Ээро аарнио: дизайнер лучшего и вечного • Интерьер+Дизайн

дизайнер лучшего и вечного • Интерьер+Дизайн

Пионер пластика, живой классик финского дизайна Ээро Аарнио (р. 21 июля 1932 г., Хельсинки) — автор объектов не просто культовых, а вневременных. Его дизайн уже давно не привязан к 60-м годам XX века и адекватно существует в современном интерьере.

По теме: Юкка Саволайнен: 5 знаковых фигур финского дизайна

Он называет себя международным дизайнером и не соотносит себя с культурой финского дизайна, но ведет вполне финский образ жизни — на берегу озера в собственном доме с огромной мастерской (дом создан по его собственному проекту, и это его единственный архитектурный опыт).

Кресло Formula. Eero Aarnio Originals.

Учился Аарнио в 1954—1957 годах в Институте прикладного искусства в Хельсинки. Начинал карьеру, работая на крупную финскую компанию Asko. В карьере Аарнио важен опыт работы в мастерских крупнейших финских дизайнеров: Илмари Тапиоваара и Антти Нурмесниеми (Antti Nurmesniemi). От них дизайнер, по его словам, научился жесткой, почти военной дисциплине в проектировании (Тапиоваара делал, среди прочего, мебель для финской армии), и способности выдерживать сроки проектов: «в 50-е годы, чтобы успеть послать работу на конкурс до полуночи, нужно было мчаться в аэропорт, только там можно было купить почтовые марки в позднее время».   

Стол Parabel и cтулья Focus.

Аарнио открыл собственную студию в 1962 году. Независимым и успешным дизайнером его сделало кресло Ball в 1963-м. На создание хита подтолкнула жизнь: маленькие дети и необходимость содержать семью. Первый экземпляр был сделан вручную.

Ээро Аарнио в 1960-х. Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.

«Когда я продумывал дизайн cферического кресла, мне, в первую очередь, предстояло понять, каким образом я смогу изготовить саму форму и какие материалы при этом возможно использовать. Брат моей жены, который занимался производством самолетов-глайдеров, убедил меня, что такое кресло изготовить возможно с помощью авиатехнологий, и обещал помочь.

С размером кресла было определиться довольно просто. Я сел на табурет и попросил жену провести арку на стене прямо надо мной. Это и был правильный диаметр.

Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.

Далее была создана круглая форма из фанерных «меридианов» и «параллелей» наподобие глобуса. Ее покрыли бумагой, пропитанной так называемым «жидким стеклом», или силикатом натрия. После недельной просушки оказалось, что поверхность повело, она была катастрофически неровной. Пришлось делать повторную заливку с более нежной бумагой: использовали вымоченные в жидком стекле газеты и даже туалетную бумагу. Следующая версия уже была настолько хороша, что мы смогли приступить к заливке стекловолокном.

Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.

Кресло обрело невероятную прочность и упругость. Потом его отправили в обивочный цех  на фабрику Artek, и оно вернулось готовым в мой дом. Самое первое кресло Ball до сих пор стоит у меня в фоей, только цвет поменялся с серого на белый».   

Кресло Ball. Детская модель. Eero Aarnio Originals.

То первое кресло представила компания Asko в 1966 году на выставке в Кельне. Успех был ошеломительным. За неделю выставки его заказали покупатели из 30 стран. Cегодня знаменитое Ball фигурирует в голливудских кинолентах («Марс атакует», «Люди в черном» и пр.) и в самых разнообразных домах — от американских кинозвезд до финского президента и князей Монако. А объекты Аарнио давно пополнили коллекции крупнейших музеев мира: нью-йоркского MoMA, лондонского V&A, Музея дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне.

Кресло Ball. Eero Aarnio Originals.

Аарнио смог продолжить карьеру независимого дизайнера. С тех пор он работает в одиночку, без приглашенных стажеров. Он обходится без компьютера, предпочитает карандаш и бумагу, полномасштабные модели выполняет на огромном столе в собственной мастерской.

