Барокко в архитектуре россии 18 века: Барокко в архитектуре Петербурга. 18-й век.

Барокко в архитектуре Петербурга. 18-й век.

Петергоф

В 40-х — 50-х годах 18-го века при царице Елизавете по-настоящему развернулся талант отца и сына Растрелли. Старший, Карло Бартоломео Растрелли, скульптор, еще при Петре I приехал в Россию и привез с собой своего пятнадцатилетнего сына — Бартоломео Растрелли младшего, ставшего архитектором. Он жил и творил только в России и стал истинно русским зодчим. Даже имя его стало звучать по-русски: Федор Варфоламеевич. Растрелли строил в стиле барокко, но всегда вносил в этот стиль что-то исконно русское, за что и был назван «певцом русского барокко».

Бартоломео Растрелли

Слово «барокко» в буквальном переводе с итальянского обозначает «причудливый», «вычурный». Этот стиль зародился в Италии в конце 16 века, а в России только в 18-м веке. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями.

Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид. В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой. Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. Растрелли создал много великолепных памятников архитектуры в стиле барокко в Петербурге: Большой Царскосельский дворец ( Екатерининский), собор Смольного монастыря, дворец в Петергофе, Зимний дворец — вот лучшие образцы его творений.

Большой Царскосельский дворец. Барокко.

Во время Великой Отечественной войны Царскосельский дворец сильно пострадал от фашистских вандалов, были разграблены и уничтожены бесценные сокровища дворца. Конечно, многое было заранее спрятано работниками музея. После войны реставраторы долгие годы восстанавливали по крупинкам утраченную красоту.

И вот этот шедевр таланта Растрелли вновь предстает перед миром во всей своей красе.

Царскосельский дворец. Атланты украшают стены. Барокко.

Ворота Царскосельского дворца. Барокко.

Янтарная комната. Царскосельский (Екатерининский) дворец. Барокко.

Золотой тронный зал в Екатерининском дворце. Барокко.

Скульптура в стиле барокко украшает стены. Царскосельский дворец. Барокко.

Собор Смольного монастыря. Барокко.

Петергоф. Дворец в стиле барокко и фонтаны.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ (1754 — 1762 )

С Дворцовой площади виден лишь фасад Зимнего дворца, торжественный и пышный, соответствующий его внутреннему убранству. Светло-зеленые стены, белые полуколонны то соединены между собой, то равномерно расположены на светло-зеленой глади стены. В стиле барокко сочетание плоских и выпуклых форм, изящные наличники, обрамляющие окна, торжественные подъезды, арка ворот с прекрасной, литой чугунной решеткой и, наконец, сильно выступающий карниз сложной формы, богато украшенный скульптурой — все это создает богатую по своей выразительности поверхность стены. Построенный в середине XVIII века, Зимний дворец явился памятником торжества России, проделавшей за немногие десятилетия огромный путь от средневекового, отсталого государства до одной из ведущих держав тогдашней Европы. В дальнейшем внутри дворца совершали перестройку Росси, Кваренги, Фельтон и другие архитекторы. Сейчас это музей изобразительного искусства, Эрмитаж.

Зимний дворец, вид со стороны Невы. Барокко.

Зимний дворец. Интерьер.

Зимний дворец. Интерьер.

Барокко в архитектуре России

В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В отличие от каменных фасадов Европы, в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску. Именно поэтому объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером. Наиболее часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий. В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит. В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.

В конце 17 – начале 18 века в Москве появилось и распространилось по другим городам такое направление, как нарышкинское барокко. Позднее, на смену ему пришло барокко голицинское, влияние которого прослеживается практически до середины 18 века. Эти стили получили свое название по фамилиям родов под чьим покровительством и строились самые значимые объекты той эпохи, обладающие своими характерными чертами. К знаменитым памятникам архитектуры этого периода относят Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях, Церковь Знамения Богородицы в Дубовицах недалеко от Подольска, Церковь Ивана Воина в Москве на Якиманке, многочисленные храмы в других городах России.

Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось  могущество и процветание России того периода. Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.

Одним из наиболее выдающихся архитекторов того периода считается Ф. Растрелли. Под его руководством возводились городские и окрестные императорские резиденции, в частности, Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе. Всеобщее восхищение вызывали и вызывают до сих пор грандиозность масштабов его зданий, роскошь и пышность декоративного убранства, праздничность и торжественность дворцов.

Екатерининский дворец в Царском Селе

Другими выдающимися архитекторами той эпохи считаются М. Земцов, Д. Ухтомский, Квасов, Трезини, С. Чевакинский. Так, по проектам Трезини создавались первые пятиглавые петербургские храмы, в частности, Фёдоровская церковь, лишь фрагментарно сохранившийся  ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны. По проектам Чевакинского строились Шуваловский дворец, Никольский Морской собор, а также знаменитый дворец Шереметевых. К типичным барочным постройкам того периода относятся также церковь Архангела Гавриила в Москве, также известная как Меньшиковская башня и Петропавловский собор в Казани.

