Барокко история возникновения: История стиля барокко

Содержание

Музыка Эпохи Барокко: Краткая история

Стиль барокко зародился в начале 17 века в Риме, Италии. Он быстро распространился по Европе во Францию, Испанию, Португалию, а затем в Австрию, Германию и Россию. Этот стиль использовал сложные орнаменты, насыщенные цвета, контрастность, а также элементы роскоши и торжественности, чтобы вызывать удивление и чувство благоговения. Стиль барокко повлиял на все виды искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, скульптуру, танцы и музыку.

Истоки музыки и стиля барокко

Считается, что стиль барокко возник в результате творчества итальянских художников, таких как Аннибале Карраччи и Караваджо. Караваджо экспериментировал с резкими контрастами света и тени, а также изображал религиозные сцены в повседневной обстановке, используя таверны и улицы. Художница Артемизия Джентилески признана одной из самых выдающихся итальянских художников эпохи барокко. Ее исключительное техническое мастерство передавало стиль Караваджо. В то же время в Нидерландах Питер Пауль Рубенс и его коллеги отошли от религиозных картин в сторону бытовых мотивов, используя такие же техники и увлечение светом, как их итальянские соратники.

В скульптуре барокко группы фигур демонстрируют динамическую энергию и движение. Работы великого итальянского художника Джованни Лоренцо Бернини обладали доминирующим влиянием в качестве радикального аналога созерцательного стиля Ренессанса, который господствовал несколькими годами ранее. Его скульптуры отличаются высокой динамикой и экспрессивностью.

Архитектура барокко придавала особое значение движению и плавности интерьера и экстерьера, появлению сложных куполов и изогнутых стен. Первоначально такая концепция была введена иезуитами католической церкви как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новым архитектурным стилем, который вызвал удивление и трепет.

Литература барокко подарила миру несколько крупных произведений, в том числе шедевр испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот», являющийся прекрасным примером полярных противоположностей барокко — главного эстетического идеала в любом искусстве. Это проявляется в романе через личности главных героев — приземленного и прагматичного Санчо, который резко контрастирует с возвышенным и мечтательным Дон Кихотом.

Возникновение музыкального жанра барокко

В сфере музыки стиль барокко зародился в конце 16 века в нескольких итальянских городах. Благодаря политической независимости и экономическому разнообразию появился ряд уникальных и индивидуальных музыкальных стилей, которые сильно отличались от классических идеалов позднего Ренессанса, использованных в произведениях Палестрины и Ди Лассо. Культурные и политические центры Венеции и Флоренции заслуживают наибольшего внимания среди остальных городов.

Собор Святого Марка в Венеции служил географическим местом для развития полихоральной музыки Джованни Габриели. Этот стиль был основан на принципе нескольких пространственно разделенных хоров с голосами и инструментами, которые при одновременном исполнении требовали более простые гоморитмические аккордовые текстуры. Такой подход концептуально разнился с идеальностью сложной имитационной полифонии позднего Ренессанса.

Примерно в то же время во Флоренции группа интеллектуалов, гуманистов и художников, известная как «Флорентийская камерата», стремилась подражать концепции классической греческой драмы, в которой слова и музыка были объединены в отличие от мадригалов эпохи Ренессанса. Музыкальная обстановка не должна мешать естественным разговорным интонациям текста, а слова должны быть выражены как можно более четко. Для сопровождения нового музыкального формата сложная контрапунктовая природа мотета и мадригала эпохи Ренессанса была заменена простой аккордовой текстурой, создаваемой инструментами, которые не отвлекали от содержания текста. Эти разработки породили новый стиль пения, получивший название “монодия”, который стал одним из самых важных нововведений музыки эпохи барокко.

