Барокко эпоха: «Барóкко» — происхождение и значение слова

1.5 Музыка эпохи барокко | music-history

Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы.  Примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.  Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И.С. Баха и Г.Ф. Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo.

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги. Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры с их контрастными быстрыми и медленными частями. Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И.С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

  • В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении — полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации. Существенно изменяется содержательно-смысловая координата музыкального творчества: сфера возвышенно бесстрастной мессы и безмятежной веселой песенной лирики обогащается скорбно-драматическими и трагическими образами. Именно в это историческое время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие стиля обретает смысл четко выраженных отличий итальянской, французской, немецкой, испанской традиций. Помимо формирования национальных моделей именно в эту эпоху становится реальностью композиторская индивидуальность.

  • Яркими образцами индивидуального стиля являются значительные фигуры Ж.-Б. Люлли, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха.

Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот. В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо (басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами, на основе которых исполнитель строит аккомпанемент, часто импровизируя), постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами.

В эпоху барокко формируются первые оркестры и появляется оркестровая музыка.

Условной точкой перехода между эпохами барокко и ренессанса можно считать создание итальянским композитором Клаудио Монтеверди (1567—1643) его речитативного стиля и последовательное развитие итальянской оперы.

Италия становится центром нового стиля. Папство, хотя и захваченное борьбой с реформацией, но тем не менее обладающее огромными денежными ресурсами, искало возможности распространения католической веры с помощью расширения культурного влияния. Зарождение и расширение монархии в разных странах Западной Европы так же способствовало развитию искусства барокко. Пышностью, величием и сложностью архитектуры, изобразительных искусств и музыки католицизм как бы спорил с аскетичным протестантизмом.

Одно из требований, предъявляемых церковью сочинению духовной музыки, заключалось в том, чтобы тексты в произведениях с вокалом были разборчивы. Это потребовало ухода от полифонии к музыкальным приёмам, где слова выходили на передний план. Вокал стал более сложен, витиеват по сравнению с аккомпанементом. Так получила развитие гомофония.

Lamento della Ninfa Amorr — К. Монтеверди

00:00 / 00:00

Зрелое барокко отличается от раннего повсеместным распространением нового стиля и усилившимся разделением музыкальных форм, особенно в опере. Как и в литературе, появившаяся возможность потоковой печати музыкальных произведений привела к расширению аудитории; усилился обмен между центрами музыкальной культуры.

В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения. В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов.

Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653—1713) способствовал развитию жанра кончерто гроссо. Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе.  Жанр кончерто гроссо построен на сильных контрастах; инструменты делятся на участвующие в звучании полного оркестра, и на меньшую солирующую группу.

Музыка построена на резких переходах от громко звучащих частей к тихим, быстрые пассажи противопоставлены медленным. Среди последователей Корелли был Антонио Вивальди.

В Англии зрелое барокко отмечено ярким гением Генри Пёрселла (1659—1695). Он работал в широком спектре жанров: от простых религиозных гимнов до маршевой музыки, от вокальных сочинений большого формата до постановочной музыки. Его каталог насчитывает более 800 работ. Пёрселл стал одним из первых композиторов клавишной музыки, влияние которых распространяется и на современность.

Кончерто гроссо № 8 g-moll (I часть) — А. Корелли

00:00 / 00:00

Точная грань между зрелым и поздним барокко является предметом обсуждения; она лежит где-то между 1680 и 1720. Италия становится первой страной, в которой барокко переходит из зрелого периода в поздний. Важной вехой можно считать практически абсолютное главенство тональности, как структуризирующего принципа сочинения музыки.   Полифония ренессанса дала базис для изучения контрапункта.

В музыке появляется два сочинительских стиля — гомофонный и полифонический, с приёмами имитации и контрапунктом. Формы, открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности: концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма, простая трёхчастная форма и рондо. Основные представители: Антонио Вивальди (1678 — 1741), Доменико Скарлатти (1685 — 1757), Георг Фридрих Гендель (1785 — 1759), Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) Георг Филипп Телеман (1681 — 1767), Жан Филипп Рамо (1683 — 1764), Жоссе Бутми (1697 — 1779).

