Авангард вид живописи: Avant-garde Art: History, Artists, Artworks

Основные направления авангарда • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРусский авангардЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Подготовила Анна Красильщик

Абстрактное искусство

Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911 год © Национальный музей Грузии

Одно из основных направлений авангарда. В отличие от тради­ционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живо­писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

Авангард

Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».     

Заборная живопись

Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из характер­нейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.

Конструктивизм

Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара © charnelhouse.org

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти­визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Космизм

Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год © newsfeed.kosmograd.com

Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год © San Francisco Museum of Modern Art

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Кубофутуризм

Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год © Государственный Русский музей

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Левое искусство

Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф»    «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923–1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год
© Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Линиизм

Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год  © monoskop.org

В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

Лучизм

Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч. ).

Ориентализм

Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах и привлекало худож­ников авангарда скорее сюжетами и темами, чем приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио­нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвинял в подража­тельном западничестве. Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Супрематизм

Казимир Малевич. Без названия. Около 1916 года © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice

Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».

Футуризм

Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice, 1976

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.  

Источники

  • Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932).

    Справочник. СПб., 1992.

  • Энциклопедия русского авангарда. Под ред. В. И. Ракитина и А. Д. Сарабьянова. Т. 3. Кн. 1–2.

    М., 2014. 

Теги

Шпаргалка
Живопись
Словарь

Радио ArzamasЧто на самом деле говорил Заратустра?

Ахура-Мазда, Авеста, поклонение огню и похороны со стервятниками: новый курс — о зороастризме, религии Древнего Ирана и части современной Индии

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

14 минут

1/5

Передовой отряд

Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику

Читает Андрей Сарабьянов

Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику

12 минут

2/5

Две столицы авангарда

«Союз молодежи» против «Бубнового валета»: чем отличались общества нового искусства Москвы и Петербурга

Читает Андрей Сарабьянов

«Союз молодежи» против «Бубнового валета»: чем отличались общества нового искусства Москвы и Петербурга

11 минут

3/5

Алогизм и заумь

Как совместить несовместимое и к чему это может привести живопись, музыку и поэзию

Читает Андрей Сарабьянов

Как совместить несовместимое и к чему это может привести живопись, музыку и поэзию

13 минут

4/5

Рождение и смерть супрематизма

Как возник «Черный квадрат» и чем закончились супрематические поиски Малевича

Читает Андрей Сарабьянов

Как возник «Черный квадрат» и чем закончились супрематические поиски Малевича

11 минут

5/5

Абстрактное и беспредметное

Как русские авангардисты перешли к абстракциям и попытались увлечь своими утопиями всю страну

Читает Андрей Сарабьянов

Как русские авангардисты перешли к абстракциям и попытались увлечь своими утопиями всю страну

Материалы

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Энциклопедия авангардного кино

Хроника сохранившегося и утерянного советского кино

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Как отличить подделку от подлинника

Коллекционер рассказывает о принципах экспертизы произведений русского авангарда

Слова, придуманные Малевичем

Невесомость, Госваал, планиты и другие слова, вошедшие и не вошедшие в употребление

9 шагов постижения современного искусства

Педагогические принципы Казимира Малевича, которые помогут его понять

Малевич и Шагал

Хроника взаимоотношений авангардистов, за год превратившихся из соратников во врагов

Писатели вспоминают о чудачествах поэтов‑авангардистов

Трогательные аудиозаметки о некоторых эпизодах из жизни поэтов

Что читать про авангард

Книги, которые помогут разобраться в истории и теории русского авангарда

Поиграйте с ребенком в тихие игры 20-х годов

Памятник русского конструктивизма и авангарда: распечатать, вырезать и склеить

Андрей Сарабьянов: «Сейчас „находки“ — удел поддельщиков»

Искусствовед — о забвении и открытии авангарда

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Как читать заумные стихотворения