Период барокко в России был относительно недолог. Уже в середине 18 века в столичных, а затем и в провинциальных постройках барокко соседствует с рококо, а к 1770 году оно и вовсе начинает активно вытеснятьсяклассицизмом.

Москва Барокко | Encyclopedia.com

Московское барокко — модный архитектурный стиль конца XVII — начала XVIII веков, сочетающий московские (русско-византийские) традиции с западными декоративными деталями и пропорциями; этот термин также иногда применялся к новым течениям в московской живописи, гравюре и литературе конца XVII века.

Термин московское барокко ( московское барокко ) вошел в обиход русских искусствоведов в 1890-х и 1900-х годов как способ классификации самобытного архитектурного стиля, который процветал в Москве и ее окрестностях с конца 1670-х годов, а в провинции — в 1700-х годах. В 1690-х годах родственники Петра I по материнской линии Нарышкины заказали в этом стиле множество роскошных церквей; отсюда и дополнительный искусствоведческий термин «нарышкинское барокко», который иногда ошибочно применяют как общий термин для стиля. Некоторые ранние образцы московского барокко своей общей формой и окраской напоминают московские храмы середины XVII века — кубы, сложенные из красного кирпича с белокаменными украшениями и увенчанные одним или пятью куполами, — но строители, очевидно, усвоили новый чувство симметрии и регулярности в их упорядочении как конструктивных, так и декоративных элементов. Древнерусские орнаментальные детали были почти полностью заменены западными на основе классической ордерной системы: полуколонны с фронтонами и цоколями, наличники ломаных фронтонов, завитки, резные колонны, мотивы ракушечных фронтонов. Одна из лучших концентраций московских построек в стиле барокко была заказана регентшей Софьей Алексеевной в 1680-х годах в Новодевичьем монастыре XVI века в Москве, куда входят церкви Преображения, Успения и Успения, с трапезной, колокольней, монашескими монастырями. кельи и зубцы на стенах монастыря из соответствующих материалов и стиля. Подобные конструкции можно найти в Петровском монастыре (Высокопетровском) на улице Петровка в Москве. По тем же принципам строились и гражданские здания: например, московский особняк князя Василия Голицына (1680-е гг.) и Аптека на Красной площади (169 г.).0с). Ряд этих проектов был выполнен архитектурным отделом Министерства иностранных дел.

В 1690-х годах строители регулярно возводили восьмиугольные конструкции, создавая так называемую восьмиугольную церковь на кубе. Один из лучших образцов, Покров в Филях, построенный для дяди Петра Льва Нарышкина в 1690–1693 годах, с его парящей башней из восьмиугольников, золотых куполов и искусно вырезанным известняковым декором, свидетельствует как о богатстве Нарышкиных, так и об их вестернизированном характере. вкусы. Внутри все иконы были написаны в соответствующем «итальянском» стиле и установлены в искусно вырезанном и позолоченном иконостасе. Эта и другие церкви, такие как Троицкая в Троице-Лыково, Борисоглебская в Зюзино, Спасская в Уборах, с их ярусами отступающих восьмиугольников, тоже чем-то обязаны далеким прототипам в русской и украинской архитектуре (деревянному зодчеству прежней и конфигурация купола последнего), в то время как новое чувство гармонии в их дизайне и планировке вызывает ренессанс. Стиль распространился за пределы Москвы.

Аналогичное развитие можно увидеть в аллегорических гравюрах того периода, украшенных характерным для барокко сочетанием христианских и классических образов, большинство из которых родом из Украины. Характерным примером является гравюра Ивана Щирского (1683 г.) с изображением царей Ивана и Петра, парящих над балдахином с двуглавым орлом, с парящим между ними Христом и над Христом крылатой девой Премудростью Божией (Софией). В иконах, написанных в Московской Оружейной палате и в мастерских Ярославля, Вологды и других крупных торговых центров, прослеживается влияние западного искусства в использовании светотени и декоративных деталей, таких как свитки, путтоподобные ангелы, богато закрученное облако. и рок-мотивы, драматические жесты и даже некоторые заимствования из католической иконографии: например, святые с эмблемами их мученичества; кровь капает с рук и бока Христа. В поэзии силлабический стих и мотивы и приемы барокко были импортированы из Польши и практиковались такими писателями, как Симеон Полоцкий, придворный поэт царя Алексея, и ученик Полоцкого Сильвестр Медведев.