Времена года. Весна — А. Вивальди

00:00 / 00:00

Чакона — И.С. Бах

00:00 / 00:00

Клавесин — пример

00:00 / 00:00

Скрипка — пример

00:00 / 00:00

Клавикорд — пример

00:00 / 00:00

Лютня — пример

00:00 / 00:00

Флейта — пример

00:00 / 00:00

Гобой — пример

00:00 / 00:00

Как исторический и художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменился трагическим мироощущением.

«Жизнь есть сон» — эти слова стали девизом эпохи. Эстетика барокко требовала:

                            — трагических развязок сюжета;

                            — прославления героического;

                            — глубокого анализа душевных состояний;

                            — причудливой смены образов;

                            — пышности и декоративности изложения.

Роскошь и блеск эпохи барокко

Стиль барокко — «дитя» Контрреформации

XVII век стал для Италии непростым периодом. Страна год за годом утрачивала свое политическое и экономическое влияние, но по-прежнему оставалась центром культурной жизни Европы. Аристократия и католическая церковь, желая показать свое могущество, безуспешно искали ресурсы на возведение палаццо и церквей. Средств катастрофически не хватало. И тогда было принято соломоново решение: создать иллюзию богатства и всесилия посредством искусства. Так в Италии свет увидел новый причудливый стиль — барокко.

С одной стороны, новая эпоха сменила ряд упорядоченных правил, введенных в период Ренессанса, а с другой — стала его продолжением. Стоит отметить, что изначально жаргонизмом «perola barroca» португальские моряки окрестили найденные ими жемчужины неправильной формы. В Италии в XVI веке слово «barocco» было синонимом всего странного, причудливого, сумасбродного. Однако XVII век внес свои коррективы. Ранее существовавшая система ценностей была изменена кардинальным образом: все неправильное, вычурное и помпезное обрело смысл и признание.

Собор Святого Петра в Риме как жемчужина барокко

Ярчайшим мастером барокко по праву можно считать итальянца Джованни Лоренцо Бернини. Работы архитектора, его скульптуры, площади, фонтаны казались современникам чересчур театральными. Сам же Бернини говорил про себя, что ему удалось победить мрамор, сделать его гибким, как воск, и этим самым объединить скульптуру и живопись.

Киворий в соборе Святого Петра в Риме. Источник: pinterest.ru

Один из шедевров мастера — собор Святого Петра в Риме, изумляющий своей монументальностью и внутренним убранством. Созданный Бернини высотой почти 30 метров бронзовый киворий на четырех колоннах, украшенных скульптурами ангелов, на расстоянии напоминает затейливую игрушку. Но стоит приблизиться к алтарю, как кажется, что витые колонны будто воспаряются, а купол превращается в небо. Зодчий так умело соединил детали из позолоченной бронзы с разноцветным мрамором, что его скульптуры являют собой бестелесные образы. Это характерно и для мраморного ансамбля «Экстаз святой Терезы» в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Зародившись в Италии, барокко начал свое триумфальное шествие по миру. В первую очередь он проник в католические страны. Роскошные, нарядные интерьеры церковного барокко не могли оставить равнодушными европейских монархов, дав тем самым старт эпохи дворцового барокко.

Барочная живопись: игра света и тени

Мастера эпохи барокко, Караваджо, Тьеполо, братья Карраччи, Питер Пауль Рубенс, искали красоту в своем воображении. Достаточно вспомнить их религиозные сюжеты, жизнеутверждающие портреты и аллегории.

В XVII веке парадный портрет был призван подчеркнуть благородство и величие заказчика, поэтому на нем, как никогда раньше, изобиловали роскошь, пышность и цветистость, а главный герой, подобно памятнику, нередко представал в полный рост.

