Черты классицизма в литературе: Особенности классицизма в русской литературе

Содержание

Основные черты классицизма в литературе

Инструкция

Классицизм как литературное направление зародился в XVI веке, в Италии. В первую очередь теоретические разработки коснулись драматургии, чуть меньше – поэзии, и в последнюю очередь прозы. Наибольшее развитие течение получило через сто лет во Франции, и связано оно с такими именами, как Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер и другие. Для классицизма характерна ориентация на античность. Авторы того времени считали, что писатель должен руководствоваться не вдохновением, а правилами, догмами, проверенными моделями. Текст должен быть связным, логичным, ясным и точным. Как определить, относится ли текст, который перед вами, к направлению «классицизм».

Четкое деление на высокие и низкие жанры – первая примета классицизма как литературного направления. К высоким жанрам относятся ода, трагедия, героическая песня. К низким – комедия, басня, сатира и т.д. Для классицизма принципиально важна позиция «триединства». Действие только одно, и оно происходит в одном месте и в одно время. Единственная сюжетная линия разворачивается на одном месте в течении суток — это пришло в классицизм из античности.

Определение конфликта. Для произведений эпохи классицизма характерно противостояние разума и чувства, долга и страстей. При этом отрицательные герои руководствуются эмоциями, а положительные живут разумом, поэтому побеждают. При этом позиции героев очень четкие, только белое и черное. Главное понятие – понятие долга, гражданское служение.

При работе с героями обращает на себя внимание наличие устойчивых масок. Обязательно присутствуют: девушка, ее подружка, глупый отец, несколько женихов (не менее трех), при этом один из женихов положительный, положительный герой, отражающий мораль. Образы лишены индивидуальности, потому что их предназначение запечатлеть основные, родовые признаки героев.

Определение композиции. Классицизм предполагает наличие экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. При этом в сюжет обязательно вплетена некая интрига, в результате которой девушка играет свадьбу с «положительным» женихом.

Доказательства принадлежности текста к классицизму усиливают приемы катарсиса и неожиданной развязки. В первом случае через сострадание к отрицательным героям, попавшим в трудную ситуацию, читатель очищается духовно. Во втором – конфликт решается вмешательством извне. Например, повелением свыше, явлением божественной воли.

Классицизм изображает жизнь идеализировано. При этом задача произведения – улучшить общество и его нравы. Тексты рассчитывались на максимально большую аудиторию, именно поэтому особое внимание авторы уделяли жанрам драматургии.

Классицизм в литературе, его черты и развитие — Теория литературы

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) направление и стиль в искусстве XVII — нач. XIX вв., утверждавшие принцип рационализма (от лат. rationalis — разумный) в творчестве, идеал гармонии и меры, строгое соблюдение нормативности в поэтике, подражание образцам античной словесности, веру в человеческий разум.

Исторической предпосылкой возникновения классицизма стали установление и расцвет абсолютизма, прежде всего — во Франции.

Философской теорией, на которою опирался классицизм, была метафизика — идеалистическое учение, представлявшее мир как умозрительную и статичную картину, недоступную чувственному опыту. Эстетическая концепция классицизма предполагала существование вечного, неизменного и абсолютного идеала Прекрасного, воплощенного в произведениях античных поэтов, скульпторов, зодчих. Впервые она была сформулирована и обоснована в работе Н. Буало «Поэтическое искусство».

Классицизм вывел на литературную сцену нового героя, который свои личные амбиции и чувства способен принести в жертву интересам государства. Эта этическая установка оценивалась классицистами как единственно разумная. Она определила дидактическую направленность произведений классицизма: возвеличивание персонажей, подчиняющих свои страсти долгу (так называемый «высокий герой»), осуждение и посрамление тех, кто живет личными интересами.

Классицистический принцип нормативности в художественном творчестве обусловил и сформировал жесткую иерархию жанров, разделив их на «высокие» и «низкие». К первым относились те виды произведений, проблематика которых в той или иной степени была связана с жизнью государства, важными историческими событиями или мифологией, а в качестве героев выступали власть предержащие, персонажи мифов, борцы за веру и прочие: в драме — трагедия, в эпосе — поэма-эпопея, в лирике — ода. Ко вторым были соответственно причислены комедия, басня и сатира, изображавшие каждодневную жизнь частных лиц, как правило, представителей незнатных сословий («низких героев»). Фаворитом классицистической литературы стала трагедия.

Поэтические «стандарты» каждого жанра были строго определенными и не допускали синкретизма: нельзя было объединять в одном тексте черты, свойственные произведениям разных иерархических категорий.

