Авторы классицизма: Представители классицизма в русской литературе
: Течения в русской литературе :: Классицизм
|
Русский классицизм
Русский классицизмХудожественная литературная традиция в России берёт начало во второй половине XVIII века, когда Екатерина II, поклонница и корреспондентка Вольтера и Дидро, начинает насаждать идеи Просвещения. Манифест о вольности дворянства открывает для высших слоёв общества свободный выезд за границу, у дворян появляется досуг, входит в моду европейское образование. Это период стремительной эволюции, когда Россия осознаёт себя в европейском художественном контексте и пытается догнать Европу. Ломоносов описывает «три штиля» русского литературного языка и создаёт иерархическую систему жанров — в соответствии с этими нормами русские литераторы заполняют вакансии собственных Буало, Расина и Мольера, создавая сперва подражательные, а затем всё более оригинальные вещи. Ломоносовские нормы действуют вплоть до Карамзина — но уже Державин нарушает их и радикально реформирует русскую лирику. Начиная с Сумарокова, первого профессионального литератора, вместе с гражданским самосознанием образованного сословия развивается журналистика и привычная нам проза. Низкие изначально жанры быстро улучшают свою репутацию, создавая почву для появления реализма: последняя классицистическая комедия, «Горе от ума», появляется уже в двадцатые годы XIX века.
-
Михаил Ломоносов1739
Классицизм представлял себе литературу как точную науку — Ломоносов, систематизировавший русское стихосложение и создавший теорию стилей и жанров, сам предложил их канонические образцы: «Ода на взятие Хотина» была приложена к ломоносовскому «Письму о правилах российского стихотворства» как наглядное пособие. Во многом опираясь на допетровскую традицию, Ломоносов построил свою оду по западным образцам. Её обязательные (впредь до Державина) черты — схема рифмовки, десятистрочная строфа, четырёхстопный ямб, торжественный повод, обязательная символическая генеалогия монарха (Пётр I и Иван Грозный являются с небес, чтобы одобрить продолжение своих трудов). Библейские и античные образы и фразеология, представление царицы в образе земной богини, прославление российской державы, не просто одержавшей локальную победу, но торжествующей во вселенских масштабах. Именно с хотинской оды многие (например, Белинский) ведут летоисчисление русской литературы.
Михаил Ломоносов1752
Канонический образец русской дидактической поэзии Нового времени. «Письмо» адресовано Ивану Шувалову, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, которому предстояло выхлопотать государственную поддержку ломоносовской стекольной мануфактуре. Эта прагматическая цель находится в полном согласии с прагматическим же просвещенческим взглядом Ломоносова на науку, смысл которой — приносить пользу, и на художественную литературу, под которую Ломоносов подводит научный аппарат. Золоту и драгоценным камням, причинившим человечеству столько зла, поэт противопоставляет прозаическое вроде бы стекло — творение человеческих рук, в котором «мастерство / Превысило своим раченьем естество». Из стекла пьют вино, в зеркало глядятся красавицы за туалетом, микроскоп открывает тайны природы, очки возвращают человеку зрение — ведь «Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг, / Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг». «Письмо о пользе стекла» — похвала прогрессу и отповедь религиозным обскурантистам, отрицающим научное знание: телескоп, подтвердивший гелиоцентрическую теорию Коперника, показал тем самым величие Творения.
Денис Фонвизин1769
Комедия, высмеивающая необразованность и консерватизм провинциальных помещиков в сочетании с их повальным увлечением всем французским. Семья Бригадира хочет женить сына на дочери Советника, но чем активнее идёт сватовство, тем запутаннее становится любовная интрига. «Бригадира» можно назвать первой в России бытовой комедией: герои ведут беседы, пьют чай, играют в карты, говорят о хозяйстве, и публика узнаёт в этих образах себя.