Нельзя не отметить, что в европейском искусстве барочная живопись явилась вершиной реализма. Художники, преуспев в создании реалистического портрета, стали изображать людей более эмоциональными, яркими, динамичными.

Караваджо. Давид с головой Голиафа, около 1610 года. Источник: ru. wikipedia.org

Самым известным живописцем эпохи барокко, вне всякого сомнения, является Микеланджело Меризи да Караваджо. Именно ему, «единственному подлинному копиисту натуры», принадлежит открытие главной манеры стиля — яркое освещение сцены из темноты, знаменитое тенебросо. В дальнейшем этот прием, ставший общей чертой живописи барокко, широко использовали его последователи. Что касается музыки, то барочный стиль проявился в творчестве таких виртуозов, как Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Доменико Скарлатти и, безусловно, Иоганн Себастьян Бах.

Мода барокко

Стиль барокко не обошел стороной и модное направление. Особое внимание уделялось ткани. Кроме гобелена в оформлении интерьера широко использовался бархат и парча, а также новое веяние эпохи — атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики.

Европейскую моду второй половины XVII века начал диктовать французский двор «короля-солнца» Людовика XIV. Это было время расцвета абсолютной монархии во Франции, ставшей культурным центром всей Европы.

Любимым металлом барочного стиля считалось золото. Во Франции XVII века были уверены, что золота много не бывает. Это и позолоченные рамы картин и зеркал, и золотые люстры, и вышивки золотыми нитями.

Никола де Ларжильер. Портрет Людовика XIV с семьей. Источник: ru. wikipedia.org

Женские костюмы эпохи барокко отличались сложностью и нарядностью. Изменился и идеал женской красоты. Представительница прекрасного пола должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами и тонкой талией, неестественно бледной, обязательно с вычурной прической и в корсете. Мужчины тоже преобразились. Галантные и внимательные кавалеры, отлично танцующие, брили усы и бороды, душились духами и носили напудренные парики, которые стоили целое состояние.

Одним словом, настроение барочной эпохи можно передать двумя словами — никакой естественности.


Сборник: Барокко

Стиль барокко, зародившийся в конце XVI века, характеризовался динамизмом композиций, стремлением к пышности форм и богатым орнаментальным декором.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Барокко

Барокко

Проверь свои знания об эпохе!

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XXI вв.

Смольный собор — образец архитектуры барокко

Смольный собор — образец архитектуры барокко

Самый главный долгострой Петербурга – Смольный собор. На протяжении 87 лет велись работы над храмом. То не хватало денег, то менялся архитектор.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Три грации» Рубенса

«Три грации» Рубенса

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Успение Девы Марии» Караваджо

«Успение Девы Марии» Караваджо

На полотне изображена скончавшаяся Дева Мария. События эти не описываются в Библии, но о них известно из Предания церкви.

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Суд Париса» Рубенса

«Суд Париса» Рубенса

Невинный, казалось бы, выбор Париса предопределил судьбу Трои. Рубенс изобразил сцену, где сын Приама выбирает прекраснейшую богиню. Кем был бы ты на полотне?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Роскошь и блеск эпохи барокко

Роскошь и блеск эпохи барокко

Барокко, эта странная, причудливая, полная намеков эпоха, в своем триумфальном шествии по миру не обошла вниманием ни один вид искусства.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Барокко

Проверь свои знания об эпохе!

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XXI вв.

Смольный собор — образец архитектуры барокко

Самый главный долгострой Петербурга – Смольный собор. На протяжении 87 лет велись работы над храмом. То не хватало денег, то менялся архитектор.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Три грации» Рубенса

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XVII вв.

«Успение Девы Марии» Караваджо

На полотне изображена скончавшаяся Дева Мария. События эти не описываются в Библии, но о них известно из Предания церкви.