Рождение оперной музыки эпохи барокко

В начале 17 века самым важным музыкальным жанром эпохи была опера в стиле барокко. По сути, этот жанр представляет собой музыкальную драму в стиле барокко, которая поется на протяжении всего произведения. Впервые в истории был разработан вокальный стиль, подходящий для постановки полноформатной музыкальной драмы с учетом нововведений Флорентийской Камераты для монодии. Таким образом были созданы первые оперы. В этот период творчество гениального Клаудио Монтеверди, первого монументального деятеля эпохи барокко, достигает совершенства. Несмотря на то, что попытки создания полноформатной оперы уже были предприняты во Флоренции, Монтеверди считается автором первой великой оперы в истории — либретто (тексте), основанной на греческом мифе об Орфее. «L’orfeo» создал два разных вокальных стиля на основе монодии, речитатива и арии с инструментальным сопровождением. Речитативный стиль очень похож на настоящую устную декламацию и отлично подходит для представления диалога между персонажами и длинными фрагментами текста в целях развития сюжета. В отличие от этого, ария очень похожа на драматические монологи театра, в которых исполнитель выражает эмоции и размышления о событиях драмы, затронувших его душу.

Во Франции ближе к концу 17 века композитор итальянского происхождения эпохи барокко Жан-Батист Люлли адаптировал стили речитатива и арии к естественным интонациям и уникальной музыкальности французского языка. Это привело к созданию национального стиля оперных произведений. Среди других значительных национальных школ следует упомянуть английских композиторов эпохи барокко Джона Блоу и Генри Перселла. К последним годам 17 века им удалось разработать английский стиль оперы, исполняемый на английском языке, адаптированный из идеалов Флорентийской Камераты и некоторым модным французским разработкам.

Оратория в музыке барокко

Еще один великий вокальный жанр эпохи барокко — оратория, которая, в отличие от оперы, всегда имеет религиозную тематику. Тем не менее, у этих двух жанров есть много общего. Самое важное сходство заключается в том, что они используют стили речитатива и арии для декламации текста. В этот период многие композиторы написали сотни ораторий, но, пожалуй, ни один из них не достиг таких высот, как композитор немецкого происхождения Георг Фридрих Гендель. Его успешная музыкальная карьера развивалась в основном в Англии, где он адаптировался к меняющимся экономическим временам и, следовательно, вкусам публики. Начав свою карьеру в качестве итальянского оперного композитора, Гендель позже переключился на более прибыльный жанр — ораторию. Усилия Генделя в обоих жанрах сделали его ключевой фигурой в истории сценической музыки. Гендель почетно занял вечное место на Олимпе композиторов.

Влияние Баха на музыку и эпоху барокко

Самый влиятельный композитор и музыкант в стиле барокко всех времен, Иоганн Себастьян Бах, непрерывно трудился над созданием более двухсот лютеранских кантат. Это был еще один важный вокальный жанр периода барокко, который включал классические элементы лютеранских обрядов, таких как хорал и сольные песни, а также новые разработки в виде речитатива и стиля арии итальянского происхождения.

Бах родился в центральном немецком городе Айзенах в 1685 году в уважаемой музыкальной семье. Его жизнь была посвящена музыке и лютеранской церкви, в которой он был набожным протестантом и служителем. Преемниками Баха стали его четверо успешных сыновей-музыкантов, которые вошли в число крупных композиторов переходного периода классической эпохи. Бах установил дружеские отношения с несколькими композиторами той эпохи, а именно, с Дитрихом Букстехуде и Георгом Филиппом Телеманом, ставшим крестным отцом его сына Карла Филиппа Эммануэля. Букстехуде был известным композитором и органистом, виртуозность и композиторское мастерство которого побудили Баха пройти 200 миль пешком, чтобы встретиться с ним, а затем провести совместное представление. Сфера влияния Баха настолько широка, что историки искусства в целом признают его смерть решающим событием, которое в 1750 году положило конец периоду барокко.

Наследие эпохи барокко

Одним из главных достижений эпохи барокко стало превращение инструментальной музыки в серьезное, независимое и важное средство музыкального выражения. Многие крупные композиторы эпохи барокко создали произведения, которые достигли олимпийских высот и вошли в стандартный репертуар нескольких инструментов. В предыдущий исторический период часть композиторов уже начала развивать инструментальную музыку, в которой инструменты в основном служили аккомпанементом человеческому голосу, как в лютневых песнях Джона Доуленда.

В период эпохи барокко инструментальные жанры и стили претерпели ряд серьезных изменений. Это было связано как с техническими достижениями в конструкции инструментов, так и с появлением великих виртуозов, которые соревновались друг с другом, тем самым преодолевая границы возможного. Знаменитыми эпизодами таких состязаний были несколько встреч Доменико Скарлатти и Генделя в ранние годы 18 века. Два композитора устроили дружеское музыкальное соревнование, в котором Скарлатти победил в игре на клавесине, а Гендель — на органе.

