Элементы классицизма в архитектуре: архитектурный классицизм, архитектурный стиль классицизм, классицизм в архитектуре, стиль классицизм в архитектуре

Содержание

архитектурный классицизм, архитектурный стиль классицизм, классицизм в архитектуре, стиль классицизм в архитектуре

Образец архитектурного классицизма. Ла-Ротонда (La Rotonda), вилла Капра (Villa Capra) — вилла на вершине холма под Виченцой. Архитектор Андреа Палладио (Andrea Palladio; 1508 —1580 гг. настоящее имя Андреа ди Пьетро.

Классицизм в архитектуре – это стиль, в основе которого лежат нормы и традиции античности. Для этого стиля характерны строгие линии и формы, симметрия фасадов, ордерная система, архитектурные элементы: колонны, полуколонны, треугольные фронтоны, барельефы в круглых медальонах, статуи, в том числе кариатиды и атланты, ротонды на крыше. Архитектурный стиль классицизм стал отражением общественной мысли прогрессивных европейцев 18-го века. Иоганн Иоахим Винкельманн (Johann Joachim Winckelmann, немецкий искусствовед. 1717 -1768 гг.) писал в 1755 г, что подражание древним – единственный путь стать великими, и этот призыв нашел активную поддержку среди деятелей искусства.

Подражательство древним грекам нашло свое отражение в работах К.Ф. Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel немецкий архитектор. 1781- 1841гг.), Лео фон Кленце (Leo von Klenze. немецкий архитектор, основатель стиля «неогрек». 1784 – 1864 гг.). Их сооружения украсились колоннами и треугольными фасадами и стали объектом подражания их современников — зодчих.

Изображение «Глиптотека в Мюнхене». работа Лео фон Кленце.

Черты античности придавали постройкам благородную простоту и величие. Если в Древней Греции ордерная система использовалась только для строительства храмовых сооружений, то в Европе 18-19 вв. в стиле классицизм возводились дворцы, резиденции: Марктплац (Marktplatz — торговая площадь) в Карлсруэ, Максимилианштадт (Maksimilianshtadt), Людвигштрассе (Ludwigstrasse) в Мюнхене, сооружения в Дармштадте. Стиль классицизм в архитектуре отразился в строениях Берлина и Потсдама.

Марктплац (Marktplatz -торговая площадь) в Карлсруэ в наши дни. Архитектор и инспектор работ Фридрих Вайнбреннер (Friedrich Weinbrenner. родился в 1766 г.)

В этом стиле стали возводить не только дворцы знати, черты классицизма появились в загородных домах, театрах, университетах, больницах, музеях, общественных библиотеках. Элементы классики использовались при строительстве городских зданий общественного назначения: ратуши, школы, воспитательные дома, пансионы. Даже тюрьмы и казармы приобрели классический вид. Архитектурный стиль классицизм оказался спорным при возведении храмовых сооружений, так как священнослужители не могли определиться, подходят ли идеи античности христианским догмам. Однако, в Карлсруэ, Потсдаме, Дармштадте, тем не менее, были возведены церкви с элементами античности.

Церковь Святого Николая (Николаикирхе, St. Nikolaikirche) в Потсдаме в стиле классицизм по проекту архитекторов Карда Фридриха Шинкеля в 1830—1837 гг. Купол возведён в 1843—1850 гг. В конце Второй мировой войны церковь была разрушена, восстановлена в 1981 г.

Андреа Палладио – итальянский архитектор позднего Возрождения, основоположник палладианства и классицизма.

В 19 веке развитие архитектуры начинает ускоряться. Циклическое развитие архитектуры предполагало длительный по времени переход от простых форм к сложным – так барокко, появившееся после простых форм Ренессанса, формировалось не один десяток лет, и властвовало в архитектурной моде несколько веков. При этом возврат к простым формам и структурам требовал гораздо меньше времени. Классицизм в архитектуре сформировался в Европе и покорил Америку менее чем за сто лет. Примером может служить дом в Монтичелло, Шарлотсвилль. Строительство дома было начато хозяином, поклонником Андреа Палладио — Томасом Джефферсоном в 1769 г. Спустя 11 лет Джефферсон стал последователем другого направления — французского классицизма, и перестроил большую часть здания.

Дом в Монтичелло, Шарлотсвилль, США, штат Виргиния. Томас Джефферсон. 1769 г.

Архитектурный классицизм достиг своей вершины во Франции, Германии, России, Англии. Классицизм в архитектуре пришел на смену придворному барокко и рококо вместе с буржуазными революциями – английская произошла в 1688 г, а французская, спустя век. Он завоевал свои позиции благодаря идейному наполнению, которое отвечало требованиям времени. Античные структуры, пропорции и формы наполнились новым содержанием, их ясная и четкая эстетика ставилась в противовес неопределенности и давящей масштабности барокко, излишней слащавости рококо, характерных для бездельничающей европейской аристократии в противовес новому классу – буржуазии, не имеющей аристократических корней и стремящейся создать собственный слой культуры. Идеи просвещения, которые захватили европейское передовое общество, отразились в архитектуре, привлекающей своей простотой, строгостью и основанной на античности.

Автор текста: Марина Калабухова

Классицизм в архитектуре

Классицизм подарил миру архитектуру таких городов как Лондон, Париж, Венеция и Санкт-Петербург. Классицизм в архитектуре господствовал более трех сотен лет, в период с 16 по 19 века, а полюбился он за его гармонию, простоту, строгость и при этом изящество.  Обращаясь к формам античного зодчества, классицизму в архитектуре свойственны четкие объемные формы, симметрично-осевые композиции, монументальность прямая и просторная система планировки городов.

Статья опубликована по материалам сайта об архитектуре и дизайне worlds-interior.ru

 

Зарождение классицизма в архитектуре, Италия

Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио. Как сказал о Палладио писатель Петр Вайль в своей книге «Гений места»:

«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».

Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца, расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции. Теперь Виченца широко известна в мире как город Палладио, создавшего множество прекрасных вилл. Во второй половине жизни архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви, палаццо и другие общественные здания. Андреа Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».

Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио

Вилла Ротонда, Андреа Палладио

Лоджия дель Капитаньо, Андреа Палладио

Театр Олимпико, Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.

Труды и идеи Палладио в области архитектуры полюбились его современникам и нашли продолжение в работах и других архитекторов 16-17 века. Наиболее мощный толчок в своем развитии архитектура классицизма получила с Англии, Италии, Франции и России.

