Джанпьетро кампана: Страница предмета

Рельефы Кампана | это… Что такое Рельефы Кампана?

Сцена борьбы Геракла с критским быком, найденная в 1812 году. Сейчас в музее Ватикана

Рельефы Кампана — древнеримские терракотовые или глиняные рельефы, датируемые серединой I век до н. э. — 1 пол. II век н. э. Названы в честь итальянского коллекционера Джанпьетро Кампана[1] — их первого собирателя и крупного знатока древнеримского искусства, который первый собрал, а также дал научное описание своей коллекции в 1842 году.

Рельефы украшали не только наружные стены зданий, но и использовались для украшений интерьеров. Принцип их компоновки во фризе на стены пока не ясен, так как плиты не выстраиваются в тематической последовательности. Возможно, они связывались только внутренней идеей, как это было в греческой архаике.[1] Массовое производство позволяло их использовать в качестве украшений храмовых комплексов, общественных и частных зданий. Традиция украшать рельефами постройки восходит к этрусскому храмовому строительству.

Рельефы изображают мотивы из мифологии и религии, а также повседневную жизнь римлян, пейзажи и различные орнаменты. Мастера изначально из красили, но к сожалению краска не смогла сохраниться до наших дней. Их производство и использование приурочено в основном к региону Лацио, а также к Риму и к его окрестностям. Производились в основном 5 различных типов рельефов, образцы которых можно найти практически во всех музеях мира с экспозициями римского искусства.

История

Джанпьетро Кампана (1857/58)

Иллюстрация из книги «Antiche opere in plastica» на которой изображена коллекция итальянского маркиза

На XIX век пришёлся бум археологических раскопок в странах Средиземноморья. Именно тогда плитки из терракоты и глины выходят на первый план в архитектурном контексте, в которых они были найдены. Ранее металлические и мраморные изделия искусства были более популярны у исследователей и коллекционеров, но ситуация изменилась в I половине века — растущий интерес всё чаще приобретают греческие и этрусские вазы, а также рельефы Кампана.

Первым коллекционером собиравшим терракотовые и глиняные плитки на различные сюжеты, а также сделавших их основными предметами своей экспозиции стал итальянский маркиз Джанпьетро Кампана ди Кавелли. Его влияние и репутация в археологии были так велики, что он был избран почётным членом Германского археологического института. В 1842 году он публикует книгу «Antiche opere in plastica», в которой публикует часть рисунков своей коллекции, а также впервые представляет научные исследование и описание рельефов Кампана. Впоследствии, именно в его честь и называют набирающие популярность у коллекционеров терракотовые и глиняные плитки с рельефами.

Коллекция рельефов маркиза Джанпьетро Кампана ди Кавелли в XIX веке являлась самой богатой и разнообразной среди всех частных собраний.

[2]

Маркиз ди Кавелли в течение 25 лет был директором римского ломбарда, на протяжении всех этих лет используя своё служебное положение он изымал из его кассы наличность, помещая под залог предметы из собственных коллекций. Деньги он тратил на приобретения новых предметов для своего собрания. Конечным результатом таких действий стал кризис ликвидности в Ломбарде; внезапная ревизия, проведенная в ноябре 1857 года, установила недостачу. За растрату государственных средств в 1859 году Кампана был приговорен к 20 годам галер. Коллекция маркиза была арестована и выставлена на продажу.[2]

На приобретение коллекции Кампана претендуют крупнейшие музеи мира. В период с 1859 по 1860 года правительства Англии, Франции и России вели переговоры о возможности приобретения тех или иных частей коллекции. В декабре 1860 года 15 предметов из собрания было приобретено английским комиссаром Ч. Робинсоном для Южно-Кенсингтонского музея. Россия же вела переговоры о приобретении всей коллекции рельефных плиток для Эрмитажа. 20 февраля 1861 года Степан Гедеонов, уполномоченный от имени российского императора, купил для Эрмитажа 767 предметов из собрания Кампаны, причём первому директору Императорского Эрмитажа, позволили выбрать многие лучшие работы.