Социальные изменения того времени и появление публичных концертов привели к падению популярности лютни. Место этого инструмента заняли клавесин и орган, а интересы композиторов сместились в сторону клавишных инструментов. Этот период также был временем изобретения и значительного развития нескольких новых инструментальных жанров, среди которых наиболее значительными были прелюдия, хоральная прелюдия, фуга, токката, сюита, соната, концерт и кончерто Гроссо.

Три жанра эпохи барокко имеют особое значение для развития новых и уникальных характеристик. Соло-концерт в стиле барокко — это произведение для оркестра и одного сольного инструмента. Такой формат предоставил прекрасную среду для исследования эффекта контрастных звуков, различной плотности звука и драматических виртуозных пассажей солиста, которые были привлекательны как для публики, так и для эстетики барокко. В то же время появился другой вариант концерта — барочный Кончерто Гроссо. Такой формат включал оркестр, но вместо отдельного солиста в нем использовалась небольшая группа или ансамбль сольных инструментов, которые играли как единое целое.

И наконец, что не менее важно, в период барокко произошли глубокие изменения в области камерной музыки для инструментов. Так изобретение сонаты для сольного инструмента и клавишных в конечном итоге становится основным жанром на протяжении остальной части 19 и 20 веков. Трио-соната содержала две мелодические линии и аккомпанемент «бассо континуо», фактически состоящий из полифонического инструмента, такого как клавесин, а также мелодичного басового инструмента, который обеспечивал басовую линию и гармоническое содержание.

Слушайте музыку эпохи барокко на Calm Radio

Эпоха барокко охватила значительный период времени в 150 лет и подарила миру тысячи произведений, выполненных в самых разных стилях, странах и жанрах. Данный факт заставил многих историков усомниться в достоверности термина «барокко», чтобы охватить такие расходящиеся тенденции, как «L’orfeo» Монтеверди и «Страсти по Матфею» Баха.

Слушатели Calm Radio любят наши музыкальные каналы эпохи барокко и бесконечный список композиторов этой эпохи. Здесь вы найдете всю возможную музыку в стиле барокко, включая такие каналы, как Барочный Клавесин, Орган, Лютня, Скрипка и Виолончель, и таких композиторов, как И.С. Бах, Гендель, Букстехуде, Куперин, Скарлатти и Вивальди.

Приятного прослушивания!

что это, особенности стиля, примеры, фото

Барокко впечатляет театральностью декора, яркими красками, обилием позолоты. Рассказываем, как появился этот стиль и какие формы принял в разных странах

  • Что такое барокко
  • Особенности
  • Примеры
  • Европейское барокко
  • Барокко в Италии
  • Барокко в России

Что такое барокко в архитектуре

adv. rbc.ru

Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов.

Фото: Giovanni Battista Gaulli/wikipedia.org

Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.

В первую очередь, барокко характеризует роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов. Вскоре этот стиль перешел из церковного строительства в светскую жизнь. Сегодня он признан одним из основных архитектурных стилей в Европе.

Фото: Антон Алегавіч Макоўскі/wikipedia. org

Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:

«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».

Особенности барокко в архитектуре

Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, броско окрашенные потолки — здание в стиле барокко сложно не заметить среди других. Создавая здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное внимание свету и выбирали отделку в зависимости от того, как он будет отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.

Фото: shutterstock

Два наиболее популярных типа сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Это могли быть соборы и монастыри, а также городские и загородные особняки, королевские резиденции. Также в стиле барокко предполагалось строить и целые города по определенным схемам, с садами и парками вокруг важных зданий.

Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко же основывался на эллипсах, овалах или других сложных геометрических фигурах.

Фото: shutterstock

Изгибы стен были еще одной характеристикой стиля. Они не только соответствовали концепции здания как единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая считается статичным искусством.