Дальнейшее развитие классицизма

Классицизм в Англии

Классицизм буквально охватил в Англию, став королевским архитектурным стилем. Целая плеяда талантливейших архитекторов Англии тех времен изучала и продолжала идеи Палладио: Иниго Джонс, Кристофер Рен., граф Бёрлингтон, Уильям Кент.

Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17 веке перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.

Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс

Дом Банкетов, Иниго Джонс

Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду с Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера, как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.

Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал центр Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный английский классицизм «реновский классицизм».

королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен

Ричард Бойл, граф-архитектор Бёрлингтон, меценат и покровитель архитекторов, поэтов и композиторов. Граф-архитектор изучал и собирал рукописи Андреа Палладио.

Бёрлингтон-хаус, граф-архитектор Бёрлингтон

Английский архитектор и садовод Уильям Кент, сотрудничал с графом Бёрлингтоном, для которого проектировал сады и мебель. В садоводстве создал принцип гармонии формы, ландшафта и природы.

дворцовый комплекс в Голкгеме

Классицизм в архитектуре Франции

Во Франции классицизм был господствующим стилем со времен Великой французской революции, когда в архитектуре возникает стремление к лаконичности.

Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы в Париже

спроектированной французским архитектором-самоучкой Жаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.

Храм Святой Женевьевы в Париже (Пантеон), Жак Жермен Суффло

Классицизм внес серьезные изменения в планировочную систему города, на смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция. Примером новой градостроительной концепции классицизма явилась улица Риволи в Париже.

Улица Риволи в Париже

Архитекторы императорского дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем. Им принадлежит строительство одного из крыльев Лувра, Павильона Маршан. Шарль Персье участвовал в восстановлении Компьенского дворца, создавал интерьеры Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло.

Триумфальная арка в честь победы Наполеона в битве под Аутерлицем, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Классицизм в России

В 1780 году по приглашению Екатерины II в Санкт-Петербург прибыл Джакомо Квареги в качестве «архитектора её величества». Джакомо сам был родом из Бергамо, Италия, обучался архитектуре и живописи, учителем его был крупнейший немецкий живописец эпохи классицизма Антон Рафаэль Менгс.

Авторству Кваренги принадлежит несколько десятков красивейших зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях, среди которых Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здание Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, летний дворец графа Безбородко, Конногвардейский манеж, Екатерининский институт благородных девиц и многие другие.

Александровский дворец, Джакомо Кваренги

Самыми знаменитыми проектами Джакомо Кваренги являются здания Смольного института в Санкт-Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.

Смольный институт, Джакомо Кваренги

Почитатель традиций Палладианской и новой итальянской архитектурной школы, Кваренги проектировал удивительно изящные, благородные и гармоничные здания. Своей красотой город Санкт-Петербург во многом обязан таланту Джакомо Квареги.   

Россия 18-19 веков была богата талантливыми архитекторами, творившим в стиле классицизма наряду с Джакомо Кваренги. В Москве известнейшими мастерами архитектуры были Василий Баженов и Матвей Казаков, а Иван Старов в Санкт-Петербурге.

Художник и архитектор, педагог, Василий Баженов выпускник Академии художеств и ученик французского профессора архитектуры Шарля Девайи, создал проекты Царицинского дворцово-паркового ансамбля и Большого Кремлевского дворца, так и оставшиеся нереализованными, поскольку архитектор впал в немилость Екатерины II. Достраивал объекты М.Казаков.

План архитектурного ансамбля Царицино, Василий Баженов

Русский архитектор Матвей Казаков в годы правления Екатерины Великой работал в центре Москвы в палладианском стиле. Его творчеству принадлежат такие архитектурные ансамбли, как  Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицинский дворец.

 

Петровский путевой дворец, Матвей Казаков

Царицинский дворец, Василий Баженов и Матвей Казаков

Академик Санкт-Петербургский академии наук Иван Старов является автором таких архитектурных сооружений, как Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор близ Царского Села, Пеллинский дворец, Таврический дворец и других красивейших зданий.

Таврический дворец, Иван Старов

Русский классицизм — Википедия. Что такое Русский классицизм

Дмитрий Левицкий. «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия»

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II[1], и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

Утверждение данного стиля в русской художественной школе стало симптомом её созревания как одной из европейских школ[2].

Термин

Русский классицизм, с точки зрения мировой истории искусства, является частью европейского неоклассицизма.

Следует отметить путаницу в терминах: в европейском искусствознании истинным, первым, классицизмом является стиль XVII века, за ним следует вторая волна — неоклассицизм конца XVIII — середины XIX века (соответствующий русском классицизму). Затем на рубеже XIX века происходит третий всплеск интереса к классическому стилю, в России именуемый неоклассицизм, а за рубежом не имеющий отдельного наименования.

Периодизация

Временные рамки господства стиля в России — 1760—1830-е гг., от времени раннего екатерининского правления до первого десятилетия царствования Николая I. В рамках классицизма существовало несколько фаз:[2].

  1. Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не до конца изжиты признаки барокко и рококо
  2. Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации
  3. Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.

Характеристика

Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов[3].

Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко.

Изменение стилевой ситуации произошло очень быстро, что видно прежде всего в архитектуре. Воцарение Екатерины Великой положило конец «елизаветинскому барокко» и краткому периоду Петра III с его интересом к рококо. Классицизм оказался уместным в условиях укрепления культа государственности в Российской империи при Екатерине II. «Провозглашенный теорией приоритет общественного долга над личным чувством поощрял ощущения возвышенной единой атмосферы государственного мифа»[4].

Параллельно с классицизмом в России существовали и другие, не столь влиятельные течения — в частности, русское рококо с его экзотическими подстилями (шинуазри), псевдоготика, сентиментализм[2].

Эстетическое кредо

Идеи Просвещения нашли отражение в теории классицизма. Одно время даже было принято классицизм XVIII века называть «просветительским классицизмом», в отличие от «сословного классицизма» XVII века. Понятие «просвещенного разума», способного переустроить мир на благо человека, стало одним из общих мест[4].

Классицизм, как никакой другой стиль, предполагал теоретическое обоснование, тем более что обычно он царил там, где возникала рационалистическая атмосфера. В России это совпало с основанием Академии художеств (1757), члены которой переводили и сочиняли свои «руководства», «труды» и речи[4].

А. П. Сумароков в «Слове на открытие Императорской Санкт-Петербургской академии художеств» (1764) обращает внимание на такие важные функции произведений искусства, как служение:

Пиитические выражения и их изображения, хотя они и вымышлены, служат познанию естества, подражанию великих дел, отвращению от пороков, и всему тому, чего человечество к исправлению требует: и не редко больше имеют они успеха, нежели проповедуемая Мораль.