Два филолога учат понимать заумь, разбирая стихотворения Каменского и Хлебникова

Карта провинциального авангарда

Главные после Москвы и Петербурга советские авангардные города

Заумь Хлебникова, Бурлюка, Каменского и Кручёных

Стихи в авторском и неавторском исполнении

Текстильные эксперименты Поповой и Степановой

Краткая история ситчика революционной расцветки и как делать правильную спецодежду

Как объяснить иностранцу, что такое заумь и сдвиг

Доклад писателя и теоретика авангарда Ильи Зданевича

Галерея авангардного киноплаката

Западная киноклассика и советский киноавангард в работах братьев Стенберг

Как происходили авангардистские акции

Воспоминания современников о скандалах и драках

Что придумали русские авангардисты

Вещи, которые имеют сегодняшний вид благодаря беспредметникам 1920-х годов

Весь курс за 5 минут

Курс Андрея Сарабьянова «Русский авангард» в кратком изложении

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Авангардизм в живописи | Картины в стиле авангард

Что такое авангардизм в живописи и искусстве? Особенности направления, примеры картин в стиле авангард, ключевые фигуры.

Содержание

  1. Введение
  2. Особенности авангардизма
  3. Абстракционизм
  4. Супрематизм
  5. Футуризм
  6. Лучизм
  7. Примитивизм
  8. Конструктивизм
  9. Ключевые фигуры авангардизма в живописи
  10. Самые дорогие проданные картины в стиле авангард 
  11. Современный авангард в живописи
  12. Авангардизм в искусстве

Введение

Как направление в искусстве, авангард зародился 1910-х годах. Вам наверняка известны имена основных художников, а также основные знаковые произведения этого направления.

Сам по себе авангард – это очень сложная система разнообразных предчувствующих ему стилей, направлений и творческих школ. Авангардная живопись – это своеобразный эксперимент, который художники поставили над своими произведениями, работая с цветом, формой, основными принципами своего творчества. Иногда работы писались гладкой живописью, иногда картины создавались мастихином, а иногда и вовсе были созданы в технике коллажа.

Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм – это те самые направления, из которых вырос авангард, в том числе и знаменитый русский авангард. В этой статье я хочу рассмотреть основные особенности авангардизма, самые известные работы художников, а также современный авангард.

Читайте эту статью до конца, чтобы полностью погрузиться в мир авангардизма в искусстве.

Особенности авангардизма

Как и кубизм, авангард стал одним из ярких событий в культурной жизни ХХ века. Сам термин avant-garde было заимствовано из военной терминологии и означало «передовой отряд».

Таким образом, авангард, это что-то новое, что на шаг уже впереди привычного и понятного.

Русский же авангард – это радикальное направление, которое объединило различные течения в период 1910-х годов. Вообще, такие переломные периоды были в каждый исторический период в культурной и художественной жизни. Просто авангард ХХ стал мощной реакцией на быстро изменяющийся мир вокруг. То, что происходило в мире, в науке, в литературе и живописи просто не могло не обрести форму и выход у художников того времени.

Впервые слово авангард в России прозвучало в устах знаменитого Бенуа. Так он обозначил картины художников, не без иронии, на выставке 1910 года, тех самых, которые были из объединения «Бубновый валет».

Еще через 2 года свою выставку представляют футуристы, показывая новые произведения в авангардном стиле.

Родиной авангардного искусства является Советская Россия.

Такое большое и разностороннее событие, как авангард, объединившее крупных художников и крупные течения ХХ века, имело несколько направлений, с ведущими концепциями и художниками.

Рассмотрим основные течения авангардизма в живописи художников первой волны, в живописи 20 века:

Абстракционизм Первая абстрактная картина (акварель), Василий Кандинский, 1910

Беспредметное искусство, использовавшее ассоциации для восприятия своих работ. Для них главным был цвет, с помощью которого можно было выражать абстракцию.

Все в том же 1910 году, Кандинский создает первую абстрактную работу, которую называет композицией. Суть таких работ – баланс и гармония формы и цвета.