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Суд Париса» Рубенса

Невинный, казалось бы, выбор Париса предопределил судьбу Трои. Рубенс изобразил сцену, где сын Приама выбирает прекраснейшую богиню. Кем был бы ты на полотне?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Роскошь и блеск эпохи барокко

Барокко, эта странная, причудливая, полная намеков эпоха, в своем триумфальном шествии по миру не обошла вниманием ни один вид искусства.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • I до н. э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Свадьба Чайковского

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сергея Есенина (+18)

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Чума, эротика, «Декамерон»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Европа
  • IV век

Великомученик Георгий Победоносец

  • Статьи
  • I до н. э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Свадьба Чайковского

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сергея Есенина (+18)

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Чума, эротика, «Декамерон»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Покушения на Александра II

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 480394
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 463561
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 443520
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 411722
Свадьба Чайковского
  • 📚 Статьи
  • 👀 368073
Смерть Сергея Есенина (+18)
  • 📚 Статьи
  • 👀 298619
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 266969
Чума, эротика, «Декамерон»
  • 📚 Статьи
  • 👀 183914
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
  • 📚 Статьи
  • 👀 146565
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 96085
Великомученик Георгий Победоносец
  • 📚 Статьи
  • 👀 480394
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 463561
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 443520
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 411722
Свадьба Чайковского
  • 📚 Статьи
  • 👀 368073
Смерть Сергея Есенина (+18)
  • 📚 Статьи
  • 👀 298619
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 266969
Чума, эротика, «Декамерон»
  • 📚 Статьи
  • 👀 183914
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
  • 📚 Статьи
  • 👀 146565
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 123968
Покушения на Александра II

Подробнее о периоде барокко

Вот еще один обзор и резюме периода барокко; однако это чтение содержит больше информации о первых годах барокко. Обратите особое внимание на ссылки на Флорентийскую камеруту, группу ученых-музыкантов во Флоренции, Италия. Их дискуссии оказали особое влияние на развитие нового музыкального стиля, положившего начало барокко.

Временная шкала композитора в конце этой страницы — удобный ресурс. Я хочу, чтобы вы почувствовали, сколько значительных композиторов у нас просто нет времени изучать. Это также удобный указатель композиторов, на которых мы ссылаемся в наших материалах для чтения. Если вас интересуют конкретные композиторы, не стесняйтесь выполнять поиск в Интернете, чтобы найти дополнительную информацию о них.

Существует также список инструментов, распространенных в этот период. Вам не нужно изучать инструменты по отдельности; однако, когда вы столкнетесь со ссылками на различные инструменты в более поздних чтениях (инструментальная музыка становится гораздо более важной в барокко, чем в эпоху Возрождения), у вас будет этот глоссарий, к которому вы сможете обратиться.

Введение

Музыка барокко  – это стиль западной художественной музыки, созданный примерно с 1600 по 1750 год.  Эта эпоха последовала за эпохой Возрождения, а за ней, в свою очередь, последовала эпоха классицизма. Слово baroque  происходит от португальского слова barroco , что означает деформированная жемчужина , негативное описание богато украшенной и богато украшенной музыки этого периода. Позже это название стало применяться и к архитектуре того же периода.

Рисунок 1. Барочный театр в Чески-Крумлове

Барочная музыка составляет большую часть канона «классической музыки», ее широко изучают, исполняют и слушают. Композиторы эпохи барокко включают Иоганна Себастьяна Баха, Джорджа Фридриха Генделя, Алессандро Скарлатти, Доменико Скарлатти, Антонио Вивальди, Генри Перселла, Георга Филиппа Телемана, Жана-Батиста Люлли, Арканджело Корелли, Томазо Альбинони, Франсуа Куперена, Дени Готье, Клаудио Монтеверди, Генрих Шютц, Жан-Филипп Рамо, Ян Дисмас Зеленка и Иоганн Пахельбель.

В эпоху барокко возникла тональность. В этот период композиторы и исполнители использовали более сложную музыкальную орнаментику, вносили изменения в нотную запись и разрабатывали новые техники инструментальной игры. Музыка барокко расширила размер, диапазон и сложность инструментального исполнения, а также утвердила оперу, кантату, ораторию, концерт и сонату в качестве музыкальных жанров. Многие музыкальные термины и концепции той эпохи используются до сих пор.

