Деятели барокко: Топ 10 самых известных художников в стиле барокко

Содержание

Топ 10 самых известных художников в стиле барокко

Барокко – важный этап в истории мировой живописи. Наш топ 10 самых известных художников в стиле барокко расскажет о десятке людей, которые внесли заметный вклад в его развитие.

10Паоло Веронезе

Этот художник родился в 1528 году в Италии. Поначалу Паоло собирался стать архитектором, но быстро понял, что эта профессия ему чужда. После этого он начал учиться у художника Антонио Бадиле. В 1553 году к Паоло пришла известность, и его пригласили в Венецию, чтобы он украсил Дворец дожей. Художник работал в разных отраслях: писал портреты, расписывал храмы и церкви, создавал фрески. Умер Паоло в 1588 году.

9Пармиджанино

Франческо Маццола родился в 1503 году. На собственное творчество его вдохновили работы художников позднего Возрождения. В 20-летнем возрасте Франческо, взявший псевдоним Пармиджанино, отправился в Рим, чтобы изучать известные произведения искусства и совершенствовать мастерство. Судьба художника была сложной, но он не оставлял творчество. Особенно знаменитыми стали его портретные работы. Умер Пармиджанино в 1540 году.

8Хуан Санчес Котан

Хуан Санчес Котан родился в 1561 году. В Толедо он обучался живописи у Блас дель Прадо, который специализировался на натюрмортах. Позже Хуан уехал в Гранаду и стал монахом. Это стало важным решением для художника и отразилось на его творчестве. Он стал писать картины для монастыря и часто обращался к религиозным сюжетам. Также приобрели большую известность его натюрморты. Умер Хуан в 1627 году.

7Диего Веласкес

Диего де Сильва-и-Веласкес родился в 1599 году в Испании. В 10-летнем возрасте отправился учиться к Франсиско Эрреро, но сложный характер учителя не позволил этому обучению продлиться долго. Вскоре Диего сменил учителя, став постигать живопись по урокам Франсиско Пачеко. В раннем творчестве Веласкес рисовал в стиле бодегонес, изображая посетителей питейных заведений. Позже он начал писать портреты, которые заняли свои места в дворцах знати. Умер Диего в 1660 году.

6Софонисба Ангвиссола

Софонисба Ангвиссола родилась примерно в 1532 году в Италии. В юности училась у художника Джулио Кампи, сумев перенять традиции его стиля. Одной из самых известных ранних работ Софонисбы является портрет ее сестер и служанки. Позже девушка училась у Бернардино Гати и Микеланджело. Поначалу писала, в основном, портреты. Чаще всего, она изображала на них своих знакомых. А затем она стала придворной художницей. Умерла Софонисба в 1625 году.

5Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Уже в раннем возрасте мальчик проявил свой художественный талант и был отправлен на обучение к Хендрику ван Балену. Поначалу Антонис рисовал только портреты, но затем пришел и к картинам на мифологическую и религиозную тематику. Также рисовал парадные портреты, например, выполнил серию портретов королевской семьи Якова I. Антонис умер в 1641 году. До самой смерти он не оставлял искусство даже, если ради этого приходилось позволять участвовать в процессе живописи ученикам и использовать манекены.

4Ян Вермеер Делфтский

Ян Вермеер Делфтский родился в 1632 году в Голландии. Предполагается, что он мог проходить обучение у Карела Фабрициуса или Леонарта Бреймера. Так или иначе, Ян смог развить свой талант и в 1653 году вступить в делфтскую гильдию Святого Луки, которая объединяла художников, ювелиров, торговцев картинами, мастеров стекольных и фаянсовых дел. Чаще всего, писал портреты на бытовые темы, но также создавал пейзажи. Умер Ян в 1675 году.

3Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в Антверпене. Начиная с 1591 года, учился у нескольких художников: Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Также обучался в Италии. После возвращения стал придворным живописцем инфанты Изабеллы Австрийской. Писал религиозные и мифологические композиции, а также разнообразные портреты. Умер Питер в 1640 году.

2Тициан

Тициано Вечеллио родился примерно в 1488-1490 годах. Живопись изучал в Венеции у Джованни Беллини. Тициан часто обращался к религиозным и мифологическим темам. Тициан не ограничивался одной только кистью, нередко втирая мазки вручную, пальцами, что придавало особенность картинам. Умер Тициан в 1576 году.

1Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в Голландии. До 19 лет был подмастерьем, а позже начал самостоятельную творческую карьеру. Картины Рембрандта известны своей насыщенной и напряженной светотенью. Художник часто обращался в творчестве к религиозным темам. Также зачастую писал портреты. Пробовал себя практически во всех жанрах живописи. Умер Рембрандт в 1669 году.

Эти художники создали немало знаменитых картин, которые украшают известные музеи мира.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Барокко в живописи и архитектуре. Рубен, Рембрандт, Веласкес, Караваджо, Эль Греко

Стиль барокко начал зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, откуда постепенно распространился по всей Европе и преобладал в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII века. Его приметы — пышность и размах, обилие деталей, вычурность.

Происхождение стиля и названия

Две самые популярные версии происхождения слова «барокко» — от итальянского baroсco («причудливый, странный») и от португальского perolabarroca («жемчужина неправильной формы»). Этот стиль, в котором все преувеличено и чрезмерно, проявил себя и в живописи, и в музыке, и в архитектуре, и в моде. Каковы же были причины его появления?

К концу XVI века позиции церкви в Европе серьезно пошатнулись благодаря открытиям Николая Коперника и борьбе Мартина Лютера с церковными злоупотреблениями. Люди стали уделять больше внимания земным удовольствиям. Новые дворцы знати возводились с размахом и пышностью. При этом новые храмы также отличались роскошью и гигантскими размерами — священнослужители желали вернуть церкви былое могущество…

«Барокко — трагичный, массивный, мистический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и прозрения.» С. Моэм

Италия тогда была практически полностью захвачена испанцами. Тем не менее эта страна, которая всегда славилась своим искусством, не желала отказываться от звания «культурного центра Европы». Отсутствие самостоятельности итальянцы компенсировали роскошью — вот еще одна причина показного великолепия барокко.