Регламентации в классицизме подвергались также и некоторые другие текстуальные составляющие. Например, классицисты выступали за возрождение античного принципа единства времени, места и действия. Язык их произведений стал одним из средств художественной характеристики и был ориентирован на вкусы и привычки придворной публики, он также соотносился и с жанровой природой текста. К примеру, в отечественной литературе этому вопросу М. Ломоносов посвятил одну из частей трактата «О пользе книг церковных в Российском языке», где сделал попытку разграничить речевые стили. «Высокий штиль», как считал ученый и поэт, должен применяться в героических поэмах, одах и «прозаических речах о важных материях» с использованием архаической лексики. «Средний штиль» полагался драматическим сочинениям, стихотворным посланиям, сатирам, элегиям, эклогам и прозаическим историческим и научным текстам, в которых М. Ломоносов допускал наличие старославянизмов, но так, «чтоб слог не казался надутым», и «простых» слов, однако с осторожностью, «чтобы не опуститься в подлость». «Низкий штиль» предназначался комедиям, эпиграммам, песням и прочим жанрам и состоял, в основном, из общеупотребительных слов и речевых оборотов.

Однако классицизм как художественное направление не был лишен внутренних противоречий. Так, П. Корнель и Ж . Расин выражали в трагедиях умеренные монархические взгляды, отнюдь не идеализируя абсолютизм, и вольно трактовали эстетический принцип единства времени, места и действия; а пьесы Ж .-Б. Мольера перестали быть «низким жанром» и получили статус «высокой комедии», т.к. в них затрагивались важнейшие философские и социально-нравственные проблемы.

В XVIII в. с развитием просветительства меняется социальная направленность классицизма, в его произведениях звучит уже не пафос государственности, а пафос вольнодумия, как в творчестве М.А. Вольтера, М.Ж. Шенье, Ф.Шиллера и др.

В России классицизм возник только в 40-е гг. XVIII в. и был связан с именами А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, Я. Княжнина, Г. Державина и др. Он отличался сатирическими тенденциями. В произведениях «высокого жанра» предпочтение отдавалось национально-исторической тематике и проблематике. Особенно популярной была ода.

К концу XVIII в. классицизм утратил свои позиции на литературной арене, уступив романтизму и сентиментализму.

Неоклассицизм рассматривают как самостоятельное явление, развивающее традиции классицизма, но возникшее после его смены другими литературными направлениями в начале XIX и XX вв. («легкая поэзия», акмеизм и проч.)

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Художественные принципы литературы классицизма -Литературоведение и теория литературы

Художественные принципы литературы классицизма. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/1286/ (дата обращения: 30.07.2020)

Классицизм в Европе

Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке, одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Художественные принципы классицизма

Важнейшие черты классицизма:

  1.  Обращение к образам и формам античного искусства.
  2.  Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
  3.  Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
  4.  В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  5.  Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:

  1.  «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
  2.  «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам).

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие  вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.

Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.

Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. — разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.

Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга.

Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).

Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему.

В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры были однолинейными: герой олицетворял ка- кое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: «У Мольера скупой скуп — и только…»; ведущая черта Митро- фана в «Недоросле» — лень).

Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).

«Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).

Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.

Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты («хладный труп», «бледное чело»), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.

Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

Классицизм и его художественные принципы в русской литературе

Основные признаки русского классицизма

  • Обращение к образам и формам античного искусства.
  • Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.
  • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник(неудачливый).
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места(действие происходит в одномместе), действия (1 сюжетная линия).

Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре Первом.

Своеобразие русского классицизма

Высокий гражданско-патриотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории.

В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы».).

Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, то есть в русском классицизме значительны были элементы реализма.

Начало

Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:

  • 1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 года) — предпосылки возникновения классицизма.
  • 2 период: 1730-1750 года — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
  • 3 период: 1760-1770 года — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
  • 4 период: последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).

Тредиаковский и Ломоносов

Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.) Силлабо-тоническая система стихосложения — система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора — слог и ударение — и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.

Державин

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Падение классицизма

В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление — сентиментализм.

05.03.2016, 11650 просмотров.

Признаки классицизма в литературе. Пример русского классицизма в комедии «Недоросль»

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает абсолютную монархию.

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает «образцовый». Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

признаки классицизма в комедии недоросль

Основные признаки классицизма подразумевают использование правила трех единств (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие литературного процесса. Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность – отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

основные признаки классицизма

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. «Ода на взятие Хотина» (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование средств художественной выразительности и обращений – это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

признаки классицизма

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии «Недоросль»

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Поведение героев в тексте соответствует авторской оценке. Читатель мгновенно понимает, кто из них носитель пороков и добродетели.

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные.