Кандинский сравнивал живопись с музыкой, и считал самым важным – выразить звучание. Именно к абстракционизму в авангардной живописи можно отнести многие другие направления, например, супрематизм, лучизм.

Супрематизм Казимир Малевич, Спортсмены (1932)

Как отдельное направление так же зародился в 1910 году. Казимир Малевич – центральная фигура этого направления.

Передавать реальность при помощи простой формы, сочетая простые геометрические фигуры – круги, квадраты и треугольники, а также линии между собой, вот что было основой супрематизма, его основной формой.

Футуризм Умберто Боччони, Улица входит в дом, 1911

Направление, больше проявившее себя в литературе и публицистике, но затронувшее также и живопись.

Для этого направления была характерна энергия движения, фрагментарность форм и фигур. Братья Бурлюки считаются первыми футуристами в России.

Лучизм Михаил Ларионов. Красно-синий лучизм. 1913 г.

Направление, которое стремилось передать не столько сам предмет, сколько его отражение в лучах. Работая над картиной, художники писали лучи, падающие на предмет.

Смешение цветовых спектров и различные возможности цвето- и светопередачи стали основой для этого направления. Основные художники – М. Ларионов и Н. Гончарова.

Примитивизм Нико Пиросмани, Актриса Маргарита, 1909

Специальное упрощение форм, которое использовали художники, было подобно лубочным картинкам или детским рисункам.

Примитивистами были и Ларионов, и Малевич. Художники, обращались к древним формам, первобытным и средневековым, использовали много фольклорного, народного творчества, сочетая чистые цвета и орнаментные узоры.

Конструктивизм

То самое направление в авангарде, которое появилось, благодаря техническому прогрессу. Больше всего, конечно, оно развивалось в архитектуре. Собственно, это самое позднее направление, зародившееся только в 1920-е годы.

Основой произведения в этом направлении искусства авангардной живописи была конструкция, геометрия, лаконичность форм и черт. Это направление широко было распространено в плакатной живописи. Яркие представители – Родченко, Степанова.

Ключевые фигуры авангардизма в живописи

Казимир Малевич 1879-1935

«Черный квадрат», 1915 – одно из самых известных полотен авангарда

Придумал сочетание цветных и черно-белых фигур – супрематизм, написал знаменитый «Черный квадрат» (а потом еще 3 копии этого квадрата с небольшими отличиями), один из ключевых художников-авангардистов.

Василий Кандинский 1866-1944

«Мюнхенский пейзаж», 1908 год

Один из основателей авангардизма, которого заметили и почитали при жизни, как в России, так и в Европе, после эмиграции в 1921 году. Писал абстрактные цветные работы, которые почитала известная коллекционер и покровитель искусства Пегги Гуггенхайм. Именно благодаря ей, работы Кандинского выставлялись в Америке и Европе и обрели последователей в лице знаменитых художников.

Владимир Татлин 1885-1953

«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ

Также один из основателей конструктивизма. Его работы были на той самой знаменитой выставке, где выставлялся «Черный квадрат» Малевича, и, по мнению критиков, во многом его работы были лучше работ Казимира.

На той же выставке он впервые представил свои беспредметные работы – конструкции, собранные из разных материалов.

Александр Родченко 1891-1956

Рекламный постер Ленгиза, 1925

Также считается одним из основателей конструктивизма, но работал он во всевозможных жанрах и техниках, став своеобразным мульти художником.

Писал картины, изготавливал скульптуры, делал фотографию, оформлял постановки в театре и кино.

Наталья Гончарова 1881-1962

Ткацкий станок и женщина, 1913

Одна из главных женщин-авангардисток, участница практически всех выставок начала ХХ века.

Писала картины в лубочном стиле, обращаясь к народному ремеслу, использовала также иконопись, подстраивая все это под современный стиль авангарда.

Эль Лисицкий 1890-1941

Proun, 1922

Художник-авангардист и архитектор, внедрял идеи супрематизма в архитектуру, изобрел проун – равновесную конструкцию геометрических тел. Участвовал также в советском искусстве пропаганды.