[2][3]

В 1861 году французский император Луи-Наполеон Бонапарт приобрел 641 произведений из коллекции Кампана.[3]

Литература

  • Hermann von Rohden, Hermann Winnefeld: Architektonische Römische Tonreliefs der Kaiserzeit. Verlag W. Spemann, Berlin und Stuttgart 1911 Digitalisat des Text- und des Bildbandes weitere Digitalisierung
  • Adolf Heinrich Borbein: Campanareliefs. Typologische und stilkritische Untersuchungen. Kerle, Heidelberg 1968 (Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung, Ergänzungsheft 14)
  • Rita Perry: Die Campanareliefs. von Zabern, Mainz 1997, ISBN 3-8053-1827-8 (Katalog der Sammlung Antiker Kleinkunst des Archäologischen Instituts der Universität Heidelberg, Band 4)
  • Marion Rauch: Bacchische Themen und Nilbilder auf Campanareliefs. Leidorf, Rahnden 1999; ISBN 3-89646-324-1 (Internationale Archäologie, Band 52)
  • Anne Viola Siebert: Geschichte(n) in Ton. Römische Architekturterrakotten. Schnell + Steiner, Regensburg 2011, ISBN 978-3-7954-2579-1 (Museum Kestnerianum 16)

Примечания

  1. 1 2 Шедевры античного искусства. Из собрания государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
  2. 1 2 3
    «Субъективный фактор» реформы высшего образования во Франции эпохи Второй империи: Коллекция маркиза Джанпьетро Кампана ди Кавелли
  3. 1 2 Знаменитые музеи мира. История Лувра

Связать?

Петербург отдает дань уважения маркизу Кампане

ВыставкиСанкт-Петербург Россия

№75

Материал из газеты

Вадим Михайлов

25.07.2019

Голова и часть туловища льва. V век до н.э.

Фото: Государственный Эрмитаж

Это принципиальный проект для Государственного Эрмитажа. Музей отдает должное одному из своих «прародителей». Имя маркиза Джанпьетро Кампаны ди Кавелли (1808–1880) гораздо меньше на слуху, чем Генриха фон Брюля, Иоганна Гоцковского, Пьера Кроза, Роберта Уолпола, то есть тех, чьи коллекции покупала Екатерина II. В 1861 году благодаря усилиям Степана Гедеонова, специального представителя Александра II по международному культурному сотрудничеству, из бывшего собрания Кампаны в Эрмитаж поступило более 500 античных ваз, 139 бронз, ювелирные изделия, 9 перенесенных на холст фресок на темы «Метаморфоз» Овидия художников школы Рафаэля и 77 мраморных скульптур, в том числе 1000-пудовый римский «Юпитер» конца I века н.э. Именно после этой покупки Эрмитаж стал большим европейским музеем, а Гедеонов был назначен его директором. 

Апулийский кратер. 380–365 гг. до н.э.

Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка подготовлена в тесном сотрудничестве с Лувром, где она прошла в начале года. Так получилось, что два музея оказались держателями основной части собрания Кампаны, которое в лучшие годы насчитывало 12 тыс. произведений искусства — от античных статуй до картин и майолики эпохи Возрождения. Лувру досталось античное золото, собрание древнегреческой керамики и внушительное количество полотен итальянских мастеров XV–XVI веков. 

Судьба маркиза, история его жизни с этической точки зрения — важная часть выставки. Он был главой ссудной кассы Ватикана, или, как ее еще называли, папского ломбарда. Именно Кампана придумал давать деньги под залог произведений искусства. Невозврат кредитов и тогда был делом обычным. Постепенно сложилась уникальная коллекция, которая показывалась публично и называлась музеем Кампаны, поскольку, вероятнее всего, была оформлена на самого маркиза, хотя и считалась собственностью ломбарда Ватикана. Дело в том, что в 1852 году Кампана предлагал ее Николаю I для только что построенного Нового Эрмитажа. Но не сошлись в цене. К 1857 году маркиз окончательно спутал личное и государственное и опустошил казну папского ломбарда из-за своей страсти к искусству. Его осудили на 20 лет тюрьмы. Вскоре, однако, Ватикан сжалился и заменил лишение свободы конфискацией имущества и высылкой из Рима. Гуманные были нравы! Ну а чтобы вернуть деньги ломбарду, коллекцию Кампаны распродали. Лувр и Эрмитаж стали основными приобретателями, некоторые предметы попали в Британский музей и Музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), в музеи других европейских стран и частные собрания.

Афродита и Эрот. Римская копия с греческого оригинала.