Наличие героя-резонера

Стародум доносит до читателя мысль автора, хотя в самом конфликте не участвует.

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в «Недоросле» и «Бригадире».

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия «Бригадир», а затем «Корион». Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в «Недоросле» — самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

признаки классицизма в недоросле

«Бригадир»: идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка «Бригадира» имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных — основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. «Бригадир» для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

признаки классицизма в оде

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

«Недоросль»: идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. «Недоросль» — самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой – три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии — Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии «Недоросль» характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы – недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

признаки классицизма в литературе

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник – Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

Классицизм (русская литература) — это… Что такое Классицизм (русская литература)? Эта статья — о классицизме в русской литературе. О классицизме в иных сферах искусства см. Классицизм.

В России классици́зм был известен с начала XVIII до начала XIX века и всё это время был господствующим направлением и методом в литературе.

Классицизм – художественный стиль в европейской литературе 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону.

Основные признаки русского классицизма

• Обращение к образам и формам античного искусства.

• Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.

• Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник (неудачливый).

• В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

• Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места(действие происходит в одном месте), действия (1 сюжетная линия).

Начало

Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:

1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 года) — предпосылки возникновения классицизма.

2 период: 1730-1750 года — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.

3 период: 1760-1770 года — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4 период: последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).

Тредиаковский и Ломоносов

Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.) Силлабо-тоническая система стихосложения — система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора — слог и ударение — и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.

Державин

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Падение классицизма

В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление — сентиментализм.

Классицизм как литературное направление — Студопедия

Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673).


Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694-1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.


В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Основные признаки русского классицизма:

1. Обращение к образам и формам античного искусства.

2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.

4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

Романтизм как литературное направление.

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений. Только стремление к полной свободе творческого воображения. К примеру можно привести величайшего французского поэта и писателя Виктора Гюго и его всемирно известный роман «Собор Парижской Богоматери».

возникновение, черты и появление в русской литературе

 

Классицизм стал первым полноценным литературным направлением, причем его влияние практически не затрагивало прозу: все теории классицизма были отчасти посвящены поэзии, но в основном — драматургии. Возникает это направление во Франции в XVI веке, а расцветает примерно столетие спустя.

История возникновения классицизма

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе, когда человек считался всего лишь слугой своего государства. Главная идея классицизма — гражданское служение, ключевым понятием классицизма является понятие долга. Соответственно, ключевой конфликт всех классицистических произведений — это конфликт страсти и разума, чувства и долга: отрицательные герои живут, подчиняясь своим эмоциям, а положительные живут только рассудком, и поэтому всегда оказываются победителями. Такое торжество разума было обусловлено философской теорией рационализма, которую предложил Рене Декарт: Я мыслю, следовательно существую. Он писал, что разумен не только человек, но и вообще все живое: разум дан нам от бога. 

Черты классицизма в литературе

Основоположники классицизма внимательно изучили историю мировой литературы и решили для себя, что наиболее разумно был организован литературный процесс в Древней Греции. Именно античным правилам они и решили подражать. В частности, из античного театра было заимствовано правило о трех единствах: единстве времени (от начала до конца пьесы не может пройти более суток), единстве места (все происходит в одном месте) и единстве действия (должна существовать лишь одна сюжетная линия).

Другим приемом, заимствованным из античной традиции, стало использование героев-масок — устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу. В типичных классицистических комедиях речь всегда идет о выдаче девушки, поэтому маски там следующие: госпожа (сама девушка-невеста), субретка (ее служанка-подружка, наперсница), глуповатый отец, не менее троих женихов (один из них обязательно положительный, т.е. герой-любовник) и герой-резонер (главный положительный персонаж, появляется обычно в конце). В финале комедии обязательно необходима некая интрига, в результате которой девушка выйдет замуж за положительного жениха.  

Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой, обязательно содержать пять актов: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. 

Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) — появление бога из машины, который ставит все на свои места. В российской традиции таким героев часто оказывалось государство. Также использовался прием катарсиса — очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно.

Классицизм в русской литературе

В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков. В 1747 году он публикует два трактата — Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство. Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.

Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею — т.н. теорию склонений. Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена. Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась. Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию Недоросль как пример русского классицизма.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Этапы развития и жанры литературы в XVI–XVII веках: от Руси до Петра I
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛомоносов — филолог и поэт: ода как жанр классицизма

Все неприличные комментарии будут удаляться.

классицизм в литературе

Дата публикации: 21 ноября 2010 | Обновлено: 21-ноя-2010 | Категория: Образование | Автор: Chantella | Уровень пользователя: Gold | Баллов: 20 |


Взгляд на классиков и неоклассиков, которые верили в изощренность поэзии и для высших классов.


