Эйлин грей: 5 бестселлеров Эйлин Грей – «забытой звезды» индустриального дизайна

вилла Эйлин Грей • Интерьер+Дизайн

Жизнь стала проще для поклонников архитектуры XX века благодаря сайту Iconic Houses. На карте отображаются десятки знаковых домов по всему миру — все они открыты для посетителей, а некоторые даже могут принимать ночных гостей.

По теме: Ле Корбюзье во Франции: маршрут архитекторов

Основатель платформы Наташа Драбб (Natascha Drabbe) считает, что нужно делать все возможно для сохранения «живых музеев», особенно в периоды дефицита финансирования и даже иногда угрозы сноса. «Увидеть своими глазами эти дома-памятники — очень важно, — говорит она. — Платформа Iconic Houses хочет обеспечить, чтобы люди могли продолжать это делать».

Вилла Эйлин Грей стоит у самого моря, на Французской Ривьере, в небольшом городке Рокбрюн-Кап-Мартен, между Ниццей и Монако.

Один из адресов на карте Iconic Houses — вилла E-1027, построенная Эйлин Грей на Французской Ривьере. E-1027 стала личным, новаторским заявлением, первой архитектурной работой дизайнера мебели Эйлин Грей и одновременно домом отдыха для двоих: Эйлин и ее друга архитектора Жана Бадовичи.

Название E-1027 — это код Эйлин Грей и Жана Бадовичи. «E» означает Эйлин (Eileen), «10» — Жан (Jean, J – 10-я буква латинского алфавита), «2» — Бадовичи (Badovici) и «7» — Грей (Grаy).

Эйлин Грей (1878 — 1976), французский дизайнер. Жан Бадовичи (1893 – 1956), архитектор, архитектурный критик.

Вилла, завершенная в 1929 году, стоит на крутой скале, спускающейся к морю. Белое здание образует мост между ландшафтом и морем с четко рассчитанными уровнями, опорами, маршрутизацией и параметрами лестниц. Это придает дому определенную легкость и тонкость. Грей сконструировала многие предметы мебели для дома, создавая впечатление, что дом был создан изнутри.

Когда в конце 1990-х годов начались реставрационные работы, дом находился в самом плачевном состоянии. Близость к морю привела к значительному повреждению материалов, а вся оригинальная мебель была продана. E 1027 — эталонный модернистский дом с умелой и невероятно эргономичной планировкой.

В конце 1930-х годов Ле Корбюзье остался в доме по приглашению своего друга Бадовичи, он написал семь фресок с апреля 1938 года по август 1939 года, к великому огорчению Эйлин Грей. Фрески все еще существуют: хотя они не являются частью оригинального дизайна, они приобрели статус охраняемого искусства.

Интерьеры Е 1027 индивидуализированы, пространство подстроено под меняющееся в течение дня освещение. Все это заслуга Эйлин Грей, которая лично в ежедневном режиме следила за стройкой.

Вилла была выкуплена в 1999 году с помощью муниципалитета Рокбрюн-Кап-Мартена Агентством по защите прибрежных районов (Conservatoire du Littoral). Первая реставрация была проведена архитектором Пьером-Антуаном Гатье и сегодня уже несколько специалистов продолжают поиски и работы по полному восстановлению интерьеров виллы.

Как была забыта Эйлин Грей – первый дизайнер и архитектор модернизма

Рассказ об Эйлин Грей – это ответ на важный вопрос, который обычно задают все мужчины – где все великие женщины прошлого?

Эйлин первой создала основы классики современного дизайна, но не претендовала на первенство и не боролась за авторство. А самый главный свой шедевр посвятила и отдала своему любимому мужчине, оставшись впоследствии, и без того, и без другого.

Эйлин родилась в 1878 году в Ирландии. Ее семья происходила из знатного рода и была богата, поэтому Эйлин никогда не нуждалась в средствах.

Поступив в художественную школу в Лондоне, она ее не закончила, считая получаемое образование слишком скучным, и вскоре решила переехать во Францию, чтобы открыть там свою мастерскую. Без специальных знаний она занялась творчеством, практически интуитивно. Ее началом стало оформление домов и квартир в среде ее состоятельных подруг.
Работая в качестве дизайнера на владелицу салона женских шляпок мадам Леви, Эйлин спроектировала один из самых узнаваемых предметов мебели XX века. Мягкое округлое кресло Bibendum с опорой на металлические трубки и регулируемой спинкой стало одним из первых творений ее бунтарской натуры.

Источником вдохновения явился надувной человечек – рекламный символ компании Michelin.

Интерьер апартаментов мадам Леви также был украшен причудливыми коврами, ширмой, стилизованной под белую кирпичную стену, и столиками из необычного для тех времен материала – стекла и хромированной стали.

Известно, что в те времена царила эпоха неоклассицизма, мебель была с золочением и изящной резьбой. На этом фоне интерьер Эйлин Грей воспринимался с насмешками и удивлением. Ее смелые идеи опередили время. Например, она первой начала использовать металлические трубы в дизайне мебели еще до того, как их стал применять известный в дальнейшем архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, делавший попытки присвоить себе это новшество.

Все это время она сотрудничала с мастерами Парижа, обменивалась опытом, а с одним из японских ремесленников, эмигрантом Сеизо Суговара, вела совместные проекты. Можно сказать, что некоторый японский флер с его геометрическими фигурами и минимализмом можно рассмотреть в работах Эйлин.
По своей натуре Эйлин была интровертом и скромной персоной.

Круг ее друзей был невелик, и по сути это и было причиной ее неизвестности. Несмотря на это, ее бунтарство в личной жизни имело довольно разнообразный характер – она имела близкие отношения с людьми обоих полов и отнюдь не из аристократической среды. Так же она вела себя и в одежде, преследуя прежде всего практичность и удобство.