Искусство, таким образом, призвано, истребляя пороки, наставлять в добродетелях, воспитывать желание быть полезным, прежде всего — в служении отечеству. «Эта неразрывная связь заложенного в изящных формах чувственного удовольствия и нравственного императива вела к формульным декларациям эпохи, выраженным, в частности, в названии херасковского журнала „Полезное увеселение“ или в обозначенном Антоном Рафаэлем Менгсом предмете живописи — „увеселяя научать“»[4].

«Как и идеология Просвещения, классицизм — стиль развитой цивилизации, в которой не место предрассудкам и порокам, порожденным дикостью и „темными“ неуправляемыми страстями. И чем больше в народе „обитают“ художества, тем „вящше смягчается его природная суровость, истребляется леность и праздноделие, удаляются вредные склонности“»[4]. Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси). Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности.

Другой основополагающей задачей было подражание современной и гармоничной природе, причем греков ценили именно за это умение. Дидро подчеркивал, что изучать античность — значит научиться правдиво видеть природу. Красота понимается как нечто, извлеченное из природы, но её же и превосходящая[4].

Искусство должно содействовать укрощению грубых страстей и способствовать восхождению от состояния невежества к «высшим разумениям», от варварства — к цивилизации, от грубой особи — к человеку просвещенному. Красота должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием. Все плохое надо изображать в безобразном виде[5].

Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные. Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Воспитательная функция — и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого. Покровительство художникам поэтому — важнейшая добродетель властьимущих[4].

Благотворное воздействие искусств на человека тем сильнее, чем они разнообразнее и при этом чем сильнее между собой взаимодействуют — живопись, архитектура, скульптура и т. п.[4]

Отношение к античности

Иван Мартос. Надгробие С.С. Волконской, 1782

Античное искусство воспринимали как авторитетную классику, бесценное общеевропейское историческое наследство. Греки считались образцом умеренности и простоты, в отличие от египтян, которые основывались на неких «вымышленных правилах», или римлян, все правила растерявших. Русские теоретики в этом почтении опирались на традицию, уже сложившуюся в западной мысли — прежде всего труды Иоганна Винкельмана и Готтхольда Эфраима Лессинга[4].

Тема покровительства императрицы художествам занимает все более прочное положение в политической риторике власти. «Устойчивое сопоставление царицы с Минервой — мифологической покровительницей наук и художеств, лишний раз подчеркивает, что „знатнейшие“ искусства в России процветают, как впрочем, и все остальное, „под сенью милосердия Великия Екатерины“».[4]

Отсылки к античности призывали к возрождению условий для процветаний искусств, созданию «златого века» художеств.

Архитектура

Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Примеры построек

Скульптура

В эпоху классицизма скульптура пользовалась уважением, как соответствующая главному требованию стиля — подражанию природе, а также как самая сохранная часть античного наследия[6].

Античная скульптура была известна по оригиналам и гравюрам, и поэтому стала отличным образцом для новых мастеров. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Произведения русской скульптуры эпохи классицизма — крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно[3].

Фёдор Гордеев был самым старшим из этого поколения скульпторов. Он прославился композицией «Прометей» и рядом надгробий. Именно ему русская скульптура была обязана серией копий с античных оригиналов, трактованных довольно свободно[3].

Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. Ему лучше прочих удавались произведения, исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Особенно значительны его последние работы — фонтан «Самсон» и памятник Суворову в Петербурге, в которых русский классицизм XVIII века нашел самое совершенное выражение.

  • М. Козловский. «Бдение Александра Македонского», 1780-е, ГРМ

  • М. Козловский. «Поликрат», 1790, ГРМ

  • М. Козловский. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797, ГТГ (копия)

  • И. Мартос. «Бегущий Актеон», 1800, Петергоф, Большой фонтан

  • И. Мартос, «Бегущий Актеон», 1800, ГТГ (копия)

М. Козловский. Фонтан «Самсон», 1802, Петродворец, Большой каскад (реконструкция)

Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Этот парк — один из самых значительных по своей художественной ценности. Над его Большим каскадом работал ряд иностранных и русских зодчих — Михаил Земцов, Жан-Батист Леблон, Бартоломео Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Иван Старов, на всем протяжении XVIII века. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Переустройство фонтанов Большого каскада, пришедших к началу XIX века в запустение, и замена статуй на новые, явилось крупнейшим событием русской пластики этого периода. Все, что было создано ранее, требовало восстановительных работ, и для этого привлечены лучшие художественные силы. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса[3].

Памятник Суворову на Суворовской площади — вершина творчества Козловского-монументалиста. Полководец показан с мечом и щитом в руках, в порывистом движении, как античный герой. Здесь синтезируется идея гражданственности и триумфа. Памятник стал одним из самых популярных, и его можно воспринимать как итог развития русской пластики за прошедшее столетие[3].

  • М. Козловский. «Памятник Суворову», 1801, Санкт-Петербург

  • М. Козловский. «Памятник Суворову» (модель), ГТГ

Ампир
Нарвские Триумфальные ворота Триумфальные ворота в Москве

Скульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского общества. Очень сильно на эти умонастроения повлияла борьба с Наполеоном. Отечественная война 1812 года породила высокий патриотизм, в искусстве отразившийся в интересе к воспеванию величия победившего народа[3].

Для развития скульптуры этого периода оказался важен тот факт, что русская архитектура тогда поднялась на не бывало высокий уровень. В Петербурге, Москве и других городах возводились величественные сооружения и целые ансамбли, которые значительно меняли облик городов. Архитекторы Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Тома де Томон, Карл Росси — придали русской архитектуре торжественное величие, свойственное александровскому ампиру. Архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики, ведь скульптура обогащала архитектурные сооружения, внося в них силу конкретно-чувственного образа, углубляющую содержание построек и делающие их ближе и понятней. «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. Этим, между прочим, объясняются достижения в области синтеза искусств, до сих пор сохранившие значение высокого образца. Декоративная скульптура вводилась в архитектуру не как простое украшение, а как необходимая часть сооружения, связанная с ним тысячью нитей, обогащающая его содержание и вносящая пластическую красоту в замысел архитектора»[3].

Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Над ней трудились лучшие мастера — Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв. При создании здания архитектор подробно разработал систему убранства, определив для каждого скульптора участок работ, общий силуэт и масштабность декоративных элементов. Эта общая схема послужила руководством для скульпторов самого разного дарования и мастерства, которым удалось выразить общий замысел Захарова, сохранив своеобразие в частном. Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина — это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора. По четырём углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырёх фронтонов — аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. «Успех этой грандиозной коллективнй работы во многом объясняется тем, что вся скульптура была создана по единому плану зодчего и пронизана единым содержанием. В аллегорических композициях художники передали идею мощи России как великой морской державы, владычицы морей. Была найдена самобытная монументальная форма, которая придала сооружению неповторимую декоративную красоту»[3].