Слово «классический» происходит от латинского слова «Classicus» , что означает «самого высокого ранга».Сначала слово было зарезервировано для древнегреческого, латинского и в Азии, для санскритской литературы. Сегодня, однако, слово «классика» может быть более широко применено к любой работе высокого порядка и может даже включать романтическую работу. Например, Китс «» Ода соловью », хотя в основном это романтическая поэма, теперь считается классической одой.

Кроме того, термин «классика» может применяться к любой форме искусства, которая выдержала испытание временем благодаря присущему ей высококлассному качеству.Таким образом, мы можем позвонить Т.С. Элиота «Пустошь» — классический современный эпос, основанный на высоком ранге в современном стихе, хотя пока что он должен испытать себя временем. Говорят, что любое произведение искусства, выполненное в имитации греческой или римской художественной формы, является «неоклассическим» или «классическим» .

Классицизм был потомком эпохи Возрождения. Для классических энтузиастов эпохи Возрождения все греческое и в некоторой степени римское стали эталоном цивилизованного совершенства.То, что не было греческим или римским, было варварским, как указано в замечании Бена Джонсона о Шекспире — «маленькая латынь и маленький грек» .

Но вместо того, чтобы подражать греческим и римским моделям, классицизм имел тенденцию просто подражать им. Вот почему романтическое искусство отреагировало на это. Таким образом, классицисты превратились в догмы, что естественно предполагалось греками.

Неоклассицизм был характерной чертой 17 и 18 веков. Это был век, когда рационализм был лозунгом. Рационализм подразумевает размещение разума над воображением.Для неоклассических авторов прошлое было важно. Они были великими верующими в традиции. Они приняли традицию более раннего классического периода, особенно древних греческих и римских культур. Неоклассицисты, как и классицисты, интересовались только более кремовыми слоями общества — аристократами, дворянством и интеллектуальным классом. Это была литература кофеен, гостиных и города. Это был городской акцент человека в обществе. Поэтому акцент был сделан на приличия, формы и аккуратности.Эти поэты жили в своих башнях из слоновой кости. Поэзия не была предназначена для масс.

Основная классическая идея — совершенство в определенных пределах. Человек не может достичь совершенства, которое является полнотой или целостностью, если он не устанавливает границ для себя. Следовательно, если целью является художественное совершенство, где-то должна быть проведена граница, и человек должен быть доволен, чтобы оставаться в ней. Это основной дух всего греческого или классического искусства. Художник-классик знал об опасностях неограниченной свободы, к которой мог привести их собственный индивидуализм, поэтому они старались все более и более совершенно работать над традиционными вещами.Они ограничились познаваемым и тем, что не могло быть нарушено светом разума. «Разум» был основой любого художественного начинания. Это не означает, что не было планов сверхрационального существования или тайн, недоступных разуму. Классики поняли, что с одной стороны были известные вещи, имеющие ясность, точность и аккуратность. Но с другой стороны лежат нематериальные, непостижимые и таинственные. Они знали, что это сфера богов, а не людей.

Неоклассические поэты сознавали приличия. Поэтому язык поэзии должен был отличаться от языка прозы. Язык поэзии должен был быть повышен. Солнце называлось «Феб» , птицы — «Пернатый хор» , а рыба — «Финское племя» . Они верили в четкое упорядоченное выражение формы и красоту размеренной точности.

Неоклассицисты попали под влияние рационалистического философа Рене Декарта.Он считал, что мышление было предварительным условием существования. Его знаменитая фраза «Corgito Ergo Sum» или «Я думаю, поэтому я существую» описывает его философию. Он верил, что мир был машиной, управляемой Богом. Они не верили, что воображение было важным фактором в их литературной теории. Для таких авторов, как Драйден и Папа, воображение имело мало значения. Они одобрили «фантазию», контролируемую разумом или суждением.

Для них больше всего в поэзии имело значение истинность эмоций или чувств.Они хотели говорить в общих чертах для общего опыта мужчин. Они не выражали свои собственные взгляды, а скорее верили в выражение универсальных мыслей и идей. Поэт для них был скорее переводчиком, чем творцом. Они не интересовались тайнами жизни и, подобно классическим писателям, неоклассицисты смотрели на неизвестного с ужасом и подозрением. Они отмечали достижения человека в укрощении и контроле дикой и мятежной природы.Для них природа была статичной.