Этимология

History of European Art Music

Термин «барокко» обычно используется историками музыки для описания широкого спектра стилей из обширного географического региона, в основном из Европы, созданных в течение примерно 150 лет.

Хотя долгое время считалось, что это слово в качестве критического термина впервые было применено к архитектуре, на самом деле оно появилось раньше по отношению к музыке, в анонимном сатирическом обзоре премьеры в октябре 1733 года Рамо « Ипполит и Ариси, 9».0016, напечатанный в Mercure de France в мае 1734 года. Критик намекнул, что новизной в этой опере была «дю барокко», сетуя на то, что музыке не хватало связной мелодии, она была наполнена непрекращающимися диссонансами, постоянно менялась тональность и метр и быстро пробежался по каждому композиционному приему.

Систематическое применение историками термина «барокко» к музыке этого периода является относительно недавним событием. В 1919 году Курт Сакс стал первым, кто систематически применил пять характеристик теории барокко Генриха Вельфлина к музыке. Однако критики поспешили подвергнуть сомнению попытку перенести категории Вельфлина на музыку, и во второй четверти 20 века независимые попытки были предприняты Манфредом Букофцером (в Германии и, после его иммиграции, в Америке) и Сюзанной Клеркс-Лежен. (в Бельгии) использовать автономный технический анализ, а не сравнительные абстракции, чтобы избежать адаптации теорий, основанных на пластических искусствах и литературе, к музыке. Все эти усилия привели к заметным разногласиям о временных границах периода, особенно о том, когда он начался. В английском языке этот термин получил распространение только в 19 в.40-х годов, в трудах Букофцера и Пола Генри Ланга.

Еще в 1960 году в академических кругах, особенно во Франции и Великобритании, все еще велись серьезные споры о том, имеет ли смысл смешивать вместе столь разнородную музыку, как музыка Якопо Пери, Доменико Скарлатти и Дж. С. Баха под одной рубрикой. Тем не менее, этот термин стал широко использоваться и приниматься для этого широкого диапазона музыки. Может быть полезно отличать барокко как от предшествующего (ренессансного), так и от последующего (классического) периодов музыкальной истории.

История

Период барокко делится на три основные фазы: раннюю, среднюю и позднюю. Хотя они пересекаются во времени, их условно датируют периодами с 1580 по 1630 год, с 1630 по 1680 год и с 1680 по 1730 год. и интеллектуалы Флоренции позднего Возрождения, которые собирались под патронажем графа Джованни де Барди, чтобы обсуждать и направлять тенденции в искусстве, особенно в музыке и драме. Что касается музыки, они основывали свои идеалы на восприятии классической (особенно древнегреческой) музыкальной драмы, в которой ценились дискурс и речь. Таким образом, они отвергали использование их современниками полифонии и инструментальной музыки и обсуждали такие древнегреческие музыкальные приемы, как монодия, которая состояла из сольного пения в сопровождении кифары. Ранние реализации этих идей, в том числе 9 Якопо Пери0015 Dafne и L’Euridice положили начало опере, которая, в свою очередь, стала своего рода катализатором для музыки барокко.

Что касается теории музыки, более широкое использование фигурного баса (также известного как тщательный бас ) свидетельствует о растущей важности гармонии как линейной основы полифонии. Гармония — это конечный результат контрапункта, а фигурный бас — визуальное представление тех гармоний, которые обычно используются в музыкальном исполнении. Композиторы начали заниматься гармоническими последовательностями, а также использовали тритон, воспринимаемый как неустойчивый интервал, для создания диссонанса. Инвестирование в гармонию также существовало у некоторых композиторов эпохи Возрождения, особенно у Карло Джезуальдо; однако использование гармонии, направленной на тональность, а не на модальность, знаменует переход от эпохи Возрождения к периоду барокко. Это привело к идее, что аккорды, а не ноты, могут обеспечить ощущение завершения — одна из фундаментальных идей, которая стала известна как тональность.