В разных странах Европы существовали свои варианты стиля барокко. Более скромное «северное» барокко было характерно для Германии, Голландии и Британии. «Южное» барокко — итальянское, испанское и французское — отличалось невероятной пышностью.

В России барокко принято делить на петровское (относительно строгое) и елизаветинское — блестящее и масштабное.

Черты барокко:

  • Динамичность образов
  • Преувеличенная эмоциональность
  • Смешение реального и иллюзорного

Особенности барокко

Динамичные композиции стиля барокко противостоят четким правилам классицизма и рационализма. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, драматизм и колоссальность.

Бернини «Экстаз святой Терезы»

В этот период особенно ярко проявляется синтез искусств — слияние их различных видов: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства — в едином ансамбле.

Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы

Костюм европейского аристократа того времени был сложен и необычен: многоэтажные парики, корсеты, кружево. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное в среде знати подвергалось гонениям, поскольку приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.

Все это нашло отражение и в живописи: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистические, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и напряженностью сюжета.

В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандец» Рубенс и голландец Рембрандт.

Живописец Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но охотно воплощал и религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, будто выхвачены ярким лучом света из окружающей тьмы, что придает полотнам загадочность и таинственность.

Художник Караваджо был знаменит не только своими картинами, но и вспыльчивым характером, разгульным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете славы он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.

Караваджо «Положение во гроб» (1604) Первоначально духовенство отвергло картину из-за несоответствия церковным канонам

Караваджо «Гадалка» (1595)

Однажды Караваджо приказал доставить в мастерскую мертвое тело, чтобы правдоподобнее изобразить сцену воскрешения Лазаря

Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес

Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.

Эль Греко «Святое семейство» (1585)

Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»). На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.

Веласкес «Менины» (1656)

В 23 года Веласкес стал придворным портретистом. По легенде, Филипп IV однажды сказал художнику: «Никто, кроме тебя, изображать меня не будет»

Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.

Фламандское и голландское барокко

Фламандец Питер Пауль Рубенс (1577–1640) учился живописи в Италии и Антверпене (Бельгия) и в своем творчестве успешно соединил традиции «северного» и «южного» европейского барокко. Он создавал парадные портреты («Герцог Лерма»), картины на мифологические сюжеты («Персей и Андромеда»), а также на религиозные сюжеты («Святой Георгий и дракон»).

Рубенс «Самсон и Далила» (1609) Красное платье Далилы предвещает последующие кровавые события

Рубенс «Калидонская охота» (1611) В центре — древнегреческий герой Мелеагр, побеждающий чудовищного кабана

Во многом благодаря этому художнику появились устойчивые выражения «фламандская пышность» и «рубенсовская красавица»: Рубенс всегда был страстным жизнелюбом, большинство его картин — это торжествующий гимн телесной красоте человека, пышущего здоровьем.

Рубенс не только писал картины на любые темы, но и делал на заказ эскизы для гобеленов, иллюстрировал книги

Уравновешенные и трудолюбивые голландцы ценили не бурное проявление эмоций, а спокойствие и практичность.

Именно таковы были ранние картины Рембрандта (1606–1669). Признанный мастер барокко, он всегда старался отразить в своих полотнах внутреннюю суть людей и явлений, работал почти во всех жанрах живописи и к концу жизни пришел к своему собственному узнаваемому стилю.

Его поздние картины, например знаменитое «Возвращение блудного сына», при внешне довольно статичной композиции отличаются колоссальным внутренним накалом.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1669)

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635) У картины есть и другое название: «Автопортрет с женой Саскией на коленях»

Еще одна известнейшая картина Рембрандта — «Ночной дозор» (1642). Едва ли не впервые в истории художник отступил от традиций парадного портрета, изобразив многочисленную группу стрелков в момент выхода из арки на площадь.

Рембрандт «Ночной дозор» (1642) Автор назвал картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»

Скульптура. Великий Бернини

Характерные черты скульптуры барокко — групповая композиция из нескольких фигур, обилие деталей и «закрученность» по спирали: статую можно неоднократно обойти кругом, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Непревзойденным мастером своего времени был выдающийся скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Он участвовал в создании грандиозного римского Собора Святого Петра. Его «Аполлон и Дафна, превращающаяся в лавр», «Экстаз святой Терезы» и композиция «Фонтан четырех рек» — подлинные шедевры скульптуры барокко.

«Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни». Л. Бернини

Поделиться ссылкой

Архитектура барокко. Особенности и примеры зданий

В последние десятилетия развития Ренессанса постепенно складывается новый архитектурный стиль — барокко. Барочными называли жемчужины неправильной формы. Так и архитектурные сооружения, в эпоху XVII века, лишенные идеального облика и благородных пропорций, получили название барочных. От кривого жемчуга избавлялись, а барочные сооружения превратились в шедевры архитектурного искусства.

Барокко — жемчужина с изъяном

В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы. В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.

От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.

Палаццо Кариньяно. Турин. Италия. XVII в. Архитектор Г. Гварини

Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.

В России барокко появилось еще в XVII веке и приобрело черты подлинного национального стиля. В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями. Это позволяло окрашивать здания в разные цвета. Наиболее популярными были лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие. Такое решение отвечало традициям русского национального зодчества

Лоренцо Бернини. Законодатель стиля

Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.

Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.

Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини

Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.

Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.

Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.

Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.

Архитектура барокко славится искусством создания городских и дворцовых ансамблей. Ансамблем называют художественно законченное и согласованное единство застройки большого участка. В разные периоды он мог создаваться в течение многих десятилетий, иногда даже веков. Современные ансамбли и проектируются, и строятся как единое целое

Барокко в Европе. Королевская роскошь!

Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII. Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер. В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.

Церковь Иль Джезу. Главный фасад. Рим. Италия. XVI в. Архитекторы: Д. Б. да Виньола, Д. дела Порта

XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.

В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля. Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма. А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.

Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А. Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.