Детский стул Puppy. Magis.

Cветильник Ring. Eero Aarnio Originals.

До сих пор обожает «примитивные эксперименты» в работе с формами — сразу старается воспроизводить их в натуральную величину. Аарнио называет это одной из главных своих отличительных черт: он стремится работать с материалами будущего, с формами будущего, но при этом сохранять традиционные методы производства. «Я стараюсь рисовать вещи в масштабе 1:1, это сразу дает представление о многих деталях». 

Кресло Bubble. Eero Aarnio Originals.

 Вместе с тем он старается создавать такие формы, которые будут выразительными вне зависимости от их размера, часто делает версии кресел для детей (тот же Ball) или превращает стойку для одежды в подставку для ювелирных украшений, просто изменив масштаб. 

Кресло Bubble. Детская версия. Eero Aarnio Originals.

 Его увлеченность современными материалами и технологиями сильна до сих пор. «К работе с деревом я смог приступить только недавно. Дерево никогда не интересовало меня: из него было невозможно создать новую эстетику формы, к которой я стремился, для этого подходил только пластик. Сейчас же появились станки, которые могут обрабатывать дерево в любом направлении и под любым углом, нужно исследовать эти возможности». 

Ээро Аарнио и деревянный прототип мебели для сада.

Знаменитый дизайнер живет со своей женой Пиркко больше 50 лет, у них двое детей и много внуков. «Мне пришлось перестраивать свой дом, чтобы вся семья могла разместиться во время праздников. Недавно у нас собралась большая часть — 12 человек». Он не скрывает своего трепетного отношения к детям, и дизайн для детей занимает важную часть в его проектах (модели Poni, Tipi, Puppy, Rosinant).  

Кресло Pony. Eero Aarnio Originals.

Кресло Pastil. Eero Aarnio Originals

Аарнио всегда оставался верен собственному стилю: яркий открытый цвет, сильный игровой элемент, причудливость формы. Созданные в 60-е годы кресла Bubble, Tomato, Pastil близки по духу дизайну 90-х и начала 2000-х годов — Formula, Cognac XO, Soap. За счет универсальной выверенной формы и прочного материала Аарнио удалось избежать ассоциаций исключительно с эпохой поп-арта. 

Ээро Аарнио в своей мастерской.

В 2016 году была создана фирма Eero Aarnio Originals. Компания занимается производством вещей по дизайну Аарнио и их дистрибуцией по всему миру. Управляет ею давний друг дизайнера. «Я не могу подсчитать, сколько подделок моих работ сейчас по всему миру. Известно, что в Китае произвели как минимум 3000 копий и тут же их распродали». 

Столики Screw. ​Eero Aarnio Originals. ​

Сейчас предметы по его дизайну продаются более чем в 60 странах мира. Аарнио проектирует мебель, светильники и аксессуары, пробует себя в ювелирном искусстве, мечтает создать электромобиль и индустриальный сборный дом. 

 

Ээро Аарнио: дизайн космической эры

22 июня 2017 г.

«Дизайн – это обновление, поиск новых горизонтов и постоянная эволюция» – это кредо финского дизайнера Ээро Аарнио, которому в этом году исполняется 85 лет. Известный как один из представителей Space Age Design – направления в архитектуре, моде и дизайне 60-х годов, а также поп-культуры, Аарнио создал несколько настоящих икон мебели второй половины XX века.

Ээро Аарнио в самом начале своей карьеры стал экспериментировать с яркими цветам и, особенно, формами, порвав со многими предшествующими дизайнерскими концепциями. И именно в формах его произведений проявились две основные парадигмы дизайна Space Age: выбор чистых геометрических форм, таких как сфера и куб, и стремление преобразовать их в динамичные и извивающиеся, органические, близкие к природе. Именно так появились кресла, которые заняли достойное место на террасах и в домах знаменитостей, а также на обложках журналов.