Включив эти новые аспекты композиции, Клаудио Монтеверди способствовал переходу от музыкального стиля эпохи Возрождения к стилю барокко. Он разработал два отдельных стиля композиции — наследие ренессансной полифонии (prima pratica) и новую технику барокко basso continuo (seconda pratica). С написанием опер L’Orfeo и L’incoronazione di Poppea , среди прочих, Монтеверди привлек значительное внимание к новому жанру оперы.

Музыка среднего барокко (1630–1680)

Возникновение централизованного двора является одной из экономических и политических особенностей того, что часто называют эпохой абсолютизма, олицетворением которой является Людовик XIV во Франции. Дворцовый стиль и придворная система нравов и искусств, которые он взращивал, стали образцом для остальной Европы. Реалии растущего церковного и государственного покровительства создали спрос на организованную общественную музыку, а растущая доступность инструментов создала спрос на камерную музыку.

Период среднего барокко в Италии определяется появлением кантаты, оратории и оперы в 1630-х годах, а также новой концепцией мелодии и гармонии, которая подняла статус музыки до уровня равенства со словами, которые раньше считался первостепенным. Вычурная колоратурная монодия раннего барокко уступила место более простому, отточенному мелодическому стилю. Эти мелодии были построены из коротких, каденциально разграниченных идей, часто основанных на стилизованных танцевальных рисунках, взятых из сарабанды или куранты. Гармонии также могли быть проще, чем в монодии раннего барокко, а сопровождающие басовые партии были более интегрированы с мелодией, производя контрапунктическую эквивалентность частей, что позже привело к устройству начального басового предвосхищения мелодии арии.

Рисунок 2. Жан-Батист Люлли

Это гармоническое упрощение также привело к новому формальному приему дифференциации речитатива и арии. Наиболее важными новаторами этого стиля были римляне Луиджи Росси и Джакомо Кариссими, которые были в основном композиторами кантат и ораторий, соответственно, и венецианец Франческо Кавалли, который был преимущественно оперным композитором. Позже важные практики этого стиля включают Антонио Чести, Джованни Легренци и Алессандро Страделла.

Среднее барокко не имело абсолютно никакого отношения к теоретическим работам Иоганна Фукса, который систематизировал строгий контрапункт, характерный для более ранних эпох, в своем Gradus ad Paranassum (1725).

Одним из выдающихся примеров придворного композитора является Жан-Батист Люлли. Он приобрел патенты у монархии, чтобы быть единственным композитором опер для короля и не позволять другим ставить оперы. Он завершил 15 лирических трагедий и оставил незаконченными Ахилл и Поликсен .

В музыкальном плане он не установил норму с преобладанием струн для оркестров, которая была унаследована от итальянской оперы, и характерно французскую пятичастную структуру (скрипки, альты — в размерах hautes-contre, tailles и quintes — и басовые скрипки). ) использовались в балете со времен Людовика XIII. Однако он представил этот ансамбль лирическому театру, где верхние части часто дублировались блокфлейтами, флейтами и гобоями, а басы — фаготами. Для героических сцен часто добавляли трубы и литавры.

Рисунок 3. Арканджело Корелли

Арканджело Корелли известен как влиятельный человек благодаря своим достижениям по другую сторону музыкальной техники — как скрипач, который организовал скрипичную технику и педагогику — и в чисто инструментальной музыке, особенно его пропаганда и развитие концерта гроссо. В то время как Люлли устроился при дворе, Корелли был одним из первых композиторов, которые широко публиковали свою музыку и исполняли ее по всей Европе. Как и в случае со стилизацией и организацией оперы Люлли, Concerto Grosso построен на сильных контрастах — части чередуются между теми, которые играет весь оркестр, и теми, которые играет меньшая группа. Динамика была «террасной», то есть с резким переходом от громкого к тихому и обратно. Быстрые участки и медленные участки были сопоставлены друг с другом. Среди его учеников числится Антонио Вивальди, который позже написал сотни произведений, основанных на принципах трио-сонат и концертов Корелли.