Основные черты барокко:

  1. Сложные декоративные приемы. Замысловатые украшения, повторяющиеся мотивы в интерьере и экстерьере зданий;
  2. Позолоченные скульптуры. Они использовались как внутри сооружений, так и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора и отличались высокой контрастностью цветов и фактур;
  3. Много деталей и элементов. Изогнутые стены, расписные и сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши. Многие из этих элементов создают ощущение движения, динамизма;
  4. Незавершенность. Неполные, фрагментированные элементы декора;
  5. Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и встречается во многих замках, загородных особняках;
  6. Освещение. Использование игры света и тени внутри здания;
  7. Цвет. Сочные краски, ярко расписанные потолки, иллюзорные эффекты (тромплей: изображение-иллюзия, которое выполнено настолько реалистично, что его можно принять за действительность), масштабные фрески;
  8. Эклектика. Игнорирование границы между различными формами искусства и смешение архитектуры, живописи, скульптуры.

Примеры барокко в архитектуре

Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.

Стиль широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике политического могущества, Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и в то время там возводились здания в роскошно украшенном стиле барокко.

Некоторые из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковь Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Бельведер. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковь спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.

Церковь Святого Карла в Вене (Фото: Bwag/wikipedia.org)

Примером испанского барокко можно считать кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела. На протяжении веков он подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Фасад стал символом города и поэтому запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Фото: stephenD/wikipedia.

org)

Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в XVII веке. Но большой пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и в то же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу для использования эстетики барокко при реконструкции города.

Собор Святого Павла (Фото: shutterstock)

В результате здания в этом стиле разбросаны по всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.

Готика, барокко, модерн: где смотреть лучшие образцы архитектуры в мире

Европейское барокко

Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Это переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, что именно тогда закончилось Средневековье и началось новое время.

В XV веке завершается эпоха великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире очень меняются. Все эти сложные процессы не могут не найти свое отражение в архитектуре.

Елизавета Лихачева:

«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль выходит из Рима уже во второй половине XVII века и сначала распространяется по северу Италии, потом к началу XVIII проникает на юг. Там это приобретает квази-размеры, потому что на на памятниках южного барокко (не только итальянского, но и южно-испанского, например) нет свободного места. Например, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела отлично подходит, чтобы понять, как себе представляют барокко южные люди с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Фактически это полное отсутствие стены как таковой, все место занимает сплошной декор. Но чем северней, тем более разумно используются и украшения, и система оформления.

Фото: shutterstock

Французское барокко должно восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый яркий пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Он создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с абсолютно барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими раздвинуть стены.

Версаль (Фото: ToucanWings/wikipedia.org)

Есть также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно тоже неоднородно. Баварский, южно-немецкий вариант прекрасно отражают черты стиля. А вот северный, особенно прусский — это барокко, доведенное почти до такого же абсурда, как в Испании. Только с той разницей, что на севере Германии его еще обильно покрывали золотом. Это производит неоднозначное впечатление, как, например, чайный павильон в Сан Суси.

Чайный павильон в Сан Суси (Фото: Kurt Kaiser/wikipedia. org)

В Англии барокко не получило столь широкого распространения, как в Европе. Это были какие-то общие влияния — прежде всего, планировочных решений, например, овальная площадь. Королевский полумесяц в Бате явно восходит по своей идее к площади собора Св. Петра. Только в Риме это главная площадь христианского мира, а в Англии — жилой комплекс для курортников. Она больше тяготеет к классическим формам и как раз XVIII век, период европейского барокко, в Англии распространяется палладианство как извод главных достижений классицизма.

Классицизм взял из барокко одну очень важную вещь — английский пейзажный парк. Он выглядит как дикорастущий лес, а на самом деле полностью придуман, и люди ходят по этому парку туда, куда запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское поместье: здание в стиле классицизма в окружении абсолютно барочного пространства пейзажного парка».

Барокко в Италии

В начале XVII века римская церковь начала воздействовать на прихожан через искусство, стремясь ошеломить, заинтересовать тем, что внутри храма. Вход в церковь в стиле барокко, где сочетались визуальное пространство, музыка и церемония, был мощным средством привлечь внимание. Чем больше и красивее пространство, тем больше людей хотело туда попасть. Сложная геометрия, изогнутые и замысловатые лестницы и крупномасштабные скульптурные украшения создавали ощущение таинственности.