Фото: Государственный Эрмитаж

В Эрмитаже выставлено 400 произведений. Кроме Лувра, в выставке участвуют также римские Капитолийские музеи, музеи Нанта и Авиньона, частные коллекционеры из Италии и Франции. 

Среди самого примечательного из российского музея — уже упомянутый «Юпитер» (который, конечно, никуда из зала, носящего его имя, не двинулся), статуя «Афродита с Эротом», бюст Антиноя и «Царица ваз» — чернолаковая желобчатая гидрия с рельефными изображениями богинь, богов и животных. Из Лувра за античность отвечают фрагмент «Алтаря мира», фреска «Весна» и бюст Ариадны.

Глиняный «Саркофаг супругов» был сделан в VI столетии. Фаянсовая тарелка «Похищение Европы» создана урбинским мастером Ксанто Авелли в середине XVI века.  

Государственный Эрмитаж
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
17 июля – 20 октября

Подписаться на новости

Государственный Эрмитаж

Елена Проничева: «Мы не „музей современного искусства“»

Новый генеральный директор Государственной Третьяковской галереи рассказала о планах развития музея в регионах и своих взглядах на музейную стратегию в целом

25.04.2023

Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала

Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов

12.05.2023

Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50

Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим

04.05.2023

Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50

Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую

04.05.2023

«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ

Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры

15.05.2023

Венера Боттичелли в образе инстаграмного инфлюэнсера вызвала шквал критики

Рекламная кампания с использованием ренессансного шедевра, продвигающая туризм в Италию и знаковые достопримечательности страны, произвела обратный ожидаемому эффект

28.04.2023

Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому

Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре

04. 05.2023

Джампьетро Кампана собрал величайшую частную коллекцию своего времени, а затем потерял партию

Итальянский коллекционер XIX века Джампьетро Кампана находится в центре внимания крупной выставки в Музее Лувра, открывающейся сегодня (7 ноября). Тысячи произведений, собранных этим гигантом истории искусства, обогатили музеи по всей Европе. На выставке представлено около 500 артефактов, в том числе 300 из фондов Лувра — крошечная часть собранной им коллекции.

Воссоединяя многие из этих работ, выставка призвана показать, как коллекционер хотел собрать и показать «преемственность итальянской культуры с момента ее зарождения во времена возвышения зарождающейся нации», — говорит куратор Лоран Хаумссер. Среди выставленных на обозрение греческих ваз и римских мраморных фигур, таких как Венера и Эрос, позаимствованные из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, а также терракотовый бюст из Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Одним из самых ярких объектов является гигантский бронзовый палец из собственной коллекции Лувра, который, как выяснилось ранее в этом году, принадлежал статуе императора Константина в Капитолийском музее. Парижский музей заявил, что готов на постоянной основе протянуть руку музею в Риме, у которого уже есть рука и голова императора.

Кампана родился в 1809 году и, как и его отец и дед до него, стал директором банка Монте-ди-Пьета в Риме. Он был сообразительным бизнесменом, владевшим типографией и мраморным карьером, которые пригодились для его главной страсти, которой, как и у его предков, было коллекционирование. Он начал коллекционировать в свои 20 лет, выбирая артефакты из археологических раскопок на территории его семьи во Фраскати, недалеко от Рима. Его коллекция древностей стала известна на всем континенте, и вскоре он пополнил ее итальянскими картинами, приобретенными из коллекции французского кардинала Жозефа Феша.

Большая бронзовая цифра Колосса Константина Фото © RMN/Herve Lewandowski

Но в 1857 году Кампана был заключен в тюрьму за растрату, а затем отправлен в ссылку. Его коллекция была конфискована и вскоре после этого выставлена ​​на продажу папой Пием IX. Один из представителей царя Александра II отобрал впечатляющие вазы и мрамор, которые сейчас находятся в Государственном Эрмитаже, а Музей Виктории и Альберта (тогда Музей Южного Кенсингтона) приобрел набор прекрасных итальянских скульптур и майоликов. Но основная часть коллекции была куплена Наполеоном III, и около 12 000 экспонатов были отправлены в Лувр, хотя сотни произведений, в основном итальянские картины 14-17 веков, позже были разогнаны по провинциям.

Избранные произведения из обширного собрания Кампаны теперь воссоединены, демонстрируя широту и глубину одной из великих частных коллекций. Выставка организована совместно с Государственным Эрмитажем, куда она отправится в следующем году.