Историки искусства спорят о том, было ли московское барокко прямым производным от западного барокко, представляло собой спонтанно возникшую и оригинальную форму барокко, или же оно было декадентской, сверхвитиеватой последней фазой «классических» форм русско-византийского искусства. Возможно, лучше всего рассматривать его как пример запоздалого влияния Ренессанса на традиционное искусство и архитектуру, вобравшие в себя элементы как современного, так и несколько более раннего западного искусства. Известно, что в этот период ни один русский архитектор не посещал Запад, и мало свидетельств того, что западные архитекторы работали в России. Однако русские мастера имели доступ к иностранным книгам и гравюрам в Оружейной палате, мастерских Министерства иностранных дел и других библиотеках, а контакты с польской культурой, как прямые, так и через Украину и Беларусь, имели большое влияние, особенно в литературе.

Термин Московское барокко обычно не применяется к архитектуре раннего Санкт-Петербурга, хотя многие здания, построенные в царствование Петра I и его ближайших преемников, имели много общего с предшествующим стилем: например, использование восьмиугольные конструкции и белые декоративные детали на более темном фоне. В Москве и провинции московское барокко оставалось популярным вплоть до восемнадцатого века.

См. также: архитектура; голицын, василий васильевич; медведев сильвестр агафоникович; Полоцкий, Симеон; София

Кракрафт, Джеймс. (1990). Петровский переворот в русской архитектуре. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Кракрафт, Джеймс. (1997). Петровская революция в русских образах. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Хьюз, Линдси. (1977). «Западноевропейский изобразительный материал как источник архитектуры московского барокко». Славянское и восточноевропейское обозрение 55: 433–443.

Хьюз, Линдси. (1982). «Московское барокко: спорный стиль». Труды Ассоциации русско-американских ученых в США 15:69–93.

Линдси Хьюз

Украинские барочные церкви | Религия

Стиль украинского барокко, один из самых узнаваемых архитектурных стилей в Украине, представляет собой смесь барокко и традиционной русской архитектуры, которая была очень популярна в Украине 17 и 18 веков.

Несмотря на то, что мы родом из Киева, мы также выбрали несколько менее известных примеров, расположенных за пределами столицы.

Wikimedia Commons/Д.Ровчак

Церковь Святого Ильи построена в 1650-х годах в стиле раннего украинского барокко. После Второй мировой войны в костеле был открыт музей народного героя Богдана Хмельницкого (1648 — 1657), который якобы был здесь похоронен. В 1954 году в храме по проекту архитектора И. Шмульсона было установлено символическое гранитное надгробие в его честь. С 1990 года церковь возвращена религиозной общине.

Церковь Святого Ильи

Викисклад/Star61

Елецкий Успенский мужской монастырь Украинской Православной Церкви — один из старейших монастырей Украины, основанный в 1060 году киевским князем Святославом II. Он был разрушен в 1239 году во время монгольского нашествия. В 1623 г. он был восстановлен в рамках Речи Посполитой и передан греко-католической церкви.

В 1649 г. он был передан православной церкви и был полностью перестроен в стиле украинского барокко между 1669 г.и 1688.

Елецкий Успенский монастырь

Wikimedia Commons/Д.Ровчак

Спасо-Преображенский собор — православный храм, построенный при основании города в начале 1680-х гг. Пятиглавый собор крестообразной формы был освящен в 1684 г., а в 1751 г. восстановлен после ремонта. С 1846 по 1866 год церковь была расширена за счет пристройки вестибюля и колокольни с западной стороны. В 1902-03 здание было перестроено по проекту инженера М.И.Ловцова: грушевидные купола заменены на луковичные, а над сводами поставлены кокошники. В 1930-е годы храм был закрыт, а в начале Великой Отечественной войны собор был разграблен и использовался как склад. Осенью 1941 года советская армия при отступлении взорвала колокольню и притвор. В 1953-55 годах собор был перестроен из крупноформованного кирпича, каким он был, по словам реставраторов, до ремонта в начале 20 века.

Спасо-Преображенский собор

Wikimedia Commons/ЕвгенийГенкин

Собор Успения Пресвятой Богородицы был важнейшим украинским православным храмом Харькова до постройки Благовещенского собора в 1901 году. Первое упоминание о соборе в письменных источниках относится к 1658 году. Однако нынешний собор был построен в 1771-1777 годах в стиле русского барокко. В ознаменование победы над Наполеоном 90-метровая колокольня была построена в 1821-1844 годах. В 1929 году атеистические власти закрыли собор, снесли его купола и сняли с башни колокол. Были разрушены и декоративные элементы фасада. Однако в 1950-х годах было проведено несколько реконструкций. Торнадо повредил башню в 1975 году.

Собор Успения Божией Матери

Викисклад/Motik20071

Троицкий собор, построенный между 1775 и 1778 годами, является историческим православным культовым сооружением и самым большим деревянным храмом в Украине.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*