Фраунекирхе (церковь Богородицы). Дрезден. Германия. XVIII в.

В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.

Стиль барокко распространился по всей Европе. В Испании он получил название чурригереско, в честь семейства испанских архитекторов эпохи барокко Чурригера. Наиболее известным сооружением испанского барокко стал собор Святого Иакова — один из наиболее почитаемых верующими храмов Испании

Лучшие представители архитектуры барокко

  • Карло Мадерно
  • Лоренцо Бернини
  • Франческо Борромини
  • Гварино Гварини
  • Жак Лемерсье

Поделиться ссылкой

244 картины стиля, черты, суть, особенности, представители в живописи

Кратко, барокко — это стиль живописи, скульптуры и архитектуры, который возник в Италии в середине XVI века, а расцвел в период 1590-1720 годов. Его описывают как более выразительный, театральный жанр искусства, чем предшествовавший ему стиль Ренессанса. К его чертам относится насыщенность сильными эмоциями, сложные сцены, использование особых приемов передачи света, драматизм, преобладание религиозных сюжетов. К ярким представителям эпохи барокко относят Рембрандта, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Рубенса.

Предпосылки возникновения направления

Началом развития барокко можно считать событие, произошедшее в 1945-1563 годах — Трентский собор, то есть собрание Католической Церкви, собравшееся для противодействия распространению протестантизма в Европе.

Когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов в 1517 году, он начал протестантскую Реформацию, которая раскритиковала поведение католического духовенства. Это особенно относилось к низшим классам, которые, по мнению многих, эксплуатировались Церковью.

Трентский Собор собрался, чтобы обсудить раскол между двумя сторонами христианской Церкви и подтвердить некоторые верования и обычаи. Все это должно было укрепить поддержку католического духовенства, которая хотела сохранить свою власть и господство над большей частью Европейского Общества.

Все это относится и к искусству — художники должны были использовать свое мастерство, чтобы повлиять на массы, показать чудеса и страдания святых в сильной реалистичности и эмоциональности.

Поскольку протестантизм был популярен среди обедневших слоев населения, то предметы искусства уже не должны были принадлежать исключительно богатым, они должны были быть доступны каждому. Барокко должно было говорить со всеми людьми, укреплять власть Церкви и напоминать ее членам о суровости жизни вне благосклонности христианского бога. Это означало, что оно должно было быть прямолинейным, внушительным и вдохновляющим.

Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют “иезуитским стилем”) архитектура, живопись и скульптура должны были совместно оказать единый мощный эффект.

Три цели, которые преследовал вид живописи

Пропаганда католической церкви

Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.

С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.

Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.

Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Укрепление абсолютной монархии

Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.

Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.

Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.

Прославление природы

Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.

Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Характерные черты

Определяющими особенностями стиля барокко были:

  • реальное или подразумеваемое движение;
  • попытка изобразить бесконечность;
  • акцент на свете и его эффектах;
  • театральность.

Для достижения этих эффектов художники ввели или развили ряд техник, включая quadro riportato — «транспортируемые картины» (фрески, которые включали иллюзию того, что они состоят из серии картин в рамах), квадратуру (роспись потолка) и технику trompe l’oeil — «обман зрения». Это позволило размыть границы между живописью, скульптурой и архитектурой, что было характерным для движения.

Только в эпоху барокко живопись достигла уровня физического реализма, который можно было бы обоснованно назвать «фотореалистичным».

В отличие от ренессансного искусства, которое обычно показывало момент, предшествующий событию, художники барокко выбирали наиболее драматический момент — секунды, во время которых происходило действие: Микеланджело, работавший в эпоху Высокого Возрождения, показывает своего Давида собранным и неподвижным перед битвой с Голиафом; барочный автор Давид Бернини застигнут в момент метания камня в великана.

Искусство барокко должно было вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения.

Развитие направления в разных странах

Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.

Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.

Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).

Италия

Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.

Ярчайшие представители итальянской живописи:

  • М. Караваджо,
  • А. Карраччи,
  • С. Роза,
  • Б. Строцци,
  • Д. Кастильоне.

Испания

Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.

Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.

Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.

Художники-живописцы, представители испанского барокко:

  • Д. Веласкес,
  • Х. Рибейра,
  • Ф. Сурбаран,
  • Эль Греко.

Франция

Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.

Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.

Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.

В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.

Голландия

Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.

В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.

Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.

В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.

Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.

Прославленные голландские живописцы той эпохи:

  • А. ван Дейк,
  • П. Рубенс,
  • Я. Вермеер,
  • Ф. Халс,
  • Я. Ливенс.

Барокко в искусстве России

Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.

До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.

В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.

Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).

Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:

  • Нарышкинское,
  • Петровское,
  • Голицынское,
  • Елизаветинское,
  • Строгановское барокко.

Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.

Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:

  • А.М. Матвеев (1701-1739),
  • И.И. Никитин (1690-1742),
  • В.Л. Боровиковский (1757-1825),
  • Д.Г. Левицкий (1735-1822),
  • А.П. Антропов (1716-1795)

Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, царствующих особ, членов их семей. Отличительные признаки – самобытность, правдивость в изображении модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.

Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:

  • Ф.И. Шубин (1740-1805),
  • Фальконе (1716-1791).

Таблица 1. Значимые произведения русского барокко

Показать таблицу
ЖивописьСкульптураАрхитектура
ПроизведениеАвторПроизведениеАвторПроизведениеАвтор
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729)А.М. МатвеевБюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла IФ. ШубинЦерковь покрова в ФиляхПостроена по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось
«Петр I на смертном ложе» (1725)И.Н. НикитинМедный всадник, Флора, Амур, ЗимаФальконеЗимний, Воронцовский, Строгановский дворцыРастрелли
«Портрет Струйской» (1772)Ф. РокотовАлександро-Невская лавраТрезини
«Портрет Лопухиной» (1797)В. БоровиковскийКитайский, Мраморный дворцыРинальди

Известные картины

Ярчайшими примерами барокко в живописи можно назвать следующие работы.