Площадь Святого Петра (Фото: Diliff/wikipedia.org)

Самый известный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная площадь Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Она разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет.

Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане (Фото: shutterstock)

Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Признанный революционер в архитектуре, Борромини решил основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром считается церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.

Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане (Фото: shutterstock)

Елизавета Лихачева:

«Одним из первых памятников предбарочного периода можно назвать церковь Иль Джезу, которую начали строить по проекту Джакомо да Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Она стала главной церковью иезуитского ордена и, по большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Также барочным архитектором считается Карло Мадерна — один из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра на рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — два главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Считается, что они друг друга терпеть не могли, завидовали и воровали идеи. Но, на мой взгляд, это не так. Они скорее обогащали проекты. В их соперничестве и родилось настоящее римское барокко».

Барокко в России

Лучший город для знакомства со стилем — Санкт-Петербург. Архитектуру той эпохи часто называют петровским барокко. Оно приобрело популярность в начале XVIII века, когда Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, чтобы превратить Петербург в европейскую столицу.

Екатерининский дворец (Фото: Aleks G/wikipedia.org)

После смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, среди работ которого Зимний дворец и Екатерининский дворец.

Елизавета Лихачева:

«Отличие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Россия, вопреки всеобщему заблуждению, достаточно четко реагировала на европейскую моду. Уже в начале XVI века в русской архитектуре была тенденция к маньеризму (переходный стиль между Возрождением и барокко). Самый знаменитый памятник, построенный под его влиянием — Храм Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. распространение европейского барокко в России усиливается и возникает направление, которое получит название «русское узорочье».

В конце XVII века, в преддверие петровских реформ, возникает более рассудочный стиль, известный как нарышкинское барокко. И как один из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый известный памятник нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях.

Церковь Покрова в Филях (Фото: Ludvig14/wikipedia. org)

Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, он привозит его из Франции. Именно как барочный город проектируется первоначально Санкт-Петербург, но впоследствии он будет перепланирован. И последний всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный монастырь и Екатерининский дворец строил итальянец Растрелли. С приходом Екатерины II мода меняется, барокко уходит, на его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило не так много памятников, но в раннем классицизме можно увидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная структура.

На выходе для русского барокко на первых этапах свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. А вот уже во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Русский барочный стиль — более самобытный, чем немецкий или французский».

Барокко — Периоды и жанры — Откройте для себя музыку

Барокко — Периоды и жанры — Откройте для себя музыку — Classic FM

Быстрый и удобный путеводитель Classic FM по эпохе барокко

01:44

Музыка барокко: руководство для начинающих

Узнать больше Пахельбель (1653–1706)

Как «Канон Пахельбеля» в ре-мажоре стал самой популярной свадебной песней?

Кто-то смешал Canon Pachelbel с Nicki Minaj «Starships», и это тревожно цепляет.

10 лучших хитов классической музыки

Подробнее Purcell (1659–1695)

Генри Перселл: благодарность

15 самых известных оперных песен и арий

Почему «Аве Мария» Шуберта? Объяснение саундтрека к Бэтмену

Подробнее Вивальди (1678–1741)

Вивальди: признание

Вивальди

9-летний скрипач-вундеркинд играет захватывающую версию Макса Рихтера «Лето» Вивальди в финале шоу талантов

10 лучших композиторов эпохи барокко

Узнать больше Гендель (1685–1759)

Лучшая музыка Генделя: 10 величайших произведений композитора эпохи барокко

Гендель

Зрителю запретили посещать Королевский оперный театр после того, как он громко освистал юного певца во время арии

Охранник и органист вместе с органистом исполнили торжество в честь королевы Елизаветы II на Лондонском вокзале

Подробнее Бах (1685-1750)

Бах: оценка

Объяснение камео Йо-Йо Ма в роли Баха в «Стеклянном луке: достать ножи»

Йо-Йо Ма

20 лучших произведений классической рождественской музыки

Рождество

Скачать: сборники музыкальных периодов Classic FM

Функции

Виолончелист умело справляется со взрывающимися волосками смычка в середине кризиса

Кем была Франческа Каччини? Итальянский композитор эпохи барокко и автор старейшей из сохранившихся опер, написанных женщиной.

