Даниэль либескинд достопримечательности: 22 самых невероятных архитектурных проекта Даниэля Либескинда
22 самых невероятных архитектурных проекта Даниэля Либескинда
22 самых невероятных проекта Даниэля Либескинда
Один из самых известных мастеров архитектуры деконструктивизма, Даниэль Либескинд, прославился на весь мир своим неординарным подходом к проектированию. Его творчество представляет собой симбиоз архитектуры, философии и музыки, причем во всех этих областях он так же высоко профессионален, как и в архитектуре. В нашей статье представлено 22 самых невероятных проекта Даниэля Либескинда
1. Жилой комплекс «Восхождение» в Ковингтоне, США
Жилой комплекс ‘Восхождение’ в Ковингтоне, США
Жилой комплекс ‘Восхождение’ в Ковингтоне, США
Сказочный жилой комплекс «Восхождение», по форме напоминающий гигантский полумесяц, был официально открыт в марте 2008 года в небольшом американском городе Ковингтоне.
Это 22-этажное здание великолепно вписывается в городской ландшафт — днем стеклянные панели синих тонов в сочетании с белыми «вставками» бетона эффектно сливаются с небом. В состав комплекса входит 70 роскошных апартаментов, расположенных на 19 этажах. Верхние 3 этажа отведены архитектором под зону отдыха с великолепными зелеными террасами и садами.
2. Жилой комплекс «Злота 44» в Варшаве, Польша
Жилой комплекс ‘Злота 44’ в Варшаве, Польша
Жилой комплекс ‘Злота 44’ в Варшаве, Польша: вечерний кадр
«Злота 44» — это 52-этажный жилой комплекс, строительство которого было начато в 2000 году в Варшаве, на родине Даниэля Либескинда, и должно закончится в конце 2015 года. Этот небоскреб носит звание самого высокого здания Польши и одного из самых высоких в Европе. Интересно, что свое название башня получила по адресу, на котором она находится.
3. Международный конгресс-центр в Монсе, Бельгия
Международный конгресс-центр в Монсе, Бельгия
Международный конгресс-центр в Монсе, Бельгия
Уже практически достроенный международный конгресс-центр будет открыт в мае 2015 года. Главной целью архитектора Либескинда было «вписание» нового здания в уже существующую архитектуру старого города и сохранение связи с историческим центром. В состав культурного комплекса входят несколько уровней, органично взаимосвязанных друг с другом. Вместимость трех главных залов составляют 500, 200 и 100 зрителей. Также в культурном центре есть 16 небольших конференц-залов, ресторан, офисы и подземная парковка.
4. Торгово-развлекательный комплекс «Вестсайд» в Брюннене, Швейцария
Торгово-развлекательный комплекс ‘Вестсайд’ в Брюннене, Швейцария
Торгово-развлекательный комплекс ‘Вестсайд’ в Брюннене
Самый большой в мире торгово-развлекательный комплекс «Вестсайд» был построен в швейцарском Брюннене в 2008. На территории этого роскошного объекта, воплощающего собой пример симбиоза искусственно созданной архитектуры и естественного природного ландшафта, находятся 55 магазинов, 10 ресторанов и баров, отель, кинотеатр с 16 залами и крупный оздоровительный центр. Пример «Вестсайда» — это редкий случай, когда молл стал по-настоящему главным символом города.
5. Современный еврейский музей в Сан-Франциско, США
Современный еврейский музей в Сан-Франциско, США
Современный еврейский музей в Сан-Франциско, США: ночной кадр
Здание современного музея еврейской культуры было открыто в 2008 году в калифорнийском Сан-Франциско. Эта современная постройка пристроена к зданию электростанции, построенному в неоклассическом стиле в начале XX века. Недавно это здание было реконструировано и дополнено характерными для Либескинда кристаллическими объемами из синей стали. Трудно поверить, однако по форме они представляют собой еврейские буквы «хет» и «йод», которые в сочетании образуют девиз L’Chaim («К жизни»). Эти слова можно прочитать лишь с высоты птичьего полета.
6. Студенческий центр «Воль» университета Бар Илан в Рамат-Гане, Израиль
Студенческий центр ‘Воль’ университета Бар Илан в Рамат-Гане, Израиль
Студенческий центр ‘Воль’ университета Бар Илан в Рамат-Гане, Израиль: ночной кадр
Студенческий центр «Воль» — это здание для проведения конференций и лекций Университета Бар-Илан в израильском городе Рамат-Ган, построенное в 2005 году. Три протяженных параллелепипеда образуют основу этого уникального здания. Над ними расположен зал, способный вместить около тысячи зрителей. Любопытно, что окна, образованные нишами на алюминиевом фасаде золотого цвета, по форме напоминают буквы еврейского алфавита.
7. Музей искусств в Денвере, США
Музей искусств в Денвере, США
Музей искусств в Денвере вечером
История денверского музея искусств началась еще в далеком 1893 году — тогда музей был известен как Клуб Художников Денвера. Современный корпус музея был открыт для посетителей в 2006 году. Дизайн здания, напоминающего огромную скалу, был разработан студией Либескинда, дабы подчеркнуть особенности местной природы.
8. Офисное здание компании Hyundai Development Corporation в Сеуле, Южная Корея
Офисное здание компании Hyundai Development Corporation в Сеуле, Южная Корея
Офисное здание компании Hyundai Development Corporation в Сеуле, Южная Корея: вечерний кадр
Офисное здание компании Hyundai Development Corporation с невероятным фасадом Tangent было построено в столице Южной Кореи в 2005 году. Столь оригинальный фасад, по мнению автора, должен связать деловой центр с общественными пространствами — парками, скверами и городской площадью. Благодаря Либескинду, штаб-квартира компании Hyundai стала одним из главных туристических достопримечательностей Сеула.
9. Частная мастерская и галерея «Вейл» в Майорке, Испания
Частная мастерская и галерея ‘Вейл’ в Майорке, Испания
Частная мастерская и галерея ‘Вейл’ в Майорке, Испания
Частная мастерская и галерея «Вейл», открывшаяся в 2003 году в испанской Майорке — это своего рода дань уважения к известной американской художницы Барбары Вейл. Галерея «Вейл» — это результат совместной работы Либескинда и самой Вейл. Комплекс состоит из выставочных пространств на открытом воздухе, музея творчества художницы и рекреационных зон. Архитектор назвал свой уникальный культурный объект «гармоничной сонатой».
10. Жилой комплекс рядом с Музеем искусств в Денвере, США
Жилой комплекс рядом с Музеем искусств в Денвере, США
Жилой комплекс рядом с Музеем искусств в Денвере, США: ночной кадр
Жилой комплекс рядом с Музеем искусств в Денвере был построен в 2007 году. В его состав входят: 17-этажная башня с 55 квартирами и два пятиэтажных здания со 110 квартирами. Все эти постройки спроектированы в традиционном стиле Либескинда: как на фасаде, так и внутри здания нет прямых углов. Интерьеры апартаментов похожи на современные музейные помещения: светлые и ненавязчивые, в спокойных тонах, с применением исключительно высококачественных и высокопрочных строительных материалов.
11. Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, Германия
Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, Германия
Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке: фрагмент фасада
Музей, посвященный жизни и творчеству яркого представителя художественного направления под названием «новая предметность» Феликса Нуссбаума, был построен в его родном городе Оснабрюке в 1988 году. Художник пережил страшную жизнь — эмиграция в соседнюю Бельгию, ничтожное существование в подвалах, ссылка и казнь в Освенциме. Основной идеей Либескинда послужил мотив борьбы с расизмом и этнической нетерпимостью. В сам музей весьма затруднительно попасть из-за невероятно тяжелой входной двери, но еще труднее из него выйти — по окончании осмотра галереи посетители упираются в глухую стену. Здание музея Нуссбаума стало одной из главных визитных карточек творчества Либескинда.
12. Еврейский музей в Берлине, Германия
Еврейский музей в Берлине, Германия: вид сверху
Еврейский музей в Берлине с высоты птичьего полета
Музейный ансамбль, посвященный всем пострадавшим от режима холокоста евреям, состоит из двух зданий — старого, в стиле барокко, и нового, построенного по проекту Либескинда в 1998 году. Современный корпус в плане представляет собой длинную зигзагообразную галерею, выполненную в фирменном для автора стиле. Неожиданным для большинства посетителей является тот факт, что пол в музее расположен под уклоном, так что буквально с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед.
13. «Стеклянный двор» Еврейского музея в Берлине, Германия
‘Стеклянный двор’ Еврейского музея в Берлине, Германия
‘Стеклянный двор’ Еврейского музея в Берлине: фрагмент крыши
Открытие в 2007 году на территории еврейского музея выставочного пространства «Стеклянный двор» площадью 670 кв. м позволило решить главную проблему берлинского ансамбля — отсутствие крупного пространства для проведения всевозможных концертов, фестивалей и других мероприятий, интересных большому количеству зрителей. «Стеклянный двор» по своей структуре имитирует ритуальный еврейский шалаш Сукку.
14. Площадь «Гранд Канал» в Дублине, Ирландия
Площадь ‘Гранд Канал’ и театр в Дублине, Ирландия
Площадь ‘Гранд Канал’ в Дублине, Ирландия: ночной кадр
Площадь «Гранд Канал» в Дублине — это многофункциональный комплекс, состоящий из Театра Гранд-Канал с залом на 2000 мест и двух офисных центров общей площадью 45 000 кв. м. Здание театра, выполненное в «остроугольном» стиле, облицовано панелями из нержавеющей стали. Уникальный фасад театра был сконструирован по аналогии с занавесом в театре. Он состоит из двух перекрывающихся стекол, а главный вход в помещение расположен между ними. Минуя его, посетители будто проходят сквозь сценический занавес.
15. Северный имперский военный музей в Манчестере, Великобритания
Северный имперский военный музей в Манчестере, Великобритания
Северный имперский военный музей в Манчестере, Великобритания: на закате
Манчестерский филиал лондонской сети музеев, посвященных военной тематике, был построен в 2001 году на той территории Англии, которая более всего пострадала от ужасов войны. Главным мотивом к созданию столь важного для Великобритании и всего мира культурного объекта стало искреннее желание Либескинда показать нашу планету, уничтоженную в результате многочисленных войн, но затем собранную по осколкам воедино.
16. Многофункциональный комплекс «Кё-Боген» в Дюссельдорфе, Германия
Многофункциональный комплекс ‘Кё-Боген’ в Дюссельдорфе, Германия
Многофункциональный комплекс ‘Кё-Боген’ в Дюссельдорфе: на закате
Удивительный по красоте многофункциональный комплекс «Кё-Боген» был построен в Дюссельдорфе в 2013 году. Комплекс состоит из двух построек с «разломанными» фасадами, высотой 26 м, на крышах которых организованы небольшие сады и террасы. В этом здании, как и в большинстве других проектов, Либескинд по-своему интерпретирует философию столкновения и парадокса — при столь «разломанных» фасадах оба здания в плане представляют собой волнообразные структуры.
17. Вилла Либескинда в Даттельне, Германия
Вилла Либескинда в Даттельне, Германия
Вилла Либескинда в Даттельне, Германия: интерьер помещения
В 2008 году Либескинд создал проект типовой виллы общей стоимостью 3 миллиона евро. Дом, который можно собрать, как конструктор LEGO, за несколько часов и доставить в любую точку мира, представляет собой двухэтажную постройку площадью 515 м2. Его форма напоминает кристалл с острыми углами и высокими окнами, который буквально вырывается из недр земли. На сегодняшний день в разных уголках планеты возведено порядка 20 вилл Либескинда.
18. Центр аспирантуры столичного университета в Лондоне, Великобритания
Центр аспирантуры столичного университета в Лондоне, Великобритания
Центр аспирантуры столичного университета в Лондоне
Современное здание Центра аспирантуры столичного лондонского университета было построено в 2005 году. Этот комплекс с ломаным фасадом из стальных панелей — настоящий шедевр архитектуры деконструктивизма. В состав студенческого центра входят лекционные помещения, учебные аудитории, кабинеты и кафетерии. Внутреннее пространство получает достаточное количество света благодаря большим окнам.
19. Королевский музей провинции Онтарио в Торонто, Канада
Королевский музей провинции Онтарио в Торонто, Канада
Королевский музей провинции Онтарио в Торонто, Канада: интерьер помещения
Королевский музей Онтарио является действующим еще с 1857 года, однако спустя 150 лет его внешний вид был кардинально изменен архитектором Даниэлем Либескиндом, превратившим старое здание музея в невероятное кристаллическое сооружение. По его словам, именно настоящие минеральные кристаллы, которые были выставлены в одном из залов музея, и стали прообразами его новой постройки. Интересно отметить, что первый эскиз реконструкции музея был сделан на обычной салфетке в одном из ресторанов Нью-Йорка.
20. Военно-исторический музей в Дрездене, Германия
Военно-исторический музей в Дрездене, Германия
Военно-исторический музей в Дрездене: ночной кадр
Военно-исторический музей в Дрездене является одним из двух крупнейших германских музеев военной тематики. Комплекс музея состоит из двух важнейших элементов — здания арсенала, возведенного еще в конце XIX века, и пристроенного к нему в 2005 году огромного клиновидного пятиэтажного объема из бетона, стали и стекла. Как несложно догадаться, автором последнего и стал Даниэль Либескинд. С появлением этой уникальной пристройки военно-исторический музей в Дрездене стал самым крупным объектом подобного типа в мире.
