Элементы романской архитектуры: Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

Романский стиль | Архитектура и Проектирование

Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения).

Все средние века, с момента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европы представляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.

Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бы заявить себя как действительный военный и экономический лидер.

Кочевые северо-иранские и тюркские племена принесли свою военную культуру и способы ведения войн. На тысячу лет история Европы стала историей постоянных военных действий и смены этнических групп, населявших территорию континента. Из-за сложных военно-экономических отношений и раздробленности государств никто не мог с уверенностью говорить о собственной безопасности. Наступило время усиленных фортификационных сооружений.

Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, — особенно бенедиктинский орден, основанный в VI веке в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний.

Именно благодаря монастырским библиотекам до наших времён дошло большинство древних трудов самых различных цивилизаций и конфессий. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.

Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.

Одной из главных задач при строительстве храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).

Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к архитектурному прогрессу.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или 

базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени — базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.

В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например, во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 — 1150).

Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.

Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.

Аббатство Мария Лаах, Германия
Схема Кафедрального собора в Клюни
Notr Dam d’Autun
Кафедральный собор Св. Лазаря, Отюн, Франция. d’Autun Saint Lazare (1130—1140)
Пизанская башня (Torre pendente di Pisa) и Кафедральный собор Санта-Мария Маджоре , Пиза, Италия, начало строительства 1173 год 
Кайзерский собор в Шпейере, Германия (1030-1092-1106)

 

Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.

Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.

Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности.

Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.

Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период.

В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по-разному. Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, — над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры.

Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.

 

Характерные черты архитектуры романского стиля

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

 

Романская арка и крестовый свод

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064-1077; монастырская церковь в Лорш — первая полностью перекрытая сводами базилика)

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции — это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

 

Строительные особенности

В романской архитектуре основным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

 

Развитие городских поселений

Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами.

Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, но теперь они превращаются в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог. Часто значительная часть города обносится крепостной стеной.

Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт — на — Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.

Романский стиль (в особенности замковая архитектура и методы возведения фортификационных сооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия) см. Латинизирующий стиль.

Собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-ФерранеКафедральный собор Св. Лазаря, Отюн, Франция. d’Autun Saint Lazare (1130—1140) 

Романская архитектура: romanesque_art — LiveJournal

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

«Романский словарь»

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.   Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» — значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания

Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка — работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.


Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши — двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни

Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Винчестерский собор,


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк


Храм в Курси

Лимбург

Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия

Милан


Монастырская кухня в Фонтевро


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Муассак


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Окемский замок


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп


Пюи

Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Виктор


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Мартен-де-Тур

Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа


Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Серези ла Форе


Серези ла Форе

Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Шпеерский собор


Шпеерский собор


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www. encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident—liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм «Шедевры романского искусства» и фильм «Романский стиль» из серии

Спасибо за внимание!

Характеристики стиля романской архитектуры | 8 Примеры

Дом История архитектуры Характеристика романского стиля архитектуры | 8 Примеры

Король франков Карл Великий (742-814) хотел возродить архитектуру, дизайн и стиль классического периода Римской империи. В области строительного дизайна проявлением этого желания стал романский архитектурный стиль . Таким образом, это был первый архитектурный стиль, получивший популярность во всей Западной Европе. По этой причине мы можем сказать, что период великих архитектурных ордеров Европы начался с архитектуры романского периода.

Название Romanesque означает, что оно произошло от римского, говорится в Оксфордском словаре английского языка. Романский стиль, называемый в Англии в основном норманнским стилем, возник в 10 веке и просуществовал до 12 века. Его популярность закончилась архитектурой в готическом стиле.

Этот стиль соединил в себе черты некоторых местных архитектурных традиций, каролингской, оттанской, византийской и римской архитектуры. Примеры романской архитектуры имеют некоторые особенности, такие как толстые стены, массивные здания, полукруглые арки, цилиндрические своды и большие башни. Кроме того, здания в романском стиле имеют динамические массы, интегрированные в одно здание. Более того, романские постройки пробуждают у людей, смотрящих со стороны, потрясающее чувство солидности и мощи. Без лишних слов давайте подробнее рассмотрим характеристики романской архитектуры.