Михаил Чулков1770
Первый русский роман, к тому же написанный просторечным, почти писарским языком, уснащённым пословицами и поговорками. Мартона, вдова сержанта, погибшего под Полтавой, остаётся без гроша и пробивает себе путь наверх: поступив сперва на содержание к дворецкому, меняет его на господина, затем на другого, обманывает покровителя с любовником, плутовством и беспринципностью избавляется от сумы и тюрьмы и наконец обзаводится именьицем. Обыденную жизнь и простой народ описывали и прежде Сумароков или Майков, но только как предмет осуждения и осмеяния; высокая литература классицизма ориентировалась прежде всего на знать.
«Пригожая повариха» и другие остросюжетные вещи Чулкова впервые признают право на существование за массовым читателем (прежде всего купеческого сословия) и его вкусами. В пикареске Чулкова нравоучение заменяют житейские мудрости в духе «богатство рождает честь». Чулков сам указал место своего романа в литературной иерархии устами писаря, считающего, что ода Ломоносова — «бредни и не стоит она последней канцелярской записки»; тем не менее литературные «анекдотцы» такого рода создали почву для пушкинских «Повестей Белкина».
Денис Фонвизин1782
Хрестоматийная комедия об изъянах российской жизни вообще и проблемах воспитания в частности. Помещица Простакова хочет выдать родственницу-сироту за своего брата Скотинина, но узнав, что родственница получила наследство, пытается устроить её брак со своим сыном Митрофанушкой. Слово «недоросль», изначально нейтральное определение ещё не поступившего на службу молодого дворянина, после выхода комедии превращается в ругательство.
Имена героев становятся нарицательными, а фраза «не хочу учиться — хочу жениться» уходит в народ.
Гаврила Державин1782
Ода Екатерине II, написанная с беспримерной свободой и наивной фамильярностью, которые перевернули классицистический канон. Сохраняя формальные черты оды, «Фелица» вводила в забронзовевший жанр лирическое авторское «я», просторечие, немыслимый в высокой поэзии пассаж о том, как жена ласково ищет у автора вшей. Поэт называет императрицу именем добродетельной киргизской царевны из её собственной аллегорической сказки, сам примеряя маску её «мурзы». Императрица показана не земной богиней во всех регалиях, а реальной женщиной, которая ходит пешком, ест самую простую пищу, проводит дни и ночи в полезных трудах, не щадя себя. В этом ей противопоставлены её вельможи: радикальным новшеством стало соединение оды с сатирическим памфлетом. Автор кается в пороках — тщеславии, лени, невежестве, мотовстве: в описаниях легко узнавались фавориты Екатерины, которым она разослала оду, подчеркнув соответствующие пассажи.
Портрет скромной, трудолюбивой правительницы, поощряющей свободомыслие, внушающей любовь, а не страх, тронул Екатерину до слёз; Державин получил табакерку с бриллиантами и проснулся первым российским поэтом.
Василий Капнист1798
Острая сатира на чиновников и суды. Богатый помещик Праволов, он же «ябеда», пытается отнять имение у офицера Прямикова, прибегая к сговору с судьями и взяткам. В комедии Капниста больше трагического, чем комического, а эпизод, где пьяные чиновники распевают песню со словами «Бери! Большой тут нет науки; / Бери, что только можно взять», выглядит не фарсом, а сценой из фильма ужасов.
Александр Шаховской1815
Ромком о коварстве женского обольщения. Князь Холмский прибывает на Липецкий курорт и обнаруживает, что жениха его сестры Оленьки пытается соблазнить графиня Лелева, которая хочет поправить своё положение за счёт удачного замужества. В окружении графини выделяется сочинитель слезливых баллад Фиалкин — пародия на Жуковского.
Во многом именно эта сатирическая эскапада вызвала яростную критику всего произведения, которую Пушкин иронично назвал «липецким потопом».
Александр Грибоедов1824 1828
Последний и главный триумф классицистической комедии в России становится триумфом именно потому, что главный герой — Чацкий — это человек уже из другого времени, приезжающий в прошлое. Современники подозревали, что Чацкий — карикатура на Чаадаева, Пушкин отказывал Чацкому в уме — но при этом говорил об исключительном уме самого Грибоедова. Достаточно тривиальный конфликт — Чацкий обнаруживает, что возлюбленная к нему охладела и сам он здесь неуместен, — Грибоедов делает одновременно конфликтом возвышенного героя с косным и пошлым миром. Афористичные строки из «Горя от ума» мы до сих пор цитируем по поводу и без повода.