 «Это был 1962 год, я был фрилансером без работы, с женой и двумя детьми и решил создать большое, вместительное и простое кресло.  Я раздумывал и делал эскизы, постепенно это кресло приобрело форму, немного похожую на сферу, и тогда я спросил себя – почему бы не абсолютно сферическое кресло?» – так рассказал о своём первом произведении дизайнер в интервью журналу Blue Wings в 2001 году.

Кресло Globe  стояло на самом видном месте в доме Аарнио, когда к нему в гости пришёл представитель компании Asko. Кресло Globe из жёлтого спрессованного стекловолокна в виде большое полой сферы, на алюминиевой ножке и обитое чёрным бархатом внутри, с подушками на сиденье и спинке, выглядело впечатляюще. Огромную популярность оно завоевало в 1965 году, после мебельной выставки в Кёльне. В эпоху космической гонки, гениальное изобретение Аарнио быстро завоевало своё место на орбите финского и мирового дизайна мебели.

В то же время, дизайнер одним из первых начал работать со стеклопластиком, который тогда использовался только для строительства лодок, а также с полипропиленом и акрилом. В 60-е годы именно эти материалы дали ему возможность изменить традиционное видение дизайна мебели.

Так, в 1968 году Ээро Аарнио создал кресло Bubble, которое быстро стало классикой индустриального дизайна благодаря использованию всё тех же передовых материалов – акрила на стальной раме для корпуса и полиуретана для подушек. Это подвесное кресло, парящее в воздухе как мыльный пузырь, стало героем огромного количества фотосъёмок. Сферическая форма Bubble представляет собой природное начало, ещё и потому что кресло было создано с помощью классической технологии выдувания стекла.

«Это характерная черта многих людей – свернуться калачиком и спрятаться, так же, как и заложенное в человеческой природе желание качаться на качелях и веселиться» – так объясняет популярность этих кресел их создатель.

Более сложными и футуристичными формами обладает кресло Pastilli из оранжевого спрессованного стекловолокна с добавлением полиэстера. Спинка, сиденье и подлокотники были созданы благодаря «сплющиванию» сферической формы.

Похожей формой обладает и знаменитое кресло Formula, на создание которого Аарнио был вдохновлён победой гонщика Мики Хаккинена.

Источниками вдохновения дизайнера также стал животный мир – реальный и фантастический, привидения – для дизайна ламп, болты – для журнального столика. Такие объекты, как динозавр Dino, пингвин Pingy, щенок Nuusku, и лошадка Pony, созданные для детей, стали знаковыми для поп- культуры.

При этом дизайнер всегда придерживался и придерживается классических принципов работы, творческий процесс начинается с бумаги и карандаша, и все рисунки создаются в масштабе 1:1, будь то кофейная кружка или зелёный динозавр Дино. Прорисовка последнего была невероятно сложной, Аарнио представил изображение в трёх аспектах – сверху, сбоку и спереди.

Если описать историю дизайна интерьеров ХХ века в двадцати объектах, то среди них обязательно окажутся кресла Ээро Аарнио, который благодаря своим разработками заслужил звание инноватора и пионера задолго до того, как эти слова стали модными.

Читайте также:

Скандинавские столпы

Ничего не вижу, ничего не слышу или мебель для интровертов 

Коллекция

— Ээро Аарнио Оригиналы

All Collectionaarnio originalsaarnio originals ball chairaarnio originals bubbleaarnio originals bubble chairaarnio originals formulaaarnio originals kuplaaarnio originals kuplatuoliaarnio originals pallotuoliaarnio originals pastilaarnio originals pastilliaarnio originals poniaarnio originals ponyaarnio originals rattanaarnio originals rattan collectionaarnio originals rottinkiaarnio originals ruuviaarnio originals screwaarnio originals tomaattiaarnio originals tomatoauthentic ball chairball chairballchairbubblebubble chaircopacabanacopacabana benchcopacabana tabledesign eero aarnioeero aarnioeero aarnio ball chaireero aarnio bubbleeero aarnio bubble chaireero aarnio copacabanaeero aarnio designeero aarnio formulaeero aarnio juttujakkaraeero aarnio kuplaeero aarnio kuplatuolieero aarnio mushroomeero aarnio originalseero aarnio originals ball chaireero aarnio originals parabeleero aarnio originals pastileero aarnio originals ponyeero aarnio originals rattaneero aarnio originals ruuvieero aarnio originals screweero aarnio originals tomaattieero aarnio originals tomatoeero aarnio originals wooden parabeleero aarnio pallo tuolieero aarnio pallotuolieero aarnio parabeleero aarnio pastileero aarnio pastillieero aarnio ponieero aarnio ponyeero aarnio rottinkieero aarnio ruuvieero aarnio ruuvipöytäeero aarnio screweero aarnio screw tableeero aarnio tomaattieero aarnio tomatoeero aarnio wooden parabelformulaformula chairformula tuoligenuine ball chairglobe chairhanging bubble chairkupla tuolikuplatuolileather ball chairmushroommushroom табуретгрибной столоригинальный мяч стулpallo tuolipallotuoliparabelобеденный стол parabelparabel большойparabel овальныйparabel pöytäparabel столикparabel smallparabel tablepastil стулpastillipastilli tuolipastillituoliponi tuoliponituolipony стулolipony стул из ротангамебель из ротангагриб из ротангаrottinkikalusteetruuvi pöytäruuvipöytäвинтовой столomaatti tuolitomaattituolitomato стул0003

РекомендуемыеЛучшие продажиВ алфавитном порядке: A-ZВ алфавитном порядке: Z-APЦена: от низкой до высокойЦена: от высокой до низкойДата: от новой до старойДата: от старой к новой

Ээро Аарнио. Основанная и базирующаяся в Финляндии, мы производим каждый продукт с любовью, из материалов высочайшего качества и тщательной ручной работы. Краеугольными камнями нашей коллекции являются Ball Chair, Bubble, Pastil и Pony. Взгляните на всю коллекцию классики ниже, начиная от легендарного стула Ball и заканчивая нашим новым членом семьи Kisu!

Мяч Стул 7.200€

пузырь 4.300€

Мини КИСУ 220€

Пастилка 1.900€

Кису 89€

Деревянная парабеля 1,390€

Кожаное кресло-мяч 8.300€

Парабель из 3. 500€

Винт из 1.900€

Пони 2.200€

Формула 2.800€

Гриб из ротанга Продано

Гриб из 750€

Помидор 2.300€

Копакабана 1.300€

Подарочная карта из 31€

Об Ээро — Eero Aarnio Originals

Глава 1
Об Ээро

Глава 2
Жизнь менее обычная

Глава 3
Интуитивное проектирование

ГЛАВА 1

Детство Ээро

С 6 лет Ээро Аарнио держит в руках карандаш. Выросший в рабочей семье, визуализация и использование рук были частью повседневной жизни. Выросший в Каллио в Хельсинки, одним из самых влиятельных мест для него была библиотека Каллио. Ээро помнит, как местная библиотека открыла ему глаза на большой мир, и он часами смотрел задокументированный журнал Life.

Однако детство дизайнера было омрачено Второй мировой войной, которая, можно утверждать, сделала его бесстрашным персонажем. Каллио был одним из наиболее обстреливаемых районов Хельсинки, и Ээро слышал свист бомб, задаваясь вопросом, как близко они упадут на этот раз. Все окна внутри города пришлось закрыть, чтобы бомбардировщики не видели городских огней. Открыв шторы после одной особенно тяжелой ночи, семья Аарнио заметила, что все окна выбиты. Бомба попала в близлежащий парк. Сейчас, вспоминая то время, все, что сейчас кажется трудным, кажется очень незначительным по сравнению с опытом, который он пережил во время войны. Позже Ээро научился не только справляться с неопределенностью, но и принимать ее.