«Менины» (Веласкес, 1656)

Менины
Диего Веласкес

Одна из самых знаменитых картин в мире, хранящаяся в испанском музее Прадо. «Менины» считается вершиной творчества художника, так как у нее невероятно сложная, даже загадочная композиция. На картине изображены и король, и королева, и их дочь со свитой слуг, и даже сам Веласкес, занятый рисованием.

«Медуза» (Караваджо, 1598)

Медуза
Караваджо

Особенность холста в том, что рисунок на нем сделан без набросков. Всего год потребовалось художнику, чтобы выполнить заказ кардинала дель Монте. Мрачные тона, гримаса ужаса на отрубленной голове – все это не умаляет гениальности шедевра, который сегодня находится в Галерее Уффици (Флоренция).

«Воздвижение креста» (Рубенс, 1610)

Воздвижение Креста Господня
Питер Пауль Рубенс

Картина, прославившая художника. Впервые избитый сюжет казни Христа был преподнесен по-новому: натурально, живо, как будто это не событие давно минувших лет, а сцена, происходящая в данный момент перед глазами зрителя. Рубенса после этого стали называть «богом живописцев».

«Девушка с жемчужной сережкой» (Вермеер, 1665)

Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер

Полотно не только красивое, но и загадочное. Неизвестно, кто изображен на холсте, и когда точно была написана картина. Девушку с портрета окрестили «голландской Моной Лизой», полюбоваться на нее можно в королевской художественной галерее в Гааге.

«Возвращение блудного сына» (Рембрандт, 1669)

Возвращение блудного сына
Рембрандт

Одна из самых известных работ Рембрандта. В основе – религиозная притча о всепрощении и безграничной родительской любви. Полотно находится в Эрмитаже: оно было куплено по поручению Екатерины II в 1776 году.

«Автопортрет» (Ван Дейк, 1623)

Автопортрет
Антонис ван Дейк

Благодаря этому холсту современный человек может представить, как выглядел гений. Автопортрет считается лучшей работой фламандца Ван Дейка. Его стиль отличается изяществом, а самого себя он изобразил с особой любовью, подчеркнув тонкость рук, аристократизм и правильные, даже женственные черты лица.

«Даная» (Рембрандт, 1647)

Даная
Рембрандт

Картина, которую мастер рисовал с особой любовью целые 10 лет. Она писалась не по заказу, а для собственного удовольствия, и украшала дом художника вплоть до его смерти. Находится в Государственном Эрмитаже.

«Смерть Марии» (Караваджо, 1606)

Смерть Марии
Караваджо

Новаторская работа, представившая мать Христа не как божественную личность, а как обычного человека. В связи с этим, церковь, выступавшая заказчиком, отказалась выкупать холст. Но впоследствии произведение было признано гениальным, и сегодня украшает стены Лувра.

«Три грации» (Рубенс, 1623)

Три грации
Рубенс

Фламандец любил изображать женское тело таким, какое оно есть от природы. Героини картины по современным меркам не особенно грациозны, но до сих пор это полотно считается гимном женской красоте и обаянию.

«Вид Толедо» (Эль Греко, 1600)

Вид Толедо
Эль Греко

Редкая картина, изображающая любимый город мастера, ведь по большей части Эль Греко выбирал библейские сюжеты. Это один из первых пейзажей в европейской живописи, поэтому холст заслуживает особого внимания.

Знаменитые художники

Выдающиеся мастера-живописцы эпохи барокко.

Антонис ван Дейк (1599-1641)

Фламандский живописец, начинавший как портретист. Затем перешел на картины с религиозными, мифологическими сюжетами. Работал при дворе, рисовал королевских персон. Считается создателем нового типа декоративного портрета. Ученик Рубенса, добившийся не меньшей популярности, чем учитель.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Стоял у истоков европейского барокко. Автор 3 тыс. полотен на разную тематику: религиозную, мифологическую, бытовую, историческую. Работал при королевском дворе, писал портреты вельмож, аристократов. Воспитал целое поколение учеников, с одним из них (Антонисом Ван Дейком) успешно и плодотворно сотрудничал.

Микеланджело де Караваджо (1571-1610)

Музыка эпохи барокко — Люди Роста

Барокко, как стиль в искусстве

Барокко — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI — начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы.

Барокко, как стиль в музыке и его отличительные черты

Для музыкантов этот период особенно выделяется в связи с тем фактом, что влияние и контроль церкви над Европой значительно ослабли и это позволило композиторам создавать нерелигиозную музыку.

Считалось, что музыка является мощным средством коммуникации и может вызвать у слушателей сильные эмоции. С этой потенциальной силой в руках композиторы начали увеличивать сложность музыкального исполнения, вводя такие элементы, как кантата, концерт, соната, оратория и опера. В течение этого периода композиторы использовали сложные музыкальные «орнаменты», вносили изменения в нотную запись и разрабатывали новые инструментальные приемы игры.

Большинство музыки в стиле барокко предназначалось для церквей и домов богатых покровителей, но тем не менее, в течение периода барокко публичные выступления стали более распространенными, особенно для оперы, и к концу периода барокко средний класс стал активным участником музыкального мира.

В наше время музыка барокко составляет основную часть классики. Именно она является неизменной программой каждого ученика музыкальных школ, колледжей и училищ. Самыми знаменитыми композиторами эпохи барокко являются:

  • Иоганн Себастьян Бах
  • Антонио Вивальди
  • Джордж Фридрих Гендель
  • Алессандро Скарлатти
  • Доменико Скарлатти

Каковы характеристики музыки в стиле барокко?

Интерес к драматическим и риторическим возможностям музыки породил множество новых звуковых идеалов в период барокко.

Контраст как драматический элемент

Контраст является важным компонентом в драматической композиции в стиле барокко. Различия между громким и мягким, сольным и ансамблевым (как в концерте), различными инструментами и тембрами — все это играет важную роль в композициях барокко.

Монодия

В предыдущих музыкальных эпохах музыкальное произведение состояло из одной мелодии, возможно, с импровизированным сопровождением. Только в эпоху барокко понятия «мелодия» и «гармония» действительно стали четко сформулированы. Композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии, которая доминировала в XV и XVI веках, и более на одном голосе с упрощенным аккомпанементом или монодией.