Классики свели все к правилу. Возникло четкое различие между классицизмом и истинным классическим духом. Классицизм — не более чем имитация на основе моделей, которые изначально были естественным, стихийным и интуитивным греческим классическим искусством. Например, правила трех «Единств» в драме были выведены из того, что представлялось фундаментальным принципом греческой драмы. Эти правила никогда не существовали в первую очередь, но имитировали неоклассицисты Англии.Гомеру подражал Вергилий. Таким образом, все более поздние авторы эпопеи строили свои стихи одинаково, вплоть до мельчайших деталей.

В поэзии и драме идеализация, общая для других изобразительных искусств, обычно не сопровождалась. Ведь в трагедии герой должен был быть идеальным, за исключением его трагического недостатка. Греческая идеализация человеческих добродетелей в скульптуре и живописи побудила некоторых классицистов изобразить бесчеловечно безупречных персонажей в своих героических пьесах во времена Драйдена.


,

примеров литературного классицизма | Pen and the Pad

••• Photos.com/Photos.com/Getty Images

Литературный классицизм относится к стилю письма, который сознательно подражает формам и предметам классической древности. Для целей западной литературы это означает греческую и римскую драму, поэтические формы, подобные эпосу, и литературную теорию, изложенную в «Поэтике» Аристотеля. Классицизм развивался в эпоху Ренессанса и Просвещения и продолжал формировать литературу в 20 веке.

Происхождение и особенности классицизма

Французские писатели семнадцатого века были первыми, кто присоединился к классическим стандартам как часть организованного литературного движения. Понимание идеалов античности началось, когда классические переводы впервые стали широко доступны во времена Ренессанса. Литературный классицизм появился в драматических произведениях по образцу греческих мастеров, таких как Эсхил и Софокл, и стремился воплотить в себе Три единства Аристотеля. Они требовали, чтобы литературные произведения имели единственную сюжетную линию, единственное местоположение и сжатый промежуток времени.Литературный классицизм расширился от драмы до поэзии во времена Просвещения, когда он стал известен как неоклассицизм, и прозы в эпоху августовского века английской литературы 18-го века.

Классическая драма

Французские классицисты продемонстрировали свои идеалы почти исключительно в драме. Пьер Корнель, отец французской классической трагедии, адаптировал Еврипида в своей ранней пьесе «Медее». Шедевр Корнеля, «Ле Сид», сломался со строгой приверженностью трем единствам, но развил драматическую форму, чтобы охватить требования как классической трагедии, так и комедии.Среди других французских классицистов — Жан Расин, чьи работы «Андромак» расширились после Троянской войны, и Жан Мольер, который продемонстрировал свое мастерство классической комедии в «Тартуфе» и «Ле Мизантроп». В 20 веке Т.С. Элиот охватил литературный классицизм в своих драматических произведениях. «Воссоединение семьи» включает в себя структуру и предмет «Ореста» Эсхила, в то время как «Коктейльная вечеринка» делает то же самое с «Alcestis» Еврипида.

Поэзия классицистов

Итальянский поэт Данте выделяется в развитии литературного классицизма, поскольку его эпическая поэма «Божественная комедия» появилась независимо от какого-либо организованного движения.В своей работе, состоящей из трех частей, Данте сознательно черпал вдохновение из классической эпической поэзии, в частности, «Энеиды». Английский поэт Александр Поуп перенял классические приемы в эпоху Августа, периода английского искусства, в котором прославлялся Древний Рим. «Данчиада» Папы и Rape of the Lock »используют формат эпической поэзии, но пародируют тон и известны как насмешливые герои. Робинсон Джефферс, американский поэт 20-го века, обновил« Медею »Еврипида и объединил приемы классической трагедии и эпической поэзии в таких работах, как «Cawdor.

Литературный классицизм в романе

Концепция прозаической литературы устарела в древности, поэтому в художественной литературе нет явных классицистических традиций, которые бы соответствовали драматическим и поэтическим. За исключением формата, ранние романы появились в эпоху, в которой классическая литература пользовалась большим уважением, и романисты сознательно переняли аспекты классической литературы, такие как настойчивость Аристотеля в моральной ценности, использование греческим драматургом божественного вмешательства и эпическая поэзия, ориентирующаяся на путешествие героя.«Памела» Сэмюэля Ричардсона служит расширенным уроком о ценностях морали среднего класса и предполагает участие Бога в личных делах. Такие романы, как «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера» и «Дон Кихот», сосредоточены на путешествии героя по образцу работ Гомера и Вирджила.

классицизм: определение. Классицизм в литературе

Классицизм появился в европейском искусстве в 17 веке. Он жил, постоянно развиваясь, до 19 века. За этот период направление прошло несколько этапов:

  • Ранний классицизм.
  • Строгий классицизм.
  • Высокий классицизм (ампир).

definition of classicism Определение классицизма первоначально было адресовано архитектуре, но позже затронуло области литературы, живописи, скульптуры и других искусств.Этот стиль заменил напыщенный и богато украшенный стиль рококо, а стиль ампир, в свою очередь, был заменен на эклектичный, еще более мягкий и простой.