В отличие от этих композиторов, Дитрих Букстехуде не был придворным, а был церковным музыкантом, занимая должности органиста и Веркмейстера в Мариенкирхе в Любеке. В его обязанности Веркмейстера входило выполнение функций секретаря, казначея и управляющего делами церкви, в то время как его должность органиста включала участие во всех основных службах, иногда в сотрудничестве с другими инструменталистами или вокалистами, которым также платила церковь. Совершенно вне своих официальных церковных обязанностей он организовал и руководил серией концертов, известной как Abendmusiken, которая включала исполнение священных драматических произведений, которые его современники считали эквивалентом оперы.

Музыка позднего барокко (1680–1730)

Благодаря работам Иоганна Фукса ренессансный полифонический стиль стал основой изучения композиции.

Постоянный рабочий, Гендель заимствовал у других и часто перерабатывал свой собственный материал. Он также был известен переработкой произведений, таких как знаменитый Мессия , премьера которого состоялась в 1742 году, для доступных певцов и музыкантов.

Хронология композиторов эпохи барокко

Инструменты эпохи барокко

Струнные

Рисунок 4. Инструменты в стиле барокко, включая колесную лиру, клавесин, виолончель, лютню, скрипку и гитару

  • Скрипка-пикколо
  • Скрипка
  • Виола
  • Виола
  • Виола д’амур
  • Виола пышная
  • Теноровая скрипка
  • Виолончель
  • Контрабас
  • Лютня
  • Теорбо
  • Архлют
  • Анжелика
  • Мандолина
  • Гитара
  • Арфа
  • Колесная лира

Деревянные духовые инструменты

  • Барочная флейта
  • Шалюмо
  • Cortol (также известный как Cortholt, Curtall, семейство Oboe)
  • Дульсиан
  • Мюзет де Кур
  • Барочный гобой
  • Ракетка
  • Регистратор
  • Фагот

Латунь

  • Корнет
  • Натуральный рог
  • Барочная труба
  • Tromba da tirarsi (также называемый tromba spezzata )
  • Плоская труба
  • Змей
  • Sackbut (английское название 16-го и начала 17-го века для FR: saquebute , saqueboute ; ES: sacabuche ; IT: trombone ; MHG: busaun 1,6 6, бусуне /Германия (с начала 17 века) Posaune )
  • Тромбон (английское название того же инструмента начала 18 века)

Клавиатура

  • Клавикорд
  • Тангенциальное фортепиано
  • Фортепиано — ранняя версия фортепиано
  • Клавесин
  • Орган

Ударные

  • Литавры в стиле барокко
  • Деревянный малый барабан
  • Теноровый барабан
  • Бубен
  • Кастаньеты

Стили и формы

  • Basso continuo — вид непрерывного аккомпанемента, записанного с новой системой нотной записи, фигурный бас, обычно для поддерживающего басового инструмента и клавишного инструмента.
  • Концерт и концерт гроссо
  • Моноди — результат песни
  • Гомофония — музыка с одним мелодическим голосом и ритмически близким аккомпанементом (это и монодия противопоставлены типичной ренессансной фактуре — полифонии)
  • Драматические музыкальные формы, такие как опера, драма на музыку
  • Комбинированные инструментально-вокальные формы, такие как оратория и кантата
  • Новые инструментальные техники, такие как тремоло и пиццикато
  • Ария da capo «наслаждалась уверенностью».
  • риторнель ария — повторяющиеся короткие инструментальные перерывы вокальных пассажей.
  • Стиль концертато — контраст звучания между группами инструментов.
  • Обширный орнамент