Михаил Ларионов 1881-1964

Лучистый пейзаж, 1912

Муж Натальи Гончаровой, изобрел собственное направление – лучизм. Очень долго оставался в тени своей наиболее известной жены.

Любовь Попова 1889-1924

Портрет философа, 1915

Кубофутуризм и супрематизм – основные направления, в которых работала художница. Несмотря на короткий срок, прожила довольно яркую и насыщенную жизнь. Она была из богатой семьи, но после революции осталась в стране ради искусства, ведь первые годы советской власти были как раз ознаменованы эгидой авангарда.

Училась у Малевича, входила в состав созданной им группы «Супремус». При жизни ее произведения не были востребованы, зато сейчас хранятся в крупнейших музеях России, США и Испании.

Александра Экстер 1882-1949

Город ночью

Дружившая с Пикассо художница обучалась в Париже, принимала участие в выставках не только в России, но и в Европе. Также была участницей группы «Супремус», занималась декорациями театральных постановок. Эмигрировав из России, стала отходить от своего стиля, больше склоняясь к фигуративному искусству.

Иван Пуни 1892-1956

Автопортрет перед зеркалом

Был учеником Ильи Репина, и, продолжив свою учебу во Франции, вдохновился идеями кубизма и фовизма, которые и привез в Россию из европейского авангарда.

Именно Пуни организовал ту самую выставку «0,10», где были представлены авангардисты, в том числе и Малевич со своим «Черным квадратом». После эмиграции также отошел от авангарда, став писать работы в примитивистском стиле.

Самые дорогие проданные картины в стиле авангард 

Русские художники-авангардисты хотели жить в мире, где все равны, а деньги бы вообще ничего не значили. Но вот парадокс, спустя почти и более 100 лет с написания их работ, их картины стали стоить столько, что и они и подумать не могли о таких суммах.

Итак, вот список самых дорогих картин в стиле авангард:

  1. Казимир Малевич, «Автопортрет», 1909-1910, продана за $8 639 022

Главные картины художника, прославившие его на весь мир, давно хранятся в музеях и в торгах не участвуют, но даже по предварительной оценке, стоят раз в 5 дороже этой работы.

Этот ранний «Автопортрет» существует еще в трех вариациях, один из которых хранится в Третьяковской галерее в Москве. Картина была написана до знаменитого «Черного квадрата», в тот период, когда художник еще искал свой стиль и увлекался фовизмом.

  1. Варвара Степанова, «Фигура с гитарой», 1919, продана за $2 766 238

Художница активно внедряла искусство в жизнь – ткани, из которых шили одежду для прогрессивных людей того времени украшали ее орнаменты и узоры. Используя простые геометрические фигуры, художница изображала людей в разных позах. Одна из таких картин и была продана за $2 766 238.

  1. Василий Кандинский, «Негнущееся и согнутое», 1935, продана за $23 319 500

Работы Кандинского продаются на международных торгах. Это связано с тем, что художник принимал участие в международных выставках в Европе, преподавал в Баухаузе. Эта картина – образец зрелого творчества художника, написана в Париже, в период эмиграции.

  1. Александр Родченко «Конструкция No 95», 1919, продана за $4 523 173

Родченко запомнился зрителям больше, как фотограф, нежели как художник, но даже несмотря на это, основные свои принципы, которые он в последствии использовал в коллажах и фото, он сформировал в живописи.

Подражая Врубелю и Гогену, увлекаясь футуризмом, Родченко пришел к абстракции. Данная картина написана в пик его творческих поисков.

  1. Илья Чашник, «Седьмое измерение. Супрематический рельеф», 1920, продана за $2 988 054

Один из ближайших учеников Малевича, который прожил всего 27 лет, и чьи работы сгорели во время войны. Лишь не многие сохранились и хранятся в музеях, и еще часть – в частных коллекциях.