Четыре эпохи классической музыки: краткое руководство

Фонд скрипача Николы Бенедетти объявляет о специальных виртуальных сессиях в стиле барокко

Никола Бенедетти

Жан-Батист Люлли: композитор эпохи барокко, умерший от гангрены после того, как проткнул ногу дирижерской палкой.

15 поп-песен, которые вы не знали, были вдохновлены Дж. Бах

10 величайших музыкальных произведений Вивальди

Вивальди

Поздравляем с 300-летием шесть барочных концертов, изменивших мир

10 лучших музыкальных произведений Баха всех времен

Кто изобрел фортепиано — и почему его никто не помнит?

6 музыкальных произведений, убивших своих авторов

Барочная опера в туннеле звучит невероятно

Видео

Эта кантата Баха настолько прекрасна, что словно с другой планеты.

Вот невероятный Бах, сыгранный на скандинавских инструментах

Это Марчелло Адажио останавливает время, душераздирающе красиво.

Эта клавесинная фантазия в основном представляет собой хэви-метал 1746 года.

Рекламируется Партнеры по ароматерапии

В какую музыкальную эпоху вы должны были родиться?

Образ жизни

5 произведений в стиле барокко, которые невероятно звучат на электрогитаре

Этот оркестр опоздал на концерт, поэтому вместо этого они играли Вивальди в автобусе.

Вивальди

Вивальди на украинских народных инструментах звучит (и выглядит) необычно

Вивальди

Посмотрите это замечательное выступление на старейшем сохранившемся фортепиано в мире (звучит великолепно)

Контрафагот в стиле барокко длиной 2,7 метра – и звучит совершенно потрясающе

Вот что происходит, когда вы пытаетесь сыграть техно на клавесине в стиле барокко

Мы попросили одну из лучших музыкальных групп в мире провести для нас подробный мастер-класс по барокко.

Гендель

8 причин, почему вам стоит послушать Клаудио Монтеверди ПРЯМО СЕЙЧАС

5 лучших произведений старинной хоровой музыки по версии эксперта

Знакомство с французским барокко и человеком, вдохнувшим жизнь в старинную музыку

Кроме Генделя, оперы и Россини, что сделали грузины для классической музыки?

Шесть раз барокко внедрялось в 21 век.

Les Boréades — Лучшее из барокко Beatles

Подробнее Больше периодов

Эпоха музыки барокко: краткая история

Стиль барокко зародился в начале XVII века в Риме, Италия. Он быстро распространился по Европе во Францию, Испанию, Португалию, а затем в Австрию, Германию и Россию. Этот стиль использовал изобилие, контраст, сложный орнамент, глубокий цвет и величие, чтобы вызвать удивление и чувство благоговения. Стиль барокко повлиял на все виды искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, скульптуру, танец и музыку.

Истоки музыки и стиля барокко

Считается, что стиль барокко берет свое начало от итальянских художников, таких как Аннибале Карраччи и Караваджо. Караваджо экспериментировал с драматическими контрастами света и тьмы, а также изображал религиозные сцены в повседневных условиях, таких как таверны и улицы. Художница эпохи барокко Артемизия Джентилески сегодня признана одной из самых выдающихся итальянских художников эпохи барокко. Ее исключительное техническое мастерство в стиле Караваджо. В то же время в Нидерландах Питер Пауль Рубенс и его коллеги отходили от чисто религиозной живописи в сторону более домашней тенденции, используя те же приемы и увлечение светом, что и их итальянские коллеги.

В мире барочной скульптуры группы фигур демонстрируют динамическую энергию или движение. Творчество великого итальянского художника Джованни Лоренцо Бернини доминировало как драматический аналог созерцательного ренессансного стиля, господствовавшего несколькими годами ранее. Его скульптуры отличаются более высокой степенью движения и бурной безудержной эмоциональностью.

Архитектура барокко ценила движение и плавность между интерьером и экстерьером, внешний вид сложных куполов и изогнутых стен. Первоначально он был представлен иезуитами католической церкви как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новым архитектурным стилем, который вызывал удивление и трепет.