21. Многофункциональный комплекс «Отражение» в Сингапуре
Многофункциональный комплекс ‘Отражение’ в Сингапуре
Многофункциональный комплекс ‘Отражение’ в Сингапуре: ночной кадр
В 2011 году было завершено строительство масштабного проекта многофункционального жилого комплекса «Отражение» в Сингапуре. Комплекс включает в себя две жилые зоны: 1129 апартаментов класса люкс и 11 просторных малоэтажных вилл. Фасады высотных строений облицованы панелями из алюминия, искусно чередующимися с крупными оконными проемами. Эта игра элементов фасада создает потрясающий декоративный эффект и позволяет проникать в интерьеры необходимому количеству солнечного света. Помимо жилья, в состав комплекса входят многочисленные офисные помещения, рестораны, кафе, крупный торгово-развлекательный центр, фитнес-клуб и пятиуровневая подземная парковка.
22. Медиа-центр Run Run Shaw в Гонконге, Китай
Медиа-центр Run Run Shaw в Гонконге, Китай
Медиа-центр Runu Run Shaw в Гонконге: интерьер помещения
Медиа-центр Run Run Shaw, открывшийся в Гонконге в 2010 году — это часть городского университета Гонконга. Как это зачастую происходит и с другими объектами Либескинда, при виде гонконгского медиа-центра действительно трудно представить себе, как внутри этих огромных кристаллов из железобетона могут разместиться все необходимые помещения. Насколько бы удивительным это не показалось, но в его состав Либескинд умудрился уместить многочисленные аудитории, две сцены, два кинозала, лабораторию виртуальной реальности, звукозаписывающую студии, кафе, ресторан и даже уютный сад, где в свободное от учебы время предпочитают отдыхать студенты.
К сожалению, многие работы талантливейшего архитектора Даниэля Либескинда остаются нереализованными, однако это не мешает поклонникам его творчества оценивать их высокое качество и оригинальность. С одним из проектов мастера, так и оставшимся на бумаге, можно ознакомиться в нашей статье
Даниэль Либескинд | Мир Чудес
Даниэль Либескинд — один из тех творцов, чей характерный, хорошо узнаваемый почерк позволил в конце 1980-х годов окончательно сформироваться в качестве самостоятельного течения деконструктивизму. Его подход к пониманию архитектуры и его творческий метод основаны не только на безграничных современных возможностях компьютерного моделирования, но и на философии, музыке и глубоком уважении к истории архитектуры.
Даниэль ЛибескиндАрхитектура — это повествование. Это история, рассказанная с помощью камня. Это история преодоления и борьбы человека за превращение невозможного в возможное. Величайшие соборы, храмы, пирамиды, пагоды, прекрасные индийские города… Все это было воплощено в жизнь не с помощью какой-то абстрактной идеи, это было воздвигнуто человеком.
Даниэль Либескинд
Безусловно, в основе всей современной архитектуры лежит точный математический расчет, но нельзя недооценивать творческое начало и индивидуальность архитектора. «Вся наша деятельность зависит от компьютера.
Для Либескинда философская концепция постмодернизма второй половины XX века становится парадигмой существования устойчивых композиционных архитектурных мотивов, которые так или иначе присутствуют во всех проектах мастера. Столкновение и смешение форм, стилей, материалов, смысловые и пространственные метафоры, определенная игра смыслов, — все это не только задает форму, но и определяет саму суть, выразительность архитектуры. Эмоциональность, образность, сложная пространственная композиция, а не плоскость фасада, наполненность, а не пустота, — вот что действительно важно.
«Архитектура — застывшая музыка» — это известный афоризм немецкого философа Фридриха Шеллинга. Но главное в нем отнюдь не поэтичность метафоры. В произведениях и высказываниях античных философов, например в «Поэтике» Аристотеля, есть суждения о математических Соотношениях В музыке, составляющих интервалы. Пифагор считал музыку проявлением высшей математической гармонии. В этом смысле сопоставление музыкального и архитектурного произведений только подчеркивает представления Либескинда о выразительности архитектуры. И, надо полагать, музыкальное образование, которое получил архитектор, сыграло в его мировосприятии не последнюю роль. «Экспрессия нашего города, нашего дома — вот что наполняет архитектуру смыслом и наделяет способностью говорить. <…> Поэтому я считаю, что очень важно открывать архитектурные формы, которые, может, и не поддаются описанию словами, но которые говорят с нами с помощью таких понятий, как пропорция, материал и свет». Пропорция — вот основа всего. Пропорция, столь важная для античных философов, не теряет своей силы и сегодня.
Даниэль Либескинд не перечеркивает историю, но обращается к ней как к повествовательному материалу, как к источнику коллективной памяти. История архитектуры и история как таковая — важнейший источник архитектурных форм и смыслов, заполняющих эти формы. В своих проектах Либескинд использует мировую историю и историю архитектуры как в буквальном смысле, аккумулируя исторические архитектурные мотивы, создавая напряжение или сталкивая между собой новое и старое, так и в интеллектуальном, выстраивая тонкие отсылки к определенным событиям.
Большое значение для Даниэля Либескинда имеет понятие «новый модернизм». Это не стилистическое направление в искусстве, но, скорее, мироощущение и противопоставление концепции мировосприятия и его основ. Либескинд имеет в виду, что период обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира славные творцы и мыслители, заканчивается. Он считает, что модернизм существует в искусстве не последние десять, двадцать или даже сто лет, а около трех тысяч лет и только сейчас подходит к концу. Но это не есть конец пути. Это лишь конец одной концепции, основанной на великих тысячелетних знаниях и законах, которые были опровергнуты. В культурном сознании общества граница между старым и новым уже преодолена, и появилось ощущение, что с приходом «нового модернизма» изменилась и атмосфера существования, желания и устремления людей, и в целом образ человеческого мышления. В связи с этим Либескинд считает, что и архитектура перешла в ту форму существования, при которой каждое новое направление, а подчас и каждое сооружение, стремится впитать весь накопленный к нынешнему моменту опыт.
Почерк Даниэля Либескинда уникален и узнаваем, но, строго говоря, мы не можем рассматривать его де- конструктивистские проекты как чистое проявление постмодернизма, не приняв во внимание некоторые особенности этих направлений.
Деконструктивизм неразрывно связан с культурой постмодернизма, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру деконструктивистскую. Впрочем, если сравнивать оба направления на уровне теорий, то мы обнаружим больше сходства, чем различий. Можно говорить о том, что деконструктивизм — часть постмодернизма, но с несколько иным отношением к наследию модернизма, более тесной связью с архитектурными теориями начала XX века, а также с более радикальным (часто даже агрессивным) отношением к человеку, более глубоким исследованием проблем современной архитектуры, поиском новых форм (но не игрой с историческими формами, чем занимаются большинство архитекторов, считающих себя постмодернистами).