Современный авангард в живописи

Авангард очень сильно повлиял не только на последующие направления в живописи, но также затронул еще и архитектуру, музыку, театр, дизайн.

Постоянно проходят ретроспективные выставки, на которых представлено авангардное искусство, авангардная живопись. Художники по всему миру в разное время вдохновлялись авангардистами, перерабатывая их стиль под свои нужды и реалии нового тысячелетия.

Так, например, в Европе, авангард собственно и не забывали и часто им вдохновлялись. Например, известная архитектор Заха Хадид испытывала особый интерес к абстракции, вдохновлялась работами Малевича, а также для своих архитектурных идей брала за основу некоторые работы абстракционистов.

Работы Захи Хадид

Можно сказать, что многие художники сейчас – это новые авангардисты, ведь своим современным искусством они также прокладывают путь, идут на передовую искусству. Современный авангард сейчас перевоплощается в разных формах – в живописи, искусстве, даже в оформлении кафе, в дизайнерских решениях. Авангард повсюду и современные художники подстраивают его под новые реалии.

Авангардная живопись 21 века очень многогранна и сочетает в себе большое разнообразие. На рубеже веков всегда происходят изменения в творческом процессе и поиск новых форм, переосмысление старых канонов и переложение их на новый лад.

Современное концептуальное искусство – это и есть новый авангард.

«Титаник». Серия «Кукольный театр». А. Ситников. 2010 «Античный мальчик». О. Кошляков. 1995 «Триумф Титанов эпохи Возрождения”. Дуэт Дубосарский — Виноградов. 2009

Авангардизм в искусстве

Авангард в кинематографе

Возник в 1920-х годах во Франции, как противовес классическому коммерческому кинематографу. Снимали экспериментальное кино, используя новаторские средства и приемы выразительности. Киноавангард часто связывают с артхаусом, выделяя у них общие моменты.

Авангард в литературе

Это направление в литературе сочетало в себе несколько стилей сразу. Иногда под авангардом подразумевают более радикальную форму авангарда.

Как и в живописи, в литературе, авангард – это разрыв связей с прошлыми литературными традициями, которые существовали до ХХ века. Каноны и нормы остались в прошлом, на первый план выходят экспериментальные формы и поиск нового.

Для литературы авангарда были характерны интерес к фольклору, творчеству маргинальных личностей (наркоманов и алкоголиков). Границы жанров тоже размывались и смешивались, чтобы найти новую форму для выхода творческой энергии.

Скандал и эпатаж тоже были отличительными особенностями литературного авангарда.

Наиболее известные примеры, роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», «Замок» Франца Кафки и «Улисс» Джеймса Джойса.

Авангард в музыке

Часто к музыкальному авангарду применяли термин «футуризм». Из видных композиторов можно назвать таких, как Н. А. Рославец, И. А. Вышнеградский, Н. Б. Обухов, А. С. Лурье и другие.

Как отмечают эксперты, тот первый, ранний авангард был неочевидным, неоднородным, мало оформленным. Композиторы и музыканты искали новое звучание мира.

Такой, например, была первая футуристическая опера, «Победа над солнцем», декорациями к которой как раз занимался Малевич. Так же можно вспомнить Симфонию гудков – собрания фабричных гудков, которые раздавались в разных городах, при оформлении праздничных дат для революционеров.

Новое деление тонов – то, чем занимались авангардисты-музыканты. А еще они хотели создать новые музыкальные инструменты и устройства, с помощью которых могли получить новый звук. Таким примером может быть первый терменвокс – инструмент, с помощью которого можно услышать микроградации звука. Музыканты старались дать новое применение органу или фортепиано, дать им новое звучание.

Как вы видите, авангард проник практически во все сферы искусства и жизни в начале ХХ века, став своеобразным ответом на то, что происходило в мире. Еще часто новые веяния и начинания будут называть авангардом, но именно тот самый первый, классический авангард зародился в 1910-е годы.