  • Здание Адмиралтейства

  • Ф. Щедрин. «Морские нимфы» на южном фасаде Адмиралтейства, 1812

  • Южный фасад Адмиралтейства

  • И. Теребенев. Панно «Возрождение флота в России», под ним «Летящие Славы» на южном фасаде Адмиралтейства, 1812

  • Северный фасад Адмиралтейства

  • И. Теребенев. «Гений Славы, трубящий победу» на северном фасаде Адмиралтейства

«К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном, и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн»[3]. Раньше, в XVIII веке, скульптурные украшения во многих случаях являлись абстрактными аллегориями, то теперь их смысл стремились активно связывать с реальностью, предназначением сооружения. Характерные примеры — убранство арки здания Главного штаба, созданное Василием Демут-Малиновским и Степаном Пименовым, московские Триумфальные ворота работы Ивана Витали и Ивана Тимофеева, Нарвские Триумфальные ворота работы Демута-Малиновского и Пименова вместе с Петром Клодтом. «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами»[3]. Типичные черты: фигура Славы на колеснице, фигуры воинов, торжественный ритм коней, которые влекут победную колесницу, летящие славы, военная арматура, аллегорическое изображение освобождения Москвы и т. п. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов. Она органически слилась с городским ансамблем, придала ему особую, строгую красоту, углубила содержание архитектуры, обогатила её живописностью объёмов, игрой светотени». Скульпторам того времени удавалось передать значительное содержание в форме строгой величавости[3].

  • Ростральная колонна в Петербурге. Аллегорическая женская фигура («Аллегория реки Невы»). 1810. По моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо

  • Ростральная колонна в Петербурге. Аллегорическая мужская фигура. 1810

  • Арка здания Главного штаба. 1828

  • Арка здания Главного штаба.

  • В.И. Демут-Малиновский. «Похищение Прозерпины». 1811. Горный институт

В начале XIX века ведущее положение в русской скульптуре занимал Иван Мартос, который работал очень плодотворно и в самых разных жанрах — портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Среди его декоративных работ особенно выделяются работы для Петергофа и Казанского собора. Именно благодаря Мартосу жанр надгробий (см. Русское художественное надгробие) достиг в России больших успехов. К числу его шедевров относятся надгробия Собакиной, Куракиной, Гагариной и многих других[3].

Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818). «Именно в этом монументе проявился тот пафос воодушевления, который был столь характерным для освободительной борьбы против наполеоновского нашествия»[3]. Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. Замысел создания памятника возник ещё в начале века, средства намеревались собирать по подписке. «История русской монументальной пластики ещё не знала замысла такой прогрессивной силы. (…) Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора. Поиски смыслового единства, выразительности силуэта, динамической связи, сочетания объёмов в пространстве и многое другое создают особый круг проблем, над разрешением которых приходится серьёзно думать любому скульптору, каким бы творческим опытом он не обладал. Поэтому достойно восхищения то мастерство, с которым Мартос блестяще связал своих двух героев»[3]. Этот памятник оказался первым скульптурным памятником в Москве, и вдобавок первым, установленным в разорённой французами столице, в обновлённой Москве. «Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса»[3].

Продолжением этой патриотической тематики, однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора»[3]. Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. Он создал статую «Русского Сцеволы». Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. «Толстой был большим знатоком античного искусства — его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма»[3].

  • Б.И. Орловский. «Памятник М.И. Кутузову». 1836

  • Б.И. Орловский. «Памятник Барклаю-де-Толли». 1836

  • Б.И. Орловский. «Сатир и вакханка». 1837. ГРМ

  • Александровская колонна. 1832

  • В.И. Демут-Малиновский. «Русский Сцевола». 1813. Оригинал — бронза, ГРМ

  • «Русский Сцевола». Копия в музее «Бородинская панорама»

В первой половине XIX века больших успехов достигает и жанр портретной скульптуры. Особенно показательно творчество Ивана Витали и Самуила Гальберга[3].

Живопись

Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо — сентиментализм — романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической[2].

В иерархии жанров живопись занимала низшее положение по сравнению со скульптурой — как из-за того, что античных образцов живописи практически не сохранилось, так и из-за более высокой мемориальной способности скульптуры, что было важным для назидательности классицизма[6].

Крайне высокая роль отводится изучению рисунка. Под его «превосходство» подводится теоретический базис — он возник раньше, чем живопись, служит ей фундаментом, способен изобразить вещь без красок, и т. п. Образцы «рисовальной науки» тщательно сберегали.

Во 2-й пол. 18 века искусство становилось все более публичным. В Академии художеств укоренилась традиция выставок, которые становились «судьбоносными» для лучших художников; возник обычай отправлять медалистов в зарубежные поездки. [7]

Литература

Музыка

Музыка периода русского классицизма ничем не отличалась от музыки, созданной европейскими композиторами.

Театр

Театральное действие рассматривалось как «картина», цель актеров считалась одинаковой с художниками — то есть занять зрение, тронуть сердце и ум, напомнить о славном историческом прошлом и обличить пороки, вдохнув любовь к добродетели. «Театральность», преувеличенность экспрессии оправдывалось из-за дальнего расстояния сцены и условности[6].

Библиография

Примечания

Классицизм в архитектуре

Классицизм в архитектуре западной Европы начал формироваться в 17 веке под непосредственным влиянием развития монархического режима в этих государствах. Этот стиль опирается на идеалы античной классики. Классицизм имеет под собой базу в виде определенного философского направления. В частности, это Рене Декарт и его идеи по поводу математического построения всего мира.

Классицизм в архитектуре – это рациональное восприятие всего бытия, предельная ясность и четкость линий, логика и строгая иерархия. Другими словами, этот стиль воспевает торжество разума. Как именно связано развитие классицизма и становление монархического режима? По заказу государственных деятелей, архитектура того времени должна была воспевать величие страны. С этим как нельзя лучше справилось такое направление, как классицизм.

Какие основные характеристики этого стиля можно выделить? Классицизм – это величественная простота, отсутствие лишних деталей, строгость, лаконизм, который проявляется во всем, и во внешней, и во внутренней отделке здания. Архитектурному стилю также характерна естественность и мягкость цветов, которые не бросаются в глаза. Здание, оформленное в соответствии с направлением классицизм, обычно выполнено в кремовых, бежевых, молочных и бледно-желтых цветах.