В свои 50 лет она построила свой первый дом, который впоследствии стал настоящим памятником модернизма. Название виллы было зашифровано и выглядело странно – Е-1027.

В нем были скрыты имена и фамилии Эйлин и ее возлюбленного Жана Бадовичи, который был младше нее на 15 лет и был очень красив. Жан помогал ей с рекламой ее работ, и «в конце концов, почему бы не посвятить этот дом их союзу» , решила она.

Эту виллу Эйлин построила на свои деньги практически своими руками, придумывая каждую вещь в интерьере с любовью для Бадовичи, с заботой о его комфорте. Дом был наполнен новаторскими идеями: ленточное остекление виллы, мобильное пространство с передвижными перегородками, ширмы, встроенные шкафы, двери с рельсами, кресла-шезлонги по форме современных автомобильных кресел, стульев формы современных барных стульев.

Пространство виллы было широким и геометричным. Все было наполнено стилем «морского волка» с парусиновыми шторами, коврами с морской темой и столиками с гнутыми трубами.

Она была так влюблена в Жана, что оформила и магазин и дом на него, «ведь они так любят друг друга», считала она. Несколько лет они жили в этом доме, проводя время в шумной компании друзей Жана. Часто Эйлин уединялась, не выдерживая их болтовни и шуток. Особенно ей был неприятен один из друзей Жана, который был особенно вульгарен и мог расхаживать по их дому в неглиже. Это был Ле Корбюзье.

Со временем отношения с Жаном испортились и Эйлин ушла, оставив ему дом и все, что в нем было, и спустя некоторое время построила уже для себя новые апартаменты на Лазурном берегу. А после смерти Жана виллу E-1027 выкупил Ле Корбюзье, он представлял его как собственное творение, раскрасив виллу своими фресками.

Все, что создала Эйлин в этом доме, выпускалось теперь под чужим именем.
А Эйлин не требовала и не боролась за свои авторские права.

Тем не менее, она продолжала работать, но по-прежнему только для узкого круга друзей, оставаясь в безвестности до 60-х годов. Пока в 1968 году не вышла статья в популярном журнале «Domus» о ее жизни и творчестве. Именно это разбудило интерес публики к ее персоне – стали появляться предложения на производство вещей по ее эскизам,

приглашения на выставки ее творений и светские мероприятия. Но Эйлин была так скромна, что отреагировала на это только благодарностью к тем людям, кто сумел сохранить и использовать ее творения, а теперь и возродить память о ее творчестве, воспроизвести ее работы. Ведь многие ее архитектурные строения не сохранились. Дома, построенные ею в разных странах Европы были разграблены и разрушены во время войны с Гитлером.

В 1976 году по национальному радио Франции было объявлено о смерти на 99 году жизни великого архитектора Эйлин Грей.
Справедливость восторжествовала! Впервые ее имя было объявлено широкой общественности, пусть поздно, но мы теперь знаем о ней, о женщине, которая положила начало зарождения эпохи Модернизма в дизайне.

Единственное, что осталось для меня загадкой, это то, что она не заявила о своем авторстве и правах. Можно только догадываться.. Возможно Эйлин не нуждалась в известности, она и так была самодостаточна, состоятельна. Или ее аристократическое происхождение не позволяло вести себя эгоцентрично и амбициозно, а следовало правилам воспитания. Или голос женщин в то время был еще не слышен, и женщины пока оставались в тени и несправедливости, а учитывая ее закрытый образ жизни, никто не рвался бороться вместе с ней и за нее. Как вам кажется — почему? Подумайте и поделитесь своим мнением. Потому что разобравшись в этой истории, мне почему-то опять обидно за женщину, и совсем не хочется думать, что так получилось из-за нашей женской природы и тонкой организации..

модернизм в архитектуре и предметном дизайне в 30-х

Кажется, Эйлин Грей не особо интересовала мир, хотя и работала всю жизнь, создавая вещи, ставшие иконами предметного дизайна. На склоне лет она твердо знала, что забыта, но по сути, модерн имел женское лицо.

Дом E-1027 в Рокбрюне (Франция) в котором жила Эйлин Грей

«Дом — это не машина, в которой живут люди; это их внешний вид, это их широкое представление о мире, их бытие-в-мире, их духовная эманация»

Эйлин Грей, ирландка по происхождению, получила образование художника в Лондоне — это не считалось эпатажным, в отличие от образования архитектора для юной особы. Переехав в Париж, она изучила технику лака, начала проектировать мебель, съездила в Северную Африку, чтобы изучить искусство ткать ковры.

В 1913 году начинает экспонировать свои работы в салоне Artistes Décorateurs. Первым важным клиентом становиться Жак Дусе — великий модельер.

Adjustable Table E 1027, Eileen Gray 1927 Brick Screen, Eileen Gray 1922 – 1925

Во время Первой мировой войны водит машину скорой помощи где-то в Лондоне. Вернувшись в Париж, теперь она ездит в открытом автомобиле, в машине рядом с ней ее возлюбленная Дамия — певица кабаре, а на заднем сидении их питомец черная пантера.

Эйлин Грей много работала и мыслила категориями модерна, пока все еще утопали в замысловатом ар-деко. Целых пять лет ей потребовалось (1917 — 1922), чтобы выполнить заказ на оформление квартиры Матье Леви. Она создала интерьер с нуля, ею были разработаны архитектура помещения, вся мебель и система освещения. Это было радикально — форма её кресла Bibendum напоминала шину Michlin, а форма кушетки Pirogue — индейскую лодку, на последней Эйлин позирует на большинстве сохранившихся фотографий.

Об этом проекте писали и The Times, и Guardian — это был триумф, хотя для многих Грей казалась сумасшедшей богачкой, которая на досуге стала проектировать.

В том же 1922-ом она открывает галерею под именем Jean Désert. Здесь располагается множество предметов мебели, сделанных из кожи, пробки, дерева и стали. Они не были жесткими или холодными, но были разнообразными и, главное, удобными. Комфорт и эстетичность — главные соображения Эйлин.