Подробнее о книге
далее
Открытие истории
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт.

Определение классицизма и литературные примеры
Этот термин используется либо для описания произведений Древней Греции и Рима, либо произведений, вдохновленных ими, иногда также называемых неоклассицизмом. (Неоклассицизм был движением, которое началось только в 18 веке и продолжалось до конца 19 века, в то время как классицизм охватывает более широкий период.) просвещение. Некоторые ранние авторы, такие как Джон Драйден и Джон Локк, являются прекрасными примерами писателей, которые олицетворяли характеристики классицизма. Более поздние писатели, такие как Александр Поуп и Джонатан Свифт в 1700-х годах, продолжили то, что начали их предшественники.
Золотой век классицизма пришелся на середину-конец 1700-х годов. Этот период также известен как «эпоха Джонсона». Это было определено литературным влиянием Сэмюэля Джонсона, особенно его сатирическими произведениями, посвященными британскому правительству.
В Америке такие авторы, как Бенджамин Франклин и Томас Пейн, находились под влиянием классицизма. Такие работы, как Common Sense , являются хорошими американскими примерами.
Знакомство с классицизмом
- 1 Определение классицизма
- 2 Характеристики классицизма
- 3 Важные древнегреческие и римские литературные произведения
- 4 Периоды классицизма
- 5 Примеры классицизма в литературе
- 6 FAQS
- 7 Связанные литературные термины
- 8 Другие ресурсы
- 7. Связанные литературные термины
- 8 Другие ресурсы
- 2 2 2 2 2 2 2
Классицизм был периодом литературы с конца 1600-х до середины 1800-х годов.
Это был период, когда авторы стремились писать стихи и драмы, что свидетельствует об их интересе к творчеству древнегреческих и римских авторов. Характеристики этого периода литературы можно изучить ниже:
Характеристики классицизма
Некоторые из характеристик классицизма включают:
- Почитание идеалов древности.
- Отдельные сюжетные линии в литературных произведениях.
- Сжатый интервал времени.
- Новый интерес к написанию эпопей.
- Сосредоточьтесь на поэзии и прозе, а не на романе.
- Использование теории литературы в « Поэтике» Аристотеля.
- Логика и симметрия как атрибуты.
- Ценится здравый смысл и ясность.
- Структуры хорошо упорядочены.
- Содержание является точным и правдоподобным.
Важные древнегреческие и римские литературные произведения
Ниже приведены некоторые из наиболее важных произведений классического периода литературы. Именно в этих работах искали вдохновение авторы движения классицизма и неоклассицизма.
- Илиада и Одиссея Гомера
- Медея Еврипида
- Antigone от Sophocles
- The Satyricon от Petronius
- Метаморфозы от Ovid
- Poetics по Aristotle
срок.

- Реставрация : период после обезглавливания короля Карла I и восстановления монархии. Писали такие авторы, как Джон Драйден и Джон Мильтон.
- Период Августа : писатели подражали произведениям греко-римских авторов и перенимали похожие жанры. В это время писал Александр Поуп.
- Эпоха Джонсона : также известная как «переходная эпоха» была периодом, в течение которого доминировал классицизм. Период также известен как неоклассицизм. В нем доминировал Сэмюэл Джонсон, и он назван в честь его влияния. Он умер в 1784 году, всего за несколько лет до публикации «Лирических баллад» и конца неоклассицизма в литературе.
Примеры классицизма в литературе
Похищение замка Александра Поупа
«Похищение замка» впервые было опубликовано анонимно в мае 1712 года. событие и возвышает его, сравнивая с миром богов. Он использует традиционную структуру классических эпосов на протяжении всей поэмы, чтобы подчеркнуть, насколько тривиальным на самом деле был инцидент. Вот цитата:
Но грациозная легкость и сладость, лишенная гордыни,
Могла бы скрыть свои недостатки, если бы красавицам было что скрывать:
Если на ее долю выпадут некоторые женские ошибки,
Взгляните на ее лицо, и вы все забудете.