Возможно, деконструктивистская архитектура самая сложная и отдаленная от массового потребителя, это архитектура мегаполисов и «нового поколения».В первом приближении творчество Либескинда — типичный деконструктивизм. Но если заняться изучением отдельных проектов, таких как генплан комплекса зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке или Еврейский музей в Берлине, то (даже несмотря на радикальное переосмысление конструктивных элементов здания) на первый план выйдет некая «лирическая» составляющая. Здесь имеется в виду глубокий символизм, личное сопереживание жертвам событий всемирного масштаба.
Деконструктивистская теория отличается от постмодернизма (если говорить глобально) тем, что деконструктивизм размывает и разрушает общую картину мира, наиболее ярким воплощением которой является архитектура. Постмодернизм все же больше некое настроение современной культуры, которое сказывается чаще в практике искусства и жизни. При этом в архитектуре постмодернизма нередки заимствования, нарочитое подражание, копирование исторических стилей или объектов. Стоит также отметить ее символизм и интеллектуальность, дающие зрителю возможность самому раскрывать идеи и смыслы, при условии, что он обладает достаточным уровнем культуры, чтобы использовать эту возможность. При всем этом если рассматривать архитектурные формы как лингвистическую систему и каждый стиль или направление как своего рода язык, то деконструктивизм формально можно считать просто «еще одним языком» постмодернизма.
В любом случае, дискурс о «конце эпохи постмодернизма» не имеет ни однозначных позиций, ни четких определений. Поэтому Даниэля Либескинда можно считать не только одним из ярчайших представителей деконструктивизма в архитектуре, но и с некоторыми допущениями — представителем архитектуры постмодернистской.
РОДИТЕЛИ ЛИБЕСКИНДА — ПОЛЬСКИЕ ЕВРЕИ, ЧУДОМ СПАСШИЕСЯ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ В КИРГИЗИИ, А ПОСЛЕ ВЕРНУЛИСЬ В ЛОДЗЬ
Даниэль Либескинд родился 12 мая 1946 года в Польше, в городе Лодзь. Архитектурное образование Даниэль получил в университете Купер Юнион в Нью-Йорке, а второе, по специальности «история и теория архитектуры», — в Школе сравнительных исследований в Эссекском университете (Англия, 1972). По стипендии Американо-Израильского культурного фонда он изучал музыку в Израиле и Нью-Йорке. Музыка играет существенную роль в архитектурном проектировании Либескинда на стадии разработки концепции; это органичный элемент архитектоники его сооружений.
В 1978-1985 годах Либескинд возглавлял архитектурный факультет Крэнбрукской академии искусств, в 1986-1989 годах основал и возглавил архитектурное училище в Милане. Даниэль Либескинд — один из семи зодчих, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма» в Нью-Йорке (1989).
В 1989 году в Берлине Либескинд основал собственное бюро. Всемирная известность пришла к нему благодаря проекту Еврейского музея в Берлине (1989-1999; открыт в 2001 году). Этот же проект принес Либескин- ду Архитектурную премию Германии.
В 1989 году выходит программная статья Либескин- да под названием «Поверхность должна умереть. Доказательство». В ней он деконструирует понятие поверхности, стены и, словно теорему, псевдоматематически доказывает свое утверждение, используя абстрактные символы. «Линия всегда перпендикулярна вибрации, испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними…» — примерно в таком духе написана вся статья. Кроме того, в своих текстах Либескинд одновременно использует множество языков (и древних, и современных, и несуществующих), переворачивая слова и буквы во всех направлениях, пуская их зигзагообразно, наискось, сталкивая друг с другом, вклинивая между буквами цифры, превращая сам текст в некий шифр. И если его читать привычно, от начала к концу, то ничего кроме бессмыслицы в нем найти не удастся. Дело в том, что Либескинд, как в своих текстах, так и в архитектурных проектах, подразумевает использование «метода чтения между линиями» (как и Питер Айзенман, главный теоретик архитектуры деконструктивизма, который все же основные поиски направляет именно на архитектуру, а не на текст). При этом «шифр» Либескинда — типичная постмодернистская игра, в которой его можно отнести к идеям деконструктивизма. Лингвистические опыты постмодернистов, начиная с Джеймса Джойса, были зачастую основаны на проблеме «шифра» и его «трактовки». Но если в середине XX века исследовались возможности автоматического письма, то рубеж XX-XXI веков ознаменовался попыткой контроля и создания скрытой структуры и жестких внутренних ограничений формы. То есть идея неограниченного выбора и абсолютной свободы на самом деле стала еще более жесткой формой внутреннего тотального контроля (в тексте и архитектуре — контроля над интерпретацией и «разгадкой шифра»).
В 2003 году Даниэль Либескинд принимает участие в конкурсе на проект нового комплекса на месте разрушенного во время теракта Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и побеждает в нем, после чего его архитектурное бюро переезжает в Нью-Йорк.
Его творчество — не только архитектура, но и философия, и музыка, причем в этих областях он также высоко профессионален. Сложно назвать другого зодчего, для которого музыка была бы столь органичным элементом архитектоники сооружений. Музыка, геометрия, слово — источники вдохновения в творчестве Либескинда-архитектора. Он строит здания, пишет философские эссе, ставит оперу (в 2000 году в Лейпцигской опере Либескинд не только выступил в качестве постановщика, но и дирижировал оперой Оливье Мессиана).
На счету маэстро огромное количество проектов, как осуществленных, так и нереализованных. Даниэль Либескинд — обладатель многочисленных премий и наград. Дважды он был удостоен премии RIBA Королевского института британских архитекторов. В 2004 году архитектор был выбран первым послом по вопросам культуры и архитектуры в программе государственного департамента США «Культурная инициатива».
Чтобы иметь представление о его творчестве, нужно рассмотреть несколько основных аспектов, благодаря чему станет возможным сформировать целостное представление о нем и разобрать отдельные объекты уже в определенном контексте. Философская проблематика архитектуры Либескинда была рассмотрена выше. Теперь же стоит обратить внимание на географию и типологию творчества этого мастера, а точнее, на несколько архетипичных методов, которые так или иначе можно проследить практически во всех проектах.
Никогда ранее архитектура не была настолько универсальной и космополитичной, как сегодня. Постройки Даниэля Либескинда можно обнаружить по всему миру — от Азии до Соединенных Штатов, его нереализованные проекты также планировалось осуществить в разных частях света. Самыми известными из них являются Музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке (1998/2010-2011) и Еврейский музей в Берлине (Германия, 1989-1999), Имперский военный музей в Манчестере (Великобритания, 1999-2001), Еврейский музей в Копенгагене (Дания, 2003), Королевский музей Онтарио в Торонто (точнее — его расширение; Канада, 2003-2007), генплан Всемирного торгового центра и башня Свободы в Нью-Йорке (в соавторстве с Дэвидом Чайлдсом; США, 2003 — по наст, вр.), проект «Сити- Лайф» (совместно с Захой Хадид и Аратом Исодзаки) в Милане (Италия, 2004-2012), проект небоскреба «Илад Пропертис» (остался нереализованным, США, 2007), проект жилого комплекса «ВИТРА» в историческом центре Сан-Паулу (Бразилия, 2015).