Basso continuo

Наряду с акцентом на одну мелодию и басовую линию пришла практика бассо континуо, метода музыкальной нотации, при котором мелодия и басовая линия записаны, а гармонический наполнитель указан в виде сокращения.

Инструменты

Хотя большинство инструментов в ансамбле в стиле барокко нам хорошо знакомы, все же есть несколько выдающихся инструментов, которые более не представленных в современных ансамблях: клавесин (основной клавишный инструмент, лютня и виола. Изменения в инструментах, все еще популярных сегодня, также дали ансамблю барокко другой звук. Струнные инструменты, такие как скрипка, альт и виолончель, использовали струны кишки, а не металлические, которыми они сегодня нанизаны,и это придавало им более мягкий и сладкий тон.

Барокко

светотень
тенебризм
Caravaggisti
Контрреформация
barroco (по-португальски «деформированная жемчужина»)
Папа Урбан VIII (из семьи Барберини)
импасто
Кальвинизм
гравировка
травление
стоицизм
режим
Дорианская мода, заказ
Дорианс
Людовик XIV

Караваджо
Обращение Святого Павла
Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
1601
Караваджо
Распятие Святого Петра
сопутствующая часть Обращения Святого Павла
Санта-Мария-дель-Пополо, Рим
1601
Караваджо
Зов святого Маттею Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
1600
Караваджо
Смерть Богородицы
Лувр, Париж,
1606
Артемизия Джентилески
Юдифь и служанка
Институт искусств, Детройт
1625
Франческо Борромини
Сан-Карло алле Кватро Фонтане
Рим
1665–1676
Джанлоренцо Бернини
Давид
Галерея Боргезе, Рим
1623
Джанлоренцо Бернини
Экстаз Святой Терезы
Санта-Мария-делла-Виттория, Рим
1645–1652
Джанлоренцо Бернини
Пьяцца и Колоннада
Скульптура и архитектура Святого Петра, Рим
89.Джанлоренцо Бернини
Baldacchino
при переходе церкви через гробницу Святого Петра
Святой Петр, Рим
Джанлоренцо Бернини
Кафедра Петри
Трон Святого Петра
Святой Петр, Рим
Эль Греко
Захоронение графа Оргаза
Санто-Томе, Толедо
1586
Эль Греко
Portrait of Fray Hortensio Феликс Паравичино
Музей изящных искусств, Бостон
1609
Хосе (Хусепе) де Рибера
Мученичество святого Варфоломея
Прадо, Мадрид
1639
Диего Веласкес
Лос Боррахос («Пьющие»)
Прадо, Мадрид
1628
Диего Веласкес
Портрет Хуана Парехи
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
1650
Диего Веласкес
Las Meninas («Служанки в ожидании»)
Прадо, Мадрид
1656
Питер Пауль Рубенс
Возвышение Креста
Антверпенский собор
1610
Питер Пауль Рубенс
Похищение дочерей Левкиппа
Старая пинакотека, Мюнхен
1617
Питер Пауль Рубенс
Прибытие Марии Медичи в Марсель
Лувр, Париж,
1622-1625
Геррит ван Хонтхорст
Ужин
Уффици, Флоренция,
1620
Якоб ван Рейсдаль
Вид на Харлем
Королевская картинная галерея, Гаага,
1670
Виллем Клас Хеда
Натюрморт
Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам
1634
Рембрандт ван Рейн
Ужин в Эммаусе
Musee Jacquemart-Andre, Париж
1628-1630
Рембрандт ван Рейн
Ужин в Эммаусе
Лувр, Париж,
1648
Рембрандт ван Рейн
Возвращение блудного сына
Эрмитаж, Санкт-Петербург (Ленинград)
1665
Рембрандт ван Рейн
Три креста
травление, 4-е состояние
1653
Рембрандт ван Рейн
Заговор Джулиуса Цивилиса
Национальный музей, Стокгольм
1661
Жорж де ла Тур
Поклонение пастырей
Лувр, Париж,
1645-1650
Николя Пуссен
Захоронение Фокиона
Лувр, Париж,
1648
Николя Пуссен
Et in Arcadia Ego
Лувр, Париж,
1655
Клод Лоррен (Claude Gellee)
Посадка царицы Савской
Национальная галерея, Лондон
1648
Клод Лоррен (Claude Gellee)
Пасторальный пейзаж
Частная коллекция
1640-е годы
Луи ле Вау, Клод Перро, Шарль ле Брун
Восточный фасад Лувра
Париж
1667-1670
Louis Le Vau, Jules Hardouin-Mansart
Садовый фасад Версаля
Версаль
1660–1685
Жюль Ардуэн-Мансар, Шарль Лебрун
Galerie des Glaces (Зеркальный зал)
Версаль
1680
Андре Ле Нотр
Сады Версаля
Версаль
1660-е годы
Франсуа Жирардон
Аполлон в сопровождении нимф
Сады Версаля
1666–1672

Что такое искусство барокко? (с иллюстрациями)

Искусство барокко — это стиль живописи и скульптуры, который, как считается, зародился в Италии в середине 1500-х годов.Он характеризуется как более выразительный, театральный стиль искусства, чем предшествующий ему стиль Возрождения. Художники барокко, такие как Караваджо, Рембрандт, Бернини и Вермеер, известны своим часто поразительным использованием света и тени, сложными сценами и структурами и динамизмом. Считается, что искусство барокко наполнено сильными эмоциями. Считается, что этот стиль возник в Италии под влиянием римско-католической церкви, но по мере того, как стиль барокко распространился на северные, протестантские районы Европы, изображения обычной жизни начали проявляться. происходят.Этикетка «Барокко» обычно применяется к любым произведениям искусства, произведенным в Италии, Франции, Испании, Нидерландах и Германии в период с 1600 по 1750 год.

Ватикан, являющийся резиденцией Римско-католической церкви, включает в себя множество построек в стиле барокко.