Также этому стилю свойственно главенство надежности, гармоничности, стабильности и комфорта. Классицизм в архитектуре обладает своими ключевыми чертами. Это высокие потолки, расписанные замысловатыми узорами и украшенные лепниной. Это царственные колонны и арки, изысканные витражи, ажурные перила. В зданиях, оформленных в этом стиле, обычно присутствуют светильники, которые размещены на лестницах, в полу и нишах в стене. Классицизму свойственны каминные решетки, легчайшие шторы простого покроя, на которых отсутствуют лишние декоративные детали в виде кистей, сложных драпировок и бахромы. Мебель, соответствующая этому стилю, также выполняется по принципу разумной простоты. То есть, это простые геометрические формы, функциональность. Украшением мебели выступают лишь стеклянные элементы, рисунок древесины, необычная структура камня.

Классицизм в архитектуре – это изысканная и ненавязчивая роскошь. Здесь играет важную роль все, в особенности аксессуары. Величественную атмосферу создают мраморные скульптуры, зеркала в золотых рамах, фарфор, классические картины, гобелены, необычные композиции из цветов, диванные подушки. Однако деталей не должно быть слишком много, ведь классицизм – это, прежде всего, отсутствие вычурности. Каждый декоративный элемент должен быть гармонично вписан в общую картину. Различные детали дополняют и взаимодействуют друг с другом.

Классицизм в архитектуре трудно представим без живописного английского парка, который может быть как регулярным, так и пейзажным. Ключевой элемент стиля – ордер. Почему? Классицизм, главным образом, характеризуется подражанием античным образцам, отсюда и подобные детали.

Подробнее рассмотрим особенности этого стиля в нашей стране. Русский классицизм в архитектуре появился ориентировочно в начале 18 века. Его развитие неотрывно связано с множеством реформ в политической, культурной и хозяйственной сфере, которые начал осуществлять Петр I, а позже его дело продолжила Екатерина II. Русский классицизм отличался крупным пространственным ордером, множеством градостроительных комплексов. В нем чувствовались отзвуки древней культуры нашей страны. Кроме того, классицизм перекликался с барокко, и это не удивительно, ведь оба архитектурных стиля являлись первой ступенькой непосредственного взаимодействия российской самобытности с ведущими европейскими течениями.

Основы классической архитектуры Часть 2: Греческий классицизм

1,25 Учебных единиц AIA CES | Факультативный и 1,25 кредита к сертификату по классической архитектуре

Второе видео из серии из четырех частей, посвященных основам классической архитектуры, представленное историком архитектуры Колдером Лотом. В этой лекции рассматриваются основные элементы греческого классицизма и его роль в развитии западных архитектурных традиций.

Вы можете посмотреть Основы классической архитектуры, часть первая: римский классицизм здесь, часть третья: мотив s и детали здесь и часть четвертая: принципы классического дизайна здесь.



Цели обучения

1. Уметь различать отличительные черты и качества греческих версий классических орденов.

2. Узнайте о первых британских архитекторах, Джеймсе Стюарте и Николасе Реветте, которые отправились в Грецию с целью документирования древнегреческой архитектуры, и о влиянии их открытий на британскую и американскую архитектуру.

3. Проследите происхождение дизайна и влияние греческой архитектуры на известные здания с помощью тематических исследований.

4. Изучите работы выдающихся архитекторов, которые обращаются к греческим прецедентам, чтобы вдохновить на новую работу.



Викторина и кредит

Зрители могут получить 1,25 единицы обучения AIA CES | Факультативный и 1,25 балла к Сертификату по классической архитектуре, просмотрев это видео и впоследствии набрав не менее 70% за итоговую оценку, которая проверяет ваше понимание материала.Для получения дополнительной информации о кредите на непрерывное образование, пожалуйста, напишите [электронная почта] или позвоните по телефону 212-730-9646 x 112.

Вы уже смотрели видео? ПРОЙТИ ВИКТОРИНГ.



Навигация по курсу и вопросы для повторения

Во время просмотра видео вы можете перемещаться по теме, используя схему курса и временные метки ниже. По мере прохождения видео вы можете следить за дополнительными (без оценки) контрольными вопросами здесь, чтобы помочь оценить ваше понимание материала.

0:00: Введение в программу; Греческий классицизм и греческое возрождение

15:24: Греческий молдинг

19:56: Греческий дорический орден

29:04 Греческий ионный орден

42:13: Греческий коринфский ордер



Форма обратной связи по курсу

После того, как вы посмотрели курс, мы будем признательны за ваши отзывы о содержании курса через эту анонимную форму обратной связи, которая поможет нам улучшить будущие онлайн-курсы.



О докладчике

Колдер Лот — старший историк архитектуры Департамента исторических ресурсов Вирджинии и член Консультативного совета Института классической архитектуры и искусства. Он был награжден почетной наградой Совета директоров ICAA 2010 года и почетной наградой Вирджинии AIA 2017 года за значительный вклад в понимание искусственной среды Вирджинии. Он является автором единогласно принятой резолюции 259 Конгресса в честь 500-летия со дня рождения Андреа Палладио.



Предварительные требования

Для этого курса нет предварительных требований.



Информация о поставщиках непрерывного образования AIA

Тип курса: Программа электронного обучения по запросу

Уровень программы: Вводный

Срок действия утверждения программы AIA CES: 30 марта 2022 г.

Номер поставщика: G193

Заявление поставщика: Институт классической архитектуры и искусства является зарегистрированным поставщиком AIA -утверждено непрерывное образование под номером поставщика G193.Все зарегистрированные поставщики AIA CES должны соблюдать Стандарты AIA для программ непрерывного образования. Любые вопросы или опасения по поводу этого поставщика или этой программы обучения можно направлять в AIA CES ([электронная почта защищена] или (800) AIA 3837, вариант 3).

Эта учебная программа зарегистрирована в AIA CES для непрерывного профессионального образования. Таким образом, он не включает контент, который может рассматриваться или истолковываться как одобрение или одобрение со стороны AIA любого конструктивного материала или любого метода или способа обращения, использования, распространения или торговли с любым материалом или продуктом.

Кредит непрерывного образования AIA был рассмотрен и одобрен AIA CES. Учащиеся должны пройти всю программу обучения, чтобы получить кредит на продолжение образования. Учебные единицы непрерывного образования AIA, полученные по завершении этого курса, будут сообщены в AIA CES для членов AIA. Сертификаты прохождения как для членов AIA, так и для не членов AIA доступны по запросу.



Создание этого фильма стало возможным благодаря поместью Кристофера Х.Брауна и Фонд Орвилла Гордона Брауна.