На сегодняшний день на территории США у Либескинда не так много реализованных персональных проектов. Среди них, например, торговый центр «Кристале» (2007-2009) в Лас-Вегасе и Художественный музей, корпус Фредерика С. Хэмилтона в Денвере (2000-2006), его геометрическая форма напоминает детскую головоломку, которую архитектор попытался собрать из совершенно несвязанных ромбовидных фигур. Сам автор говорит, что своей формой этот музей обязан очертаниям Скалистых гор, которые, собственно, находятся в Денвере. Большая часть творений Либескинда разбросана по Европе. На окраине столицы Швейцарии, в Берне, по его проекту построен Западный торгово-развлекательный комплекс (2008). Масштабное коммерческое сооружение стало одним из крупнейших строительных объектов в этой маленькой стране. Этот торговый центр Либескинда явно демонстрирует характерный «почерк» архитектора: угловатые объемы и ломаные линии, что перекликается с, например, «Кристале», построенным на год позже в Вегасе.
Чтобы придать комплексу в Берне некоторую мягкость, архитектор решил обшить его фасад деревом. Внутри, по мысли Либескинда, создана имитация города — некоего нового Берна с собственными переулками и площадями. Мы не встретим этого в Вегасе — тут основным материалом служат металлические листы. Но в целом архитектор неоднократно обращается в своем творчестве к таким материалам, как дерево или камень, для того, чтобы подчеркнуть контраст живого и неживого, внутреннего и внешнего. Мы видим этот прием в Еврейском музее в Дании или в музее Феликса Нуссбаума в Германии.
Архитектор не оставил без внимания и Азию. В бухте Кеппель Сингапура и в южнокорейском Бусане Либескинд спроектировал очень схожие между собой архитектурные комплексы (в 2011 и 2013 годах соответственно). Оба проекта реализованы. Основная их идея заключается в расположении группы криволинейных небоскребов на берегу реки или залива таким образом, чтобы отражение визуально дополняло образ и было не случайным, но четко продуманным и просчитанным элементом композиции. В этих проектах Либескинд использует перепады высот, изогнутые фасады и конические криволинейные формы, чтобы создать скульптурную композицию на горизонте. Огромную роль играет освещение и отражение на поверхности воды — все это дополняет образ. Здесь можно проследить и природные мотивы: волны, формы цветочных лепестков или парусника.
Эти комплексы являются в первую очередь общественными местами, включающими в себя отдельные частные владения. В них располагаются и квартиры, и отель, и бизнес-центр. Поэтому пространство, рассчитанное на то, что ежедневно в нем будут встречаться десятки тысяч людей, уже является не только архитектурным, но и социальным объектом.
Либескинда иногда называют приверженцем «ансамблевого паразитизма». Его эффектные, а подчас даже агрессивные сооружения не гармонично вписываются в окружающую застройку, а зачастую подавляют ее. Имея свои достоинства, она становится лишь выгодным фоном для его блестящих проектов. Это замечание только подтверждает тезис Либескинда о «новом модернизме». Раньше развитие стилистических особенностей и технических возможностей архитектуры шло поступательно, позволяя постепенно заменять старые строения новыми, не разрушая городской среды, устойчивых пространственных решений, сложившихся ансамблей. При этом со временем «накапливались» те уникальные сооружения, которые стали архитектурными достопримечательностями исторических центров го- родов, то теперь любой новый проект, осуществленный в историческом центре, разрывает ткань городской архитектуры, взрывает изнутри сложившуюся систему городских общественных пространств, подчиняя себе все вокруг, доминируя над окружающими зданиями.
Стоит отметить, что в проектах Либескинда можно не только выделить несколько типов общественной архитектуры, но и определить его отношение к частному пространству.
В проектах архитектурных комплексов, где есть место частному жилью (таких, как в Бусане или Сингапуре), Либескинд делает акцент на индивидуальности частного пространства — каждые апартаменты предполагают совершенно уникальную планировку. Вообще же для Либескинда мотив «личного пространства», как и «личного переживания» (например, общественной трагедии), играет огромную роль при создании архитектурных проектов. Причем во втором случае это не столько формальность, сколько основа выразительности.
В качестве подтверждения сказанному можно привести пример генерального плана Всемирного торгового центра. В основе проекта лежит идея коллективной памяти о национальной истории, но при этом в каждом объеме, в каждом элементе она переосмысляется и становится памятью самого архитектора, в пространство которой попадает зритель. Каждая деталь комплекса имеет символическое значение (деревья, парапеты бассейнов на месте башен-близнецов, на которых выгравированы фамилии погибших, и многое другое), и символизмом их наделяет именно автор проекта, а зритель лишь считывает его замысел и уже по-своему, в пределах собственных переживаний, интерпретирует его идею.
Таким образом, в проектах Даниэля Либескинда общественное архитектурное пространство всегда задает тон социальным отношениям, складывающимся между посетителями, и потому личный взгляд человека смешивается с взглядом архитектора и в некотором смысле подчиняется ему. И это очень важное замечание, так как практически все творчество Либескинда (и проекты, сделанные вместе с его мастерской) можно разделить на несколько основных типов общественных сооружений: музеи, торговые центры, культурные и образовательные центры, а также театры, стадионы и, конечно же, бизнес-центры, расположенные в небоскребах по всему миру. Каждый из этих проектов предполагает ежедневные встречи огромного количества людей в едином общественном пространстве. Это пространство само по себе, согласно своему предназначению, задает определенные нормы поведения, и каждый, кто приходит в театр или музей, начинает играть определенную социальную роль. Поэтому архитектура, так или иначе, несет важную социальную функцию. И если в проектах торговых центров, выполненных Либескиндом, она не столь очевидна, то в проектах музеев, и особенно проектах Еврейских музеев в Берлине и Копенгагене, эта функция выходит на первый план не только в идее, но и в форме.