Жанры

Вокал

  • Опера
    • Сарсуэла
    • Серия опер
    • Комическая опера
    • Опера-балет
  • Маска
  • Оратория
  • Страсть (музыка)
  • Кантата
  • Месса (музыка)
  • Гимн
  • Моноди
  • Хорал

Инструментальная

  • Хоральная композиция
  • Большой концерт
  • Фуга
  • Люкс
    • Аллеманда
    • Куранте
    • Сарабанда
    • Жига
    • Гавот
    • Менуэт
  • Соната
    • Соната для камеры
    • Соната да кьеза
    • Трио-соната
  • Партита
  • Канцона
  • Симфония
  • Фантазия
  • Ричеркар
  • Токката
  • Прелюдия
  • Чакона
  • Пассакалья
  • Прелюдия к хоралу
  • Фантастический стилус

Введение в период барокко в классической музыке

Классическая западная музыка делится на несколько периодов, когда звучание менялось с течением времени в связи с историческими событиями и известными композиторами того времени. Давайте взглянем на период барокко, который длился с 1600 по 1750 год! Чтобы получить краткое представление, посмотрите это короткое видео.

Возможно, вы слышали о таких композиторах, как Бах, Вивальди и Гендель. Все они создавали свои работы в эпоху барокко! Период барокко был настолько важен, потому что он представлял собой исследование инструментальной музыки вне религиозного контекста. В это время церковь теряла свое политическое влияние и контроль в Европе, что позволяло артистам создавать и исследовать музыку вне религии.

В эпоху барокко возникло немало музыкальных идей, в том числе концерт, соната и опера. Концерт выделяет одну часть или инструмент, а остальная часть оркестра играет на заднем плане, а композиторы Вивальди и Корелли хорошо известны своими концертами. Сонаты похожи на концерты тем, что основное внимание уделяется солисту или определенной части. Тем не менее, они примечательны тем, что имеют несколько уникальных движений, которые все еще похожи, потому что сохраняется одна и та же ключевая подпись. Сонаты эпохи барокко обычно состояли из трех частей, и Вивальди также был известен этими композициями. Опера позволила композиторам исследовать и передать больше настроений и выражений в своей музыке, что повлияло на эмоции слушателя. Хотя эта эпоха позволила увеличить экспрессию и творчество в музыке, она все еще была относительно структурированной и упорядоченной.

Композиторы эпохи барокко также разработали важный аспект современной музыки — гармонию. Вместо того, чтобы просто слышать одну высоту и звук, композиторы эпохи барокко создавали пьесы, в которых одновременно было несколько звуков и звуков. Гармонии — это то, что мы используем до сих пор, и на самом деле редко можно услышать музыку без гармонии!

Период барокко также положил начало современному оркестру. Музыкальные инструменты были сгруппированы особым образом, почти как современные оркестры. Ансамбли в стиле барокко также включали в себя еще один инструмент, который мы не часто слышим сегодня: клавесин. Клавесин выглядит как пианино, но звучит как струнный инструмент.

 Вот простое занятие, которое познакомит вас с клавесином и музыкой барокко. Послушайте концерт для клавесина Баха здесь! Прислушайтесь к звонким звукам — это клавесин! Вы слышите, как клавесин является основным инструментом? Какие чувства вызывает у вас музыка? Как вы думаете, почему?

 Чтобы еще раз послушать музыку, послушайте «Времена года» известного композитора эпохи барокко Антонио Вивальди. Вы слышите мелодию и гармонии? Испытываете ли вы разные эмоции в разных движениях? Какие звуки используются, чтобы вызвать настроение сезона?

 И вот оно, краткое введение в музыку барокко! Если вам интересно узнать больше, поищите упомянутых здесь композиторов и их произведения!

Источники:

Откройте для себя эпоху барокко: https://www.classicfm.com/discover-music/periods-genres/baroque/ 

 Музыка барокко: руководство для начинающих: https://www.classicfm.com/ Discover-music/periods-genres/baroque/baroque-music-beginners-guide/  

Концерт: https://www.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*