Особая благодарность нашему спонсору онлайн-образования: Douglas C. Wright Architects

Теги: видео, образование

10 лучших элементов готической литературы

Термин «готика» впервые был использован в связи со средневековым стилем изысканной и сложной архитектуры, который зародился во Франции примерно в 12 веке.Только в эпоху романтизма в конце 18 века это слово стало применяться к литературе. Первое упоминание о готической литературе появилось в книге английского писателя Горация Уолпола «Замок Отранто », опубликованной в 1764 году. Уолпол применил это слово в подзаголовке «Готическая история». Предполагалось, что это будет изощренная шутка, чтобы предположить, что история была античной реликвией, хотя это была просто выдумка.

Уолпол использовал слово «готический» в смысле «варварский» или «происходящий из средневековья», и многие даже были обмануты, поверив, что его рассказ действительно правдив.Его рассказ о любви, смерти и сверхъестественных элементах проложил путь к художественному жанру, который исследовали известные авторы, такие как Эдгар Аллан По, сестры Бронте и многие другие. Хотя книги этих плодовитых писателей были опубликованы много веков назад, сегодня они обеспечивают прочную связь с прошлым и являются важным ресурсом как для современных писателей-беллетристов, так и для заядлых коллекционеров литературы.

Гораций Уолпол, Замок Отранто . Продано за 50 долларов на национальных книжных аукционах (июнь 2012 г.).

Что такое готическая литература?

Готическая литература — это жанр, возникший как одна из самых жутких форм темного романтизма в конце 1700-х годов, литературный жанр, возникший как часть более крупного движения романтизма. Темный романтизм характеризуется выражением ужаса, ужасными повествованиями, сверхъестественными элементами и темными живописными пейзажами. Этот художественный жанр включает в себя множество различных элементов и с момента своего создания претерпел ряд возрождений.

Определяющие элементы готической литературы

Многие из определяющих элементов готической литературы параллельны элементам средневековья, включая аналогичные темы и настройки.Очарование читателей террором проложило путь к новому захватывающему идеалу, который помог популяризировать движение. Есть много аспектов готической литературы, которые делают ее привлекательной для публики как тогда, так и сейчас, включая тайну и напряжение, атмосферу и сеттинг, а также предзнаменования и проклятия.

1. Тайна и страх

Один из важнейших компонентов увлекательной готической истории вызывает чувство ожидания и страха. Все, что выходит за рамки научного понимания, окутано тайной, и готическая атмосфера использует этот принцип.Многие готические работы содержат сцены, события и объекты, такие как захоронения, мерцающие свечи, злые зелья и другие ужасающие концепции.

Энн Рэдклифф, Тайны Удольфо . Продан за 1240 фунтов стерлингов на сайте Dreweatts 1759 (апрель 2014 г.).

Мы видим это в романе Энн Рэдклифф 1794 года « Тайны Удольфо ». История сосредотачивается вокруг Эмили Сент-Обер, девочки-сироты, которая подверглась жестокости со стороны опекунов и заключена в замки. Работа включала странные, пугающие события и навязчивую атмосферу, которая стала определять жанр в последующие годы.

2. Приметы и проклятия

Предзнаменование, литературный прием, используемый для намека на грядущие события, встречается в форме видений, предзнаменований и проклятий во многих повествованиях готической литературы. Часто трагедиям предшествует невезение, призванное расстроить жизни главных героев. Например, объект может упасть и разбиться, или в темноте может скрываться темная фигура. Эдгар Аллан По использует этот элемент в своем рассказе «Черная кошка», опубликованном в 1843 году. Суеверный характер названия зловещий сам по себе, и По усиливает предзнаменование, называя одну из кошек «Плутоном», отсылка к бог мертвых в римской мифологии.

3. Атмосфера и окружение

Готические романисты задают тон, тщательно выбирая физическое расположение сцены, поскольку атмосфера и окружение готического романа напрямую способствовали возникновению чувства страха и беспокойства. Авторы часто использовали такие параметры, как темные леса, нервирующие горные районы, зловещие климатические условия и грозящие штормы. Замки, романтизированные в средневековый период, сыграли большую роль в ранних готических произведениях. Например, готическая писательница Мэри Шелли помещала свои сцены среди жутких мест, таких как кладбища, мрачные замки, и даже разработала образ гротескного монстра, чтобы подчеркнуть жуткий сюжет своего романа 1818 года Франкенштейн .

Мэри Шелли, Франкенштейн . Продано за 480 фунтов стерлингов на аукционе Bloomsbury Auctions (октябрь 2012 г.).

Многие ранние писатели увлекались экзотикой и неизведанными зарубежными территориями. Это было исследовано в романе Уильяма Бекфорда 1786 года Vathek , всеведущем рассказе об арабском халифе, правление которого было отмечено беспокойством и беспокойством. Действие происходит на Ближнем Востоке, и это помогло вызвать интерес к арабской и азиатской культуре.

4. Сверхъестественные и паранормальные явления

Большая часть очарования готической литературы проистекает из представления жанра о сверхъестественных или необъяснимых событиях, таких как оживающие неодушевленные предметы, призраки, духи и вампиры, как в готическом фэнтези Брэма Стокера 1897 года, Дракула .

Более современным и менее традиционным примером является книга Тони Моррисона Beloved , опубликованная в 1987 году и широко известная как современная интерпретация традиционного готического романа. История сосредотачивается вокруг бывшей рабыни по имени Сете и ее дочери, чей дом в Цинциннати населяет призрак, который, как полагают, является призраком старшей дочери Сете. Он следует условности страха и ужаса, призывая сверхъестественные элементы, такие как призрак, управлять сюжетом.

5. Романтика

Поскольку широко распространено мнение, что готическая литература произошла от романтической литературы, эти два жанра имеют общие характеристики. Многие готические романы охвачены страстным романом, который часто приводит к печали и трагедиям. Произведения Чарльза Диккенса сосредоточены на романтическом романе, но также включают ужасающих злодеев и готическую обстановку. В викторианскую эпоху готические романы даже давали возможность исследовать сексуальность, как это видно из стихотворения Эдгара Аллана По 1849 года «Аннабель Ли.”

6. Злодей

Как и представители других литературных жанров, злодеи играют ключевую роль в готической литературе. В традиционных готических романах злодеи принимали форму автократических персонажей мужского пола, часто занимающих авторитетные должности, такие как священники или короли. Они сложны и изначально симпатичны, чтобы обмануть читателя своей лживой природой. Такие злодеи, как Дракула и мистер Хайд из фильмов Роберта Луи Стивенсона, Странная история доктора Джекила и мистер Хайд , являются примерами сложных злодейских персонажей.