Ключевые фигуры, такие как Малевич, Кандинский, Татлин, Родченко, навсегда изменили историю. На них равнялись, ими вдохновлялись, но никогда не проходили мимо них, ведь таких новаторов было сложно пропустить.

Ставьте 5 звезд статье, если вам понравилось читать про историю авангарда и пишите в комментариях, какие работы в этом стиле вам наиболее симпатичны. Или нет =)

Что такое искусство авангарда?

 

Искусство авангарда — это термин, который мы часто встречаем в дискуссиях об искусстве. Но что это на самом деле означает? Термин происходит от французской военной фразы, относящейся к авангарду армии. Подобно командирам армии, художники-авангардисты проложили себе путь на неизведанную территорию, по пути нарушая правила и разрушая заведения. Термин «авангард» обычно используется для описания новаторских произведений искусства модернистской эпохи, примерно с середины XIX века.го до середины 20 века. Тем не менее, не так уж неслыханно видеть термин, используемый для описания современного искусства. Но критики всегда связывают термин «авангард» с революционными инновациями. Давайте подробнее рассмотрим историю и развитие термина.

 

Авангард: искусство с социалистической целью

Гюстав Курбе, «Похороны в Орнане», 1850 г., via Musée d’Orsay

 

Термин «авангард» обычно приписывают французскому социальному теоретику Анри де Сен-Симону в начале XIX в. век. Для Сен-Симона авангардным искусством было то, что имело сильный моральный кодекс и поддерживало социальный прогресс, или, как он выразился, «осуществляя положительную власть над обществом». После Французской революции появились различные художники, чье искусство стало ассоциироваться с идеалами авангарда. Самым выдающимся был французский художник-реалист Гюстав Курбе, чье искусство выступало в качестве голоса народа, иллюстрируя сцены восстания и бунта или бедственное положение простых трудящихся. Курбе также использовал свое искусство, чтобы восстать против скучного традиционализма и причудливого эскапизма художественного истеблишмента (особенно парижского Салона), тем самым породив современную идею авангарда как мятежной формы грубого выражения. Современниками Корбе, исследующими подобные идеалы, были французские художники Оноре Домье и Жан-Франсуа Милле.

 

Искусство авангарда: разрыв с истеблишментом

Клод Моне, «Впечатление восхода солнца», 1872 г. , via Musée Marmottan Monet, Paris

 

Следуя яркому примеру Курбе, французские импрессионисты заняли революционную позицию в искусстве. Импрессионисты отвергли формализм прошлого и рисовали смело и по-новому. Несмотря на резкую критику, группа продолжила свое существование, что привело к появлению современного искусства. Еще одним радикальным аспектом французского импрессионистского стиля, который стал типичным для авангардного искусства, было их создание групповых обществ и независимых выставочных пространств, таким образом взяв демонстрацию своего искусства в свои руки. С этого периода крупные учреждения, такие как Салон, больше не должны были решать, кого принимать, а кого нет — художники могли сами продвигать свои собственные идеи.

 

Искусство авангарда ХХ века

Пабло Пикассо, Les Demoiselles d’Avignon, 1907, через MoMA, Нью-Йорк

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

В контексте истории искусства термин авангард чаще всего применяется к модернистскому европейскому искусству начала 20-го века. Именно в это время художники полностью порвали с прошлым, создав невероятное разнообразие различных художественных стилей. К ним относятся кубизм, фовизм, экспрессионизм, лучизм, сюрреализм, дадаизм и другие. В этот продуктивный период в истории искусства появились некоторые из самых известных художников всех времен, в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисс и Сальвадор Дали. В то время как стили и подходы были невероятно разнообразны, упор на инновации, экспериментирование и исследование нового сделал всех этих художников подходящими для категории авангардного искусства.