Эти же принципы были использованы при постройке первого её дома Е 1027. Тогда она и еще двое рабочих на Лазурном берегу возвели образец модернистской эстетики. Белое, частично автономное, подвесное здание впечатляет благодаря бесчисленным, продуманным, дистинктивным структурам, выполненным в мельчайших деталях. Удлиненный балкон расположен перед высоким стеклянным фасадом, откуда отвесные ступени ведут вниз в сад. Жилые помещения выходят на южную сторону, откуда открывается великолепный вид, а спальная зона защищена от зрителей.

«Как и музыка, работа имеет смысл только тогда, когда её свидетелем является любовь», — написала Эйлин Грей в записной книжке.

Дом принадлежал Эйлин и ее возлюбленному Жану Бадовичи. «Е» — первая буква имени Eileen, «10» — порядковый номер буквы «J», «2» — номер буквы «B», а «7» — первой буквы её фамилии.

«Я всегда любила архитектуру больше, чем что-либо, но не думала, что смогу ей заниматься»

Это здание стало архитектурным салоном, но Эйлин никогда не выходила к посетителям — стеснялась. А гости в это время проваливали попытки усесться на ускользающий по рельсам табурет и называли это все «механическим балетом». Как-то раз гармонию белоснежного дома-корабля нарушил Корбюьзе — восемь стен покрыл цветными росписями. Эйлин не придиралась к качеству его работ, она догадывалась, что еще непризнанный архитектор объявил ей «тихую войну». За следующие 15 лет пространство вокруг дома Грей заполнили постройки Корбюзье, позже все это превратилось в его мемориал. А 1965-ом он утонет, плавая в море напротив Е 1027.

Двуцветный чайный столик «de Stijl» (1922). Кресла «Non Conformist» (1926) и «Bonaparte» (1935), кушетка «Day Bed» 1925 год. Кресло «Bibendum» (1918)

В 1932 году Эйлин начинает строительство нового дома Tempe à Pailla. Она не переставала работать, но, кажется, любовь ушла из её вещей. Некоторые предметы, разработанные Грей, тогда продавались за огромные деньги, например, ширмы, состоящие из лакированных поворотных блоков. Это был новый предмет — звено между мебелью и архитектурой. Приглашения на свои собственные вернисажи она не принимала, если приходила, то инкогнито — её почти никто не знал в лицо. За всю жизнь Эйлин не входила в состав каких-либо творческих объединений или женских движений. Она была воспитана в богатой, многодетной семье, не искала успеха, славы.

Только в 1968-ом о ней вспоминает Джозеф Рукверт и пишет статью, после которой начинаются ретроспективные выставки её работ — в Великобритании, Австрии, США, предметы появляются на торгах. Но Эйлин тогда было уже за 90, и она сама знала себе цену.

Единственное, она сотрудничает с производителем мебели, и Арам Зеев воспроизводит три предмета интерьера. Так, ширма Brick Screen, выпущенная в 2011 году лимитированной серией из 75 экземпляров, становится лучшим re-edition года, по мнению британского журнала Wallpaper. А оригинал уходит на аукционе Christie’s за 1,3 млн. евро.

Ценовой рекорд на произведение декоративно-прикладного искусства 20 века устанавливает её кресло, украшенное драконами (1917 —1919). Находившееся в коллекции Ива Сен–Лорана, оно уходит с торгов за 28,3 млн. долларов. Те два года, ушедшие на создание этого предмета, Эйлин Грей наносила слой за слоем лак и сушила его в собственной ванной, потом долго и тщательно полировала.

Диван Монте Карло 1929 год. Диван Lota 1920 год. Стул Aixia 1928 год. Ширма 1930 – е. Светильник 1928 год. Раскладной стол Lou Perou 1935 год.

В 1976–ом Грей умирает в своей квартире в возрасте 98 лет. Незадолго до смерти сжигает все своим письма и фотографии. Её теперь можно увидеть только на считанных фотографиях, когда-либо попавших в журналы.

«Я рад возможности рассказать вам, что в немногие дни, которые я провожу в этом доме, я научился ценить редкий гений, который разграничил внутреннее и внешнее; редкий гений, который придал современной мебели и сооружениям такую возвышенную, чарующую и оригинальную форму», —  писал Корбюзье в 1937 году. И это письмо было единственным, которое Эйлин не бросила в камин, разбирая свой архив.

Интересная история — человек имел возможность не менять характер отношений со своим произведением (что бы это ни было: стул или дом) и работать в своё удовольствие всю жизнь. Эйлин делала, что хотела, и многое успела. Ей было решительно все равно, что о ней подумают при жизни или после её смерти.

О Эйлин Грей и её творчестве сняли фильм, его нужно посмотреть и узнать немного больше.


О другой женщине — одной из самых известных архитекторов современности можно узнать здесь.

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon.

Eileen Gray. Эйлин Грей | Знаменитые архитекторы и дизайнеры

Проблема неизвестности Эйлин Грей (Eileen Gray) состоит в том, что она была женщиной в архитектурно-художественном обществе, и то, что она оказалась более прогрессивной, чем «великие» того времени. «Великие», типа Ле Корбюзье, ей этого не простили, а она была слишком аристократична, чтобы доказывать факты.  

 

Эйлин Грэй никогда не входила в состав творческих гильдий, ремесленных объединений или женских движений (очень популярных в начале XX века). Она всегда работала в одиночку, и это было основой её неповторимости.

 

Ей не удавалось продавать и раскручивать свои идеи, на шумных сборищах удачливых архитекторов, любящих споры и манифесты, Эйлин Грей чувствовала себя неуютно. Да её на них и не звали, считая замкнутой аристократкой-лесбиянкой. Пусть даже и невероятно талантливой.