Барочная литература произвела несколько крупных произведений в этот период, и шедевр испанца Мигеля де Сервантеса Дон Кихот Ламанчский пришел на ум как прекрасный пример барочных полярных противоположностей, главного эстетического идеала в каждом искусстве. Это иллюстрируется в романе личностями его главных героев, приземленного и прагматичного Санчо, резко контрастирующего с духовным и идеалистическим Дон Кихотом.

Возникновение музыкального жанра барокко

В сфере музыки барокко этот период начал зарождаться в конце 16 века в нескольких итальянских городах. Благодаря своей политической независимости и экономическому разнообразию в этих городах развилось несколько уникальных и индивидуальных музыкальных стилей, которые сильно расходились с классическими идеалами позднего Возрождения, культивируемыми в произведениях Палестрины и Ди Лассо. Среди этих городов следует особо отметить два культурных и политических центра Венецию и Флоренцию.

В Венеции церковь Св. Марка послужила географическим местом для развития полихоральной музыки Джованни Габриэлли. Этот стиль основывался на принципе наличия нескольких пространственно разнесенных хоров с голосами и инструментами, которые при одновременном исполнении требовали более простых гоморитмических аккордовых фактур, сильно расходившихся по замыслу с идеалом сложной подражательной полифонии позднего Возрождения.

Примерно в то же время во Флоренции группа интеллектуалов, гуманистов и художников, известная как «Флорентийская камерата», стремилась подражать идеалам классической греческой драмы, в которой слова и музыка сочетались, но иначе, чем мадригалы эпохи Возрождения. Музыкальное оформление не должно мешать естественным интонациям текста, а слова должны быть выражены как можно четче. Для сопровождения этой новой музыкальной концепции сложная контрапунктическая природа ренессансного мотета и мадригала не подходила и была заменена простой аккордовой текстурой, воспроизводимой инструментами, которые не мешали тексту. Эти разработки породили новый стиль пения, который был назван монодией и стал, пожалуй, самым важным нововведением эпохи музыки барокко.

Рождение оперной музыки в стиле барокко

Примерно в начале 17 века самым важным музыкальным жанром той эпохи была барочная опера. Одним словом, этот жанр по сути представляет собой музыкальную драму в стиле барокко, которая поется на протяжении всей ее длины. Благодаря инновациям Флорентийской камеры в монодии впервые в истории был разработан вокальный стиль, подходящий для постановки полнометражной музыкальной драмы, и, таким образом, были поставлены первые оперы. В этот период достигла зрелости первая монументальная фигура эпохи музыки барокко, великий Клаудио Монтеверди. Хотя во Флоренции уже были предприняты некоторые усилия по созданию полнометражных опер, Монтеверди приписывают сочинение первой великой оперы в истории, либретто (текст) которого основано на греческом мифе об Орфее. L’orfeo культивировал два различных вокальных стиля, основанных на монодии, речитативе и арии с инструментальным сопровождением. Речитативный стиль очень похож на настоящую устную декламацию и наиболее полезен для представления диалогов между персонажами и длинных фрагментов текста для продвижения истории вперед. Напротив, Ария очень напоминает драматические монологи театра, в которых исполнитель выражает эмоции и размышления о событиях драмы, которые затронули его душу.

Во Франции, ближе к последнему десятилетию 17-го века, композитор эпохи барокко итальянского происхождения Жан-Батист Люлли адаптировал стили речитатива и арии к естественным интонациям и уникальной музыкальности французского языка, тем самым создав национальный оперный стиль. работает. Среди других значимых национальных школ можно отметить английских композиторов эпохи барокко Джона Блоу и Генри Перселла. К последним годам 17 века они уже разработали отчетливо английский стиль оперы, исполняемой на английском языке, адаптированный из идеалов флорентийской камеры и следуя некоторым модным французским тенденциям.

Оратория в музыке барокко

Еще одним выдающимся вокальным жанром эпохи барокко является оратория, в которой, в отличие от оперы, всегда присутствует религиозная тематика. Тем не менее, у этих двух жанров есть много общего, наиболее важным из которых является то, что оба стиля пения используют речитатив и арию для декламации текста. В этот период многие композиторы написали сотни ораторий, но, пожалуй, ни один из них не достиг таких высот, как композитор немецкого происхождения Георг Фридрих Гендель. Его очень успешная музыкальная карьера развивалась в основном в Англии, где он адаптировался к меняющимся экономическим временам и, следовательно, вкусам публики. Начав свою карьеру в качестве итальянского оперного композитора, Гендель позже переключился на более прибыльный жанр оратории. Его усилия в обоих жанрах сделали его ключевой фигурой в истории сценической музыки и навсегда заняли место на Олимпе композиторов.