В двух вышеупомянутых примерах Еврейских музеев основой проекта служит идея воплощения истории, попытка выразить в архитектуре бесконечно богатую и трагическую историю еврейского народа, а вот в таких проектах, как Королевский музей Онтарио в Торонто или же Военно-исторический музей в Дрездене, концепция в большей степени формальна. В первом случае форма «Кристалла Ли Чина» (таково официальное название пристройки Либескинда) напоминает естественную природную форму какого-то минерала, а во втором случае — это нос военного крейсера. Здесь дело уже не в трактовке мотива, а в том, что само столкновение исторических архитектурных форм и современных элементов является культурным феноменом, объектом притяжения социальных масс. И если в азиатских проектах архитектора мы говорили о важности природных мотивов, о прямом взаимодействии объектов с природой, светом, отражением на водной поверхности, то в последних примерах стоит отметить тот факт, что новые архитектурные элементы превращают старые здания музеев в суперсовременные концертные и арт- площадки благодаря световым проекциям и мобильности отдельных элементов.
В творчестве Даниэля Либескинда тесно сплетаются история, литература, лингвистика, различные философские концепции, природные формы, объемы, выстроенные по правилам нелинейной геометрии. Чтобы все это считывать или угадывать, необходимо иметь не только разносторонние знания, но и богатое воображение, а также развитую визуальную культуру восприятия. И тогда архитектура его проектов сможет поразить богатством смыслов.
Еврейский музей | 1989-1999 | Берлин, Германия |
Музей Феликса Нуссбаума | 1998, 2010-2011 | Оснабрюк, Германия |
Северный филиал Имперского военного музея | 1999-2001 | Манчестер |
Корпус Фредерика С. Хэмилтона Денверского музея искусств | 2000-2006 | Денвер, США |
Еврейский музей | 2003 | Копенгаген |
Победа в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного торгового центра | 2003 | Нью-Йорк, США |
Королевский музей Онтарио, расширение | 2003-2007 | Торонто, Канада |
Ансамбль площади Гранд-Канал-сквер, многофункциональный комплекс | 2004-2010 | Дублин, Ирландия |
«Сити-Лрйф» многофункциональный комплекс, Музей современного искусства, жилой комплекс | 2004-2011/2012 | Милан, Италия |
Всемирный торговый центр-1 (башня Свободы) | 2006-2014 | Нью-Йорк, США |
Западный торгово-развлекательный комплекс | 2008 | Берн, Швейцария |
Еврейский музей | 2008 | Сан-Франциско, США |
Многофункциональный комплекс «Кё-Боген» | 2008/2011-2013 | Дюссельдорф, Германия |
Торговый комплекс «Кристале» | 2007-2009 | Лас-Вегас, США |
Академия Еврейского музея | 2010-2012 | Берлин, Германия |
Военно-исторический музей бундесвера (расширение) | 2011 | Дрезден, Германия |
Комплекс небоскребов «Отражения» | 2011 | Бухта Кеппель, Сингапур |
Комплекс небоскребов «Хёнди Удон» | 2013 | Бусан, Южная Корея |
«Я хотел смотреть на места по-новому, трехмерно»: из беседы с Даниэлем Либескиндом
«Я хотел смотреть на места по-новому, трехмерно»: из беседы с Даниэлем Либескиндом
Еврейский музей Берлин. Изображение © Hufton+Crow- Автор: Владимир Белоголовский
Даниэль Либескинд (р. 1946, Лодзь, Польша) изучал архитектуру в Cooper Union в Нью-Йорке.Ему было 70 лет, а в 1972 году он получил степень магистра в Эссексском университете в Англии. Продолжая преподавательскую деятельность, он выиграл международный конкурс 1989 года на проектирование Еврейского музея в Берлине, прежде чем когда-либо реализовал единственное здание. Затем он перевез туда свою семью, чтобы начать практику вместе со своей женой Ниной, и посвятил следующее десятилетие завершению музея, который открылся в 2001 году. Проект привел к ряду других музейных комиссий, которые исследовали такие понятия, как память и история в архитектуре. .
+ 15
© Stefan RuizВ 2003 году, после победы в международном конкурсе на реконструкцию разрушенного Всемирного торгового центра на Манхэттене, Либескинд перенес свою берлинскую студию в Нью-Йорк. Хотя завершенный комплекс был спроектирован другими международными архитекторами, именно Либескинд руководил реализацией своего генерального плана и процессом восстановления. С тех пор, как он приехал в Нью-Йорк, где сейчас строится его первое здание — «Атриум в доступном жилье Самнера» в Бедфорд-Стайвесанте, — его практика превратилась в крупную глобальную фирму с такими престижными заказами, как Художественный музей Денвера в Колорадо, Королевский музей Онтарио в Торонто. , Современный еврейский музей в Сан-Франциско, Военно-исторический музей в Дрездене, Германия, и башни от Пусана, Сеула, Манилы и Сингапура до Варшавы, Милана, Торонто и S ã о Пауло. Я поговорил с архитектором по телефону о роли современного архитектора, о том, что делает здания архитектурными, о символизме , о том, что архитектура должна быть запоминающейся и рассказывать истории, и о его желании смотреть на места в новом трехмерном виде. .
Владимир Белоголовский: Как вы думаете, какой должна быть роль современного архитектора?
Даниэль Либескинд: Архитекторы никогда не должны забывать, что они создают архитектуру для того, чтобы в ней жили люди. Они должны создать красивую среду для всех людей, а не только для одного процента. Большие идеи о мегаполисах не изменят мир так сильно, как реальная среда, созданная для обычного человека путем создания отзывчивых и ответственных проектов. Мы, архитекторы, все должны нести ответственность за создание нового памятного города нашего времени. Нам нужно работать над трансформацией вопросов в архитектуру, и все в большей степени в масштабе города.
Художественный музей Денвера. Image © BitterBredtVB: Однажды вы рассказали историю о том, как впервые сдвинули типичное прямоугольное окно под углом. Каковы были ваши первоначальные намерения в отношении этой смены?
DL: Это было во время работы над Еврейским музеем в Берлине. Я начал смещать обычные окна, потому что хотел смотреть на места по-новому, в трехмерном пространстве. Это было в городе, где мест, которые я искал, уже не было. Когда я впервые это сделал, все были против: и местные власти, и историки, и защитники природы, и критики. Все говорили — это безумие, сумасшествие! Окно есть окно. Но для меня это было не окно, а идея того, как ты смотришь на мир. И когда вы смотрите на Холокост, разрушения и катастрофы, которые пришли в мир из Берлина и Германии, вы должны посмотреть на это с другой стороны, совершенно буквально, потому что где вы могли бы найти прецедент для этого?
Еврейский музей Берлина. Image © Hufton+CrowВ.Б.: Какой для вас самый эффективный способ представить свои идеи клиентам?
DL: Я думаю, что самые эффективные аргументы — это рисунки. Одни только слова подведут вас. Людям нужно видеть что-то, что вдохновляло бы их и давало им чувство направления. Для меня это просто демонстрация чернового наброска, который откроет людям разум. И тот факт, что сейчас так много архитекторов полагаются на слова и статистику, приводит к тому, что наша застроенная среда становится более банальной, чем когда-либо. Архитектура становится транзакцией, ожиданием. Но давайте смотреть правде в глаза, начиная с незапамятных времен архитектура составляла очень небольшой процент застроенной среды. Это хоть один процент? Остальные просто здания. То, что вы что-то строите, не означает, что это архитектура. И вы можете создать архитектуру, которую не нужно строить.