Юный Ээро

В юности Ээро стал стажером в офисе архитектора Хейкки Сюсиметса. Позже это оказалось решающим моментом для успешной карьеры этого чрезвычайно любопытного дизайнера. Это было в офисе Сюсимеца, где ему предложили подать заявку на изучение архитектуры интерьера. Прислушавшись к совету, Ээро получил полный балл на вступительном экзамене в Институт промышленных искусств при Атенеуме в Хельсинки и был принят на изучение архитектуры интерьера как лучший абитуриент своей группы.

Во время учебы Ээро работал у двух известных финских дизайнеров, Илмари Тапиоваара и Антти Нурмесниеми. Благодаря им Ээро особенно научился дисциплине и тому, как укладываться в сроки. Он хорошо помнит, как они готовили работы к конкурсам, спеша на такси в аэропорт в последние часы дня, чтобы вовремя получить марку для отправки. Большинство конкурсных работ были доработаны и упакованы в машину в аэропорту.

После окончания учебы подал заявку на работу дизайнером на мебельную фабрику Asko в Лахти, Южная Финляндия. Спустя почти два года Ээро решил продолжить карьеру фрилансера и вернулся в Хельсинки. Несмотря на то, что его время в качестве штатного дизайнера в Asko было недолгим, наблюдая за плотниками и столярами, Ээро научился делать свою собственную мебель. В конце концов, он всегда хотел работать на себя.

Путь к прорыву

Его первая собственная работа была сделана на итальянском конкурсе дизайнеров мебели Cantú в 1959 году. Ээро помнит, как он создавал предметы в небольшом архитектурном отделе в Лааясало, когда у его жены Пиркко начались схватки. В офисе отошла вода, и маленькая семья, которой скоро исполнится три человека, срочно отправилась в больницу. На следующий день после долгой ночи у них родилась первая дочь. Ээро завершил конкурсную работу, состоящую из мебели для прихожей, стеллажей и сидений. Он занял третье место. Позже, в 1964, он выиграл первый приз в том же конкурсе с коллекцией офисной мебели из круглых фанерных стульев с роскошными кожаными подушками. Коллекцию взяла на производство итальянская мебельная фирма Cassina.

Первой работой Ээро Аарнио, замеченной в международных средствах массовой информации, был табурет из ротанга Mushroom, изготовленный ремесленной организацией Sokeva и представленный на Кёльнской мебельной ярмарке в 1962 году. конкурса, он отправился в Италию, чтобы установить контакты и работать на Cassina. Вся семья прыгала в свой Fiat 600 и ехала из Финляндии в Италию. Итальянцы считали Аарнио сумасшедшими, но семья любила путешествовать.

Вернувшись в Хельсинки, их дом превратился в небольшую лабораторию по разработке продуктов, где Ээро экспериментировал с новыми композитными материалами. Новые технологии и материалы сильно заинтриговали его. Эстетика лодок из стекловолокна и белых армированных пластиковых поверхностей очень понравилась Ээро, и он задумался… А что, если? В 1966 году на Кёльнской мебельной ярмарке было представлено кресло Ball. После ярмарки о его кресле Ball написала New York Times, а затем и другие международные СМИ. Международное внимание резко возросло, и эта инновационная работа была показана во всем мире. Эро знал, что путешествие всей жизни началось.

Интуитивный Ээро

С самого начала Ээро обладал замечательными навыками рисования и способностью воспринимать форму, но его также очень интересовали другие дисциплины, такие как фотография и графический дизайн. С самого начала в 1960-х годах он занимался моделированием и фотографией в студии Pietinen в Лауттасаари, а позже внимательно следил за всеми фотосессиями продуктов. На протяжении многих лет он также изучал эргономику сидения. Ээро всегда подходил к проектированию с очень характерным финским подходом, ставя на первое место функциональность. Даже после того, как его хвалили как дизайнера космической эры, стиль в его работах никогда не преобладал над содержанием. Визуальность и функциональность шли рука об руку.

 

Одним из наиболее значительных талантов этого легендарного дизайнера является способность придавать объектам выразительность и характер. Ээро представил мир игривых фигурок, говорящих на своем языке.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*