Архитектура

Определение классицизма в архитектуре сделано прежде всего на основе таких отличительных особенностей дизайна зданий, как преобладание сочетаний белого с насыщенными и яркими цветами, например, золотого, розового, ярко-синего, зеленый, изумрудный. Линия в классицизме сыграла важную роль. Они просто повторяют рисунок с определенной скоростью и регулярностью, фасады и другие элементы симметричны, рисунок обобщен.

Формы четкие, разборчивые, геометрические. Общее впечатление от зданий и элементов это прочность, устойчивость, монументальность, геометрия.

Отличительные особенности в архитектуре

Отличительные особенности и элементы, которые могут распознавать структуру в этом стиле: барельефы, медальоны, вписанные в круг, без лишних усложнений, можно установить на крыше статуй. В ландшафтном дизайне, а также в оформлении террас часто встречаются классические ротонды и колоннады.Колонна большая, не гладкая. Пилястры не сложны и не слишком сильно украшены. Это не характерная черта этого стиля — сдержанный и умеренный декор. Часто есть статуи на зданиях и вокруг них, в садах и в интерьере. Орнаменты похожи по своим мотивам на древние. Это логично, учитывая, что классический стиль вырос из характерных направлений эпохи Возрождения. Для высокого классицизма (стиля ампир), возникшего во Франции во времена правления Наполеона I, характерны военные характерные декоративные мотивы, эмблемы, гербы и другие символы власти.

Рекомендовано

The Song

Композиция «Гибралтар-Лабрадор». Значения и образы

Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997 году. Она стала частью саундтрека к знаменитому фильму Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня его слушает второе поколение поклонников русского рока. В …

Ewan McGregor: filmography, biography actor

Эван МакГрегор: фильмография, биография актера

Зрители любят фильмы с участием рядовых актеров.Так что в глазах многих был Эван МакГрегор. Его фильмография включает в себя более шестидесяти работ, причем разнообразных и многогранных. Эван с равным успехом копается в образах богатых и по …

Guitar Colombo - tools from Chinese manufacturer

Гитара Colombo — инструменты от китайского производителя

Когда-то в Россию привозили гитары под известным брендом Skylark. Однако время пришло, и китайские производители начали делить марку между собой. Стоит сказать, что под этим брендом в Китае производится огромное количество…

definition of classicism in architecture

Наиболее точно под определение классицизма подпадают многие работы таких архитекторов, как Клод-Николя Леду, Иниго Джонс, Андреа Палладио. Наиболее типичные постройки: вилла ротонда, парк королевы, таможенный пост, библиотека Флеминга.

Дизайн

Определение классицизма в дизайне производится в соответствии с характеристиками, представленными ниже. Основной цвет: бежевый, белый, серый. Линия, как правило, прямая, много топоров, растительные орнаменты.Геометрические фигуры: кубики, прямоугольники, параллелепипеды. Часто встречаются портики, колонны, колоннады. Окно прямоугольное, вытянутое вверх, узкое и высокое. Двери тоже прямоугольные, узкие и высокие, массивный портал, часто двускатный. Характерные элементы — колонны, скульптуры, фризы, античные мотивы, шпили, обелиски. Характеризуется строгостью, простотой и изысканностью во всем. На основании данных характеристики уже можно дать определение стиля.

Неоклассический дизайн представлен в работах шотландца Роберта Адама, который, однако, понимал это довольно своеобразно, за что неоднократно подвергалось гонениям со стороны своих современников.Но аристократия того времени с энтузиазмом воспринимала его интерьеры, которые почти не уступали пышности и элегантности рококо. Адам явно отказался от любых элементов, которые играют только эстетическую роль, не несут никакой функциональной нагрузки.

definition of classicism in design

Специальные элементы

Мебель интерьеров этого стиля крепкая, долговечная и статусная, явно говорит о положении хозяина в обществе, но не «эффектна» в этом. Он сделан из ценных пород дерева.Их в то время вообще в моде в интерьере. Красное дерево с бронзовой отделкой стало самым популярным. Стали популярны и акценты на фактуре дерева, часто использовались резные панели и вставки на различных предметах мебели и стенах. В отделке были сделаны предметы, дорогие, но довольно простые. Линии были более прямыми, формы — простыми. Мебельные ножки были прямыми, поверхность более гладкой. Ткани тоже дороги: бархат, сатин. Часто они украшены растительным орнаментом.Люстры и светильники, которые соответствуют классическому определению, массивны, но украшены хрустальными подвесками. В интерьере много фарфора, зеркал, хрусталя, стекла.