 

Гринберг и абстрактный экспрессионизм

Tutti-Fruitti Хелен Франкенталер, 1966, через Олбрайт-Нокс, Буффало

 

Известный американский искусствовед-модернист Клемент Гринберг много сделал для популяризации использования термина «авангардное искусство» в 1930-х и 1940-х годах. В своем культовом эссе «Авангард» и «Китч », 1939, Гринберг утверждал, что авангардное искусство в первую очередь связано с созданием «искусства ради искусства» или искусства, которое отвергает реализм и репрезентацию в пользу растущего языка чистой, автономной абстракции. Среди художников, которых он стал ассоциировать с идеалами авангарда, были Джексон Поллок и Хелен Франкенталер.

Что такое Авангард? Характеристики Avant-Garde

Это руководство содержит все, что вам нужно знать об Avant-Garde.

Мы рассмотрим следующие темы:

Содержание

Что означает авангард?

Авангард — это французское слово, которое буквально переводится как «авангард» или «авангард». Авангард отвечает за переосмысление наших представлений о том, что приемлемо, а что нет. Он определяет отклонение искусства от установленного порядка вещей.

Слово имеет милитаристский оттенок и относится к контингенту сил в составе армии, который отправляется впереди других для разведки или начальной атаки.

Авангард — вездесущий термин в мире искусства, но, по иронии судьбы, он также чаще всего неправильно понимается.

Исторически он был связан не только с искусством. Это было искусство с социальным комментарием и критикой традиций.

Однако в ХХ веке авангард стал приобретать чисто художественное значение. Для него характерен разрыв с общепринятыми нормами общества, культуры и искусства.

Отход от общепринятых норм искусства

Со временем, когда этот термин приобрел свои художественные коннотации, он стал ассоциироваться с произведениями искусства, которые представляли собой радикальный отход от традиционных практик или стандартов.

Так что в некоем метафорическом смысле авангард в искусстве — это авангард, раздвигающий границы искусства. Обычно это считается оскорбительным для чувств того времени и откровенно мятежным.

Что такое пример авангарда?

Авангард не представляет собой единое движение. Все движения в искусстве, изменившие наше представление об искусстве в любой момент времени, считаются авангардными для того времени.

При этом работы известного художника-реалиста Гюстава Курбе принято считать началом авангардного искусства.

Чтобы узнать больше о Гюставе Курбе и увидеть некоторые из его работ, рекомендуем посмотреть это видео The Arts Hole:

Модернистские течения, начиная с 1850-х годов, считаются авангардным искусством, потому что они перевернули традиционно установленные нормы.

Такие направления, как кубизм, фовизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и так далее, считались радикальными для своего времени и, следовательно, могут быть по праву охарактеризованы как образцы авангардного искусства.

В качестве примеров авангардных произведений искусства взгляните на эти семь примеров авангарда по версии Момы.

Почему это называется Авангард?

Как упоминалось ранее, авангард буквально означает отклонение от установленного пути или экспедиционный корпус, отправленный за границу для разведки или начальной атаки.

Значение авангарда было сформировано этой важной характеристикой.

По сути, художники-авангардисты — это экспедиционные силы, расширившие горизонты мышления, сознания, традиций, культуры и стандартов нашего общества.

Восстав против статус-кво, они внедрили идеи, которые способствовали развитию общества, способствовали радикальным реформам или внесли новаторские концепции в наше коллективное мышление.

Каковы характеристики авангарда?

Характеристики авангарда очевидны из его определения. Любое искусство, отвергающее устоявшиеся нормы, есть искусство авангарда.

Он характеризуется такими словами, как инновационный, экспериментальный, прогрессивно радикальный и смелый. Это также должно было стать бунтом против статус-кво.

В годы становления авангарда — девятнадцатого века —  он был главным образом связан с социальными изменениями, или социальными изменениями, вызванными расширением сознания общества.

Итак, в те годы под авангардным искусством подразумевалось искусство, основной целью которого были социальные изменения, а художники были пионерами, которые вели человечество к реализации более высоких целей.

Такие движения, как дадаизм, реализм, анархизм и конструктивизм, считаются первоначальными движущими силами социальных изменений. Это должно было оскорбить снобистскую элиту общества.