Характеристики романского архитектурного стиля

  • Основными элементами романского стиля являются рельефные скульптуры, толстые стены, тоннельные бочки и аркады.
  • В отличие от римского и готического архитектурных стилей, несущая система в романских постройках состоит из гигантских стен-контрфорсов, а не арок или колонн.
  • Поскольку стены выполняют конструктивную функцию, оконные проемы на фасадах относительно небольшие. Эти стены, как правило, представляют собой двухслойные строительные элементы, заполненные бутовым камнем.
  • Архитектура в романском стиле варьируется в зависимости от региона, так как она в значительной степени подпитывается местным мастерством и архитектурными традициями. Например, основным строительным элементом романских зданий в таких странах, как Италия, Германия, Польша и Нидерланды, был в основном кирпич. В разных регионах чаще встречаются гранит, кремень или различные тесаные камни.
  • Романские контрфорсы не были специализированы в отличие от готической архитектуры. Наоборот, снаружи они не воспринимаются, потому что контрфорсы служат несущими стенами.
  • Средневековые архитекторы использовали ребристые своды и стрельчатые арки в некоторых позднероманских церквях . Эти постройки послужили подходящей территорией для развития готической архитектуры как источника вдохновения.
  • Аркады, представляющие собой серию арок, поддерживаемых колоннами, часто использовались в романских постройках. Эту типологию мы видим во внутренних фасадах боковых нефов, обращенных к центральному проходу, в атриумах и портиках. Есть примеры, когда некоторые из них имеют несущие функции, а некоторые аркады используются в декоративных целях и имеют за собой сплошную стену.
Аркады
  • Романские арки обычно поддерживаются контрфорсами прямоугольного или квадратного сечения. Как правило, эти опоры имеют горизонтальные пороги у земли и молдинг, похожий на капитель колонны наверху.
  • Форма арок полукруглая. Эти округлые арки можно увидеть в аркадах, дверных и оконных проемах. Фасады, где полукруглые арочные окна соединяются с более крупной аркой, являются характерной чертой романского архитектурного стиля. В позднероманской архитектуре стали появляться окна-колеса или окна-розетки с другим названием.
  • Контрфорсы, несущие пары арок в переходах между нефами, обычно имеют крестообразные сечения.
  • Монолитные колонны, вырезанные из цельного куска камня, используемые в качестве конструкционных или декоративных, часто встречаются в романских постройках. Как правило, они используются на фасадах, на которые не приходится большая нагрузка, например, на галерейные фасады.
  • Можно видеть, что в некоторых зданиях использовались колонны, собранные из древнеримских построек.

Примеры романской архитектуры

В Европе существует множество типов зданий, спроектированных в романском архитектурном стиле. К ним относятся церкви, соборы, часовни, дворцы, замки, мосты, городские стены и некоторые образцы гражданской архитектуры. Однако романское искусство в основном выдвигалось на первый план в церковном дизайне. Романские архитекторы приняли и развили типологию крестообразного плана раннехристианских базилик. Архитекторы спроектировали более крупные церкви, добавив боковые нефы, чтобы посетители могли видеть реликвии.

Пизанская башня и Пизанский собор

Поддерживаемые колоннами аркады, продолжающиеся на каждом этаже, формируют внешний вид этого собора. Материал облицовки снаружи – мрамор. Собор несет в себе влияние белого мрамора древнеримской архитектуры, типологии плана раннехристианских базилик и куполов исламской архитектуры. Колокольня этого здания в Италии — Пизанский собор, который знаком большинству из нас. Пизанский собор (слева) и Пизанская башня (справа)

Пизанская башня, пожалуй, самый известный пример итальянской романской архитектуры . Из-за того, что Пизанская башня строилась на скользком грунте, во время строительства она начала наклоняться. Вершина башни наклонена примерно на 3 метра от уровня фундамента. Однако благодаря дополнительному фундаменту, сделанному с использованием современных технологий, этот изгиб был остановлен в его нынешнем виде.

Галереи с аркадами, которые огибают Пизу и продолжаются на протяжении 6 этажей, придают зданию замечательную особенность. Более того, он повлиял на архитектуру близлежащего региона на протяжении нескольких столетий.

Даремский собор

Даремский собор

Это романский собор с некоторыми чертами готического строения. Архитекторы использовали в этом здании стрельчатые арки и контрфорсы, которые были новыми для того периода технологиями. Однако эти контрфорсы спрятаны под крышей. Благодаря этим новым элементам удалось сделать здание выше и обеспечить широкие проемы. Камень, являющийся основным материалом здания, проявляется повсюду от стен до ребер. Хотя снаружи Дарем выглядит как готическое сооружение, он относится к позднему романскому стилю.