Королевский музей Онтарио. Image © Alex FradkinВ.Б.: Вы сказали, что у каждого здания должна быть история. Что заставляет вас превращать ваши здания в истории?
DL: Язык архитектуры — это не слова. Речь идет об идеях, свете, материале, пропорциях, окружающей среде и ландшафте. Без истории нет смысла строить. Архитектура дает надежду. Надежда — это история. Архитектура должна обеспечивать ощущение преемственности того, кто мы есть. Зачем нам нужно строить в первую очередь? Почему мы здесь, а не где-то еще? Наша архитектура должна относиться к тому, что нам нужно, а не к чему-то очень абстрактному и неуместному. Каждое здание должно рассказывать историю.
Королевский музей Онтарио. Image © Алекс ФрадкинВ.Б.: Ваша архитектура очень экспериментальная. Тем не менее, вы сказали: «Если архитектор относится к зданию как к эксперименту, это будет плохое здание». Что вы имели в виду?
DL: Знаете, я бы сравнил архитектуру с хирургией. Как пациент, вы не хотите делать экспериментальную операцию, потому что можете не жить. Точно так же архитекторы не могут экспериментировать с жизнью людей. В этом смысле оно не похоже на перформативное искусство. Архитектура находится в центре жизни. Архитектура не может позволить себе потерпеть неудачу. Мы знаем из истории, сколько многоквартирных домов пытались ввести экспериментальную жизнь и вскоре были вынуждены отказаться, потому что люди не могли жить в них. Смотри, сейчас строится наш проект государственного жилья в Бруклине. Я пытаюсь показать, что даже с самым ограниченным бюджетом вы можете создать достойное окружение, а не просто контейнер, а работающее как интересное социальное пространство. И у всех живущих внутри может быть немного разное место и уникальные виды, что очень важно.
В.Б.: Если не экспериментальная, то какая архитектура нам нужна?
DL: Нам нужна архитектура нашего времени. Нам нужна актуальная архитектура, современная, то есть не ностальгическая и не футуристическая. Он должен быть о своем месте, культуре и нашем собственном времени. Я против фантазий и против отсылок к прошлому.
Вильнюсский музей. Изображение © Hufton+CrowВ.Б.: Ваша архитектура символична. Ваш Еврейский музей в Берлине основан на Звезде Давида, а высота Башни Свободы в Нью-Йорке составляет 1776 футов, что соответствует году принятия Декларации независимости Соединенных Штатов. Откуда эта идея привнести символизм в архитектуру?
DL: Во-первых, вы должны понимать, что все символично. Даже чистый лист бумаги символичен. Смотреть на облако символично. Что не так? Это часть нашего существа, часть нашего языка. Вот какие мы люди. Вот что отличает нас от собак и кошек. Мы живем в символическом мире. Я думаю, что мой вклад заключается в том, чтобы тематизировать это символическое значение, сделать каждое из моих зданий символическим жестом, который может передать определенное сообщение за пределами слов. Сегодня это может быть непривычно, но если вы посмотрите на такие исторические сооружения, как Парфенон в Афинах — зачем это было нужно? Он не был построен, потому что в этом была необходимость. Это была символическая структура, более сложная, более тонкая и более красивая, чем все, что когда-либо строили греки. Он стал самым изысканным символом демократии. Представьте, если бы все здания представляли собой очевидное — просто структурно прочные убежища. Тогда не было бы архитектуры.
Еврейский музей Берлина. Image © Michele NastasiВ.Б.: Ваша архитектура также основана на памяти и надежде. Вы сказали: «Архитектура — это инструмент для создания лучшей жизни. Чтобы создать что-то запоминающееся». Не могли бы вы рассказать о важности памяти и надежды в вашей работе?
DL: Что ж, память — это основа архитектуры. Это помогает нам ориентироваться. Архитектура выражает акт бытия. Это помогает нам помнить, кто мы есть, и не забывать, откуда мы пришли. Архитектура — это коллективная человеческая память, которая объединяет людей по всему миру и во времени. Когда мы сегодня строим здания, нам нужно выразить все знаки и следы нашего времени. Важно оставить эти следы для людей, которые живут сейчас и в будущем. Итак, архитектура должна быть запоминающейся. Если что-то не запоминается, оно исчезнет из истории. У земли есть память, и каждое здание укоренено в земле и в памяти своего места. Каждый фундамент затрагивает память о месте очень непосредственным, физическим образом. Вот откуда мы знаем, что мы являемся частью этого.
Вильнюсский музей. Image © Hufton+CrowВ.Б.: Что вы думаете о понятии авторства в архитектуре? Так много говорят о командной работе. Как вы разрабатываете проекты в вашей фирме?
DL: Что ж, для разработки проекта у вас должна быть замечательная команда. Но проект не верблюд. Нельзя поручить одному человеку работать над его головой, другому над его горбом и так далее. Должно быть единое видение, и оно должно исходить от кого-то. Это никогда не может исходить от комитета. И когда я выглядываю из своего окна здесь, в Нижнем Манхэттене, я сразу могу сказать, какие здания были построены авторами, а какие — комитетами. [Смеется.] Почти все делалось командами. Нет, я считаю, что проекты должны иметь авторство. Мы не можем скрыть авторство. Вот почему мы называем архитектуру искусством. Посмотрите на оркестр, исполняющий симфонии Бетховена — 120 музыкантов и дирижер. Все они должны быть виртуозами, чтобы исполнить великое музыкальное произведение, но еще нужно авторство композитора. Нельзя прятаться за команду.
Художественный музей Денвера. Image © Алекс ФрадкинВ.Б.: Какие самые запоминающиеся встречи стали для вас важным откровением в самом начале?
DL: Для этого мне пришлось бы вернуться в детство. Когда мне было шесть или семь лет, родители отвезли меня в соляную шахту в Величке недалеко от Кракова на юге Польши. Эти подземные часовни и статуи, высеченные из каменной соли, произвели на меня невероятное впечатление. У меня было так много вопросов — Почему? Как? Это было такое необычайное усилие, жертва, святость и духовность. Еще одним опытом стала архитектура Баухауза в Тель-Авиве. Такая сплоченность была в городском масштабе. Увидеть целый современный город, пусть и в скромных масштабах, было очень впечатляюще. Сегодня там много новостроек, но тогда, в 1950-х, впечатление было очень сильное на меня. А затем приехать в Нью-Йорк и увидеть горизонт Манхэттена, возвышающегося города на острове. И мне всегда нравилось путешествовать. Вдохновением может стать что угодно, особенно что-то народное.