Влияние Баха на музыку барокко и эпоху

Возможно, самый влиятельный композитор и музыкант эпохи барокко всех времен, Иоганн Себастьян Бах, безостановочно работал над созданием своего огромного корпуса из более чем двухсот лютеранских кантат. Это был еще один важный вокальный жанр периода музыки барокко, который включал в себя классические элементы лютеранских обрядов, такие как хорал и сольная песня, а также новые разработки, такие как речитатив и стиль арии итальянского происхождения.

Бах родился в центральногерманском городе Эйзенахе в 1685 году, в самом сердце уважаемой музыкальной семьи. Работа всей его жизни была посвящена музыке и лютеранской церкви, набожным членом и служителем которой он был. Четверо очень успешных сыновей-музыкантов сменили его и стали крупными композиторами переходного периода в классическую эру. У Баха сложились дружеские отношения с несколькими другими композиторами той эпохи, а именно с Георгом Филиппом Телеманом, который стал крестным отцом его сына Карла Филиппа Эмануэля, и Дитрихом Букстехуде. Букстехуде был известным композитором и органистом, чья виртуозность и композиторское мастерство побудили Баха пройти пешком 200 миль, чтобы встретиться с ним, и в конце концов даже выступать с ним. Сфера влияния Баха настолько широка, что искусствоведы обычно признают его смерть решающим событием, которое в 1750 году положило конец периоду барокко.

Наследие эпохи барокко

Одним из главных достижений эпохи барокко стало утверждение инструментальной музыки как серьезного, независимого и важного средства музыкального выражения. Многие крупные композиторы музыки эпохи барокко создали произведения, достигшие олимпийских высот и вошедшие в стандартный репертуар нескольких инструментов. В предыдущий исторический период некоторые композиторы уже начали развивать инструментальную музыку, причем инструменты в основном служили аккомпанементом человеческому голосу, как в лютневых песнях Джона Доуленда.

В период музыки барокко инструментальные жанры и стили претерпели несколько серьезных изменений. Это было связано как с техническими разработками в конструкции инструментов, так и с появлением великих виртуозов, которые соревновались друг с другом, тем самым раздвигая границы возможностей инструментов. Известными эпизодами таких соревнований были несколько встреч Доменико Скарлатти и Генделя в первые дни 18 века. Два композитора устроили дружеское музыкальное соревнование, в котором Скарлатти победил на клавесине, а Гендель на органе.

Социальные изменения времени и появление публичного концерта привели к тому, что популярность лютни снизилась, ее место заняли клавесин и орган, а интересы композиторов сместились в сторону клавишных инструментов. Этот период был также временем, когда было изобретено и значительно развито несколько новых инструментальных жанров, среди наиболее значительных были прелюдия, хоральная прелюдия, фуга, токката, сюита, ​​соната, концерт и концерт Гроссо.

Три жанра барокко имеют особое значение для развития некоторых новых и уникальных характеристик. Барочный соло-концерт — произведение для оркестра и одного солирующего инструмента. Он предоставил отличную среду для исследования эффекта контрастной звучности, различной плотности звука и драматических виртуозных пассажей для солиста, которые были привлекательны как для публики, так и для эстетики барокко. В то же время развивался еще один вариант концерта — барочный концерт-гроссо. В этой форме также использовался оркестр, но вместо отдельного солиста в нем использовалась небольшая группа или ансамбль сольных инструментов, которые работали как единое целое.

И последнее, но не менее важное: в период барокко также произошли глубокие изменения в сфере камерной музыки для инструментов. Это включает в себя изобретение сонаты для сольного инструмента и клавишных, которая в конечном итоге станет основным жанром на протяжении оставшейся части 19 и 20 веков. Трио-соната включала две мелодические линии и аккомпанемент basso continuo , который на самом деле состоял из полифонического инструмента, такого как клавесин, а также из мелодического басового инструмента, который обеспечивал басовую партию и гармоническое содержание.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*