• Мечта об Италии: коллекция маркиза Кампана, Лувр, Париж, 7 ноября – 18 февраля 2019 г.; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 19 июля – 20 октября 2019 г.

КоллекционированиеПариж Музей ЛуврИстория искусстваДжампьетро Кампана

Мечта об Италии

В понедельник, 1 мая, музей будет закрыт.
Ждём вас снова в музее в среду! Спасибо за Ваше понимание.

Прошлое

7 ноября 2018 г. – 18 февраля 2019 г.

  • Обзор выставки
  • Презентация кураторов выставки
  • Каталог выставки
  • Избранные работы
  • 9003 9

    Мечта об Италии

    Коллекция маркиза Кампана

    7 ноября 2018 г. – 18 февраля 2019 г.

    Обзор

    Музей Лувра и Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге объединяют усилия для выдающейся выставки, основанной на коллекции маркиза Кампаны, собранной в основном между 1830-ми и 1850-ми годами.

    Впервые с момента своего открытия в 1861 году выставка представит всесторонний обзор крупнейшей частной коллекции XIX века. С более чем 12 000 археологических объектов, картин, скульптур и предметов искусства, включая как древние, так и современные артефакты, это была богатая и разнообразная коллекция высочайшего качества.
    На выставке будет представлено более 500 работ, в том числе такие шедевры, как «Саркофаг супругов» и «Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло. В нем представлена ​​романтическая фигура Джампьетро Кампана, его страсть к коллекционированию и то, как он собрал эту необыкновенную коллекцию посредством раскопок, рынок антиквариата и искусства, сеть коллекционеров между Римом, Неаполем и Флоренцией, а также его связи с научными учреждениями. . Маркиз Кампана стремился представить культурное наследие Италии, как древнее, так и современное ; как таковая, коллекция стала основополагающим моментом в утверждении итальянской культуры во времена Рисорджименто — появления итальянской нации в 19век.

    После громкого судебного процесса, в ходе которого Кампана был признан виновным в растрате в 1857 году, коллекция была конфискована и продана Папской областью. Сенсация, вызванная его последующим распространением по Европе, свидетельствовала о его важности для итальянского и европейского культурного сознания. Значительная часть коллекции Кампана была приобретена в 1861 году царем Александром II, пополнив коллекции Государственного Эрмитажа. Остальная часть коллекции — более 10 000 работ — была куплена Наполеоном III и поделена между Лувром и различными региональными музеями. Со временем коллекция стала источником вдохновения для европейских художников и ремесленников, особенно в области золотых и серебряных изделий.

    Жан-Люк Мартинес, президент и директор Музея Лувра, уточняет: «Этим летом выставка Кампана отправится в Санкт-Петербург после пассажа в Риме. Этой выставкой Лувр и Эрмитаж открывают серию крупных партнерских отношений. Хочу отметить сегодняшнюю щедрость Эрмитажа в ссудах, продленных на будущую выставку «Леонар де Винчи» в Лувре осенью 2019 года, а также на выставку по Узбекистану «Цивилизации и культуры Шелкового пути». », которая будет представлена ​​в Лувре с октября 2021 года по январь 2022 года, а затем в Эрмитаже».

    Организатор:

    Кураторы выставки:

    Франсуаза Готье, директор Отдела греческих, этрусских и римских древностей Луврского музея;
    Лоран Хамессер, куратор отдела греческих, этрусских и римских древностей, музей Лувр Лувр ;
    Анна Трофимова, заведующая Отделом греческих и римских древностей Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

    Ассоциированные кураторы:

    Франсуаза Барбе, куратор отдела декоративно-прикладного искусства ; Марк Борман, куратор отдела скульптуры; Доминик Тибо, куратор отдела живописи, Лувр,
    Доминик Вантэн, директор Музея Малого Дворца, Авиньон.


    Выставка организована Музеем Лувра и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, где она будет представлена ​​летом 2019 года (с июля по октябрь).

     

    Подкаст

    Маркиз Кампана: человек и его коллекция

    Подкаст

    Маркиз Кампана: человек и его коллекция

    Подкаст 90 003

    Le marquis Campana: коллекция un homme et sa

    12 мин

    Подкаст

    Le marquis Campana: коллекция un homme et sa

    12 мин

    Благодарности
    Выставка проходит при поддержке

    DS Автомобили и Международный совет Лувра

    Презентация кураторов выставки êve d’Italie.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*