 году. Тогда компания выступила одним из организаторов празднования 250-летия музея

В последние годы компания сотрудничала с музеем в ряде выставок изобразительного искусства. В частности, при поддержке «Россетей» выставки шедевров импрессионистов и модернистов из коллекции братьев Морозовых, мультимедийная экспозиция на тему картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», а также творческий дуэт Ильи и Эмилии Кабаковых были организованы.

Ранее, 9 августа, в Музее Москвы при поддержке Россети открылась выставка, посвященная влиянию на искусство электрификации России, начавшейся в 1920 году с принятием плана ГОЭЛРО.На период экспозиции предприятие передало музею схему электрических сетей Москвы и области 1922 года до ввода крупных энергетических объектов по плану ГОЭЛРО, а также архивные документы времен застоя отрасли. формирование.

.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*