Историки искусства обычно выделяют три основных типа искусства барокко. Многие художники, особенно Питер Пауль Рубенс, предпочитали исследовать религиозные темы, католические или протестантские. Другие, особенно фламандские художники, такие как Вермеер, предпочитали изображать сцены из повседневной жизни. Некоторые художники, особенно Караваджо, изображали оба типа сцен, но использовали драматические контрасты между светом и тенью в своих работах, метод, известный как светотень. Все эти типы искусства барокко изображают сцены почти преувеличенной яркости, возможно, в соответствии с социальной и культурной средой, созданной эпохой Просвещения и появлением процветающего среднего класса.

Караваджо — один из самых известных художников периода барокко.

Большинство художников барокко полагались на подразумеваемое чувство динамизма, эмоций и психологического напряжения, чтобы придать своим работам непосредственность.Картины и скульптуры в стиле барокко известны тем, что освещают фигуры на темном, темном фоне, что можно увидеть в работах таких художников, как Рембрандт и Караваджо. Произведения искусства барокко, особенно итальянских художников, обычно изображают насыщенные библейскими сценами или сценами битв. Хотя барочные произведения северных художников, таких как Вермеер, могут не казаться столь драматичными на поверхности, они, как правило, также изображают людей и объекты в движении, что придает работе ощущение срочности.

Религиозные деятели и персонажи часто изображались на картинах в стиле барокко.

В дополнение к глубоким теням и ярко освещенным фигурам художники барокко обычно рисовали или лепили свои работы с мучительными деталями.Яркие цвета, казалось, были популярны среди художников эпохи барокко. Фигуры из легенд и фольклора, такие как «Время старика», часто изображались в живописи и скульптуре в стиле барокко, но можно сказать, что религиозные деятели и персонажи повседневной жизни в равной степени представлены во многих произведениях художников.

Рембрандт — известный голландский художник эпохи барокко.

эпоха моды: женский костюм сквозь века

2. Иероним Янссен: «Карл II, танцующий на балу при дворе» :

Этот новый стиль имеет форму двух треугольников, которые встречаются на одном конце. Верхний треугольник символизирует прямую Кармен. вырез от плеча до плеча, а кончик, где он встречается с нижним, — это тонкая талия. Два других конца нижнего треугольника — это левый и правый край подола юбки.
Низкий вырез горловины довольно оголенный, так как обнажает (когда он расстегнут платком) часть бюста, приподнятую и сдвинутую за счет туго зашнурованных и жестких пряжек. (золотая) тесьма, идущая от середины выреза и из-под отверстий рукавов до заостренного подола лифа. Обычно юбка тоже обрезана. Рукава выполнены из такой же ткань в качестве лифа и юбки и довольно свободного кроя, заканчиваясь на запястье или ниже локтя кружевными манжетами или льняными оборками.Кроме того, модно было носить рукава с вырезом вираго. фасон: свободные рукава, удерживаемые разноцветными лентами. Ленты плотно завязаны на широких рукавах, создавая впечатление рукавов, состоящих из нескольких «тканей». мячи». Использованы мягкие тона и пастельные тона. Украшением были броши и украшения лифа.

Ювелирных изделий:

Темные ткани, естественно, были прекрасной основой для изысканных украшений из драгоценных камней и драгоценных металлов.Мягкими пастельными оттенками жемчуг очень хорошо сочетается. Очень модными были украшения на лифах, называемые по-французски « devant le corsage «, большие украшения, которые прикрепляли к животу. Орнаменты были сделаны из драгоценный металл, украшенный драгоценными камнями и усыпанный жемчугом, обычно имел символическое значение или был подарком от членов семьи. Некоторые изделия были выполнены особенно искусно, с цветами или драгоценными камнями. сидели на пружинах, прикрепленных к украшению, которое затем двигалось и блестело при каждом движении владельца.Техника огранки драгоценных камней усовершенствовалась, так что блеск и преломление света были лучше и камни блестели красивее. Ношение миниатюрных портретов также было очень популярно, например в медальонах.

Узоров:

Выкройки Nehelenia np800 Выкройка платья 1660-х годов

— Обратите внимание, что этот список не претендует на полноту и не является рекламой. Он был составлен только для информационных целей.Кроме того, нет оценка моделей подразумевается или предназначается —

Ключевые слова: эпохи, мода, платье, платье, костюм, история, эпоха, жемчуг, волосы, украшения, украшения, красота, обувь, лоскутки, Генриетта, Мария, Анна Датская, колесо фартингейл, ерш, Engageants, стоматолог, Manteau, Jube, Vandyke collar, 1575-1720, кружево, mouche, Peter Paul Rubens, Rubens, аксессуары, искусство живопись, выкройки, шитье, муш, оспа, гигиена, купание, ткань, материал, кармен, Рембрандт, Нидерланды, голландский, рококо

Искусство и теория в Европе в стиле барокко: маньеризм и барокко

ГРАФИК

ТРЕБОВАНИЯ

РЕСУРСЫ


Введение
Маньеризм и барокко
Отсутствие стилистического единства
От маньеризма к барокко
Натурализм
Страсти души
Аллегорическая традиция
Космос
Время
Свет
Античность


 
ВОПРОС О СТИЛЕ
МАНЕРИЗМ И БАРОККО
п.19 [«стиль» не определяется]
  • индивидуальный стиль (например, Рембрандт, Пуссен, Рубенс, Бернини и т. Д.)
  • стиль периода (например, высокий ренессанс, маньеризм, барокко)

С. 19-26
Маньеризм и барокко


(источник изображения Кэрол Гертен)
  • Рубенс, Снятие с креста, 1611-12
  1. величие зачатия
  2. сила чувства
  3. оба объединяются, чтобы создать атмосферу эпической трагедии
  4. действия фигур естественны и уместны
  5. горе и ужас ближайших ко Христу
  6. физические нагрузки и усилия опускающих труп
  7. ночная сцена [вечер?]
  8. , но компактная группа вокруг креста освещена сверхъестественным светом
  9. контрастных цветов
  10. багровый, бескровный цвет тела Христа
  11. ярко-красный зверобоя.Мантия Джона

Роджер де Пайлс [ Connaissance de la peinture, 1677, п. 135]: «художник так полно вошел в выражение своего предмета. что вид этой работы может коснуться ожесточенной души и вызвать это испытать страдания, перенесенные Иисусом Христом, чтобы искупить Это.»