Шпейерский собор

Шпейерский собор — один из самых известных романских соборов Германии. Это было крупнейшее сооружение западно-христианского мира 11 века. Церковь, которую начали строить в 1030 г., потребовали перестройки в 1090 г., и она была завершена в 1106 г. Полностью разрушенный пожаром 1689 г., Шпейер был перестроен архитектором И. М. Нойманом таким образом, который очень напоминает его первоначальный вид. . Собор на протяжении веков был символом власти и господства немецких императоров.

Шпейерский собор

Имея 2 восьмиугольных купола и 4 башни, Шпейер имеет крышу с медным покрытием. Выделяются арочные окна снаружи здания и аркадные галереи на верхнем этаже. Здание, снаружи облицованное красными песчаниками, сочетает в себе все общие черты романского архитектурного стиля.

Собор Питерборо

Собор Питерборо

Собор Питерборо, относящийся к числу церквей романской архитектуры, был построен в 1118-1237 годах в Англии. Западный фасад здания, также известного как Собор Святого Петра, выполнен в архитектурном стиле ранней готики. На этом фасаде много стрельчатых башен и 3 огромных арки. Здание сочетает в себе черты романского стиля и ранней английской готики. Он претерпел множество реставраций из-за повреждений в различных войнах и пожарах на протяжении всей истории.

Сан-Миниато-аль-Монте

Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции — небольшая, но частная романская церковь, построенная в 1013 году. Ее внешний вид украшен арками и небольшими окнами, которые являются основными элементами романского стиля. Белый и зеленый мраморы составляют основные цвета фасада здания. Интерьер украшен простой каменной кладкой с преобладанием того же зеленого и белого мрамора.

San Miniato al Monte

Геометрические формы, из которых состоит украшение здания, довольно просты и ясны. Деревянная конструкция крыши, которая является одной из главных особенностей начала IX в.0007 Примеры романской архитектуры также использовались в Сан-Миниато-аль-Монте. Несмотря на то, что церковь маленькая, простая и неприхотливая, она является одним из самых необычных сооружений Флоренции.

Собор Монреале

Монреальский собор, расположенный в Палермо, Италия, украшен византийскими мозаиками, которые очаровывают посетителей. Здание, строительство которого началось в 1172 году, имеет дополнения и штрихи разных стилей.

Аббатство Мария Лаах

Аббатство Мария Лаах

Монастырь Марии Лаах со сбалансированной архитектурой, состоящей из 6 больших и коротких башен, является одним из самых успешных романских сооружений в Германии. Внутри есть крестовые своды, несущие крышу. Из-за низкой высоты этажа и узких проемов интерьер ближе к человеческому масштабу, чем в большинстве романских построек. Кроме того, интерьер с мрачной атмосферой очень прост. Используемые внутри цвета, небольшое количество украшений и достойная несущая система делают здание очень спокойным.

Базилика Сант-Амброджо 

Базилика Сант-Амброджо

Базилика Сант-Амброджо, которая является одним из важных романских архитектурных сооружений в Италии, была римской церковью, построенной в 379–386 годах. В церкви, которую построил св. Амвросий, находятся могилы многих христианских мучеников. Поскольку он был преобразован из римской базилики, он имеет типологию плана, отличную от других романских церквей. Здание, имеющее большой центральный двор и 2 колокольни, на протяжении веков подвергалось реставрации и изменениям и приобрело свой нынешний романский вид.

Вкратце, мы поговорили об архитектурном стиле романского периода и узнали некоторые образцы этого стиля. В категории истории архитектуры на сайте archeetect.com вы можете узнать больше о европейских архитектурных стилях.

Предыдущая статьяАрхитектура Фрэнка Гери | Top 9 Gehry Works

Следующая статья9 лучших бесплатных программ для архитектурного дизайна в 2023 году

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ

Романский архитектурный стиль Характер…

Пожалуйста, включите JavaScript

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Романская архитектура — Краткое введение | by Team Kaarwan

Романская архитектура была архитектурой, которая появилась в Европе для размещения подъема монашества между концом 10 века и 12 веком . Большие храмы были необходимы для многочисленных монахов и паломников, пришедших посмотреть на мощи святых. Поскольку романские узоры были побочным продуктом темных веков, они часто использовались как оборонительные сооружения. Конструкции также были сделаны огнестойкими в некоторой степени путем замены деревянных конструкций каменными сводами.