Прочтите другие стихи Александра Поупа.
Путешествия Гулливера Джонатона Свифта
Путешествия Гулливера, или Путешествия в несколько отдаленных стран мира. В четырех частях. Лемюэль Гулливер, сначала хирург, а затем капитан нескольких кораблей — это сатирическое произведение в прозе 1726 года, написанное Джонатоном Свифтом. Он высмеивает человеческую природу и рассказы путешественников. Сегодня он считается важным произведением английской литературы и прекрасным представителем неоклассического периода. Он был довольно успешным и включен во многие списки лучших когда-либо написанных романов. Вот цитата из книги:
И он выразил это своим мнением, «что тот, кто сможет вырастить два початка кукурузы или две травинки на участке земли, где раньше росла только одна, достоин лучшего для человечества и сделает более существенное». службе своей стране, чем вся раса политиков вместе взятых.
Прочтите стихи Джонатона Свифта.
Часто задаваемые вопросы
Что означает классицизм в истории?
Классицизм может относиться к периоду классической античности в греческом и римском языках или к периоду возрождения с конца 1600-х до конца 1800-х годов в Европе.
Какова была цель классицизма?
Целью движения было создать идеальную версию литературы и человеческого опыта, которая вдохновляет и наставляет читателей. Эти авторы гордились своей рациональностью и симметричностью.
Чем классицизм лучше романтизма?
Некоторые считают, что классицизм лучше романтизма. Это связано с большими ограничениями классицизма и правилами, которым должны следовать авторы, в то время как романтизм определяется меньшим количеством правил.
Как классицизм повлиял на эпоху Возрождения?
Авторы и художники эпохи Возрождения обращались за вдохновением к классическим авторам и художникам Греции и Рима. Они были вдохновлены стилями и намерениями авторов, а также их целостностью и структурами, которые они использовали.
Связанные литературные термины
- Грузинская поэзия: поэтическое течение в Англии, существовавшее с 1910 по 1936 год во время правления Георга V.
- Реализм: литературное течение, изображающее повседневную жизнь в точности такой, какая она есть.
- Романтизм: движение, зародившееся в Европе в конце 18 века и делавшее акцент на эстетическом опыте и воображении.
- Характеристика: литературный прием, который используется для детализации и объяснения аспектов специально созданного персонажа в романе, пьесе или стихотворении.
- Неоклассицизм: движение, заинтересованное в возрождении греко-римской литературы, искусства, архитектуры, философии и театра в 18 веке.
Другие ресурсы
- Прослушать: Обзор неоклассицизма
- Прочитать: В чем разница между классицизмом и неоклассицизмом?
- Наручные часы: история идей – романтизм
Характеристика классицизма Источник Авторы и произведения
Литературный классицизм относится к стилю письма, сознательно имитирующему формы и темы классической античности, который развивался в эпохи Возрождения и Просвещения. В этой статье мы предоставим вам характеристики классицизма.
В этом смысле больше всего подражали великим авторам греко-римского периода, особенно их поэтам и драматургам. Авторы литературного классицизма следовали его эстетическим принципам и критическим установкам.
В частности, они руководствовались Поэтикой Аристотеля, Поэтическим искусством Горация и О возвышенном Лонгина, воспроизводя греко-римские формы: эпос, эклога, элегия, ода, сатира, трагедия и комедия.
Эти произведения установили правила, которые помогут писателям быть верными Природе: писать то, что в целом верно и правдоподобно. Таким образом, стиль был реакцией на барокко, подчеркивая гармонию и величие.
Золотой век этого движения пришелся на период с середины до конца 18 века. Первые его представители писали на латыни, но позже стали писать и на своих европейских языках.
Источник
Литературный классицизм зародился, когда Европа вступила в период Просвещения, время прославления разума и интеллектуализма.
Это возникло после повторного открытия Поэтики Аристотеля (4 век до н.э.) Джорджо Валла, Франческо Робортелло, Людовико Кастельветро и другими итальянскими гуманистами в 16 веке.