Мировая литература

Франсуа де Малерб был первым, кто применил черты классицизма в литературе. Направление в этой области можно дать на основе поэтических канонов, разработанных знаменитым французом. Это время расцвета достигло таких непопулярных ранних жанров, как басня, сатира и комедия.Основным мотивом драматических произведений эпохи был конфликт между внутренними чувствами и желаниями человека и его социальным долгом. Для прозы характерна латинизация, используемая в синтаксисе.

classicist in literature, the definition of

Фактически, отражением всех идей Просвещения был классицизм в литературе. Определение его можно дать на основании работ Вольтера. Он создал произведения, главной ценностью которых кажется свободный человек со своими чувствами и переживаниями. Религиозная тема отходит на второй план.Более того, в некоторых работах он даже подвергается критике.

Цель литературы этого стиля — улучшение мира, изменение его к лучшему, перестройка и перестройка в соответствии с законами классицизма.

Русская литература

В русскую литературу классицизма ввел Ломоносов. Он разработал теорию «трех стилей», которая была адаптацией правил Малерба. Произведения, которые соответствуют определению классицизма в русской литературе, созданы из Фонвизина, Кантемира, Державина, Ломоносова, собственно.

Как европейский, русский классицизм находился под влиянием идей Просвещения. Равенство и социальная справедливость были поставлены на первый план. Человеческая личность была лишена определенных и индивидуальных черт и состояла из набора постоянных характеристик, которые воплощали какую-либо социальную или духовную силу.

Живопись

definition of classicism

Наиболее полно подходит определение классической работы в этой области — «здоровый» Рафаэля. Он в полной мере раскрывает все свойства этого понятия в живописи.Основой здесь является тщательное изучение и систематизация произведений художников эпохи Возрождения. Созданы произведения на античные темы: реальные и повседневные и мифологические.

definition of classicism in Russian literature

Раскопки Помпеи помогли художникам познакомиться с подлинным антикварным произведением. Это изменило определение классицизма в изобразительном искусстве, вдохнув в него новое дыхание. Во многих странах это явление называется неоклассицизмом.

Что это, о, характеристиках, истории, значимости, работах, представителях Искусство

Классицизм начинается как движение, которое старается как можно больше придерживаться периодов апогея искусства Древнего Рима и Греции, поэтому оно проявило класс и порядочность, оно выделялось как культурное движение, которое пробудило Эстетические и перфекционистские тенденции в человеке, стереотипизирующие таким образом население.

Что такое классицизм?

Классицизм — это культурное движение , развитое во второй половине восемнадцатого века , на которое сильно повлияли классические культуры Рима и Греции . Это движение выразило желание навязать трезвость человечеству , чтобы контролировать не только эмоции, но и интуитивные импульсы людей, уменьшая все, что относилось к людям к монотонности и банальному перфекционизму.

О классицизме

Он выделялся тем, что всегда искал совершенства, и интеллектуальной и эстетической гармонии , которыми обладают люди во всех сферах и , проектируя или, точнее говоря, переделывая человеческое поведение своими работами до , изменяя реальность общество , таким образом, превращает его в точное, правильное, простое и трезвое восприятие окружающего нас мира , исключая всю эксцентричность и все, что выходит за рамки социальных параметров, как можно видеть, что нынешнее имя чествует его название classic

Происхождение

В искусстве классицизм основан между барокко и романтизм , создавая сбалансированную смесь обеих тенденций. Некоторые историки и эксперты в этом вопросе обычно устанавливают дату года рождения около года 1750 года года, в котором года J.S. Бах умирает и завершает в 1827 , год, в котором один из величайших музыкантов и композиторов из истории умирает, что было Бетховена .

История классицизма

Классицизм, как нынешний, имел очень короткую продолжительность, был , охватывающий славу в конце семнадцатого века , он переживал различные исторические обстоятельства, как тот, который в то время жил на Западе, оставив прозвище «». Modern Age », чтобы перейти непосредственно к« Modern Age ».

Во время этих дат произошли исторических события , которые изменили бы общество, вместе с ним история, рассказанная на тот момент, мутирует благодаря классическому движению, как и французская революция в 1789 .