 

Нужно отдать должное активным участникам «салонных симпозиумов и конференций» — большинство из произведений Эйлин Грэй увидели свет и произвели огромное влияние на дизайн и методы архитектурного проектирования, правда, уже за подписью активных участников архитектурной тусовки. 

 

«Надо быть благодарным всем тем людям, которые проявляют к нам интерес и, по крайней мере, сохранили некоторые наши работы. В противном случае они скорее всего были бы уничтожены, как всё остальное».

 

Эйлин Грей почти всю жизнь прожила в одиночестве, придумывая вещи — удобные, оригинальные и очень смешные — и строя для них дома (в которых сама же и жила). Хотя ни тому, ни другому она формально не училась. У баронессы Эйлин Грей не было формального архитектурного образования, и проектировать мебель её нигде специально не учили.

 

Она начинала как художник — это, в отличие от строительства, не считалось эпатажем в английском высшем свете.

 

Эйлин поступила в лондонскую школу искусств «Слэйд-скул», но доучиваться там не стала. Более того, родную консервативную Англию она с лёгкостью променяла на космополитичную вольную Францию. И вряд ли хоть раз пожалела о своём выборе. У неё была маленькая мастерская, вещи она делала в нескольких экземплярах, а дома строила своими руками, при помощи пары рабочих. Увы, они практически не сохранились в нормальном виде. 

 

Её мебель знают все, кто когда-либо интересовался дизайном, но не все знают имя автора. Первые робкие и одновременно очень смелые шаги Эйлин Грей в дизайне пришлись строго поперёк тогдашней мебельной моды. Простота линий, металл, хром и лак были не в ходу: дерево — да, золочение — да, резьба — да, но только не металл.

 

Работы Эйлин казались причудой сумасшедшей богачки, которая от нечего делать и от избытка денег стала проектировать. 

 

Впрочем, так казалось только поначалу. Дизайнер во многом опередила своё время. Скажем, с металлическими трубками Эйлин Грей начала работать уже с 1918 года (кресло Bibendum), тогда как знаменитый Ле Корбюзье показал первые образцы хромированной мебели лишь в 1928 году.

 

Одна из знаменитых инноваций Эйлин Грэй — кресло Bibendum  — одно из самых узнаваемых произведений дизайна XX века. Это кресло с регулируемой спинкой (положение работа-отдых), а форма самой спинки, по словам Эйлин Грэй навеяна шинами Michelin. Кресло было специально разработано для владелицы шляпного бутика, мадам Матье. Эйлин Грэй получила заказ на дизайн квартиры с пожеланием, что это должен быть «новый, оригинальный, инновационный проект».

 

Процесс занял четыре года (1917 — 1921) – был создан Bibendum, дизайн стен, ковры, мебель, светильники. Bibendum — относительно большой предмет – глубина 840 мм, высота 740 мм, видимая часть опоры — хромированная сталь. Кресло Bibendum было задумано как часть модернистского движения, которое полностью, принципиально отличалось от традиционных работ. Это не просто стилистическое новаторство – это ПРОГРЕСС. 

 

Свой первый (и самый известный) дом, Е 1027, Эйлин Грей построила, когда ей было пятьдесят лет. Тогда же она придумала и самую знаменитую вещь — столик с тем же названием из хромированных стальных трубок — популярнейшего у модернистов материала. Но почему-то никто и понятия не имеет, что большинство новейших «хайтековских» разработок вовсе не новы. И публика, регулярно посещающая мебельные выставки и восхищающаяся сложными металлическими конструкциями, знать не знает того, что все они были придуманы ещё в двадцатые годы.

 

Дом Е 1027. «Е» — первая буква имени Eileen, «10» — порядковый номер буквы «J», «2» — номер буквы «B», а «7» — первой буквы её фамилии. Буквы «J» и «B» принадлежат Жану Бадовичи – румынскому архитектору и писателю, самой длительной гетеросексуальной увлечённости Эйлин Грэй. Когда Эйлин и Жан познакомились, ей было около сорока, ему — почти вдвое меньше. Она — одинокая, замкнутая и необщительная, он — молодой, красивый, бедный и полный жизни. «Почему бы тебе не построить дом для своих вещей?» — как бы между прочим спросил её Жан, который мечтал о собственном доме, но никогда не мог себе его позволить.

 

Эйлин нашла великолепное место на Лазурном берегу и построила для него дом — на свои деньги, почти своими руками — и наполнила его вещами, среди которых Жану было бы удобно. «Как и музыка, работа имеет смысл только тогда, когда её свидетелем является любовь», — написала Эйлин Грей в записной книжке.

 

В их доме на берегу моря были парусиновые занавесы, блестящие металлические перила и ковры с морскими рисунками. На стене висела огромная карта с надписью «Счастливого плавания» и лампа, которая освещала карту ночью. Кожаное кресло «Transat» с металлическим каркасом было похоже на шезлонги, стоявшие на палубах трансатлантических лайнеров. Это кресло, как и всю остальную мебель, Грей сделала сама. Её вещи нельзя рассматривать по отдельности, они были настоящей семьей, живущей в доме. И, как люди, находились в постоянном движении: столы ездили по рельсам, табуретки служили лесенками, полки вращались на петлях, шкафы прятались и появлялись, с помощью зеркал и ширм одна комната превращалась в несколько… Всё здесь было рассчитано на долгую, комфортную и счастливую жизнь.  

 

Эйлин и Жан прожили в этом доме несколько лет. Всё это время у них не переводились гости, друзья Жана.

 

Когда приходил Корбюзье, Эйлин пряталась — она его стеснялась. Дом, в котором она надеялась укрыться от мира с любимым человеком, превратился в архитектурный салон, которые она так не любила. 