Начиная с двадцатого века авангард прежде всего ассоциировался со стилистическими новшествами в искусстве, конечной целью которых могут быть социальные изменения и реформы, а могут и не быть.

Чтобы узнать больше об авангарде и характеристиках, рекомендуем посмотреть это подробное видео от nationalgalleries:

Как зародился авангард?

Термин «авангард» был впервые введен Анри де Сен-Симоном в его книге под названием « Литературные, философские и промышленные мнения», , опубликованной в 1825 году и призывавшей художников — наряду с учеными и промышленниками — вызвать социальные изменения в обществе. В книге Анри де Сен-Симон пишет о художниках:

«Мы, художники, послужим вам авангардом, сила искусства самая непосредственная: когда мы хотим распространить новые идеи, мы записываем их на мрамор или холст. Какой великолепной судьбой для искусств является осуществление положительной власти над обществом, истинное священническое служение и шествие в авангарде [т.е. авангард] всех интеллектуальных способностей!»

Авангард – это отход от устоявшейся практики рисования мифологических фигур; художники-модернисты рисовали обычные предметы.

Гюстав Курбе был первым, кто сделал это, рисуя сцены из обычной жизни. Увлечение Курбе реализмом и реалистическими сюжетами отражено во всех его картинах.

Взгляните на картину «Человек в отчаянии » работы Курбе.

Точно так же абстрактные экспрессионисты полностью порвали с традицией, когда они начали рисовать линиями, формами, цветами или капающей краской (стиль Джексона Поллока).

В какой период появился авангард?

Авангардный период начался с работ Гюстава Курбе в стиле реализма до последних лет эпохи абстрактного экспрессионизма в 1960-х годах.

Обычно авангард ассоциируется с модернизмом и модернистскими течениями в искусстве, и этот термин имеет общий модернистский оттенок.

В период с 1850-х до конца 1960-х годов возникло множество направлений в искусстве, которые повлияли на мысли того времени.

Некоторые из этих движений стремились произвести социальные изменения или реформировать общество с помощью произведений искусства, бросая вызов существующим убеждениям общества.

Однако отличительная черта авангарда как катализатора социальных изменений трансформировалась в художественно-стилистическую инновацию на чисто художественной границе.

Абстрактные экспрессионисты, которых также считают художниками-авангардистами своего времени, больше интересовались работой и процессом искусства, чем его социальными последствиями.

Кто такие популярные художники-авангардисты?

Вот список популярных художников-авангардистов вместе с мини-биографиями.

1. Джорджия О’Киф

Ее часто называют «матерью американского модернизма».

В начале 1920-х годов она считалась бунтарем американских художников из-за своего несколько абстрактного стиля.

Она была очарована цветами и часто рисовала цветы в субъективно абстрактном стиле.

Чтобы узнать больше о Джорджии О’Киф, мы рекомендуем посмотреть это видео от Watch and Learn:

2. Сальвадор Дали

Сальвадор Дали был известным испанским художником, известным своим сюрреалистическим стилем.

Его картины очень креативны и вызывают чувство шока и благоговения.

Его самая известная картина с тающими часами под названием Постоянство памяти была завершена в 1931 году.0005

3. Пабло Пикассо

Пабло Пикассо также был испанским художником, который, как говорят, вместе с художником Браком в 1907 году стал одним из основателей кубизма в искусстве.

Пабло Пикассо, в отличие от других художников, создал множество произведений искусства. исчисляется тысячами. Помимо живописи, он также занимался скульптурой, керамикой и дизайном.

Его работы являются свидетельством его универсальности и охватывают множество стилей от кубизма до абстрактного искусства.

Чтобы узнать больше о Пабло Пикассо, рекомендуем посмотреть это видео Биографии:

Финальные замечания 9007 . исключение других.

В действительности, однако, авангард характеризует любое направление в искусстве, стремящееся к инновациям, стилистическим изменениям или социальным реформам с помощью искусства.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*