(источник изображения: Minor, 1999)
  • Аньоло Бронзино, Мученичество Святого Лаврентия
    С.Лоренцо, Флоренция, ок. 1545-50


    (источник изображения Кэрол Гертен)

    • Аньоло Бронзино, Осаждение , c. 1545-50
  1. элегантная концепция
  2. странно невыразительный и отстраненный
  3. взволнованный состав, полный происшествий
  4. но, слабое чувство драматического единства
  5. фигуры вытянутые и энергичные, угловатые.
  6. расположены для создания декоративного узора
  7. без сильных эмоций
  8. мелкое пространство
  9. формы имеют тенденцию придерживаться вертикальной плоскости
  10. удаляет событие из царства плоти и крови
  11. Утонченность и искусность маньеризма преобладают над природой и чувством


(источник изображения: Крис Уиткомб)
  • Джанлоренцо Бернини, Фонтан четырех рек, 1648-51
    1. здравый натурализм
    2. свободное развертывание форм в космосе
    3. Боги рек, расположенные в оживленных позах на неровном глубоком скалистом основании
    4. скалистая масса кажется недостаточной для поддержки тяжелого обелиска наверху
    5. сложность и множественность деталей
    6. но обладает мощным единством
    7. впечатляющий, яркий памятник
    8. также служил символом вселенского торжества церкви.


    (источник изображения Web Gallery of Art)


    (источник изображения Web Gallery of Art)

  • Бартоломео Амманати, Фонтан Нептуна, 1560-75
    1. гигантский мраморный Нептун, стоящий на высоком постаменте в центре
    2. бронзовые фигурки меньшего масштаба, расположенные по периметру
    3. не хватает впечатляющего визуального единства фонтана Бернини
    4. фигура Нептуна плоская и неуклюжая, видна прежде всего спереди
    5. Нептун не связан с бронзовыми фигурами
    6. бронзовые фигурки «Лучшие части творчества»
    7. стройные, изящные, элегантно поставленные, экстравагантные позы
    8. типичные произведения маньеристской фантазии

    Определение некоторых стилистических терминов (Blunt [1980])

    Маньеризм

    • элегантный
    • изысканный
    • искусственный
    • изысканный стиль
    • происхождение в искусстве Пармиджанино, Мадонна дель Колло Лунго, 1533-40

    (источник изображения Кэрол Гертен)

    Барокко

    • искусство, созданное в Риме примерно в период 1620-1680 годов, затем распространившееся в другом месте
    • ‘риторический’ Цель
    • — вызвать изумление и восхищение у зрителя

    в живописи :

    Пьетро да Кортона, Прославление правления Урбана VIII, 1633-39
    1. динамическая композиция
    2. иррациональное освещение и светотень
    3. драматические жесты
    4. экстатические позы
    5. чудесные эффекты

    в скульптуре :


    (источник изображения Mark Harden) Бернини, Экстаз св.Тереза, 1648-52
    1. одинаковые позы и жесты
    2. иногда сочетается с цветным мрамором и trompe l’oeil имитация

    в архитектуре :

    1. эффекты движения посредством изогнутых стен и незавершенных пространств
    2. предпочтение овалам или многоугольникам
    3. драматическое и скрытое освещение
    4. эффекты ложной перспективы

  • Бернини, С.Андреа аль Квиринале, 1658-70 (внутр.)

    1. щедрое введение цветного мрамора и позолоты
    2. умелое размещение

    Классический

    в архитектуре :


    (источник изображения AICT)

    Maison Carrée, Ним

    Браманте, Il Tempietto, Рим

    Maison Carrée, Nîmes и Bramante, Il Tempietto
    1. правильное применение Орденов согласно древней практике
    2. стремление к определенным качествам ясности и простоты
    3. предпочтение правильных форм (круг и квадрат)
    4. предпочтение плоских поверхностей
    5. четко определенные массы
    6. простые материалы (камень и лепнина, а не мрамор и позолота)
    7. статичный и монументальный результат

    в скульптуре, ср. :


    (источник изображения Web Gallery of Art) Алессандро Альгарди, Усекновение главы св.Пол, 1641-47 (Болонья)
    1. прямая имитация римских моделей
    2. Типы фигур или формы драпировки
    3. предпочтение фронтальным видам или низкому рельефу
    4. (вместо трехмерного движения, горельефа и глубокого подрезания)


    (источник изображения Mark Harden) Бернини, Аполлон и Дафна, 1622-25

    в живописи, ср. :


    (источник изображения Кэрол Гертен) Пуссен, Аркадские пастухи, ок.1640
    1. фигур на основе античной скульптуры
    2. как по типам, так и по обработке драпировки
    3. рисунков, иногда взятых с древних рельефов
    4. прямая имитация старины, сопровождаемая симметрией в расположении цифры и четкость в построении пространства
    5. предпочтение статичных (а не агрессивных) поз
    6. явные (а не вызывающие воспоминания) выражения и жесты

    в отличие от живописи, сравните :


    (источник изображения Кэрол Гертен)

    Рубенс, Похищение дочерей Левкиппа, 1618

    1. обычно при ясном дневном свете
    2. (а не драматическое или сверхъестественное освещение)

    (источник изображения Кэрол Гертен)

    Караваджо, Смерть Богородицы, 1605-06

    1. акцент на идее приличия
    2. (т.е. чтобы стиль картины соответствовал ее тематике)

    Верх страницы


    ИСКУССТВО И ТЕОРИЯ В ЕВРОПЕ БАРОККО производится Кристофером Л. К. Уиткомбом, профессором истории искусств, Колледж Свит Брайар в Вирджинии, 24595 США (телефон: 804-381-6194 / факс: 804-381-6494). Для получения дополнительной информации напишите ему по адресу [email protected]

  • Искусство барокко (1500-1700) | АРТ

    Барокко зародилось в Италии, а затем было принято во Франции, Германии, Нидерландах и Испании.Слово «барокко» было впервые применено к искусству периода с конца 1500-х до конца 1700-х годов критиками в конце XIX века. Барокко охватывает широкий спектр стилей и художников.