Ссылка: Владимир Белоголовский. «« Я хотел смотреть на места по-новому трехмерно »: в беседе с Даниэлем Либескиндом» 5 апреля 2022 г. ArchDaily. Доступ .
«Крылья» Даниэля Либескинда (Милан)
Европа
Ломбардия
Чем заняться в Милане
«Крылья» Даниэля Либескинда 9006
9 1006Смотреть все Посмотреть все развлечения
Посмотреть все развлечения
«Крылья» Даниэля Либескинда
1
отзыв
0116 Написать отзыв
Полноэкранный режим
Лучшие способы познакомиться с близлежащими достопримечательностями
ЛУЧШИЙ ПРОДАВЕЦ Милана
Билет Supperthe Last with Skipper-the Tour with Skipper-the-Last Tour with Skipperthe-LineОзеро Комо, Белладжио, включая круиз на частной лодке
Туры на целый день
от
105,96 $
3
- 6 за взрослого 0006
Секреты приготовления свежей пасты и тирамису
Рекомендуем
96% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Кулинарные мастер-классы
из
76,96 долл. США
для взрослых
ВОЗМОЖНО ПРОДАЕТСЯ*
Лучшее в Милане, включая «Тайную вечерю» Да Винчи и Миланский собор 3 3 Рекомендуется 3 16 91% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Экскурсии по городу
из
128,27 $
для взрослых
Однодневная поездка в Италию и Швейцарию: озеро Комо, Белладжио и Лугано из Милана
Экскурсии на весь день
из
121,57 $
для взрослого (цена зависит от размера группы)
02 ВЕРОЯТНО РАСПРОДАНО*
Милан: Тайная вечеря и Санта-Мария-делле-Грацие без очереди Билеты и экскурсии
Рекомендуем
100% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Пешеходные экскурсии
от
76,96 $
за взрослого
Пешеходная экскурсия по лучшей уличной еде
Рекомендуем
95% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Пешеходные экскурсии
от
104,84 $
за взрослого
Живописный поезд Bernina и озеро Комо
Рекомендуем
98% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Экскурсии на целый день
из
184,03 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
Экспресс-тур Bernina Швейцарские Альпы и Санкт-Мориц Из Милана
9% путешественников рекомендуют этот опыт 3 3. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.Железнодорожные экскурсии
из
143,88 $
за взрослого (цена зависит от размера группы) Люкс
от
127,15 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
Швейцарские Альпы Экспресс-тур по Бернине из Милана
Железнодорожные туры
от
159,73 $
для взрослых
ВЕРОЯТНА ПРОДАЖА*
Milan Super Saver: проход без очереди в Дуомо и экскурсия по крышам
Super Savers
от
2 9 для взрослых размер группы)Экскурсия на полдня в Милане, включая «Тайную вечерю» да Винчи, Дуомо и театр Ла Скала
Экскурсии на полдня
от
112,23 $
6 для взрослого93
3
3
1-часовой частный тур на деревянной лодке по озеру Комо 6 чел
Рекомендуем
94% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Моторные лодки
из
379,22 $
за группу (до
6
)
Sper Tour 9 0 0 3* — Leonardo Da Vinci
Private and Luxury
от
$58,00
на взрослого
Historic 03
Рекомендуется
90% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Пешеходные экскурсии
из
85,88 $
за взрослого
Район
Адрес
Район: Quartiere Adriano
Лучшее поблизости
Рестораны
2,6900 3 мили
0,4 км$$ — $$$ • Итальянская • Морепродукты • Средиземноморская
I loft bistrot
0,5 км$$ — $$$ • Итальянская
Махрани Махал
0,4 км$ • Индийская • Пакистанская • Подходит для вегетарианцев
Траттория Пиноккио
• Средиземноморская • Средиземноморская $0,3$ Дружелюбный
Spazio Caroli 12
0,2 км$$ — $$$ • Итальянская • Средиземноморская
Zanzarazan Cafe
0,5 км$$ — $$$ • Итальянская • Бар • Кафе
Hosteria dei sognatori
0. 1 mialianИтальянская пицца
Пиццерия аль-Ритрово
0,7 км$$ — $$$ • Итальянская • Пицца • Морепродукты
Yum Cha
0,5 кмЯпонская • Азиатская
La Tenda Rosa
0,2 кмИтальянская 003Аттракционы
1800 в пределах 6 миль
Дуомо ди Милано
58 286
Религиозные объекты • Церкви и соборы
Пьяцца дель Дуомо
13 807
Достопримечательности • Исторические места для прогулок Castello Sforze3 9000 9000 0003
13 507
Исторические места • Замки
Galleria Vittorio Emanuele II
30,022
Интересные места и достопримечательности • Архитектурные здания
Pirelli HangarBicocca
2,0 кмСпециализированные музеи
Il Cenacolo
13,733
Исторические места • Религиозные места
Villa Lecchi
0,8 кмАрхитектурные здания
Memoriale Della Shoah Di Milano Museum
3 900s 900s 900s 900s 900s 900s 3
Abbazia di Santa Maria Rossa
1,0 кмЦеркви и соборы
Biblioteca del Confine
0,8 кмБиблиотеки
Просмотреть все
Поделиться
Написать отзывЗагрузить фото
Подробные обзоры.
3.0
1 отзыв
Отлично
Очень хорошо
Средне
Ужасно
Бруно Д 003
Февраль 2019 г. • Solo
Современная опера, di un grando artista contemporaneo, si vede direttamente dalla strada, ottimo anche con il buio in quanot valirizzata dai led multicolor che attribuiscono particolare efficacia alle forme sinuose e imponenti della «torre»
Написано 27 февраля 2019 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Посмотреть все
Миланский собор
58 286
Религиозные объекты • Церкви и соборы
Centro Storico
Билеты от 16,63 $ 9 000 900 002 Piazza del Duomo
13 807
Интересные места и достопримечательности • Исторические Прогулочные зоны
Открыто • Centro Storico
Il Cenacolo
13,733
Исторические места • Религиозные памятники
Centro Storico
9
6 Castellos Sforzeco
6 3
13 507
Исторические места • Замки
Исторический центр
Galleria Vittorio Emanuele II
30,022
Интересные места и достопримечательности • Архитектурные здания
Открыто сейчас • Centro Storico
Chiesa di San Maurizio al Monastero Maggiore
Церкви и соборы
Исторический центр
Римский театр
Древние руины
90000 Centro S0tor 06
Dialogo nel Buio
Интересные места и достопримечательности
Centro Storico
Chiesa di Santa Maria presso San Satiro
Церкви и соборы
Centro Storico
Duomo Rooftops
Интересные места и достопримечательности • Обзорные площадки
Centro Storico
Что-нибудь отсутствует или неточное?
Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.