Стивенсон, Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Продано за 800 долларов на аукционе Brunk Auctions (сентябрь 2014 г.).

7. Эмоциональное расстройство

Часто готические писатели используют мелодраму или «высокие эмоции», чтобы передать мысль. Этот преувеличенный, страстный язык помогает передать панику и ужас, присущие многим персонажам. Темы безумия и эмоционального расстройства были замечены во многих готических романах 20-го века, которые изображали состояние психоза. Например, рассказ Шарлотты Перкинс Гилман «Желтые обои» написан с точки зрения женщины, страдающей послеродовой депрессией.

8. Кошмары

Кошмары служат особенно важным предзнаменованием в готической литературе. Кошмары имеют давнюю связь с актом предсказания и использовались, чтобы обострить захватывающие аспекты сюжета романа. Сны позволяют авторам лучше продемонстрировать эмоции своих персонажей в более непосредственном и пугающем состоянии. В книге Стивена Кинга «Мешок костей » изображен Майк Нунан, персонаж, которого мучают кошмары пугающих видений, включая смерть его жены.

9. Антигерой

Чаще всего главный герой принимает форму антигероя , несовершенного главного героя с чудовищными элементами, популяризируемых этим жанром письма. Первоначально главные герои тоже были мужчинами, но с появлением феминистского движения английские романисты, такие как Клара Рив, начали вводить в свои произведения женщин-героев.

Эмили Бронте, Грозовой перевал. Продан за 1739,71 евро на Artcurial (декабрь 2009 г.).

Протагонисты, как правило, обладают высоким социальным статусом и сильным физическим присутствием.Их судьба предвещена, и они обременены горем или ужасающей трагедией. Часто на них легко повлиять, они движимы страстью. Примеры классических главных героев включают Кэти и Хитклифф из Грозового перевала Эмили Бронте и Дориана Грея из Оскара Уайльда «Изображение Дориана Грея ».

10. Девушка в беде

Готические работы часто включают женщину, которая страдает из-за злодея. Они несут в себе чувства печали, угнетения и одиночества, и многие из них были изображены девственными в ранних готических произведениях.Персонаж девицы часто содержится в плену в замке, терроризируется дворянином и становится бессильным. Эта задумчивая женщина понравилась читателям, особенно на примере Матильды, персонажа Горация Уолпола, чья непоколебимая преданность отцу в конечном итоге делает ее слабой и бессильной.

Советы по написанию готической художественной литературы

Включение ключевых готических элементов в ваш роман имеет первостепенное значение для того, чтобы передать суть этого навязчиво мрачного жанра. Чтение произведений известных готических писателей, таких как Шелли, Стокер и других, может вдохновить вас и помочь развитию вашей истории.Ниже изучите элементы и примеры, которые помогут заложить основу для идеального готического романа.

С тех пор, как Гораций Уолпол ввел готическое письмо в литературную жизнь в 1764 году, этот жанр получил множество различных интерпретаций. Современная готическая литература включает в себя широкий спектр историй, от рассказов о привидениях и ужасов до тревог и триллеров. Многие из них представляют собой свободные адаптации подлинной готической фантастики, которая доминировала в 19 веке. Тем не менее, заядлые читатели готики могут найти коллекцию книг готических писателей как исторических, так и современных авторов.

Источники : ThoughtCo. | Американская литература | Ручка и блокнот | Penlighten

Классицизм — Переиздание Википедии // WIKI 2

Художественное движение и архитектурный стиль

Для раздела гуманитарных наук см. Классика.

Классицизм в искусстве обычно относится к высокому уважению к классическому периоду, классической античности в западной традиции, как к установлению стандартов вкуса, которым классицисты стремятся подражать.В чистом виде классицизм — это эстетическая установка, основанная на принципах, основанных на культуре, искусстве и литературе Древней Греции и Рима, с упором на форму, простоту, пропорции, ясность структуры, совершенство, сдержанные эмоции, а также явные обращение к интеллекту. [1] Искусство классицизма обычно стремится быть формальным и сдержанным: из Discobolus сэр Кеннет Кларк заметил: «Если мы возражаем против его сдержанности и сжатия, мы просто возражаем против классицизма классического искусства.Сильный акцент или внезапное ускорение ритмического движения разрушили бы те качества баланса и полноты, благодаря которым он сохранял до настоящего столетия свое авторитетное положение в ограниченном репертуаре визуальных образов ». [2] Классицизм, как заметил Кларк. , подразумевает канон широко принятых идеальных форм, будь то западный канон, который он изучал в The Nude (1956), или литературная китайская классика или китайское искусство, где возрождение классических стилей также является повторяющейся чертой.

Классицизм — это сила, которая часто присутствует в европейских и европейских постсредневековых традициях; тем не менее, некоторые периоды чувствовали себя более связанными с классическими идеалами, чем другие, особенно эпоха Просвещения, [3] , когда неоклассицизм был важным движением в изобразительном искусстве.

Энциклопедия YouTube

  • 1/5

    Просмотры:

    739623

    2 518

    5878

    1 177

    906

  • ✪ Вы романтик или классический?

  • ✪ Определение классицизма — From Goodbye-Art Academy

  • ✪ Что такое классическое искусство? Часть 1 Классическая античность | ARTiculations

  • ✪ Определение классицизма | Определение классицизма | Классицизм в искусстве и литературе (аудиокнига)

  • ✪ Литературные движения Часть вторая: Классицизм

Содержание

Общий термин

Фонтан Четырех рек , Бернини, 1651.

Классицизм — это особый жанр философии, выражающийся в литературе, архитектуре, искусстве и музыке, который имеет древнегреческие и римские источники и делает упор на общество. Это было особенно выражено в неоклассицизме [4] эпохи Просвещения.

Классицизм — это повторяющаяся тенденция позднего античного периода, которая пережила серьезное возрождение в искусстве Каролингов и Оттонов. Было еще одно, более прочное возрождение итальянского Возрождения, когда падение Византии и рост торговли с исламскими культурами принесли поток знаний о древности Европы и из нее.До того времени отождествление с древностью рассматривалось как непрерывная история христианского мира, начиная с обращения римского императора Константина I. Классицизм эпохи Возрождения внес множество элементов в европейскую культуру, включая применение математики и эмпиризма в искусстве, гуманизме, литературе. и изобразительный реализм, и формализм. Важно отметить, что он также представил политеизм, или «язычество», и противопоставление древнего и современного.