Типичные элементы романской церкви

Романская архитектура — это европейский стиль строительства, на который в основном повлияла римская архитектура, а также элементы византийской архитектуры и исламского искусства. Его можно разделить на три периода: дороманская архитектура и ранняя романская архитектура 9.0008 имел толстые бутовые стены, окна меньшего размера, бессводчатые крыши и ритмичные декоративные арки , в то время как Зрелая романская архитектура имел более изысканный стиль, а более широкое использование свода и обработанного камня. В Англии зрелая романская архитектура известна как нормандская архитектура .

Внешний вид

Пизанский собор, Италия построен в Пизанском романском стиле в XII веке

Толстые стены
Массивные несущие стены имели малочисленные и сравнительно небольшие проемы, а для больших проемов приходилось делать арки. Окна-розетки (круглые окна, разделенные на сегменты) были популярной характеристикой.

  • Крыши
    Делали из дерева, потом из камня. Сводчатые крыши обычно имели бочкообразные и крестовые своды из камня или кирпича. В конце концов, они превратились в остроконечную ребристую арку, используемую в готической архитектуре.
  • Башни
    Башни, которые ранее строились как оборонительная мера, стали неотъемлемой частью романской архитектуры. Обычно они были круглыми, восьмиугольными или квадратными.
  • Контрфорс
    Контрфорс — это вертикальный опорный элемент, опирающийся на стену для обеспечения дополнительной поддержки. Романские контрфорсы обычно имеют плоский квадратный профиль и не сильно выступают за пределы стены.
  • Планы
    Аббатские и соборные церкви обычно следуют плану Латинского Креста, который имеет форму креста. Простейшие романские церкви представляют собой непроходные залы с выступающей апсидой.

Интерьер

Витраж г. распятия Христа в соборе Пуатье, Франция (слева), склеп Сан-Исидоро в Леоне, Испания, с подробными иллюстрациями библейских историй. На рисунке показаны короткие барабанные колонны с коринфскими капителями (справа)
  • Аркады
    Ряды полукруглых арок, опирающиеся на прямоугольные каменные опоры или барабанные/полые колонны с искусно выполненными коринфскими колоннами.
  • Скульптуры
    Скульптуры в основном использовались для украшения в зрелой романской архитектуре. Обычным элементом был скульптурный фриз. Его также использовали для изображения различных небесных персонажей. Для изготовления скульптур использовались в основном бронза и камень.
  • Фрески
    Фреска – это вид настенной росписи на свежеуложенной штукатурке. На сводчатых потолках были нарисованы фрески, тщательно иллюстрирующие жизнь Христа и учения церкви.
  • Витражи
    Витражные росписи представляли собой маленькие кусочки цветного стекла, сшитые вместе, чтобы сформировать картину. На них обычно изображались мифологические персонажи и сюжеты.
Базилика Сан-Исидоро Испания (слева), Даремский собор , Англия (в центре), Лундская кафедра l, Швеция (справа) примеры романской архитектуры

Романское искусство

Искусство романского периода характеризовалось сильным стилем как в скульптуре, так и в живописи. Горельеф был доминирующим типом скульптуры в этот период. Витражи широко использовались, однако сохранились лишь немногие. Основным сюжетом романского искусства обычно были иконографические модели из библейских сюжетов. Гобеленовая вышивка и изделия из металла также были обычным явлением в искусстве.

Архитектура романского возрождения

Архитектурный стиль романского возрождения зародился в Европе в начале 19 века. Здания эпохи романского возрождения в Соединенных Штатах проще, чем их европейские аналоги. Общие черты стиля в США включают:

Церковь Св. Луки и Св. Матфея, Бруклин — построена в 1888–1891 гг. в стиле романского возрождения Джоном Уэлчем
  • Литые полукруглые арки для оконных и дверных проемов вместе с каменным дымоходом
  • Литой пояс, разделяющий фасад на горизонтальные полосы
  • Ломбардный пояс, представляющий собой ряд миниатюрных арок, расположенных под карнизом
  • Капители колонн и составные арки, украшенные геометрическим орнаментом в средневековом или византийском стиле
  • Остроконечные крыши с квадратом по бокам , цилиндрические или многоугольные башни разной высоты с пирамидальными или коническими крышами.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*