 

Однажды Эйлин собрала свою одежду и ушла, оставив Жану дом и всю мебель. С собой она захватила один только столик Е 1027. В их дом, вернее, уже дом Жана, продолжали приходить гости, особенно Корбюзье, которому Е 1027 очень нравился. Однажды он расписал стены, и корабль перестал быть чистым и белоснежным. Позднее Корбюзье включил эти работы в своё собрание, едва упомянув имя Эйлин Грей. Через несколько лет Корбюзье купил участок земли рядом с домом Е 1027 и построил на нём свою знаменитую «хижину», а после смерти Жана Бадовичи (дом был записан на него) выкупил и сам Е 1027. В некоторых биографиях Корбюзье говорится, что авторство дома и сохранившейся там мебели принадлежит ему. Эйлин не умела отстаивать свои права. Она была шокирована и ни разу после вторжения Ле Корбюзье не переступила порог своего бывшего дома. Она уже не чувствовала его своим.

 

Уйдя от Жана, Эйлин Грей построила себе другое жильё, потом оформила квартиру, но они никогда не нравились ей так, как «Дом на берегу моря». Любовь ушла из её вещей, хотя работать она не переставала. Когда Грей передали, что некоторые её вещи были проданы с аукциона за огромные деньги, она посчитала это полным бредом. Приглашения на свои собственные вернисажи она выкидывала, предпочитая приходить на выставки инкогнито (это было несложно — её почти никто не знал в лицо), встречаться с журналистами отказывалась и почти ни с кем не общалась. Незадолго до смерти она сожгла все свои письма и фотографии. Ей хотелось, чтобы после неё остались только её вещи…

 

«Будущие проекты света это только тени из прошлого»

 

…Хижина Ле Корбюзье в местечке Рокбрюн-Кап-Мартен считается национальным достоянием, за ней присматривают местные жители, и она почти никогда не пустует: студенты-архитекторы и дизайнеры едут сюда прикоснуться к «святыне». И никто не обращает внимание на дом Е 1027, расположенный буквально напротив. Когда-то похожий на горделивую белоснежную яхту, теперь он напоминает разбившийся о скалы корабль: последний его хозяин был убит в этих самых стенах, и с тех пор дом стоит заколоченным. Почитатели Ле Корбюзье не обращают на него внимания. Многие из них даже не слышали имени Эйлин Грей, гениального дизайнера, которая предвосхитила некоторые идеи своего знаменитого соседа и других коллег-современников.  

 

Они не знают, что мебель из стальных трубок — аскетичная и функциональная, по которой все начали сходить с ума в конце двадцатых годов, — Эйлин Грей делала гораздо раньше, а её столик Е 1027 за последние семьдесят лет скопировали и выпустили под своей маркой все, кому не лень…

 

Её репутация была восстановлена 31 октября 1976 года, в день её смерти, когда это событие было признано достойным для объявления по французскому национальному радио. Это был первый случай, когда имя Эйлин Грэй было произнесено в СМИ.

 

Биография Эйлин Грэй (Eileen Gray)

 

1878 — В местечке Brownswood, неподалёку от Enniscorthy в графстве Уэксфорд в Ирландии в богатой аристократической семье родилась Кэтлин Эйлин Мурена, младшая из пятерых детей, впоследствии взявшая фамилию матери – Грэй.

 

1900 — Обучается в Slade School of Art в Лондоне и посещает  Международную выставку в Париже.  

 

1902 — Вместе с друзьями из Slade School of Art  переезжает в Париж, где продолжает изучение живописи.

 

1905 — Возвращается в Лондон для ухода за своей больной матерью; начинает изучать технику лакировки на курсах в Сохо.

 

1906 — В Париже Эйлин Грэй занимается совместными исследованиями с японским ремесленником  Сеизо Сугаварой  (Seizo Sugawara).

 

1913 — Экспонирование работ на салоне Artistes Décorateurs — первый важный клиент — кутюрье Jacques Doucet.

 

1915 —  Во время Мировой войны живёт  в Лондоне и работает в студии Сугавара в Челси.

 

1919 — Вернувшись в Париж, Эйлин Грэй создает свой первый салон на  квартире на улице de Lota.

 

1922 — Открывается галерея Jean Désert Galerie в сотрудничестве с архитектурным критиком Жаном Бадовичи. Галерея продаёт ковры, мебель, предметы освещения, представлена трубчатая стальная мебель.

 

1923 — Экспонирование спальни-будуара Монте-Карло (Boudoir-bedroom de Monte-Carlo) на Салоне  Artistes Décorateurs. Хорошие отзывы прессы.  

 

1927 — Вместе с Жаном Бадовичи проектирует и строит E. 1027, дом на скалах в Roquebrune близ Монако.

 

1930 — Закрывается галерея Jean Désert . Эйлин Грэй и Жан Бадовичи представляют проект  E. 1027  на первой выставке Union des Artistes Modernes.

 

1932 — Начинается строительство второго дома, Tempe à Pailla.

 

1937 — Получает приглашение от Ле Корбюзье на участие  на экспозиции Temps Nouveaux в Париже в его павильоне. Эйлин Грэй отказывается и начинается долгий период забвения.

 

1940 — Во время Второй мировой войны вилла Tempe à Pailla разграблена, а квартира в Сен-Тропе, где Эйлин Грэй хранила большинство своих работ, подверглась бомбардировке. Оказавшись в изоляции в Провансе, Эйлин Грэй занимается рисованием и проектированием.

 

1954 — Начинается строительство третьего дома, Lou Pérou, неподалеку от Сен-Тропе.

 

1968 — После многих лет забвения, работы Эйлин Грэй являются предметом статьи Джозефа Рукверта в журнале Domus.

 

1970 — Выставки  Эйлин Грэй все чаще проводятся в Граце и Вене.

 

1972 — Возрождается интерес к Эйлин Грэй. Её вещи торгуются на аукционах (Jacques Doucet). Арам Зеев, Лондонский производитель мебели, воспроизводит три предмета мебели Эйлин Грэй.

 

1976 — Эйлин Грей умирает в своей квартире на улице Бонапарта в Париже.