Характеристики

характеристики классицизма можно воспринимать простым взглядом, поскольку во всех его работах основывается одно и то же « Совершенство человека ». Больше всего в работах выделяются:

  • Вдохновение в моделях и произведениях древности, основанное только на произведениях художественного апогея Рима и Греции , например, на работах Гомера, Горацио и Феокрита .
  • Это абсолютно рационалистический и подавляющий все образные идеи, физические черты человека превозносятся, подчеркивая таким образом его способ существования и жизни, будучи настолько точным, насколько это возможно, чтобы художник мог сформировать.
  • Он стремится к простоте и поддержанию ясности в работах , ощущается умеренно, устанавливая гармоническое равновесие, таким образом позволяя увидеть истинный порядок.
  • Классицизм всегда стремился сохранить педагогическое отношение в своих работах, поскольку он отражает важные факты истории, известных людей, литературных произведений и архитектур прошлых эпох.
  • Он всегда стремится сохранить отличительный характер всех жанров , что позволяет ему выделяться и не ассоциироваться с другими внешними
  • Будучи настолько реалистичным, насколько это возможно, без творческих персонажей не заслуживает исчерпывающего анализа со стороны тех, кто восхищается работами , а скорее движется прямо к моменту, воплощенному в работе.

В каких социальных и художественных сферах повлиял классицизм?

Художественное движение классицизма сумело воздействовать на все социальных областей за то время, стремясь донести прошлое до настоящего, которое было в Европе , охватывало все области искусства из литература , скульптура, архитектура , иллюстрация к музыка и театр, оказывая большое влияние на последние два.

Иллюстрация

Это было в -м, 18000-е годы, , когда во Франции родился поток иллюстраций, что сделало его истинной основой классицизма, где интеллектуальные процессы сформировали основную ось, в которой мы стремились охватить больше знаний более методичным способом.

В живописи

Были сняты исторические и мифологические сцены в строгом стиле без преувеличений, в котором центр внимания всегда был в сообщении, которое должно быть захвачено последовательными кадрами, без контрастов или преувеличенных сцен или , непоправимо полных эмоций .

В литературе

Создан « Клан Древних », который произвел сенсацию во французской академии в 17 веке, в котором было древних и современных поэтов . Большая ссылка сделана на главного французского поэта Буало, который был одним из главных референтов клана. Среди его самых выдающихся творений — сатирические, основанные на Juvenal и Horacio , которые критикуют вкус некоторых современных экспонентов и, в свою очередь, выражают большое восхищение Moliere , La Fontaine и Racine .

Скульптура

Гармония тела была, несомненно, главной темой, когда лепили , как это было сделано в Греции и Рима . Начиная с работ Микеланджело , выражение и настроение были очень заметны.

В музыке

Определенно, музыка была одним из искусств, которые наиболее сблизили это движение, музыка за это время начала превращаться в утонченную и сбалансированную, с простыми гармониями и упорядоченной структурой, которая вызывала умиротворение у тех, кто воспринимал эти симфонии , конец подавляя непрерывный бас и в итоге становясь тональностями, которые организуют , работают .Со своей стороны, это было время величайших композиторов классической музыки, известных миру: Моцарта , Бетховена , Керубини . Со своей стороны, Orchestra развивается и адаптируется к классической форме , образуя секцию струн, ветра и ударных. Оркестры используются не только в специальных мероприятиях, но и в играх. Это порождает работы Буффы, которые спорят с повседневной жизнью , но с юмористическими или сентиментальными нотами, таким образом, привлекая зрителей большой аудитории .

Представители классицизма

  • Никола Пуссен.
  • Жак Стелла.
  • Аллан Рамсей.
  • Франциско Прадилья.
  • Жан-Батист Сантерр.
  • Клавдий Лотарингии.
  • Бетховен.
  • Моцарт.

Работает

Ниже мы выделяем некоторые из наиболее важных произведений классицизма :

  • Закат в порту, Клаудио де Лорена.
  • Империя Флоры, Никола Пуссен.
  • Служил Христос, Жак Стелла.
  • Пейзаж с Энеем в Делосе, Клаудио де Лорена.
  • Эхо и Нарцисс, Никола Пуссен.
  • Джейсон с золотым руном, Бертель Торвальдсен.
  • Спящих Венера и Амур, Никола Пуссен.
  • Идеальный пейзаж, Гаспар Дюге.

Важность

Классицизм привел в движение многих артистов , больше чем что-либо еще в музыке , эти артисты теперь сильно восхищаются качеством своих произведений , используемых не только в оркестрах, но и для демонстрации того, что классическая музыка имеет эффект на ум, был реализован для лечения стресса среди других.

В дополнение к этому, изощренное и перфекционистское искусство , которое вызвало это движение, по-прежнему вдохновляет новых художников, которые хотят интегрироваться в сферу, поэтому, как и все другие культурные движения , влияющие на общество таким восхитительным образом , это важно для добавленной стоимости человечества .

Автор Габриэла Брисеньо В.

,

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*