    В живописи и скульптуре мы выделяем три основные формы барокко:

    Барокко, которое в первую очередь было связано с религиозной напряженностью в западном христианстве: разделение на католицизм и протестантизм. В ответ на протестантскую Реформацию в начале шестнадцатого века Римско-католическая церковь в 1550-х годах приступила к программе обновления, известной как Контрреформация.В рамках программы католическая церковь использовала для своей кампании искусство великолепной экспозиции. Он был задуман как доктринально верный, визуально и эмоционально привлекательный, чтобы влиять на максимально широкую аудиторию. Но с течением столетия этот стиль проник в протестантские страны. Основными представителями этой формы барокко были Бернини и Рубенс.

    Барокко, использующее революционную технику драматического, выборочного освещения фигур из глубокой тени — визитная карточка барочной живописи.В отличие от традиционной идеализированной интерпретации религиозных сюжетов, барокко реалистично представляет модели с улиц. Караваджо — ключевой художник этой формы барокко.
    Барокко, которое было развито в основном во фламандских странах, подчеркивает реализм повседневной жизни. Это было замечено в произведениях Рембрандта и Вермеера. В то же время научные достижения и исследования с развитием прессы вынудили европейцев изменить взгляд на мир. Большое значение имели новые знания в астрономии.В восемнадцатом веке научная литература стала настолько обильной, что период получил название — эпоха Просвещения. Экономический рост в большинстве европейских стран и колониальной Америки, как на севере, так и на юге, помог создать большой процветающий средний класс, страстно желающий вкладывать средства в прекрасные дома и даже дворцы. Искусство, произведенное в американских колониях, было тесно связано с европейским.
    Новый стиль барокко — это динамичное искусство, которое отражает рост абсолютистских монархий и подходит для проявления власти.Он также известен как «стиль абсолютизма». Барокко — это стиль, в котором художники, скульпторы и архитекторы копались в эмоциях, движении и разнообразии своих работ. Барокко предпочитает большие объемы, преувеличивает украшения, добавляет колоссальные скульптуры, огромную мебель и т. Д. Чувство движения, энергии и напряжения — доминирующие впечатления. Сильные контрасты света и тени часто усиливают драматические эффекты. В архитектуре особое внимание уделялось анимации и величию, достигаемому за счет масштаба, драматического использования света и тени.

    Нравится:

    Нравится Загрузка …

    Скульптура в стиле барокко — определение скульптуры в стиле барокко из The Free Dictionary

    ba · roque

    (bə-rōk ′) прил.

    1. также Барокко Of, относящееся к стилю в искусстве и архитектуре, развивавшемуся в Европе с начала 17 до середины 18 века, или характерный для него, подчеркивающий драматический, часто напряженный эффект и типичный для смелых, изогнутых форм , сложный орнамент и общий баланс разрозненных частей.

    2. также Барокко Музыка Относится к стилю композиции, процветавшему в Европе примерно с 1600 по 1750 год, или характеризует его, отмеченный выразительным диссонансом и сложным орнаментом.

    3. Экстравагантный, сложный или причудливый, особенно в орнаменте: «барочный, закодированный язык постструктурной теории права и литературы» (Венди Каминер).

    4. Необычной формы: жемчуг барокко.

    n. также Барокко

    Стиль или период барокко в искусстве, архитектуре или музыке.


    [французский, от итальянского barocco, несовершенный жемчуг и от португальского barroco.]


    ba · roque’ly нареч.

    ba · roque’ness n.

    Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt.Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    барокко

    (bəˈrɒk; bəˈrəʊk) n ( часто заглавная буква )

    1. (архитектура) стиль архитектуры и декоративного искусства, который процветал по всей Европе с конца 16 до начала 18 века и характеризовался обширным орнамент

    2. (Классическая музыка) музыкальный стиль 17-го века, характеризующийся широким использованием глубоких басов и орнаментов

    3. (художественные термины) любой богато украшенный или сильно орнаментированный стиль

    прил.

    4. (исторические термины) обозначающий, относящийся к барокко или относящийся к нему

    5. (ювелирные изделия) (из жемчуга) неправильной формы

    [C18: с французского, с португальского barroco грубая жемчужина или жемчужина несовершенной формы]

    Словарь английского языка Коллинза — полное и несокращенное, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009 , 2011, 2014

    ba • roque

    (bəˈroʊk)

    прил.

    1. ( часто кап. ) или обозначающий стиль архитектуры и искусства начала 17 — середины 18 века, характеризующийся криволинейными формами, пышным декором, формами, предполагающими движение, и драматическим эффектом.

    2. ( иногда кап. ) музыкального периода, следующего за Ренессансом, или относящегося к нему, примерно с 1600 по 1750 год.

    3. экстравагантно богато украшенный характер или стиль: письмо в стиле барокко.

    4. Необычной формы: жемчуг барокко.

    n.

    5. ( часто кап. ) стиль или период барокко.

    6. жемчужина неправильной формы.

    [1755–65; <Французский <Португальский barroco, barroca жемчужина неправильной формы (неизвестного происхождения)]

    Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторское право 2005, 1997, 1991, Random House, Inc.Все права защищены.

    барокко

    богато декорированный вид искусства или орнамента. — барокко, прил.

    См. Также: Архитектура, Искусство

    -Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

    барокко

    1. Музыкальный стиль, характеризующийся орнаментом и использованием контрапункта. Эпоха барокко длилась около 150 лет, начиная с 1600 года с первых попыток оперы и заканчивая в 1750 году смертью великого мастера Иоганна Себастьяна Баха.

    2. Европейская мебель семнадцатого и начала восемнадцатого веков с замысловатым орнаментом с широкими волнами — важной особенностью.

    Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*