 

Day BedMonte Carlo
Lota. BonaparteДом Е 1027

Эйлин Морей Грей (Eileen Gray) 1879 – 1976

Ирландская архитектор и дизайнер Эйлин Грей родилась 9 августа 1878 г. в богатой и многодетной аристократической семье. Свое образование начала в лондонской школе искусств «Slade School for Fine Arts in London». Изначально училась на художника, но заинтересовавшись техникой лакировки предметов, стала брать уроки у специалиста из Северной Японии, мастера Шигавара и начала проектировать мебель.

В 1919 году переезжает в Париж на постоянное место жительства, где в 1921 году совместно со своим возлюбленным архитектурным критиком Жаном Бодовичи открывает свой первый салон по адресу 217 rue du Faubourg Saint-Honore. В салоне были представлены авторская мебель, ковры и предметы освещения. В это время Эйлин Грей уже во всю использует трубчатую сталь при создании предметов мебели. До этого основным материалом было дерево. Начиная работать в стиле Ар Деко, Эйлин Грей отдает предпочтение стилю модерн.

На выставке французского искусства в Амстердаме в 1922 году Эйлин Грей представила двухцветный чайный столик, который получил признание архитектурной голландской группы «de Stijl», в честь которой и был назван позже.

« Я всегда любила архитектуру, больше чем что-либо, но не думала, что смогу ей заниматься». Эти слова, были сказаны Эйлин Грей, перед началом проектирования своей первой виллы в 1926 году. К 1929 году работы над знаменитым домом Е 1027 были закончены. «Этот дом построен для людей, которые любят работу, спорт и своих друзей.»

Дом проектировался под девизом «Минимум пространства, максимум комфорта!» и в результате получился небольшим, но продуманным до мелочей. Белоснежные стены, придающие воздушность и увеличивающие объем, разделение на приватные, гостевые и хозяйственные зоны, расположение террас и окон, учитывающие климатические особенности местности.

Всю мебель для этой виллы Эйлин проектировала сама и мир узнал кресла «Transat», прикроватный столик Е 1027, барные стулья №1 и №2, чайный столик Rivoli и зеркало Castellar. Подробнее об этих и других предметах мебели разработанных Эйлин Грей читайте тут.

В 1930 году Эйлин Грей и Жан Бодович представляют проект Е 1027 на выставке Union des Artistes Modernes.

В 1932 году из-за размолвок с Жаном Эйлин покидает виллу, забирая с собой лишь одежду и столик Е 1027. Начинается строительство второй виллы Tempe a Pailla.

В апреле 1938 года, Ле Корбюзье (хороший знакомый Жана Бодовича), после проживания в Е 1027 пишет Грей письмо. «Те несколько дней, проведенных в Вашем доме, заставили меня ценить редкий дух, диктующий всю его организацию, как внутри, так и снаружи, и придающий современной мебели и оборудованию столь достойную, очаровательную и полную остроумия форму».

Однако, уже через месяц, заручившись поддержкой Бодовича, он начал расписывать белоснежные стены виллы серией фресок. Эйлин Грей назвала действия Ле Корбюзье «актом вандализма». После войны, в 1949 году, Ле Корбюзье издал фотографии своих фресок, не упомянув имени Эйлин Грей, а чуть позже включил обстановку виллы Е 1027 в свой каталог.

Аристократичная гордость, природная скромность, неумение или нежелание отстаивать свои права и интересы позволили более предприимчивым «коллегам по цеху» заслонить Эйлин Грей своими могучими спинами практически на тридцать лет.

В 1968 году на творчество Эйлин Грей обратил внимание авторитетный журнал Domus, что возобновило интерес к её работам. После статьи Джозефа Рукверта, про Эйлин Грей вспоминают все чаще и чаще, проводятся её персональные выставки в Вене и Граце, её мебель появляется на аукционах.

В 1972 году Королевское общество искусств в Лондоне присвоило ей звание «Королевского дизайнера промышленности», а в 1973 году основатель и владелец шоурума дизайна “Aram Store” в Лондоне – Арам Зеев, обратился к ней с предложением о сотрудничестве и запуске производства её мебели. Эйлин Грей лично контролировала все стадии подготовки к производству, внося все необходимые коррективы. Чуть позже, став её другом, Арам Зеев получил эксклюзивные права на воспроизведение предметов интерьера по ее эскизам.

Внезапное признание пугало Эйлин Грей, она не посещала свои выставки и игнорировала журналистов. Незадолго до смерти она сожгла практически все свои фотографии и переписки, оставляя потомкам лишь свою мебель.

Сегодня объекты по дизайну Эйлин Грей производит немецкая компанией ClassiCon, получив от Арама Зеева сублицензию. Оригиналы же занимают заслуженное место в коллекциях лучших музеев современного искусства и дизайна.

31 октября 1976 года в возрасте 97 лет Эйлин Грей скончалась в своей квартире. Эйлин Грей – женщина носившая в юности корсет, рожденная при правлении королевы Виктории, пережившая две мировые войны, видевшая высадку человека на Луну и марши хиппи на центральных улицах Парижа, оставила потрясающее наследие. Созданные ею в начале двадцатого века вещи, остаются актуальными и в начале века двадцать первого.

Статью подготовила Зоя Ти

Статьи о творчестве Эйлин Грей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Биография Эйлин Грей — информация для продавцов и покупателей

Эйлин Грей

Браунсвуд 1878 — Париж 1976 г.