С середины 1600-х до 1700-х годов авторы иллюстрировали эти концепции в форме эпической поэзии древних греков и римлян.
В частности, глубокое влияние на ход французской драматургии оказала догматическая интерпретация драматических единиц И. К. Скалигером в его «Поэтике» (1561).
Фактически, французские писатели XVII века были первыми, кто присоединился к классическим стандартам в рамках организованного литературного движения.
Это понимание идеалов древности началось, когда классические переводы стали широко доступны в эпоху Возрождения.
Позднее литературный классицизм расширился от драмы до поэзии в эпоху Просвещения и до прозы в английской литературе восемнадцатого века эпохи Августа.
Примерно с 1700 по 1750 год движение приобрело популярность, особенно в Англии. Например, англичанин Александр Поуп перевел древние произведения Гомера, а позже подражал этому стилю в своей собственной поэзии.
Характеристики литературного классицизма
Традиционализм и уважение к классическим авторам
Авторы литературного классицизма демонстрировали сильный традиционализм, часто сочетавшийся с недоверием к радикальным новшествам. Это проявлялось, прежде всего, в его большом уважении к классическим писателям.
Подражание классическим авторам
Основное предположение заключалось в том, что древние авторы уже достигли совершенства. Итак, основной задачей современного автора было подражание им: подражание природе и подражание древним были одним и тем же.
Драматические произведения, например, были вдохновлены греческими мастерами, такими как Эсхил и Софокл. Они стремились воплотить три аристотелевских единицы: единый сюжет, одно место и сжатый промежуток времени.
С другой стороны, помимо аристотелевской теории поэзии и его классификации жанров, в классицистическом видении литературы господствовали принципы римского поэта Горация.
Декорум: соответствие стиля теме
Среди этих принципов выделялся декорум, согласно которому стиль должен быть адаптирован к теме. Немаловажным было и убеждение, что искусство должно и радовать, и наставлять.
Так же, перед лицом излишеств барокко и рококо, в литературном классицизме преобладали поиски исправления, порядка, гармонии, формы и др.
Классицистическая проза
Понятие прозаической литературы относится к постантичному, поэтому в художественной литературе нет явно выраженных классицистических традиций, которые соответствовали бы традициям драмы и поэзии.
Однако, поскольку первые романы появились в то время, когда классическая литература была в почете, романисты сознательно переняли многие ее черты.
Среди них они учитывали настойчивость Аристотеля в отношении нравственного мужества, использование греческими драматургами божественного вмешательства и фокус эпической поэзии на путешествии героя.
Авторы и произведения
Пьер Корнель (1606-1684)
Пьер Корнель считается отцом классической французской трагедии. Его шедевр, El Cid (1636), нарушил строгое соблюдение трех аристотелевских единиц.
Тем не менее, он разработал драматическую форму, соответствующую стандартам классической трагедии и комедии.
Из его обширных работ, Мелита (1630), Клитандро, или Преследуемая невинность (1631), Вдова (1632) , Дворцовая галерея (6 3 (1633)), 2 902 , Выделяются Царская площадь (1634) и Медея (1635). ), среди прочего.
Жан Расин (1639-1699)
Французский драматург, хорошо известный своей пятиактной пьесой Андромаха (1667). Это произведение было о Троянской войне и впервые было успешно представлено двору Людовика XIV.
Некоторые из его драматических произведений включают такие произведения, как La Tebaida (1664), Александр Македонский (1665), Los Litigantes (1668), Británico (709 (1669), 1 902), 1 902 Баязид (1672 г.) и Митридат (1673 г.).
Жан-Батист Мольер (1622-1673)
Мольер был известным французским драматургом, поэтом и актером. В его произведениях Тартуфо (1664) и Мизантроп (1666) он особенно продемонстрировал свое мастерство классической комедии.
Кроме того, некоторые названия его обширной работы: Влюбленный доктор (1658), Драгоценный смех (1659), Школа мужей (1661), Школа женщин ( 1662) и Брак по принуждению (1663).