Классицизм Возрождения привел и уступил место другому пониманию того, что было «классическим» в 16-17 веках.В этот период классицизм приобрел более явные структурные оттенки упорядоченности, предсказуемости, использования геометрии и сеток, важности строгой дисциплины и педагогики, а также формирования школ искусства и музыки. Двор Людовика XIV считался центром этой формы классицизма с его ссылками на богов Олимпа как символической опорой абсолютизма, его приверженностью аксиоматическим и дедуктивным рассуждениям, а также его любовью к порядку и предсказуемости.

В этот период произошло возрождение классических форм искусства, включая греческую драму и музыку.Опера, в ее современной европейской форме, берет свое начало в попытках воссоздать сочетание пения и танцев с театром, считающимся нормой Греции. Примеры этого обращения к классицизму включали Данте, Петрарку и Шекспира в поэзии и театре. Драма Тюдоров, в частности, была основана на классических идеалах и разделила произведения на Трагедию [5] и Комедию. Изучение древнегреческого языка стало считаться необходимым для всестороннего образования в области гуманитарных наук.

Ренессанс также явно вернулся к архитектурным моделям и техникам, связанным с греческой и римской древностью, включая золотой прямоугольник [6] в качестве ключевой пропорции зданий, классические порядки колонн, а также множество орнаментов и деталей. связан с греческой и римской архитектурой.Они также начали возрождать пластическое искусство, такое как бронзовое литье для скульптуры, и использовали классический натурализм как основу рисунка, живописи и скульптуры.

Эпоха Просвещения отождествляла себя с видением древности, которое, будучи продолжением классицизма предыдущего столетия, было потрясено физикой сэра Исаака Ньютона, усовершенствованиями в механизмах и измерениях и чувством освобождения, которое они увидели. как присутствующий в греческой цивилизации, особенно в ее борьбе против Персидской империи.Богато украшенные, органические и сложно интегрированные формы барокко должны были уступить место ряду движений, которые считали себя «классическими» или «неоклассическими», или же были быстро обозначены как таковые. Например, картина Жака-Луи Давида рассматривалась как попытка вернуться к формальному балансу, ясности, мужественности и энергии в искусстве. [7]

В XIX веке классическая эпоха была предшественником академизма, включая такие движения, как униформизм в науке, и создание строгих категорий в художественных областях.Различные движения романтического периода считались классическими восстаниями против преобладающей тенденции эмоциональности и неравномерности, например, прерафаэлитов. [8] К этому моменту классицизм был достаточно стар, и предыдущие классические движения получили возрождение; например, Возрождение рассматривалось как средство объединения органического средневековья с упорядоченной классикой. XIX век продолжил или расширил многие классические программы в науке, в первую очередь программу Ньютона, которая учитывала движение энергии между телами посредством обмена механической и тепловой энергией.

В 20 веке в науке и искусстве произошел ряд изменений. Классицизм использовался как теми, кто отвергал или рассматривал как временные преображения в политическом, научном и социальном мире, так и теми, кто принимал изменения как средство свержения предполагаемого веса 19 века. Таким образом, обе дисциплины до 20-го века были названы «классическими» и современными направлениями в искусстве, которые считали себя ориентированными на свет, пространство, разреженность текстуры и формальную согласованность.

В современной философии термин «классицизм» используется как термин, в частности, в отношении аполлонических, а не дионисийских импульсов в обществе и искусстве; это предпочтение рациональности или, по крайней мере, рационального катарсиса над эмоциональностью.

В театре

Классицизм в театре был разработан французскими драматургами 17-го века на основании того, что они считали правилами греческого классического театра, включая «Классические единства» времени, места и действия, найденные в Поэтике Аристотеля.

  • Единство времени относится к необходимости того, чтобы все действие пьесы происходило в вымышленный 24-часовой период
  • Единство места означало, что действие должно разворачиваться в одном месте
  • Единство действий означало, что пьеса должна строиться вокруг одной «сюжетной линии», такой как трагическая любовная интрига или конфликт между честью и долгом.

Примеры драматургов-классиков: Пьер Корнель, Жан Расин и Мольер. В период романтизма Шекспир, который не придерживался ни одного из классических правил, стал центром споров французов по ним, в которых романтики в конце концов победили; Виктор Гюго был одним из первых французских драматургов, нарушивших эти условности. [9]

Влияние этих французских правил на драматургов других стран является спорным. В английском театре с ними были знакомы драматурги Реставрации, такие как Уильям Уичерли и Уильям Конгрив. Уильям Шекспир и его современники не следовали этой философии классицизма, в частности, потому, что они не были французскими, а также потому, что они писали за несколько десятилетий до своего основания. Те из пьес Шекспира, которые, кажется, отображают единство, такие как The Tempest , [10] , вероятно, указывают на знакомство с реальными моделями классической античности.

В архитектуре

Классицизм в архитектуре развивался в период итальянского Возрождения, особенно в произведениях и проектах Леона Баттисты Альберти и работ Филиппо Брунеллески. [11] Он делает упор на симметрию, пропорции, геометрию и регулярность частей, как они демонстрируются в архитектуре классической античности и, в частности, в архитектуре Древнего Рима, многие образцы которой сохранились.

Упорядоченное расположение колонн, пилястр и перемычек, а также использование полукруглых арок, полусферических куполов, ниш и эдикул заменили более сложные пропорциональные системы и неправильные профили средневековых зданий.Этот стиль быстро распространился в других городах Италии, а затем во Франции, Германии, Англии, России и других странах.

В 16 веке Себастьяно Серлио помог систематизировать классические ордера, и наследие Андреа Палладио превратилось в давнюю традицию палладианской архитектуры. Основываясь на этих влияниях, архитекторы 17 века Иниго Джонс [12] и Кристофер Рен прочно утвердили классицизм в Англии.

О развитии классицизма с середины 18 века и далее см. Неоклассическая архитектура.

В изобразительном искусстве

Итальянская живопись эпохи Возрождения [13] и скульптура отмечены обновлением классических форм, мотивов и предметов. В 15 веке Леон Баттиста Альберти сыграл важную роль в теоретическом обосновании многих идей живописи, которые привели к полностью реализованному продукту с Афинской школой Рафаэля во время Высокого Возрождения. Темы продолжались в основном без перерыва в 17 веке, когда такие художники, как Николя Пуссен и Шарль Лебрен, представляли более жесткий классицизм. Ларсен, Майкл (март 1978 г.). «Итальянская живопись эпохи Возрождения Джона Хейла». Журнал Королевского общества искусств . 126 (5260): 243–244. JSTOR 41372753.

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Эта страница последний раз была отредактирована 6 июля 2020 в 00:40 .

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*