Дизайнер Эйлин Грей, родившаяся в 1878 году, была одной из пяти детей богатой ирландской семьи. Между 1898 и 1902 годами Эйлин Грей училась в Школе изящных искусств Слэйд в Лондоне, а также работала в мебельной мастерской, где познакомилась с азиатскими лаками, которые положили начало делу ее жизни. В 1900 году Эйлин Грей впервые поехала в Париж; между 1902 и 1905 годами она посещала курсы в École Colarossi и Académie Julian.В 1907 году Эйлин Грей переехала в Париж на рю Бонапарт, 21, где она прожила всю оставшуюся жизнь.
У японского мастера Сэйдзо Сугавара Эйлин Грей изучила японские техники нанесения лака. Примерно в 1910 году Эйлин Грей начала изготавливать складные лакированные ширмы. В 1913 году она впервые показала свои работы в Salon des Artistes Décorateurs, где привлекла внимание кутюрье и коллекционера Жака Дусе, который стал первым крупным клиентом Эйлин Грей.
В 1919 году Эйлин Грей получила заказ на разработку всего интерьера квартиры мадам Матье Леви на улице Рю де Лота.В 1922 году Эйлин Грей открыла Galerie Jean Désert, где продавала лакированные столы и ширмы. В 1920-х годах Эйлин Грей познакомилась с голландской авангардной группой De Stijl и их абстрактными геометрическими работами. В то же время французский архитектор Жан Бадович познакомил ее с современной архитектурой.
На собственные работы Эйлин Грей сильно повлияла современная архитектура, и она начала проектировать строго функциональную мебель. С 1926 по 1929 год Эйлин Грей и Бадовичи спроектировали собственный дом в Рокебрюне: E-1027.Для этого дома Эйлин Грей спроектировала очень современную мебель, в том числе знаменитый журнальный столик E-1027 с круглой стеклянной столешницей и трубчатой ​​стальной рамой. В 1930-31 годах Эйлин Грей проектировала мебель для квартиры Жана Бадовичи. В 1934 году в Кастелларе был построен их дом Tempe e Pailla. В 1937 году Эйлин Грей выставила свои работы в «Павильоне времен модерна» Ле Корбюзье. После этого об Эйлин Грей было слышно немного больше; ее работы были обнаружены только в 1970 году. Некоторая мебель, которую она спроектировала, была переиздана Classicon.


Эйлин Грей Интернет

Художественные ссылки Эйлин Грей


Eileen Gray Works Online

Категории и аннотации



Коммерческие галереи: Галереи: Мы приглашаем вас зарегистрироваться и разместить свой сайт (эта услуга бесплатна)
Оригинальные работы Эйлин Грей доступны для покупки в художественных галереях по всему миру


Музеи и публичные художественные галереи по всему миру:
Музей дизайна, Лондон, Великобритания

Музей Метрополитен, Нью-Йорк НОВИНКА!

Музей современного искусства, Нью-Йорк
Включает биографическую информацию о художнике

Каталог музея Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд
Пирог Шезлонг , 1919-20


Art Market:
(e. г. записи прошлых продаж на аукционе; сайты с примерами подписи художника)
Архив прошлых продаж Christie’s
(база данных восходит к 1991 году; изображения относятся к 1999 году)

Sotheby’s Sold Lot Archive
(база данных восходит к 1998 году; изображения, разрешенные авторским правом, доходят до назад в 2001 году)


Фотографии из архивов изображений:
World Visit Guide (ранее Insecula)

Дополнительные инструменты поиска изображений:
(для SafeSearch установлено значение «strict»; перейдите в Advanced Search (Flickr / Google) или Preferences (Bing), чтобы изменить)



Разные сайты:
Музей виртуального дизайна IDE


Статьи и справочные сайты:
Список имен художников Союза (Музей Гетти)
Справочный лист с основной информацией о художнике и указателями на другие ссылки.

The Magazine Antiques
Изображение 7 в слайд-шоу — кресло Эйлин Грей


Книги «Загляните внутрь» и «Ищите внутри» на Amazon
Загляните внутрь Книги: Выбранные из перечисленных ниже книг отсканированы в высоком разрешении. Текст хорошо читается, а художественные репродукции варьируются от среднего до превосходного. Не упустите тот факт, что вы обычно можете увеличивать масштаб через раскрывающееся меню «Просмотр» в верхнем ряду Amazon Online Reader.
Поиск внутри Книг: То же, что и «Заглянуть внутрь», за исключением того, что вся книга отсканирована, а текст полностью доступен для поиска . Это невероятный ресурс для исследований и особенно для предварительного просмотра книги при принятии решения о покупке.
Примечание: Некоторые функции «внутреннего поиска» доступны только для людей, вошедших в учетную запись, ранее сделавшую покупку на Amazon.
поиск внутри

Эйлин Грей заглянуть внутрь

Эйлин Грей заглянуть внутрь

Эйлин Грей: архитектор / дизайнер

Эйлин Грей — 135 лет | Дизайнеры и книги

Самобытный, но сложный дизайнер мебели, интерьеров и архитектуры Эйлин Грей (1878–1976) родилась 135 лет назад, 9 августа.За неделю, оглядываясь на основные моменты 2013 года на стыке дизайна и книг, мы отмечаем две новые книги и некоторые факты о Грее.

Норман Вайнштейн, который ранее в этом году рассмотрел новое дополнение к библиографии Грея как «Известную книгу дизайна 2013 года», отмечает: «Считайте Грея Эмили Дикинсон дизайна: замкнутый, одновременно древний, современный и вневременной, неустанный вопрошающий об традиционной эстетике. мудрость и одиночка за пределами простой категоризации ».

Эйлин Грей, кресло «Змея» или «Дракон», около 1920–1922 годов, кожа и лакированное дерево с серебряной фольгой.Фотография: Christie’s, Лондон. Из Эйлин Грей: Предметы и дизайн мебели, введение Кармен Эспегал; Сандра Дакс, изд. (2013, Ediciones Poligrafa). Стул был продан на аукционе в 2009 году за 28 миллионов долларов, что стало рекордом для мебели XX века.

Грей, родившаяся в Ирландии, изучала искусство в Лондоне, прежде чем поселиться в Париже в 1907 году, где она производила лакированные ширмы и предметы интерьера, начав семидесятилетнюю карьеру в пользу пользующейся большим спросом работы, которую она описала как «соответствующую нашему существованию пропорционально в наши комнаты и в соответствии с нашими стремлениями и чувствами.Ее проекты, некоторые из которых широко воспроизводятся, включают лампы, зеркала, столы и стулья (в том числе один под названием «Стул нонконформизма»).

Эйлин Грей, подвесной светильник Satellite, 1919 год, алюминий кремового цвета. Фото: Архивы Эйлин Грей. Из Эйлин Грей: Предметы и дизайн мебели, введение Кармен Эспегал; Сандра Дакс, изд. (2013, Ediciones Poligrafa)

Занимаясь архитектурой (самоучка) в 1926 году, Грей известна своей модернистской виллой для отдыха, которую она спроектировала и построила в Рокебрюн-Кап-Мартен, на французском Средиземноморье, в 1927–1929 годах вместе со своим возлюбленным, архитектором и журналом. редактор Жан Бадовичи.Грей назвал дом E. 1027 («E» означает «Эйлин», где цифры «10» и «2» означают «J» и «B» — инициалы Бадовичи — и 7 вместо «G», что означает «Серый, В соответствии с расположением букв в алфавите) и обставила его своими собственными работами, в том числе культовым регулируемым столом E1027. Дом, у которого была мрачная история (позже Грей расстался с Бадовичи и переехал дома), пришла в негодность и в настоящее время проходит кропотливую и трудоемкую реставрацию. Вилла также знаменита фресками, добавленными в 1930-х годах Ле Корбюзье, которым восхищался Бадовичи и который был поклонником Грея (по некоторым данным, он даже завидовал ей), что, как сообщается, к большому разочарованию Грея.

Эйлин Грей, Регулируемый стол E1027, 1927 г., хромированная трубчатая сталь и стекло. Стол, высоту которого можно регулировать, был представлен в доме Grey, спроектированном на юге Франции вместе с Жаном Бадовичи, под названием E. 1027, и является ее наиболее часто воспроизводимым дизайном. Репродукция, изображенная здесь, принадлежит компании Design Within Reach по лицензии на производство компании Aram Designs Ltd.

Ирландско-бельгийский художественный фильм под названием Цена желания , в котором исследуются отношения Грея, Бадовичи, Ле Корбюзье и Марисы Дамии, еще одной любительницы Грея, планируется выпустить в начале 2014 года.

Фильм, в главных ролях швейцарский актер Винсент Перес, ирландская актриса Орла Брэди и канадско-американская певица и автор песен Аланис Мориссетт, описывается как рассказывающая «противоречивую историю о том, как Ле Корбюзье стер и лишил Эйлин Грей моральное право быть признанным автором. ее работы и как одно из самых сильных и влиятельных источников вдохновения столетия современной архитектуры и дизайна.”

2013 год включал ретроспективную выставку работ Грея, представленных весной 2013 года в Центре Помпиду в Париже, и сопроводительный каталог, отредактированный куратором выставки Клоэ Питио. (Выставка в настоящее время находится в Ирландском музее современного искусства до 19 января 2014 года.) Также в 2013 году Poligrafa выпустила обзор предметов и дизайна мебели Грея, представленный архитектором Кармен Эспегель, которая много писала о Грее. . Две другие публикации по Грею появляются на Designers & Books , включая стандарт среди многих книг, написанных о дизайнере, монографию Кэролайн Констан, опубликованную Phaidon.Исследование, проведенное режиссером Питером Адамом, который был давним другом Эйлин Грей, фигурирует в списке книг Designers & Books , составленном архитектором Джин Ганг.

Эйлин Грей @ Центр Помпиду

Эйлин Грей, Fauteuil Sirène , около 1919 г. , лес Лак, велюр © фото: Энтони ДеЛоренцо .

Au même titre que Le Corbusier or Mies Van Der Rohe, Эйлин Грей, фигура архитекторов и дизайнеров, продвигающая марки XXème siècle et défini la modernité.

Dans un Universe Artistique бис большого размера, дом для мужчин, Эйлин Грей в авангардном искусстве. Créatrice totale, elle nourrit aujourd’hui encore l’inspiration de toute une génération d’artistes, ses champs d’action allant de la photography au textile, de la peinture au laque jusqu’à l’architecture.

«Le futur projette la lumière, le passé seulement des nuages»: c’est avec cette détermination resolue qu’Eileen Grey s’est Pleinement inscrite dans cet élan moderne.Peintre de Formation, autodidacte dans beaucoup d’autres domaines, libre avant tout et évoluant loin des consformismes, Эйлин Грей, созданная для проектов jusqu’à la fin de sa vie et laissera derrière elle plus de soixante-dix ans de creation. Elle n’a jamais développé de production industrial et toutes ses sont donc unique et d’autant plus rares. Сын шеф-повара, манифест модерна, рестера на вилле E 1027, conçue à Roquebrune-Cap-Martin en 1926, соучастник avec l’architecte roumain Жана Бадовичи.

L’exposition éclaire le parcours et le travail d’une artiste qui a su lier une prodigieuse виртуозная техника неповторимой силы поэтической неповторимой, с превосходными нотами, dans le laque et le Textile, mais aussi dans une nouvelle concept de l’espace et du rapport au meuble et à l’objet.

Каталог и альбом (двуязычный) выставки Эйлин Грей опубликованы как издательства Центра Помпиду, по направлению Клоэ Питио, комиссара выставки.

Эйлин Грей, paravent en briques, 1919–1922, bois laqué noir, особая коллекция, любезно предоставлена ​​Galerie Vallois, Париж © фото: Vallois-Paris-Arnaud Carpentier .

Эйлин Грей, кабинет с поворотными кругами, 1926–1929, лес пейнт, мобильный провенант виллы E 1027, Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж © Центр Помпиду / фото: Жан-Клод Планше.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*